Дизайнер образовательных программ что это

Содержание

Дизайнер образовательных программ что это

С тех пор как люди научились фиксировать и хранить информацию, наше представление о мире постоянно расширяется. Хотя мы все еще очень приблизительно понимаем, как человек учится, уже знаем больше про процесс познания благодаря нейронаукам.

С усложнением сферы образования появилось огромное количество единиц знания, которое накоплено в каждой отдельной области, и много правил и условий, которые надо соблюдать, чтобы сделать обучение другого человека эффективным. Совместить эти переменные удается дизайнеру образования.

Этот человек решает две важные задачи:

  • объединяет и «синхронизирует» между собой разных узких экспертов на одной программе;
  • организует их контент, соблюдая все известные правила обучения, чтобы оно было оптимальным для ученика.

В школьном обучении конструкция «преподаватель + методист» помогает учителям правильно проводить занятия: эти люди разрабатывают методику обучения. Разница между методистом и учебным дизайнером в том, что методист обычно специализируется на методике конкретного предмета, а учебный дизайнер умеет адаптировать законы образовательного опыта для разных областей.

Графический дизайнер. Всё, что нужно знать о профессии

Чем занимается дизайнер образовательного опыта?

Деятельность дизайнера можно условно разделить на два больших блока:

  1. Стратегическая работа (или проектирование концепции программы);
  2. Работа над учебно-методическими материалами.

В рамках первого блока попадутся задачи на проведение исследования аудитории, предметной области или бенчмаркинг; проектирование системы образовательных результатов; подбор релевантных учебных стратегий, форматов и каналов обучения; проектирование системы оценивания на программе; разработка мероприятий, поддерживающих мотивацию учащихся.

Во второй блок попадут задачи по работе с конкретными экспертами по подготовке их занятий, разработка шаблона разных сопровождающих материалов (от структуры презентации преподавателя до формата домашнего задания), в онлайн или смешанном обучении — разработка самого контента.

RB.RU готовит большое обновление — и мы хотим учесть пожелания и интересы вас, наших читателей. Если вы готовы поделиться своим мнением об RB.RU, переходите по ссылке, чтобы заполнить короткую анкету.

Не стоит исключать из обоих блоков и работу с сопроводительной документацией — рабочее описание программы обучения может быть как внутренним опорным документом, так и отчетностью в соответствующие органы. Ее чаще всего готовит дизайнер или специалист с похожим функционалом.

Конкретный перечень задач зависит от места, роли и целей работы дизайнера. Например, если методология (как именно мы учим?) обучения уже разработана и ничего проектировать с нуля не надо, только готовить отдельные уроки — тогда фокус будет на учебно-методических материалах и поддержке уже существующих программ.

Где мне учиться, если я хочу стать таким специалистом?

В России и во всем мире программ обучения таких специалистов немного — это могут быть программы профессионального обучения при университетах либо короткие курсы или летние школы, организованные специалистами в сфере.

5 простых шагов, как стать ДИЗАЙНЕРОМ ИНТЕРЬЕРА с нуля

Лучше начинать учиться самостоятельно, прокачивая три направления:

  1. Английский язык и работа с научными источниками. Ключевая компетенция дизайнера — наличие актуальных знаний из исследований о том, как учится человек. Мировая наука говорит по-английски, поэтому для того, чтобы обладать релевантным представлением о дизайне опыта, надо уметь читать исследования на этом языке и отличать хорошие научные работы от плохих.
  2. Образовательные программы. Они нужны, чтобы накапливать опыт обучения, а потом анализировать его и разбираться с тем, почему он устроен именно так и как его можно улучшить. Сюда же можно добавить форматы образовательных экскурсий: ищите интересные проекты, школы, объединения у вас в городе, в городах и странах, куда вы путешествуете. Приходите в гости, знакомьтесь, расспрашивайте, как все устроено. Насмотренность — важнейшая компетенция дизайнера.
  3. Стажировки. Устройтесь менеджером по организации обучения, помощником учителя в школе или ассистентом преподавателя в университете. Подойдет любая роль, близкая к образовательному процессу. Дело в том, что учиться проектировать образовательный опыт в вакууме практически невозможно — нужна не только живая практика, но и предыдущий опыт работы, который можно препарировать и систематизировать уже за счет институционального обучения.

Если вы уже успешно разобрались или, по крайней мере, начали разбираться со всеми тремя пунктами — можно идти на формальную программу обучения. Например, на основы проектирования образовательного опыта в School of Education, или выбрав любую другую программу из рекомендаций специалистов в этой сфере.

Где работает учебный дизайнер

Терминология и слова «учебный дизайнер» (instructional designer) и «дизайнер образовательного опыта» (learning experience designer) довольно новы, а в родном языке ближе всего отечественный «методист». На практике компании чаще всего публикуют вакансии с любым из этих трех слов, предполагая их взаимозаменяемость. Поэтому специфика деятельности может проявиться уже только на собеседовании, а то и на самом рабочем месте.

Одни и те же требования прячутся под такими словами: «продюсер», «продакт», «проджект», «менеджер» или «специалист по обучению». Так что смотрите не на название, а на функционал. Например, вычислить деятельность дизайнера в других должностях можно, соотнеся описание функционала со скиллсетом методиста.

Профессиональное и дополнительное образование для взрослых

Чтобы научить человека в профессиональной области, нужны носители актуального знания, которые в большинстве своем практики. Специфика практикующего человека, успешно выполняющего задачи, в том, что у него может не быть сил и времени ни на концептуализацию своего опыта (объяснить, как я делаю то, что я делаю), ни на выстраивание программы обучения (что должен делать студент, чтобы научиться). Без системного дизайна программа превращается в поток лекций с разношерстными примерами персонального опыта конкретных людей.

Похожая проблема есть и в сфере дополнительного обучения взрослых — зачастую недостаточно просто позвать классного преподавателя танцев или рассказать о том, как лучше управлять своими финансами

Где искать вакансии: школы и организации, осуществляющие подготовку в области профессионального обучения, от учебного центра «Специалист» и онлайн-университета Skillbох до «Британской высшей школы дизайна» или «Яндекс.Практикума». В сфере дополнительного образования можно заглянуть к «Синхронизации», «Силе ветра» или InLiberty.

Высшие учебные заведения

В вузе деятельность преподавателя в большинстве случаев является его непосредственной основной работой. Хотя по идее именно преподаватели должны знать, как изучать со студентами свой предмет, мы часто оказываемся в ловушке «потоковых лекций» и зубрежки, после которой мало что остается. Именно поэтому второй сегмент для поиска работы — это высшие учебные заведения, в которых администрация стремится усиливать качество обучения студентов.

В отличии от профессионального обучения, где дизайнер напрямую работает с несколькими экспертами и совместно конструирует программу, в вузе чаще всего создается отдельный центр (он может называться методический центр, или центр по академическому качеству, или центр педагогического мастерства). В нем команда дизайнеров разрабатывает программы поддержки и обучения для преподавателей вуза.

Где искать вакансии: в вузах, от Universal University до ВШЭ и МГИМО. Особой популярностью пользуются дизайнеры образовательного опыта с глубоким пониманием технологий и особенностей онлайн-обучения.

Корпоративный сегмент

Сотруднику важно оставаться актуальным специалистом — с чем ему чаще всего помогает его работодатель. Корпоративные университеты (или департаменты обучения и развития, которые часто используют сокращение TD — training and development или learning and development) есть в любой средней и крупной компании. В малом бизнесе внутренние отделы обучения тоже встречаются, но реже и носят более неформальный характер.

Такие организации по количеству сотрудников и программ могут соревноваться с обычными университетами, поэтому спрос на специалистов там огромный. Чаще всего дизайнер взаимодействует с бизнес-подразделениями, и его ключевая задача — понять проблему бизнес-юнита и предложить решения по обучению.

Где искать вакансии: самые известные и крупные корпоративные университеты есть в «Сбере», компании «Крок», «Сибуре» или «Газпром-нефти».

Провайдеры обучения и платформы

Это компании, которые по заказу корпораций или компаний разрабатывают и осуществляют образовательную деятельность — или предоставляют свой продукт или технологию для проектирования или реализации обучения.

В случае разработки обучения такая компания ближе всего к технологическому видео-продакшену — именно готовые онлайн-курсы чаще всего аутсорсят крупные компании. Если провайдер еще и реализует обучение по заказу, тогда это объединение экспертов и тренеров, профессионально умеющих обучать определенным темам. Компании фокусируются на технологической составляющей продукта, но проектирование разных аспектов платформы (будь то LMS — learning management system, конструкторы, интерактивные учебники) требует и методической экспертизы.

Читайте также:
Pro версия программы что это

Где искать вакансии: бутиковые тренерские центры — например, T производство образовательного контента — например, Pulsar Production; платформенные решения — iSpring, Coreapp.ai, «Яндекс.Учебник» или Skysmart от Skyeng.

Детское и подростковое обучение

Если в школе и за ее пределами учат не только конкретным предметам, а мыслят чуть шире, тут же появляется запрос на проектирование опыта обучения. Как интегрировать в предметную программу мета-предметные навыки (например, критическое мышление)? Как сделать так, чтобы ребенку было интересно? Как использовать технологии на уроке? На эти вопросы помогает учителям отвечать дизайнер образовательного опыта.

Где искать вакансии: в том или ином виде компетенции проектирования можно найти в «Новой школе» или школе «Летово», а также в детских и подростковых проектах, например, «Алгоритмике», «Кодабре» или школе Coddy.

Источник: rb.ru

Я работаю педагогическим дизайнером

Я работаю педагогическим дизайнером

Однажды к выпускнику Гарварда математику Салману Хану обратилась одна из его тетушек с просьбой подтянуть ее сына по математике. Салман начал заниматься с мальчиком по скайпу, но довольно быстро заметил, что тот скучает во время объяснений.

Тогда Салман стал записывать короткие обучающие видео, которые его племянник смотрел в удобном для себя режиме, а по скайпу они обсуждали сложные моменты и решения задач. Как только у мальчика возникали трудности, Салман был тут как тут с подсказкой. Об этом узнали другие его тетушки, и по их просьбе он загрузил свои обучающие видео на YouTube. Сайт Khan Academy, который вырос из этих видео, сейчас является одной из крупнейших образовательных онлайн-платформ, которую поддерживает Google и чета Гейтс.

Когда человек сталкивается с трудностью и не может сам с ней разобраться, это порождает фрустрацию и снижение мотивации. Поэтому традиционный формат обучения, когда на занятии мы слушаем теорию, а практикуемся дома, не всегда эффективен. С развитием онлайн-обучения появилось понятие blended learning — смешанного обучения, использующего различные форматы и медиумы. А еще — профессия педагогического дизайнера.

Кто такой педагогический дизайнер

Педагогический дизайнер — это человек, который, с одной стороны, разбирается в педагогике и теории образования, знает закономерности усвоения знаний, освоения навыков и формирования убеждений. С другой — любит и умеет работать с современными технологиями.

Задача педагогического дизайнера в том, чтобы, работая с экспертами, придумать, как донести информацию до студентов в ясной, доступной и занимательной форме.

При этом сам педагогический дизайнер не обязан быть специалистом в теме проектируемого курса. Например, в Центре цифрового образования в Колумбийском университете я в течение семестра работала над курсом по кардиологии. Я не разбираюсь в этой теме, но у меня был доступ к экспертам, вместе с которыми мы продумали учебный процесс и создали материалы, которые впоследствии вместе с текстом, видео и тестовыми заданиями стали курсом.

Во многих случаях отсутствие знаний по теме даже полезно. Эксперт, разбирающийся в теме курса, может сказать: «Вот эту часть можно убрать, это очевидно». Педагогический дизайнер, который в теме не разбирается, смотрит на курс глазами студента. Это позволяет не пропустить мелочь, о которой может забыть преподаватель.

Педагогический дизайнер в компании

В корпоративном мире ценится эффективность. Работодатель предпочтет организовать для сотрудников курс, который будет решать задачи бизнеса, который можно проходить «без отрыва от производства» и который будет всегда доступен, легко обновляем и занимателен. Здесь в работу включаются педагогические дизайнеры, которые воплощают идеи руководства в реальность: создают учебные материалы для адаптации новых сотрудников (onboarding process), обучают навыкам, которые им пригодятся на рабочем месте, или знакомят с нововведениями в компании.

Например, в администрации Нью-Йорка мы с командой делали курс по работе с инцидентами в убежище для бездомных. Задача курса — научить сотрудников убежища реагировать на драки, кражи и тому подобные происшествия. Нам хотелось сделать что-то классное, например игру-бродилку с анимированными персонажами, которым приходилось бы быстро принимать решения в сложных ситуациях.

А потом мы побывали в убежище сами. Мы узнали, что воровство, драки и передозировки случаются по несколько раз за день. Люди, которые их фиксируют, настолько загружены, что у них нет времени играть в игры. Они хотят короткое видео с конкретными вариантами действий.

Как работает педагогический дизайнер

Расскажу на примере моей работы педагогическим дизайнером в Колумбийском университете. Мы с коллегами работали с преподавателями, чьи курсы было решено перевести онлайн. Вот как это происходило.

Шаг 1: Выбор концепции и формата курса

На этой стадии нужно понять:

  • каковы цели и задачи курса;
  • какие знания, умения, навыки должны освоить студенты;
  • какие типы упражнений в нем превалируют и т. п.

От этого зависит теоретическая рамка, которую мы будем использовать. Это может быть смешанное обучение или, например, несинхронный онлайн-курс, в котором не будет онлайн-сессий, а будут задания и отзывы преподавателя. Все это очень индивидуально и зависит от преподавателя, самого курса и предполагаемых студентов. Например, если на курсе будут учиться 40 студентов со всего мира, мы никогда не найдем подходящий всем временной слот для онлайн-встречи — тогда только несинхронный курс.

Шаг 2: Работа над курсом вместе с экспертами

Определившись с дизайном и форматом курса, мы предлагаем преподавателю и его помощнику технические решения для тех задач, которые они перед нами ставят.

Например, однажды мы работали с профессором психологии. Эта харизматичная и общительная женщина очень переживала, что в онлайне ее курс будет не таким интересным, как в жизни. Ей нравилось приходить на пару и импровизировать — оживлять теорию примерами из клинической практики. Студенты особенно ценили тот факт, что примеры каждый раз были новыми, они никогда не повторялись.

Это было важно и для самой преподавательницы как профессионала и практика. Чтобы она постоянно могла рассказывать о свежих кейсах, мы предложили ей в дополнение к оцифрованному курсу запустить подкаст.

Шаг 3: Подготовка мультимедиа

Это могут быть слайды с закадровым голосом — как у Салмана Хана. Или видео, в котором преподаватель рассказывает о предмете. Или серия подкастов. В любом случае ваша задача — организовать, записать, отредактировать, подготовить визуальный ряд, создать инфографику, отретушировать все плохо отсканированные материалы и оформить все в едином графическом стиле.

Шаг 4: Подготовка Learning Management System

Когда все материалы готовы, их нужно загрузить в LMS. Этот процесс включает в себя создание модулей, страниц, тестов, групп обсуждения и т. п. Создание навигации и линкование всех материалов. Редактирование стиля страниц с помощью HTML/CSS.

Шаг 5: Запуск курса и техподдержка

Технологии не идеальны, люди тоже. Что-то точно сломается, что-то будет работать в одном браузере и не работать в другом, кто-то не будет знать, как разрешить флеш-анимацию на странице, у не будет работать микрофон — все это зона ответственности педагогического дизайнера. Ему приходится постоянно мониторить технические проблемы и решать их.

Шаг 6: Конец курса и фидбэк

Единственный способ сделать что-то лучше — узнать, что пошло не так. Проанализировав отзывы, можно понять, как исправить ошибки и сделать курс более понятным, интересным, удобным.

Что нужно знать и уметь

Специальность «педагогический дизайн и новые технологии в обучении» (Instructional design technology) я получила в магистратуре Колумбийского университета Нью-Йорка. Но верю, что для этой профессии не нужна магистерская степень, хотя бакалавриат в области педагогики не повредит. С такими предметами, как общая дидактика, теория и методика преподавания, психология я познакомилась, получая специалитет в МГПУ.

К базе в виде знаний по классической педагогике придется добавить прикладные навыки — HTML/CSS, графический дизайн, видео- и аудиомонтаж, владение LMS и программами создания интерактивных модулей (Articulate Storyline, H5P, Adobe Captivate).

Но самое сложное — это общение с теми, кто преподает свой предмет многие годы. Они — и я могу их понять — не всегда рады моим «пяти копейкам», то есть мнению о том, как сделать курс лучше. «Да что ты понимаешь в этой теме!» — часто читается на их лицах, и я сразу подтверждаю: ни-че-го.

К счастью, в университете нас к этому готовили. Например, ученые прислушиваются к научным исследованиям, и поэтому, общаясь с ними, я всегда готова предъявить научное обоснование всех своих предложений. Имена исследователей, названия последних публикаций и точные данные по эффективности того или иного педагогического приема — с этим не спорят даже самые упрямые профессора.

Читайте также:
Что за программа банан

Поскольку инструменты в моей профессии быстро меняются — одни приложения уходят с рынка, другие появляются, — мне нужно всегда мониторить новинки. Делать это в одиночку — непосильный труд. Лучше всего подключиться к профессиональному нетворку и черпать знания оттуда. Я читаю EdSurge, слежу за событиями по моей теме и участвую в профессиональных митапах.

Почему это классная профессия

Для меня работа педагогического дизайнера прекрасна, потому что я все время переключаюсь между совершенно разными видами деятельности. За кофе — встреча с преподавателем и беседа о предмете, от которого у моего собеседника горят глаза. Днем — тьюториалы по дизайну или монтажу, которые помогут сделать мои видео еще круче. Вечером я рисую анатомическую иллюстрацию для курса по медицине. И заканчиваю день, разбирая фидбэк от слушателей курса по устойчивому развитию.

Источник: theoryandpractice.ru

Методист, методолог или педагогический дизайнер — кто разрабатывает онлайн-курс

На рынке EdTech человек, который создаёт образовательные продукты, может побывать во множестве ролей. Но несмотря на активное развитие индустрии, в описании некоторых профессий сохраняется путаница. Чаще всего HR-специалисты указывают через слеш методиста онлайн-курсов, методолога и педагогического дизайнера. Редакция EdMarket рассказывает, в чём между ними разница.

Редакция Edmarket

Обилие названий для специалистов, причастных к созданию онлайн-курсов, усложняется тем, что соискатели, пытаясь привлечь внимание потенциального заказчика, часто через запятую перечисляют все возможные варианты желаемой позиции. Например: «Анна, методолог, архитектор образовательной среды, методический директор».

При этом на русскоязычном рынке онлайн-образования терминология ещё не устоялась. Единых названий для ролей внутри образовательного проекта, которые все понимали бы однозначно, пока не существует. Во многих названиях профессий специалистов онлайн-школы лучше ориентироваться на функции, чем на название. В том числе и в профессии методиста онлайн-курсов, которого часто путают с методологом. Разбираемся, кто есть кто на самом деле.

Кто такой методист

Методист онлайн-курсов — это специалист, который владеет методиками проектирования онлайн-обучения. Опираясь на них, он:

  • решает регулярные, часто типовые задачи по разработке учебных онлайн-программ;
  • взаимодействует с предметным экспертом и помогает ему выстроить онлайн-обучение;
  • разрабатывает курс по готовому методическому фреймворку;
  • отслеживает результаты обучения. Например, анализирует, какие знания, умения и навыки приобрели участники курса, какие изменения получили после обучения.

Методист онлайн-курсов — это профессия, которая подойдёт для старта в сфере онлайн-образования. Методист может начинать с более простых задач, постепенно наращивая новые компетенции.

Методист — это тактик, который решает конкретные образовательные задачи, действуя по готовому плану.

В академической среде методистом называют педагога по методике преподавания какого-либо предмета, способного и выбрать способ преподавания, и непосредственно преподавать.

Методист, методолог или педагогический дизайнер — кто разрабатывает онлайн-курс

Профессия

Методист онлайн-курсов

Узнать больше

  • Научитесь создавать качественные образовательные продукты
  • Узнаете, как выявлять сильные стороны эксперта и оформлять его знания и опыт в учебный контент
  • Отработаете реальные задачи методиста, каждая из которых — кейс для портфолио

Кто такой методолог

Методолог образовательных программ — это специалист, который тоже владеет методиками проектирования онлайн-обучения. Опираясь на них, он:

  • разрабатывает новые методики для передачи и усвоения знаний, а также для обретения навыков;
  • умеет действовать не по шаблону и задаёт новые шаблоны самостоятельно;
  • тестирует новые инструменты и подходы в обучении;
  • прописывает ещё не существующие методики и подходы;
  • создаёт стратегический фреймворк, в рамках которого дальше работает методист.

Методологом нельзя стать, пройдя краткий курс и имея один-два проекта в портфолио. Тут нужна практика, насмотренность и умение перенимать опыт из других сфер.

Методолог — это стратег. Иногда этот специалист ближе к теории, чем к практике.

В философских трактовках «методолог» — это человек, который занимается изучением и разработкой принципов формирования методов, разрабатывающий методы и технологии их применения.

Чем различаются методисты и методологи

Методолог знает психофизиологию, все модели, механики, методики проектирования обучения и создаёт для этого алгоритмы, шаблоны, фреймы, инструкции. А методист — тот, кто этим пользуется. Он может что-то повторить по созданному методологом.

Сравним с математикой. Тот, кто вывел математическую формулу, — методолог. Тот, кто с помощью этой формулы решает задачу, — методист. При этом методолог может самостоятельно решить задачу, чтобы проверить правильность своей формулы. Методист же только решает по шаблону.

Методист, методолог или педагогический дизайнер — кто разрабатывает онлайн-курс

На самом деле такое жёсткое разделение не всегда возможно. Иногда методолог может выступать в роли методиста. Например, придумав сценарий для онлайн-обучения на целый день, которое раньше никто не проводил, на первой группе внедряет его сам, чтобы быть ближе к изменениям и чётче уловить обратную связь. Придумал как методолог, внедрил — как методист.

Методист, методолог или педагогический дизайнер — кто разрабатывает онлайн-курс

Профессия

Методолог

Узнать больше

  • Узнаете, как создавать концепцию и учебную программу онлайн-курсов
  • Научитесь разрабатывать новые методики обучения
    и задавать методические стандарты
  • Спроектируете путь студента с учётом мотивационных спадов и подъёмов

Кто такой педагогический дизайнер

Для специалиста внутри образовательного проекта существует ещё одно название. Иногда, когда хотят подчеркнуть, что в задачи работника входит создание мультимедийного и интерактивного контента, его называют педагогическим дизайнером.

Чаще всего функции педагогического дизайнера близки или совпадают с тем, что делает методист онлайн-курсов.

Сам термин «педагогический дизайнер» появился как перевод Instructional designer, что повлекло ассоциации с дизайном и оформлением. Были времена, когда разработчики курсов своей основной миссией считали создание красивых слайдов, а логику и структуру упускали.

Гораздо лучше значение Instructional designer передают словосочетания «образовательный проектировщик» или «инженер учебного процесса».

Как себя называть начинающему специалисту

Публикуя вакансию методиста, работодатель может добавлять в описание и функции методолога. Скриншот ниже подтверждает, что вакансии с названием «методист» зачастую пишутся через слеш с «педагогическим дизайнером» и «дизайнером образовательных программ», а в описании перечисляют функции методолога.

  • «Проработка/адаптация документов программ вместе с кураторами в соответствии с заданными регламентами»;
  • «Проектирование мероприятий по итогам реализации программы совместно с куратором/преподавателями»;
  • «Методический аудит программы согласно утверждённым регламентам»;
  • «Формирование рекомендаций/требований/условий по последующему формированию расписания для координаторов учебного отдела».

Нюанс в том, что по договорённости с работодателем методолог может взять на себя и функции методиста. А вот методисту замахнуться на методолога будет сложнее. Без опыта — невозможно вовсе.

Источник: netology.ru

Педагогический дизайн: понятие, принципы, модели 5127

В последние годы образование переходит в онлайн. И все чаще в этом контексте упоминается педагогический дизайн. Преподаватели понимают, что это необходимый навык для продолжения работы в новых условиях. Для некоторых это даже возможность выйти на новый карьерный уровень и преумножить доходы. Но что же это такое?

Попробуем разобраться.

Что такое педагогический дизайн

В широком смысле педагогический дизайн – это совокупность действий по организации онлайн-обучения. В разных источниках даются многочисленные его трактовки в более узком смысле:

  1. Научная область, исследующая образовательные условия и имеющая целью выработать общие регламенты для наиболее общих ситуаций.
  2. Дисциплина, изучающая разработку и внедрение образовательных стратегий.
  3. Процесс выстраивания педагогической системы, анализа проблем и поиска решений, конечная цель которого – создание образовательного контента.
  4. Подход к организации учебного процесса и работе с образовательным контентом.
  5. Инструмент разработки и повышения эффективности образовательного контента.

На английском этот термин звучит как “instructional design”, что в дословном переводе означает «учебный дизайн» или «учебное проектирование».

Так что с дизайном в том смысле, какой первым приходит на ум, общего здесь мало. Педагогический дизайн – это педагогика, помноженная на менеджмент и воплотившаяся в проектной деятельности.

Для чего педагогу дизайнерские навыки

Тех, кто испугался слова «дизайнерские», успокоим сразу: быть художником вам не придется. Своим трудом вам предстоит вовлекать аудиторию в образовательный процесс, наглядно и грамотно представлять материал, а также оценивать эффективность собственной деятельности. Для этого педагогический дизайнер обычно решает такие задачи:

  1. Выясняет, что нужно аудитории. Речь идет как об информационных потребностях, так и об особенностях восприятия. Все это предстоит увязать с ожидаемым результатом.
  2. Ставит цели обучения (или отдельного курса), раскрывает их через частные задачи.
  3. Подбирает / составляет образовательные материалы, соответствующие аудитории и поставленным целям, оформляет их для наиболее эффективного представления.
  4. Разрабатывает систему оценки результатов.

Как видите, оформительские навыки здесь – лишь капля в море. Если преподаватель от природы лишен художественного вкуса, не обладает глазомером и страдает дальтонизмом, это не значит, что педагогическим дизайнером ему не быть. От него требуется разработать курс, а такие мелочи, как его оформление, можно доверить подрядчикам.

Так для чего же это нужно? На обычный урок учитель приходит с готовым учебником и дополнительной информацией в голове (или на листочке). Как именно преподносить материал, он фактически решает по ситуации. Часть контента вообще может быть опущена.

В онлайн-образовании следовать наполеоновскому принципу «Главное – ввязаться…» не получится. Там к началу курса уже нужно иметь определенный набор инструментов на руках. В такой ситуации это уже не материал для занятий, который выслушает тот, кто придет. Это готовый бизнес-продукт, который предстоит внедрить, продвинуть и многократно продать.

Читайте также:
Программа хантер что это

Базовые принципы педагогического дизайна

Педагогический дизайн существует не так давно (порядка 50 лет, хотя в России о нем узнали гораздо позже), но базовые принципы уже успели сформироваться. Опираясь на них, преподаватель сможет создать качественный курс:

  1. Стимуляция внимания. Привлечение внимания всегда предшествует передаче смыслов.
  2. Учет социокультурного окружения. Ученика нельзя рассматривать как закрытую систему, настроенную на бездумное и бесчувственное переваривание поступающей информации.
  3. Постановка целей и задач. Обучающимся нужно заранее показать и периодически напоминать, зачем они посещают этот курс. Мало кто учится ради учебы.
  4. Опора теории на контекст. Сухие академические факты в онлайне улетучиваются из памяти еще быстрее, чем в обычном классе. Поэтому предлагаемый новый материал должен опираться на имеющиеся знания и быть связанным с жизнью.
  5. Разнообразие форм контента. Если бы всем было достаточно почитать учебник, в педагогических дизайнерах никто бы не нуждался. Современный курс должен включать не только текст, но и инфографику, интерактивные задания, видео, подкасты.
  6. Поддержание активности. Знания усваиваются лучше, если приобретаются в процессе активной деятельности. Даже если обучающийся сидит перед экраном монитора.
  7. Обратная связь. Она должна быть стабильной и постоянной. Дистанционно труднее оценить, как материал был воспринят аудиторией. Поэтому нужно обеспечить условия для текущего анализа эффективности курса.

Еще один важный принцип, который для аудитории остается незамеченным, – это итоговая оценка эффективности. Критерии ее должны быть понятны и прозрачны как для вас, так и для коллег.

Модели разработки учебных материалов

Педагогический дизайн как научная область и практическая дисциплина постоянно пополняется новыми наработками. Они анализируются, систематизируются и складываются в готовые модели. Мы рассмотрим наиболее известные из них.

ADDIE

ADDIE – самая распространенная модель разработки материалов для обучения. Ее название – аббревиатура, включающая названия основных этапов деятельности:

  1. A – Analysis (анализ). Предварительный этап, на котором дизайнер ставит цели и определяет потребности аудитории. Желательно на этом же шаге наметить (хотя бы приблизительно) будущий инструментарий, формы контроля и критерии оценки эффективности.
  2. D – Design (дизайн). Дизайн здесь рассматривается именно как проектирование. На этом этапе работа – преимущественно педагогическая: разрабатывается общий план курса, подбираются материалы и формы их представления. На финише этапа педагог обладает всем необходимым методическим оснащением.
  3. D – Development (разработка). Методическому оснащению придается форма готового курса. Создаются презентации, видеоряды, интерактивные элементы. Также предстоит гармонично связать их между собой, продумать переходы, усовершенствовать визуальные элементы.
  4. I – Implementation (внедрение). Подготовленный курс переносится с компьютера автора в образовательную систему, через которую к нему получат доступ обучающиеся. Перед этим стоит просмотреть все элементы и убедиться, что ученики увидят именно то, что им намеревался показать педагог.
  5. E – Evaluation (оценка). Автор по ранее сформулированным критериям оценивает качество курса. Особое внимание нужно уделить достижению целей, качеству изложения материала, выполнимости заданий. Выявленные недостатки необходимо устранить до того, как курс будет предложен аудитории.

Это краткое описание модели, дающее общее представление о ходе действий педагогического дизайнера. Каждый этап можно разбить на подэтапы для повышения доступности. На какие именно – решает конкретный преподаватель, исходя из своего личного подхода.

SAM

Если ADDIE предполагает последовательный подход, то SAM – его противоположность. Разработка ведется циклически: не с нуля до полной готовности курса, а путем его расширения.

SAM расшифровывается как SuccessiveApproximationModel – модель последовательной аппроксимации. Аппроксимация – это термин из математики. Так называется метод исследования количественных и качественных характеристик путем замены сложных объектов более простыми, но сходными.

В гуманитарных науках под аппроксимацией подразумевается сознательное упрощение сложного теоретического материала для приведения его в соответствие с практическими потребностями и возможностями целевой аудитории.

Базовый итеративный подход SAM предполагает повторение циклов, состоящих из трех этапов:

  • анализа;
  • дизайна;
  • разработки.

Педагог создает прототип курса на основе базового набора знаний и сразу его тестирует. В процессе прохождения курса каждой новой учебной группой в него вносятся коррективы. Это позволяет быстрее получить продукт, максимально соответствующий запросам аудитории.

Существует и расширенная версия SAM. Представим ее в виде таблицы.

  • прототипирование;
  • получение отзывов;
  • проектирование.
  • разработка;
  • внедрение;
  • оценка.

При этом на подэтапе разработки возможно возвращение на предыдущий этап для проведения мозгового штурма и дополнительного проектирования. Когда дизайн курса становится приемлемым, запускаются альфа- и бета-версии. Когда и они подтвердят высокое качество, продукт полностью готов.

ALD

ALD означает “Agile Learning Design”, что отсылает нас к модной сегодня практике организации труда. Agile основывается на 4 ценностях и 12 принципах, которые оказались актуальны и для сферы образования. Среди ценностей особенно отметим приоритет людей и их взаимодействия перед процессами и инструментами и приоритет готовности к изменениям перед намеченным планом.

Хотя в английском языке и есть слово “agile” (оно переводится как «проворный, гибкий», в данном случае это все-таки аббревиатура. Она расшифровывается так:

  • Align – нацелиться;
  • Get set – приготовиться;
  • Iterate and implement – повторять и реализовать;
  • Leverage – усилить;
  • Evaluate – оценить.

В педагогическом дизайне по такой схеме строится разработка курса. Представим прохождение этапов в виде таблицы.

  • определение потребностей;
  • определение ресурсов;
  • постановка целей;
  • подбор исполнителей.
  • анализ аудитории;
  • оперативный анализ задач;
  • разработка карты технологической процесса;
  • постановка и распределение задач.
  • модульная переработка материала;
  • циклическое внедрение.
  • оптимизация ресурсов;
  • совершенствование инструментов.

Модель обратного дизайна

Модель обратного дизайна (Backward Design) предполагает проектирование образовательной программы с конца. При более традиционных подходах мы начинаем с анализа и заканчиваем оценкой результатов. В этот раз действуем иначе:

  1. Формулируем основные результаты, которых должен достичь обучающийся по итогам курса.
  2. Определяем критерии достижения этих результатов. Проще говоря, разрабатываем оценочные средства.
  3. Занимаемся содержательной частью курса. Зная ожидаемые результаты и способы их оценки, проще подобрать необходимый материал для их достижения.

Такая модель оптимальна для практикоориентированных и не слишком продолжительных курсов. Она поможет преподавателю не переусердствовать с теоретическим материалом и дать аудитории только те знания, которые ей требуются для получения конкретных результатов.

Модель Дика и Кэри

Модель Дика и Кэри называют также моделью системного подхода. Одни считают ее расширенной версией ADDIE, другие уверены, что она ближе к Backward Design за счет ориентированности на результат.

Разработка учебного курса по этой модели включает 10 этапов:

  1. Определение целей обучения (какие знания и навыки получит аудитория).
  2. Проведение педагогического анализа (что аудитория должна знать, чтобы выполнить те или иные задания).
  3. Проведение анализа обучающихся и образовательного контекста (какие полученные ранее знания и навыки будут полезны для достижения целей).
  4. Планирование целевых показателей эффективности (свойств, состояний, количественных показателей).
  5. Разработка оценочных средств (промежуточных, итоговых, практических).
  6. Разработка стратегии обучения (подготовительные действия, представление материала, формы совместной работы, оценки).
  7. Разработка или подбор учебных материалов.
  8. Проектирование и проведение формальной оценки курса (выявление слабых мест и материалов, нуждающихся в усовершенствовании).
  9. Пересмотр программы с учетом выявленных недостатков.
  10. Итоговое проектирование и проведение финальной оценки.

Поскольку здесь реализован системный подход, изменения на каждом отдельном этапе неизбежно распространяются на все остальные.

Модель Колба

Модель Колба – еще одно эффективное решение для практикоориентированного обучения. При этом к нему прибегают, когда разрабатывают курсы для взрослых. Главное различие последних от детей в контексте обучения заключается в наличии жизненного опыта. Поэтому в общем виде образовательный процесс для взрослых, по Д. Колбу, должен строиться по такой схеме:

  • получение конкретного опыта через практические действия;
  • рефлексивный анализ полученного опыта;
  • теоретическое обоснование опыта;
  • активное апробирование полученных знаний.

Однако фактически обучающие не проходят все 4 этапа, чаще ограничиваясь двумя. Исходя из этого формируются стили обучения.

Активное апробирование (действие)

Люди, которым свойственен приспосабливающийся тип обучения, ориентируются на общие представления и стремятся к консенсусу. Им важно прочувствовать вещи и явления.

Отклоняющийся тип обучения выбирают люди, привыкшие искать пути решения проблем. Они с удовольствием участвуют в мозговых штурмах и открыты к обратной связи.

Сосредоточенный тип присущ людям, у которых логика превалирует над чувствами. Для них важны конкретные действия и решение проблем в практической плоскости.

Сторонники поглощающего типа обучения – одиночки, предпочитающие наблюдение и обдумывание общению и командной работе. Они глубоко погружаются в суть проблем, строят ментальные модели, склонны к научным поискам.

Поскольку на курсе с большой вероятностью будут присутствовать все четыре типа слушателей, важно адаптировать образовательную стратегию под каждый из них.

Как выбрать подходящую модель педагогического дизайна

Личные предпочтения преподавателя не могут быть здесь решающим критерием. Курс разрабатывается для обучающихся, а не для педагога, поэтому потребности аудитории – превыше всего. Предлагаем небольшой чек-лист, который научит вас ориентироваться в моделях педагогического дизайна.

Источник: moluch.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru