Дистанционное обучение как инновационная программа в образовании

ИННОВАЦИЯ / ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / ДИСТАНЦИОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ / INNOVATION / INFORMATIZATION OF EDUCATION / DISTANCE EDUCATIONAL TECHNOLOGIES / QUALITY OF EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Худайбердиев Сахобиддин Абдурайимович, Тилляшайхова Махсуда Абдусаттаровна, Самигова Гуландом Абдужаббаровна

В статье рассматриваются современные подходы к обучению на базе интернет-технологий, приведены основные факторы, обусловливающие необходимость использования технологии дистанционного обучения в системе образования, показаны достоинства и недостатки дистанционного образования как инновационной формы обучения. Цель статьи — выявить преимущества дистанционного обучения по сравнению с традиционным и охарактеризовать причины недостаточного применения его в образовании. В статье автор приводит два вида факторов использования дистанционного обучения в системе образования: внешние и внутренние факторы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Худайбердиев Сахобиддин Абдурайимович, Тилляшайхова Махсуда Абдусаттаровна, Самигова Гуландом Абдужаббаровна

Критерии оценки эффективности дистанционного образования
Дистанционные образовательные технологии в дополнительном профессиональном образовании

ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА И ДИСТАНЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ — СИМБИОЗ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ТРУДОВЫХ РЕСУРСОВ

Цифровая экономика в образовании
Дистанционное обучение как один из способов эффективного обучения иностранных студентов
i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры?

Вы всегда можете отключить рекламу.

DISTANCE EDUCATION AS AN INNOVATIVE TECHNOLOGY

The article discusses modern approaches to learning based on Internet technologies, presents the main factors that determine the need to use distance learning technology in the education system, shows the advantages and disadvantages of distance education as an innovative form of education. The purpose of the article is to reveal the advantages of distance learning in comparison with traditional and to characterize the reasons for the insufficient use of its education. In the article, the author cites two types of factors of using distance learning in the education system: external and internal factors.

Текст научной работы на тему «ДИСТАНЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК ИННОВАЦИОННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ»

ДИСТАНЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК ИННОВАЦИОННАЯ

1Худайбердиев Сахобиддин Абдурайимович — старший преподаватель, заведующий кафедрой;

2Тилляшайхова Махсуда Абдусаттаровна — старший преподаватель; 3Самигова Гуландом Абдужаббаровна — старший преподаватель,

кафедра информатики и естественных наук, Государственный институт искусств и культуры Узбекистана, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: в статье рассматриваются современные подходы к обучению на базе интернет-технологий, приведены основные факторы, обусловливающие необходимость использования технологии дистанционного обучения в системе образования, показаны достоинства и недостатки дистанционного образования как инновационной формы обучения. Цель статьи — выявить преимущества дистанционного обучения по сравнению с традиционным и охарактеризовать причины недостаточного применения его в образовании. В статье автор приводит два вида факторов использования дистанционного обучения в системе образования: внешние и внутренние факторы.

Ключевые слова: инновация, информатизация образования, дистанционные образовательные технологии, качество образования.

DISTANCE EDUCATION AS AN INNOVATIVE TECHNOLOGY Khudayberdiev Sh.A.1, Tillyashaykhova MA.2, Samigova GA.3

1Khudayberdiev Shahobiddin Abdurayimovich — Senior Lecturer, Head of Department; 2Tillyashaykhova Makhsuda Abdusattarovna — Senior Lecturer;

3Samigova Gulandom Abdujabbarovna — Senior Lecturer, DEPARTMENT OF INFORMATICS AND NATURAL SCIENCES, STATE INSTITUTE OF ARTS AND CULTURE OF UZBEKISTAN, TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN

Abstract: the article discusses modern approaches to learning based on Internet technologies, presents the main factors that determine the need to use distance learning technology in the education system, shows the advantages and disadvantages of distance education as an innovative form of education. The purpose of the article is to reveal the advantages of distance learning in comparison with traditional and to characterize the reasons for the insufficient use of its education. In the article, the author cites two types of factors of using distance learning in the education system: external and internal factors. Keywords: innovation, informatization of education, distance educational technologies, quality of education.

Глобальные цели информатизации образования — это подготовка преподавателей, которые готовы и способны применять новые информационные технологии в процессе обучения и управления образованием, которые активно участвуют в процессе информатизации образования [1].

Нововведения, или инновации, характерны для любой профессиональной деятельности человека и поэтому естественно становятся предметом изучения, анализа и внедрения. Инновации сами по себе не возникают, они являются результатом научных поисков, передового педагогического опыта отдельных преподавателей и целых коллективов.

Результаты проведенных исследований показывают, что в последние десятилетия появилась новая проблема развития системы образования. Знания стареют каждые 3 -5 лет, а технологические знания — каждые 2-3 года. Пройдет еще немного времени и это будет 1,5-2 года, а требуемый объем знаний для выпускников образовательных учреждений удваивается каждые 3-4 года. Если не менять образовательных технологий, то качество подготовки специалистов будет объективно отставать от требований на рынке труда. Усвоение знаний студентами с помощью информационных и коммуникационных технологий по самым нижним оценкам на 4060% быстрее, или больше, в единицу времени, чем с обычными технологиями (за один и тот же период дается больше знаний).

Одним из видов инноваций в организации профессионального образования является введение дистанционного обучения.

В последние десятилетия дистанционные образовательные технологии в мире получили интенсивное развитие. Наступила эра информатизации образовательного процесса. Переживаемую фазу ее развития можно характеризовать как телекоммуникационную. Эта фаза общения, фаза трансфера информации и знаний.

Обучение и работа сегодня — синонимы: профессиональные знания стареют очень быстро, поэтому необходимо их постоянное совершенствование — это и есть открытое образование! Развивающая современная телекоммуникационная инфраструктура дает сегодня возможность создания систем непрерывного самообучения, всеобщего обмена информацией, независимо от временных и пространственных поясов. Дистанционное обучение вошло в XXI век как самая эффективная система подготовки и непрерывного поддержания высокого квалификационного уровня специалистов.

Существуют два вида факторов использования дистанционного обучения в системе образования: внешние и внутренние факторы.

Внешние факторы. В информационном обществе приоритетной становится высокая степень образованности его членов. Только высокообразованные люди способны эффективно использовать информацию как мощный производительный ресурс. Эффект «информационного взрыва» требует от каждого члена общества постоянного обновления своих знаний.

Человеку недостаточно «образования на всю жизнь», ему необходимо «образование в течение всей жизни». Обучение объективно становится непрерывным. Существенно меняется и характер самого процесса обучения.

Также необходимо отметить значимость внедрения информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в глобальном аспекте:

во-первых, ИКТ создают новые возможности для образования и дают возможность охвата широкого круга населения и удовлетворение потребности личности в стремлении к знаниям, повышении квалификации в избранной области и профессиональной деятельности;

во-вторых, устраняют барьеры, связанные с доступом к необходимой информации и сокращают издержки при обмене информацией;

в-третьих, способствуют привлечению в страну инвестиции и продвижению прогрессивных технологий в производстве и управлении;

в-четвертых, ИКТ повышают эффективность экономики и существенно ускоряют темпы глобализации и т.д.

Все это делает дальнейшее внедрение ИКТ необходимым условием успешного внедрения в Узбекистане дистанционных технологий обучения.

Внутренние факторы. Современные требования, продиктованные реформированием экономики и общества, привели к значительному увеличению ресурсоемкости учебного процесса. Использование преимущественно экстенсивных методов оказания образовательных услуг и существующий подход по организации систем повышения квалификации и переподготовки кадров, приводит к существенному ограничению роста объема обучаемого контингента, снижает доступность и эффективность образовательных услуг и, как следствие, сужает круг их потенциальных возможностей.

В ряде образовательных учреждений и центров повышения квалификации появляются вопросы, связанные с нехваткой специалистов высшей квалификации и высоким педагогическим мастерством.

Для снижения ресурсоемкости учебного процесса, обеспечения большей доступности обучения в образовательных учреждениях, обучающие технологии должны стать максимально эффективными, то есть обеспечивающими высокую степень экономичности учебного процесса при более высоком качестве обучения. Необходимо широкое применение инновационных методов обучения, интенсифицирующих учебный процесс. Все это можно достичь широким внедрением в учебно-образовательный процесс современных педагогических и информационно-коммуникационных технологий.

Руководствуясь вышеприведенным, можно выделить несколько основных причин создания и внедрения технологии дистанционного обучения в системе образования Республики Узбекистан:

1. Повышение квалификации и переподготовка кадров. Система высшей школы Узбекистана включает в себя 58 высших учебных заведений, в том числе 16 университетов, 12 из которых созданы за первые два года независимого развития Узбекистана и 42 института с контингентом студентов 164 тысячи человек.

Читайте также:
Запись на программу это моя мама

В настоящее время контингент преподавателей высших образовательных учреждений Республики составляет около 18,5 тысяч преподавателей. На начало 2019/2020 учебного года количество преподавателей профессиональных колледжей достигло 17,5 тыс. человек.

В 2019/2020 учебном году в высшие учебные заведения были зачислены 138,1 тыс. студентов, по сравнению с соответствующим периодом прошлого года их количество увеличилось на 23,8 тыс. человек, что составило 114,5 тыс. обучающихся, или оно возросло на 20,6% [3]. По прогнозным расчетам, в 2021 году, по мере ввода новых и реконструированных образовательных учреждений потребность в педагогических и инженерно-педагогических кадрах в Республике составит более 80 тыс. человек.

Будет продолжено привлечение к педагогической деятельности, особенно в академические колледжи и лицеи, преподавателей высших образовательных учреждений. В соответствии с Законом «Об образовании» принятый Законодательной палатой 19 мая 2020 года каждый преподаватель один раз в три года должен пройти обучение в системе повышения квалификации [4]. Это означает, что ежегодно на различных курсах повышения квалификации и переподготовки должны обучаться около 30 тыс. человек. Однако в настоящее время существующая система повышения квалификации и переподготовки не в состоянии обеспечит такой потребности. Создание и внедрение систем дистанционного обучения в таких ситуациях как раз будет способствовать решению данной проблемы за счет сокращения времени их обучения без отрыва от производства.

2. Повышение качества образования. Данный вопрос продиктован уровнем и темпами развития международных систем образования и Национальной программой по подготовке кадров. Повышение качества образования достигается за счет:

— возможности привлечения к созданию и преподаванию курсов высококвалифицированных научно-педагогических кадров и специалистов;

— высокого интеллектуального потенциала информационной среды, формируемого как разнообразием использованных источников, так и высокой степенью актуальности, содержащейся в них информации;

— применения современных педагогических технологий, основанных на передовых достижениях науки и техники;

— возможности регулярного индивидуального общения преподавателя и обучаемого;

— регулярного контроля и самоконтроля усвоения учебного материала;

— высокого уровня самостоятельности в когнитивной деятельности учащихся;

— использования при обучении большого количества разнообразных заданий, в том числе исследовательского характера;

— использования потенциала коллективного творчества обучающихся.

3. Широкое предоставление образовательных услуг лицам с ограниченными возможностями (инвалидам) по социальной адаптации. Во всех странах мира и в любой группе общества имеются инвалиды. Их число в мире значительно и продолжает расти. Мы не можем игнорировать тот факт, что в обществе существуют люди, для которых будущее является с рождения бесперспективным.

Конечно, причины и следствия инвалидности в разных странах различны. Эти различия объясняются разными социально-экономическими условиями и разными мерами государств по обеспечению благосостояния своих граждан.

По официальным данным Общества инвалидов в нашей Республике живет более 700 тысяч инвалидов, при этом, в городе Ташкенте живут свыше 150 тысяч, среди которых 100 тысяч детей с инвалидностью в возрасте до 16 лет, и, следовательно, из них 42,6 тысячи потенциально могут получать образовательные услуги [5]. Из них наиболее успешно адаптируются те, у кого есть высшее образование и работа.

Таким образом, благодаря образованию и реабилитации инвалиды могут стать более активными и полезными для жизни государства и общества. Ведь высшее образование в личностном плане дает свободу жизненного выбора и целей, духовную и материальную независимость, придает жизненную стойкость и гармонизирует существование, что особенно важно для молодых инвалидов. Высшее образование превращает инвалидов из пассивных потребителей социальных услуг в активных, созидающих и квалифицированных граждан. Для решения выше упомянутой проблемы, наиболее оптимальным является использование технологии дистанционного обучения.

4. Комфортность обучения и преподавания. Достигается за счет возможности как обучающегося, так и преподавателя проводить процесс обучения в удобное для себя время, в удобном месте и темпе. Нерегламентированный отрезок времени на освоение курса предоставляет студентам возможность освоения курса, как за меньшее, так и за большее время по сравнению с жестко регламентированным по времени традиционным курсом. Для преподавателя уменьшается доля аудиторной учебной нагрузки.

5. Создание конкурентной среды в образовании. Внедрение системы дистанционного обучения в образование создаст конкурентную среду между традиционным и дистанционным образованием, что непременно будет стимулировать повышение качества образования, так как оно будет стремиться повысить свою конкурентоспособность в системе образования.

Из этого можно сделать вывод, что новый, «информационный» этап развития мировой системы образования объективен и необратим. Использование информационных технологий в обучении, соответствующих мировому уровню -основной и эффективный путь развития отечественной системы образования.

Список литературы /References

1. Стратегия действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017 — 2021 годах. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:// trategy.g v.uz/ru/ (дата обращения: 14.11.2020).

2. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http ://vuzlit.ru/713639/vvedenie/ (дата обращения: 15.11.2020).

4. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http ://www.lex.uz/a t /5013009?0NDATE=24.09.2020%2000#5015644/ (дата обращения: 16.11.2020).

5. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http ://p dr bn .uz/ at/ b he tv / enat ry-odobrili-zakon-o-pravakh-lits-s-invalidnostyu-dokument-predostavit-invalidam-ryad-novykh-lg/ (дата обращения: 16.11.2020).

6. Исмаилов М.А., Кучкаров Ф.С. Моделирование и проектирование корпоративных информационных систем. Ташкент, Фан, 2005 // Сборник научных трудов. 76-78 с.

Источник: cyberleninka.ru

Дистанционная форма обучения как инновационная образовательная модель

Дистанционная форма обучения как инновационная образовательная модель.

Дистанционное обучение в настоящее время может рассматриваться как инновационная форма обучения , которая позволяет получать знания через интернет под контролем педагога.

Цель дистанционного обучения – предоставить ученикам элементы универсального образования , которые позволят им эффективно адаптироваться к изменяющимся социально-экономическим условиям и успешно интегрироваться в современное общество.

В 2020 году в России усовершенствовано регулирование дистанционного обучения. Такая необходимость возникла из-за выявления пробелов в законе, когда потребовалось перейти на удаленное образование в связи с распространением коронавируса.

Поэтому был принят закон о дистанционном обучении в РФ.

В 2019-2020 учебном году решения о переходе на дистанционное обучение оформлялись рекомендациями и приказами Минобрнауки и Минпросвещения. Теперь официально закреплена возможность по введению «удаленки» из-за возникновения чрезвычайных ситуаций. С этой целью 08.06.2020г. был принят закон ФЗ-164. Его положения вступили в силу 19.06.2020г. в котором, прописаны нововведения, касающиеся дистанционного обучения.

В случае возникновения ЧС, угрозы ЧС в РФ или части РФ осуществляется переход на дистанционное обучение несмотря на ограничения, установленные Федеральными образовательными стандартами;

Удаленно может проводиться также итоговая аттестация по завершению освоения основных профессиональных образовательных программ;

Копии документов об образовании, полученных в электронном виде из-за возникновения ЧС или угроз ЧС в форме скана или фотографии, приравнивается по юридической силе к бумажному варианту. Они также дают доступ к образованию или профессиональной деятельности.

Дистанционное обучение предусмотрено в ст. 16 ФЗ-273 «Об образовании». При этом в законе уточняется, что это одна из форм ведения образовательной деятельности с использованием специального оборудования и информационно-телекоммуникационных сетей, а также и заранее подготовленных образовательных программ.

Сегодня время диктует свои условия и нам, педагогам приходится строить всю работу в условиях онлайн по средствам Интернет – технологий.

Врятли, какие- либо учреждения дополнительного образования преследовали цели внедрения дистанционного обучения. Уверенна, каждый педагог предпочёл бы очную деятельность дистанционной, но в связи с возникшими обстоятельствами (карантинные условия), мы вынуждены научиться применять формы дистанционного обучения в учреждениях дополнительного образования.

И, тем не менее, учреждения дополнительного образования, заинтересованные в том, чтобы успешно функционировать на рынке дополнительного образования необходимо адаптироваться в тех условиях, в которых оно оказывается, и найти способы реализации своих образовательных программ в формате дистанционного образования.

Как педагогу дополнительного образования организовать дистанционный курс.

Составление рабочей программы дистанционного курса, т.е у каждого курса должно быть —

Содержание программы:

1.В основе программы дистанционного курса — учебная программа по очному курсу.

2. Перечень планируемых к формированию умений и компетенций учащегося по итогам завершения курса.

3. Составление заданий, нацеленных на отработку компетенций и измерение уровней их сформированности.

4. Разработка теории курса с учетом требуемой учащемуся информации для выполнения заданий.

— Входе обучения на дистанционном курсе учащийся должен не только знать, понимать, применять , но и анализировать, синтезировать, оценивать информацию.

— На этапе проектирования курса важно четко представить компетенции по всем этим группам умений и разработать такие задания , которые будут развивать именно эти умения.

— После подготовки заданий необходимо подобрать теорию (необходимый минимум, который будет нужен для выполнения заданий) . Материал теории для курса должен быть изложен кратко, доступно, с примерами и наглядностью.

— Важно ориентировать учащегося на получение результата – образовательного продукта , который в итоге оценивается, и баллы, полученные за него, учитываются при общей аттестации по курсу.

Структура программы:

Модуль -это логически завершенная часть учебного материала, обязательно сопровождаемая контролем знаний и умений учащихся.

Модуль программы может состоять из учебных единиц :

Читайте также:
Мультиварка редмонд сколько программ

• Мониторинг учебной деятельности.

В рабочей программе курса помимо модулей могут быть указаны следующие данные:

• Используемые методы обучения.

• Учебный график курса.

• Учебные и методические материалы.

• Административная и техническая поддержка.

Учебно-тематический план дистанционного курса

Нужно грамотно перераспределить часы.

Перераспределение часов:

Очное обучение, которое включало в себя:

Нужно заменить на дистанционное обучение

• работа по e-mail

• работа с Интернет-ресурсами

• виртуальный класс (чат, видеоконференция)

Тенденции в разработке учебных ресурсов для ДО

Публикация дистанционного курса на сайте

Публикация дистанционного курса – это совместная работа разработчика (педагога) и программиста. При организации обучения следует выбрать электронные образовательные ресурсы (образовательная платформа, социальная сеть, мессенджеры и т.д.)

Способы размещения дистанционного курса:

• сайты курсов и организаций;

• системы дистанционного обучения (СДО).

Перечень образовательных электронных ресурсов, предоставляющих возможность организации образовательного процесса с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.

-Discord (Бесплатный мессенджер с поддержкой видеоконференций, голосовой и текстовый чат).

• Skype (Площадка для проведения видеоконференций до 50 человек, возможность совершать индивидуальные и групповые голосовые и бесплатные видеозвонки, а также отправлять мгновенные сообщения и файлы другим пользователям).

• Zoom (Платформа для проведения онлайн-занятий. Бесплатная учетная запись позволяет проводить видеоконференцию длительностью 40 минут с возможностью онлайн-общения до 100 человек. В платформу встроена интерактивная доска, можно легко и быстро переключаться с демонстрации экрана на доску Наличие чата, в котором можно писать сообщения, передавать файлы).

• TrueConf (Программа для видеосвязи через интернет, которая поможет вам организовать встречу в формате видеоконференции до 120 участников).

• BigBlueButton (Бесплатная площадка для проведения вебинаров. Без ограничений по количеству пользователей, без ограничений по времени вебинаров (веб камера, презентации, показ экрана, онлайн чат).

• Cisco Webex (Платформа для видеосвязи. Облачный сервис для проведения конференций и совещаний онлайн с аудио, видеосвзяью и инструментами совместной работы над документами).

Платформы для онлайн обучения

-Stepik (Российская образовательная платформа и конструктор бесплатных открытых онлайн-курсов и уроков).

• Moodle (Система управления курсами, также известная как система управления обучением или виртуальная обучающая среда. Является аббревиатурой от англ. Modular Object-Oriented Dynamic Learning Environment (модульная объектно-ориентированная динамическая обучающая среда).

• Учи.Ру (В личном кабинете педагогу бесплатно доступен сервис «Виртуальный класс» для проведения индивидуального и группового онлайн-уроков с видео. Педагоги и ученики могут видеть и слышать друг друга, а также педагог может демонстрировать ученикам презентации, электронные учебники и использовать виртуальный маркер и виртуальную указку).

• «ЯКласс» (Сервис довольно прост в использовании: педагог задаёт проверочную работу, ребёнок заходит на сайт и выполняет задание; если ребенок допускает ошибку, ему объясняют ход решения задания и предлагают выполнить другой вариант. Педагог получает отчёт о том, как ученики справляются с заданиями).

• Google Classroom (бесплатный сервис позволяет удобно публиковать и оценивать задания, организовать совместную работу и эффективное взаимодействие всех участников процесса. Создавать курсы, раздавать задания и комментировать работы учащихся — все это можно делать в одном сервисе).

Правила публикации дистанционного курса в сети Интернет:

1.Деление учебного курса на модули и учебные единицы.

2.Система рубрикаторов, меню, простая навигация по сайту, немедленный доступ к любому элементу учебного материала.

3.Достаточность учебных материалов, привлекательный дизайн, ограниченность применения звуковых и анимационных эффектов.

4.Сайт курса должен быть технически ориентирован как на пользователей с высоким уровнем техники доступа в Интернет, так и на пользователей с менее хорошими техническими характеристиками (модемный Интернет).

Определение содержания и форм контроля знаний обучающихся дистанционного курса

Основная цель контроля в рамках обучения на курсе в ДО — выявление уровня сформированности компетенций обучаемых при создании ими образовательных продуктов.

Формы контроля в ДО:

• отчёты и рефераты;

Средства ИКТ для контроля в ДО: (ИКТ – информационно – коммуникационные технологии)

• асинхронные (электронная почта, форум, рассылки, социальные сети);

• синхронные (чаты, видеоконференции).

Виды вопросов в заданиях для самопроверки и в заданиях мониторинга в ДО:

– вопросы с выбором одного или нескольких ответов из списка;

– вопросы, требующие кратких ответов;

– вопросы, требующие развёрнутых письменных ответов–статьи, резюме, анализ;

-ситуационные вопросы и задания, позволяющие оценить действия, обучаемого в реальных жизненных ситуациях.

Помимо контроля педагога, нужно также организовать внутренний контроль в период дистанционного обучения для этого должен быть организован доступ руководителя или завуча к учебным курсам по идентификаторам или индивидуальным паролям, чтобы контролировать учебный процесс.

Источник: xn--j1ahfl.xn--p1ai

Дистанционное обучение как инновационная программа в образовании

Перспективная система образования призвана не только вооружить знаниями студента, но и сформировать потребность в непрерывном самостоятельном овладении ими, а также осуществить самостоятельный и творческий подход к знаниям на протяжении своей активной жизни. Образование должно стать таким социальным институтом, который способен предоставить человеку разнообразные наборы образовательных услуг, позволяющих учиться непрерывно, обеспечить широким массам возможность получения дополнительного образования.

Создание эффективных систем дистанционного обучения создает условия социальной доступности к качественному образованию, содействует решению проблемы образования для населения отдаленных территорий. В условиях охвата значительных территорий приходится решать сложнейшие технологические задачи по обеспечению функционирования образовательного процесса, применения инновационных технологий, контроля качества организации учебного процесса, подготовки преподавательского состава к выполнению функций. Автор считает, что успешное развитие системы ДО возможно только при дидактическом обоснованном использовании средств новых информационных технологий. Актуальность статьи определяется потребностью обоснования организации образовательного процесса дистанционного обучения и использования в нем средств новых коммуникационных технологий.

образование
дистанционное образование
дистанционное обучение
технология
активные методы обучения
1. Вдовюк В.И. Педагогика высшей школы: современные проблемы. – М.: ВУ, 2006. – 68 с.
2. Гарунов М.Г. Этюды дидактики высшей школы. – М.: НИИ ВО, 2004. – 135 с.
3. Золотарев А.А. и др. Теория и методика систем интенсивного обучения. Т. 1–4. – М.: МГТУ ГА, 2001.

4. Иванов В.Н. Социальные технологии в современном мире. – М.: Славянский диалог, 2007. – 335 с.

5. Коротков Э.Н. Современные концепции обучения и их применение в подготовке военных кадров. – М: ВПА, 2006. – 76 с.

6. Концепция развития сети телекоммуникаций в системе высшего образования РФ. – М.: Высшая школа – 2010. – 120 с.

7. Маслова Н.В. Ноосферное образование: технология, методология, методика. – М.. РАЕН, 2007. – 58 с.
8. Назарова Т.С. Средства обучения – М.: УРАО, 1998. – С. 203.
9. Система дистанционного образования – М.: Минобразование РФ, ИДО МЭСИ, 2008. – С. 8.
10. Савельев А.Я.

Педагогические технологии // Высшее образование в России. – 2004. – № 2. – С. 53.

Дистанционное обучение имеет колоссальное значение для России, обладающей огромным интеллектуальным потенциалом и гигантской территорией. В XXI веке производство интеллекта выходит на первый план.

Всего несколько лет назад получение знаний при помощи Интернета представлялось большинству российских студентов привилегией иностранцев. Сегодня практически каждое отечественное учебное заведение имеет возможность предоставления своим студентам такой возможности.

Дистанционное обучение призвано стать многовариантным, удовлетворяющим разнообразные образовательные потребности большинства населения. А это в свою очередь, ставит перед образовательными учреждениями задачу активного внедрения элементов дистанционного обучения в учебный процесс. Технология интернет-обучения, положенная в основу дистанционного образования, является наиболее перспективной. Основное достоинство данной формы обучения – предоставление возможности удаленным пользователям интерфейса оперативно и оптимально использовать информационно-образовательную среду дистанционного обучения с максимальным удобством.

Динамичность предоставляет возможность обеспечения соответствия курса социальному заказу и трансформациям внешнего мира.

Модульность обучения характеризуется тем, что весь процесс обучения разбивается на определенные по трудоемкости фрагменты. Это облегчает студентам выбрать индивидуальный путь обучения.

Открытость дает возможность получить образование большей части населения, независимо от географической расположенности и материального положения. Главной особенностью дистанционного обучения является создание и использование специальных учебников при попытке студентов управлять процессом обучения самостоятельно.

Адаптивность обеспечивает приспособление модулей системы к нуждам обучаемых. Непрерывность характеризуется последовательным и логичным углублением знаний и закреплением навыков в процессе освоения отдельных модулей.

Креативность дает возможность поиска нестандартных решений и развивает творческие навыки.

Дистанционное обучение достаточно новое явление в педагогике. В настоящее время отсутствует единое толкование содержания данного понятия. По мнению В.И.

Вдовюк, обучение следует рассматривать как «целенаправленный педагогический процесс и стимулирование активной учебно-познавательной деятельности студентов по овладению научными и прикладными знаниями, навыками и умениями, развитию мышления, творческих способностей, личностных качеств, необходимых для осуществления профессиональной деятельности» [1]. Аналогичное определение дает Н.А. Давыдов, заявляя, что «обучение – это целенаправленный процесс управления образовательной деятельностью студентов в получении профессиональных знаний, формирования линостных качеств, развития творческих способностей в плане обретения профессии.» В свою очередь А.А. Золотарев считает, что обучение представляет процесс сотруднической деятельности преподавателя и студента, применяемый педагогической системой [2].

Читайте также:
Dr web cureit произошла ошибка при запуске программы код ошибки 1722

В приведенных определениях выделяются ключевые понятия: взаимодействие, процесс и педагогическая система. При этом следует отметить, что основным недостатком приведенных толкований является то, что не определена конкретно система, в которой происходит данное взаимодействие или процесс. Система дистанционного образования есть новая организация образовательного процесса, в основе которой положена самостоятельная деятельность обучающегося. Среда обучения характеризуется некоторой отдаленностью, возможность в таком случае поддерживать диалог становится возможным с помощью коммуникационных технологий.

Понятие «технология» чаще всего понимается как мастерство, умение в совокупности с методами обработки, изменения свойств, осуществляемых в процессе производства продукции. Первоначально технология была напрямую с производством материальных средств, что позволило Э. Де Боно сформулировать следующее определение: «Технология – это процесс производства чего-либо полезного на основе использования знаний, а основная функция технологии – внедрение теории в практику» [4]. Позднее данный термин стал широко применяться в разнообразных видах человеческой деятельности.

На современном этапе развития общества успешно стали применяться социальные технологии, при помощи которых передавались приобретенные знания, информация от поколения к поколению. Социальный прогресс возможен на основе традиций и культурных образцов, которые целенаправленно и сознательно не разрабатываются [3]. Применение технологии приводит к оптимизации процесса в области управления. При этом следует исключить из него те виды деятельности, которые не приносят позитивного социального результата.

Активный процесс технологизации социальной жизни связан с информационной революцией в условиях нарастающего научно-технического прогресса. Понятие «технология обучения» часто применяется в педагогике. Впервые термин «педагогическая технология» стал употребляться в начале ХХ века [8]. Несколько позднее в условиях активного использования технических средств обучения в образовательном процессе термин «технология образования» получил широкое распространение.

В 60-х годах вопрос об использовании в образовательном процессе новейших педагогических технологий подвергся широкому обсуждению в страницах педагогических изданий, подлежал обсуждению на конференциях [4]. Этот опыт активно изучался за рубежом, в частности – США, Англии, ФРГ, Франции, Японии и освещался в специальных журналах. К концу XX века появились учреждения по разработке инновационных технологий обучения. Таким образом, возник особый «технологический» подход к построению обучения.

Организация образовательного процесса на принципе технологического подхода, с применением телекоммуникационных и компьютерных средств обогащает информационный фонд и делает более широкими возможности варьирования учебного материала.

По определению Ф. Янушкевича, «технология обучения – это система педагогических приемов, используемая при подготовке специалиста за более короткие сроки при оптимальных затратах сил и средств [7]. В свою очередь Э.Н. Коротков, обсуждая вопрос о технологиях обучения, говорит: «Технология обучения – это системное, целостное знание о способах проектирования и организации процесса обучения на основе развернутой последовательности точно определенных дидактических целей» [4].

В качестве отправной точки в определении понятия «технология дистанционного обучения» может стать определение А.Я. Савельева. Он утверждает, что «технология обучения – это способ реализации содержания обучения через инновационную систему форм, методов и средств обучения, обеспечивающую наиболее эффективное достижение поставленных целей» [9].

Современные образовательные технологии обеспечивают стратегию формирования единого образовательного пространства. Главная их функция – прогностическая, а основным видом деятельности становится. Применение технологий дистанционного обучения возможно вне зависимости от конкретного учебного предмета.

Применение технологии ДО предполагает несколько этапов:

– методический – выбор приемов и форм обучения;

– процедурный – организация практической деятельности.

Технология дистанционного образования включает три элемента:

виртуальную образовательную среду;

кейс в мультимедийном и традиционном виде;

активные методы обучения.

При этом она ориентирована на научную организацию учебного процесса с учетом эмпирических инноваций преподавателей и тьюторов, что способствует, в конечном счете, достижению высоких результатов в обучении студентов. Она предполагает управление процессом обучения, а это включает в себя организацию деятельности студента и контроль учебной деятельностью.

Комбинация видов образовательной деятельности зависит от содержания и типа учебного курса. Стандартный набор видов учебной деятельности при дистанционном обучении представляет работа с текстами дистанционных лекций, электронных пособий, выполнение письменных работ, участие в виртуальных семинарах, обсуждение конкретных ситуаций, прохождение текущего и итогового контроля. Разрабатывая дистанционный курс, следует иметь в виду, что студенту для эффективного освоения курса следует не только прочесть текст дистанционной лекции, но и изучить соответствующие темы из учебника.

В ходе проведения дискуссии происходит обсуждение актуальных проблем по рассматриваемой теме. Преподаватели, использующие их в области дистанционного образования, называют «виртуальными семинарами». Как правило, дискуссия в сети более продуктивна, и это объясняется рядом факторов, в частности: участие каждого студента в ней обязательно, имеется возможность детально обдумать ответы, есть возможность заглянуть в учебник и т.д. Современные технологические средства обеспечивают высокую контролируемость хода дискуссии.

Кейс-стадии представляют описание реальной или вымышленной ситуации профессиональной деятельности, в которой отражены аспекты определенного тематического блока. Кейсы чаще всего могут быть взяты из реальной практики, текстов журнальных и газетных статей. Прочтя и проанализировав ситуацию, студент должен ответить на ряд вопросов. Очень важно, чтобы вопросы были тесно связаны с темой и теоретическими аспектами изучаемого материала, способствовали глубокому проникновению в суть ситуации. Каждому виду деятельности соответствует свое место в педагогическом процессе, каждому педагогическому приему отводится определенное место в процессе обучения в решении задач по его эффективности.

Таким образом, технология дистанционного обучения есть важный элемент механизма управления дидактическим процессом.

Мультимедиа – современная компьютерная информационная технология, позволяющая соединить в единой системе текст, звук, видеоизображение, графическое изображение и анимацию. Данные технологии представляют собой создание электронных документов, включающих визуальные, аудиоэффекты и мультипрограммирование различных ситуаций под единым управлением интерактивного программного обеспечения. Указанное определение мультимедиа-технологий является удачным. Они достаточно объемно представлены в концепции развития информационных технологий.

Следует подчеркнуть, что мультимедийные технологии имеют те же теоретические основы, что и технологии компьютерного обучения. Правильнее рассматривать мультимедийные компьютерные технологии обучения как современный этап развития технологий компьютерного обучения, использующий дидактические возможности современного компьютера, новые технологии программирования и инструментальные среды для разработки компьютерных средств обучения. Богатые дидактические возможности мультимедийных технологий используются при создании электронных учебных пособий и материалов обучающего характера. Под средствами мультимедиа обычно понимают комплекс аппаратных и программных средств, позволяющих пользователю общаться с компьютером, используя самые разные для него среды.

В качестве основных тенденций в развитии дистанционного образования – предоставление возможности развития творческой личности. Одной из принципиально важных и конструктивных идей в области стратегии данной системы образования является идея «опережающего образования». Суть заключается в том, чтобы обеспечить опережающий характер развития системы образования на фоне других факторов, которые расширяют возможности развития личности.

Основные принципы технологии опережающего обучения:

1) выбор направления подготовки повышенного уровня сложности в соответствии с требованием времени и предвосхищая эти требования;

2) совмещение учебы с научной деятельностью, что особенно важно в области современных информационных технологий, учитывая динамизм развития науки и техники этого направления;

3) повышенные требования к своей личности: самоанализ; самоконтроль, самоактуализация.

Современные образовательные технологии, к которым, в первую очередь, относятся компьютерные технологии обучения (включая мультимедийные), дистанционные образовательные технологии, предоставляют обучающимся возможность повышать образовательный уровень сообразно своим способностям.

Применительно к сетевым технологиям обучения указанные признаки четко просматриваются. Например, в процедуре поступления (знакомство с учебным заведением, выбора специальности, оформления документов, оплаты) и процедуре обучения (получение доступа к учебно-методической литературе, представленной на сервере, консультации по электронной почте, выполнение контрольных заданий).

Эффективность педагогической деятельности зависит от качества разработки учебных и методических пособий, степени профессиональной подготовки тьюторов, интеллектуального развития каждого студента, особенно в части овладения средствами информационных технологий. Следует отметить, что технологии дистанционного обучения могут быть реализованы в образовательном учреждении при минимуме материальных средств, людских ресурсов и времени.

Роль технологий ДО в современном образовательном процессе неизмеримо возрастает. Используя технологии дистанционного обучения, тьюторы могут качественно воспроизвести образовательный процесс, ранее спроектированный преподавателями. Анализ организации образовательной деятельности позволил установить тенденции в развитии информационных технологий и сделать вывод об их применении, как в системе дистанционного образования, так и в традиционной системе.

Внедрение в учебный процесс технологий ДО, ориентированных на личность обучающегося, стимулирует мотивированность и придаёт вариативный и коррекционный характер. Это способствует повышению уровня профессиональной компетенции специалиста, обладающего творческим мышлением, обладающего способностью эффективно решать задачи в профессиональной деятельности.

Таким образом, используемые технологии дистанционного образования ориентируют студентов не только на усвоение готовых научно-теоретических формул и конкретно-прикладных рекомендаций, но и на творческую, поисковую деятельность по конструированию новых знаний, моделированию и изучению процессов и явлений, проектированию способов профессиональной деятельности. Сетевые технологии обучения наилучшим образом поддерживают эту тенденцию.

Источник: top-technologies.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru