Персональные компьютеры – это универсальные устройства для обработки информации. Сам компьютер не обладает знаниями ни в одной области своего применения, все эти знания сосредоточены в выполняемых на компьютере программах. Поэтому часто употребляемое выражение “компьютер сделал” (подсчитал, нарисовал) означает ровно то, что на компьютере была выполнена программа, которая позволила совершить соответствующее действие.
Меняя программы для компьютера, можно превратить его в рабочее место бухгалтера или конструктора, статистика или агронома. Поэтому для эффективного использования компьютера необходимо знать назначение и свойства необходимых при работе с ним программ.
Программы, работающие на компьютере, можно разделить на три категории:
· прикладные программы, непосредственно обеспечивающие выполнение необходимых пользователям работ: редактирование текстов, рисование картинок, обработку информационных массивов и т. д.;
· системные программы, выполняющие различные вспомогательные функции, например создание копий используемой информации, проверку работоспособности устройств компьютера и т. д.;
Какой язык программирования выбрать для ЕГЭ по Информатике l Коля Касперский из Вебиума
· инструментальные системы (системы программирования), обеспечивающие создание новых программ для компьютера.
Среди всех системных программ, с которыми приходится иметь дело пользователям компьютеров, особое место занимают операционные системы (ОС) управляет компьютером, запускает программы, обеспечивает защиту данных, выполняет различные сервисные функции по запросам пользователя и программ. Каждая программа пользуется услугами ОС, а потому может работать только под управлением ОС, которая обеспечивает для неё услуги. Таким образом, выбор ОС очень важен, т. к. он определяет, с какими программами Вы сможете работать на своём компьютере.
На компьютерах типа IBM PC, используемых в качестве рабочих мест пользователей, чаще всего применяются следующие ОС:
· операционная система MS DOS фирмы Microsoft или совместимые с ней ОС- PC DOS фирмы IBM и NOVELL DOS фирмы NOVELL и др.
· ОС Windows фирмы Microsoft, точнее, Windows 3.1, 3.11, 3.16.
· ОС Windows 95, 98, Millenium и Windows NT, 2000, ХР фирмы Microsoft
· ОС OS/23.0 Warp фирмы IBM
Приведём требования к быстродействию процессора, оперативной и дисковой памяти различных ОС, предназначенных для конечных пользователей. В графе «надо иметь» указывается не та конфигурация компьютера, которую приводит фирма-разработчик, а та, при которой с помощью данной ОС действительно можно выполнять какие-либо работы.
Для комфортной работы
8088, 512 памяти, без жёсткого диска
80386, 4 М памяти, диск 120 Мбайт
80386, 4 М памяти, диск 120 Мбайт
80486, 8 М памяти, диск 300 Мбайт
80486, 8 М памяти, диск 200 Мбайт
Pentium, 16 М памяти, диск 540 Мбайт
80486, 16 М памяти, диск 200Мбайт
Pentium, 32 М памяти, диск 540 Мбайт
Важным классом системных программ являются драйверы. Они расширяют возможности ОС, например, позволяя ей работать с тем или иным внешним устройством, обучая её новому протоколу обмена данными и т. д. Так, первоначально попавшие в нашу страну версии DOS, Windows и OS/2 были английскими и не поддерживали ввод русских букв с клавиатуры. Поэтому различные программисты создали драйверы, обеспечивающие эти средства.
Как писать программы для ЕГЭ по информатике — алгоритм для любого задания l Коля Касперский
Весьма популярный класс системных программ составляют программы-оболочки. Они обеспечивают более удобный и наглядный способ общения с компьютером, чем штатные средства ОС. Наиболее популярными программами-оболочками для DOS являются Norton Commander, XTree Pro Gold и другие. Имеются весьма удобные программы — оболочки для Windows 3.1 (например, Norton Desktop) и для Windows 95 (Norton Navigator).
К системным программам можно также отнести большое кол-во так называемых утилит, т.е. программ вспомогательного назначения. Чаще всего используются следующие типы утилит:
· Программы резервирования — позволяют быстро скопировать нужную информацию, находящуюся на жёстком диске
· Антивирусные программы — предназначены для предотвращения заражения вирусом и ликвидации последствий заражения
· Программы – упаковщики (архиваторы) позволяют за счет применения специальных методов « упаковки» информации сжимать информацию на дискетах, т.е. создавать копии файлов меньшего размера, а также объединять копии нескольких файлов в один архивный файл
· Программы – русификаторы приспосабливают другие программы ( обычно ОС) для работы с русскими буквами
· Программы для диагностики компьютера позволяют проверить конфигурацию компьютера и работоспособность его устройств
· Программы – КЭШи для диска убыстряют доступ к информации на дисках путём организации в оперативной памяти кэш – буфера, содержащего наиболее часто используемых участки диска
· Программы для оптимизации дисков позволяют обеспечить более быстрый доступ к информации на диске за счёт оптимизации размещения данных на диске
· Программы динамического сжатия дисков создают псевдодиски, информация которых хранится в сжатом виде в виде файлов на обычных (настоящих) дисках, что позволяет хранить на дисках больше данных
· Программы ограничения доступа позволяют защитить хранящиеся на компьютере данные от нежелательных или неквалифицированных пользователей.
Для IBM PC разработаны и используются сотни тысяч различных прикладных программ для различных применений. Наиболее широко применяются программы:
· Подготовки текстов на компьютере – редакторы текстов
· Обработки табличных данных – табличные процессоры
· Подготовки документов типографского качества – издательские системы
· Обработки массивов информации – системы управления базами данных
· Подготовки презентаций (слайд – шоу)
· Программы экономического назначения – бухгалтерские программы, программы финансового анализа и т. д.
· Программы для создания рисунков, анимационных и видеофильмов
· Системы автоматизированного проектирования (САПР), т.е. программа черчения и конструирования предметов и механизмов
· Программы для статистического анализа данных
Компьютерные игры, обучающие программы, электронные справочники и т.д.
Многие торговцы продают не законные, т.е. изготовленные фирмой – производителем, копии программ, а незаконном изготовленные копии. Иногда такие программы называют пиратскими, хотя правильнее было бы их называть ворованными. Обычно пиратские копии программ распространяются на компакт — дисках без всякой документации, причём на одном диске часто имеются множество ( иногда десятки или даже сотни) программ. С пиратского диска легко занести в компьютер вирус. Кроме того, многие пиратские компакт – диски сделаны на дешёвом списанном оборудовании в Китае, и выходят из строя ( перестают читаться) через несколько недель после покупки ( а иногда и продаются уже бракованными).
Программы, которые нашли популярность у пользователей, обычно совершенствуются разработчиками: в них исправляются ошибки, включаются новые возможности и т. д. Чтобы сохранить преемственность, получившимся программам не даётся какое-то другое имя, а вместо этого они называются версиями исходных программ.
Чаще всего версии программ обозначаются числами вида 1.00, 3.5 и т.д., т.е. типа десятичных дробей в американской записи. Номер версии обычно указывается после названия программы, например Windows 3.0. При этом существенные изменения в программах отражаются увеличением цифр, стоящих после точки.
Некоторые поставщики программного обеспечения делают свои программы защищёнными от копирования. Это означает, что при копировании таких программ на другой компьютер полученная копия не будет работать.
Разработчики программного обеспечения применяют различные варианты схем защит.
В США и Западной Европе защита программ от копирования была широко распространена в начале и середине 80-х годов, за тем от неё отказались, т.к. она затрудняла распространение программ.
Имеются, конечно, десятки и сотни других типов прикладных программ. Из них упомянём:
· Редакторы текстовых файлов (полезны в аварийных ситуациях для редактирования файлов конфигураций и т. д.)
· Редакторы текстов программ
· Обучающие программы, электронные справочники, и энциклопедии
· Авторские системы, позволяющие создавать мультимедиа – программы, обучающие системы, Web – страницы и т. д.
· Программы для обмена информацией между компьютерами
· Программы доступа к глобальным сетям
· Программы удалённого доступа к локальным сетям
· Программы факсимильной связи с помощью факс – модемов
Утилиты дополняют возможности ОС, обеспечивая выполнение различных вспомогательных действий. Обычно некоторое кол – во утилит поставляются в составе соответствующей ОС, но не мало утилит создано независимыми разработчиками и поставляются отдельно от ОС.
Источник: ronl.org
Программное обеспечение на уроках информатики
статья по информатике и икт
Информация о ПО, которым пользуюсь я при изучении разных тем на уроках информатики и какое рекомендовала бы для использования. В свете внедрения и развития ФГОС повышается требование к использованию цифровых ресурсов, которые позволят обучающимся лучше усвоить материала, закрепляя его на практике, привить интерес к предмету, показать его отличительную черту от других учебных дисциплин.
Скачать:
![]() |
18.96 КБ |
![]() |
2.12 МБ |
Предварительный просмотр:
Программное обеспечение на уроках информатики.
Здравствуйте, уважаемые коллеги. Хочу предоставить вам информацию о ПО, которым пользуюсь я при изучении разных тем на уроках информатики и какое рекомендовала бы для использования. В свете внедрения и развития ФГОС повышается требование к использованию цифровых ресурсов, которые позволят обучающимся лучше усвоить материала, закрепляя его на практике, привить интерес к предмету, показать его отличительную черту от других учебных дисциплин.
Согласно принятому учебному плану, начальное знакомство обучающихся с программным обеспечением начинается в 7 классе, при изучении темы «Компьютер: устройство и программное обеспечение». Системное программное обеспечение мы изучаем на примере операционной системы Microsoft Windows 7/10. (Так же приводятся примеры Android – которую они могут увидеть на своих гаджетах, iOS – на айфонах, MacOS – на макбуках, Linux – для персональных компьютеров ). Я бы рекомендовала иметь на одном из компьютеров ОС Linux, чтобы учащиеся могли сами увидеть и сравнить её с привычной Windows и понять, что ОС для ПК бывают самые разные и их выбор зависит от целей использования компьютера. К тому же это свободно распространяемая ОС, хотя она имеет ряд минусов (не любая привычная программа может быть установлена на ПК с этой ОС). До введения ФГОС эта же тема изучалась углублённо в 10 классе, где учащимся легче воспринимать информацию о нюансах ПО и можно было организовать практические работы с разными ОС.
Изучая текстовые редакторы, практическую деятельность учащиеся осуществляют в MS Word 7/16. Трудно не согласиться, что данный текстовый процессор включает в себя весь основной функционал (редактирование текста, работа с таблицами, работа с формулами, диаграммами, различными шаблонами). Единственным минусом является то, что это ресурсоёмкое ПО, новым версиям которого не хватает ресурсов школьных ПК, поэтому учащиеся встречаются с трудностями в виде «зависания» системы и вынуждены работать далеко с неновыми версиями. Так же для примера учащимся рекомендую иметь программу Open Office Writer – это свободно распространяемый аналог Word.
Раздел, посвящённый графической информации, изучается на примере растрового графического редактора Paint, но согласно учебника Семакина рекомендуется использование редактора GIMP. (К сожалению, при установке на школьные компьютеры, возник конфликт с версией ОС). Это удобный, понятный, функциональный редактор, в котором просто и приятно работать.
Он позволяет создавать не только привычные изображения, но и анимированные GIF. И векторного ГР встроенного в текстовый редактор Word или Inkscape, который рекомендован авторами учебника. Так же учащимся можно устроить знакомство с 3D редактором Blender, где они могут создать трёхмерную модель какого-нибудь предмета, познакомиться с понятием «полигон». Редактор понятный, а главное интересный.
Тему «Мультимедиа и компьютерные презентации» удобно изучать при работе в PowerPoint или OpenOffice Impress (рекомендую для сравнения), оба программных продукта содержат подходящий функционал.
При изучении в 8 классе Интернета и всемирной паутины используются браузеры Internet Explorer и Google Chrome (первый скорее для сравнения и ознакомления).
Информационное моделирование, в частности хранение и обработку информации в базах данных удобно рассматривать на примере работы в СУБД MS Access, которой так же существует альтернатива в виде OpenOffice Base.
Электронные таблицы и табличные процессоры удобно изучать в MS Excel. Который так же используется при подготовке к ОГЭ в 9 классе при выполнении задания 19 и в 11 классе при изучении моделей статистического прогнозирования.
Знакомство с языками программирования, лучше проводить в средах программирования PascalABC – для языка Паскаль или Visual Studio c++/ Code Blocks – для изучения C++. (Последние больше подходят для углублённого изучения программирования, решения олимпиадных заданий.)
В качестве средств для изучения разработки web-сайтов мной используется визуальный html-редактор Kompozer Portable, так как он максимально похож на обычный текстовый редактор и учащимся комфортно в нём работать.
Также хочется порекомендовать ресурс для работы на уроках: Prezi – средство для создания оригинальных интерактивных презентаций, особенно удобны для работы на интерактивных досках. Но стоит отметить, что ресурс англоязычный.
Источник: nsportal.ru
Ответы по параграфу 3.1 Общие сведения о языке программирования Паскаль
Учебник по Информатике 8 класс Босова
Задание 2. В честь кого назван язык программирования Паскаль? Подготовьте краткую биографическую справку об этом учёном.
Язык программирования Паскаль был назван в честь французского учёного Блеза Паскаля. Известен своими достижениями не только в математике, физике и философии, но и создал первый в мире механическую машину, которая выполняла сложение двух чисел.
Биография: Скачать
Задание 3. Почему язык программирования Паскаль считается универсальным?
Универсален потому, что он применяется для записи алгоритмов разных задач: вычислительные, обработка текстов, построение графических изображений, поиск информации и так далее).
Задание 4. Что входит в состав алфавита языка Паскаль?
Состав алфавита Паскаль:
• латинские прописные буквы (A, B, C, …, X, Y, Z);
• латинские строчные буквы ( a, b, c, …, x, y, z);
• арабские цифры (0, 1, 2, …, 7, 8, 9);
• специальные символы (знак подчёркивания; знаки препинания; круглые, квадратные и фигурные скобки; знаки арифметических операций и др.).
Неделимые элементы:
:= (знак присваивания); >= и <> (знак неравно);
(* Текст *) (начало и конец комментария).
Задание 5. Каких требований следует придерживаться при выборе имён для различных объектов в языке Паскаль?
Можно использовать любые имена, которые отличаются от служебных последовательности букв, цифр и символа подчеркивания, начинающиеся с буквы или символа подчёркивания. Длина может быть любой, но для удобства стоит использовать короткие имена.
Задание 6. Указывая название, обозначение, диапазон и размер занимаемой области памяти, опишите известные вам типы данных, используемые в языке Паскаль.
Задание 7. В чём разница между числами 100 и 100.0 в языке Паскаль?
Число 100 целочисленный тип данных (integer); число 100.0 вещественный (real), так как есть точка после 100.
Задание 8. Какую структуру имеет программа, записанная на языке Паскаль?
Структура программы:
1) заголовок программы;
2) описание используемых данных;
3) описание действий по преобразованию данных (программный блок).
Общий вид программы:
program ; const ; var ; BEGIN ; ; … END.
Задание 9. Как записывается раздел описания переменных?
Раздел описания переменных записывается как var.
Задание 10. Запишите в тетради раздел описания переменных, необходимых для вычисления:
а) значения функции у = х2;
б) площади прямоугольника;
в) стоимости покупки, состоящей из нескольких тетрадей и такого же количества обложек;
г) стоимости покупки, состоящей из нескольких тетрадей, нескольких ручек и нескольких карандашей.
а) var x, y: real;
б) var a, b, s: real;
в) var cena_1, cena_2, stoimost: real; k: integer;
г) var cena_1, cena_2, cena_3, stoimost: real; k_1, k_2, k_3: integer;
В пунктах «в» и «г» у нас стоимость продукции и общая стоимость вещественного типа, так как не всегда цены целые.
Задание 11. Опишите процесс выполнения операторов присваивания.
a:=3; b:=4; a:=a+b.
1) Переменной «а» присваивается значение 3;
2) Переменной «b» присваивается значение 4;
3) Переменной «a» присваивается сумма переменных «a» и «b», то есть 3+4=7.
Задание 12. Запишите в тетради оператор для:
а) вычисления среднего арифметического переменных x1 и x2;
б) уменьшения на единицу значения переменной k;
в) увеличения на единицу значения переменной i;
г) вычисления стоимости покупки, состоящей из нескольких тетрадей, нескольких ручек и нескольких карандашей.
а) sr:=(x1+x2)/2;
б) k:=k-1;
в) i:=i+1;
г) stoimost:= cena_1*k_1 + cena_2*k_2 + cena_3*k_3;
Решение заданий из учебника Информатика 8 класс Босова, параграф 3.1 Общие сведения о языке программирования Паскаль. Алфавит и словарь языка, Типы данных, используемых в языке Паскаль, Структура программы на языке Паскаль, Оператор присваивания.
Источник: 5urokov.ru