Что такое дискуссия и как научиться в ней участвовать?
Выступление на семинаре или участие в дискуссии — одна из форм практических занятий в школе и в университете, которые развивают логическое мышление, тренируют речь и способствуют формированию множества других гибких навыков. В свежей статье расскажем, как школьникам научиться слушать, задавать правильные вопросы и грамотно выражать свою точку зрения.
26 октября 2020
Поделитесь в соц.сетях
Чем полезны обсуждения?
Способствуют более глубокому пониманию предмета или изучаемой темы
Попробуйте проговорить вслух или порассуждать о прочитанном и вы увидите, насколько лучше вы поняли и осмыслили материал.
Позволяют делиться идеями и обмениваться полезной информацией, помогают расширить кругозор
Обсуждая вопрос с коллегами, вы получаете возможность посмотреть на проблему с разных сторон, а также можете узнать много нового.
Слушая выступления ваших коллег, вы учитесь анализировать сказанное и определять для себя позиции, с которыми вы не согласны.
Дискуссии о донорских программах: взгляд репродуктолога и эмбриола
Наша речь нуждается в тренировке — как и наши мышцы. Чем больше вы говорите, тем грамотнее и чище становится ваша речь.
Повышают уверенность в себе при публичных выступлениях
Лучший способ победить страх — встретиться с ним лицом к лицу. Каждый раз преодолевая свое волнение, вы сможете развить навыки публичных выступлений и избавиться от неуверенности.
Могут изменить вашу точку зрения
Да, и такое бывает довольно часто. В процессе обсуждения и споров ваши оппоненты могут быть настолько убедительны в своей аргументации, что ваше мнение может измениться.
Помогают группе людей принять единое решение или прийти к общему заключению
Помните утверждение, что в споре рождается истина?
Развиваем навык ведения дискуссии
Если вам сложно выступать на семинарах или задавать вопросы на публике, вот несколько советов.
- Как вступают в обсуждение?
- Как задают вопросы?
- Как выражают своё согласие или несогласие с темой обсуждения?
- Какие специальные фразы участники используют, чтобы быть вежливыми, даже выражая несогласие?
- Как они дают понять, что хотят задать вопрос или высказаться?
- Не позволяйте себе витать в облаках.
- Определите для себя главные цели и предметы обсуждения.
- Оценивайте все, что слышите. Анализируйте, как это соотносится с темой обсуждения, вашим личным мнением и знаниями, полученными ранее.
- Попробуйте мысленно перефразировать то, что говорит собеседник. Это поможет лучше понять смысл сказанного.
- Делайте заметки, записывайте возникающие вопросы, чтобы иметь возможность обдумать и проанализировать все услышанное после занятия.
Практика, практика и еще раз практика. Практикуйтесь в обсуждении учебных тем не только в классе, но и за его пределами. Поговорите с кем-то из одноклассников. Вы можете задать коллегам вопросы по материалу курса, узнать их мнение о теме предстоящего занятия, а также попросить совет или поделиться своими переживаниями.
11 класс. Русский язык. Дискуссионная речь. Дискуссия, дебаты, спор, полемика, диспут. 24.04.2020
Тренируйтесь выражать собственное мнение и учитесь слушать оппонентов. Используйте как можно больше специализированной лексики и обменивайтесь информацией с коллегами. Благодаря постоянной практике вы привыкнете выражать свое мнение перед собеседниками, что поможет вам и на занятии чувствовать себя уверенно.
Если вы чувствуете, что вам все еще трудно принимать участие в дискуссиях, попробуйте ставить себе определенные цели и с каждым разом постепенно увеличивать свою вовлеченность.
Самый простой способ проявить свое участие — присоединиться к уже текущему обсуждению. Начните с малого:
- Выскажите согласие с тем, что уже было сказано кем-то из участников.
- Попросите кого-либо объяснить озвученную точку зрения. Например, вы можете попросить участника привести примеры или рассказать подробнее о его взгляде на проблему.
- Подготовьте вопросы заранее. Помните — хорошая подготовка помогает вам чувствовать себя увереннее.
- Так небольшими шагами вы придете к тому, что сможете.
- Отвечать на вопросы, которые ведущий задает всей группе.
- Приводить свои примеры на тему обсуждения.
- Высказывать несогласие с каким-либо утверждением и аргументировать свою позицию.
Глобальные компетенции. Сборник эталонных заданий. Выпуск 1
- объяснит, что такое «глобальные компетенции»;
- поможет критически рассматривать проблемы глобального характера и межкультурного взаимодействия;
- научит понимать и оценивать различные точки зрения и системы взглядов.
Участие в споре: как правильно высказывать свое мнение и эффективно аргументировать
«Спорить» в контексте научной дискуссии означает продвигать свою точку зрения путем высказывания аргументов, подкрепленных доказательствами. Научный спор нацелен на убеждение оппонентов при помощи рациональных и критических суждений.
Как проходят научные споры?
«Спор» в привычном нам понимании имеет негативную окраску — обычно это конфликт или столкновение агрессивно настроенных соперников, где один пытается «победить» другого. В научных кругах, в том числе, например, в университете, спор в подобном смысле, конечно, неприемлем.
Цель научного спора — глубоко изучить вопрос, предположение или область научных знаний и прийти к общему обоснованному пониманию. В этом случае не так уж важно, кто «победит» — главное, чтобы само качество дискуссии было на высшем уровне. Это как раз тот спор, в котором рождается истина. Когда вы вступаете в научную дискуссию, вы расширяете свою картину мира и обмениваетесь собственными знаниями с другими людьми, а еще продвигаете свои идеи и учитесь мыслить критически.
Управление дискуссией
- Кратко представить себя и саму тему обсуждения, а также сформулировать основные цели.
- Задавать вопросы, чтобы поддерживать обсуждение и сохранять вовлеченность участников.
- Следить за тем, чтобы никто из участников не доминировал в дискуссии. Приглашайте других высказаться и благодарите их за участие.
- Следить, чтобы все говорили по одному, не перебивая друг друга и не начиная параллельное обсуждение, пока не выскажется предыдущий выступающий. Постарайтесь выделить примерно одинаковое время на выступление каждого участника.
- Контролировать, чтобы обсуждение не уходило от темы.
- Подвести итог дискуссии.
Источник: rosuchebnik.ru
Тема 12. Технология подготовки и проведения дискуссионных программ
1. Дискуссия как форма культурно-досуговой программы, общая характеристика.
2. Технология организации дискуссии.
3. Диспуты и дебаты как разновидности дискуссионных форм.
4. Нетрадиционные формы проведения дискуссии.
1. Дискуссионная трибуна /авт.-сост. В.Н. Пунчик, А.Р. Борисевич. —Минск: красико-Принт, 2009. — 128 с.
2. Завадская, Ж.Е. Формы воспитательной работы с учащейся моло-дежью: методика подготовки и проведения: учеб.-метод. пособие / Ж.Е. Завадская, З.В. Артеменко. – Минск: Современная школа, 2010. – 352 с.
3. Оганесян, Н.Т. Методы активного социально-психологического обучения: тренинги, дискуссии, игры: метод. пособие / Н.Т. Оганесян. —М.: Академия, 2002.
4. Поляков, С.Д. Технологии воспитания / С.Д. Поляков. — М.: ВЛАДОС, 2002. —144 с.
1. Дискуссия как форма культурно-досуговой программы, общая характеристика.
Умение вести дискуссию очень важно и актуально для многих областей практики. Навыки ведения дискуссии важны для политики, бизнеса, рекламы, юриспруденции, процесса обучения, науки, производственной деятельности, социально-педагогического и психо-логического консультирования и просто для обыденной жизни. Использование дискуссии дает возможность субъекту получить новую информацию и повысить свою компетентность, проверить собственные идеи и оценить их достоверность, развить коммуникативные качества и умение пользоваться своим интеллектом, проверить свои чувства и их интерпретацию окружающими, выработать привычку нести ответственность за свои слова, научиться избегать ошибок, допущенных другими в практической и учебной деятельности.
В процессе дискуссии школьники приобретают определенные знания (заранее готовятся статистические данные, материалы периодической печати, отрывки из видеозаписей популярных телепрограмм), умения и навыки (коммуникативные, высказывания собственного мнения, аргументации своей позиции, анализа ситуации, выделения наиболее важного, публичного выступления, нахождения контраргументов в споре, цивилизованного ведения дискуссии), личностные качества (взаимопомощь, терпимость к другим мнениям — толерантность, умение слушать товарищей, уважение их взглядов, свободное выражение собственной позиции, противостояние давлению окружающих).
Ведение дискуссии — особая форма учебно-воспитательной деятельности, культуре которой необходимо обучать. Именно дискуссионная трибуна является формой отработки практических умений вести дискуссию. Показателями культуры дискуссии служат четкое определение предмета спора, проникновение в сущность взглядов своих оппонентов, обоснованность и объективность критики. При этом в дискуссии огромную роль играют психологические факторы.
Дискуссия выступает одной из разновидностей спора, цель которой — достижение истины или нахождение взаимоприемлемого решения спорного вопроса.
Дискуссия (от лат. discussio — рассмотрение, исследование) имеет три значения: 1) способ организации совместной деятельности с целью интенсификации процесса принятия решения в группе; 2) метод обучения, повышающий интенсивность и эффективность учебного процесса за счет активного включения обучаемых в коллективный поиск истины; 3) психотерапевтический прием воздействия на позиции и установки субъекта в специально созданной дискуссионной группе.
Под дискуссией в педагогическом процессе обычно понимают конструктивное, содержательное, рациональное обсуждение противо-положных точек зрения по определенной проблеме с целью найти более правильное мнение или взаимоприемлемое решение проблемы.
Дискуссия может проходить в разных формах, например:
- мозговой штурм (А. Осборн) — метод группового стимулирования познавательной активности, основанный на процессе совместного решения поставленных проблем, когда учащихся побуждают к свободному выдвижению идей с последующим их критическим рассмотрением;
- метод синектики (У. Гордон) — схож с «мозговым штурмом». Для выработки решения группа делится на генераторов идей и критиков. Задача генераторов идей — выработать как можно больше идей, задача критиков — оценить предложенные идеи и выбрать наиболее рациональные. При этом в методе синектики стремятся прийти к тому, чтобы возникли две крайности в решении проблемы; часто используют аналогии и метафоры;
- опрос (беседа, анкетирование, интервью);
- диспут (публичный спор на предложенную тему при наличии основных докладчиков);
- дебаты (прения, обмен мнениями, выработка аргументов и контраргументов);
- дискуссия в «Аквариуме» (класс делится на две группы — одни непосредственно принимают участие в дискуссии, другие следят за соблюдением правил обсуждения).
По внешней форме дискуссия может быть скрытой или явной. Скрытая дискуссия — это аргументация оратором своей позиции перед аудиторией и согласие или возражения со стороны аудитории, явная дискуссия — коллективное обсуждение спорного вопроса. Для педагогического процесса представляет особую ценность явная дискуссия, которая может быть организована в форме дискуссионной трибуны.
Применение дискуссий в процессе обучения и воспитания способствует удержанию внимания и мотивированию, установлению социальных норм, влияет на установки, взгляды и знания учащихся. Обсуждая определенную проблему, учитель или ведущий мероприятия сам может рассказать о нескольких точках зрения на данную проблему, сравнить эти позиции и оценить обоснованность каждой из них. Постепенно для освещения различных точек зрения на проблему необходимо привлекать учащихся.
Групповую дискуссию можно рассматривать как одну из форм обучения и воспитания. В ходе дискуссии учащиеся оценивают идеи, задают свои собственные вопросы и наблюдают за ответами других, учатся отстаивать и аргументировать свою точку зрения. Ведение дискуссий способствует развитию интеллектуальных способностей, критичности и строгости мышления.
Ведение дискуссии — особая форма деятельности, которой необходимо обучать. Она предоставляет возможность выразить свое мнение практически каждому ученику, выработать толерантность при столкновении противоположных мнений, умение аргументированно построить свою речь, самостоятельно найти информацию при подготовке к дискуссии, выступить перед публикой.
Источник: studfile.net
Что такое дискуссия?
В русском языке можно встретить немало слов, смысл которых понятен не сразу. Не все знают точное значение и слова «дискуссия», о котором пойдёт речь в данной статье.
Если кратко, слову «дискуссия» можно дать такое определение:
Дискуссия – это тип спора, при котором обсуждается какая-либо проблема с целью достижения компромиссного решения. Слово «Дискуссия» происходит от discussio, что в переводе с латинского означает «обсуждение».
- Что такое дискуссия простыми словами?
- Публичная дискуссия
- Дискуссия в педагогике
- Виды дискуссий
- Подведём итоги
Что такое дискуссия простыми словами?
Дискуссия – это обсуждение спорного вопроса с обязательным рассмотрением различных позиций. Например, дискуссии могут быть среди биологов на тему влияния живых бактерий на организм человека. Участниками дискуссий являются люди, которые обладают теоретическими и практическими знаниями в той области, в которой ведётся обсуждение.
Темой обсуждения обычно является животрепещущий вопрос, представляющий одинаковый интерес для всех участников команды. Содержание таких вопросов должно быть актуальным, учитываются обычно любые, даже самые противоречивые мнения. В ходе дискуссии участникам необходимо прийти к какому-то общему мнению. Дискуссия обычно направлена на то, чтобы максимально примирить все противоречия в обсуждаемом вопросе путём нахождения наилучшего решения проблемы, которое удовлетворило бы все стороны или, по крайней мере, большую часть аудитории.
Цель дискуссии – достижение согласия между участниками спорного вопроса, нахождение определённого компромисса, ориентированного на поиск истины или наилучшего решения.
Дискуссии могут проходить публично или в тесном семейном кругу. Самый простой пример из жизни – помочь ребёнку решить сложную математическую задачу: родители с участием бабушек и дедушек предлагают разные решения, чтобы найти единственно правильный ответ.
Публичная дискуссия
Публичная дискуссия – это последовательность высказываний участников по спорному вопросу или проблеме, имеющей общественное значение.
Публичное обсуждение имеет следующие характеристики:
● место и время проведения мероприятия согласовываются заранее;
● в обсуждении участвуют несколько человек и ведущий;
● аргументированность позиции: при обсуждении вопроса каждая сторона доказывает и обосновывает свою позицию известными доводами, фактами и тезисами;
● общение между участниками происходит как взаимодействие между партнёрами, а не как между противниками в споре;
● дискуссия предполагает выслушивание всех участников, выражение собственного мнения и использование невербальных способов общения (жесты, мимика);
● решение проблем предполагает анализ и совместную деятельность по поиску наилучшего решения обсуждаемой проблемы.
Если в какой-то ситуации возникают разные мнения и нужно определиться с правильным решением, то это хорошая возможность организовать дискуссию.
Дискуссия в педагогике
В педагогике дискуссия рассматривается как форма педагогической деятельности, стимулирующая осмысленные решения и инициативу со стороны учащихся. Это равноправное обсуждение между учителями и учениками прочитанных книг, последствий каких-либо исторических событий, разного рода проблем и ситуаций в школе.
Результатом является лучшее понимание того, что было изучено, а также новый взгляд на происходящие и изучаемые в школьной программе события.
Учебные дискуссии основаны на равноправном сотрудничестве между учащимися и учителем для углублённого и многогранного обсуждения идей и мнений. Для учителя важен «конечный результат» дискуссии как формы обучения – формирование у учащихся высокой культуры общения и побуждение их к поиску альтернативных путей решения проблем и нахождению выходов из сложных ситуаций.
Виды дискуссий
Различают следующие виды дискуссий:
1. аподиктическая дискуссия – дискуссия, направленная на достижение истины путём соблюдения логических правил вывода;
2. эристическая дискуссия – дискуссия с целью убедить оппонента в своём мнении (своеобразный «спор ради самого спора»);
3. софистическая дискуссия – дискуссия с целью победить во что бы то ни стало. В обсуждении используются такие логические приёмы, как софизмы, введение человека в заблуждение и т.п.;
4. диалектическая дискуссия — дискуссия, претендующая лишь на достижение правдоподобия.
Подведём итоги
Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что дискуссия – это продуктивный спор, в котором рождается истина. Такой спор всегда направлен на поиск правильного ответа на важный вопрос.
Во многих городах можно встретить дискуссионные клубы, куда может прийти любой, у кого есть своё мнение о какой-либо проблеме или ситуации, высказаться и узнать мнение по этому вопросу других участников дискуссии.
Дискуссии полезны, особенно для подрастающего поколения. Именно поэтому такая форма обучения становится всё более популярной в педагогике.
Источник: prosto-interesno.ru
ПРОГРАММА КРУЖКА «ДИСКУССИОННЫЙ КЛУБ»
Дискуссия – одна из форм внеурочной деятельности, в которой отражены обучающие, развивающие, воспитательные, коммуникативные аспекты. Дискуссия развивает навыки, необходимые для эффективного общения в любой сфере деятельности.
Рабочая программа кружка «Дискуссионный клуб» разработана в соответствие с задачами модернизации содержания образования. Программа рассчитана на студентов СПО всех курсов.
Деятельность кружка является внеаудиторной и отличается свободой выбора направлений и возможностью смены сферы деятельности обучающегося в течение года.
Метод проектов, метод критического мышления, метод дебатов, ролевые технологии, ИКТ позволяют органично интегрировать знания из разных областей и применять их на практике, генерируя при этом новые идеи.
Скачать:
Предварительный просмотр:
ПРОГРАММА КРУЖКА «ДИСКУССИОННЫЙ КЛУБ»
Согласно Федеральному закону Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», дополнительное образование направлено на формирование и развитие творческих способностей детей и взрослых; удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а также на организацию их свободного времени. Нормативно-правовой основой формирования плана внеаудиторной воспитательной деятельности являются следующие нормативные документы:
— Конституция Российской Федерации (ст.43);
— Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012г. 273 – ФЗ;
— Приказ Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013 г. №1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
— Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 августа 2010 № 761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования»;
— Приказ Минобрнауки России от 09.11.2015 № 1309 (ред. От 18.08.20160 Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования. А также оказания им при этом необходимой помощи;
— Письмо Минобрнауки России от 14.12.2015 № 09-3564 «О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ» ( вместе с «Методическими рекомендациями по организации внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ»)
— Концепция развития дополнительного образования детей, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 №1726-р.
Программа дополнительного образования является неотъемлемой частью целостной системы организации образовательного процесса и обеспечивает единство обучения и воспитания.
Основная задача современного образования – разработка и применение комплекса обобщенных способов деятельности, применимых в любой предметной области. Одной из задач воспитательной работы с обучающимися является предоставление возможности реализовать творческие, коммуникативные и интеллектуальные способности учащихся, воспитать нравственного человека, который имеет цель, умеет решать жизненные проблемы, ориентирован в социальном пространстве, имеет творческую индивидуальность.
Дискуссия – одна из форм внеурочной деятельности, в которой отражены обучающие, развивающие, воспитательные, коммуникативные аспекты. Дискуссия развивает навыки, необходимые для эффективного общения в любой сфере деятельности.
Рабочая программа кружка «Дискуссионный клуб» разработана в соответствие с задачами модернизации содержания образования. Программа рассчитана на студентов СПО всех курсов.
Деятельность кружка является внеаудиторной и отличается свободой выбора направлений и возможностью смены сферы деятельности обучающегося в течение года.
Метод проектов, метод критического мышления, метод дебатов, ролевые технологии, ИКТ позволяют органично интегрировать знания из разных областей и применять их на практике, генерируя при этом новые идеи.
Организация-разработчик: СПб ГБПОУ «Акушерский колледж»
Разработчик: Артемьева Светлана Геннадьевна – кандидат исторических наук, преподаватель высшей квалификационной категории;
Веденина Светлана Вильямовна — преподаватель высшей квалификационной категории.
- формирование современной востребованной обществом личности, способной, опираясь на полученные знания и личностные качества реализовать себя в обществе, тем самым способствуя процветанию нашей страны.
- формирование и развитие у школьников критического мышления, навыков цивилизованной дискуссии, в том числе: терпимости и уважения к различным взглядам;
- развитие умения работать в команде;
- развитие способности отстаивать различные идеи и убеждения;
- формирование среды культурного общения, обмена мнениями по важнейшим вопросам современной социально-экономической и политической ситуации;
- развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, поддержка научно-исследовательской деятельности ученика и учителя
- Развитие интеллектуальной, творческой инициативы, учебно-познавательных интересов обучающихся.
- Активизация гражданской позиции обучающихся.
- Активное включение обучающихся в поисковую учебно-познавательную деятельность, организованную на внутренней мотивации.
- Развитие коммуникативных умений и способностей обучающихся.
- Организация совместной деятельности, партнерских отношений обучающих и обучаемых, включение обучающихся в педагогически целесообразные воспитательные отношения в учебной деятельности.
- Повышение правовой культуры обучающихся.
- Определить свои жизненные планы, выбрать будущую профессию и прояснить временную перспективу будущего и в итоге продвинуть в личностном развитии, в обретении собственной идентичности.
- Сформировать умение участвовать в дискуссии, выступать перед аудиторией с докладами.
- развивать у учащихся навыки научной работы, знакомить обучающихся с методами и приемами научного поиска.
В ходе работы учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками :
— использовать различные СМИ для получения информации;
— использовать критическое мышление для анализа информации и построения аргументации;
— видеть логические связи между абстрактными идеями и событиями реального мира;
— организовывать наработанный материал; правильно строить речь;
— опровергать аргумент оппонента;
— умение определить и вычленить проблему;
— умение делать выводы и заключения;
— умения оценивать доказательства, собственный мыслительный процесс;
— умение работать в команде.
Необходимое оборудование: видеопроектор, компьютер, Интернет.
Планируемые результаты освоения программы внеурочной деятельности.
∙ ориентация в системе моральных норм и ценностей;
∙ заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни общества, в благополучии и процветании своей страны;
∙ ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; необходимости поддержания гражданского мира и согласия; на отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности;
Метапредметные результаты проявляются в :
∙ умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
∙ способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей, свойственных подросткам;
∙ овладении различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога;
∙ умении выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности.
Предметными результатами освоения обучающимися содержания программы являются в сфере:
∙ относительно целостное представление об обществе и о человеке, о сферах и об областях общественной жизни;
∙ знание отдельных научных понятий, отражающие наиболее важные социальные объекты, умение с этих позиций оценивать явления социальной действительности;
∙ умения находить нужную социальную информацию в различных источниках; адекватно ее воспринимать, применяя термины и понятия. ценностно-мотивационной
∙ знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил;
∙ приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизму и гражданственности; трудовой
∙ знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека;
∙ понимание значение трудовой деятельности для личности и для общества;
∙ умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения;
∙ знакомство с отдельными приемами и способами преодоления конфликтов.
Сроки реализации и целевая аудитория
Программа кружка рассчитана на 15 занятий по 2 часа в течение учебного года. Целевой аудиторией дискуссионного клуба являются обучающиеся всех курсов.
ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПРОГРАММЫ
Наименование разделов и тем
Тема 1. Вводное занятие. Знакомство с программой и направлением деятельности кружка «Дискуссионный клуб». Что такое дискуссия. Дискуссия, виды, формы, типы дискуссий
Тема 2. Подготовка и проведение дискуссии. Правила проведения дискуссии
Тема 3. Формулировка и анализ тем дискуссии.
Тема 4. Поиск и анализ информации. Источники информации
Тема 5. Деловой этикет при проведении дискуссий
Тема 6. Культура речи. Выразительные средства речи.
Тема 7. Структура и логика речи. Деление на речевые такты. Паузы. Ударения.
Тема 8. Дикция. Методика работы над чистотой звучания
Тема 9. Личностные качества оратора.
Тема 10. Общение и контакт с аудиторией. Невербальное воздействие на аудиторию
Тема 11. Как преодолеть страх выступления перед аудиторией. Эмоции и их контроль.
Тема 12. Визуализация публичного выступления. Подготовка презентаций
Тема 13. Как преодолеть страх выступления перед аудиторией. Эмоции и их контроль.
Тема 14. Выступление (творческий отчет)
Тема 15. Подведение итогов работы дискуссионного клуба
ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ ДИСКУССИЙ
- Зачем я учусь?
- Всегда ли прав учитель?
- Влияние современных средств связи на образовательный процесс
- Умеем ли мы общаться друг с другом?
- Возможен ли свободный выбор
- Нужна ли семья современному человеку?
- Милосердие, нравственность, жизненные ценности
- Как хочу, так и живу?
- Виртуальный мир –побег от реальности
- Вредные привычки –путь в никуда
- Моя будущая профессия
ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ПЕДАГОГА:
1. Дебаты/пособие для учащихся и педагогов/. М.: Наука, 2001, при поддержке Фонда Сороса и Института “Открытое Общество”.
2. Пашкевич С. Дебатный Клуб старшеклассников/пособие для начинающего тренера/. Екатеринбург, Дом Учителя, 2003.
3. Website Internet, home-page Worldwide Web at hhpt: //www./osi. hu. /debate/.
4. Бернс Р. Я-концепции и воспитание. Пер. с англ. /Общ. ред. и вступ. ст. В. Пилиповского, М.: 1986.
5. Буева Л. Человек: деятельность и общение. М.: Просвещение, 1978.
6. Кан-Калик В. Грамматика общения. М: Просвещение, 1995.
7. Маленкова Л. Культура общения или искусство диалога. Программа воспитания школьников. М.: “Ноосфера”, 1996.
8. Миславский Ю. Саморегуляция и активность личности в юношеском возрасте. М.: Просвещение, 1991.
1. Дебаты/пособие для учащихся и педагогов/. М.: Наука, 2001, при поддержке Фонда Сороса и Института “Открытое Общество”.
2. Website Internet, home-page Worldwide Web at hhpt: //www./osi. hu. /debate/.
3. Маленкова Л. Я – человек. Старшеклассникам о самопознании и самовоспитании. М.: “Ноосфера”, 1996.
4. Поляков С. Тренинг общения. Групповые дискуссии. Выпуск 2. Ульяновск, 1996..
Источник: nsportal.ru