Для чего нужна рабочая программа воспитателя доу

Планирование — основа содержания воспитательно-образовательной работы в ДОУ. План — это условие целеустремленности и организованности труда воспитателя, защита от самотека, от плена мелких текущих дел, однобокости и пропуска каких-то существенных задач развития воспитанников.

План — это, прежде всего, целеполагание. Планирование помогает воспитателю равномерно распределить программный материал в течение года, своевременно закрепить его, избежать перегрузки, спешки. План помогает заранее предусмотреть и обдумать методы, приемы, цель воспитания и обучения. Благодаря наличию плана воспитатель знает, что он сегодня будет делать и как, какие пособия и атрибуты будут использованы.

Правильно составленный план работы вносит ясность, предсказывает трудности, экономит время, повышает ответственность, облегчает работу.

План — не просто отчетный документ, главное в нем — рабочая ценность, заблаговременный преднамеренный подбор содержания и форм предстоящей работы с детьми, четкие ориентиры в использовании служебного времени.

Вакуленко ЛС Рабочая программа воспитателя от концепции до оформления

Следующим условием является совместное составление плана двумя воспитателями, работающими в одной возрастной группе.

Выполнение этого условия обеспечит единый подход к детям, единые требования к ним, повысит ответственность каждого воспитателя за выполнение плана и программы. У сменных воспитателей должен быть повседневный контакт в работе, постоянный обмен мнениями по результатам наблюдения за детьми: как они усваивают программный материал, как выполняют свои обязанности, каковы их навыки культурного поведения, черты характера, кто, как и с кем играет и прочее.

Календарный план – это заблаговременное определение порядка, последовательности осуществления программы воспитательно-образовательной работы с указанием необходимых условий, используемых средств, форм и методов работы.

В плане отражаются конкретные задачи воспитательно-образовательной работы, основные виды деятельности и способы их организации, средства решения поставленных задач на конкретный отрезок времени.

Основная цель планирования — обеспечение выполнения Программы детского сада. К планированию календарного плана предъявляются определённые педагогические требования:

  • Календарный план работы составляется воспитателями по очереди. Один воспитатель пишет план своей сменына 5 рабочих дней.
  • При работе над планом нужно учитывать реальность его выполнения, систематичность, последовательность, необходимо продумывать его насыщенность разнообразными делами.
  • Каждое запланированное дело должно быть целесообразным, нести в себе воспитательный элемент.
  • Последовательность и систематичность плана работы педагога помогает ему реализовать выдвинутые воспитательные задачи и соблюдать непрерывность самого воспитательного процесса.
  • Одним из важнейших условий составления календарного плана является его согласованность с годовым планом работы ДОУ.

Помимо педагогических существуют требования к оформлению плана:

Рабочая программа – основной документ воспитателя ДОО

  1. План должен быть написан аккуратно, крупным и понятным почерком или напечатан.
  2. На первой странице размещается: полное название учреждения, заглавие, номер и возраст группы, имена и отчества обоих воспитателей, а также даты начала и окончания плана. (см. Приложение )
  3. С обратной стороны первой страницы: прилагается таблица, в которой зам по УВР делает отметки об их проверке, а также оставляет свои рекомендации.
  4. На второй странице указываются годовые задачи ДОУ.
  5. Учебный план ДОУ на учебный год
  6. План работы ДОУ по профилактике ДДТТ на учебный год
  7. Циклограмма комплексно-тематического планирования на учебный год (где указывается: месяц, неделя, тема месяца, тема недели, итоговое событие) (см. Приложение )
  8. Список детей группы в алфавитном порядке с датами рождения
  9. Список детей по подгруппам
  10. Режим дня на учебный год
  11. Расписание НОД на учебный год
  12. Образовательная нагрузка воспитанников группы (см. Приложение )
  13. Режим двигательной активности (см. Приложение )
  14. Титульный лист на каждый месяц (см. Приложение )
  15. Сетка «Система образовательной работы с детьми» (на месяц, где указывается дата, образовательная область по которой проходит НОД, тема НОД, используемая метод.лит-ра (автор, стр., № занятия; для того, чобы не указывать каждый раз автора, можно распечатать УМК(учебно-методический комплекс) и вложить после циклограммы, но стр. и № занятия указывать обязательно. ) (см. Приложение )

например, Обучение грамоте. — «Усвоение звука и буквы М» — Ушакова О. А. стр. 56;

  1. Комплекс утренней гимнастики (выдает руководитель по физре)

При написании плана на неделю указывается:

ВО ВСЕХ ПУНКТАХ ОБЯЗАТЕЛЬНО – ЦЕЛИ.

Работа с родителями.

Обогащение развивающей среды в группе.

Утренняя гимнастика, виды ходьбы, подвижная игра.

Сюжетно-ролевая игра с перечислением цели игры, атрибутов и игровых ролей.

Все утренние мероприятия проводятся с целью создания у детей положительного эмоционального настроя на весь день и побуждения их к активному участию в жизни группы.

Планирование утреннего отрезка времени.

При планировании индивидуальной работы необходимо уточнять вид деятельности, его цель и с кем конкретно из детей педагог планирует данную работу.

Беседа – тема, цель, вопросы, оборудование (если необходимо), кому адресована.

Игры – какие (название), цель, атрибуты (материалы) проводятся с подгруппой детей и рассчитаны на индивидуальную работу с ребёнком.

Планирование режимных моментов. При написании режимных моментов обязательно планировать художественное слово (ясельная, младшая, средняя группы).

Планирование учебных занятий:

Материалы и оборудование

Виды детской деятельности

Словарная работа (обогащение словаря)

Художественное слово (название произведения и автор)

По изодеятельности:

Вид занятия (рисование, аппликация, лепка, ручной труд)

Основные технические приёмы

Планирование прогулки:

Прогулка обязательно должна проводиться в любую погоду. Согласно СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологическим требованиям к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»

  1. Требования к приему детей в дошкольные образовательные организации, режиму дня и организации воспитательно-образовательного процесса:

П.11.5. Рекомендуемая продолжительность ежедневных прогулок составляет 3-4 часа. Продолжительность прогулки определяется дошкольной образовательной организацией в зависимости от климатических условий.

При температуре воздуха ниже минус 15°С и скорости ветра более 7 м/с продолжительность прогулки рекомендуется сокращать.

11.6. Рекомендуется организовывать прогулки 2 раза в день: в первую половину дня и во вторую половину дня — после дневного сна или перед уходом детей домой.

Содержание прогулки должно соответствовать физиологическим, педагогическим требованиям во всех возрастных группах. При организации прогулки большую роль играет наличие и состояние участков каждой группы, их планировка и благоустроенность.

Задача прогулки в первую половину дня – восстановить силы после занятий, получить максимальный положительный заряд.

Есть общепринятая структура прогулки.

Если перед прогулкой было физкультурное или музыкальное занятие, то прогулка начнется с наблюдения.

Если же были спокойные виды деятельности, то прогулка начнется с подвижной деятельности.

Существует различные виды прогулки:

Типовая: максимально свободная деятельность детей (максимум атрибутов).

Комбинированная, состоящая из двух частей:

первая часть — целевая прогулка;

вторая часть — свободная деятельность детей.

Пять видов тематических прогулок: прогулки-походы, развлекательные прогулки с персонажем, прогулки-события, спортивные прогулки, прогулки — трудовые акции.

Читайте также:
Devil may cry что это за программа

Рассмотрим прогулки каждого вида.

Прогулки — походы представляют собой организованный вид деятельности, в ходе которого решаются оздоровительные задачи, совершенствуются двигательные навыки и физические качества детей, удовлетворяются их познавательные потребности, воспитывается любовь и эстетическое отношение к природе. Проводить их следует с детьми старшего дошкольного возраста. Оптимальное количество таких прогулок две-три в год. Если проводить их чаще, то эти прогулки могут утратить свою привлекательность, у детей снизится к ним интерес.

Развлекательные прогулки с персонажем направлены на создание позитивного эмоционального фона, эмоциональную и психологическую разгрузку детей, удовлетворение их потребности в двигательной активности. Формы организации могут быть разнообразными и вариативными, поскольку зависят не только от поставленных целей и задач, но и от тематической направленности и смысловой насыщенности. Прогулки с персонажем хорошо использовать для мотивации воспитанников к определенному виду деятельности. Персонаж помогает заинтересовать всех детей группы, привлечь их к совместной игровой деятельности, наблюдениям, труду.

Прогулка-событие посвящается определенной теме (Дню космонавтики, Дню защитника Отечества, Дню Победы, Дню города, Дню знаний и др.) или событию в детском саду (установили новый игровой комплекс, спортивное оборудование, обновили песок в песочницах и др.). Прогулка-событие (тематическая прогулка) помогает воспитателю подчеркнуть важность события, уточнить их знания, выяснить характер восприятия определенной темы. Прогулки данного вида способствуют умственному, нравственному, эстетическому воспитанию, развивают любознательность дошкольников.

Спортивные прогулки направлены на укрепление здоровья, профилактику утомления, физическое и умственное развитие, оптимизацию двигательной активности детей. При организации подобных прогулок разнообразные виды детской деятельности объединяются спортивной тематикой. Правильно организованные спортивные прогулки оказывают закаливающее воздействие на детский организм в естественных природных условиях, способствуют повышению уровня физической подготовленности детей дошкольного возраста. Акцент в ходе проведения таких прогулок делается на формировании физических качеств, воспитании интереса к спорту и здоровому образу жизни.

В прогулках – трудовых акциях преобладают трудовые поручения, воспитанники приобщаются к разным формам труда в соответствии с сезоном и погодными условиями. У детей формируется понимание, что труд на природе — это не игра или развлечение, а серьезное занятие. Воспитатель подводит их к пониманию необходимости труда, воспитывает желание участвовать в работах по уходу за растениями, кормлению птиц, уборке территории (очистке веранды от песка, листьев, снега и пр.). На таких прогулках дети учатся трудиться коллективно, сообща. Итог выполненной ими работы — это результат совместного труда всех.

  1. Наблюдение (тема, цель, художественное слово, вопросы).

Этот вид детской деятельности на прогулках в первой половине дня планируется ежедневно. В старших группах, где особенно широкая программа ознакомления с общественно-бытовыми явлениями, можно планировать и по два наблюдения, одно из которых будет частью комплексного занятия и займет 10—15 минут.

Наблюдения должны планироваться в соответствии с погодными условиями и временными отрезками: зима, весна, лето, осень.

Наблюдения могут планироваться как кратковременные, так и длительные. В процессе наблюдений, проводимых как по инициативе взрослых, так и по желанию детей, развиваются: эстетическое восприятие, умственная активность, формируется интерес к окружающему, к познавательной деятельности.

Таким образом в процессе наблюдений ребенок развивается всесторонне.

При организации любых видов наблюдений должно быть обязательно использовано художественное слово:

С приметами начинают знакомить со средней группы.

Виды наблюдений:

Наблюдения за окружающим (неживыми предметами). Хотелось бы обратить внимание на инструкцию по охране жизни и здоровья детей. С детьми до трех лет, например, за небом не наблюдают, так как у детей еще не сформировано окончательно чувство равновесия.

Наблюдения за живой природой (цветы, деревья, кустарники).

Наблюдения за транспортом. В младшей и до середины средней группы наблюдают за транспортом на территории детского сада, который приезжает. Дети подходят к забору, не выходя за пределы учреждения. В старшей и подготовительной группе детей выводят на прогулку наблюдать за транспортом (с разрешения администрации ДОУ). Здесь в данном виде наблюдений обязательно нужно помнить о том, что идет глубокая работа по ознакомлению детей с правилами дорожного движения и поведению на улице.

Наблюдения за живым объектом. Необходимо обращать внимание на основы безопасности.

Наблюдения за трудом взрослых. В младшем и среднем возрасте наблюдают за трудом взрослых, находящихся в дошкольном учреждении. Сначала наблюдают за тем трудовой деятельностью взрослого и результатом этой деятельности. Следующий этап заключается в том, чтобы показать, насколько взрослый старается трудиться на своей работе. С конца средней группы дети ходят на экскурсии (с разрешения администрации ДОУ).

При проведении упражнений, основных видов движений следует использовать разные способы организации (фронтальный, подгрупповой, индивидуальный). Наиболее целесообразным является смешанное использование разных способов организации.

Упражнения детей в основных видах движений желательно организовывать по подгруппам, в зависимости от степени подвижности детей. На прогулке должны планироваться подвижные игры и игровые упражнения разной степени интенсивности. В течение месяца может быть проведено 15-20 подвижных игр (включая игры эстафеты), при этом разучено 3-4 новые игры. Напомню, общая длительность игры составляет 7-10 минут.

В дни проведения физкультурных занятий с детьми организуется одна подвижная игра и какое-либо физическое упражнение (спортивное упражнение или упражнение в основном виде движения).

В другие дни, когда занятие не проводится, планируется подвижная игра, спортивное упражнение и упражнение в основном виде движения (ходьба, бег, прыжки, лазание, метание, бросание и ловля мяча и другие).

Индивидуальная работа по физвоспитанию

У которых есть проблемы в освоении основных движений

Важное место в прогулке занимает подвижная игра, в которой принимают участие все дети группы. С этой целью воспитатель вызывает у детей интерес к игре, делает ее увлекательной. Только непринужденное активное участие детей в игре создает у них радостное настроение и обеспечивает ее педагогический эффект.

Количество подвижных игр — от одной до четырех. При подборе подвижных игры необходимо обращать внимание на вид основных движений. В теплое время года должно даваться больше подвижных игр с метанием, ползанием, лазанием. В холодное время – с бегом, метанием, прыжками.

Организует и проводит игру воспитатель, который не только руководит, но и участвует в игре, беря на себя наиболее ответственную роль. Продолжительность одной игры составляет 7-15 минут (в зависимости от возраста детей и состояния здоровья).

Важно, чтобы в подвижных играх принимали участие все воспитанники группы. С этой целью на прогулке планируются только знакомые детям игры. С новыми играми дети знакомятся на физкультурных занятиях.

Игры помогают решать важные задачи воспитания, обучения детей, умения слушать, быть внимательным, правильно управлять своими движениями, привыкать к дисциплине и сознательному отношению к занятиям.

  1. Индивидуальная работа (вид деятельности, цель, с кем проводится).
  2. Самостоятельная деятельность детей (выносной материал)
  3. Трудовая деятельность (вид труда: ручной труд, поручения, — кому, цель; коллективный, хозяйственно-бытовой, труд в цветнике — тема, цель)
Читайте также:
Хабы для dc что это за программа

Экспериментальная деятельность. Эксперименты проводятся с самыми разнообразными материалами, при этом обязательно учитывается время года. Следует обратить внимание на обеспечение безопасности.

Индивидуальная работа должна планироваться по разделам программы.

Формы организации трудовой деятельности могут быть как фронтальные, так и подгрупповые.

II половина дня.

Во вторую половину дня деятельность детей разнообразна. Нужно дать детям возможность реализовать то, что им понравилось за день. В это время отводится для различного рода игр (сюжетно-ролевых, строительных, театрализованных, настольно-печатных). При планировании игр указывается: вид, тема игры, оборудование (театрализованные и сюжетно-ролевые – роли).

Для желающих детей может быть организовано прослушивание музыкальных произведений, сказок, пение песен при планировании этого вида деятельности необходимо указать название произведения, автора или композитора.

Один раз в неделю, в среду, планируется развлечение. Никакая другая работа в этот день не планируется. При планировании развлечения указать:

Тему, цели, материалы и оборудование (см. папку взаимодействия с физруком и музруком)

Вечером детей нужно ненавязчиво привлекать к какой-либо спокойной деятельности. Это может быть рисование, вырезание, игра с мелким строителем, мозаикой и т.д.

Источник: mbdou20.ru

Алгоритм рабочей программы воспитателя ДОУ

Педагогический работник — физическое лицо, которое состоит в трудовых, служебных отношениях с организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и выполняет обязанности по обучению, воспитанию обучающихся и (или) организации образовательной деятельности;

Статья 47. Правовой статус педагогических работников Право

Статья 47. Правовой статус педагогических работников

  • на участие в разработке образовательных программ,
  • учебных планов,
  • календарных учебных графиков,
  • рабочих учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей),
  • методических материалов
  • иных компонентов образовательных программ

Причины, послужившие принятию решения написания рабочей программы педагога ДО

Изменения, происходящие в профессиональной области

  • Традиционный подход к планированию и проектированию воспитательно-образовательной работы педагогами.
  • Упрощенное понимание сущности и технологии планирования.
  • Возможность учитывать специфику детского сообщества и индивидуальные особенности участников образовательного процесса.

Реализация субъектной позиции как по отношению к воспитанникам, так и к родителям детей

+ Возможность определять уровень и направленности успешности ребёнка.

  • Способность проводить анализ профессиональной деятельности

Необходимость и достаточность степеней свободы для выбора воспитанниками способов общения, поведения.

Возможность управлять образовательным процессом, использовать лично выбранные технологии и методы, способы, направленные на развитие ребёнка и проводить рефлексию профессиональной деятельности.

Основание для аттестации педагога. Определение компетентности его профессионального развития. Способность видеть проблему и решать её по собственному замыслу.

Учёт содержания образования

  • Целостность;
  • Реалистичность;
  • Актуальность;
  • Прогностичность;
  • Рациональность;
  • Контролируемость;
  • Корректируемость.

Учёт содержания образования

Титульный лист.

Пояснительная записка 1. Актуальность (с позиции образовательной системы, социального заказа, ребенка, родителей, самого педагога).

  • Название организации согласно уставу.
  • Гриф «согласовано» на педагогическом совете образовательной организации (дата, № протокола), «утверждаю» — руководитель образовательной организации.
  • Название Программы;
  • Адресность (возрастная группа, возраст детей);
  • Сведения об авторе (должность, ФИО),
  • Место нахождения, год составления Программы.

Пояснительная записка

(с позиции образовательной системы, социального заказа, ребенка, родителей, самого педагога).

2. Характеристика возрастных особенностей воспитанников в развитии определенных видов деятельности.

  • Способы достижения качества образования;
  • Создание современные условия;
  • Приоритетные задачи.

2. Характеристика возрастных особенностей воспитанников в развитии определенных видов деятельности.

3 . Ценностно-целевые ориентиры образовательного процесса, адекватные требованиям ФГОС.

  • Описание контингента детей (возраст, пол, национальная принадлежность, группа здоровья);
  • Характерные особенности возраста;
  • Выбор видов деятельности.

3 . Ценностно-целевые ориентиры образовательного процесса, адекватные требованиям ФГОС.

Принципы

  • принципы организации образовательного процесса,
  • особенности взаимодействия взрослых и детей;
  • целевые ориентиры рабочей программы.

4. Конкретные задачи рабочей программы с учётом ФГОС.

  • полноценного проживания ребёнком всех этапов детства (младенческого,
  • раннего и дошкольного возраста), обогащения (амплификации) детского
  • развития;
  • • индивидуализации дошкольного образования;
  • • содействия и сотрудничества детей и взрослых, признания ребенка
  • полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
  • • поддержки инициативы детей в различных видах деятельности;
  • • партнерства с семьей;
  • • приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества
  • и государства;
  • • формирования познавательных интересов и познавательных действий
  • ребенка в различных видах деятельности;
  • • возрастной адекватности (соответствия условий, требований, методов
  • возрасту и особенностям развития);
  • • учёта этнокультурной ситуации развития детей.

4. Конкретные задачи рабочей программы

5. Особенности организации образовательного процесса. Образовательный процесс осуществляется на всём протяжении пребывания ребёнка в организации; Процесс развития личности происходит в различных видах общения, а также игре, познавательно-исследовательской деятельности – как сквозных механизмов развития ребёнка; Содержание охватывает 5 взаимодополняющих образовательных областей; Партнёрский характер взаимодействия между участниками образовательного процесса; ---------------------------------------------------------------------- Сложившиеся традиции организации и группы, специфика национальных и социокультурных условий и т.д.

5. Особенности организации образовательного процесса.

  • Образовательный процесс осуществляется на всём протяжении пребывания ребёнка в организации;
  • Процесс развития личности происходит в различных видах общения, а также игре, познавательно-исследовательской деятельности – как сквозных механизмов развития ребёнка;
  • Содержание охватывает 5 взаимодополняющих образовательных областей;
  • Партнёрский характер взаимодействия между участниками образовательного процесса;

Сложившиеся традиции организации и группы, специфика национальных и социокультурных условий и т.д.

6. Программно-методический комплекс образовательного процесса .

6. Программно-методический комплекс образовательного процесса .

7. Методики, технологии, средства воспитания, обучения и развития детей.

  • Основная программа;
  • Парциальные программы;
  • Методическое руководство для воспитателей;
  • Наглядный, демонстрационный материал;
  • Пособия для детей;

7. Методики, технологии, средства воспитания, обучения и развития детей.

8. Подходы к построению предметно-развивающей среды.

  • Здоровьесберегающие технологии;
  • Технология проектного обучения;
  • Личностно – ориентированная технология;
  • Игровые технологии, проблемное обучение, коммуникативные технологии, системы В.Ф. Шаталова, Е.Н. Ильина, Н.А. Зайцева, А.А. Окунева, Р.Г. Хазанкина, К.В. Маховой и другие.

8. Подходы к построению предметно-развивающей среды.

9. Контрольно-измерительные материалы оценки образовательных достижений воспитанников. Московский регистр качества образования (на конец учебного года).

  • Среда групповой ячейки;
  • Территория;
  • Материалы, оборудование и инвентарь для развития детей и учёта особенностей и коррекции недостатков их развития.

9. Контрольно-измерительные материалы оценки образовательных достижений воспитанников.

  • Московский регистр качества

образования (на конец учебного года).

Нормативные документы.

  • Целевые ориентиры ФГОС ДО

Структура основной части программы

Варианты описания содержания №1 Тема Количество часов Содержание темы (основные изучаемые вопросы) Совместная деятельность Деятельность в ходе режимных моментов Самостоятельная Взаимодействие с родителями. № 2 № Образовательная область Тема. Содержание темы Совместная деятельность (основные изучаемые вопросы) Деятельность в ходе режимных моментов Самостоятельная Взаимодействие с родителями

Варианты описания содержания №1

(основные изучаемые вопросы)

Деятельность в ходе режимных моментов

Взаимодействие с родителями.

Образовательная область

(основные изучаемые вопросы)

Деятельность в ходе режимных моментов

Взаимодействие с родителями

Структура основной части программы

Структура основной части программы

Перспективный план по взаимодействию с родителями .

  • Организационные формы работы с детьми.Условия и средства реализации: материально технические (пространственная и предметно развивающая среда), программно-методические, педагогические (формы организации, методы и приемы).Формы контроля.
  • Организационные формы работы с детьми.
  • Условия и средства реализации: материально технические (пространственная и предметно развивающая среда), программно-методические, педагогические (формы организации, методы и приемы).
  • Формы контроля.

Перспективный план по взаимодействию с родителями .

Список учебно-методического обеспечения:

  • Учёт контингента родителей воспитанников.
  • Составление краткой презентации рабочей программы для родителей (ФГОС ДО).

Список учебно-методического обеспечения:

Список литературы:

  • структурный элемент программы, который определяет необходимые для реализации данной образовательной областиметодические и учебные пособия,
  • оборудование,
  • игровой, дидактический материал,
  • ТСО.

Список литературы:

Утверждение рабочей программы Рабочая программа разрабатывается на основании Положения о порядке разработки, утверждения и структуре рабочих программ. Рабочая программа утверждается ежегодно в начале учебного года (до 10 сентября текущего года) приказом руководителя дошкольной организации или образовательного комплекса. Утверждение Программы предполагает следующие процедуры:

  • структурный элемент программы, включающий перечень использованной автором литературы.

Утверждение рабочей программы

  • Рабочая программа разрабатывается на основании Положения о порядке разработки, утверждения и структуре рабочих программ.
  • Рабочая программа утверждается ежегодно в начале учебного года (до 10 сентября текущего года) приказом руководителя дошкольной организации или образовательного комплекса.

Утверждение Программы предполагает следующие процедуры:

Приложения к программе

  • обсуждение и принятие Программы на педагогическом Совете
  • В зависимости от того, насколько грамотно педагог сможет проанализировать, спрогнозировать, спроектировать, организовать образовательный процесс, зависит и конечный результат всей образовательной работы.
  • Рабочая программа педагога может стать инструментом совершенствования качества образования, если учитывает потребности социальных заказчиков на образовательные услуги, способствует достижению социально-значимых результатов образования воспитанников, стимулирует профессиональное развитие самого педагога.

Приложения к программе

  • конспекты (сценарии) различных форм образовательной деятельности
  • описание игр и игровых упражнений;
  • сценарии мастер-классов для педагогов и родителей;
  • сценарии различных форм сотрудничества с семьями воспитанников (консультации, круглые столы, тренинги, практикумы, семинары) для родителей;
  • визуальные средства информации (дети-родители-педагоги) и т.д.
Читайте также:
Квест программа что это такое

Источник: kopilkaurokov.ru

Особенности планирования деятельности воспитателя

План работы, согласно требованиям ФГОС, обязаны составлять все воспитатели детского сада. Планирование часто вызывает трудности, не все понимают его важность. Рассмотрим, какие виды планов существуют и что следует включить в планы воспитателю, работающему в дошкольном учреждении.

Виды планирования

  1. Стратегическое (долгосрочное) планирование. Оно определяет основные цели детского сада на 5–10 лет, а также пути достижения этих целей и используемые ресурсы. Планирование включает концепцию и программу развития ДОУ, образовательную программу и модель выпускника. Стратегическим планированием занимается руководитель ДОУ с участием коллектива учреждения и родителей.
  2. Перспективное (краткосрочное) планирование. Оно охватывает развитие детского учреждения на ближайший год. Ответственность за разработку годовых планов лежит на руководителях среднего звена: старшем воспитателе или методисте. К этой работе привлекаются и воспитатели — они участвуют в составлении общих планов для ДОУ, а также разрабатывают перспективные планы для своей группы. В годовой план включаются не только воспитательные, образовательные и оздоровительные мероприятия в группах, но и повышение квалификации сотрудников, методическая работа с педагогами ДОУ, работа с родителями.
  3. Календарное планирование. Календарный план описывает работу воспитателя ДОУ на месяц, неделю и день.

Для старшего воспитателя — это месячный или недельный план работы с воспитателями, а для воспитателя план может быть еженедельным или ежедневным и описывать работу с детьми и их родителями.

Для чего нужны планы

Особенности планирования деятельности воспитателя

Не относитесь к планам исключительно как к отчетному документу, который нужно вести только потому, что этого требует начальство. Планы воспитателя — это рабочий инструмент, который помогает в достижении запланированных целей. Заранее составленный план позволит использовать все возможности для воспитания и избежать спешки, ошибок или чрезмерной нагрузки на детей. Ни одна важная задача не будет пропущена.

План облегчает воспитателю работу в группе — если каждая минута рабочего дня расписана, не нужно задумываться, что сделать сейчас и какие материалы для этого потребуются. Зная, что вы должны сегодня сделать, вы будете более собранны и спокойны.

Чтобы успешно планировать работу, используйте методические пособия, и рекомендации, которые дают старший воспитатель и методист, пройдите курсы повышения квалификации.

108 часов (1.5 мес.)

4571 руб. 3048 руб.
Отправить заявку

108 часов (1.5 мес.)

4571 руб. 3048 руб.
Отправить заявку

Удобнее всего проходить курсы в дистанционной* форме. Вы изучаете материал, предоставленный преподавателями, выполняете практические задания и сдаете тесты. И всё это через интернет, находясь у себя дома. В конце обучения, при условии успешной сдачи итогового теста, вы получите удостоверение о повышении квалификации.

► В АНО «НИИДПО» воспитатель ДОУ может выбрать из множества программ повышения квалификации. Здесь вы найдете то, что вам сейчас нужно.

Общие рекомендации по планированию

  • Составляйте план вместе со вторым воспитателем группы.
  • Если ваша группа разновозрастная, нужен отдельный план для каждого возраста.
  • Учитывайте общий уровень развития детей, их интересы и потребности, а также индивидуальныеособенности каждого ребенка.
  • Дорабатывайте календарные планы в течение года по результатам наблюдения за детьми в группе и бесед с родителями.
  • Не забывайте о регулярности, последовательности и цикличности мероприятий.
  • Соблюдайте баланс интеллектуальной, физической и эмоциональной нагрузки. Помните, что детский сад — не школа.
  • Обеспечьте взаимосвязь всех видов деятельности: обучения, игры, труда.
  • Чтобы не забыть учесть пожелания специалистов, работающих с детьми, например, логопеда или психолога, запишите индивидуальные рекомендации в свой план.
  • Планируйте работу с родителями.
  • Готовые методические материалы и планы для детского сада можно брать за основу, но полностью копировать их не нужно. Планируйте свою деятельность самостоятельно, учитывая особенности и интересы детей.
  • Заведите картотеку с описанием различных занятий и регулярно ее пополняйте. В любой момент вы сможете найти в ней нужную информацию для решения своих задач.

Что включить в календарный план

Особенности планирования деятельности воспитателя

  • Список детей.
  • Расписание занятий на неделю в соответствии с программой и СанПиН:
  • для малышей до 3 лет — не более 10 занятий по 8–10 минут в подгруппах по 5–6 человек;
  • в младшей группе (от 3 до 4 лет) — 11 занятий по 15 минут;
  • в средней группе (от 4 до 5 лет) — 12 занятий по 20 минут;
  • в старшей группе (от 5 до 6 лет) — 15 занятий по 25 минут;
  • в подготовительной группе (от 6 лет) — 17 занятий по 30 минут.

Половину времени должны занимать физкультурно-оздоровительные занятия.

Планирование различных видов деятельности

Ежедневный план удобнее всего разделить на три части — утро, день, вечер. И начать каждую из них с режимных моментов, после чего подробно описать различные виды деятельности.

1. Специально организованные занятия — это форма обучения детей дошкольного возраста. Их цель — формирование определенных навыков или знаний, разностороннее развитие ребенка. Для таких занятий четко определено время и место (согласно расписанию).

2. Совместная деятельность воспитателя с детьми включает индивидуальные беседы с каждым из детей, развивающие и спортивные игры, упражнения на развитие мелкой моторики, чтение и рассматривание иллюстраций, двигательную активность на улице и в группе, наблюдения за природой, труд, художественное творчество, прослушивание музыки.

3. Самостоятельная деятельность детей. На нее отводится около 40 % всего времени. Это свободная деятельность детей, которую они выбирают по своим интересам. Задача воспитателя детского сада — организовать для детей развивающую среду, в которой каждый ребенок может выбрать для себя занятие: играть в настольные или ролевые игры, строить дом или рисовать. Воспитатель может направлять детей, вмешиваться при возникновении конфликтов.

К самостоятельной деятельности также относится формирование гигиенических навыков и навыков самообслуживания.

Что еще учесть при составлении плана

Особенности планирования деятельности воспитателя

Отдельного внимания требует планирование прогулок и работы воспитателя ДОУ с родителями.

► Прогулки обычно проводятся два раза в день. Они снимают напряжение и помогают детям восстановить силы после занятий.

С чего начать прогулку? Если перед ней были активные занятия, то начинают ее с наблюдений за природой, людьми, транспортом. Если занятия были спокойные, то прогулку лучше начать с подвижных игр. В старшей и подготовительной группе прогулки иногда могут заменяться экскурсиями или походами. Не забудьте оставить детям часть времени для свободного выбора занятий.

► Работа воспитателей с родителями может принимать различные формы: родительские собрания, консультации, тематические выставки, беседы, участие родителей в жизни группы (включая экскурсии и походы).

Успешного вам планирования! А если не хватает знаний по организации работы с детьми, в АНО «НИИДПО» готовы вам помочь в любое время года!

Источник: niidpo.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru