В МК используется три основных вида памяти. Память программ представляет собой постоянную память ( ПЗУ ), предназначенную для хранения программного кода ( команд ) и констант. Ее содержимое в ходе выполнения программы не изменяется. Память данных предназначена для хранения переменных в процессе выполнения программы и представляет собой ОЗУ . Регистры МК — этот вид памяти включает в себя внутренние регистры процессора и регистры, которые служат для управления периферийными устройствами (регистры специальных функций).
4.3.1. Память программ
Основным свойством памяти программ является ее энергонезависимость, то есть возможность хранения программы при отсутствии питания. С точки зрения пользователей МК следует различать следующие типы энергонезависимой памяти программ :
- ПЗУ масочного типа — mask-ROM. Содержимое ячеек ПЗУ этого типа заносится при ее изготовлении с помощью масок и не может быть впоследствии заменено или допрограммировано. Поэтому МК с таким типом памяти программ следует использовать только после достаточно длительной опытной эксплуатации. Основным недостатком данной памяти является необходимость значительных затрат на создание нового комплекта фотошаблонов и их внедрение в производство. Обычно такой процесс занимает 2-3 месяца и является экономически выгодным только при выпуске десятков тысяч приборов. ПЗУ масочного типа обеспечивают высокую надежность хранения информации по причине программирования в заводских условиях с последующим контролем результата.
- ПЗУ, программируемые пользователем, с ультрафиолетовым стиранием — EPROM (Erasable Programmable ROM). ПЗУ данного типа программируются электрическими сигналами и стираются с помощью ультрафиолетового облучения. Ячейка памяти EPROM представляет собой МОП-транзистор с «плавающим» затвором, заряд на который переносится с управляющего затвора при подаче соответствующих электрических сигналов. Для стирания содержимого ячейки она облучается ультрафиолетовым светом, который сообщает заряду на плавающем затворе энергию, достаточную для преодоления потенциального барьера и стекания на подложку. Этот процесс может занимать от нескольких секунд до нескольких минут. МК с EPROM допускают многократное программирование и выпускаются в керамическом корпусе с кварцевым окошком для доступа ультрафиолетового света. Такой корпус стоит довольно дорого, что значительно увеличивает стоимость МК . Для уменьшения стоимости МК с EPROM его заключают в корпус без окошка (версия EPROM с однократным программированием).
- ПЗУ, однократно программируемые пользователем, — OTPROM (One-Time Programmable ROM). Представляют собой версию EPROM, выполненную в корпусе без окошка для уменьшения стоимости МК на его основе. Сокращение стоимости при использовании таких корпусов настолько значительно, что в последнее время эти версии EPROM часто используют вместо масочных ПЗУ.
- ПЗУ, программируемые пользователем, с электрическим стиранием — EEPROM (Electrically Erasable Programmable ROM). ПЗУ данного типа можно считать новым поколением EPROM, в которых стирание ячеек памяти производится также электрическими сигналами за счет использования туннельных механизмов. Применение EEPROM позволяет стирать и программировать МК , не снимая его с платы. Таким способом можно производить отладку и модернизацию программного обеспечения. Это дает огромный выигрыш на начальных стадиях разработки микроконтроллерных систем или в процессе их изучения, когда много времени уходит на поиск причин неработоспособности системы и выполнение циклов стирания-программирования памяти программ . По цене EEPROM занимают среднее положение между OTPROM и EPROM. Технология программирования памяти EEPROM допускает побайтовое стирание и программирование ячеек. Несмотря на очевидные преимущества EEPROM, только в редких моделях МК такая память используется для хранения программ. Связано это с тем, что, во-первых, EEPROM имеют ограниченный объем памяти. Во-вторых, почти одновременно с EEPROM появились Flash-ПЗУ, которые при сходных потребительских характеристиках имеют более низкую стоимость;
- ПЗУ с электрическим стиранием типа Flash — Flash-ROM. Функционально Flash-память мало отличается от EEPROM. Основное различие состоит в способе стирания записанной информации. В памяти EEPROM стирание производится отдельно для каждой ячейки, а во Flash-памяти стирать можно только целыми блоками. Если необходимо изменить содержимое одной ячейки Flash-памяти, потребуется перепрограммировать весь блок. Упрощение декодирующих схем по сравнению с EEPROM привело к тому, что МК с Flash-памятью становятся конкурентоспособными по отношению не только к МК с однократно программируемыми ПЗУ, но и с масочными ПЗУ также.
4.3.2. Память данных
Память данных МК выполняется, как правило, на основе статического ОЗУ. Термин «статическое» означает, что содержимое ячеек ОЗУ сохраняется при снижении тактовой частоты МК до сколь угодно малых значений (с целью снижения энергопотребления ). Большинство МК имеют такой параметр, как «напряжение хранения информации» — USTANDBY. При снижении напряжения питания ниже минимально допустимого уровня UDDMIN, но выше уровня USTANDBY работа программы МК выполняться не будет, но информация в ОЗУ сохраняется. При восстановлении напряжения питания можно будет сбросить МК и продолжить выполнение программы без потери данных. Уровень напряжения хранения составляет обычно около 1 В, что позволяет в случае необходимости перевести МК на питание от автономного источника (батареи) и сохранить в этом режиме данные ОЗУ.
Микроконтроллеры это просто.#2 Память
Оперативная память — для чего она нужна и как работает
Объем памяти данных МК , как правило, невелик и составляет обычно десятки и сотни байт. Это обстоятельство необходимо учитывать при разработке программ для МК . Так, при программировании МК константы, если возможно, не хранятся как переменные, а заносятся в ПЗУ программ. Максимально используются аппаратные возможности МК , в частности, таймеры. Прикладные программы должны ориентироваться на работу без использования больших массивов данных.
4.3.3. Регистры МК
Как и все МПС, МК имеют набор регистров, которые используются для управления его ресурсами. В число этих регистров входят обычно регистры процессора (аккумулятор, регистры состояния, индексные регистры), регистры управления (регистры управления прерываниями, таймером), регистры, обеспечивающие ввод/вывод данных (регистры данных портов, регистры управления параллельным, последовательным или аналоговым вводом/выводом). Обращение к этим регистрам может производиться по-разному.
В МК с RISC-процессором все регистры (часто и аккумулятор) располагаются по явно задаваемым адресам. Это обеспечивает более высокую гибкость при работе процессора.
Одним из важных вопросов является размещение регистров в адресном пространстве МК . В некоторых МК все регистры и память данных располагаются в одном адресном пространстве. Это означает, что память данных совмещена с регистрами. Такой подход называется «отображением ресурсов МК на память».
В других МК адресное пространство устройств ввода/вывода отделено от общего пространства памяти. Отдельное пространство ввода/вывода дает некоторое преимущество процессорам с гарвардской архитектурой, обеспечивая возможность считывать команду во время обращения к регистру ввода/вывода.
4.3.4. Стек МК
В микроконтроллерах ОЗУ данных используется также для организации вызова подпрограмм и обработки прерываний. При этих операциях содержимое программного счетчика и основных регистров (аккумулятор, регистр состояния и другие) сохраняется и затем восстанавливается при возврате к основной программе.
В фон-неймановской архитектуре единая область памяти используется, в том числе, и для реализации стека . При этом снижается производительность устройства, так как одновременный доступ к различным видам памяти невозможен. В частности, при выполнении команды вызова подпрограммы следующая команда выбирается после того, как в стек будет помещено содержимое программного счетчика.
В гарвардской архитектуре стековые операции производятся в специально выделенной для этой цели памяти. Это означает, что при выполнении программы вызова подпрограмм процессор с гарвардской архитектурой производит несколько действий одновременно.
Необходимо помнить, что МК обеих архитектур имеют ограниченную емкость памяти для хранения данных. Если в процессоре имеется отдельный стек и объем записанных в него данных превышает его емкость, то происходит циклическое изменение содержимого указателя стека , и он начинает ссылаться на ранее заполненную ячейку стека . Это означает, что после слишком большого количества вызовов подпрограмм в стеке окажется неправильный адрес возврата. Если МК использует общую область памяти для размещения данных и стека , то существует опасность, что при переполнении стека произойдет запись в область данных либо будет сделана попытка записи загружаемых в стек данных в область ПЗУ.
4.3.5. Внешняя память
Несмотря на существующую тенденцию по переходу к закрытой архитектуре МК , в некоторых случаях возникает необходимость подключения дополнительной внешней памяти (как памяти программ , так и данных).
Если МК содержит специальные аппаратные средства для подключения внешней памяти, то эта операция производится штатным способом (как для МП).
Второй, более универсальный, способ заключается в том, чтобы использовать порты ввода/вывода для подключения внешней памяти и реализовать обращение к памяти программными средствами. Такой способ позволяет задействовать простые устройства ввода/вывода без реализации сложных шинных интерфейсов, однако приводит к снижению быстродействия системы при обращении к внешней памяти.
Источник: intuit.ru
Память программ и данных МК
Память программ представляет собой постоянную память (ПЗУ), предназначенную для хранения программного кода (команд) и констант. Ее содержимое в ходе выполнения программы не изменяется.
Память данных предназначена для хранения переменных в процессе выполнения программы и представляет собой ОЗУ.
Регистры МК— этот вид памяти включает в себя внутренние регистры процессора и регистры, которые служат для управления периферийными устройствами (регистры специальных функций).
Основным свойством памяти программ является ее энергонезависимость, то есть возможность хранения программы при отсутствии питания. С точки зрения пользователей МК следует различать следующие типы энергонезависимой памяти программ:
ПЗУ масочного типа — mask -ROM. Содержимое ячеек ПЗУ этого типа заносится при ее изготовлении с помощью масок и не может быть впоследствии заменено или допрограммировано. Поэтому МК с таким типом памяти программ следует использовать только после достаточно длительной опытной эксплуатации.
Основным недостатком данной памяти является необходимость значительных затрат на создание нового комплекта фотошаблонов и их внедрение в производство. Обычно такой процесс занимает 2-3 месяца и является экономически выгодным только при выпуске десятков тысяч приборов. ПЗУ масочного типа обеспечивают высокую надежность хранения информации по причине программирования в заводских условиях с последующим контролем результата.
ПЗУ, программируемые пользователем, с ультрафиолетовым стиранием — EPROM (Erasable Programmable ROM). ПЗУ данного типа программируются электрическими сигналами и стираются с помощью ультрафиолетового облучения.
Ячейка памяти EPROM представляет собой МОП-транзистор с «плавающим» затвором, заряд на который переносится с управляющего затвора при подаче соответствующих электрических сигналов. Для стирания содержимого ячейки она облучается ультрафиолетовым светом, который сообщает заряду на плавающем затворе энергию, достаточную для преодоления потенциального барьера и стекания на подложку.
Этот процесс может занимать от нескольких секунд до нескольких минут. МК с EPROM допускают многократное программирование и выпускаются в керамическом корпусе с кварцевым окошком для доступа ультрафиолетового света. Такой корпус стоит довольно дорого, что значительно увеличивает стоимость МК. Для уменьшения стоимости МК с EPROM его заключают в корпус без окошка (версия EPROM с однократным программированием).
ПЗУ, однократно программируемые пользователем, — OTPROM (One-Time Programmable ROM). Представляют собой версию EPROM, выполненную в корпусе без окошка для уменьшения стоимости МК на его основе. Сокращение стоимости при использовании таких корпусов настолько значительно, что в последнее время эти версии EPROM часто используют вместо масочных ПЗУ.
ПЗУ, программируемые пользователем, с электрическим стиранием — EEPROM (Electrically Erasable Programmable ROM). ПЗУ данного типа можно считать новым поколением EPROM, в которых стирание ячеек памяти производится также электрическими сигналами за счет использования туннельных механизмов. Применение EEPROM позволяет стирать и программировать МК, не снимая его с платы.
Таким способом можно производить отладку и модернизацию программного обеспечения. Это дает огромный выигрыш на начальных стадиях разработки микроконтроллерных систем или в процессе их изучения, когда много времени уходит на поиск причин неработоспособности системы и выполнение циклов стирания-программирования памяти программ.
По цене EEPROM занимают среднее положение между OTPROM и EPROM. Технология программирования памяти EEPROM допускает побайтовое стирание и программирование ячеек. Несмотря на очевидные преимущества EEPROM, только в редких моделях МК такая память используется для хранения программ. Связано это с тем, что, во-первых, EEPROM имеют ограниченный объем памяти. Во-вторых, почти одновременно с EEPROM появились Flash -ПЗУ, которые при сходных потребительских характеристиках имеют более низкую стоимость;
ПЗУ с электрическим стиранием типа Flash — Flash-ROM. Функционально Flash -память мало отличается от EEPROM. Основное различие состоит в способе стирания записанной информации. В памяти EEPROM стирание производится отдельно для каждой ячейки, а во Flash -памяти стирать можно только целыми блоками.
Если необходимо изменить содержимое одной ячейки Flash -памяти, потребуется перепрограммировать весь блок. Упрощение декодирующих схем по сравнению с EEPROM привело к тому, что МК с Flash -памятью становятся конкурентоспособными по отношению не только к МК с однократно программируемыми ПЗУ, но и с масочными ПЗУ также.
Память данных МК выполняется, как правило, на основе статического ОЗУ. Термин «статическое» означает, что содержимое ячеек ОЗУ сохраняется при снижении тактовой частоты МК до сколь угодно малых значений (с целью снижения энергопотребления). Большинство МК имеют такой параметр, как «напряжение хранения информации» — USTANDBY.
При снижении напряжения питания ниже минимально допустимого уровня UDDMIN, но выше уровня USTANDBY работа программы МК выполняться не будет, но информация в ОЗУ сохраняется. При восстановлении напряжения питания можно будет сбросить МК и продолжить выполнение программы без потери данных. Уровень напряжения хранения составляет обычно около 1 В, что позволяет в случае необходимости перевести МК на питание от автономного источника (батареи) и сохранить в этом режиме данные ОЗУ.
Объем памяти данных МК, как правило, невелик и составляет обычно десятки и сотни байт. Это обстоятельство необходимо учитывать при разработке программ для МК. Так, при программировании МК константы, если возможно, не хранятся как переменные, а заносятся в ПЗУ программ. Максимально используются аппаратные возможности МК, в частности, таймеры. Прикладные программы должны ориентироваться на работу без использования больших массивов данных.
Как и все МПС, МК имеют набор регистров, которые используются для управления его ресурсами. В число этих регистров входят обычно регистры процессора (аккумулятор, регистры состояния, индексные регистры), регистры управления (регистры управления прерываниями, таймером), регистры, обеспечивающие ввод/вывод данных (регистры данных портов, регистры управления параллельным, последовательным или аналоговым вводом/выводом).
Обращение к этим регистрам может производиться различными способами.
В МК с RISC -процессором все регистры (часто и аккумулятор) располагаются по явно задаваемым – абсолютным адресам. Это обеспечивает более высокую гибкость при работе процессора.
Регистры размещаются в адресном пространстве МК. В некоторых МК все регистры и память данных располагаются в одном адресном пространстве. Это означает, что память данных совмещена с регистрами. Такой подход называется «отображением ресурсов МК на память».
В других МК адресное пространство устройств ввода/вывода отделено от общего пространства памяти. Отдельное пространство ввода/вывода дает некоторое преимущество процессорам с гарвардской архитектурой, обеспечивая возможность считывать команду во время обращения к регистру ввода/вывода.
Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:
Источник: studopedia.ru
Что такое куча
В программировании есть два разных понятия, которые обозначаются одним и тем же словом «куча». Одно про выделение памяти, второе — про организацию данных. Разберём оба и закроем этот вопрос.
Это про данные
Эта статья из цикла про типы данных. Уже было:
Ещё бывают связанные списки, очереди, множества, хеш-таблицы, карты и кучи. Вот сегодня про кучи.
Куча и работа с памятью
Каждая запущенная программа использует собственную область оперативной памяти. Эта область делится на несколько частей: в одной хранятся данные, в другой — сам код программы, в третьей — константы. Ещё в эту область входят стек вызовов и куча. Про стек вызовов мы уже рассказывали в отдельной статье, теперь поговорим про кучу.
В отличие от стека, который строго упорядочен и все элементы там идут друг за другом, данные в куче могут храниться как угодно. Технически куча — это область памяти, которую компьютер выделяет программе и говорит: вот тебе свободная память для переменных, делай с ней что хочешь.
То, как программист распорядится этой памятью и каким образом будет с ней работать, влияет на быстродействие и работоспособность всей программы.
Аналогия со стройплощадкой
Представьте, что мы строим дом, а куча — это огромная площадка для хранения стройматериалов. Площадка может быть большой, но она не безграничная, поэтому важно как-то по-умному ей пользоваться. Например:
На стройке: мы выгрузили кирпич на один участок, использовали этот кирпич. Теперь нужно сказать, что этот участок можно снова использовать под стройматериалы. Новый кирпич можно разгрузить сюда же, а не искать новое место на площадке.
В программе: мы выделили память для переменной, использовали переменную, она больше не нужна. Можно сказать «Эта память свободна» и использовать её снова.
На стройке: мы храним определённый вид труб на палете №53. Мы говорим крановщику: «Поднимайте на этаж то, что лежит на палете 53». Если мы ошибёмся с номером, то крановщик поднимет на этаж не те трубы.
В программе: в некоторых языках мы можем обратиться к куче напрямую через специальный указатель. Если мы ошиблись и сказали обратиться не к тому участку памяти, программа заберёт не те данные, а дальше будет ошибка.
Прямой доступ к памяти есть не во всех языках программирования. Многие компиляторы и интерпретаторы ставят между программистом и памятью своеобразного администратора — диспетчера памяти. Он сам решает, какие переменные нужны, а какие нет; когда чистить память; сколько памяти на что выделить.
С одной стороны, это удобно: программист просто говорит «храни данные». А где они будут храниться и как их получить — это вопрос другой системы.
С другой стороны, автоматические диспетчеры памяти бывают менее эффективными, чем если управлять памятью вручную. Поэтому драйвера или софт для высоконагруженных систем чаще пишут в «ручном режиме».
Куча и организация данных
Второй вид кучи в программировании — это организация данных.
Куча — это такой вид дерева, у которого есть одно важное свойство:
если узел A — это родитель узла B, то ключ узла A больше ключа узла B (или равен ему).
Если мы представим какой-то набор данных в виде кучи, он может выглядеть, например, так:
У кучи нет ограничений на число потомков у каждого родителя, но на практике чаще всего используются бинарные кучи. Бинарные — значит, у каждого родителя может быть не больше двух потомков.
Для чего нужны кучи данных
Так как данные в куче упорядочены заранее понятным образом, то их можно использовать для быстрого нахождения нужного элемента или оптимальной последовательности действий, например:
- для пирамидальной сортировки большого количества данных, когда объём требуемой памяти не зависит от размера массива, который мы сортируем;
- для нахождения самого быстрого пути из точки A в точку B, когда мы знаем промежуточные расстояния между ними и точками по пути;
- для поиска нужного элемента по каким-то критериям за минимальное время;
- для вычисления оптимальной последовательности действий, если мы знаем параметры и условия для каждого действия.
Зачем это знать
Если вы просто пишете веб-приложения на JS — в принципе, это знать не нужно. Вы не можете из JS напрямую управлять памятью, а для простых задач вам вряд ли придётся часто обходить деревья и делать сложные сортировки.
Понимание структур данных нужно для глубокой экспертной работы с софтом. Это как понимание принципов работы механизма внутреннего сгорания. Вам необязательно в этом разбираться, если вы просто хотите водить автомобиль, но обязательно — если хотите собирать гоночные болиды.
Источник: thecode.media