Для чего нужна комплексная программа

Целевая комплексная программа — это документ, в котором отражаются цель и комплекс производственных, научно-исследовательских, организационно хозяйственных, социальных и других заданий и мероприятий, направленных на решение наиболее эффективным путем экономических проблем и увязанных по ресурсам, исполнителям и срокам осуществления Поспелов, Г.С. Программно-целевое планирование и управление: Учебное пособие / Г.С.Поспелов, В.А.Ириков. — М:Экспо, — 2008. — с.206.

По содержанию целевые комплексные программы можно разделить на несколько видов:

1. Социально-экономические программы — предусматривают решение проблем социального характера и повышение материального уровня жизни населения.

2. Научно-технические программы — направлены на решение научных и технических проблем, ускорение внедрения в производство достижений науки и техники, позволяющих обеспечить в ближайший период значительный положительный эффект. Перечень научно-технических программ формируется исходя из приоритетов развития экономики.

Очень важно знать и соблюдать правила здорового образа жизни

3. Производственно-экономические программы — предназначены для решения крупных межотраслевых проблем в области производства, способствующих повышению эффективности действующих и развитию новых производств.

4. Территориальные программы — направлены на преобразование регионов, комплексное освоение новых территорий и решение других задач в регионах.

5. Экологические программы — представляют собой комплекс мероприятий природоохранного характера.

6. Организационно-хозяйственные программы — направлены на совершенствование организации управления экономикой.

Целевые комплексные программы различаются также по своей временной продолжительности. Они могут быть долгосрочными, разрабатываемыми на период свыше пяти лет, и среднесрочными — продолжительностью до пяти лет.

Разработка ЦКП с использованием программно-целевого метода осуществляется в определенной последовательности:

1. Составляется перечень важнейших проблем. Выделяется определенная проблема и выдается исходное задание на разработку программы для ее решения, в котором определяются цели программы, лимиты ресурсов, участники реализации программы и другая необходимая информация.

2. Выдается задание на разработку программы для решения определенной проблемы. В нем отражаются цели программы, лимиты ресурсов, участники и сроки реализации программы. На этом этапе конкретизируются параметры, характеризующие цели программы и определяются задачи ее реализации по отдельным периодам. Генеральная цель разбивается на подцели.

3. Формируются состав заданий и комплекс мероприятий для реализации программы. Состав основных заданий программы устанавливается исходя из построенной иерархии целей. По каждому из заданий разрабатываются последовательные этапы их выполнения.

4. Расчет основных показателей и ресурсного обеспечения программы. Определяются затраты материальных, трудовых, финансовых ресурсов, необходимых для реализации программы. Формируются перечни материальных ресурсов с указанием поставщиков и получателей. На этом этапе производится расчет эффективности реализации программы.

КОМПЛЕКСНЫЕ ЧИСЛА ДЛЯ ЧАЙНИКОВ ЗА 7 МИНУТ

5. Заключительный этап. Он связан с формированием программных документов, согласованием и, при необходимости, с утверждением программы Борисов, Е. Ф. Экономическая теория: Учебник. /Е.Ф. Борисов, — М.:Юрист, 2008. — с.110.

На рисунке 1 представлены принципы отбора эффективных целевых программ:

Принципы отбора эффективных целевых программ

Рис.1. Принципы отбора эффективных целевых программ

Концепция целевой программы должна включать следующие разделы:

— обоснование соответствия целей и задач целевой программы целям и задачам развития экономики и социальной сферы субъекта;

— обоснование целесообразности разработки целевой программы;

— характеристика и прогноз развития сложившейся проблемной ситуации в рассматриваемой сфере без использования программно-целевого метода;

— возможные варианты решения проблемы, оценка преимуществ и рисков, возникающих при различных вариантах решения проблемы;

— ориентировочные сроки, а в случае необходимости — этапы решения проблемы программно-целевым методом;

— предложения по целям и задачам целевой программы, целевым индикаторам и показателям, позволяющим оценивать ход реализации целевой программы по годам;

— предварительная оценка ожидаемой эффективности и результативности от реализации целевой программы;

— предложения по исполнителям целевой программы;

— предложения о разработчике целевой программы и исполнителе-координаторе целевой программы;

— предложения по основным направлениям финансирования целевой программы; общие принципы и механизмы формирования мероприятий целевой программы.

Итак, целевая программа представляет собой документ, в котором отражаются цель и комплекс научно-исследовательских, социальных, производственных, организационно-хозяйственных и других заданий и мероприятий, увязанных по ресурсам, исполнителям и срокам осуществления. По своему содержанию целевые комплексные программы подразделяются на социально-экономические, научно-технические, производственно-экономические, территориальные, организационно-хозяйственные и экологические.

Источник: studbooks.net

Комплексные программы

Программы состоят из конкретных проектов (подпрограмм), направленных на решение частных задач и выполняемых как оперативными, так и функциональными подразделениями фирмы. В их рамках происходит оптимальное распределение ресурсов, увязка во времени соответствующих работ с помощью сетевых графиков и пр.

Обычно с помощью ЦКП решаются проблемы, которые не являются «своими» для каждого отдельного субъекта. Например, речь может идти о техническом перевооружении, экологическом оздоровлении и пр.

Программы различаются по функциональной ориентации (экономической, технической, социальной и т. п.) и срокам (среднесрочные — от года до пяти лет; долгосрочные — свыше пяти лет).

Читайте также:
Что за программа айсикью

Разработка ЦКП начинается с формулировки проблемы и цели ее решения; затем создается прогнозный сценарий; строится «дерево целей» с непересекающимися «ветвями»; формулируются критерии их достижения; распределяются ресурсы; конкретизируются задачи.

Целевая комплексная программа содержит:

  1. Описание решаемой проблемы и причин ее появления, уже предпринятых шагов по ее решению.
  2. Постановку цели и подцелей.
  3. Совокупность конкретных мероприятий, согласованных по ресурсам, срокам осуществления и исполнителям.

К таким мероприятиям могут относиться научные и прикладные исследования, опытно-конструкторские разработки, создание или реконструкция объектов, внедрение новых форм и методов управления и пр.

Стоимость программы определяется суммированием всех видов затрат, имеющих к ней отношение, независимо от источников их финансирования. Она распадается на стоимость соответствующих подпрограмм, проектов, заданий.

Программы и подпрограммы характеризуются с помощью системы количественных показателей: величины необходимых материальных, трудовых и финансовых ресурсов, уровня предполагаемого эффекта и пр.

В основе расчетов лежат экспертные оценки, нормативы, различные математические и статистические модели.

Важную роль в успехе программы имеет ее надежное ресурсное обеспечение.

Источники финансовых ресурсов могут быть как собственными (прибыль, накопленная амортизация, взносы учредителей), так и заемными (кредиты, выпуск облигаций). Их необходимая величина определяется общими затратами на про-

грамму за вычетом ожидаемых компенсирующих доходов, получаемых в ходе ее реализации.

В качестве научно-технического обеспечения программ выступают результаты собственных научных исследований и опытно-конструкторских разработок, а также закупленные патенты, лицензии, ноу-хау.

Материально-техническое обеспечение составляют как собственные, так и привлекаемые со стороны на основе аренды, например на основе лизинга, ресурсы.

Источниками трудовых ресурсов являются набор новых работников, внутреннее перераспределение, переобучение и повышение квалификации персонала, необходимого для реализации всех предусмотренных мероприятий с учетом их этапов и сроков.

Наконец, информационное обеспечение ЦКП составляет база стратегических данных, результаты специальных обследований, экспертные оценки, различного рода прогнозы, основывающиеся на математическом моделировании внутриорганизационных процессов.

Организационное руководство программой осуществляет структура, специально созданная на высшем уровне управления фирмой. Она составляет бюджеты распределения ресурсов, планирует, координирует и контролирует исполнение ЦКП. Такая структура бывает двух типов:

  1. Централизованная. Предусматривается полное подчинение ей руководителей программ, выполняемых независимо друг от друга самостоятельными подразделениями.
  2. Координационная используется, когда небольшое число сложных и дорогостоящих программ или проектов в рамках одной программы ориентированы на достижение общей цели. Она характеризуется наличием специальных дополнительных органов (координаторов), действующих от имени высшего руководства, для обеспечения взаимодействия между ними по горизонтали на основе информационных и регулирующих механизмов.

Механизм реализации программы состоит из двух элементов: общих регуляторов в виде системы нормативов деятельности организации в целом и специальных, созданных исключительно для нее.

Мерами, повышающими эффективность разработки и реализации программы, являются:

  • создание системы стратегической информации и контроля, морального и материального стимулирования;
  • приобщение к работе менеджеров всех уровней и экспертов;

• контроль над осуществлением стратегических задач на всех уровнях.

Эффективность реализации программ оценивается двояким образом: путем соотнесения фактически полученных результатов как с запланированными, так и с исходной ситуацией.

Источник: studfile.net

Комплексные программы и принципы их формирования

Разрабатываемые и реализуемые в настоящее время программы в различных областях национальной экономики и на разных уровнях управления различаются как по их месту и роли, так и по масштабам и методам выполнения. Тем не менее обобщение теоретических исследований и практического опыта позволяет дать содержательно единое понимание программы, выделить основные типы программ.

Следует исходить из того, что программы как инструмент совершенствования управления используются для решения возникших или ожидаемых в перспективе проблем. Однако не для каждой проблемы целесообразно использовать этот специфический инструмент. Естественно, возникает вопрос об анализе и выборе тех проблем экономического развития, которые требуют программного решения.

Можно указать ряд признаков проблемы, позволяющих судить о необходимости ее программного решения. Это прежде всего важность и настоятельность решения рассматриваемой проблемы для развития социально- экономической системы. Для программ макроэкономического уровня речь в первую очередь идет о вкладе решения этой проблемы в реализацию долговременной социально-экономической политики. Другим признаком программно решаемой проблемы служит ее многоаспектный характер: такие проблемы возникают, как правило, на стыке различных звеньев системы управления общественным развитием. Наконец, следует указать на такой признак проблемной ситуации, как недостаточность существующих методов и средств эффективного решения проблемы в желательные сроки при сложившихся формах управления и хозяйственном механизме, необходимость более глубокого объединения усилий и координации деятельности разных министерств, ведомств, территориальных органов управления.

Читайте также:
Photo now что это за программа

Приведенные общие признаки программно решаемых проблем в наибольшей степени пригодны для отбора проблем макроэкономического уровня. Естественно, в ходе дальнейших исследований могут быть выявлены и описаны специфические признаки, характерные как для проблем любого другого уровня, так и для определенных условий развития национальной экономики в целом.

Вопрос о выборе программно решаемых макроэкономических проблем является одним из центральных вопросов методологии программно-целевого управления. Масштабность и капиталоемкость федеральных целевых программ, необходимость проведения для их разработки и реализации подчас уникальных организационно-технических мероприятий и т.п. — все это свидетельствует о необходимости самого тщательного отбора именно тех социально-экономических проблем развития, которые требуют программного решения. Поэтому наряду с уже ранее выделенными признаками программно решаемых проблем целесообразно отметить основные свойства целевых комплексных программ. Они могут быть сведены к следующим:

  • • количественная и структурная определенность предполагаемого результата, четкая ориентация на определенную конечную цель;
  • • подготовленность национальной экономики к решению данной проблемы и реальная обеспеченность необходимыми ресурсами;
  • • приоритетность программных заданий;
  • • направленность программы на осуществление переходного процесса для достижения качественно нового состояния и вследствие этого — несовпадение, как правило, сроков реализации программы с принятыми сроками плановых периодов.

Количественная и структурная определенность результата иногда указывается как главный отличительный признак целевой программы. В явной или неявной форме при этом обычно предполагается количественное описание — достижение определенной структуры и фиксированных значений каких-либо показателей производства, удовлетворения потребностей, объема деятельности. Следует указать, что определенность результата необязательно требует строго количественного выражения цели, в ряде случаев она достигается структурным описанием (например, схемы административно-организационных отношений). Условие определенности необходимо постольку, поскольку программно-целевое планирование неотделимо от сопоставления альтернативных вариантов достижения цели, поиска наиболее эффективных ресурсов для ее осуществления, выделения отдельных этапов программы и т.п. Системный анализ всех этих задач и их синтез в единую целевую программу невозможны без количественной или структурной определенности результата последней.

Подготовленность национальной экономики к решению данной проблемы и реальная доступность ресурсов, достаточных для реализации программы, понимаются как принципиальная возможность в надлежащий период времени произвести их или отвлечь в требуемом объеме из иных сфер хозяйства в случае принятия данной программы. На практике нередки ошибки в оценке ресурсообесиеченности. Например, преувеличение территориальной мобильности трудовых ресурсов и их способности к быстрой адаптации в новых технологических условиях производства, преуменьшение неопределенности научно-технических разработок, неполный учет социально-экономических последствий реализации программы, приводящий к непредвиденным и не всегда оперативно осуществимым дополнительным затратам.

Однако многие из количественно определенных и реально обеспеченных ресурсами задач не носят программного характера. Для программы характерны не только масштаб требуемых ресурсов, время реализации, но и факторы сложности управления, нетрадиционности, нестандартности решений. В связи с этим важно охарактеризовать целевую программу не только с точки зрения возможностей описания ее результатов и ресурсной обеспеченности — существенны природа, характер целевой задачи программы.

Важность программно решаемых проблем, настоятельность их решения в установленные сроки предопределяют приоритетность заданий по реализации программ, которая может быть выражена различными способами — путем более жесткого административного контроля или с использованием экономических санкций и преференций. Здесь существенно лишь обратить внимание на эту важную особенность программ.

Наконец, целевая программа, как правило, направлена на реализацию переходного процесса достижения качественно нового состояния в отличие от большинства управленческих рычагов, которые ориентированы, как правило, на поддержание установившегося процесса в управляемой системе. С этих позиций содержательно вполне очевидна связь программно-целевого планирования с интенсификацией, которая требует структурной перестройки экономики, реализации целого комплекса переходных процессов в различных звеньях.

Рассмотренные особенности комплексных программ позволяют дать наиболее обобщенное определение. Программу следует понимать как увязанный по ресурсам, исполнителям и срокам завершения комплекс плановых мероприятий различного характера (социально-экономического, производственного, организационного, научно-технического и т.д.), обеспечивающих достижение важнейших для развития социально-экономической системы целей, эффективная и своевременная реализация которых превышает возможности существующей организации отраслевого и территориального управления и требует, как правило, существенного изменения сложившихся пропорций, структуры и темпов развития затрагиваемых сфер национальной экономики. К комплексу мероприятий программы следует отнести и создание организационных, экономических и других условий, гарантирующих ее выполнение, создание необходимых управляющих органов или изменение функций существующих, создание определенных условий финансирования, кредитования, выделения ресурсов, стимулирования и др.

Программы формируются как звено последовательной цепочки государственного управления: цели макроэкономического развития — проблемы — программы — эффективное решение. Проблемы характеризуют соотношение между достигнутым уровнем и целями перспективного общественного развития, а программы представляют собой инструмент решения важнейших выдвинутых проблем.

Читайте также:
Что за программа 1с отдел кадров

Окончательный выбор программно решаемых проблем осуществляют на основе комплексной оценки социально-экономической эффективности предполагаемых программ, предусматривающей сопоставление ожидаемых затрат и результатов но каждой из них с учетом значимости для всей социально-экономической системы и прогнозируемых долговременных последствий. В качестве оценочных критериев выступают, например: настоятельность проблемы как расхождение между потребным и ожидаемым по экстраполяционному прогнозу уровнями удовлетворения программно реализуемой функции (чем больше это расхождение, тем настоятельнее создание программы); комплексность проблемы, определяемая, например, количеством участвующих в программе отраслей, требующих резкого изменения темпов развития (с увеличением количества отраслей, требующих совместного динамичного развития, возрастает необходимость программного управления ими); важность проблемы, учитывающая значимость ее решения для перспективного развития народного хозяйства, экс- пертно измеряемая, например, в виде условной оценки важности по балльной шкале и др.

Вышеприведенные признаки программно решаемых проблем и отличительные свойства народнохозяйственных программ служат основой для формирования планирующими органами перечня программ, реализуемых в каждом периоде.

В качестве самостоятельного типа программ следует выделить долгосрочные целевые программы сотрудничества, совместно разрабатываемые и реализуемые со странами Содружества Независимых Государств, Евразийского экономического союза, Организации договора коллективной безопасности, Шанхайской организации сотрудничества, а также объединяющую их Комплексную программу дальнейшего углубления и совершенствования сотрудничества и развития экономической интеграции дружественных России стран.

Многообразие типов программ, отображающее множество потенциальных проблем, подчеркивает широкие возможности программного планирования, объясняя в то же время сложность типизации решений при разработке и реализации программ, трудности анализа и обобщения практического опыта государственного управления.

Структурным разрезом программ (а в большинстве случаев и подпрограмм) является выделение укрупненных блоков, играющих в программе разную функциональную роль. Оно зависит от различий и уровней входящих в них целей, набора мероприятий и ресурсов, от используемой информации (нормативного или справочного характера). При документальном оформлении программы эти блоки представляются в виде различных ее разделов с соответствующей им системой показателей.

Целевой блок может включать комплекс функциональных и предметных целей, достигаемых с помощью данной программы. Блок мероприятий представляет собой совокупность взаимосвязанных заданий, способов действий, направленных на достижение поставленных целей и охватывающих весь жизненный цикл осуществления программы, т.е. производственнотехнологические процессы, подготовку и проведение необходимых социальных, организационных и иных мероприятий. Он занимает центральное место в программе, выражая ее внутреннюю «начинку».

Ресурсный блок фиксирует потребности в материальных, трудовых, финансовых ресурсах (включая капитальные вложения) и источники их обеспечения.

Комплексные межотраслевые программы разрабатываются под руководством ведущих министерств и ведомств. Структура таких программ в общем виде, как правило, соответствует приведенному выше делению на подпрограммы и укрупненные блоки.

Разделы этих программ и система их показателей в основном ориентируются на соответствующие разделы и показатели стратегических планов, за счет чего обеспечивается их взаимосвязь и гарантируется реализуемость этих программ.

К наиболее характерным разделам можно отнести: аналитический — характеризует состояние системы, подлежащей преобразованию, присущие ей тенденции и сложившиеся уровни развития; целевой — определяет направления и параметры желаемого состояния системы; научно-исследовательские, производственные задания и обеспечивающие их показатели развития непроизводственной сферы в отраслевом и территориальном разрезе; капитальные вложения и объемы строительно-монтажных работ с указанием подрядных строительных ведомств или организаций, их осуществляющих; функциональный — включает мероприятия в области труда, финансов, материально-технического снабжения; организационный — содержит необходимые указания в области планово-экономического механизма, по структуре и особенностям системы управления реализацией программы, меры по организации социалистического соревнования и задачи партийных и советских органов, общественных организаций по обеспечению выполнения целей программы, и ряд других разделов.

Таким образом, комплексный, целевой характер программ предполагает в гой или иной форме включение следующих характеристик:

  • • задачи и мотивы разработки программ, анализ общественных потребностей в намечаемой к выпуску продукции (или услуг);
  • • анализ мировых тенденций развития науки и техники в данной области, а также возможности использования в народном хозяйстве важнейших научно-технических достижений;
  • • формулировка главной цели и совокупности подцелей, служащих ориентиром для развития отдельных отраслей и производств;
  • • определение необходимых для выполнения программ финансовых, материальных и трудовых ресурсов и условий производства;
  • • нормативы и показатели развития отраслей и производств, входящих в состав программируемого комплекса;
  • • участие соответствующего комплекса в международном разделении труда;
  • • государственные дотации, льготы и другие мероприятия, способствующие выполнению программных заданий;
  • • нормативы, показатели и меры по социальному развитию коллективов в рамках комплекса;
  • • ожидаемый в результате выполнения программы экономический эффект.

Источник: studme.org

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru