Любая программа на языке Object Pascal состоит из двух частей: часть описаний и часть исполнительная. Исполнительная часть начинается с ключевого слова begin и заканчивается ключевым словом end с точкой (смотри ниже). Begin End. На этом рисунке и далее в угловых скобках будем приводить понятия (эти угловые скобки в программе не пишутся!). Говоря о структуре программы отметим следующее.
Некоторые описательные разделы могут отсутствовать в реальной программе, а также включаться повторно в текст программы. Их порядок и повторное включение зависят только от внутренней логики программы.
Например, если в описании типа используется константа, то описание этой константы должно предшествовать описанию типа и т. д. Структура программы: program Идентификатор — имя программы>; const type var label begin end. Самая простая программа может не содержать оператора program, описательных разделов и иметь пустое тело.
Однако, она может быть откомпилирована и запущена, например: begin end. Следующая программа будет посложней. На рис.2.1 приведено окно Object Pascal с программой, которая получает два числа и выводит их сумму на экран. Программа содержит один описательный раздел — раздел описания переменных a и b целого типа. Рис. 2.1.
Подпрограммы, процедуры и функции
Окно Object Pascal с простой программой p3 После выбора в меню Run строки Run или нажатия клавиш Ctrl+F9 эта программа начнёт выполняться. На экране дисплея мы увидим окно пользователя с чёрным фоном и мигающим курсором в конце фразы «Введи два числа: ». Далее необходимо набрать на клавиатуре два произвольных целых числа через пробел и нажать клавишу Enter.
После этого экран пользователя исчезнет и вы увидите опять экран с текстом программы. Чтобы увидеть экран пользователя с результатами вычислений требуется нажать клавиши Alt+ F5 (смотри рис. 2.2). Вернуться опять в экран с текстом программы можно нажав любую клавишу.
Окно с результатами выполнения программы p3 Ясно, что программы могут быть очень сложными, содержать все разделы описания, процедуры и функции. По мере знакомства с языком мы их также будем использовать.
2.2 Описание констант
В программах часто встречаются неизменные по ходу исполнения программы величины, которые называются константами. Раздел описания констант начинается с ключевого слова Const. Одни константы могут быть использованы при описании других констант, переменных и типов. Структура описания констант: <идентификатор — имя константы>= ; Пример: const А = 75; Т = 3. 56; S = ‘ABCD’; В этом примере приведена константа А целого типа, константа Т вещественного типа и константа S – строка из 4-х символов.
2.3 Описание и использование меток
Использование меток при программировании считается дурным тоном. Но бывают случаи, когда для использования меток существуют веские причины, например, начальный этап создания программы, когда автор еще не видит другого решения задачи. Идентификатор метки может начинаться с цифры. Раздел описания меток начинается с ключевого слова Label.
Раздел “Курсы”: для чего нужен и как использовать?
Описание меток выглядит так: Label ; Метки ставятся в том блоке программы, в котором они описываются. Метку можно поставить перед любым оператором. Отделяется метка от оператора двоеточием. Метка позволяет выполнить прямой переход на этот оператор.
Переход к метке осуществляется с помощью оператора перехода к метке: Goto Идентификатор — имя метки>; Пример: program p2_1; label M1, M2, M3, M4; begin goto M1; M3: Writeln(‘метка 3’); goto M4; M2: Writeln(‘метка 2’); goto M3; M1: Writeln(‘метка 1’); goto M2; M4: end. Программа выводит на экран сообщения по порядку: «метка 1» , «метка 2» , «метка 3», но операторы вывода в программе расположены в обратном порядке. Такой эффект достигается использованием меток и операторов перехода на метку goto.
Источник: studfile.net
Структура программы на языке Паскаль
Программа – упорядоченный список команд. Любая программа (или программная единица – процедура или функция) на Паскале должна состоять из трех основных разделов:
v Раздел заголовка (объявления программной единицы)
v Раздел описаний
v Раздел исполняемых операторов (тело программы)
В разделе заголовка содержится одна – единственная строчка, которая указывает компилятору, что он имеет дело именно с программой (процедурой или функцией) и, более того, с программой под определенным именем. Для программ эта строка начинается с зарезервированного слова program, после которого следует собственно имя программы. В конце обязательно ставится точка с запятой.
Раздел описаний может иметь как одну – единственную строчку, так и достаточно большое их количество. В разделе описаний должны содержаться описание всех идентификаторов, используемых операторов. Так, например, описание переменных начинается с зарезервированного слова VAR, а описание констант (если они используются) – CONST.
Тело программы (раздел исполняемых операторов) содержит собственно программный код, отвечающий за результат алгоритма. При этом тело программы обязательно оформляется так называемыми операторными скобками – begin….end. Т.е. все операторы, реализующие ваш алгоритм, должны помещаться между этими операторными скобками. Таким образом, структура программы Pascal в простейшем случае имеет вид:
Program< >;
Var …;
Begin
End.
В более сложных программах раздел описаний может содержать некоторое множество разделов:
Ø Раздел описания используемых библиотек USES;
Ø Раздел описания меток LABEL;
Ø Раздел описания констант CONST;
Ø Раздел описания типов TYPE;
Ø Раздел описания переменных VAR;
Ø Раздел описания процедур и функций.
Разделы TYPE, CONST, VAR, LABEL могут следовать друг за другом в любом порядке и встречаться в разделе описаний сколько угодно раз. Единственное ограничение – идентификаторы, которые используются для определения других идентификаторов, должны описываться раньше.
В простейшей программе из всех перечисленных подразделов раздела описания обязательно присутствуют только раздел описания переменных VAR.
начало |
Описание данных |
Х=2 |
да |
нет |
Блок разветвления |
y=a-x 2 |
Арифметический блок |
Блок организации цикла: Параметр цикла — «х» Начало = 2 Конец = 10 |
у |
X=2; 10 |
Блок вывода результата на печать |
a, b, c |
конец |
Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:
Источник: studopedia.ru
Структура программы на Турбо Паскаль
Строка заканчивается особым разделителем – точкой с запятой. Этот разделитель в языке Турбо Паскаль отмечает конец оператора или описания. Использование особого разделителя позволяет располагать несколько операторов на одной строке. Поскольку имя программы в дальнейшем не используется, то можно опускать строку объявления имени без каких-либо последствий для программы.
Раздел описания долженсодержать описания всех идентификаторов, используемых в разделе исполняемых операторов.
Описания могут включать в себя:
· раздел подключаемых библиотек (модулей);
· раздел описания меток;
· раздел описания констант;
· раздел описания типов;
· раздел описания переменных;
· раздел описания процедур и функций.
Раздел описания модулей определяется служебным словом USES и содержит имена подключаемых модулей (библиотек) как входящих в состав системы Turbo Pascal, так и написанных пользователем. Раздел описания модулей должен быть первым среди разделов описаний. Имена модулей отделяются друг от друга запятыми:
Любой оператор в программе может быть помечен меткой. Имя метки задается по правилам образования идентификаторов Турбо Паскаль. В качестве метки также могут использоваться произвольные целые числа без знака, содержащие не более четырех цифр. Метка ставится перед оператором и отделяется от него двоеточием. Все метки, используемые в программе, должны быть перечислены в разделе описания меток и начинаться со служебного слова LABEL, например:
label 3, 471, 29, Quit;
Описание констант позволяет использовать имена как синонимы констант, их необходимо определить в разделе описания констант. Описанию должно предшествовать служебное слово CONST:
const K= 1024; MAX= 16384;
В разделе описания типов объявляются идентификаторы типов. Описанию должно предшествовать служебное слово TYPE. Например:
Type Str = string[40];
В разделе описания переменных необходимо указать все переменные, используемые в программе, и определить их тип. Описание начинается со служебного слова VAR:
var P,Q,R: Integer; A,B: Char; F1,F2: Boolean; S: Str;
Описание типов, процедур и функций будет рассмотрено ниже. Отдельные разделы описаний могут отсутствовать, но следует помнить, что в Турбо Паскаль — программе должны быть обязательно описаны все компоненты программы.
Раздел исполняемых операторов представляет собой составной оператор, который содержит между служебными словами
последовательность операторов. Операторы отделяются друг от друга символом;. Текст программы заканчивается символом точка.
Кроме описаний и операторов Турбо Паскаль, программа может содержать комментарии, которые представляют собой произвольную последовательность символов, расположенную между открывающей скобкой комментариев и закрывающей скобкой комментариев>.
program Primer; var x,y,s: integer;begin WriteLn(‘Введите через пробел два числа ‘); ReadLn(x,y); s := x + y; WriteLn(‘Сумма чисел равна ‘,s);end.
Данная программа запрашивает с клавиатуры два числа, находит их сумму и выводит ответ. Теперь сделаем так, чтобы программа сначала очищала экран, выполняла свои действия, а в конце работы позволяла пользователю посмотреть результат, ожидая его нажатия клавиши.
uses Crt; var x,y,s: integer;begin ClrScr; WriteLn(‘Введите через пробел два числа ‘); ReadLn(x,y); s := x + y; WriteLn(‘Сумма чисел равна ‘,s); ReadKey; end.
Выражения
Выражение задает правило вычисления некоторого значения. В общем случае выражение состоит из нескольких элементов (операндов) и знаков операций (операторов), а тип определяется типом операндов и видом применённых к ним операций. Операндами могут быть константы, переменные и обращения к функциям. Каждый из этих элементов характеризуется своим значением и принадлежит к какому-либо типу данных.
Все операции можно разделить на 4 группы:
— математически операции;
— операции отношения;
— логические операции;
— функции.
Математические операции
В таблице приведены основные математические операции Турбо Паскаль в соответствии с приоритетом, то есть, старшинством. Операции с одинаковым приоритетом равноправны между собой и выполняются слева направо, как и в математике.
Символ операции | Название операции | Пример |
* | умножение | 2*3 (результат: 6) |
/ | деление | 30/2 (результат: 1.5E+01) |
div | целочисленное деление | 5 div 2 (результат: 2) |
mod | остаток от деления | 5 mod 2 (результат: 1) |
+ | сложение | 2+3 (результат: 5) |
— | вычитание | 5-3 (результат: 2) |
Операции div и mod определены только для целочисленных операндов. Приведем пример их использования:
Здесь переменная c получит значение 20, а n – значение 6.
Логические операции
Над логическими аргументами в Турбо Паскаль определены следующие операции:
· NOT — логическое отрицание («НЕ»)
· AND — логическое умножение («И»)
· OR — логическое сложение («ИЛИ»)
· XOR — логическое «Исключающее ИЛИ»
Результаты выполнения этих операций над переменными А и В логического типа приведены в таблице истинности.
A | B | not A | A and B | A or B | A xor B |
true | True | false | true | true | false |
true | False | false | true | true | |
false | True | true | false | true | true |
false | false | false | false | false |
Операции отношения
К операциям отношения в Турбо Паскаль относятся такие операции, как:
· > — больше
· = — равно
· <> — не равно
· >= — больше или равно
В операциях отношения могут принимать участие не только числа, но и символы, строки, множества и указатели.
Приоритет операций
Порядок вычисления выражения определяется старшинством (приоритетом) содержащихся в нем операций. В языке Паскаль принят следующий приоритет операций:
· операции типа умножения: * , /, div, mod, and
· операции типа сложения: +, -, or, xor
· операции отношения: =, <>, < , >, =, in
Порядок выполнения операций переопределить можно с помощью скобок. Например, 2*5+10 равно 20, но 2*(5+10) равно 30.
Источник: megaobuchalka.ru