В статье рассмотрен практический опыт применения программно-целевого метода в управлении развитием экономики страны. Дана общая характеристика программно-целевого метода управления, а также целевая комплексная программа как ядро метода. Впервые метод программно-целевого планирования был применен в СССР при разработке плана электрификации страны.
Впоследствии был разработан мощный методологический аппарат реализации целевых программ, в основе разработки которых лежал географический подход. На основе проведенного исследования авторами дана общая характеристика практики использования программно-целевого метода в СССР, построена система целей и средств их достижения. Также проведено исследование практики управления в современной России, в основе которой также лежит программно-целевой метод управления. Дана краткая характеристика Концепции социально-экономического развития, построена система целей и средств их достижения, которые реализуются в форме федеральных целевых программ.
Целевая программа Таксфон — партнер за 22 минуты
программно-целевой метод управления
целевая комплексная программа
планирование
1. Баженов Ю. Н. От проблемы к цели. Горизонты комплексных программ [Текст] / Ю. Н. Баженов, А. И. Чистобаев. – М. : Мысль, 1987. – 239 с., ил., карт., граф., табл.
2. Гвоздецкий В. Л. План ГОЭЛРО. Мифы и реальность [Электронный ресурс] / В. Л. Гвоздецкий // Наука и жизнь. – 2005. – № 5. – Режим доступа: http://www.nkj.ru/archive/articles/5906/
3. Глухова С. А. Целевая программа как элемент механизма реализации социально-экономического развития региона (на примере Ульяновской области)/ С. А. Глухова// Региональная экономика: теория и практика. – 2012. – № 19 (250). – С. 17-25.
4. Лопатников Л. И. Экономико-математический словарь: Словарь современной экономической науки. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Дело, 2003. – 520 с.
5. Материалы XXVII съезда Коммунистической партии Советского союза [Текст] / отв. ред. А. И. Котеленец. – М. : Политиздат, 1986. – 352 с.
6. Перечень федеральных целевых программ и федеральных программ развития регионов, предусмотренных к финансированию из федерального бюджета на 2014 год. Федеральные целевые программы. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://fcp.economy.gov.ru/cgi-bin/cis/fcp.cgi/Fcp/FcpList/Full/2014
7. Севастьянова, С. А. Региональное планирование развития туризма и гостиничного хозяйства: учебное пособие / C. А. Севастьянова. – М.: КНОРУС, 2007. – 256 с.
Проблемы экономического и социального развития общества всегда были актуальными для каждой страны, независимо от политического строя, уровня её развития и др. В современных условиях процессы модернизации системы экономических отношений в России, характеризующиеся глобализацией и регионализацией, эволюционными изменениями в системе разделения труда, возрастающей ролью регионов и их конкурентной борьбой, задают вектор в изыскании способов устойчивого развития регионов и отдельных территорий страны. Такое развитие, по нашему мнению, возможно с использованием методов планирования, одним из которых является программно-целевой метод управления.
Целевые и организационные ориентиры дополнительных общеразвивающих программ
Программно-целевой метод управления есть способ решения крупных и сложных проблем посредством разработки и проведения системы мер, ориентированных на цели, достижение которых обеспечивает решение возникших проблем [7].
Типы целевых комплексных программ
В социальной работе используется целевое управление программой — управление процессом разработки программы и управление процессом ее реализации. Необходимость разработки программы как инструмента управления возникает при возникновении серьезной и широкой проблемы, решение которой требует принятия специальных мер, концентрации усилий, сочетания действий разных организаций.
Особо важной частью системы программного регулирования являются целевые программы национального, регионального и местного уровней, что позволяет ускорить развитие приоритетных отраслей и подсекторов, отдельных регионов и привлечь для этого дополнительные ресурсы и инвестиции, и направлено на разработку программы решения важнейших задач межотраслевого, отраслевого, регионального и местного (на уровне субъектов хозяйствования) проблем.
Особое место в системе целевых программ, разрабатываемых в процессе планирования, занимают целевые комплексные программы. Исследователи А.И. Жуковский, С. Васильева под целевой комплексной программой понимается комплекс социально-экономических, производственных, научно-технических, организационных, экономических и других задач и мероприятий, направленных на решение важной народнохозяйственной проблемы наиболее эффективными способами и в срок.
В современном экономическом словаре трактовка понятия целевой комплексной программы дается как система мероприятий (действий) производственно-технического, научно-технического, социального, организационного характера, направленных на достижение единой цели, решение задачи. общие проблемы, связанные друг с другом по содержанию, срокам, ресурсам. В такой программе должны быть представлены цели, способы решения программной задачи. Известны федеральные региональные, научно-технические, социально-экономические экологические целевые комплексные программы.
Дайте понятие «целевые проекты и программы». Социальные программы и проекты как результат организации функции целеполагания.
Целевой проект — это созданная на основе анализа ситуации взаимосвязанная система целей, задач и способов достижения результата, т.е. продуманная последовательность мероприятий, действий и акций, обеспеченная в нормативно-правовом, экономическом и кадровом отношении и ведущая к достижению заранее поставленной цели путем изменения ситуации и создания условий, способствующих разрешению противоречий и трудностей личностного развития; оптимизации социально-культурной и
социально-психологической среды обитания человека.
Целевая программа – это совокупность выполняемых мероприятий (оказываемых услуг), взаимоувязанных по срокам, исполнителям и ресурсам, и направленных на достижение определенной цели (задачи). По сути, целевая программа – это программа действий по достижению поставленных целей, сбалансированная по ресурсам (финансовым, кадровым и др.).
Применение целевых программ призвано обеспечить прямую взаимосвязь между распределением ресурсов и фактическими или планируемыми результатами их использования.
Целевые программы по уровню их разработки и утверждения делятся на федеральные, региональные и муниципальные.
Организационной формой целеполагания являются комплексные целевые программы и проекты, которые позволяют соотнести целеполагание с имеющимися ресурсами, выделить приоритетные цели и направить их реализацию на достижение главной, или генеральной, цели.
Понятие «программа» близко к понятию «проект», поэтому нередко программно-целевое управление называют управлением по проекту. Однако первое понятие шире второго: проект выступает как структурный элемент крупномасштабной программы национального характера. Он конкретизирует программу, содержит более подробный перечень и характер работ, необходимых для достижения цели.
Программы многообразны по характеру, цели, объему, времени и другим признакам. Общегосударственные – программы достижения крупных общенациональных целей, которые часто охватывают все сферы общественной жизни (производственной, непроизводственной, финансовой, налоговой, социальной, духовной, международной).
Функциональные – это многоотраслевые программы, ориентированные на решение крупных проблем развития группы отраслей или выполнение общенациональной задачи усиления ряда отраслей (например, развитие энергетики, строительного комплекса и т. д.).
Региональные и муниципальные программы разрабатываются в целях преобразования и возрождения регионов и муниципальных образований.
В комплексной программе должны содержаться ответы на вопросы:
► какова главная цель программы;► кто, каким путем и в какие сроки будет ее реализовывать;
► какие ресурсы требуются для реализации программы и каковы источники их поступлений;
► кто, где, когда и как именно будет использовать результаты реализованной комплексной программы.
Общими чертами всех программ являются: ► их направленность на цель, на конечный результат, подчинение всех мероприятий и действий, осуществляемых в рамках программы, конечной цели, конечному результату;► наличие в программе системы показателей, которые носят не только количественный, но и качественный характер;► объединение в определенных организационных рамках под общим руководством и управлением всех организаций, исполнителей независимо от ведомственной и территориальной принадлежности от самого начала до окончания работ;
► четкое распределение прав, обязанностей и ответственности между всеми организациями, исполнителями;
► строгая и четкая координация и увязка функций организаций, звеньев как различных уровней (по вертикали), так и одного уровня (по горизонтали); ► гибкая система управления, максимально отвечающая особенностям программы и приближенная к исполнителям.
Одним из вариантов программно-целевого подхода является мультипликационный подход к управлению. Суть его состоит в том, что эффект, полученный в результате одного нововведения в технике и технологии, производстве, управлении и т. д., в силу системности общества, производства при соответствующей организационной работе вызывает цепную реакцию и, распространяясь по всей системе, увеличивает ее продуктивность.
Принятию программы предшествует предварительная работа, которая включает две стадии – подготовительную и предварительную. На подготовительной стадии осуществляется выбор проблемы, решаемой программой, очерчиваются возможные границы, масштабы проблемы. В результате в органы управления представляется проблемная записка, на основе которой принимается решение о предварительной разработке программы.
На предварительной стадии анализируется состояние программы, подготавливаются исходные задания по ее разработке. Очерчивается общественная потребность в программе; определяются главная цель и совокупность крупных подцелей, устанавливаются целевые нормативы и варианты мероприятий по достижению целей, необходимые ресурсы, ориентировочные сроки и ответственные исполнители. На этой стадии осуществляются прогнозные расчеты – целевые и экстраполяционные, определяются границы и структура программы, составляется план работ по организации разработки и реализации программы, обсуждается возможная система управления программой.
После проведения этой предварительной работы поэтапно разрабатывается целевая программа. На первом этапе, как правило, осуществляется структуризация исходной цели, выстраивается «дерево целей» с оценкой важности каждой подцели и количественно выраженными целевыми нормативами.
В целом проектирование и создание комплексных программ предполагает:
► определение цели; определение возможных альтернатив;
► выделение ресурсов, необходимых для достижения цели;
► проектирование и создание системы управления и организации комплекса;
► создание механизма функционирования и управления комплексом.
Программно-целевое управление содержит стадии:
► познавательную, информационную, на которой изучается ситуация, выявляются проблемы, ресурсы и перспективы;
► целевую, когда формулируется главная цель, осуществляется ее расчленение на подцели, строительство «дерева целей»;
► практически-стратегическую, на которой вырабатывается стратегия реализации цели, описываются мероприятия, средства и пути осуществления цели;► организационную, когда создается система как совокупность организаций, необходимых для достижения цели, формируется орган управления системой организаций, участвующих в программе;
► реализационно-практическую, когда разрабатывается перечень мер, которые следует принять для реализации поставленной цели; осуществляется программа системой соответствующих организаций;
► результирующую, на которой подводятся итоги.
Источник: lektsia.com