Div mod в паскаль примеры программ

Две операции над целыми числами div и mod имеют по два целых операнда (аргумента): если значения а и b неотрицательны и b  0, то а div b и a mod b — это частное и остаток, возникающие при делении а на b.

Целочисленное деление div возвращает целую часть частного, дробная часть отбрасывается. Если делимое меньше делителя, результат целочисленного деления равен нулю.

Деление по модулю mod восстанавливает остаток, полученный при выполнении целочисленного деления.

Операции div и mod можно использовать для выделения отдельных цифр из числа. Например, возьмем трехзначное число. Тогда выделение каждой цифры числа можно записать следующим образом:

first:=591 div 100

second:=591 div 10 mod 10

third:=591 mod 10

Операцию mod можно использовать, чтобы определить кратно ли целое число Х целому Y, а именно: X кратно Y тогда и только тогда, когда X mod Y = 0. Например, выражение Х mod 2 = 0 позволит определить является ли число Х четным.

Стандартные функции

abs(x)

Pascal с нуля 2 — Целочисленная арифметика (div & mod)

возвращает модуль х

возвращает e в степени х (экспоненту), результат вещественного типа

возвращает косинус х, результат вещественного типа

возвращает синус х, результат вещественного типа

возвращает арктангенс х, результат вещественного типа

возвращает натуральный логарифм х, результат вещественного типа

возвращает квадрат числа х

sqrt(x)

возвращает значение корня квадратного из х

pred(x)

возвращает предыдущее целое число (х-1)

sucс(x)

возвращает следующее целое число (х+1)

odd(x)

возвращает результат логического типа

(для четного аргумента – false, для нечетного — true)

ord(x)

возвращает аргумент х (код символа х в ASCII)

chr(x)

возвращает символ, ASCII–код которого равен х

random(x)

генерирует случайное целое число в диапазоне от 0 до х

dec(x, n)

уменьшает значение целочисленной переменной х на n

увеличивает значение целочисленной переменной х на n

Вызов стандартной функции осуществляется путем указания в нужном месте программы имени функции и ее аргумента, заключенного в круглые скобки. После вычисления значения функции ее вызов заменяется результатом, а расчет содержащего ее выражения продолжается дальше.

Аргумент функций sin и cos задается в радианах. Для преобразования значения угла из радианной меры в градусную необходимо умножить величину угла на число 180/pi. Для перевода значения угла из градусной меры в радианную необходимо умножить величину угла на число pi/180.

Перед первым обращением к функции random необходимо с помощью вызова процедуры Randomize инициализировать программный генератор случайных чисел, иначе при каждом запуске программы датчик будет выдавать одни и те же числа.

Параметр n в процедуре dec(x,n) может отсутствовать, т.е. она примет вид dec(x), тогда значение х уменьшится на единицу. Аналогично, при отсутствии необязательного параметра n, процедура inc(x, n) примет вид inc(x), тогда значение х увеличится на единицу.

выдает случайное вещественное число в диапазоне [0;1)

может быть число 0.5413

выдает случайное целое число в диапазоне [0;49]

может быть число 26

выдает случайное целое число в диапазоне [-25;25]

может быть число

уменьшает значение переменной х на 2

уменьшает значение переменной х на 1

увеличивает значение переменной х на 3

увеличивает значение переменной х на 1

2.3.2 Вещественные типы данных

К вещественному типу относится подмножество вещественных чисел, которые могут быть представлены в формате с фиксированной точкой и с плавающей десятичной точкой. Вещественное число занимает в памяти от 4 до 10 смежных байтов.

Мантисса, значащие цифры

Требуемая память (байт)

single (с одинарной точностью)

1.5*10-45…3.4*1038

2.9*10-39…1.7*1038

double (с двойной точностью)

5.0*10-324…1.7*10308

extended (с повышенной точностью)

3.4*10-4951…1.1*104932

Наиболее часто в простейших программах используется тип real. При разработке программ, критичных ко времени счета, следует заменять тип real на single, double или extended. Скорость вычислений при этом увеличивается не менее чем в 2 — 3 раза. Но пользоваться этими типами несколько сложнее, т. к. необходимо изменить способ компиляции, используемый по умолчанию. Сделать это можно двумя методами: при включенной директиве компилятора или установив переключатель [*] для соответствующего пункта меню интегрированной среды языка Паскаль.

Над данными этого типа определены операции:

  • арифметические (стандартные): сложение (+), вычитание (-), умножение (*) и деление нацело (/);
  • операции отношения (=, <>, , =), вырабатывающие результат логического типа.

Для вещественных чисел определены следующие стандартные функции:

  • abs(x), chr(x), exp(x), sqr(x), sqrt(x), cos(x), sin(x), ln(x), arctan(x) (см. таблицу2.5);
  • trunc(x), round(x) (см. таблицу2.7).

trunc(x)

преобразует вещественный аргумент х в целое число путем отбрасывания дробной части

round(x)

преобразует вещественный аргумент х в целое число путем округления до ближайшего целого

вычисляет дробную часть х (аргумент и результат – real)

вычисляет целую часть х (аргумент и результат – real)

генерирует случайное число типа real из диапазона 0.

Читайте также:
Программа сбора материала в статистическом исследовании это

Примеры:

Вещественные числа могут записываться двумя способами — в общепринятой и экспоненциальной форме. Общепринятая форма предполагает запись по обычным правилам арифметики. Целая часть от дробной отделяется десятичной точкой, а не запятой, как в математике. Если точка отсутствует, число считается целым.

Запись вещественного числа в экспоненциальной форме (в форме с мантиссой и порядком) использует степень десяти (например: 25* 103) и удобна для записи очень больших и очень маленьких чисел. При этом число изображается так: пишется мантисса, знак умножения опускается, вместо основания 10 пишется буква Е, а следом указывается порядок (показатель степени). Буква е, предшествующая порядку, читается как «умножить на 10 в степени».

Примеры записи вещественных чисел:

в общепринятой форме — 123.456 или 11.9

в экспоненциальной форме — 5.18Е+02 (518) или 10Е-03 (0,01)

Примеры неправильной записи вещественных чисел:

123 — отсутствует десятичная точка;

1,23 — запятая вместо точки;

0.123-03 — отсутствует обозначение порядка Е;

12.34Е+1.2 — порядок числа должен быть целым.

2.3.3 Логический тип

Логический тип (булевский) может принимать только одно из двух значений, определяемых стандартными константами True (да — истина, 1) и False (нет – ложь, 0), причем данные значения упорядочены, т. е. в операциях сравнения true > false.

Логические переменные, занимающие 1 байт, используются для управления порядком выполнения операторов программы. В программе переменные логического типа описываются служебным словом boolean.

К типу boolean применимы операции отношения, а также логические операции, приведенные в таблице 2.8:

логическое отрицание – получение обратного значения

логическое и (умножение) – принимает истинное значение, только если оба операнда истины

логическое или (сложение) – принимает истинное значение, если хотя бы одно из операндов истинно

  • истина, только если из операндов истинно
  • ложь, если оба операнда истинны

Примеры:

(2>0) or true and odd(4)

((2>0) or true) and odd(4)

(2>0) or true and odd(4) or (5*44)

2.3.4 Символьный тип

Символьный тип (литерный) включает множество печатаемых символов, представляет собой тип данных, предназначенный для хранения одного символа (буквы, знака или кода).

В памяти компьютера символы хранятся в виде их числовых кодов. Числовые коды преобразуются в буквы и другие символы лишь в момент их вывода на экран или принтер. Соответствие между символом и его кодом задается при помощи кодовой таблицы, которая находится в памяти компьютера и используется при выводе символов. В переменную этого типа на компьютере может быть помещен любой из 256 символов расширенного кода ASCII: это буквы, цифры, знаки препинания и специальные символы.

В том случае, если в программе требуется использовать значение символьной переменной или константы, его необходимо заключить в апострофы или записать с использованием знака #, за которым следует код символа.

Например, ‘А’ обозначает букву А, ‘;’ — точку с запятой, ‘ ‘ — пробел, #32 или #$20 являются также символом пробела (32 — это код, соответствующий пробелу, а шестнадцатеричное число 20 равно десятичному 32).

Примеры:

СН := #65; — присвоение переменной СН символа ‘A’ (с ASCII-кодом 65)

Переменная литерного типа занимает в памяти 1 байт и описывается служебным словом char.

К типу char применимы:

  • операции отношения, вырабатывающие результат логического типа, результат зависит от номера символа в кодовой таблице;
  • встроенные функции, приведенные в таблице 2.9.

ord(x)

преобразует символ ch в его код типа byte и возвращает значение кода

chr(ch)

преобразует выражение х типа byte в символ и возвращает значение символа

pred(ch)

возвращает предыдущий символ

sucс(ch)

возвращает следующий символ

Использование данных типа char в арифметических операциях запрещено.

Примеры:

2.4 ОПЕРАЦИИ И ВЫРАЖЕНИЯ

К онструкция языка, задающая порядок выполнения действий, над элементами данных, называется выражением.

Выражения состоят из операндов, знаков операций и круглых скобок. Операндом может быть константа, переменная или обращение к функции. Операции определяют действия, которые надо выполнить над операндами.

Пример выражения:

Х, У, 10 – операнды

“ + “ и “ – “ — знаки операций сложения и вычитания.

В простейшем случае выражение может состоять из одной переменной или константы. Круглые скобки ставятся так же, как и в обычных арифметических выражениях для управления порядком выполнения операций.

Операции в языке Паскаль делятся на арифметические, отношения, логические (булевские), строковые и др. Выражения соответственно называются арифметическими, отношения, булевскими, строковыми в зависимости от того, какого типа операнды и операции в них используются.

2.4.1 Арифметические выражения и операции

Арифметическим называется выражение, составленное из операндов арифметического типа и использующее только знаки арифметических операций и круглые скобки.

Арифметические операции выполняют арифметические действия в выражениях над значениями операндов целочисленных и вещественных типов (см. таблицу 2.10).

Источник: studfile.net

Разработчику о работе с 1С:Предприятие, Pascal, Паскаль

18.05.2017 | Автор Дмитрий

div mod pascal примеры.

Читайте также:
Прекращена работа программы synaptics touchpad 64 bit enhancements

Как вычислить div и mod? Более подробно о div и mod.
Примеры div (неполное частное от деления):
16 div 3 = 5
16 div 2 = 8
245 div 9 = 27
19 div 7 = 2
56 div 10 = 5
(19 mod 3) mod ( 56 div 10) = 1
0 div 4 = 0

Примеры mod (остаток от деления):
16 mod 3 = 1
16 mod 2 = 0
245 mod 9 = 2
19 mod 7 = 5
56 mod 10 = 6
12 mod 5 = 2
2 mod 4 = 2

program Div_Mod_Task; //div mod pascal примеры var i_NUm: integer; begin //примеры div неполное частное от деления i_NUm := 16 div 3; Writeln(’16 div 3 = ‘, i_NUm); i_NUm := 16 div 2; Writeln(’16 div 2 = ‘, i_NUm); i_NUm := 245 div 9; Writeln(‘245 div 9 = ‘, i_NUm); i_NUm := 19 div 7; Writeln(’19 div 7 = ‘, i_NUm); // примеры mod остаток от деления i_NUm := 16 mod 3; Writeln(’16 mod 3 = ‘, i_NUm); i_NUm := 16 mod 2; Writeln(’16 mod 2 = ‘, i_NUm); i_NUm := 245 mod 9; Writeln(‘245 mod 9 = ‘, i_NUm); i_NUm := 19 mod 7; Writeln(’19 mod 7 = ‘, i_NUm); //завершение работы программы WriteLn(‘Нажмите , чтобы выйти.’); ReadLn(); end.

Div mod pascal примеры в Паскале.

Рубрика: Pascal — программирование

Источник: info1c.com

div mod pascal примеры

В чем заключается вопрос: Что такое операции mod и div в языке Pascal. Как с нами работать?

Сложность : легкая .

Постараюсь быть краток, сразу стоит сказать что эти операции работают только с целыми числами, т.е. integer и т.д.
Сначала операция div:
Эта операция используется для того чтобы найти целую часть от деления, как это понять? Допустим у нас есть код:

n у нас будет равно 1. Почему? Как я и сказал div ищет целую часть от деления, т.е. у нас делится 12 на 10, это будет равно 1.2. Целая часть от деления равна 1. Вот это и делает операция div, если допустим 12 div 2, ответ 6.0, целая часть уже равна 6. Т.е. мы как бы делим 12 на 10, но в ответ записывается только целая часть от деления.

Дальше операция mod:
Эта операция уже ищет остаток от деления. Не думайте что это дробная часть, НЕ ПУТАЙТЕ!

Допустим есть код:

Тут остаток от деления равен 2. Другой пример, допустим следующее :

Эти операции в основном используются для того чтобы разбить например трехзначное число на цифры, давайте маленький пример, допустим есть число 123:

Обычно начинают искать с последний цифры, у нас это 3. Чтобы её оторвать надо сделать следующее:

Т.е. мы 123 делим на 10, ответ 12.3 , а остаток равен 3. Первая цифра есть. Дальше 2. Тут делается так, сначала убирается последняя цифра, т.е. 3, с помощью div, а потом с помощью mod ищем 2-ую цифру:

Т.е. сначала у нас из-за div будет 12, а потом с помощью mod у нас появится 2. Ну а последнюю цифру можно найти так:

Вот как то так. Может вы сразу не поймете, но тут надо немного по практиковаться. Удачи! Спасибо за внимание!

Всем привет, как дела? Че делаешь? ммм ясно, понятно. Не будем долго и дружелюбно общаться, проходите, присаживайтесь по удобнее, чувствуйте себя как дома. На улице с каждым днем солнце порабощает планету, мне это нравится, с нетерпением жду прихода молодой теплой, походу грязной и с множеством воды, весны. Но есть и свои плюсы: тепло, птицы, растительность, легкая куртка.

А как вы относитесь к весне?
В этой части поговорим о еще двух функциях DIV и MOD, в прошлой части мы говорили об математических операциях, сегодняшние функции тоже по сути ими являются. Поехали =)

DIV, MOD или обычное деление

DIV и MOD похожи на обычное деление, но все таки они для чего то существуют, значит разница быть должна. Вспомним начальную школу и математику, когда вы только-только учились умножать и делить, когда вы еще не подозревали, что судьба вас свяжет с программированием и будете работать «тыж программистом» или же помбуром. Шутки в сторону, так вот вспомним деление «столбиком». Возьмем число 23 и разделим его столбиком, как учили в школе, на число 10.

Вот таким образом мы разделили число 23 на 10. У нас осталась в целой части число 2, а в остатке число 3. Проще говоря наш ответ стал равен двум целым и трем десятых(2.3). Отлично, это было обычное деление, но как будет выглядеть это в случае с MOD и DIV?

MOD — если мы делим число с помощью функции MOD, то в ответ у нас пойдет остаток. По примеру выше, если бы мы делили не обычным делением, а с помощью mod, то ответ у нас был бы 3.

DIV — соответственно наоборот, если мы делим в с помощью DIV то в ответ пойдет только целая часть — 2.

Читайте также:
Программа как подключить наушники

Pascal

Откроем PascalABC и напишем заготовку

Объявим две переменные с целочисленным типом данных

Дальше присвоим переменной «a» какое-либо значение и переменную «b» приравняем к переменной «a».

Отлично, теперь выведем ответ на действие обычного деления на число 100

Теперь проделаем тоже деление, но вместо обычного используем DIV и MOD. Переменную «a» делим с помощью функции DIV, а переменную «b» соответственно функцией MOD и посмотрим что получится.

Как видим, div вывел в ответ целую часть, а mod — остаток.

Разделим число на тысячи, сотни, десятки и единицы

Думаю в голове у многих уже что-то начинает откладываться, давай закрепим знания, напишем не большую программу с линейным алгоритмом, которая будет показывать сколько в число тысяч, сотен, десятков и единиц. Напишем заготовку и объявим две переменные с целочисленным типом данных.

Присвоим переменной «a» числовое значение.

Дальше присвоим переменной «b» действие — деление переменной «a» на число 1000 с помощью функции div.

  1. program chislo;
  2. var
  3. a,b: integer;
  4. begin
  5. a:= 4321;
  6. b:= a div 1000;
  7. a:= a-b*1000;
  8. end.

Теперь напишем команду вывода с новой строки.

Тем самым мы разделили число на тысячи и вывели сколько содержится в нем тысяч, теперь тоже самое проделаем для сотен, десятков и единиц, изменив лишь пару значений и вывод.

И добавим команду вывода в самое начало

  1. program chislo;
  2. var
  3. a,b: integer;
  4. begin
  5. a:= 4321;
  6. writeln( ‘ Число » ‘+a+’ » состоит из’ );
  7. b:= a div 1000;
  8. a:= a-b*1000;
  9. writeln( b+’ тысячи’ );
  10. b:= a div 100;
  11. a:= a-b*100;
  12. writeln( b+’ сотен’ );
  13. b:= a div 10;
  14. a:= a-b*10;
  15. writeln( b+’ десятков’ );
  16. b:= a div 1;
  17. a:= a-b;
  18. writeln( b+’ единиц’ );
  19. end.

Запустим программу и увидим его выполнение

  1. Число «4321» состоит из
  2. 4 тысячи
  3. 3 сотен
  4. 2 десятков
  5. 1 единиц

Вот и все на сегодня, думаю принцип работы понятен. Если что не так, сильно не ругайте, а пишите в комменты что и как. В следующей статье начнем изучение ветвящихся алгоритмов.
Всем спасибо.
Пока =)

В данной статье мы рассмотрим операторы mod и div, их применение при решении задач. Рассмотрим несколько примеров с решением, а также задачи для самостоятельного выполнения.

Успехов вам в программировании.

  • С помощью mod мы получаем остаток от деления числа a на число b.

Переменная s будет равна 5.

  • С помощью оператора div мы получим целую часть от деления числа a на число b

Переменная s будет равна 2.

Использование mod при решении задач

  • Чаще всего оператор mod используется для определения кратности числа и используется в условии (оператор IF)

Задача: определить, является ли число, введенное с клавиатуры, четным.

Чтобы ответить на этот вопрос нужно поделить число a с помощью mod на 2 (a mod 2) и сравнить это значение с нулем. Условие будет выглядеть так: a mod 2 = 0

Итак, чтобы узнать: делится ли число a на число b без остатка, нужно воспользоваться условием:

  • Также оператор mod используется для определения последней цифры числа

Задача: умножить последнюю цифру числа на 10 и результат вывести на экран.

Чтобы поместить последнюю цифру числа a в некоторую переменную необходимо поделить это число с помощью mod на 10. Получим: b:=a mod 10 — в переменной b окажется последняя цифра числа.

Если мы хотим отделить 2-е последние цифры числа, то должны делить с помощью mod на 100; если 3 — на 1000 и т.д.

Чтобы узнать, оканчивается ли число a на цифру b необходимо воспользоваться условием:

Задача: е с ли введенное с клавиатуры число оканчивается на 5 и делится на 7, то вывести «YES» иначе «NO»

С помощью рассмотренных условий и цикла со счетчиком можно решить следующую задачу:

посчитать количество чисел, которые кратны 9 и оканчиваются на 5 в диапазоне от 1 до 500

Использование оператора div при решении задач

Задача: дано трехзначное число. Выяснить, является ли оно палиндромом («перевертышем»), т.е. таким числом, десятичная запись которого читается одинаково слева направо и справа налево.

Отделить первую цифру числа можно, поделив его с помощью div на 100.

Отделить последнюю цифру можно, поделив его с помощью mod на 10. Вторая цифра нам не нужна для решения задачи, т.к. от нее не зависит, будет ли число палиндромом.

Задачи для самостоятельного выполнения:

  1. Дано трехзначное число. Определить:
    • является ли сума его цифр двузначным числом
    • является ли произведение его цифр трехзначным числом
    • больше ли числа a произведение его цифр
    • кратна ли пяти сумма его цифр
    • кратна ли сумма его цифр числу a
    • Дано четырехзначное число. Определить:
      • равна ли сумма двух первых его цифр сумме двух его последних цифр
      • кратна ли трем сума его цифр
      • кратно ли четырем произведение его цифр
      • кратно ли произведение его цифр числу а

      Источник: softlast.ru

      Рейтинг
      ( Пока оценок нет )
      Загрузка ...
      EFT-Soft.ru