Работа программиста очень сложна. Поэтому любой инструмент, который ее облегчает, следует только приветствовать. Теоретически можно кодить, имея под рукой только блокнот и компилятор, но на практике программист пользуется специальными инструментами для ускорения работы.
Разберем семь инструментов программиста, которые нужны для повседневной работы.
1. Интегрированная среда программирования (IDE)
Среда разработки — это основной инструмент, который программист запускает сразу же, как только приходит на работу. Типовая среда включает:
- Редактор с подсветкой кода
- Компилятор
- Отладчик
- Управление проектами
Существуют универсальные IDE, которые поддерживают много языков программирования:
- CodeBlocks
- NetBeans,
- Eclipse,
- Qt Creator,
- Geany.
Существуют специализированные IDE, которые нацелены на один язык программирования:
- Visual Basic,
- Delphi,
- Dev-C++.
К сожалению, практика работы программиста такова, что знания одного языка программирования и одной среды программирования явно недостаточно. Постоянно приходится использовать разные языки или среды в зависимости от задачи. Поэтому рекомендую пробовать и изучать разные IDE. Вы никогда не знаете, где это может пригодиться.
ТОП 7 программ для ПРОГРАММИСТА
Есть много сравнительных таблиц IDE. Например, здесь. Ниже фрагмент сравнительной таблицы IDE для C/C++.
В качестве основного IDE лучше выбрать ту среду разработки, которая вам наиболее комфортна и удобна. И ее уже изучить досконально. Это существенно повысит вашу производительность.
2. Профилировщик кода (профайлер, профилер)
Профилировщик кода, или как часто на жаргоне его называют профилер (от слова profiler) — это инструмент, который собирает информацию о работе программы. Как правило, профилер требуется в тех случаях, когда ваша программа работает не так быстро, как хотелось бы.
Чтобы найти узкое место программы запускают профилер, который фиксирует время выполнения различных фрагментов программы.
Существует много профилеров, как универсальных, так и специализированных. Большой список можно найти здесь (en).
Но самым популярным профилером является GNU Gprof. Он есть в сборке Си-экспресс. Чтобы его использовать, нужно сделать следующие действия:
1. Включить профилирование в параметрах сборки проекта. Щелкнуть правой кнопкой на проекте и выбрать соответствующий пункт меню.
2. Перекомпилировать и запустить программу.
3. Запустить профилер. Меню — Модули — Code profiler
3. Система контроля версий
Часто бывает, что программист внес правки в исходный код и программа перестала работать. Для быстрого возврата к работающей версии используются системы контроля версий (SVN). Они ведут учет изменений в файлах и позволяют откатить изменения до нужной точки.
ИНСТРУМЕНТЫ АНАЛИТИКА — что учить, чтобы стать аналитиком в IT?
Наиболее популярными являются:
Раньше SVN работали на компьютере разработчика, но в последнее время используются веб-серверы для SVN. Это дает много преимуществ, можно работать на разных компьютерах и иметь копию программы в облаке.
Существенных отличий между этими системами нет. Базовый функционал одинаковый, разница только в способах реализации. Поэтому можете выбрать ту систему, которая вам больше понравится.
Самыми популярными серверами SVN являются:
- GitHub (сервис платный, но бесплатен для проектов с открытым исходным кодом).
- Bitbucket (бесплатный сервис)
4. Визуальный редактор интерфейса
Хотя интерфейс программы можно полностью написать в коде, но это подходит только для совсем простых программ. Программирование интерфейса вручную — это чрезвычайно долгий и трудоемкий процесс.
Есть еще одна причина, чтобы это процесс сильно ускорить — общение с заказчиком. Самый первый разговор с заказчиком станет намного продуктивнее, если вы сможете быстро набросать макет программы. Заказчики ничего не понимают в программировании, но интерфейс понимают все. Чем более быстро вы покажет макет будущей программы, тем быстрее получите заказ.
Существуют множество редакторов интерфейса, которые помогают набросать внешний вид программы простым перетаскиванием виджетов. Другое их название GUI-конструкторы. Они могут как отдельными программами, например, Glade. А могут быть плагинами к IDE, как, например wxSmith для CodeBlocks.
Как правило, задача визуального редактора — задать расположение элементов интерфейса, а код обработки сообщений программист пишет уже в программе.
5. Редактор баз данных
Для прикладных программ работа с базами данных (БД) является обязательным условием. Если вы пишете программу для автоматизации бизнеса, то вам потребуются работа с базами:
- Сотрудников
- Товаров
- Покупателей
- Счетов и т.д.
Базы данных — это основа автоматизации любой компании. Поэтому программисту в той или иной форме нужно будет взаимодействовать с базами данных. В этом ему помогают редакторы БД, которые позволяют управлять информацией в базах данных.
Самым мощной и удобной системой управления базами данных (СУБД) является Microsoft Access, который входит в состав Microsoft Office. Возможности Access очень велики. Эта СУБД позволяет разработать автоматизацию небольшую компании. Но полученный продукт не очень удобно тиражировать из-за особенностей лицензирования Microsoft Office.
Самыми распространенными редакторами БД являются:
- PhpMyAdmin
- HeidiSQL
- DBTools Manager
6. Инструмент тестирования ПО
Как только программист написал программу, то нужно убедиться в том, что она работает. Для этого существует отдельный процесс, который называется тестирование ПО.
Суть тестирования состоит в том, что тестировщик выполняет пакет тестов и проверяет соответствие реального поведения программы с заданным.
Проблема тестирования заклюается в том, что предвидеть заранее все возможные варианты использования программы невозможно. Поэтому тестирование ПО — это больше искусство, чем наука.
Пока программы были не очень сложными, использовалось так называемое «исчерпывающее тестирование», то есть проверялась работа программы на всех возможных ветках в ыполнения. Но очень скоро количество комбинаций веток стало превышать возможности тестировщиков, и сейчас проводится выборочное тестирование. Выбирается некоторый основной вариант использования программы и для него пишутся тесты.
Трудно найти универсальные инструменты автоматического тестирования. Как правило, программист ищет инструмент тестирования под конкретную задачу. Если же такого инструмента не находится, то приходится его писать самому.
7. Фреймворк
Многие программы имеют общие модули. Отсюда приходит желание не писать каждый раз программу с нуля, а использовать какой-нибудь каркас. Так появилось понятие фреймворка, что в переводе означает «каркас».
Фреймворк отличается от библиотеки тем, что библиотека никак влияет на работу программиста. Ему достаточно подключить библиотеку и он может произвольно вызывать функции библиотеки.
Фреймворк диктует принцип построения программы. Обычно при работе с фреймворком сразу генерится некоторый прототип программы, а программист должен развивать этот прототип до готовой программы.
Так как принципы разработки едины, то на фреймворке можно достаточно быстро построить вполне рабочую программу. Но есть и серьезный недостаток в использовании фреймворка.
Если функционал программы сильно отличается от тех принципов, которые использует фреймворк, то программисту приходится постоянно изобретать разные приемы, чтобы согласовать требования заказчика и ограничения фреймворка. Иногда бывает, что использование фреймворка не только ускоряет, а, наоборот, замедляет программирование.
Источник: progtips.ru
Арсенал программиста. 7 инструментов для эффективной работы
Работа программиста очень сложна. Поэтому любой инструмент, который ее облегчает, следует только приветствовать. Теоретически можно кодить, имея под рукой только блокнот и компилятор, но на практике программист пользуется специальными инструментами для ускорения работы.
Разберем семь инструментов программиста, которые нужны для повседневной работы.
- 1. Интегрированная среда программирования (IDE)
- 2. Профилировщик кода (профайлер, профилер)
- 3. Система контроля версий
- 4. Визуальный редактор интерфейса
- 5. Редактор баз данных
- 6. Инструмент тестирования ПО
- 7. Фреймворк
1. Интегрированная среда программирования (IDE)
Среда разработки — это основной инструмент, который программист запускает сразу же, как только приходит на работу. Типовая среда включает:
- Редактор с подсветкой кода
- Компилятор
- Отладчик
- Управление проектами
Существуют универсальные IDE, которые поддерживают много языков программирования:
- CodeBlocks
- NetBeans,
- Eclipse,
- Qt Creator,
- Geany.
Существуют специализированные IDE, которые нацелены на один язык программирования:
- Visual Basic,
- Delphi,
- Dev-C++.
К сожалению, практика работы программиста такова, что знания одного языка программирования и одной среды программирования явно недостаточно. Постоянно приходится использовать разные языки или среды в зависимости от задачи. Поэтому рекомендую пробовать и изучать разные IDE. Вы никогда не знаете, где это может пригодиться.
Есть много сравнительных таблиц IDE. Например, здесь . Ниже фрагмент сравнительной таблицы IDE для C/C++.
В качестве основного IDE лучше выбрать ту среду разработки, которая вам наиболее комфортна и удобна. И ее уже изучить досконально. Это существенно повысит вашу производительность.
2. Профилировщик кода (профайлер, профилер)
Профилировщик кода, или как часто на жаргоне его называют профилер (от слова profiler) — это инструмент, который собирает информацию о работе программы. Как правило, профилер требуется в тех случаях, когда ваша программа работает не так быстро, как хотелось бы.
Чтобы найти узкое место программы запускают профилер, который фиксирует время выполнения различных фрагментов программы.
Существует много профилеров, как универсальных, так и специализированных. Большой список можно найти здесь (en).
Но самым популярным профилером является GNU Gprof. Он есть в сборке Си-экспресс . Чтобы его использовать, нужно сделать следующие действия:
1. Включить профилирование в параметрах сборки проекта. Щелкнуть правой кнопкой на проекте и выбрать соответствующий пункт меню.
2. Перекомпилировать и запустить программу.
3. Запустить профилер. Меню — Модули — Code profiler
3. Система контроля версий
Часто бывает, что программист внес правки в исходный код и программа перестала работать. Для быстрого возврата к работающей версии используются системы контроля версий (SVN). Они ведут учет изменений в файлах и позволяют откатить изменения до нужной точки.
Наиболее популярными являются:
Раньше SVN работали на компьютере разработчика, но в последнее время используются веб-серверы для SVN. Это дает много преимуществ, можно работать на разных компьютерах и иметь копию программы в облаке.
Существенных отличий между этими системами нет. Базовый функционал одинаковый, разница только в способах реализации. Поэтому можете выбрать ту систему, которая вам больше понравится.
Самыми популярными серверами SVN являются:
- GitHub (сервис платный, но бесплатен для проектов с открытым исходным кодом).
- Bitbucket (бесплатный сервис)
4. Визуальный редактор интерфейса
Хотя интерфейс программы можно полностью написать в коде, но это подходит только для совсем простых программ. Программирование интерфейса вручную — это чрезвычайно долгий и трудоемкий процесс.
Есть еще одна причина, чтобы это процесс сильно ускорить — общение с заказчиком. Самый первый разговор с заказчиком станет намного продуктивнее, если вы сможете быстро набросать макет программы. Заказчики ничего не понимают в программировании, но интерфейс понимают все. Чем более быстро вы покажет макет будущей программы, тем быстрее получите заказ.
Существуют множество редакторов интерфейса, которые помогают набросать внешний вид программы простым перетаскиванием виджетов. Другое их название GUI-конструкторы. Они могут как отдельными программами, например, Glade. А могут быть плагинами к IDE, как, например wxSmith для CodeBlocks.
Как правило, задача визуального редактора — задать расположение элементов интерфейса, а код обработки сообщений программист пишет уже в программе.
5. Редактор баз данных
Для прикладных программ работа с базами данных (БД) является обязательным условием. Если вы пишете программу для автоматизации бизнеса, то вам потребуются работа с базами:
- Сотрудников
- Товаров
- Покупателей
- Счетов и т.д.
Базы данных — это основа автоматизации любой компании. Поэтому программисту в той или иной форме нужно будет взаимодействовать с базами данных. В этом ему помогают редакторы БД, которые позволяют управлять информацией в базах данных.
Самым мощной и удобной системой управления базами данных (СУБД) является Microsoft Access, который входит в состав Microsoft Office. Возможности Access очень велики. Эта СУБД позволяет разработать автоматизацию небольшую компании. Но полученный продукт не очень удобно тиражировать из-за особенностей лицензирования Microsoft Office.
Самыми распространенными редакторами БД являются:
- PhpMyAdmin
- HeidiSQL
- DBTools Manager
6. Инструмент тестирования ПО
Как только программист написал программу, то нужно убедиться в том, что она работает. Для этого существует отдельный процесс, который называется тестирование ПО .
Суть тестирования состоит в том, что тестировщик выполняет пакет тестов и проверяет соответствие реального поведения программы с заданным.
Проблема тестирования заклюается в том, что предвидеть заранее все возможные варианты использования программы невозможно. Поэтому тестирование ПО — это больше искусство, чем наука.
Пока программы были не очень сложными, использовалось так называемое «исчерпывающее тестирование», то есть проверялась работа программы на всех возможных ветках в ыполнения. Но очень скоро количество комбинаций веток стало превышать возможности тестировщиков, и сейчас проводится выборочное тестирование. Выбирается некоторый основной вариант использования программы и для него пишутся тесты.
Трудно найти универсальные инструменты автоматического тестирования. Как правило, программист ищет инструмент тестирования под конкретную задачу. Если же такого инструмента не находится, то приходится его писать самому.
7. Фреймворк
Многие программы имеют общие модули. Отсюда приходит желание не писать каждый раз программу с нуля, а использовать какой-нибудь каркас. Так появилось понятие фреймворка, что в переводе означает «каркас».
Фреймворк отличается от библиотеки тем, что библиотека никак влияет на работу программиста. Ему достаточно подключить библиотеку и он может произвольно вызывать функции библиотеки.
Фреймворк диктует принцип построения программы. Обычно при работе с фреймворком сразу генерится некоторый прототип программы, а программист должен развивать этот прототип до готовой программы.
Так как принципы разработки едины, то на фреймворке можно достаточно быстро построить вполне рабочую программу. Но есть и серьезный недостаток в использовании фреймворка.
Если функционал программы сильно отличается от тех принципов, которые использует фреймворк, то программисту приходится постоянно изобретать разные приемы, чтобы согласовать требования заказчика и ограничения фреймворка. Иногда бывает, что использование фреймворка не только ускоряет, а, наоборот, замедляет программирование.
Источник: dzen.ru
Софт для программистов на каждый день
Программисты пишут код. Поэтому сходу кажется, что им для работы нужен только редактор кода. Пишешь, компилируешь, смотришь на результат. Если всё в порядке — отлично, не работает — надо исправить.
Но если спросить, чем программисты пользуются в работе, окажется, что всё не так просто. Нужны редактор кода, дебагер, консоль, система контроля версий, таск-трекер и много чего ещё, в зависимости от специализации. Например, верстальщикам нужны графические редакторы, а мобильным разработчикам — эмуляторы.
По большому счёту софт — это инструмент, который может подходить или не подходить для конкретной задачи. Как молоток для шурупов или отвёртка для открывания замков. Поэтому мы предложим несколько вариантов, а вы выбирайте сердцем, используйте с умом, но не относитесь к выбору слишком серьёзно. В конце концов, это просто компьютерные программы.
Редактор кода
Редактор кода — основной инструмент программиста и заодно машина по превращению знаний и опыта в продукт. Поэтому чем выше качество знаний, тем лучше получится продукт.
Старые программисты застали времена, когда целый сайт можно было сделать в блокноте, и вам даже ничего за это не было. Сейчас блокнотом не обойдёшься — потому что в редакторы кода встроено всё на свете. Подсветка кода, отладчики, автодополняторы, компиляторы и предпросмотрщики. Говорят, они даже варят кофе.
Из чего выбирать: Visual Studio Code, Atom, Sublime Text 3. Ну или в зависимости от языка и системы — кому-то нужны Visual Studio для C# или IntelliJ IDEA для Java.
- Обзор редакторов кода
- Как написать и запустить HTML на компьютере
- 10 горячих клавиш VS Code, которые ускорят вашу работу
Консоль
Консоль помогает быстро сделать рутинную работу и не отвлекаться на окошки и мышь. Команды в консоли — сила, соизмеримая с горячими клавишами по воздействию на мозг программиста. Говорят, что если научиться один раз, то потом по-другому уже не сможешь.
Из чего выбирать: Git Bash, PowerShell, Bash, iTerm.
Браузер
В нём и сайты (если вы делаете сайты), и консоль разработчика (если вы делаете сайты), и GitHub, и Хабр, и блог HTML Academy.
Из чего выбирать: хороший веб-разработчик проверяет сайт во всех браузерах, которые нужны клиенту. А Хабр и Пикабу везде выглядят одинаково, поэтому для личных целей пойдёт любой.
Система контроля версий
Программисты используют их, чтобы не потерять написанный код и не упустить никакие изменения. Особенно, если в команде работает несколько человек — нужно, чтобы всё было учтено и записано.
Система контроля версий помогает хранить историю изменений кода и, если что-то пошло не так, быстро вернуться к прошлому состоянию.
Из чего выбирать: Git, Subversion, Bazaar, тысячи их.
- Введение в системы контроля версий
- Как склеить коммиты и зачем это нужно
- Подробно изучите Git и его возможности на профессиональном онлайн-курсе.
Таск-трекер
Место, где собираются все задачи. Таск-трекерами пользуются не только программисты, это универсальный инструмент для всех. Но организовать работу без нормального списка задач бывает сложно — поэтому этот пункт и попал сюда.
Из чего выбирать: Jira, Confluence, Trello, Asana, ClickUp.
Дебагер
Он же отладчик. Помогает найти и исправить ошибки в коде. Программисты, которые пишут для мобилок и десктопа, отлаживают код в своих IDE. Веб-разработчики — прямо в браузере, через инструменты разработчика и плагины для браузеров.
Из чего выбирать: Chrome DevTools, Firebug
- Введение в Chrome DevTools. Панель Elements
- Введение в Chrome DevTools. Console, Sources, Network
- Как протестировать сайт
«Доктайп» — журнал о фронтенде. Читайте, слушайте и учитесь с нами.
Источник: htmlacademy.ru