https://inosmi.ru/20220207/figurnoe-252890370.html
В США объяснили, почему в женском фигурном катании господствуют россиянки
В США объяснили, почему в женском фигурном катании господствуют россиянки
В США объяснили, почему в женском фигурном катании господствуют россиянки
На Играх в Пекине в женском фигурном катании господствуют россиянки, пишет Vox. Но автор статьи жалуется, что техническая сторона в этом виде спорта приобрела. | 07.02.2022, ИноСМИ
2022-02-07T01:17
2022-02-07T01:17
2022-02-07T11:43
фигурное катание
Система оценок в фигурном катании подталкивает спортсменов к тому, чтобы они совершенствовали прыжки – порой в ущерб артистизму. На Зимних Олимпийских играх в Пекине будут представлены 15 видов спорта и будет разыграно 109 комплектов медалей, но жемчужиной этих игр, разумеется, станет красивый, бескомпромиссный и удивительно сложный вид спорта – фигурное катание.Все кажется довольно простым.
Исходные параметры этого вида спорта совершенно ясны: фигуристы ограничены примерно семью минутами на короткую и длинную программы и всего шестью разрешенными прыжками. Они также вынуждены подчиняться законам гравитации. Основополагающие правила остаются прежними: «больше вращений лучше, чем меньше вращений», и «падать нельзя».
Камила Валиева. Произвольная программа. Женщины. Чемпионат России по фигурному катанию 2023
Тем не менее, бывает достаточно сложно понять, как именно оцениваются выступления фигуристов.В фигурном катании огромное значение имеют мельчайшие детали. Это соревнование, суть которого сводится к микросекундам, одному градусу угла и десятым долям в оценках.
Каждые четыре года фигуристы вкладывают труд все своей жизни – тысячи прыжков, вращений и падений, тысячи часов растяжек, мучительные травмы, огромное количество времени, проведенного на холоде, – менее чем в 10 минут катания на арене.И, хотя этот вид спорта требует сверхчеловеческой силы и владения собой, традиционно у него есть еще и артистическая сторона. То, как фигурист скользит на льду, какие элементы он показывает, должно неизменно заключать в себе красоту.
Существует некая неподдающаяся измерению сторона фигурного катания, которая не позволяет зрителям оторвать взгляд от спортсменов.Система оценивания, в рамках которой предпочтение отдается спортивной стороне, в первую очередь прыжкам, остается довольно неоднозначной, и она вызывает массу споров о том, чем именно должно быть фигурное катание. Я побеседовал с несколькими бывшими фигуристами, экспертами и даже физиками, чтобы понять, как работают прыжки и система оценок в фигурном катании, – и объяснить это вам простыми словами.Как работает система оценивания в фигурном катании, и почему прыжки так важныПоследние три зимние Олимпиады эксперты, фигуристы и фанаты спорили о том, действительно ли в фигурном катании чисто техническая сторона приобрела ключевое значение в ущерб артистизму.
Является ли фигурное катание попросту соревнованием по прыжкам, или оно все же должно оставаться исполнительским видом искусства? Можно ли сохранить в одинаковой мере и спортивную, и артистическую стороны?
Anna Shcherbakova’s #Beijing2022 free program!
И что случается, когда в том или ином виде спорта одному аспекту начинают уделять заметно больше внимания, нежели другому?Главной причиной этих споров стала нынешняя система оценок в фигурном катании.Два десятилетия назад мир фигурного катания потряс небывалый скандал с пересмотром результатов соревнований, который затронул парное катание и спортивные танцы на льду. Следствие выяснило, что имело место мошенничество с оценками и что некоторые судьи злоупотребили субъективным аспектом выставления оценок (в старой системе были два ряда оценок – за технику и артистизм, – и максимальный балл был 6.0).
В попытке создать систему, в меньшей степени подверженную злоупотреблениям, эксперты выработали новую схему, выстроенную на поддающихся подсчету числах.Действующая система оценок, которая полностью вступила в силу в 2006 году, основана на присуждении баллов за прыжки, вращения и другие технические элементы в программе фигуристов. Эта система представляет собой попытку стандартизировать потенциальные баллы, присуждаемые за эти элементы.
Идея состоит в том, что, если разбить программу на отдельные элементы и аспекты, за которые выставляются конкретные баллы, места для субъективных оценок попросту не останется. У каждого элемента есть базовая «ценность», а судьи выставляют баллы в зависимости от того, насколько чисто фигурист выполнил элемент, по шкале от -5 до +5 – Шкале оценки уровня исполнения (Grade of Execution, GOE).
Если элемент исполнен идеально, это позволяет фигуристу получить базовый балл плюс 5 баллов GOE, что увеличивает итоговый балл. Если элемент выполнен некорректно, это приносит меньший балл GOE, а базовые баллы вычитаются.С введением новой системы фигуристам стало проще демонстрировать свой прогресс и регресс от соревнования к соревнованию (то есть одна и та же программа будет приносить тем больше баллов, чем лучше фигурист ее откатывает).
Эта система также позволяет ясно видеть, за что и как ставятся оценки. Все знают, какие баллы нужно набрать, чтобы подняться на подиум.И чтобы получить наивысшие баллы, фигуристам необходимо оттачивать прыжки.Из всех элементов программы шесть прыжков – тулуп, риттбергер, сальхов, флип, лутц и аксель – приносят больше всего баллов.
В настоящее время четверные прыжки – варианты перечисленных прыжков, в которых фигурист совершает от 4 до 4,5 поворотов, – представляют собой предел человеческих возможностей. В короткой программе фигуристам разрешено сделать три прыжковых элемента, что заставляет их максимально усложнять их.В произвольных программах фигуристы могут сделать семь прыжковых элементов, и им не разрешено повторять прыжки, если они не входят в состав каскада (то есть фигурист не может в произвольной программе выполнять только один или два прыжка, которые получаются у него лучше всего).
В произвольных программах спортсменам разрешено показать три каскада – когда прыжки следуют один за другим без перерыва, – которые приносят им больше всего баллов. Наконец, фигуристам разрешено показывать три прыжковых элемента во второй половине своей программы, за что им присуждается дополнительно 10 баллов – очевидно, за способность выполнять сложные прыжки тогда, когда уже накатывает усталость.Из-за того, как оцениваются четверные прыжки и каскады с четверными прыжками, порой возникают запутанные ситуации.
Теоретически, и в прошлом такое случалось, фигурист с очень сложной программой, выполненной с ошибками, может получить больше баллов, чем фигурист, идеально откатавший более простую программу. Действующая система вознаграждает за риск.В качестве иллюстрации я ниже привожу таблицу баллов за произвольную программу Нейтана Чена (Nathan Chen) с Чемпионата мира 2021.
Вы можете увидеть, что он набрал примерно 125 баллов за «выполненные» элементы, и большую часть тех баллов он поучил за каскады с четверными прыжками, выполненными с положительными баллами GOE.В нижней части таблицы приведены баллы за компоненты программы – или за то, что называют артистической составляющей программы. Туда входят мастерство катания, переходы, представления, композиция и интерпретация музыки.
В каждой категории присуждаются баллы по шкале от 1 до 10. Затем выводится средний балл, и полученный результат умножается на коэффициент 2 в случае с произвольной программой. То есть максимально фигурист может получить 100 баллов за компоненты программы в произвольной и 50 баллов в короткой программе.
Вы видите в таблице, что баллы, полученные Ченом за выполнение элементов, превышают общий балл за артистизм.Таким образом, если фигуристу необходимо выбрать, на чем ему надо сконцентрироваться, он однозначно сделает выбор в пользу прыжков и вращений. Потому что за них можно получить больше баллов.
Однако, всецело сосредоточившись на прыжках, некоторые фигуристы могут пренебрегать артистической стороной катания.»В смысле артистизма некоторые из тех программ, которые мы видим сейчас, превратились в нагромождение прыжков, и в них больше не осталось исполнительского компонента», – сказала Полина Эдмундс (Polina Edmunds), серебряный призер Чемпионата США и бывшая участница Олимпийских игр. Эдмундс ушла из фигурного катания в 2020 году и теперь ведет подкаст, посвященный этому виду спорта.»Это относится не ко всем фигуристам.
Есть те, кто мастерски комбинирует и артистический компонент, и прыжки. Но в целом я с уверенностью могу сказать, что артистическая сторона женского фигурного катания стала намного слабее – из-за этой игры с числами, которую мы пытаемся вести», – сказала она.
Она пояснила, что хотя новая система оценок действительно подняла спортивный компонент фигурного катания на новый уровень, она отвлекла внимание от красоты исполнения.Когда Эдмундс прославилась у себя на родине в возрасте 15 лет, выступив на Олимпиаде в Сочи, она была известна в первую очередь своими прыжками. По ее словам, судьи и тренеры говорили ей, что артистизм придет с возрастом, когда она «дорастет», и что это найдет отражение в баллах.
Но Эдмундс считает, что из-за сочетания «высокой текучести» в фигурном катании, особенно в женском, и ослабления внимания к артистической стороне программ такой образ мыслей уходит в прошлое. Кроме того, есть некоторое «взаимное наложение» баллов за артистизм и баллов за выполнение прыжковых элементов.По словам Эдмундс, фигуристам присуждают баллы за их способность выполнять прыжки, то есть, если фигурист выполняет четверные прыжки, это автоматически приносит ему более высокий балл за компоненты программы.»Я считаю, что, если вы умеете прыгать, это вовсе не значит, что вы способны выполнить по-настоящему сложные шаги в вашей программе, – объяснила Эдмундс. – Я вижу в этом недостаток действующей системы судейства, который необходимо исправить.
И чтобы сбалансировать ситуацию, необходимо соответствующим образом оценивать артистические способности спортсменов».С точки зрения физики в эти прыжки вложено очень многое. Микалис Бахтис (Michalis Bachtis), профессор физики Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе, объяснил, от чего зависит способность фигуриста прыгать.
Он предложил представить, как во время прыжка ведет себя масса тела и как на нее влияет скорость вращения. Фигуристы хотят минимизировать распределение массы, вытянувшись как можно сильнее и став как можно тоньше, – вспомните, насколько быстро вращается карандаш, когда вы трете его между ладонями.
Именно поэтому фигуристы плотно прижимают руки к корпусу, находясь в воздухе во время прыжка, и раскрывают руки перед приземлением, чтобы уменьшить нагрузку на ноги и лодыжки. И все это происходит за доли секунды.Бахтиса изумляет то, что фигуристам удается приземляться после прыжков – что им удается преодолевать крутящий момент, то есть ту закручивающую силу, которая вступает в действие, когда лезвие конька снова касается льда.Брэд Орр (Brad Orr), профессор физики и заместитель вице-президента по исследовательской деятельности в Мичиганском университете, объяснил, что приземляться фигуристам помогает особенность строения их тел. «Я думаю, что эти люди – генетические аномалии», – сказал он, пояснив, что его слова – это комплимент.
Он предположил, что сила мышц их корпуса и ног, а также относительно небольшой рост во многом объясняют их на первый взгляд сверхчеловеческие способности.Перекос в сторону спортивной составляющей за последние восемь лет привел к тому, что, чтобы претендовать на медаль в мужском фигурном катании, вам необходимо выполнять четверные прыжки, потому что все лучшие фигуристы – Нейтан Чен, Юдзуру Ханю (Yuzuru Hanyu), Юма Кагияма (Yuma Kagiyama) – их выполняют. В женском фигурном катании в этом году господствуют россиянки, которые тоже успешно выполняют четверные прыжки.»Я бы сказал, что, скорее всего, Чен постарается сделать пять четверных прыжков на этой Олимпиаде», – сказал Дейв Лиз (Dave Lease), который ведет YouTube-канал под названием The Skating Lesson.»Что касается женщин, вам, вероятно, понадобится четверной прыжок в произвольной программе, чтобы претендовать на золото.
Но женщинам не разрешается выполнять четверные прыжки в короткой программе – это старое правило, которое вызывает массу споров. Женщины могут получить преимущество, если они сумеют выполнить тройной аксель в короткой программе», – сказал Лиз, отметив, что этот прыжок дает наибольшее количество баллов. Главными претендентками на победу в этом году он считает россиянок Камилу Валиеву, Александру Трусову и Анну Щербакову.Стоит напомнить, что всего четыре года назад, на Зимних Олимпийских играх 2018 года, ни одна фигуристка не могла выполнить тройной аксель в короткой программе.Чем лучше фигуристы выполняют четверные прыжки, тем больше их баллы, тем выше баллы GOE, и тем более высокую оценку они получают за технику. И уже сейчас наблюдается очевидный разрыв между фигуристами, в арсенале которых есть четверные прыжки, и теми, у кого их нет.Прыжки действительно стали главной чертой фигурного катания. Если и есть что-то, чего нам точно стоит ждать от предстоящей Олимпиады, так это зрелища, как маленькие люди вертятся в воздухе, пытаясь получить высокие баллы.
/20211121/250952281.html
/20220123/olimpiada-252674056.html
/20211220/251155794.html
Источник: inosmi.ru
Кто круче — Валиева с Трусовой или американец Чен? Какой максимально возможный балл в женском одиночном катании?
После сверхнапряженного сезона, полного драм и травм (в том числе душевных), российские фигуристки ездят по шоу или отдыхают. Однако конкуренция в этом виде после олимпийского цикла вряд ли спадет — скорее обострится. Наши девушки и так задрали планку выше некуда. Сейчас официальный мировой рекорд держит Камила Валиева — 272,71 балла. Она же на чемпионате России набрала 283,48.
Есть ли в фигурном катании потолок баллов?
100-метровку, наверное, когда-нибудь пробегут и из 9 секунд. И копье на эти же 100 метров метнут. А вот есть ли предел мечтаний в фигурном катании?
Оказывается, да, есть. И хоть Александра Трусова и заикнулась о пятерном прыжке, а Алексей Ягудин ей резко ответил, правила фигурного катания и необходимость регулировать разнообразие элементов приводят к тому, что есть конкретная цифра, к которой можно стремиться при действуюших правилах. И не свыше того.
Вот нам и стало интересно — а какое максимальное количество баллов можно набрать в женском и мужском фигурном катании на официальных соревнованиях? Насколько далеко от теоретического максимума наши фигуристки? И кто, наконец, лучше — наши девушки или Нэтан Чен? Теперь на этот вопрос можно ответить четко: у кого выше процент от максимума, тот и лучше.
Как считаем?
Прежде всего, короткий ликбез (хотя уверен, что тут собрались люди исключительно грамотные) по правилам. Оценка фигуристок складывается из двух частей: техническая и компонентная. Техника — это, грубо говоря, базовая стоимость 12 элементов (прыжки, вращения, дорожка, хореопоследовательность) плюс добавка к ней сбалансированной оценки судей. С компонентной все проще — это оценка судей от 0 до 10 по пяти субъективным критериям, от интерпретации музыки до умения скользить. Каждая умножается у женщин на 0,8 в короткой программе и 1,6 в произвольной и суммируется (у мужчин — на 1,0 и 2,0).
Даже в базовых правилах фигурного катания легко зарыться, но чтобы вникнуть, как мы будем считать рекорд, нужно понять еще один нюанс. Когда судьи ставят оценки прыжку или вращению, оценка «+5» не приплюсовывается сразу к базовой стоимости. На деле судья определяет надбавку за прыжок, которая составляет 10% от базовой стоимости.
Простой пример: базовая стоимость четверного флипа — 11 баллов. Поставил судья «+1» — добавил 1,1 балла, значит, у него сумма будет 12,1. Поставил «+5» — добавил 5,5 балла, значит, сумма 16,5. Уже от этого считается среднее арифметическое с выбрасыванием лучшего и худшего результатов.
Правила мешают фигуристам ставить рекорды
Заранее скажем, что мы будем именно подгонять задачу под ответ — то есть в нашем идеальном случае все судьи за все элементы будут ставить фигуристкам оценку «+5». С компонентами тоже все просто — по всем пяти критериям наши виртуальные, но очень лояльные арбитры выставили десять из десяти. Камила Валиева на том же чемпионате России была от этого не так и далека, получив 26 «десяток» из 45. Таким образом, наша задача предельно проста — найти самую сложную комбинацию элементов, что обеспечило бы максимальные надбавки.
Тут-то и начинается интересное: многообразие нюансов и обилие запретов не позволяет нам вписать в программу семь четверных лутцев с разными каскадами. Тогда бы Александра Трусова, может, их бы и делала. Но как минимум: а) в короткой программе запрещены четверные; б) в произвольной разрешены максимум три каскада; в) одинаковые прыжки в протоколе могут встретиться только в двух случаях: один квад и один тройной (например, можно по два раза сделать четверной лутц и тройной тулуп, но тогда нельзя повторяться дважды с любым другим прыжком); г) пятерные не включены в официальную шкалу оценивания и стоят 0 баллов; д) не все каскады в принципе возможны — например, нет каскадов аксель + лутц, который стоил бы очень много. Сделать подобные штуки теоретически сложно — хотя немного обидно, что никто даже не пытается, кроме Артура Дмитриева.
Короткая программа — «скрещиваем» Валиеву и Щербакову
Рекорд в короткой программе принадлежит Камиле Валиевой (90,45 на чемпионате Европы), и она, оказывается, была крайне близка к тому, чтобы выбить абсолютно возможный по правилам максимум. Можете пока погадать, сколько ей до него оставалось, а мы начинаем.
Пять «десяток» в компонентах равняются 40 баллам в компонетной части (помним о множителе 0,8).
А вот в технике есть конкретный оптимальный набор прыжков, причем самый сложный набор не прыгает никто. Валиева исполняет тройной аксель, тройной флип и тройной лутц + тройной тулуп. Анна Щербакова делает двойной аксель вместо тройного, но чуть-чуть отыгрывается за счет более сложного каскада тройной лутц + тройной риттбергер.
Таким образом, представим, что мы скомбинировали идеальную фигуристку (ей, кстати, могла бы быть Александра Трусова, которая пробовала и то и другое) и она у нас прыгает и триксель, и лутц + ритт. Добавим, что последний прыжковый элемент в короткой и три последних в произвольной получают бонус — базовая стоимость множится на 1,1. Поэтому все каскады в обеих программах мы ставим в конец (что, конечно, крайняя редкость, потому что физически очень сложно).
Элементы программы.
Итого — самый сложный прыжковый, самые сложные вращения, идеальная дорожка и максимум по компонентам. Получается 94,73 балла. Валиева на Евро выбила 95,5% этой суммы. Только вдумайтесь! Она исполнила все прыжки настолько идеально, что получила «+5» почти от всех судей.
То есть даже «четверки» были единичны.
Сравниваем с мужчинами. У Нэтана Чена на Олимпиаде было 113,97, а теоретический рекорд у мужчин составляет 123,44, если исполнить тройной аксель, четверной флип и четверной лутц + тройной риттбергер. Это меньше — 92,3%. Пока наши лучше.
Произвольная программа — тащит Трусова
Теперь задача сложнее — произвольная программа. Здесь рекорд также у Валиевой (185,29). Но впору присмотреться как раз к Трусовой, у которой самый сложный контент среди всех фигуристок мира и сложнее абсолютного большинства мужчин. Опять же, по компонентам у нас картина идиллическая — все 10, и в сумме 80 баллов. А теперь к технике.
Прежде всего — о реалистичном контенте. Что было бы, если бы, к примеру, Трусова в Пекине исполнила все свои прыжки на «пятерки»? А вот что.
Элементы программы.
Серебряная призерка получила бы 217,69 балла. Тут можно вспомнить, что достаточно исполнить чисто четверной тулуп — и быть Саше олимпийской чемпионкой. Но в этом месте у нас поговорки про условное наклонение. Для сравнения: результат Валиевой — 201,96, Щербаковой — 191,78. То есть в реалиях нынешнего контента идеальный результат в районе 311-312 баллов.
А теперь давайте переместимся в мир фантазий и грез. Что нам нужно сделать? Во-первых, перенести все каскады во вторую часть, чтобы они стоили дороже всего. Во-вторых, повторять стоит самый дорогой прыжок — четверной лутц, а также тройной риттбергер — его можно цеплять к каскадам. Скажем, что такой набор не такой уж и фантазийный.
Валиева эти прыжки не делает, а вот Трусова и Щербакова — пожалуйста.
Другое дело, что нам нужно как можно больше разных четверных, поэтому придется исполнять два лутца, а дальше по одному разу флип, риттбергер, сальхов, тулуп и. тройной аксель (четверной все-таки в мире еще никто исполнять не умеет). Каскады 4+4 или 4+1+4 неэффективны из-за повторов и особенностей подсчета GOE . И вот здесь получается, что в теории на это все может претендовать только Трусова — на тренировках она все эти элементы собирала. Но, в конце концов, у нас сейчас соревнуется некая комбинированная версия условной Российской Фигуристки. Немного Акатьевой, Туктамышевой, Самоделкиной в ней тоже есть.
Чен чуть лучше наших, но россиянки на уровне Ханю
Вот так выглядит идеальный контент фигуристки в женской произвольной программе на данный момент. За него коллективная россиянка получила бы 233,66 балла. Прибавляем к короткой программе и получаем 328,39 балла.
Элементы программы.
Если мы пойдем до конца и представим, что, например, Валиева выучила четверной аксель, а потом еще и добавила каскад с ним в конец программы, то сумма будет на восемь баллов выше — 336,08 балла. Именно столько составляет официально возможный результат фигуристки по нынешним правилам на данный момент.
Элементы программы.
У мужчин в произвольной программе максимум отличается лишь бОльшим весом компонентов — 261,35 балла и в сумме 384,79 балла.
Так кто же ближе к рекорду — наша Валиева или американец Чен? Все-таки Нэтан, но ненамного: у него 87,1% от максимума, у Камилы — 81,1% или 83,0%, если считать без четверного акселя. Но это не отменяет факта — наши девчонки на любых мужских соревнованиях последних лет были бы в медалях или близко к ним. Юдзуру Ханю со своим рекордом 322,59, к примеру, на уровне Валиевой (83,8%).
Хорошо, что в итоге этой девушки-сверхчеловека, которая выбивала бы 300 баллов, так в России и мире пока не появилось. Этим и прекрасно фигурное катание: нам может импонировать прыжковый атлетизм Трусовой, пластика Валиевой и психологическая устойчивость Щербаковой — и в противостоянии таких разных фигуристок о статусе лучшей будут спорить всегда.
Источник: www.sport-express.ru
Результаты произвольной программы в фигурном катании у женщин на Олимпиаде-2022
Олимпиада
Автор Олимпиец На чтение 13 мин. Просмотров 25 Опубликовано 21.09.2022
Аксель не помог конкуренткам
Первой на тройной аксель зашла Анастасия Шаботова — еще одна бывшая россиянка. Попытка вышла неудачной — недокрут с падением. К тому же были ошибки и на других элементах. Баллы получились совсем скромные — 48,68.
А вот японка Вакаба Хигучи стала первой, кому аксель сегодня покорился. И первой, кто шагнул за 70 баллов. Вопросов к элементу ультра-си у судей не было. Зато в протоколе отметили недокрут на втором прыжке в каскаде тройной лутц тройной тулуп, неясное ребро на тройном флипе, да еще и q на этом же элементе, что означает «прыжок приземлен в четверть». Из-за всего этого баллы были не самыми высокими — всего 73,51.
Еще одна фигуристка, от которой ожидался тройной аксель, была американка Алиса Лью. Но Алиса решила не рисковать, а прыгнуть двойной. Вероятно, было принято решение сделать ставку на чистый прокат. Совсем чисто выступить у Алисы не получилось, как и набрать за 70 баллов — ее сумма равняется всего 69,50.
Кореянка Ен Ю тоже на аксель заходила, однако судьи отметили недокрут на этом элементе. Прыжок ультра-си никак не помог ей хотя бы приблизиться к нашим спортсменкам — она набрала за свое выступление лишь 70,34.
В первых разминках солировали экс-россиянки
Наконец-то мы дождались этого дня! Интрига в женском одиночном родилась сразу после завершения турнира девушек в Пхенчхане в 2022-м. Тогда многие ждали реванша Евгении Медведевой над Алиной Загитовой спустя четыре года… До Олимпиады в Пекине добрались в итоге обе, но уже в другом качестве — корреспондентов Первого канала.
Эксперты ждали в Китае в 2022-м тройку юниорок — Алену Косторную, Анну Щербакову и Александру Трусову. Из этого трио до главного старта в карьере добрались две фигуристки. Вместо Косторной — Камила Валиева. Алена не смогла побороться за Игры из-за травмы, но вряд ли у кого-то есть сомнения по поводу справедливости чемпионата России.