Дифференцированное обучение в условиях ФГОС (статья)
В инновационном обучении важно, чтобы ученик был не объектом, а субъектом образовательного процесса, сумел задать любой вопрос интересующий его и самостоятельно найти на свой вопрос ответ. Важно так организовать образовательный процесс, чтобы ученик сам добывал знания. Одним из таких методов является дифференцированный подход в обучении.
Рябычина Ирина Васильевна
Описание разработки
Постоянное осуществление на всех этапах учебного процесса «единства требований» ко всем учащимся без учета особенностей их индивидуально-психологического развития тормозит и нормальное обучение, становится причиной отсутствия учебных интересов, понижает мотивацию к обучению.
Дифференцированная организация учебной деятельности с одной стороны учитывает уровень умственного развития, психологические особенности учащихся, абстрактно-логический тип мышления. С другой стороны — во внимание принимаются индивидуальные запросы личности, ее возможности и интересы в конкретной образовательной области. При дифференцированной организации учебной деятельности эти две стороны пересекаются. Ее осуществление в личностно-ориентированном образовании потребует:
Дифференцированный подход в обучении через использование различных интернет-сервисов #итнш#итнш2019
изучения индивидуальных особенностей и учебных возможностей обучающихся;
определения критериев деления обучающихся на группы;
умения совершенствовать способности и навыки обучающихся при индивидуальном руководстве;
умения анализировать их работу, подмечая сдвиги и трудности;
перспективного планирования деятельности учащихся (индивидуальное и групповое), направленного на руководство учебным процессом;
умения заменить малоэффективные приемы дифференциации руководства учением более рациональными.
Каждый обучающийся как носитель собственного (субъективного) опыта уникален. Поэтому с самого начала обучения необходимо создать для каждого не изолированную, а более разностороннюю школьную среду, дающую возможность проявить себя.
С психологической точки зрения цель дифференциации – индивидуализация обучения, основанная на создании оптимальных условий для выявления задатков, развития интересов и способностей школьников.
С социальной точки зрения — целенаправленное воздействие на формирование творческого, интеллектуального, профессионального потенциала общества, вызываемого на современном этапе развития общества стремлением к наиболее полному и рациональному использованию возможностей каждого члена общества в его взаимоотношениях с социумом.
С дидактической точки зрения цель дифференциации – решение назревших проблем школ путем создания новой методической системы дифференцированного обучения, основанной на принципиально иной мотивационной основе.
В психолого-педагогической, дидактической и методической литературе различают два основных типа дифференциации содержания обучения:
Дифференцированный подход в обучении через использование различных интернет-сервисов
внешняя (профильная) предполагает создание особых типов школ и классов;
внутренняя (уровневая) предполагает организацию работы внутри класса соответственно группам обучающихся, отличающихся одними и теми же более или менее устойчивыми особенностями.
В массовой практике не всегда удается достичь положительного результата в обучении по отдельным предметам. В школах бывает достаточно большой процент обучающихся, не усвоивших программу или усвоивших ее очень слабо. Поэтому, одним из направлений организации учебного процесса является дифференциация образования.
Можно выделить несколько педагогических задач, которые могут быть решены при помощи внедрения её в работу:
Научить критически относиться к собственным познаниям.
Научить самоанализу успехов и неудач.
Научить самостоятельно работать над своим образованием.
Научить анализировать собственные возможности в достижении цели.
Научить целеполаганию как на долгий срок, так и на короткий период.
Воспитывать культуру общения:
помогать и принимать помощь;
работать в группе;
адекватно относиться к замечаниям;
аргументировано высказывать свое мнение и выслушивать мнение других, уважать его даже в том случае, если оно не совпадает.
Дифференцированное обучение – это форма организации учебного процесса, при которой учитель работает с группой учащихся, составленной с учетом наличия у них каких-либо значимых для учебного процесса общих качеств
Одним из средств реализации индивидуального подхода к детям является дифференциация обучения. Организация учителем внутриклассной дифференциации предполагает несколько этапов:
определение критерия, на основе которого выделяются группы учащихся.
Весь материал — в документе.
Источник: videouroki.net
Дифференцированный подход в обучении дошкольников и младших школьников: сущность, цель, задачи, организация, реализация, использование. Дифференцированный подход в обучении — это.
В настоящее время наблюдаются признаки несоответствия уровня обучения существенной части выпускников школ растущим требованиям к подготовке рабочих распространенных профессий. Ускорение темпа и повышение качества труда, постоянное сокращение простых специальностей в производстве, переход предприятий на другие направления хозяйственной деятельности обуславливают ряд трудностей при адаптации подростков. В процессе обучения школьников в настоящее время педагоги не используют все имеющиеся резервы совершенствования образовательно-воспитательной работы. В этой связи сложившиеся трудности при социальной адаптации выпускников имеют нарастающую тенденцию. Для коренного решения возникающих сложностей необходимо поднять на качественно новый уровень индивидуальный и дифференцированный подход в обучении.
Понятие «индивидуальный подход» предполагает дидактический метод воспитания и обучения. Он считается одним из ключевых в общей и специальной педагогике. Суть индивидуального подхода заключается в учете личных особенностей детей в образовательном процессе. Он позволяет осуществлять активное управление процессом развития физических и умственных возможностей.
В рамках индивидуального подхода осуществляется всестороннее изучение учащихся. На основании полученных результатов осуществляется разработка соответствующих педагогических мер воздействия. Этот метод имеет особое значение в школьном обучении, поскольку учащиеся существенно отличаются по уровню восприимчивости.
Различия обуславливаются характерными людям особенностями интересов, темперамента и пр. К индивидуальному подходу относят все меры, ориентированные на формирование благоприятных условий обучения и развития учащихся и определяемые в соответствии с их личными возможностями. Особый интерес к использованию этого метода обуславливается существенным разбросом способностей лиц одного возраста. Если личные особенности, свойственные для одних обучающихся, выявляются у других, то их именуют типическими. Другими словами, те или иные возможности характерны для определенной группы.
Сущность дифференцированного подхода в обучении
Ключевые направления
Дифференцированный подход в обучении детей невозможно применять без изучения межличностных отношений. Этот метод позволяет влиять на взаимодействие личности и группы, группы и коллектива, ребенка и взрослого. Реализация дифференцированного подхода в обучении осуществляется различными способами.
Особое значение среди них имеют игровые формы, соревнования, моделирование ситуаций. Все эти мероприятия должны способствовать раскрытию потенциала каждого ребенка. Эффективность метода прямым образом зависит от творческой атмосферы, содержания взаимодействия, демократического управления внутри коллектива.
Система мер
Дифференцированный подход в обучении и воспитании включает в себя достаточно большое количество педагогических действий. Этот метод представляет собой комплекс мер, направленных на изучение, учет и развитие типологических особенностей. В задачи дифференцированного подхода в обучении входит обеспечение:
- Достижения обязательных результатов каждым ребенком в соответствии с его реальными возможностями.
- Совершенствование творческого, ценностного, познавательного, художественного, коммуникативного потенциала.
- Восприятия знаний в соответствии с реальными возможностями и ориентацией на «сферу ближайшего развития».
Специфика изучения личных особенностей
Цель дифференцированного подхода в обучении заключается в выявлении и исследовании возможностей по специальным критериям. В качестве них выступает несколько особенностей, по которым ребенок характеризуется как целостная личность. Каждое выбранное свойство имеет существенное значение при определении успешности обучения. Среди критериев при этом есть доминирующие.
Одним из таких считается степень обученности. Приоритет этого свойства обуславливается тем, что от него будет зависеть уровень сформированности интереса к познавательной деятельности. Этот критерий также влияет на обучаемость школьника.
Такой метод изучения типичных личных особенностей максимально соответствует направленности педагогической деятельности в современных условиях. Исследование отличий предполагает установление показателей их определения. В соответствии с ними формируются диагностические материалы.
В качестве одного из эффективных способов изучения степени обученности выступают проверочные работы, а обучаемости – школьный тест по определению умственного развития. На практике именно эти методы применяются педагогами чаще всего. Для определения степени познавательного интереса к конкретному предмету используется анкетирование.
Группы свойств
В педагогической практике выработана определенная классификация особенностей, позволяющая учесть опыт и результаты, полученные специалистами, применяющими дифференцированный подход в обучении. Это разделение соответствует трем сторонам деятельности:
- Исполнительной. Она предполагает свойства, отражающие процессы воплощения планов. К ним, в частности, относят практическое изменение исходного материала, выполнение работ, сформированность умений, навыков, приемов, соотнесение действительных действий и полученных результатов с мыслительными процессами. На физиологическом уровне исполнительная деятельность отражает характеристики слуховой, зрительной и двигательной систем, принимающих участие в самоконтроле.
- Целевой. Эта сторона характеризуется свойствами, отражающими процессы усвоения вопроса, сбора и обобщения информации, необходимые для решения. Другими словами, это ориентировка в задании, составление плана предстоящей деятельности, его последующая корректировка.
- Энергетической. Эта сторона включает в себя свойства, отражающие активную деятельность нервной системы: чувства, эмоции, выносливость, уровень утомляемости, способность к волевому усилию. Эти характеристики определяют в основном степень работоспособности. Вместе с этим активизация деятельности находится в зависимости от мотивации и ее силы. Она, в свою очередь, служит не только в качестве энергетического, но и направляющего фактора. Это обуславливается тем, что в ней присутствуют свойства, которые относятся и к целевой составляющей деятельности.
Анализ
Применяя дифференцированный подход в обучении младших школьников, личные особенности можно определить комплексной оценкой. Она отражает специфику деятельности по трем направлениям анализа. В результате формируется три группы, в которых:
- Все три стороны сохранены в той либо иной степени.
- Нарушена 1 или 2 компонента деятельности.
- Все три компонента деятельности не сформированы.
Дифференцированный подход в обучении младших школьников включает в себя выделение типологических временных групп. Они, в свою очередь, разделяются на подгруппы. В психолого-педагогической литературе выделяют следующие категории:
- Группу с высокой степенью обученности. В нее входят подгруппы с устойчивым познавательным интересом к данному конкретному предмету или к другим дисциплинам.
- Группа со средней степенью обученности. В нее входят аналогичные предыдущим подкатегории.
- Группа с низкой степенью обученности, неустойчивым интересом ни к данному, ни к другим предметам.
Рекомендации специалистов
Дифференцированный подход в обучении дошкольников позволяет обеспечить углубление, систематизацию и обобщение умений и знаний. Он направлен на стимулирование развития познавательной самостоятельной деятельности ребенка. Кроме этого, метод способствует выравниванию умений и знаний.
Дифференцированный подход в обучении дошкольников особенно эффективен при изучении нового материала, проверке и закреплении пройденного, а также в ходе подготовки домашней работы. Самостоятельная деятельность в коллективе и дома – два взаимосвязанных элемента, дополняющих друг друга.
При составлении домашнего задания следует планировать задачи разной степени сложности и различного объема. При этом необходимо учитывать реальные возможности и интересы ребят. Для облегчения работы и учителя, и школьников, рекомендуется составить сборник с дифференцированными заданиями. В нем вопросы должны группироваться по разделам.
В каждый из них включаются задания продвинутого и базового уровней. В последний входят вопросы для детей с низким и средним уровнем обученности, в первый, соответственно, — для сильных учащихся. Задания базового уровня также следует отделять друг от друга. Для детей с низким уровнем обученности – прописывать их курсивом, со средним – обычным шрифтом. Вопросы для разной степени познавательного интереса рекомендуется показывать разными значками.
Организация дифференцированного подхода в обучении
В качестве одного из важнейших условий правильного осуществления педагогического процесса выступает выбор рационального комплекса образовательных приемов и методов. Значение имеет также оценка качества полученных знаний, способ ее оптимизации с учетом возрастных особенностей, уровня подготовки, сформированности общих умений в рамках решаемых воспитательных и учебных задач.
В соответствии с этими факторами обеспечивается сбалансированное сочетание новых и традиционных педагогических методов с внедрением инновационных технологий. При этом происходит оптимизация применения проблемных заданий и ситуаций, воспроизводительных, объяснительно-иллюстративных, эвристических, частично-поисковых, исследовательских методов, используется групповая работа и деятельность в парах, а также технические средства. Контроль и коррекция умений и знаний осуществляются в рамках систем разноуровневой оценки. В нее входят диктанты и задачи по предмету, тесты и тренировочные задания, индивидуальные карточки с вопросами, домашние и самостоятельные работы обучающего и контролирующего характера. В качестве критерия успешной деятельности выступает качество подготовки каждого ребенка, а не формальное применение какого-либо педагогического приема, метода, средства.
Технология
Применяя дифференцированный подход в обучении в начальной школе, необходимо учитывать, что каждый ребенок развивается по-своему. В этой связи в классе появляются отстающие, отличники и хорошисты. Целесообразно сформировать уровневую дифференциацию на определенных этапах урока. Для этого мысленно можно разделить класс на несколько типологических временных групп.
Образовательный процесс в этом случае будет выстраиваться согласно реальным возможностям каждой из них. Дифференцированный подход в обучении школьников позволяет продвигать ребенка из более слабой группы в сильную. В этой связи в образовательном процессе намечается два ключевых направления.
Первое предполагает выделение типологических временных групп, второе – разработку и внедрение приемов и методов, отвечающих каждой категории. В процессе решения первой задачи рекомендуется отталкиваться от обученности детей.
Она определяется по письменным проверочным работам, которые охватывают все элементы содержания предметного образования и требуют применения полученных знаний на различных уровнях самостоятельности. Ознакомление с успеваемостью по прочим дисциплинам осуществляется и по классному журналу.
Также целесообразно узнать мнение о коллективе в целом и отдельных учениках от других педагогов. Немаловажное значение имеют беседы с родителями для выявления личных особенностей того или другого ребенка. Различать учащихся можно также по наличию либо отсутствию познавательного интереса к конкретному предмету. Если его нет или ребенок часто пропускает занятия и имеет небольшой объем знаний, то его относят к отстающей типологической группе. Таких учащихся рекомендуется привлекать к индивидуально-групповым занятиям, вовлекать их в открытые уроки и внеклассные мероприятия, способствуя развитию у них уверенности.
Разработка и внедрение приемов
Показатели сложности
К критериям, по которым определяется степень трудности заданий, относят:
- Проблемность. Как выше было сказано, репродуктивные задания легче, чем творческие.
- Расстояние от исходных данных до ответа на вопрос. Чем больше количество звеньев в рассуждении, тем задание сложнее.
- Число следствий или причин, которые нужно установить. Чем больше их необходимо найти, тем сложнее задание.
- Количество используемых источников. Чем их больше, тем задание труднее.
Другие методы
На практике целесообразно применять способ дифференциации помощи со стороны педагога в процессе выполнения одного и того же задания. Этот метод предполагает, что слабый ребенок получает более подробные инструкции в сравнении с теми, что даются более сильному. При этом успевающие дети решают задачи без какой-либо помощи со стороны преподавателя.
Они самостоятельно собирают источники и определяют логическую цепь выполнения задачи. Для средней группы разрабатывается типовой план. Для слабых учеников следует заготовить карточки с вопросами, расположенными в соответствии с логикой эвристического обсуждения. Все рассуждения при этом должны быть четко направлены от первого до последнего этапа.
В качестве еще одного метода выступает дифференцированный учет обучающихся. Проявляться он может в формулировании отдельных творческих заданий. К примеру, преподаватель поручает определенным детям подготовить небольшие доклады. Информацию при этом им следует выбрать самостоятельно из дополнительной литературы.
Также педагог может дать задание составить викторину, кроссворд, придумать продолжение сценария кинофильма или комментарий. В данном случае важно правильно распределять деятельность между учениками, учитывая реальные их возможности и применяя дифференцированный подход в обучении. Это особенно важно при работе с отстающими. Педагогу необходимо правильно спланировать свою помощь, чтобы она способствовала развитию каждого ребенка.
Источник: fb.ru
Дифференцированный подход в обучении
статья на тему
Индивидуально-дифференцированный подход в обучении позволяет выявлять и развивать задатки и способности детей. Он базируется на открытости, проявляемой в уменьшении регламентированности в работе учителя. У школьников появляется возможность выбирать вопросы и задачи, а также учебную дисциплину, которую он будет осваивать углубленно.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Дифференцированный подход в обучении
Принцип дифференцированного подхода дает возможность создавать обучающую систему, обеспечивающую потребности каждого ребенка с учетом его индивидуально-типологических особенностей. Психолог Н. А. Менчинская отмечала значимость дифференциации, своевременность и актуальность данного подхода.
Традиционное обучение школьников не позволяет раскрывать их индивидуальные способности и особенности.
Индивидуально — дифференцированный подход – это отличный способ раннего выявления одаренных и талантливых детей. Он позволяет формировать у них универсальные учебные навыки, заниматься по уникальным образовательным траекториям.
Дифференцированный подход в обучении является совокупностью определенных средств, решений, методов обучения, которые охватывают конкретный элемент учебного процесса. Что представляет собой данный процесс? Дифференцированный подход в обучении – это форма организации учебной деятельности, в рамках которой педагог работает с группой школьников, которая составлена с учетом наличия у них общих качеств. Его можно назвать составным компонентом дидактической системы, обеспечивающей специализацию учебного процесса для разных групп обучаемых.
Индивидуально — дифференцированный подход присутствует в любой обучающей системе. Он в полной мере отвечает запросам общества, стремящегося к обеспечению всестороннего развития человека, открытия для ребенка возможности получения определенных знаний.
Индивидуально-дифференцированный подход в обучении позволяет выявлять и развивать задатки и способности детей. Он базируется на открытости, проявляемой в уменьшении регламентированности в работе учителя. У школьников появляется возможность выбирать вопросы и задачи, а также учебную дисциплину, которую он будет осваивать углубленно.
Открытость обучения способствует подбору индивидуального стиля для каждого школьника.
Реализация дифференцированного подхода основывается на следующих тезисах:
- управление учебной деятельностью со стороны учителя;
- саморегулирование учения школьниками
Основные цели данного способа обучения и воспитания изложил в своих педагогических исследованиях И. Унт.
Дифференцированный педагогический подход предполагает реализацию следующих целей:
- обучающей;
- развивающей;
- воспитывающей.
Первая цель предполагает усовершенствование навыков, умений, знаний школьников, содействие реализации учебных программ путем повышения навыков и знаний у каждого ребенка в отдельности, снижение отставания, углубление и расширение знаний у детей с обязательным учетом специальных способностей и интересов.
Организация дифференцированного подхода в рамках воспитательной работы связана с созданием предпосылок для формирования специальных способностей и интересов каждого ребенка. Воспитание предполагает учет познавательных интересов, позитивное влияние на мотивацию к учебному процессу, внеурочной деятельности.
Если педагогу удается реализовывать все цели, повышается успеваемость школьников, меняется их отношение к учебному процессу.
Дифференцированный подход в воспитании обладает определенными достоинствами. При оптимально и рационально организованной коллективной и групповой деятельности можно раскрывать мышление школьников, по достоинству и адекватно оценивать возможности и способности детей, развивать у подрастающего поколения интерес к качественному анализу.
Технология дифференцированного подхода имеет и отрицательные характеристики. Перечислим некоторые из них:
- сложно в рамках урока удовлетворить интересы одаренных детей, пытаясь научить отстающих;
- появляются сложности в приобщении детей к систематической самостоятельной деятельности с новым учебным материалом, направить их на процесс самообразования;
- нелегко справляться с проблемами воспитательного характера, которые связаны с оценкой смыслового и личностного роста подрастающего поколения.
Положительных моментов у данного метода намного больше, чем отрицательных характеристик. Дифференцированный подход касается всех компонентов методической системы обучения, он подходит для всех ступеней школьной программы.
Выступать она может в разных видах. Первый выражается в том, что в процессе обучения в одном классном коллективе по одному учебнику и программе, ребята усваивают материал на разных уровнях. В этом случае определяющим фактором выступает обязательный уровень подготовки учащихся. Достижение его является подтверждением выполнения школьником минимального объема учебного материала. На сформированной базе осуществляется более высокое овладение материалом.
В подобной ситуации дифференцированный подход предполагает использование нескольких уровней.
Второй вариант дифференциации предполагает профильное обучение. На средней ступени обучения ребята вместе с родителями ориентировочно подбирают себе профессиональную сферу, с которой они планируют связать свою будущую жизнь. В этом случае дифференцированный подход способствует выявлению творческих и индивидуальных способностей каждого ребенка, их развитию. В настоящее время в системе образования функционируют художественные, спортивные, музыкальные школы, в которых профильные дисциплины преподаются на высоком уровне.
Дифференциация по интересам
В этом случае учащихся группируют в классы по определенным интересам. В наши дни популярностью пользуются классные коллективы с углубленным изучением химии, физики, математики, гуманитарных дисциплин.
Дифференцированный подход позволяет ребятам изучать те научные области, которые необходимы им для осуществления своей мечты.
К примеру, дети, которые интересуются физикой, имеют в данной области отличные результаты, формируются в класс (группу) продвинутого уровня. Дифференцированный подход в работе помогает учителю подбирать для воспитанников такие задания, которые способствуют развитию школьников.
Из оставшихся учеников параллели выделяют «базу» и группу педагогической поддержки.
Модель подобных групп, которая объединяет в себе два варианта дифференциации: по интересам и по степени достижений, функционирует и на старшей ступени. Для переформирования групп используется итоговый годовой контроль.
Для распределения школьников между различными направлениями учебной деятельности используются многочисленные диагностики, включая интеллектуальные тесты.
Дифференциация на уроках математики
Как для этой научной области используется эта педагогическая технология? Дифференцированный подход оптимально подходит для «царицы наук». Эта сложная дисциплина у многих школьников вызывает серьезные проблемы. В начальной школе в процессе обучения математике применяют уровневую дифференциацию.
Суть метода состоит в поиске приемов и способов образовательного процесса, которые помогают ребятам овладевать основными математическими знаниями.
Ученик получает возможность и право на выбор глубины и объекта усвоения учебного материала, варьирование собственной учебной нагрузки.
Педагог либо предлагает ученику задания повышенного уровня сложности, либо продолжает работу по формированию главных умений и навыков.
Подобный подход способствует образованию прочного фундамента, благодаря которому учитель видит результат своей педагогической деятельности.
Педагог получает возможность работать с сильными учениками, поскольку он уже не обязан спрашивать со всех школьников полный объем материала, пропадает необходимость разгружать школьные программы, уменьшать уровень требований, опираться на слабых школьников.
Условия реализации дифференциального подхода
Существует несколько важных условий, при выполнении которых можно рассчитывать на успешное и эффективное выполнение уровневой дифференциации. Первое заключается в том, что обязательные результаты обучения должны быть открытыми для всех школьников. Вторым условием являются определенные «ножницы» между уровнем обучения и требованиями к качеству знаний.
Каждый ученик проходит полноценный курс по учебной дисциплине, затем продвигается по индивидуальной траектории, согласно его индивидуальным способностям и возможностям. При уровневой дифференциации ребятам предлагается одинаковый объем материала, но устанавливаются разные критерии требований к его усвоению.
Среди важных условий, способствующих достижению поставленных педагогом целей, — обеспечение последовательности в продвижении ребенка по уровням. В рамках образовательного процесса школьнику, который не достиг базового уровня, не предлагаются задания повышенного уровня сложности.
При реализации дифференцированного подхода на практике возникают определенные вопросы:
- с организацией учета индивидуальных возможностей детей, делением школьников на группы, установлением причин, из-за которых появляются проблемы с изучением учебной дисциплины;
- с построением урока с методической точки зрения;
- с организацией постоянной работы с успешными школьниками;
- с отбором материала для учащихся, в зависимости от формирования у них познавательного интереса к предмету.
Практически в каждом классе можно выделить три группы учеников по учебным способностям:
- с высокими;
- со средними;
- с низкими.
Среди критериев, согласно которым ребят делят на группы, используют объем знаний, культуру труда, способность к абстрактному мышлению, навыки обобщения и анализа, самостоятельность, работоспособность. Они связаны между собой, поскольку уровень самостоятельности ребят на уроке в рамках интеллектуальной деятельности в существенной степени зависит от их способности к абстрактному мышлению. При низкой работоспособности ученику трудно будет воспользоваться своим высоким интеллектуальным багажом.
Ребята, которые отличаются высокими учебными способностями, владеют достаточным объемом знаний, имеют высокий уровень познавательной активности, могут анализировать, обобщать, отличаются высокой работоспособностью и самостоятельностью.
Для работы с сильными учениками от педагога требуется тщательная организация их учебной деятельности, подбираются задания более высокого уровня сложности.
Ребята, которые имеют средние учебные возможности, познавательную активность, получают от педагога такие задания, которые способствуют последующему формированию познавательного интереса.
Тем школьникам, у которых плохо сформированы речевые навыки, существуют проблемы с обобщением, сравнением, систематизацией, концентрацией внимания, педагог уделяет отдельное внимание, предлагает задания, направленные на повышение уровня их самостоятельности.
Среди основных аспектов, которые касаются дифференцированного подхода, отметим предоставление заданий. Педагог предлагает их на карточках, либо выводит на экран компьютера.
Компьютер стал надежным помощником учителя в формировании интуитивного, вербального, образного мышления и иных видов умственной деятельности.
В настоящий момент в российском образовании наблюдаются существенные преобразования. Благодаря быстрому развитию компьютерных технологий и их внедрению во все образовательные учреждения, серьезные изменения наблюдаются и в развитии личности подростков. Существенный поток информации, постоянная реклама, телевидение, электронные игры воздействуют на воспитание подрастающего поколения, особенности восприятия детьми окружающего мира.
Эти факторы обязательно учитываются при продумывании педагогом методов индивидуально-дифференцированного подхода.
Интерес представляет опытно-экспериментальная работа со школьниками, которая в настоящее время пользуется популярностью. К примеру, при изучении темы «Сложение и вычитание» в начальной школе учитель сначала проводит беседу, целью которой является выявление отличительных особенностей школьников. По итогам формируется детальное представление об уровне каждого ребенка, выявляется группа сильных, средних, слабых школьников.
В классе педагог выделяет группу сильных школьников, которые помогают ему поддерживать высокий темп учебного занятия. Именно для них предназначены вопросы и задачи повышенной сложности, повышающие их образовательный уровень.
Дифференцированный подход используют не только педагоги начальной школы, но и учителя-предметники.
Эта педагогическая технология позволяет учителю химии стимулировать познавательный интерес к естествознанию у своих учеников. Педагог предлагает ребятам задания, для решения которых они должны продемонстрировать свою самостоятельность, логическое мышление, желание приобретать новые научные знания, совершенствовать практические умения и навыки.
Дифференцированный подход приемлем и при организации проектной деятельности в рамках образовательной дисциплины. После введения в школьное образование новых федеральных стандартов, создания «портрета выпускника» на каждой ступени обучения индивидуальные и групповые проекты стали обязательным элементом в работе современного педагога. При выборе темы проекта педагог также пользуется дифференцированным подходом. Он учитывает уровень самостоятельности ребенка, наличие у него интеллектуальных и творческих способностей. Любознательные школьники, имеющие отличный словарный запас, обладающие логическим мышлением, благодаря дифференцированному подходу получают возможность продвижения по индивидуальным развивающим и обучающим технологиям.
Источник: nsportal.ru
Дифференцированный подход при организации образовательной деятельности с детьми в условиях современного ДОУ
«Дифференцированный подход при организации образовательной деятельности с детьми в условиях современного ДОУ».
Происходящие кардинальные изменения в социально-экономическом устройстве России не могут не затрагивать системы образования, которая в новых условиях тоже вынуждена и должна изменяться, чтобы быть способной удовлетворять новым требованиям, предъявляемым обществом и государством.
Федеральный государственный стандарт дошкольного образования выдвигает перед педагогами дошкольных организаций такие требования, как использование в образовательной деятельности форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям и построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированных на интересы и возможности каждого ребенка и учитывающего социальную ситуацию его развития. На основании этих требований мы можем сделать вывод об исключительной важности индивидуализации дошкольного образования и оптимизации работы с группой детей.
До недавнего времени образовательный процесс в ДОУ осуществлялся в двух основных формах: традиционной и исследовательской (в форме развивающего обучения). В первом случае педагог призван выполнять следующие функции: организовывать, контролировать, оценивать ход образовательного процесса. Его главная забота – донести до детей программный материал. Обучение в этом случае ведется, как правило, в пределах целой группы, в которой дети подобраны по возрастному критерию. Само собой разумеющимся считается, что дети одной возрастной группы должны продвигаться вперед с одинаковой скоростью, хотя известно, что темпы обучения у разных людей различны.
При исследовательском подходе основная цель обучения – сам ребенок, его идеи и мысли, а не стандартизированные программы и навыки.
Возвращается из забвения древнейшая теория интереса: ребенку требуется развивать собственные идеи и выбрать те виды деятельности, которые вызывают у него интерес к предмету и виду деятельности. Таким образом, мы подходим к индивидуализации и дифференциации обучения, основанных на различии способностей, склонностей темпов обучения детей, гендерных различиях и представляющих собой широкий спектр мероприятий, состоящих не только в выявлении потенциальных умственных способностей, но и в решении социальной и коммуникативной компетенций индивида.
Проблема развития способностей является в настоящее время одной из самых актуальных. Что такое способности? Под способностями обычно подразумевают индивидуальные особенности человека, которые являются условиями успешного выполнения какой-либо деятельности.
Задача педагога – обнаружить, выявить и раскрыть индивидуальные способности каждого ребенка. У термина “способности” довольно много синонимов. Один из них – “уровень развития”. У способных детей более высокий уровень умственных способностей.
Высокий уровень определяется относительно возрастной нормы, а ею служит показатель, который является средним для данной возрастной группы. Дети одного возраста различаются по уровню развития умственных способностей. Те из сверстников, которые обладают высоким уровнем развития, решают более трудные задачи, быстрее овладевают новыми понятиями.
При решении же определенной задачи им требуется значительно меньше времени, чем детям с более низким уровнем развития. Во-первых, потому, что необходимые умственные операции у них более отработаны, отлажены, во-вторых, они реже ошибаются. Умственное развитие у таких детей происходит с опережением по отношению в возрастной норме, а у детей с низким уровнем развития – с отставанием.
Выходом из создавшейся ситуации может послужить дифференцированный подход в воспитании и обучении дошкольников на основе представлений педагога о личностных возможностях воспитанника, анализа представления способностей детей к обучению. «Дифференциация» в переводе с латинского обозначает «разделение, расслоение целого на части, формы, ступени». Дифференцированное обучение – это форма организации учебного процесса, при которой педагог работает с группой детей, составленной с учетом наличия у них каких либо значимых для учебного процесса общих качеств (гомогенная группа). Дифференцированное обучение (дифференцированный подход в обучении) это:
• создание разнообразных условий обучения для различных образовательных учреждений, групп, с целью учета особенностей их контингента;
• комплекс методических, психолого-педагогических, организационно-управленческих мероприятий, обеспечивающих обучение в гомогенных группах.
Одним из видов дифференциации (разделения) является индивидуальное обучение. По характерным индивидуально-психологическим особенностям детей, составляющих основу формирования гомогенных групп, различают дифференциацию:
• по возрастному составу (группы, возрастные параллели, разновозрастные группы);
• по полу (мужские, женские, смешанные);
• по области интересов (технические, природоведческие, художественные, социальные);
• по уровню умственного развития (или по уровню достижения): одаренные дети, дети, входящие в группу общего развития, дети, требующие повышенного индивидуального внимания;
• по личностно-психологическим типам (по типу мышления, акцентуации характера, темпераменту и др.);
• по уровню здоровья (группы здоровья).
Дифференцированный подход имеет смысл как способ эффективной помощи ребенку в совершенствовании его личности и занимает промежуточное положение между воспитательной работой со всем коллективом и индивидуальной работой с каждым воспитанником. Он облегчает, упорядочивает воспитательную деятельность педагога, так как позволяет разрабатывать методы воспитания не только для каждого ребенка в отдельности (что практически невозможно, например, в условиях большой наполняемости групп и загруженности педагогов, а для “категорий” детей.
В процессе дифференцированного подхода педагог изучает, анализирует, классифицирует различные качества личности и их проявлений у детей, выделяя наиболее общие, типичные черты, характерные для определенной группы воспитанников, и на этой основе определяет стратегию своего взаимодействия с группой и конкретные задачи воспитания, формы включения детей в общую деятельность и коллективные отношения.
При этом ребенок в меньшей степени чувствует себя объектом воспитания, так как основные воздействия педагога направлены на группу в целом, а не на него. В чем новизна (практическая острота) этой проблемы в настоящее время? В условиях современного ДОУ “дифференцированное подход” – это создание наиболее благоприятных условий для развития личности воспитанника как индивидуальности. Отсюда следует: дифференцированное обучение – не цель, а средство развития индивидуальности.
В качестве примера можно привести использование развивающих игр во время непосредственно образовательной деятельности в области познания. Для выполнения одного и того же задания «Построить ракету» детям с высоким уровнем развития предлагается построение с помощью квадрата Воскобовича, со средним – с помощью кубиков Никитина, для более слабой подгруппы – с помощью блоков Дьенеша.
Например, при составлении узоров из кубиков Никитина, образцы также могут быть разной степени сложности, а можно предложить детям творческое задание наивысшей степени сложности. Используя палочки Кюизенера можно дать задание с определенным количеством цветов или палочек, выложить узор по образцу и т. п. При работе в подгруппах мальчиков и девочек первые более охотно строят тракторы, корабли и дома, а вторые выкладывают цветы, украшения, предметы одежды. В слабой подгруппе дети выполняют задания с помощью воспитателя, в более сильной подгруппе – самостоятельно. Как видно из таблицы, разделение на подгруппы может исходить не только от взрослого, который стремится к созданию ситуации успеха в каждой из них, но и от желания самих детей, что способствует развитию индивидуальности и творчества каждого ребенка, создает комфортную атмосферу внутри коллектива.
Из опыта работы с различными подгруппами детей мы сделали некоторые выводы и хотим обратить внимание на особенности, которые необходимо учитывать при реализации дифференцированного подхода. Так, по разделению по гендерному принципу следует акцентировать внимание только на положительные проявления и ни в коем случае не употреблять высказывания типа: «Что ты плачешь, как девочка!», «У тебя совсем нет сил, а ведь ты мужчина!», следует употреблять выражения положительной оценки: «Ты стерпел, как настоящий мужчина», «Ты делаешь так же аккуратно, как твоя мама».
Во время приема пищи не надо устраивать соревнований между мальчиками и девочками, не хвалить за аккуратность или скорость только по тому, что это мальчик или девочка. Во время занятий по изобразительной деятельности давать подходящую палитру с условием, что каждый может попросить и поделиться друг с другом.
В дошкольном детстве девочки чаще бывают более активные и развитые, поэтому целесообразно давать возможность мальчикам занимать лидирующие позиции. Во время посещения туалета так же сначала идут мальчики, а затем девочки. Если в группе есть дети с ограниченными возможностями здоровья, нужно привлекать других детей к оказанию им помощи, вызывать у окружающих эмпатийные чувства, создавать благоприятную обстановку и чувство защищенности для всех детей без исключения. Нельзя делить детей на подгруппы по национальному признаку. При решении конфликтов и проблем, связанных с национальными особенностями, не создавать публичных обсуждений, не заострять внимания на таких конфликтах, чутко и внимательно отнестись к решению проблемы только с участниками конфликта и их родителями.
В заключение, нужно отметить, что внедрение дифференцированного подхода в образовательный процесс невозможно без знания индивидуальности каждого ребенка с присущими только ему личностными особенностями. Знание этих особенностей как раз и обеспечивает построение личностно-ориентированной системы воспитания и построения индивидуальной траектории развития ребенка. Следовательно, исходный пункт в организации системы дифференцированного подхода – раскрытие возможностей каждого воспитанника с целью его дальнейшего развития и повышения эффективности всего образовательного процесса в целом.
Публикации по теме:
Педагогический проект «Ребенку о его правах» ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Роль образования, в том числе и дошкольного, на современном этапе развития России определяется задачами ее перехода.
Презентация педсовета «Обновление системы дошкольного образования» I Настрой на работу: Упражнение «Ассоциация» II 1 Вопрос: — Почему возникла необходимость пересмотра организации педпроцесса, т. е. модернизации.
Источник: www.maam.ru
Дифференцированный подход в современном образовании.
Приходя на урок, каждый учитель сталкивается с тем, что перед ним сидят дети с разными увлечениями, интересами, способностями. Но лишь не многие учителя знают, как преподнести свой материал так, чтобы каждый ученик смог воспринять и понять его.
Современные стандарты в обучении своей главной целью считают создание благоприятной обстановки на уроках и становление интересного, доступного и продуктивного процесса. Так современный урок в своей сущности отвечает требованиям отношений «ученик – учитель», а не наоборот, когда учитель в центре всего урока. Основная задача современного учителя – это учитывать индивидуальные особенности каждого ученика. Отсутствие страха ученика перед предметом и учителем, способность обсуждать проблемы самими учениками, с которыми они столкнулись на уроке и предположения о том, как в дальнейшем можно справиться с возникшими трудностями, всё это делает урок современным и продуктивным. Современный ученик может сам определить для себя цель и задачи, с помощью которых он достигнет эту цель.
Дифференцированный подход широко применяется в школе на уроках. Данный подход можно использовать и в обучении студентов ВУЗов. Так как я работаю в школе, я расскажу о своей работе.
На своих уроках я широко использую дифференцированный подход, так как он предполагает восприятие материала на уроках с индивидуальными возможностями каждого ученика. Дифференцированные подход – это такая форма организации учебной деятельности, в рамках которой учитель имеет возможность работать с группами учеников, которые составлены с учётом наличия у них общих качеств, интересов и способностей. Применение дифференцированного подхода вызывает у обучающихся больший интерес к обучению, нежели его традиционные формы. То есть, организация учебной деятельности строится, учитывая индивидуальных особенностей учеников, определяется наиболее рациональный характер работы на уроках. С помощью отбора содержания создаются оптимальные условия для усвоения знаний каждым учеником.
Реализация дифференцированного подхода способствует организации группового соревнования, конкурсов, созданию педагогических условий и ситуаций, помогающих раскрыть достоинства каждого обучающегося. Данный подход помогает в совершенствовании личности обучающихся, так как ученики в меньшей степени чувствуют себя постоянным объектом наблюдения, ведь внимание учителя направленно на всю группу.
Итак, рассмотрим дифференцированный подход на практике поэтапно. Первый этап – это определение теоретических знаний, необходимых для выполнения практических заданий. На первом этапе прежде всего задача учителя состоит в том, чтобы дать определённые знания, необходимые для выполнения учебной практики.
Далее ученикам предлагается тест с несложными вопросами для того чтобы проанализировать усвоение материала учениками. Проанализировав, кто усвоил материал лучше и наоборот, учитель разрабатывает задания разной сложности, в зависимости от способностей и возможностей учеников и от совершенных ошибок. При необходимости можно провести второй тест.
На втором этапе можно разделить класс по группам, в зависимости от усвоения материала. И предложить выполнить разноуровневые практические задания по возможностям каждой группы, более простые для тех, кто работает медленнее и нуждается в помощи и более сложные и углублённые для остальных.
Задача учителя состоит в том, чтобы наблюдать за темпом работы, самостоятельностью выполнения заданий учениками, и оказывать большую практическую помощь тем ученикам, кто в ней нуждается, с целью формирования у них уверенности в своих силах. Наблюдая за работой обучающихся, в случае затруднений, нужно попросить повторить действия ещё несколько раз, обращая внимание на последовательность выполнения работы. Таким образом, повышается значимость каждого ученика в выполнении заданий на уроках. Ученикам, которые работают быстрее и не испытывают определённых трудностей, можно предложить дополнительные более сложные задания.
Плюс дифференцированного подхода также заключается в том, что обучающиеся заканчивают свою работу не одновременно, что позволяет учителю проанализировать работу каждого ученика, отметить типичные ошибки и своевременно исправить их. Главное помнить, что если ученики справляются сами, не нужно вмешиваться в процесс работы. Таким образом обучающиеся учатся преодолевать трудности и у них развивается способность к самостоятельности. При выполнении всей работы на уроке, у обучающихся усиливается мотивация и достигается моральное удовлетворении от деятельности.
В заключении необходимо отметить эффективность дифференцированного подхода на уроках. Его можно использовать на различных уровнях усвоения тем и во всех видах деятельности на уроках. Дифференцированный подход обеспечивает эффективную работу учителя и ученика на уроках в соответствии с ФГОС при использовании личностно-ориентированного подхода на уроках, с учётом индивидуальных особенностей каждого ученика в отдельности.
Дифференцированный подход в современном образовании.
- ← Сценарий “Бантики для мам”
- Сценарий “Бантики для мам” →
Источник: xn--d1abbusdciv.xn--p1ai