Оператором в языке программирования называют команду, которую может выполнить компьютер. Оператор — это специальная конструкция языка (предложение), задающая полное описание некоторого действия для компьютера. Оператор присваивания, наиболее часто используемый оператор языка Турбо Паскаль. Формат записи: X:=A; где: X – имя переменной; A — выражение; := — знак присваивания.
Работа оператора: В процессе выполнения оператора вычисляется значение, в правой части выражения и присваивается имени переменной. Оператор перехода в Паскале В Турбо Паскале принят естественный порядок выполнения операторов, т.е. в порядке их следования в тексте программы.
Оператор перехода прерывает естественный порядок выполнения операторов и передает управление оператору, отмеченному меткой указанной в операторе перехода. Формат записи: GoTo m; где: GoTo – перейти к; m — метка.
Работа оператора: Оператор перехода передает управление оператору, отмеченному меткой m. Базовые арифметическими операторы знакомы нам с детства — это плюс +, минус -, умножить *, поделить /. Условный оператор Условный оператор позволяет проверить некоторое условие и в зависимости от результатов проверки выполнить то или иное действие. Таким образом, условный оператор — это средство ветвления вычислительного процесса.
16. Оператор перехода Continue #java #shorts #программирование #урокипрограммирования
Структура условного оператора имеет следующий вид: IF <условие>THEN ELSE , где IF, THEN, ELSE — зарезервированные слова (если, то, иначе); <условие>- произвольное выражение логического типа; , — любые операторы языка Турбо Паскаль. Условный оператор работает по следующему алгоритму. Вначале вычисляется условное выражение <условие>.
Если результат есть TRUE (истина), то выполняется , а пропускается; если результат есть FALSE (ложь), наоборот, пропускается, а выполняется . Основные операторы языка Паскаль Далее мы уже начинаем разговор об операторах языка, и он у нас будет почти на всех лекциях, кроме некоторых фрагментов двух-трех лекций. Пока вам стоит запомнить два типа основных операторов: оператор присваивания и операторы ввода-вывода.
Начнем их рассматривать по порядку. Оператор присванивания Для начала напомню некоторые сведения из алгоритмизации и информатики.
Любая переменная характеризуется тремя параметрами:именеем, то есть идентификатором, что мы уже рассмотрели, значением, что мы сейчас рассмотрим, и адресом в памяти, что мы подробно рассмотрим в лекции «Указатели», если успеем дойти до нее, но будем оперировать этим понятием в течение лекции. Итак, оператор присваивая кладет в конкретную ячейку памяти, то есть по какому-то адресу, какое-то значение, то есть то значение адресу, пока представим что все ячейки памяти именованы вашими идентификаторами, то есть, получается, что оператор присваивания кладет в ячейку памяти, именованную вашим идентификатором то значение, которое вы присваиваете.
Не следует путать оператор присваивания с оператором равенства, да и вообще с равенством, потому что мы как бы не сравниваем переменные, а заменяем, в этом и есть существенное различие и самое главное на оператор присваивания не выполняется ни одно из свойств равенства, то есть части оператора присваивания мы ни в коем случае не можем поменять местами. Теперь рассмотрим этот оператор в языке программирования Паскаль.
Панель оператора. Для чего нужна, как работает в связке с ПЛК.
Вот его синтаксис :=. Например, а:=5, но напомню что мы не можем менять части оператора местами и оператор 5:=а выдаст ошибку.
Также хочется заметить, что части оператора присваивания должны быть одного типа, то есть целой переменной мы должны присваивать целое число, а вещественной любое, но не символ строку или еще что-нибудь подобное, вопрос о типах данных будет рассмотрен в следующий лекции. Операторы ввода-вывода Любой программист пишет программы для выполнения пользовательских задач, и, понятно, что одними операторами присваивания обойтись невозможно, хотя иногда можно.
Когда нам нужно любое взаимодействие с пользователем мы используем операторы ввода-вывода. Сначала мы рассмотрим, операторы ввода, затем операторы вывода, хочется сказать, что они достаточно индеитичны. Операторы ввода Ввод данных осуществляется с помощью оператора read. Он имеет такой синтаксис: read(, , …).
То есть, как видно мы можем считывать сразу же несколько переменных с клавиатуры, этот оператор будет работать, когда пользователь введет что-то клавиатуры и нажмет пробел или энтер, тогда программа положит в первую переменную введенное значение, и так далее со всеми переменными. Есть вариация этого оператора readln, здесь все абсолютно тоже самое, но работать оно будет, только по нажатию пользователем кнопки энтер.
Операторы вывода Операторы вывода выводят на экран те или иные значения переменных, которые вы хотите. Оператор вывода, имеет следующий синтаксис: write(, , …). Согласитесь, синтаксис очень похож на операторы ввода, поэтому пояснять его не буду.
Хочется сказать, что у операторов вывода тоже существует, вариация, как и у операторов ввода, это вариация – оператор writeln, работает он также как и обычный оператор, только каждую следующую переменную выводит с новой строки. Для вывода вещественных переменных часто используют форматный вывод, о котором я сейчас расскажу. Форматный вывод Как я уже сказал, для вещественных чисел используют форматный вывод, даже если вы не поняли по названию, что это такое, понятно, что это какой-то особенный способ вывода, сейчас расскажу, зачем его делают и сразу же станет понятно, что он делает. В результате математических операций могут получаться бесконечно малые и бесконечно большие числа и также бесконечные периодические дроби, компьютер нашел выход из этой ситуации – запись числа в экспоненциальной форме, даже звучит страшно, поэтому расскажу я об этом в следующий лекции, а пока расскажу, как сделать, чтобы компьютер выдавал число в обычной привычной нам форме, и как вы уже, наверное, догадались это и есть форматный вывод. Таков его синтаксис: write(::), естественно это работает и для модификации оператора write – writeln.Теперь объясню, как это работает, на вывод поступает какая-то переменная, и компилятор на все число отводит указанное количество знаков и под дробную часть отводит указанное количество знаков после второго двоеточия и в итоге под целую часть отводит количество знаков – первое число минус второе, если же указано знаков больше чем само число оставшиеся знаки он заполняет пробелами.
Ограничение
Для продолжения скачивания необходимо пройти капчу:
Источник: studfile.net
Операторы языка программирования
Оператор — это элемент языка, задающий полное описание действия, которое необходимо выполнить. Каждый оператор представляет собой законченную фразу языка программирования и определяет некоторый вполне законченный этап обработки данных. В состав операторов могут входить служебные слова, данные, выражения и другие операторы. В английском языке данное понятие обозначается словом “statement”, означающим также “предложение”.
Каждый оператор в любом языке программирования имеет определенный синтаксис и семантику. Под синтаксисом оператора понимается система правил (грамматика), определяющая его запись с помощью элементов алфавита данного языка, в который наряду с различными символами входят, например, и служебные слова. Под семантикой оператора понимают его смысл, т.е. те действия, которым соответствует запись того или иного оператора. Например, запись i := i + 1 является примером синтаксически корректной записи оператора присваивания в языке Pascal, семантика которого в данном случае такова: извлечь значение ячейки памяти, соответствующей переменной i, сложить его с единицей, результат записать в ту же ячейку памяти.
В большинстве процедурных языков программирования набор операторов практически одинаков и состоит из оператора присваивания, операторов выбора, операторов цикла, оператора вызова процедуры, операторов перехода. Иногда выделяют также пустой (отсутствие действия) и составной операторы. Многие операторы являются способом представления определенных алгоритмических конструкций (см. “Алгоритмические конструкции” ) в языке программирования. Рассмотрим группы операторов подробнее, используя синтаксис языка Pascal.
Оператор присваивания
Присваивание — это действие компьютера, в результате которого переменная получает значение вычисленного выражения (оно помещается в соответствующую переменной ячейку памяти). Для описания такого действия в языках программирования существует оператор присваивания.
В общем виде оператор присваивания записывается так:
Например, в языке Pascal в качестве знака присваивания используется комбинация символов :=. В ряде других языков — знак равенства.
Результатом выполнения оператора присваивания является изменение состояния данных: все переменные, отличные от переменной, стоящей в левой части оператора присваивания, не меняют своего значения, а указанная переменная получает значение выражения, стоящего в правой части оператора присваивания. В большинстве случаев требуется, чтобы тип выражения совпадал с типом переменной. Если это не так, то оператор либо считается синтаксически некорректным, либо производится преобразование типа выражения к типу переменной (см. “Типы данных” ).
Операторы выбора
По-другому эти операторы называют условными операторами. Условные операторы используются для программирования алгоритмов, содержащих алгоритмическую конструкцию ветвление.
В языках программирования имеется несколько видов условных операторов. Полный условный оператор соответствует алгоритмической структуре полного ветвления:
В языке программирования соответствующий условный оператор имеет вид:
if B then S1 else S2
Если выражение B, которое вычисляется в начале выполнения условного оператора, имеет значение “истина”, то будет выполняться оператор S1, в противном случае — оператор S2. Операторы S1 и S2 могут быть составными.
Алгоритмическая структура неполного ветвления реализуется с помощью неполного условного оператора, который имеет вид:
if B then S
Здесь B — логическое выражение, а S — произвольный оператор. Оператор S будет выполняться, если выражение B окажется истинным.
Если условный оператор реализует всего две ветви выбора (“да” и “нет”), то с помощью оператора варианта (case-оператора) можно запрограммировать многоветвящуюся структуру. Оператор варианта имеет вид:
case E of
Выполняется данный оператор так: значение выражения E ищется среди перечисленных в записи оператора значений V1, V2, …, Vn, и если такое значение находится, то выполняется соответствующий оператор S1, S2, …, Sn.
В разных языках программирования синтаксис и даже семантика перечисленных операторов могут отличаться, но возможности, предоставляемые программисту подобными конструкциями, примерно одинаковы.
Пример 1. В статье “Алгоритмические конструкции” 2 был приведен пример записи алгоритма решения обобщенного квадратного уравнения с помощью конструкций ветвления. Приведем фрагмент программы на языке Pascal, реализующий этот же алгоритм:
if a = 0 then
if b = 0 then
if c = 0 then writeln(‘x — любое’)
else writeln(‘нет корней’)
else writeln(—c/b)
Операторы цикла
Операторы цикла реализуют циклические алгоритмические конструкции, они используются для действий, повторяющихся многократно. Во многих языках программирования существуют три вида операторов цикла: “c предусловием”, “c постусловием”, “с параметром”.
Необходимой и достаточной алгоритмической структурой для программирования циклов является цикл “с предусловием”, поэтому его можно назвать основным типом цикла. Оператор цикла с предусловием имеет вид:
while B do S
Оператор S, для многократного выполнения которого создается цикл, называется телом цикла. Выполнение оператора цикла сводится к повторному выполнению тела цикла, пока значение логического выражения B истинно (до тех пор, пока оно не станет ложным). Фактически подобные операторы цикла реализуют повторное выполнение условных операторов if B then S, пока истинно условие B.
Пример 2. Рассмотрим применение такого оператора цикла для подсчета суммы цифр натурального числа N:
while N > 0 do begin
S := S + N mod 10;
N := N div 10
В цикле с постусловием тело цикла предшествует условию В. В отличие от цикла с предусловием здесь В — это условие окончания цикла. Оператор цикла с постусловием в Паскале имеет вид:
repeat S until B
При такой организации цикла тело цикла S хотя бы один раз обязательно выполнится.
Практически во всех процедурных языках существует оператор цикла c параметром. Схематично его можно представить так:
for переменная> E1 to E2 step E3 do S
Здесь значение переменной (параметра цикла) меняется от значения выражения E1 до E2 с шагом E3. Для каждого такого значения параметра цикла выполняется оператор S. В языке Pascal понятие шага в описании этого оператора отсутствует, а сам шаг для целочисленного параметра цикла может быть равен либо 1, либо –1. Оператор “цикл с параметром” используется для программирования циклов с заданным числом повторений. Для программирования итерационных циклов (число повторений которых заранее неизвестно) он не годится.
Оператор вызова процедуры
В статье “Подпрограммы” подробно рассказывается о таком виде подпрограмм, как процедуры. Стандартные подпрограммы языка программирования, которые входят в одну из библиотек подпрограмм, а также пользовательские подпрограммы, описанные внутри данного блока, вызываются с помощью оператора вызова процедуры:
Здесь E1,E2,…,En — переменные или выражения, представляющие собой фактические параметры обращения к процедуре. Наиболее часто используемыми стандартными процедурами являются процедуры ввода и вывода данных (read и write в Pascal).
Вызов процедуры семантически эквивалентен выполнению блока, описанного в качестве тела процедуры, после передачи в него начальных значений некоторых переменных (параметров-значений) или замены имен некоторых переменных (параметров-переменных) на имена фактических переменных, указанных при вызове процедуры.
Пример 3. Пусть у нас описана процедура abc:
procedure abc(a,b:integer;var c: integer);
Вызов этой процедуры abc(2,3,x) эквивалентен блоку действий:
Операторы перехода
Наиболее известным в данной группе операторов является оператор безусловного перехода goto. Если ко всем или некоторым уже имеющимся операторам программы добавить метки, то в программе становится возможным использовать оператор перехода вида:
Метка в данном случае соответствует началу того оператора, с которого должно продолжиться выполнение программы. Такой оператор позволяет записывать в языке программирования алгоритмы, имеющие сколь угодно сложную структуру. Но зачастую использование безусловного перехода неоправданно, т.к. ведет к запутанной, плохо читаемой программе. Практически единственным осмысленным применением оператора goto является выход сразу из нескольких вложенных циклов, например, при обработке двухмерных массивов.
Пример 4. Пусть нам требуется определить, есть ли в двухмерном массиве a элемент, равный 0:
for i := 1 to N do
for j := 1 to N do
if a[i,j] = 0 then begin
1: if b then write(‘есть’) else write(‘нет’);
Программа, разработанная по правилам структурного программирования, не должна содержать операторов безусловного перехода. Приведенную выше программу без использования оператора goto можно переписать следующим образом:
while not b and (i < N) do begin
while not b and (j < N) do begin
if a[i,j] = 0 then b := true;
if b then write(‘есть’) else write(‘нет’);
В данном случае структурная программа менее наглядна, чем программа с goto.
В языках программирования могут быть определены и другие операторы перехода. Например, в языке Pascal: break (досрочное прерывание цикла, переход на оператор, который должен выполняться после завершения цикла), continue (досрочное завершение текущей итерации цикла и переход к следующей), exit (досрочное прерывание подпрограммы, выход из нее), halt (досрочное прерывание программы, переход на ее конец). Аналогичные операторы существуют и в языках С, С++, Java.
Составной оператор
Составной оператор — это группа операторов, заключенных в операторные скобки (в Pascal — begin … end; в C, C++ — ).
Составной оператор введен в языки программирования для облегчения описания конструкций языка. Так, например, в Pascal исполняемая часть каждого блока (программа, процедура, функция) представляет собой один составной оператор. Ровно так же тело любого оператора цикла состоит только из одного оператора, быть может, составного. Альтернативой составному оператору может быть служебное слово, обозначающее окончание того или иного оператора, например, END IF в языке Basic.
Методические рекомендации
Тема “Операторы языка программирования” обычно изучается только в контексте рассмотрения определенного языка программирования. При ее рассмотрении важно показать связь базовых алгоритмических конструкций и операторов: алгоритмические конструкции записываются в языке программирования с помощью соответствующих операторов. Исключение в некотором смысле составляет последовательная конструкция, она определяет линейный порядок выполнения действий. Действия в строго линейной программе реализуются только операторами присваивания и операторами вызова процедуры.
На начальном этапе обучения программированию у школьников возникает много проблем. Первый психологический барьер им приходится преодолевать при изучении оператора присваивания. Одна из основных задач, которую необходимо решить вместе с учениками, это обмен местами значений двух переменных.
Можно предложить школьникам мысленно решить задачу, как поменять местами содержимое двух ящиков, например, письменного стола. Обычно на данном этапе обсуждения ученики догадываются, что для решения задачи необходим третий ящик (переменная). Тем не менее при записи данного алгоритма они часто путают, в какой части оператора присваивания (левой или правой) должна стоять та или иная переменная.
Ошибки в записи арифметических и логических выражений возникают из-за незнания старшинства операций, которые используются в выражении. При этом под операциями понимаются не только арифметические, но и операции сравнения и логические связки, а в языке С и операция присваивания, что весьма непривычно для школьников. Ситуация осложняется тем, что в разных языках программирования одни и те же операции имеют разные относительные приоритеты. Обращать внимание следует и на соответствие типов переменной и выражения в левой и правой частях оператора присваивания (см. “Типы данных”).
При освоении операторов выбора полезно предложить школьникам запрограммировать алгоритм, содержащий многоветвящуюся структуру, как с помощью комбинации условных операторов, так и с помощью оператора выбора.
Пример. В целочисленную переменную N вводится возраст человека в годах. Напечатать фразу “Мне K лет”, заменяя слово лет на год или года в зависимости от числа K. Приведем два решения этой задачи:
var k: integer;
if (k mod 100) in [11..20]
then writeln(‘Мне ‘,k,’ лет’)
case k mod 10 of
0,5..9:writeln(‘Мне ‘,k,’ лет’);
1:writeln(‘Мне ‘,k,’ год’);
2..4:writeln(‘Мне ‘,k,’ года’);
Источник: xn—-7sbbfb7a7aej.xn--p1ai
Операторы в программировании
Начиная изучать программирование любой человек сталкивается с множеством новых терминов, понимание которых просто необходимо для эффективного усвоения материалов. Сегодня мы поговорим о таком термине программирования как оператор.
Что такое операторы в программировании
Различных определений, что такое оператор довольно много. Некоторые из них содержат и другие термины, с которыми может быть ещё не знаком человек, начинающий изучать программировании. Поэтому мы дадим довольно простое определение этому термину, которое будет понятно каждому.
Оператор — это автономная команда, которая выполняет определенную операцию с информацией.
Грубо говоря, как дом строится из кирпичиков, так и программа строится из операторов.
Типы операторов в программировании
Операторы в программировании делятся на довольно большое количество типов. Сейчас поговорим об основных типах операторов в программировании.
Оператор присваивания
Оператор присваивания служит для того, чтобы присвоить какое-либо значение переменной. Если упростить, то мы говорим программе возьми вот эту информацию и положи её в ящик под названием «x».
На разных языках программирования оператор присваивания может выглядеть по разному, но чаще всего используется знак равенства.
На языке Python присваивание будет выглядеть так:
x = 365
Арифметические операторы
В языках программирования встроены арифметические операторы, которые позволяют нам совершать простейшие арифметические операции над числами, такие как сложение, вычитание, умножение и деление.
В зависимости от языка программирования, число арифметических операторов, которые по умолчанию может выполнять программа, отличается. Так же в зависимости от языка отличается и само обозначение операторов.
Приведем пример того, как могут выглядеть арифметические операторы.
+ | сложение |
— | вычитание |
* | умножение |
/ | деление (деление без остатка) |
% | остаток от деления (5 % 2 = 1) |
** | возведение в степень |
Логические операторы
Зачастую в программах вам будет необходимо проверить какое-либо условие и принять решение, будет ли исполнятся какой-либо код дальше или нет. Для этих целей на всех языках программирования есть логические операторы. Логические операторы обрабатывают булевые значения и выдают результат — «ИСТИНА» (true) или «ЛОЖЬ» (false).
Булев тип — примитивный тип данных в информатике, принимающий два возможных значения, иногда называемых истиной (true) и ложью (false).
В подавляющем большинстве языков программирования есть хотя бы 3 логических оператора: И, ИЛИ, НЕ. В разных языках используется разный синтаксис, так оператор И может выглядеть как «and» или «», а оператор ИЛИ как «or» или «||».
Логический оператор «И» (AND)
Логический оператор «И» (AND) сравнивает два булевых типа и даёт ответ. Из всех возможных комбинаций ответ «истина» возможен только в случае когда оператор «И» (AND) используется для двух истинных значений.
ИСТИНА | ИСТИНА | ИСТИНА |
ИСТИНА | ЛОЖЬ | ЛОЖЬ |
ЛОЖЬ | ИСТИНА | ЛОЖЬ |
ЛОЖЬ | ЛОЖЬ | ЛОЖЬ |
Логический оператор «И» (AND) используется в тех случаях когда, вам необходимо сравнить несколько значений и принять решения о выполнении дальнейшего кода только в том случае, если все значения — «ИСТИНА».
Логический оператор «ИЛИ» (OR)
Логический оператор «ИЛИ» (OR) сравнивает два булевых типа и даёт ответ. Из всех возможных комбинаций ответ «ложь» возможен только в случае когда оператор «ИЛИ» (OR) используется для двух ложных значений.
ИСТИНА | ИСТИНА | ИСТИНА |
ИСТИНА | ЛОЖЬ | ИСТИНА |
ЛОЖЬ | ИСТИНА | ИСТИНА |
ЛОЖЬ | ЛОЖЬ | ЛОЖЬ |
Логический оператор «И» (AND) используется в тех случаях когда, вам необходимо сравнить несколько значений и принять решения о выполнении дальнейшего кода в том случае, когда хотя бы одно значение — «ИСТИНА».
Логический оператор НЕ (NOT)
Логический оператор «НЕ» (NOT) известен также как «инверсия«. Этот оператор принимает булево значение и меняет его на противоположное.
ИСТИНА | ЛОЖЬ |
ЛОЖЬ | ИСТИНА |
На первый взгляд новичкам в программировании логический оператор инверсия может показаться лишним. Но это не так, как только вы немного углубитесь в изучении программирования, вы поймете на сколько это полезный оператор.
Операторы сравнения
Довольно часто программистам приходится сталкиваться с сравнением различных значений. Для этого они используют операторы сравнения, которые сравнивают две величины и на выходе дают булево значение сравнения — «ИСТИНА» или «ЛОЖЬ». Чаще всего используются следующие операторы сравнения.
> | больше |
меньше | |
>= | больше или равно |
меньше или равно | |
== | равно |
!= | не равно |
В различных языках программирования обозначение данных операторов может различаться.
Составные операторы
Помимо описанных выше операторов, зачастую в языках программирования существуют составные операторы, которые могут включать в себя несколько типов операторов. Например составные операторы присвоения, которые помогают делать код более лаконичным.
Приведем для примера несколько составных операторов присвоения. В каждом из примеров первая строчка кода аналогична по функционалу второй.
x = x + 365 x += 365 x = x — 365 x -= 365
Продолжая изучать программирование вы вскоре познакомитесь и с различными другими полезными операторами, которые будете использовать при работе. Вы можете продолжить своё обучение ознакомлением со следующими материалами:
Источник: python-teach.ru