Дифференцированная программа что это

6.2. Технологии уровневой дифференциации

Дифференциация в переводе с латинского «difference» означает разделение, расслоение целого на различные части, формы, ступени. Дифференцированное обучение — это:

1) форма организации учебного процесса, при которой учитель работает с группой учащихся, составленной с учетом наличия у них каких-либо значимых для учебного процесса общих качеств ‘гомогенная группа);

2) часть общей дидактической системы, которая обеспечивает специализацию учебного процесса для различных групп обучаемых.

Дифференциация обучения (дифференцированный подход в обучении) -это:

1) создание разнообразных условий обучения для различных школ, классов, групп с целью учета особенностей их контингента;

2) комплекс методических, психолого-педагогических и организационноуправленческих мероприятий, обеспечивающих обучение в гомогенных группах.

Принцип дифференциации обучения — положение, согласно которому педагогический процесс строится как дифференцированный. Одним из основных видов дифференциации (разделения) является индивидуальное обучение.

Дифференцированный подход в обучении через использование различных интернет-сервисов #итнш#итнш2019

Технология дифференцированного обучения представляет собой совокупность организационных решений, средств и методов дифференцированного обучения, охватывающих определенную часть учебного процесса.

По характерным индивидуально-психологическим особенностям детей, составляющим основу формирования гомогенных групп, различают дифференциацию:

— по возрастному составу (школьные классы, возрастные параллели, разно возрастные группы);

— по полу (мужские, женские, смешанные классы, команды, школы);

— по области интересов (гуманитарные, физико-математические, биолого-химические и другие группы, направления, отделения, школы);

— по уровню умственного развития (уровню достижений);

— по личностно-психологическим типам (типу мышления, акцентуации характера, темпераменту и др.);

— по уровню здоровья (физкультурные группы, группы ослабленного зрения, слуха, больничные классы).

В любой системе обучения в той или иной мере присутствует дифференцированный подход и осуществляется более или менее разветвленная дифференциация. Поэтому сама технология дифференцированного обучения, как применение разнообразных методических средств, является включенной, проникающей технологией.

Однако в ряде педагогических систем дифференциация учебного процесса является приоритетным качеством, главной отличительной особенностью, и такие системы могут быть названы «технологиями дифференцированного обучения».

Классификационные параметры

По уровню применения: все уровни.

По философской основе: приспосабливающаяся.

По основному фактору развития: социогенная с допущениями биогенного характера (всех выучить до одного уровня нельзя).

По концепции усвоения: приспосабливающаяся.

По ориентации на личностные структуры: информационная, 1) ЗУН + 2) СУД.

По характеру содержания: обучающая, светская, технократическая, общеобразовательная, дидактоцентрическая с ограниченной ориентацией на личность, проникающая.

Технологии дифференцированного обучения

По типу управления познавательной деятельностью: система малых групп — «репетитор».

По организационным формам: все формы. По подходу к ребенку: все виды.

По преобладающему методу: объяснительно-иллюстративная с элементами программирования.

По категории обучаемых: массовая.

Целевые ориентации

• Обучение каждого на уровне его возможностей и способностей.

• Приспособление (адаптация) обучения к особенностям различных групп учащихся.

Особенности дифференциации по уровню

Дифференциация по уровню умственного развития не получает в современной педагогике однозначной оценки; в ней имеются наряду с положительными и некоторые отрицательные аспекты.

По организационному уровню гомогенных групп выделяют дифференциацию:

— региональную — по типу школ (спецшколы, гимназии, лицеи, колледжи, частные школы, комплексы);

— внутришколъную (уровни, профили, отделения, углубления, уклоны, по токи);

— в параллели (группы и классы различных уровней: гимназические, классы компенсирующего обучения и т.д.);

— межклассную (факультативные, сводные, разновозрастные группы);

— внутриклассную, или внутрипредметную (группы в составе класса). Внутриклассную дифференциацию называют еще «внутренней», в отличие от

всех других видов «внешней» дифференциации.

Внутриклассная (внутрипредметная) дифференциация (Н.П.Гузик)

Гузик Николай Петрович — заслуженный учитель РФ, директор школы и учитель химии (Украина, Крым).

Автор назвал свою систему «Комбинированной системой обучения», имеющей две отличительные стороны: внутриклассную дифференциацию обучения по уровню и развивающий цикл уроков по теме.

Уроки по каждой учебной теме составляют пять типов, которые следуют друг за другом: первый — уроки общего разбора темы (их называют лекциями); второй -комбинированные семинарские занятия с углубляющейся проработкой учебного материала в процессе самостоятельной работы учащихся (таких уроков по каждой теме несколько, как правило, от трех до пяти); третий — уроки обобщения и сиетематизации знаний (так называемые тематические зачеты); четвертый — уроки межпредметного обобщения материала (их называют уроками защиты тематических заданий); пятый — уроки-практикумы.

В силу неравномерности развития, различия личностных качеств и других причин в классе появляются и отличники, и хорошисты, и отстающие. Поэтому учитель организует уровневую дифференциацию работы этих учащихся на уроке, ни всех его этапах: при предъявлении нового материала, закреплении и повторении, при контроле ЗУН.

Выделяется три типа дифференцированных программ: «А», «В», «С», разной степени сложности.

Дифференцированные программы (именно «программы», а не «задания») предусматривают два важнейших аспекта:

а) обеспечение определенного уровня овладения знаниями, умениями и навыками (от репродуктивного до творческого);

б) обеспечение определенной степени самостоятельности детей в учении (от постоянной помощи со стороны учителя — работа по образцу, инструктаж и т.д. до полной самостоятельности).

Между программами «А», «В», «С» существует строгая преемственность, каждой теме предоставлен обязательный минимум, который позволяет обеспечить неразрывную логику изложения и создать пусть неполную, но обязательно цельную картину основных представлений.

Задания программы «С» должен уметь выполнить каждый ученик, прежде чем приступить к работе по более сложной программе (а лучше сказать, по следующей за ней программе).

Программа «В» обеспечивает овладение учащимися теми общими и специфическими приемами учебной и умственной деятельности, которые необходимы для решения задач на применение. Поэтому помимо конкретных знаний в эту программу вводятся дополнительные сведения, которые расширяют материал первого уровня, доказывают, иллюстрируют и конкретизируют основное знание, показывают функционирование и применение понятий. Этот уровень несколько увеличивает объем сведений, помогает глубже понять основной материал, делает общую картину более цельной.

Выполнение программы «А» поднимает учащихся на уровень осознанного, творческого применения знаний. Эта программа предусматривает свободное владение фактическим материалом, приемами учебной работы и умственных действий. Она вводит ученика в суть проблем, которые можно решить на основе полученных в школе знаний, дает развивающие сведения, углубляющие материал, его логическое обоснование, открывающие перспективы творческого применения. Этот уровень позволяет ребенку проявить себя в дополнительной самостоятельной работе.

При повторении материала широко применяется методика свободного выбора разноуровневых заданий. Выделяются три варианта-уровня дидактического материала для самостоятельных работ, решения задач, лабораторных и практических заданий. Первый вариант (С) точно соответствует обязательным результатам обучения. Второй вариант (В) предполагает включение дополнительных задач и упражнений из учебника, третий (А) — заданий из вспомогательной учебно-методической литературы.

Выбор программы изучения каждого из предметов предоставляется самому школьнику. Так обеспечивается общий для всех базовый (системный) минимум знаний и одновременно открывается простор для развития творческой индивидуальности каждой личности.

При контроле знаний дифференциация углубляется и переходит в индивидуализацию (индивидуальный учет достижений каждого учащегося). По принципам и содержанию внутрипредметная уровневая методика сходна с методикой «полного усвоения». Переход к новому материалу осуществляется только после овладения учащимися общим для всех уровнем образовательного стандарта. Сочетание общеклассной, групповой и индивидуальной работы позволяет на фоне Уровня базового стандарта выявить различия в знаниях учащихся. Для этого используются следующие формы занятий: работа по группам (столам, рядам, командам и т.п.), работа в режиме диалога (постоянные пары, динамические пары), семинарско-зачетная система, модульное обучение, внеурочные дополнительные индивидуальные занятия, индивидуализированное консультирование и помощь на Уроке, учет знаний по системе «зачет-незачет».

Смешанная дифференциация (модель сводных групп)

Объединенной формой двух видов дифференциации обучения — по интересам и по уровню развития является модель сводных групп по параллелям (модель гибкого состава групп). Для изучения важнейших учебных дисциплин, определяющих будущую профилизацию (математика, литература, русский язык), вся классная параллель перегруппируется. Образуются три сводные группы.

Дети, интересующиеся данным учебным предметом (например, математикой) и имеющие в этом направлении достаточно высокие показатели, объединяются в одну сводную группу (временный гомогенный класс) продвинутого уровня. Из остальных учащихся параллели по принципу уровневой дифференциации (группа базового стандарта и группа усиленной педагогической поддержки) формируются еще две сводные группы.

Для параллели разрабатываются три варианта учебной программы. Первый работает в рамках группы по интересу и имеет продвинутый уровень; второй и третий варианты реализуются в тех группах, для которых этот предмет не выбран «интересным» и главная цель которых — достижение обязательных результатов обучения.

Состав основных классных коллективов при таком разделении остается неизменным, а состав групп меняется в зависимости от предметов дифференциации. По остальным предметам занятия ведутся по единым программам базового стандарта.

Таким образом, учебный процесс в течение дня организуется так: первые три-четыре урока идут по классам, на четвертом-пятом уроках классы распадаются -учащиеся в соответствии с выбранными ими направлениями переходят в сводные группы, где занятия ведут одновременно разные учителя по разноуровневым программам. Реализуется идея о форме дифференциации, которая не ущемляет достоинства учащихся и не нарушает сложившихся межличностных отношений в коллективах.

Модель сводных групп, объединяющая два вида дифференциации — по уровню достижений и по интересам, действует в параллелях V-IX классов. Переформирование групп проводится по результатам итогового годового контроля. Возможны переходы учащихся из группы в группу и в середине учебного года. Для распределения детей между разными направлениями учебы применяются различные виды диагностики, в том числе интеллектуальные тесты.

Литература

1. Алексеев СВ. Дифференциация в обучении предметам естественнонаучного цикла.-Л., 1991.

2. Гроот Р. Дифференциация в образовании, /Директор. -1994. — .V5.

3. ГузикН.П. Обучение органической химии. — М.. 1988.

4. ГузикН.П. Учить учиться. — М., 1981.

5 Дифференциация как система: В 2 ч. — М., 1992.

6. Лошнова О.Б. Уровневая дифференциация обучения. — М., 1994.

7. Селевко Г.К. и др. Дифференциация обучения. — Ярославль, 1995.

8. Унт Ише. Индивидуализация и дифференциация обучения. — М.: Педагогика. 1990.

Источник: studfile.net

Сущность дифференциации обучения

Полякова, М. А. Сущность дифференциации обучения / М. А. Полякова, В. Н. Хаустова, Н. А. Гладкова. — Текст : непосредственный // Образование: прошлое, настоящее и будущее : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2017 г.). — Краснодар : Новация, 2017. — С. 103-105. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/211/11745/ (дата обращения: 15.12.2022).

Читайте также:
Security code что это за программа

В наше время происходит смена образовательной парадигмы. Важнейшей составляющей педагогического процесса становится личностно-ориентированное взаимодействие педагога и ребенка. Особая роль отводится духовному воспитанию личности, становлению ее нравственного облика. Содержание образования обогащается новыми процессуальными умениями, развитием способностей оперирования информацией, творческим решением проблем. Увеличивается роль науки в создании педагогических технологий, адекватных уровню общественного знания. В психолого-педагогическом плане основные тенденции совершенствования образовательных технологий характеризуются переходом:

‒ от учения как функции запоминания к учению как к процессу умственного развития, позволяющего использовать усвоенное;

‒ от чисто ассоциативной, статической модели знаний к динамически структурированным системам усвоенных действий;

‒ от внешней мотивации учения к внутренней нравственно-волевой регуляции;

‒ от ориентации на усредненного ребенка к дифференцированным и индивидуализированным программам обучения.

В связи с этим совершенствование системы образования требует внедрения в практику общеобразовательных учреждений комплекса мер, направленных на своевременное обеспечение каждому ребенку адекватных условий для его развития, формирования полноценной личности, получения образования. Особую социальную и педагогическую значимость приобретает внедрение в общеобразовательный процесс форм активного дифференцированного обучения.

Основной целью дифференцированного обучения является создание наиболее комфортных условий для эффективного обучения личности, обеспечивающих ей достижение такого уровня освоения материала, который соответствует ее познавательным возможностям, способностям (но не ниже минимальных), а также развитие данных возможностей и способностей.

Целевые ориентациинаправлены на:

‒ обучение каждого на уровне его возможностей и способностей;

‒ приспособление (адаптацию) обучения к особенностям различных групп детей.

Психологические основыдифференцированного обучения предполагают учет возрастных и индивидуальных особенностей детей. Помимо интересов, склонностей и способностей, важны особенности мотивации, внимания, избирательности восприятия, особенности учебной деятельности и др.

Следует выделить принципы дифференцированного обучения. К ним относятся:

‒ принцип деятельностного подхода, который, прежде всего, требует понимания того, что обучение — это совместная деятельность педагога и ребенка, основанная на началах сотрудничества;

‒ принцип учета индивидуальности ребенка, т. е. принятие его таким, какой он есть, в противоположность заведомо ложному и безуспешному стремлению перевоспитать, переделать, переломить, чтобы он был как все другие, составляет психологическую основу дифференцированного обучения;

‒ принцип системного подхода к решению теоретических и практических вопросов различных составляющих дифференцированного обучения, который предполагает необходимость одновременного, взаимосвязанного решения вопросов материального, социально-правового, педагогического и медицинского обеспечения дифференцированного обучения.

При технологическом подходе вопрос дифференциации заключается не в изменении объема и содержания знаний, умений и навыков детям разного уровня развития, а в изменении форм, методов и приемов работы с детьми, что обеспечивает решение задачи творческого развития детей и формирование личностных качеств.

По характерным индивидуально-психологическим особенностям детей, составляющим основу формирования гомогенных (однородных) групп, следует различать дифференциацию:

‒ по возрастному составу (группы детского сада, школьные классы, разновозрастные параллели);

‒ по половому признаку (группы, команды, классы);

‒ по области интересов (организация кружковой работы, гуманитарные группы, направления, отделения школы);

‒ по уровню достижений (уровню умственного развития, знаниям, умениям, навыкам);

‒ по личностно-психологическим типам (типу мышления, акцентуации характера, по темпераменту и др.);

‒ по уровню здоровья (группы здоровья, ослабления зрения и др.).

По организационной форме обучения можно выделить:

‒ фронтальную форму организации детей (одновременная работа педагога со всеми детьми группы);

‒ организацию малых групп (работа педагога с подгруппами детей, сформированными в зависимости от целей занятия или индивидуальных особенностей освоения учебного материала детьми);

‒ объединение детей в пары сменного состава (организация взаимного обучения, при которой ребенок независимо от личностных особенностей выступает поочередно то учеником, то учителем);

‒ индивидуальную работу с ребенком.

По содержанию работы с детьми: подбор заданий, отличающихся при общей познавательной цели и общем содержании разной степенью трудности; подбор разных по мотивировке, содержанию заданий; использование гибких вариативных программ.

По форме оказания педагогической поддержки детям: совместное выполнение задания; частичный образец выполнения задания; вспомогательные вопросы; алгоритмическое предписание; сопутствующие указания, инструкции; вспомогательные упражнения и т. д.

Дифференцированный подход к обучению детей младшего школьного возраста является наиболее приемлемым в реализации целей и задач, стоящих перед современным образовательным учреждением. В то же время он нуждается в дальнейшей разработке и изучении его эффективности и оптимальности. В любой системе обучения в той или иной мере присутствует дифференцированный подход, но остается неизменным одна из задач дифференциации: создание и дальнейшее развитие индивидуальности ребенка, его потенциальных возможностей; содействие различными средствами выполнению учебных программ каждым учащимся, предупреждение неуспеваемости учащихся, развитие познавательных интересов и личностных качеств.

Основные термины (генерируются автоматически): дифференцированное обучение, ребенок, дифференцированный подход, умственное развитие, уровень развития.

Похожие статьи

Дифференцированный подход в обучении математики

Сущность дифференциации обучения | Статья в сборнике. дифференцированное обучение, ребенок, умственное развитие, уровень развития, дифференцированный подход.

Дифференцированное обучение на уроках русского языка.

Сущность дифференциации обучения | Статья в сборнике. дифференцированное обучение, ребенок, умственное развитие, уровень развития, дифференцированный подход.

Использование дифференцированного подхода как средство.

дифференцированное обучение, ребенок, умственное развитие, уровень развития, дифференцированный подход. Организация индивидуального подхода к дошкольнику.

Индивидуальный и дифференцированный подход на уроках.

Успех в обучении математике умственно отсталых детей во многом зависит от учета

Для коррекционной педагогики дифференцированный и индивидуальный подход в

Вместе с тем она не может быть универсальной, так как недостаточно учитывает уровень развития.

Дифференцированный и индивидуальный подходы в обучении.

Дифференцированный и индивидуальный подходы в обучении как развитие творчества младших школьников и выявление одаренности.

Часто бытует мнение о пониженных умственных способностях у спортсменов.

Разноуровневое и дифференцированное обучение как фактор.

Различные виды индивидуального и дифференцированного подхода в обучении помогают создавать необходимые условия для развития у учащихся этих приемов умственной деятельности.

Разноуровневые задания при реализации уровневой.

дифференцированное обучение, ребенок, умственное развитие, уровень развития, дифференцированный подход.

Дифференциация обучения как форма организации.

Вспомогательные классы – для умственно отсталых детей

Дифференциация обучения (дифференцированный подход в обучении) – это

по уровню умственного развития (уровню достижений)

Проблема реализации индивидуального.

Реализация дифференцированного подхода позволяет педагогу формировать у каждого ребенка, согласно уровню его развития

К отрицательным последствиям такого обучения относят:  негуманность деления учащихся по уровню умственного развития, ведь при этом.

Источник: moluch.ru

Часть 1. Технология дифференцированного обучения

Впервые о дифференциации обучения мировая педагогика задумалась в 20-ых годах прошлого века. В это время в отечественной и зарубежной педагогике начались активные разработки в области индивидуализации и дифференциации обучения, поиск путей выхода из сложившейся критической ситуации в образовании, обусловленной политическими и экономическими реформами.

В начале 20-го века активные поиски способов индивидуализации учебного процесса велись в США, где децентрализованное управление школой давало возможность экспериментировать с формами организации обучения.

В советской школе преподавание проповедовало принцип демократизации, т.е. каждый обучаемый имел право на получение определенного базового компонента, что затрудняло экспериментаторскую работу с формами обучения.

Несмотря на то, что разработки в области индивидуализации и дифференциации образования в России, Западной Европе и Америке начались приблизительно в одно и то же время, на сегодняшний день западная педагогика имеет несравненно больший практический и теоретический опыт работы в этом направлении.

Главная цель средней общеобразовательной школы – способствовать умственному, нравственному, эмоциональному и физическому развитию личности, раскрывать ее творческие возможности, формировать мировоззрение, гуманистические отношения, обеспечивать условия для индивидуальности ребенка с учетом его возрастных особенностей.

В конце 50-х начале 60-ых гг. встал вопрос о разработке целой системы параметров, по которым могут осуществляться дифференциация обучении и внутри нее индивидуальный подход к школьникам. В научной школе Н.А. Мечинской были выделены педагогические и психологические показатели учебной работы детей. Однако строгой экспериментальной проверки построения групповой работы на основе совокупности этих параметров не было.

В советское время одна из первых попыток изменить систему обучения в целях повышения его развивающего эффекта для каждого ученика была предпринята под руководством Л.В. Занкова (1963г.). Главным параметром дифференциации обучения и основанием индивидуального подхода к ребенку в этой научной школе являлся уровень успешности овладения учебным материалом. Однако она ограничена лишь одним параметром различия детей и может мере удовлетворить потребности ученика начальной школы, для учеников средних и старших классов, а также их преподавателя этого уже недостаточно.

Сущность и цели дифференцированного обучения

Актуальность проблемы развития личности в рамках единого образовательного пространства «Школа-вуз» заключается в том, что дифференцированный процесс обучения – это широкое использование различных форм, методов обучения и организации учебной деятельности на основе результатов психолого-педагогической диагностики учебных возможностей, способностей учащихся, что создает благоприятные условия для развития личности в личностно-ориентированном образовательном процессе. Отсюда следует:

· построение дифференцированного процесса обучения невозможно без учета индивидуальности каждого ученика;

· обучение, основанное на уровневой дифференциации, средство развития личностей как индивидуальности;

· в дифференцированном процессе обучения, можно обеспечить осуществление личностно-ориентированного процесса обучения

Основная задача дифференцированной организации учебной деятельности – раскрыть индивидуальность, помочь ей развиться, устоять, проявиться, обрести избирательность и устойчивость к социальным воздействиям. Дифференцированное обучение сводится к максимальному развитию задатков и способностей каждого учащегося.

Развитие личности школьника в условиях дифференцированного обучения в личностно-ориентированном образовании ставит своей целью обеспечить учащимся свободный выбор обучения (на вариативной основе дифференцированного подхода) с учетом индивидуальных особенностей личности (на основе государственного образовательного стандарта образования).

Применение дифференцированного подхода к учащимся на различных этапах учебного процесса в конечном итоге направлено на овладение всеми учащимися определенным программным минимумом знаний, умений и навыков. Нормативными документами предусматривается стандартизируемая и нестандартизируемая часть содержания образовательного процесса.

Стандартизируемая часть представляет минимум, нижнюю планку содержания и является рефлексией на заказ общества.

Нестандартизируемая, вариативная часть содержания выходит за рамки стандартов, предполагает широкий выбор предметных и образовательных областей самим учеником и его родителями и таким образом является рефлексией на заказ самой личности.

Каждый обучающийся как носитель собственного (субъективного) опыта уникален. Поэтому с самого начала обучения необходимо создать для каждого не изолированную, а более разностороннюю школьную среду, дающую возможность проявить себя.

Психолого-педагогические основы и критерии дифференцированного обучения

Дифференциация обучения является в настоящее время одним из ключевых направлений обновления школы.

Читайте также:
Что за программа startisback и для чего она нужна

Ведущее место в формировании теоретических основ дифференциации обучения занимают психолого-педагогические исследования. Среди них, прежде всего, следует назвать работы Б.Г.Ананьева, А.Н.Леонтьева, Б.Ф.Ломова, Г.И.Щукиной и др.

Понятие «Дифференцированное обучение” в переводе с латинского «different” означает разделение, разложение целого на различные части, формы, ступени.

В настоящее время в педагогической и психологической литературе не существует единого общепринятого понятия «дифференциация обучения». Так, например, в трудах Ю.К.Бабанского, М.А.Мельникова, и др. дифференциация трактуется в основном как особая форма организации обучения с учетом типологических индивидуально-психических особенностей обучающихся и особой организации коммуникации учителя и учеников а, например, Е.А.Певцова, И.Э.Унт и др. рассматривают дифференциация обучения как процесс, направленный на развитие способностей, интересов школьников, на выявление их творческих возможностей.

С психологической точки зрения цель дифференциации – индивидуализация обучения. С социальной точки зрения — целенаправленное воздействие на формирование творческого, интеллектуального, профессионального потенциала общества. С дидактической точки зрения цель дифференциации – решение назревших проблем школ путем создания новой методической системы дифференцированного обучения.

В психолого-педагогической, дидактической и методической литературе различают два основных типа дифференциации содержания обучения:

· внешняя (профильная) предполагает создание особых типов школ и классов;

· внутренняя (уровневая) предполагает организацию работы внутри класса соответственно группам обучающихся

Способы дифференциации учебного занятия

Дифференцированное обучение – это форма организации учебного процесса, при которой учитель работает с группой учащихся, составленной с учетом наличия у них каких-либо значимых для учебного процесса общих качеств или часть общей дидактической системы.

Современные концепции среднего образования исходят из приоритета цели воспитания и развития личности школьника на основе формирования учебной деятельности. Важно создать условия для того, чтобы каждый ученик мог полностью реализовать себя, стал подлинным субъектом учения, желающим и умеющим учиться. Обучение должно быть «вариативным к индивидуальным особенностям школьников».

Одним из средств реализации индивидуального подхода к детям является дифференциация обучения. Организация учителем внутриклассной дифференциации предполагает несколько этапов:

1. определение критерия, на основе которого выделяются группы учащихся.

2. проведение диагностики по выбранному критерию.

3. распределение обучающихся по группам с учетом результатов диагностики.

4. выбор способов дифференциации, разработка разноуровневых заданий.

5. реализация дифференцированного подхода к школьникам на различных этапах урока.

6. диагностический контроль результатов работы, в соответствии с которым может изменяться состав групп и характер дифференцированных заданий.

Именно уровневая дифференциация считается важнейшим средством реализации индивидуального подхода к обучающимся в процессе обучения.

В работе со школьниками целесообразно использовать два основных критерия дифференциации:

· обученность – это определенный итог предыдущего обучения, т.е. характеристики психического развития ребенка, которые сложились у него к сегодняшнему дню;

· обучаемость – характеристика его потенциального развития.

Показателями обученности могут служить достигнутый учеником уровень усвоения знаний, умений и навыков, качества знаний и навыков (например, осознанность и обобщенность), способы и приемы их приобретения.

В качестве дифференциации по уровню обученности целесообразно класс разделить на группы:

1 группа – обучающиеся с хорошим уровнем знаний (высокая степень обученности), осознанной мотивацией, высоким темпом усвоения знаний, высоким потенциалом развития;

2 группа – обучающиеся, усвоившие материал на базовом уровне, с мотивацией, не имеющей четкого определения или далекой от усвоения учебного материала, средним темпом усвоения знаний, хорошим потенциалом развития;

3 группа – обучающиеся, слабо усваивающие материал, с отсутствием мотивации к обучению, средним или низким потенциалом развития.

Особо надо отметить, что немаловажную роль в процессе усвоения учебного материала играет способ восприятия информации, поскольку этот фактор влияет на скорость и способ усвоения информации. В зависимости от особенностей восприятия и переработки информации людей условно можно разделить на следующие категории:

Визуалы — люди, воспринимающие большую часть информации с помощью зрения.

Аудиалы — те, кто в основном получает информацию через слуховой канал.

Кинестетики — люди, воспринимающие большую часть информации через другие ощущения (обоняние, осязание и др.) и с помощью движений.

Почему важно знать, каким образом учащийся воспринимает информацию? На уроке учитель может представлять информацию детям, используя все каналы восприятия: и зрение, и слух, и кинестетический канал. Тогда у каждого из них есть шанс усвоить хотя бы часть этих сообщений. Чтобы распознать ведущий канал восприятия и переработки информации нужно обращать внимание на словарь общения, направление взгляда, особенности внимания, особенности запоминания.

· Словарь общения. Визуал в своей речи употребляет существительные, глаголы, прилагательные, связанные в основном со зрением (смотреть, наблюдать, картина, на первый взгляд, прозрачный, яркий, красочный, как видите и т.д.). Для аудиала характерно употребление слов, связанных со слуховым восприятием (голос, послушайте, обсуждать, молчаливый, тишина, громкий, благозвучный и т. д.). Словарь кинестетика в основном включает слова, описывающие чувства или движения (схватывать, мягкий, теплый, прикосновение, гибкий, хороший нюх и пр.).

— от визуала можно требовать быстрого решения задач;

— от аудиала — немедленного повторения услышанного им материала;

— от кинестетика лучше не ждать ни того, ни другого — он нуждается в другом отношении, ему нужно больше времени и терпения.

Разумеется, очень важно общаться с ребенком на «его языке»:

— с визуалом используя слова, описывающие цвет, размер, форму, местоположение; выделяя цветом различные пункты или аспекты содержания; записывая действия, используя схемы, таблицы, наглядные пособия и др.;

— с аудиалом используя вариации голоса (громкость, паузы, высоту), отражая телом ритм речи (особенно головой) со скоростью, характерной для этого типа восприятия;

— с кинестетиком используя жесты, прикосновения и типичную для них медленную скорость мыслительных процессов; помнить, что кинестетики обучаются посредством мышечной памяти; чем больше преувеличения, тем лучше для запоминания; позволять им проигрывать в ролях части вашей информации.

Да и замечание ребенку произведет нужный эффект, если будет сделано «на его языке»:

— визуалу лучше покачать головой, погрозить пальцем;

— аудиалу — сказать шепотом «ш-ш-ш»;

— кинестетику — положить руку на плечо, похлопать по нему.

При дифференциации обучения очень важно учитывать и психологическое состояние каждого ученика. Так при делении класса на варианты необходимо каждому обучающемуся объяснить причину определения его в ту или иную группу. Кроме этого того ученикам следует определить условия, которые позволяют перейти на более высокий уровень.

Каждому обучающемуся необходим стимул для того, чтобы учиться; предоставление такого стимула – одна из важнейших задач педагога (например, перейти в группу с более высокими знаниями, с творческой работой). Ответы каждого обучающегося должны служить учителю важным источником информации для оценивания собственной эффективности при оказании помощи обучающемуся. Необходимо постоянное повторение изученного материала, которое должно быть организовано в разных для обучающихся ситуациях, формах, с диагностируемым результатом и прогнозом.

Дифференцированный подход можно использовать на различных этапах усвоения учебного материала. Способы дифференциации могут сочетаться друг с другом, а задания могут предлагаться обучающимся на выбор.

Результативность технологии дифференцированного обучения

Успешное развитие познавательной активности и самостоятельности обучающихся возможно тогда, когда учебный процесс организован как интенсивная интеллектуальная деятельность каждого ребенка с учетом его особенностей и возможностей; только зная потребности, интересы, уровень подготовки, познавательные особенности обучающихся, можно полнее использовать его роль в овладении знаниями, умениями и навыками, развития способностей.

В результате использования метода дифференциации на учебных занятиях повышается интерес к предмету; повышается учебная мотивация и успеваемость; появляется уверенность в себе; ученик становится более успешным и по другим предметам. Формируются и развиваются такие личностные качества как умение анализировать собственные успехи и неудачи, умение выявлять собственные возможности, критическое отношение к своим знаниям, умение видеть перспективы собственного роста в плане обученности, умение планировать свою дальнейшую учебную деятельность.

Это важно знать:

Формы защиты прав и законных интересов граждан организаций. Право на судебную защиту. Значение правосудия по гражданским делам ПРЕДМЕТ И СИСТЕМА КУРСА ГРАЖДАНСКОГО ПРОЦЕССУАЛЬНОГО ПРАВА Под формой защиты субъективных прав и охраняемых законом интересов граждан.
Административно-правовое регулирование в сфере экономики Государственное регулирование в области экономики представляет собой государственное управление в широком социально-политическом.
Закон Ампера Закон Ампера показывает, с какой силой действует магнитное поле на помещенный в него проводник.
Оказание неотложной помощи при обмороке Первая помощь при потере сознания довольно проста. Если человек упал в обморок.
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Данная программа обеспечивает формирование личностных, метапредметных и предметных результатов.

Источник: studopedia.ru

Дифференцированная программа что это

В данной работе рассмотрены некоторые особенности применения дифференцированного обучения на уроках математики. А также приведены основные виды, формы и методы дифференцирования, используемые в общеобразовательных учреждениях.

дифференциация
дифференцированное обучение
дифференцированный подход
виды дифференциации
индивидуализированный подход

1. Тестов В.А. Развитие познавательных способностей у школьников в условиях уровневой дифференциации // Школа. – 2001. – №2. – С. 32-35.

2. Масырова Р.Р. Внедрение педагогической технологии уровневой дифференциации знаний школьников // Современные образовательные технологии. – 2005. – №1. – С. 5-8.

3. Нурахметов Н.Н., Ковжасарова М.Р. Теоретические основы построения и реализации технологий обучения. – Алматы: Мектеп, 2005. – 153 с.

4. Байтуреева Г.С. Методические основы развития математических способностей основной школы деятельности: Автореф. дис. канд. пед. наук. – Алматы, 1999. – 30 с.

5. Антропова М.В. и др. Индивидуально-дифференцированное обучение в гимназии // Педагогика, 1996. – №5. – С.19-20.

Cовременная гуманистическая парадигма образования среди задач, стоящих перед образовательными учреждениями, определяет приоритет задачи становления личности, удовлетворения ее образовательных потребностей. Одним из эффективных средств ориентации обучения на удовлетворение образовательных потребностей учащихся является ее дифференциация. Дифференциация обучения есть неотъемлемая сторона учебного процесса. Это связано с тем, что, во-первых, современные гуманистические подходы к образованию предполагают выдвижение на первый план общечеловеческих ценностей, и в первую очередь личности ребенка как высшей уникальной человеческой ценности. Во-вторых, ориентация на желаемый образ выпускника школы, которому присущи высокий культурный уровень, нравственность, образованность, гражданственность, владение навыками самообразования, креативность, физическое здоровье.

В обучении математике в начальной школе дифференцированное обучение имеет особое значение, что объясняется спецификой этого учебного предмета. Математика объективно является одной из самых сложных школьных дисциплин и вызывает объективные трудности у многих школьников. В то же время имеется большое число учащихся с явно выраженными способностями к этому предмету. Разрыв в возможностях восприятия курса математики учащимися, находящимися на двух «полюсах», весьма велик.

Читайте также:
Что за программа брифинг

Использование преимуществ дифференцированного обучения обеспечивает каждому школьнику возможность достижения планируемых результатов в обучении с учетом его индивидуальных особенностей.

Математика объективно является одной из самых сложных школьных дисциплин и вызывает объективные трудности у многих школьников. В то же время имеется большое число учащихся с явно выраженными способностями к этому предмету. Разрыв в возможностях восприятия курса математики учащимися, находящимися на двух «полюсах», весьма велик.

Использование преимуществ дифференцированного обучения обеспечивает каждому школьнику возможность достижения планируемых результатов в обучении с учетом его индивидуальных особенностей.

Анализ психолого-педагогической литературы показал многообразие видов, форм и способов дифференциации, проводимой в образовательных учреждениях.

Традиционные виды дифференциации – это дифференциация по общим и специальным способностям; по интересам; по проектируемой профессии. Внутриклассная дифференциация по способностям имеет, в основном, следующие формы: задания различного уровня сложности, дозирование помощи учителя, уровневая дифференциация. Дифференциация по интересам, проектируемой профессии, осуществляется в современных школах через задания ученикам, в том числе и творческих – написание рефератов, подготовка докладов – в зависимости от интересов, будущей профессии учеников. Дифференциация по индивидуально-физиологическим особенностям предполагает индивидуальный подход, когда учитываются психические особенности учащихся: преобладающий тип памяти, особенности мыслительных операции, темперамент, тип мышления и т.д.

Наиболее признанной точкой зрения по вопросу видов дифференциации является ее деление на внешнюю и внутреннюю. В обобщенном виде внешняя и внутренняя дифференциация представлены на схеме.

Проведенный анализ литературы показал также, что дифференциация в настоящее время осуществляется в разных формах. Однако недостаточная разработанность принципов построения дифференцированного обучения и конкретное воплощение их в учебный процесс, а также недостаточная разработанность стандартов различных форм дифференциации привели к тому, что у педагогов-предметников представления о способах организации, возможностях дифференцированного обучения, его задачах не имеют целостного характера.

zunis1.wmf

В начальной школе чаще всего присутствует внутренняя дифференциация по общим способностям, успеваемости, психологическим особенностям. Изучение показывает, что какие бы способы дифференциации не брали в основу, без учета индивидуальных особенностей учащихся не может быть эффективно организовано дифференцированное обучение.

Общеизвестно, что ни в одном классе, ни в одной школе нет двух одинаковых учеников. Они отличаются не только внешне, но и по своим реакциям на воздействие педагога. Если учитывать их потребности, желания, интересы, способности, пол, возраст, то отличие будет весьма существенным.

В настоящее время дифференциация обучения выделяется как составная часть и необходимое условие гуманизации и демократизации образования. «Под дифференциацией понимают такую систему обучения, при которой каждый ученик, овладевая некоторым минимумом общеобразовательной подготовки, являющейся общезначимой и обеспечивающей возможность адаптации в постоянно изменяющихся жизненных условиях, получает право и гарантированную возможность уделять преимущественное внимание тем направлениям, которые в наибольшей степени отвечают его склонностям.

Под дифференцированным подходом в учебном процессе мы понимаем особый подход учители к различным группам учеников, заключающийся в организации различной по содержанию, объёму, сложности; методам и приемам учебной работы.

Под дифференцированным обучением мы понимаем процесс обучения, который предполагает изучение индивидуальных особенностей учащихся, их классификацию по типологическим группам и организацию работы этих групп. Дифференцированный подход является конкретным воплощением идей дифференцированного обучения.

Под дифференциацией обучения понимается учет индивидуальных особенностей учащихся в той форме, когда учащиеся группируются на основании каких – либо особенностей.

И. Унт в своих исследования выделяет следующие цели дифференциации:

• Обучающая цель – усовершенствовать знания, умения и навыки учащихся, содействовать реализации учебных программ повышением уровня знаний и навыков каждого учащегося в отдельности и таким образом уменьшить его абсолютное и относительное отставание, углублять и расширять знания учащихся, исходя из их интересов и специальных способностей.

• Развивающая цель – формирование и развитие логического мышления, креативности и умений учебного труда при опоре на зону ближайшего развития ученика.

• Воспитывающая цель – создавать предпосылки для развития интересов и специальных способностей ребенка, при этом учитывать имеющиеся познавательные интересы и побуждать новые, вызывать положительные эмоции, благотворно влиять на учебную мотивацию и отношение к учебной работе.

с психолого-педагогической точки зрения – индивидуализация обучения, основанная на создании оптимальных условий для выявления задатков, развития интересов и способностей каждого школьника;

с социальной точки зрения – целенаправленное воздействие на формирование творческого, интеллектуального, профессионального потенциала общества в целях рационального использования возможностей каждого члена общества;

с дидактической точки зрения – решение назревших проблем школы путём создания новой методической системы дифференцированного обучения учащихся, основанной на принципиально новой мотивационной основе.

В публикациях рассматриваются два основных вида дифференциации: уровневая и профильная. Уровневая дифференциация выражается в том, что, обучаясь в одном классе, по одной программе и учебнику, школьники могут усваивать материал на различных уровнях.

Изучение показало, что оба вида дифференциации взаимно дополняют друг друга на всех ступенях школьного математического образования.

Различия между профильным и углубленным изученном предметов лежат в основном в степени специализации и в глубине соответствующих курсов. Углубленное изучение математики предполагает достаточно продвинутый уровень математической подготовки школьников. Профильное обучение представляет собой более демократичную и широкую форму фуркации школы на старшей ступени, которая позволяет уделить преимущественное внимание циклу профилирующих предметов.

Решить проблему дифференциации можно различными путями. При этом каждому ученику надо дать свой вариант образованиям. Именно в этом, на наш взгляд, состоит гуманность обучения.

Базовое образование – это тот минимум, который необходим всем. Получив базовое образование, человек должен быть готов к осуществлению основных видов деятельности, овладеть определенной совокупностью умений. С другой стороны должны быть созданы условия для углубленного изучения выбранной области знаний.

Сейчас в теории и на практике ведётся поиск путей выхода школы на новый качественный уровень. Основная идея современной школы – идея развития ученика. Механизм, позволяющий превратить школу в фактор развития личности каждого ученика, может быть создан только на основе её демократизации и гуманизации.

Гуманизация образования предполагает поворот школы к ребенку, уважение его личности, запросов и интересов, создание, в первую очередь, максимально благоприятных условий для раскрытия и развития способностей учащихся, полноценности их жизни, их самоопределения.

Дифференциация образования выступает как определяющий фактор и важнейшее условие его демократизации и гуманизации. Дифференциация создает условия для индивидуализации обучения, наиболее полного раскрытия склонностей и способностей школьников.

Раскрытию роли, математики в гуманизации образования посвящены работы ряда методистов, где отмечается, что гуманизация образования – его ориентация на развитие человеческой личности. Достижение развивающего эффекта обучения математике возможно на базе реализации деятельностного подхода, который предполагает обучение не только готовым знаниям, но и деятельности по приобретению математических знаний, способам рассуждений, применяемых в математике; создание педагогических ситуаций, стимулирующих самостоятельные открытия учащимися математических фактов, их доказательств, а также решений задач.

Как показало изучение в работах Выготского Л.С., Менчинской Н.А. предлагают свою концепцию дифференцированного обучения математике, Эта концепция предполагает разделение учащихся по их отношению к этому предмету на три группы; 1) те, для кого математика является лишь элементом общего развития; 2) считающие математику важным инструментом в дальнейшей профессиональной деятельности; 3) выбравшие математику в качестве основы своей будущей деятельности. Уровни знания математики, соответствующие этим группам, были названы общекультурным, прикладным и творческим.

В рамках этой концепции авторы считают необходимым создание трех учебников математики, соответствующих общекультурному, прикладному и творческому уровням. Эти учебники должны быть написаны в одном ключе, придерживаться одной программы, одной последовательности изложения. И должна быть предусмотрена возможность в любой момент переходить с одного учебника на другой. По мнению авторов, такую триаду учебников целесообразно использовать не только в специальных школах или классах, но и в одном классе, где разные ученики будут изучать предмет по учебникам разного уровня.

Вопросы профильной дифференциации в обучении математике рассматриваются в работах Гончаровой Т.Д., Жадриной М.Ж. По мнению авторов индивидуализация обучения в общеобразовательной школе предполагает предоставление учащимся возможности получить образование в различных направлениях, по разным учебным планам и программам, то есть осуществление профильной дифференциации. Предполагается достижение каждым учеником некоторого обязательного (базового) уровня знаний.

Внутренняя – различное обучение детей в достаточно большой группе (классе) учащихся, подобранной по случайным признакам. Эта форма основана на возможно более полном учёте индивидуальных и групповых особенностей учащихся. Она предполагает вариативность темпа изучения материала, дифференциацию учебных заданий, выбор разных видов деятельности, определение характера и степени дозировки помощи со стороны учителя.

Современная педагогическая наука ориентирует не на пассивное приспособление к имеющемуся уровню развития учащихся, а на формирование психических функций, создание условий для их развития в процессе обучения. Поэтому большое значение, по мнению Л.С. Выготского, уделяется современными педагогами построению обучения, которое учитывало бы « зону ближайшего развития» личности, то есть ориентировалось не на имеющийся сегодня уровень развития, а на тот завтрашний, которого ученик может достичь под руководством и с помощью учителя.

Как утверждает В.В. Давыдов, знания человека находятся в единстве с его мыслительными действиями. Следовательно, допустимо термином «знание» одновременно обозначать и результат мышления, и процесс его получения.

Таким образом, актуальность поиска эффективной системы обучения не уменьшилась и в настоящее время, так как ее дальнейшая разработка служит основой совершенствования процесса обучения.

Согласно высказыванию Л.В. Занкова, не всякая учебная деятельность обеспечивает оптимальные условия для воспитания и развития личности. Поэтому, чтобы решить эту задачу, необходима тщательная организация содержания образования, отбор соответствующих форм и методов обучения, его технологии.

Общее и одинаковое для всех детей образование, обеспечивая выявление задатков и способностей учащихся, еще не гарантирует достаточно интенсивного их развития. Это объясняется, большой неоднородностью учащихся, различием их задатков и способностей. Необходима система определенных мер, обеспечивающих развитие способностей учащихся в оптимальном режиме, с учетом выявленных у учащихся задатков и способностей.

Выводы: Таким образом, заинтересованность общества в создании оптимального режима для выявления и развития задатков всех детей приводит к необходимости дифференциации обучения.

Следовательно, одна из задач дифференциации обучения в общественном плане сводится к выявлению и максимальному развитию задатков и способностей подрастающего поколения. Существенно важно при этом, что общий уровень образования в средней школе должен быть одинаков.

Источник: applied-research.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru