В настоящее время от учителя требуют составления учебных рабочих программ по предметам.
Для чего нужна рабочая программа учителя? Программа по учебной дисциплине – это нормативный документ, в соответствии с которым должны осуществлять учебный процесс.
Порядок разработки и утверждения рабочих учебных программ.
В титульном листе указывается:
полное наименование учредителя и образовательного учреждения в соответствии с уставом;
где, когда и кем утверждена рабочая учебная программа;
наименование учебного предмета (курса);
указания на принадлежность рабочей учебной программы к ступени, уровню общего образования;
срок реализации данной программы;
указание примерной программы и ее авторов, на основе которой разработана данная рабочая учебная программа;
ф.и.о. учителя, составившего данную рабочую учебную программу.
В пояснительной записке, как правило, содержатся цели и задачи изучения предмета (курса), концепция, заложенная в содержании учебного материала с учетом вида образовательного учреждения и контингента учащихся, отличительные особенности рабочей программы по сравнению с примерной программой, сроки реализации рабочей учебной программы, формы и методы, технологии обучения, используемые формы, способы и средства проверки и оценки результатов обучения по данной рабочей учебной программе, обоснование выбора учебно-методического комплекса для реализации рабочей учебной программы.
Конструктор рабочих программ по учебным предметам
Разработанные учителем рабочие учебные программы рассматриваются на заседании методического объединения учителей школы. Школьное методическое объединение учителей после экспертизы дает заключение об одобрении или доработке учебных программ. Решение школьного методического объединения оформляется протоколом.
Директором школы издается приказ об утверждении рабочих учебных программ по каждому предмету. На всех рабочих учебных программах указывается дата их принятия на заседании школьною методобъединения/ Утверждение рабочих учебных программ по учебным предметам осуществляется до начала учебного года, но не позднее 31 августа текущего учебного года.
Один экземпляр утвержденных рабочих учебных программ хранится в документации школы в соответствии с номенклатурой дел, второй передается учителю для осуществления учебного процесса.
Администрацией общеобразовательного учреждения ведется периодический контроль за реализацией и выполнением рабочих учебных программ.
Муниципальное образовательное учреждение
« Юнгинская средняя общеобразовательная школа им.С.М.Михайлова».
Рабочая программа
учителя
Самушковой Лидии Георгиевны
по окружающему миру 1 класс
на 2010 — 2011 учебный год
Окружающий мир
Школа России.
Пояснительная записка.
Рабочая программа по курсу «Окружающий мир» для 1 класса разработана на основе примерной программы начального общего образования, авторской программы А. А. Плешакова «Окружающий мир», утвержденной МО РФ (Москва, 2007) в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования (Москва, 2009).
Как составить Рабочую Программу тренировок за 5 Минут
Рабочая программа рассчитана на 33 часа в год, в том числе на проведение практических занятий – 3 часа, экскурсий – 4 часа, региональный компонент 15%.
Она разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей младших школьников.
Цель данной программы:
Систематизация и расширение представления детей о предметах и явлениях природы и общественной жизни, развить интерес к их познанию.
Задачи программы обучения:
• Изучить различные процессы и явления окружающего мира;
• Учить задавать вопросы и искать в доступной им форме ответы на них;
• Формировать логическое мышление и речь – умение логически обосновывать суждения, приводить примеры, доказательства;
• Дать представление о пространстве и времени.
• Сформировать у детей представление об объектах окружающего мира, их разнообразии и свойствах;
Для реализации программного содержания используются:
Плешаков А. А. окружающий мир. Мир вокруг нас: учебник для 1 класса начальной школы: М. просвещение, 2003
Плешаков А. А. рабочая тетрадь к учебнику для 1 класса., М. просвещение, 2003
К концу учебного года учащиеся должны знать:
— солнце, его форма; луна и звезды;
— камни и их разнообразие;
— дикорастущие и культурные растения; кустарники, травы, деревья;
— животных диких и домашних; насекомых, рыб, птиц, зверей;
— признаки живой и неживой природы;
— основные сведения о своей стране, (селе), городе; планете;
— виды транспорта; правила безопасного поведения в быту и на улице, в воде;
— разнообразие водоемов, части реки; правила поведения на воде,
— правила безопасного обращения с электроприборами;
— свойства снега и льда;
— признаки живого и условия, необходимые для жизни организмов;
— правила ухода за комнатными растениями и домашними животными, птицами;
— как охранять окружающую среду от загрязнения;
— времена года, растения и животные ближайшего природного окружения; — правила поведения в природе; правила дорожного движения; основные дорожные знаки;
— различные виды профессий;
— связь между названиями некоторых растений, грибов, животных и их особенностями;
— правила поведения на природе;
— разнообразие овощей и фруктов и их значение для человека;
— правила личной гигиены;
— значение сна в жизни человека;
— назначение устройств автомобилей, поездов и железных дорог, кораблей и самолетов;
— о роли космоса в жизни человека;
— о роли экологии в жизни людей;
К концу учебного года учащиеся должны уметь:
— различать объекты живой и неживой природы;
— различать изученные группы растений и животных (по нескольку представителей каждой группы);
— вести наблюдения в природе под руководством учителя;
— объяснять какое значение имеет природа для жизни людей;
— различать водоемы; части реки;
— выполнять правила поведения на воде и в быту; в окружающей природе;
— различать время и времена года; изученные растения и животные;
— применять правила дорожного движения; различать основные дорожные знаки; и различать виды профессий;
— объяснять причину возникновения дождя и ветра;
— различать цвета радуги, звук и свет;
— различать изученные группы растений и животных;
— различать изученные виды транспорта;
— выполнять правила личной гигиены;
— соблюдать правила поведения в природе;
— устанавливать связь между поведением людей и состоянием окружающего мира.
Введение. 3ч.
Мир вокруг нас, его многообразие. Наша школа. Дорога от дома до школы.
Экскурсии: знакомство со школой, знакомство с дорогой от дома до школы и правилами безопасности в пути.
Что и кто? 10ч.
Солнце, его форма. Облака, их состав. Луна и звезды.
Камни, их разнообразие и красота. Гранит., кремень, известняк.
Знакомство с отдельными представителями комнатных растений и растений цветника.
Распознавание деревьев своей местности по листьям. Летняя и осенняя окраска листьев.
Части растения. Разнообразие плодов и семян.
Насекомые. Рыбы, птицы, звери. Разнообразие животных.
Предметы домашнего обихода. Компьютер.
Дорожные знаки, сигналы светофора, правила перехода улицы.
Наша Родина – Россия. Природа, города, народы России. Государственные символы России. Наша деревня – часть большой страны.
Планета Земля. Ее формы. Глобус. Суша и вода на Земле.
Как, откуда и куда? 10ч.
Река и море. Электричество.
Свойства снега и льда.
Признаки живого и условия, необходимые для жизни организмов. Птицы зимой.
Откуда берутся известные продукты питания.
Бытовой мусор и вещества, загрязняющие окружающую среду.
Где и куда? 5ч.
Представление о времени. Дни недели и времена года.
Холодные и жаркие районы земли.
Далекое прошлое земли. Динозавры.
Одежда людей. Велосипед.
Почему и зачем?4ч.
Солнце. Звезды. Дождь и ветер. Звуки, эхо. Цвета радуги. Разнообразие овощей и фруктов. Витамины.
Значение сна. Автомобиль. Самолеты. Суда. Экология.
Заключение. 1ч.
.Тематическое планирование.
Источник: ronl.org
Составляем Рабочие программы предметов. Подробная инструкция
В статье «Рабочие программы по ФГОС-3» мы обсудили с вами, какие требования предъявляет ФГОС к Рабочим программам предметов, к их содержанию и структуре.
Рабочие программы по ФГОС-3
Счастливый Кормчий 20 июля 2022
Напомню, что в соответствии с ФГОС-3 РП должны включать следующие обязательные компоненты:
· планируемые результаты учебного предмета, курса, модуля,
· тематическое планирование, в котором из обязательных компонентов должны быть темы с указанием часов и возможности использования ЭОР,
· рабочая программа должна отражать связь с рабочей программой воспитания.
Сегодня мы вместе составим рабочую программу, опираясь на «Конструктор» и «Примерные программы» (не зря же умные люди сайт создавали). Я буду составлять Рабочую программу учебного предмета «Русский язык» основного общего образования. Вы по аналогии вместе со мной составите свою программу.
Ну, ФГОС нам в помощь!
В меню находим «Конструктор рабочих программ», входим, выбираем предмет и шаблон. Нажимаем «Создать рабочую программу».
Заполняем ТОЛЬКО титульный лист, все поля, отмеченные красным цветом. Титульный лист мы с вами обязательно подкорректируем. Но пока для скачивания файла необходимо заполнить все поля.
После того как поля титульного листа заполнены, нажимаем на вкладку «Создать файлы». В открывшемся окошке нажимаем на «Завершённые рабочие программы».
Нажимаем «Создать DOC».
Документ скачается в формате Word, с ним мы и будем работать дальше. Для удобства сделайте сразу копию документа.
Уважаемые коллеги, напомню вам, что в каждой школе есть Положение о рабочих программах, в нём должна быть закреплена структура РП. Если вашим Положением единая структура не закреплена, вы имеете право создать свою программу, опираясь только на требования ФГОС.
Я предлагаю вам следующую структуру Рабочих программ предметов, эту структуру мы закрепили в своём локальном акте (Положении о РП):
· титульный лист,
· планируемые результаты учебного предмета, курса, модуля,
· тематическое планирование,
· перечень оценочных процедур.
1. Корректируем титульный лист. Он должен содержать следующие компоненты:
Полное наименование ОО
2. Удаляем из программы ВСЁ до раздела «ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ». Не забудьте перед этим сделать копию документа.
3. После личностных результатов вставляем фрагмент, отражающий связь с рабочей программой воспитания:
Рабочая программа обеспечивает достижение личностных результатов в рамках реализации модуля «Школьный урок» Рабочей программы воспитания:
· формирование у обучающихся основ российской идентичности;
· готовность обучающихся к саморазвитию;
· мотивацию к познанию и обучению;
· ценностные установки и социально-значимые качества личности;
· активное участие в социально-значимой деятельности.
4. Из дубликата нашего первичного документа копируем раздел «СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА» и вставляем его в программу после планируемых результатов.
5. Удаляем все таблицы: «ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ» и пр.
6. Вставляем свою сетку темплана, в которой будет только то, что требует ФГОС-3:
Уважаемые коллеги, при составлении тематического планирования вы можете столкнуться с тем, что количество часов, выделенных на изучение тем, меньше общего количества часов по предмету на год обучения. Эти часы вы распределяете сами на повторение изученного в начале и в конце года.
8. Заполняем графу «Электронные образовательные ресурсы». Уважаемые коллеги, ЭОР в ваших программах обязательно должны быть верифицированными. Каждая школа сама решает, какой перечень ЭОР будет включать в РП. Перечень должен быть закреплён в Положении о РП.
9. Никакого поурочного планирования в РП быть не должно, если только это не утверждено вашим Положением о РП.
10. Последняя часть – «Перечень оценочных процедур»:
В таблицу включаем только контрольные работы.
11. Создаём оглавление из 4 частей, корректируя их названия:
· планируемые результаты учебного предмета, курса, модуля,
· перечень оценочных процедур.
12. Обязательно проверяем свою программу на наличие в ней слова «примерная» через функцию «Найти». Все найденные слова удаляем, так как у вас программа уже не примерная, а созданная вами Рабочая программа предмета.
Уважаемые коллеги! Надеюсь, моя инструкция поможет вам быстро и просто создать свои рабочие программы. Удачи!
Благодарю за поддержку и комментарии.
Источник: dzen.ru
1.5.Функции рабочей программы:
2. Нормативно-правовая база разработки рабочей программы
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»;
- Закон Республики Башкортостан «Об образовании в Республике Башкортостан»
- ФГОС НОО, ООО (базовый/профильный уровни);
- Примерная программа по предмету (базовый/профильный уровни);
- Методические письма о преподавании предмета;
- Требования к оснащению учебного процесса (по конкретному предмету);
- Федеральный перечень учебных пособий, рекомендованных/допущенных к использованию в учебном процессе;
3.Технология разработки рабочей программы
- Рабочая программа утверждается ежегодно в начале учебного года приказом директора школы.
- Утверждение рабочей программы предполагает следующие процедуры:
- Адаптированные программы рассматриваются на заседании ШМО, согласовываются с заместителем директора по УВР, утверждаются директором школы. На титульном листе рекомендуются грифы: «Рассмотрено на заседании ШМО. Протокол № …от….20…года», «Согласовано. Замдиректора по УВР», «Утверждаю. Директор школы…» (приложение № 1).
- Авторские программы утверждаются с учетом внешних согласований. Экспертиза указанных программ проводится по выбору составителя (автора) в учреждениях высшего профессионального педагогического образования, имеющих лицензированное право экспертизы образовательных программ соответствующего уровня и направленности. Титульный лист в данном случае имеет два грифа «Согласовано. Руководитель экспертного учреждения. Дата и личная подпись», «Утверждаю. Директор школы…». Авторские программы необходимо сопровождать развернутым экспертным заключением на официальном бланке экспертного учреждения и подписью двух экспертов (приложение № 2).
- При несоответствии рабочей программы установленным данным Положением требованиям, директор школы накладывает резолюцию о необходимости доработки с указанием конкретного срока исполнения.
- Все изменения, дополнения, вносимые педагогом в рабочую программу в течение учебного года, должны быть согласованы с заместителем директора, курирующим данного педагога, предмет, направление деятельности и пр.
Источник: studfile.net