Понятие исследовательской программы стало активно фигурировать в методологии науки только после работ британского философа Имре Лакатоса.
«Научно-исследовательская программа» — основное понятие концепции науки Лакатоса. Она, по его мнению, является основной единицей развития и оценки научного знания. Под научно-исследовательской программой философ понимает серию сменяющих друг друга теорий, объединяемых совокупностью фундаментальных идей и методологических принципов. Любая научная теория должна оцениваться вместе со своими вспомогательными гипотезами, начальными условиями и, главное, в ряду с предшествующими ей теориями. Строго говоря, объектом методологического анализа оказывается не отдельная гипотеза или теория, а серия теорий, т. е. некоторый тип развития.
Научно-исследовательская программа является способом существования научной темы, в центре каждой программы есть определенная совокупность тематических допущений, которые зачастую носят бессознательный характер и являются опорными средствами мышления.
Методология научного исследования
Проблема исследования представляет собой попытку осмыслить «слабое звено» противоречия. В приведённом примере это «возможности ресурсного обеспечения реабилитации несовершеннолетних в специализированных учреждениях». Проблема, соответственно, состоит в выявлении этих возможностей: «Каковы ресурсные возможности реабилитации несовершеннолетних в конкретном специализированном учреждении?».
В формулировке проблемы требуются слова «какой», «какова», «сколько», «почему» и др.
Цель исследования – это поиск ответа на вопрос, который задан в обозначенной проблеме, ликвидация «слабого звена». Цель как предвидение результата исследования следует формулировать в позитивной форме повествовательного предложения с помощью отглагольных существительных. Глагольные формы следует использовать для постановки исследовательских задач.
Иначе: в формулировке цели исследования должен содержаться ответ на вопрос «Какой результат вы предполагаете?». Результатом исследования, которое представляет собой совокупность определённых действий, является «продукт» деятельности. Например: поиск, обоснование, обобщение, разработка, описание, объяснение, осмысление, опровержение, классификация, развитие (идеи), установление (взаимозависимости) и др.
Задача — это нечто более конкретное. Задача имеет четкую постановку: что дано, и что найти. В отличие от темы, у задачи может быть решение. Задача может быть простой или сложной. Предлагая простую задачу, руководитель обычно старается рассказать, какими могут быть следующие — чтобы было интересно и виднелась перспектива.
Достижение целей и решение задач программы осуществляются путем скоординированного выполнения комплекса взаимоувязанных по срокам, ресурсам, исполнителям и результатам мероприятий. Система мероприятий программы строится в соответствии со следующими принципами:
— комплексность (максимальная широта охвата и согласованность использования инновационных ресурсов);
Краткое введние в методологию научного исследования. Лекция Дмитрия Сандакова.
— концентрация ресурсов на критически значимых направлениях;
— последовательность и поддержка полного инновационного цикла, включая формирование непрерывного процесса (генерация знаний — трансформация знаний в опытные разработки — коммерциализация технологий). На всех стадиях инновационного цикла в Программе используются механизмы определения приоритетных направлений на основе совокупности критериев, позволяющие обеспечить принятие совместных решений представителями государства, бизнеса и научного сообщества;
Источник: studopedia.su
Рабочая программа научного исследования
Рабочая программа — это изложение общей концепции исследования в соответствии с его целями и гипотезами. Она состоит, как правило, из двух разделов: методологического и процедурного.
Методологический раздел включает:
- 1) формулировку проблемы или темы;
- 2) определение объекта и предмета исследования;
- 3) определение цели и постановку задач исследования;
- 4) интерпретацию основных понятий;
- 5) формулировку рабочих гипотез.
Формулировка проблемы (темы) — это определение задачи, которая требует решения. Проблемы бывают социальные и научные. Социальная проблема — это противоречие в развитии общественной системы или отдельных ее элементов. К таким проблемам можно отнести недостаточную эффективность отдельных норм права, многочисленные нарушения прав граждан, коррумпированность чиновников, рост преступлений, связанных с оборотом наркотических средств, и др.
Определение объекта и предмета исследования. Объект исследования — это то социальное явление (процесс), которое содержит противоречие и порождает проблемную ситуацию. Предмет исследования — это те наиболее значимые с точки зрения практики и теории свойства, стороны, особенности объекта, которые подлежат изучению. Например, если тема научной работы посвящена уличной преступности, то объектом исследования является уличная преступность как негативное социальное явление и самостоятельный вид преступности, а предметом — основные ее свойства, причины и условия, личность уличного преступника, виктимологические факторы, способствующие совершению преступлений на улицах городов, и другие ее стороны.
Определение цели и задач исследования. Цель исследования — это общая его направленность на конечный результат. Задачи исследования — это то, что требует решения в процессе исследования; вопросы, на которые должен быть получен ответ. Например, в докторской диссертации М.П. Клейменова, посвященной уголовно-правовому прогнозированию, сформулированы следующие цели и задачи.
Научная цель — создание теоретических основ уголовно-правового прогнозирования. Прикладная цель — прогностическое обоснование концепции уголовно-правовой борьбы с преступностью, уголовного правотворчества и правоприменительной деятельности. Этим целям соответствуют задачи: 1) определение предмета уголовно-правового прогнозирования; 2) разработка методологии и характеристика методики прогнозирования; 3) раскрытие механизма прогнозирования; 4) установление роли и значения прогнозирования в уголовном правотворчестве; 5) разработка предложений по совершенствованию уголовно-правового регулирования и др.
Интерпретация основных понятий — это истолкование, разъяснение значения основных понятий. Существуют теоретическая и эмпирическая интерпретация понятий. Теоретическое истолкование представляет собой логический анализ существенных свойств и отношений интерпретируемых понятий путем раскрытия их связей с другими понятиями. Например, понятие «юридическая ответственность» имеет десятки определений. Поэтому требуется решить, какое из них можно употребить в данном исследовании.
Формулировка рабочих гипотез. Гипотеза как научное предположение, выдвигаемое для объяснения каких-либо фактов, явлений и процессов, является важным инструментом успешного решения исследовательских задач. Программа исследования может быть ориентирована на одну или несколько гипотез. Различают гипотезы: описательные, объяснительные и прогнозные, основные и неосновные, первичные и вторичные, гипотезы-основания и гипотезы-следствия.
Процедурный раздел рабочей программы включает:
- 1) принципиальный план исследования;
- 2) изложение основных процедур сбора и анализа эмпирического материала.
Конкретное научное исследование осуществляется по принципиальному плану, который строится в зависимости от количества информации об объекте исследования. Планы бывают разведывательные, аналитические (описательные) и экспериментальные. Разведывательный план применяется, если об объекте и предмете исследования нет ясных представлений и трудно выдвинуть рабочую гипотезу.
Цель составления такого плана — уточнение темы (проблемы) и формулировка гипотезы. Обычно он применяется, когда по теме отсутствует литература или ее очень мало. Описательный план используется тогда, когда можно выделить объект и предмет исследования и сформулировать описательную гипотезу. Цель плана — проверить эту гипотезу, описать факты, характеризующие объект исследования.
Экспериментальный план включает проведение социального (правового) эксперимента. Он применяется тогда, когда сформулированы научная проблема и объяснительная гипотеза. Цель плана — определение причинно-следственных связей в исследуемом объекте.
В процедурной части программы обосновывается выбор методов исследования, показывается связь данных методов с целями, задачами и гипотезами исследования. При выборе того или иного метода следует учитывать, что он должен быть: а) эффективным, т.е. обеспечивающим достижение поставленной цели и необходимую степень точности исследования; б) экономичным, т.е. позволяющим сэкономить время, силы и средства исследователя; в) простым, т.е. доступным исследователю соответствующей квалификации; г) безопасным для здоровья и жизни людей; д) допустимым с точки зрения морали и норм права; е) научным, т.е. имеющим прочную научную основу.
Источник: studwood.net
Исследование
Раскрываем понятие, цель, задачи, методы, процесс, этапы и результаты исследования. Объясняем, какие бывают исследования.
Содержание скрыть
Понятие и характеристики исследования
Что такое исследование? Какие бывают исследования?
Исследование — это вид деятельности человека, состоящий в:
- распознавании проблем и ситуаций;
- определении их происхождения;
- выявлении свойств, содержания, закономерностей поведения и развития;
- установлении места этих проблем и ситуаций в системе накопленных знаний;
- нахождении путей, средств и возможностей использования новых представлений или знаний о данной проблеме в практике ее разрешения.
Исследования делятся на:
- фундаментальные— экспериментальные теоретические работы, выполняемые для получения новых знаний лежащих в основе явлений и наблюдаемых фактов, причем в случаев без какой-либо конкретной цели их практического применения или использования даже в обозримом будущем. Важнейшая задача фундаментальных исследований — познание новых законов и закономерностей.
- прикладные — это оригинальные познавательные проводимые для реализации конкретной практической цели на базе достижений фундаментальных исследований в области техники и технологии, т.е. решение практических проблем и задач.
Характеристики исследования
- Методология исследования — совокупность целей, подходов, ориентиров, приоритетов, средств и методов исследования.
- Организация исследования — порядок проведения, основанный на распределении функций и ответственности, закрепленных в регламентах, нормативах и инструкциях.
- Ресурсы исследования — комплекс средств и возможностей (например, информационных, экономических, людских и пр.), обеспечивающих успешное проведение исследования и достижение его результатов.
- Объект и предмет исследования.Объектом является система управления, относящаяся к классу социально-экономических систем, предметом — конкретная проблема, разрешение которой требует проведения исследования.
- Тип исследования — принадлежность его к определенному типу, отражающему своеобразие всех характеристик.
- Потребность исследования — степень остроты проблемы, профессионализма в подходах к ее решению, стиль управления.
- Результат исследования — рекомендации, модель, формула, методика, способствующие успешному разрешению проблемы, пониманию ее содержания, истоков и последствий.
- Эффективность исследования — соразмерность использованных ресурсов на проведение исследования и результатов, полученных от него.
Процесс и методы исследования
Этапы проведения исследования
В общем виде состав и порядок работ практически любого исследования может быть следующим:
- Сбор информации и выявление проблем;
- Определение конкретного объекта и предмета исследования;
- Постановка целей и задач исследования и определение критериев их достижения;
- Определение «границ» внутренней и внешней среды и осуществление структуризации исследуемой системы (в том числе разработка ее экономико-математической модели);
- Накопление и предварительный анализ фактического материала и формулирование на его основе первичных предположений (рабочих гипотез);
- Анализ имеющейся информации и определение причин возникновения проблемы, ее содержания и характеристик;
- Выявление влияющих на проблему факторов и их связей;
- Выявление следствий из сформулированных предположений и определение на их основе предполагаемых результатов;
- Сбор фактов и данных, необходимых для оценки точности сделанных на их основе гипотетических предположений;
- Определение условий, путей и методов решения задач;
- Формулирование исходных гипотез;
- Теоретический анализ исходных гипотез;
- Планирование и организация экспериментов;
- Проведение эксперимента;
- Анализ и обобщение полученных результатов;
- Проверка исходных гипотез на основе полученных фактов;
- Окончательная формулировка новых законов, закономерностей, фактов, тенденций, объяснений, обоснований и (или) научных прогнозов.
Прикладные исследования, как правило, включают этап внедрения полученных результатов.
Методы исследования
Метод исследования — способ получения нового знания, непосредственный инструментарий, с помощью которого проводится исследование. Метод исследования в менеджменте нацелен на практику организации, социально-экономической системы, и включает как категориальный аппарат исследования, так и эмпирический способ получения знания на основе большого массива данных — количественных и качественных показателей функционирования системы.
По способу и источнику получения информации об исследуемых объектах различают:
- методы, основанные на использовании знаний и интуиции специалистов;
- методы формализованного представления систем управления (методы формального моделирования исследуемых процессов);
- эмпирические методы;
- комплексно-комбинированные методы.
Программа и план исследования
Программа исследования
Программа исследований — это комплекс положений, определяющих цели и задачи исследования, предмет и условия его проведения, используемые ресурсы, а также предполагаемый результат.
Требования к программе:
- Цель проведения исследований;
- Содержание проблемы, ее актуальность и важность;
- Парадигма и рабочая гипотеза решения проблемы в процессе исследования;
- Обеспечение исследования ресурсами;
- Предполагаемый результат;
- Эффективность исследования.
План исследования
Очень близким к этому понятию является понятие плана. Иногда их вообще отождествляют. Программу рассматривают как средство достижения цели, форму ее конкретизации, а план — как организующий фактор последовательного движения к цели.
Источник: eee-science.ru