Цифровое искусство в дизайне сайтов: как шедевры современного Digital art используются в веб-дизайне
Споры о современном искусстве не утихают уже очень давно. Со второй половины XX века многие любители искусства рассуждают о том, можно ли считать новые произведения шедеврами или это просто «провокационное творчество». В этой статье мы поговорим об одном из аспектов нового ответвления искусства — Digital art, или цифровом искусстве. С помощью компьютерных технологий художники создают цифровые произведения, которые используются в веб-дизайне, при проектировании интерфейсов и просто на тематических сайтах в качестве иллюстраций.
Digital art как жанр
Цифровым искусством принято называть творчество художников, которые используют различные графические редакторы и другие компьютерные программы. Digital art отличается от общепринятого понятия об искусстве — как правило, результаты творчества хранятся в электронном виде. Это создает определенный спор о том, существуют ли произведения на самом деле — мы привыкли, что каждое произведение можно потрогать, ведь оно существует в «материальном» воплощении. Что касается электронных версий, некоторые критики считают их всего лишь «набором нулей и единиц», но так ли это на самом деле?
Digital это не искусство?! Художник-читер.
Это изображение — часть серии цифровых картин итальянского цифрового художника Франческо Ромоли «Мнимые города». Для создания картин использовались компьютерные технологии — но значит ли это, что картины не являются искусством?
Новые технологии позволяют художникам создавать интерактивные произведения, соединять реальные изображения с вымышленными, рисовать цифровые картины и выражать свои взгляды и эмоции с помощью компьютера. Безусловно, Digital art стало новым взглядом на искусство в целом. Еще одна интересная особенность данного направления — простота в продвижении. Сейчас художникам не нужно организовывать выставки, перевозить картины из одной коллекции в другую. С помощью интернета художники могут продвигать свое творчество самостоятельно и стать известными без помощи агентов.
Цифровое искусство с успехом применяется в веб-дизайне. Рассмотрим основные жанры Digital art и приведем примеры их использования в дизайне сайтов.
Основные жанры цифрового искусства
Цифровая живопись
Самый распространенный жанр цифрового искусства — цифровая живопись. С появлением современных графических редакторов у художников появилась возможность создавать не только произведения на бумаге, но и в электронном виде. Цифровой рисунок стал популярным способом творческого самовыражения — появилось множество иллюстраторов, которые выполняют как коммерческие, так и собственные проекты.
Иллюстрации активно используются в веб-дизайне. Обычно картинки рисуют иллюстраторы на заказ или дизайнеры покупают их на специализированных стоках. Пример использования иллюстрации в дизайне сайтов:
Художники рисуют иллюстрации в различных стилях, это могут быть как картинки, приведенные на примере, так и стилизованные изображения в разнообразных техниках.
ЧТО ТАКОЕ DIGITAL ART? [Цифровой Код]
Цифровые картинки часто используются в дизайне или как элемент декора, или как важный элемент для привлечения внимания. Например, иллюстрациями выделяют призывы к действию (различные веб-формы, блоки для подписки на рассылку и прочее). Также с помощью иллюстраций можно создать целое направление. Яркий пример — плоский дизайн, где иллюстрации являются одной из главных составляющих данного направления.
Больше о плоском дизайне мы писали в этой статье.
При использовании иллюстраций в оформлении сайтов дизайнерам следует учитывать:
- Назначение сайта. Иногда иллюстрации могут быть неуместными — как правило, их используют для декора или создания атмосферы. Для минималистичных ресурсов с упором на юзабилити характерно либо отсутствие иллюстраций, либо такие же минималистичные изображения.
- Стиль дизайна. Стилистика изображений должна подходить общей концепции дизайна, иначе может возникнуть дисгармония.
- Единство композиции. Иллюстрации должны быть выполнены в едином стиле, подходящем для выбранного направления в дизайне.
В целом использование цифровых картин в веб-дизайне придаст сайту уникальность, повысит узнаваемость бренда.
Фотография
Фотография является еще одним жанром Digital art. Имеются в виду профессиональные фотографии, которые сделаны с целью творческого самовыражения. Фото часто используются в дизайне как в качестве дополнительного визуального контента, так и в качестве фона и других составляющих дизайна.
Хорошо сделанные фотографии отлично дополняют дизайн и создают определенную атмосферу на сайте. Пользователями особенно ценятся уникальные кадры, созданные профессионалами, а не взятые изображения с бесплатных фотостоков. С помощью фотографий можно привлекать внимание пользователя к значимым элементам сайта, повышать уровень доверия клиента и увеличивать узнаваемость бренда. Один из ярких примеров использования фотографий — применение больших изображений в качестве фона. Подробнее об этом приеме в дизайне мы писали в этой статье.
Также еще одним подвидом цифрового искусства является фотоманипуляция. Прием заключается в следующем: фотографию соединяют с рисованным изображением, в результате получается смешанная иллюстрация, которая напоминает стиль фэнтези:
Такие картинки в основном используются на сайтах, где нужно сделать акцент на определенной атмосфере, повысить запоминаемость ресурса. На данном примере изображение — произведение цифрового художника Рональда Онга.
3D моделлинг
Еще один тип изображений, которые можно причислить к Digital art — изображения, созданные с помощью 3D технологий. Есть некоторые программы, которые позволяют создать реалистичные (и не очень) изображения без использования «карандаша». 3D моделлинг становится все более популярным в веб-дизайне и используется в качестве изображений для фона, иконок или других декоративных элементов:
Чтобы создать 3D изображения недостаточно иметь воображение и навык рисования — программы для 3D достаточно сложные и требуют определенных знаний. Поэтому 3D художники в каком-то смысле являются еще и техническими специалистами.
Помимо 3D иллюстраций как на приведенном примере, к 3D изображениям также относят направление архитектурной визуализации, которое может стать новым жанром цифрового искусства. Одной из известных компаний, которая занимается архитектурной визуализацией — норвежская студия MIR. Их работы — это не только коммерческие проекты, но и настоящее цифровое искусство:
Такие изображения в основном применяются в дизайне сайтов архитектурных бюро, студий дизайна интерьера, мебельных магазинов и прочего. Однако, при должном профессионализме 3D художника изображения могут быть не только похожими на фотографии комнат, но и являться шедеврами цифрового искусства.
Анимация и моушн-дизайн
Еще одним относительно новым жанром Digital art является анимация и все, что связано с движением. Движение всегда привлекает взгляд, поэтому анимационные элементы и переходы всегда выглядят эффектно для пользователей и «зрителей».
Анимация используется в веб-дизайне по-разному. Это могут быть микровзаимодействия с пользователем, которые так ценятся UX дизайнерами — отдельные случаи взаимодействия с посетителями сайта, например, нажатие кнопки или выделение поля в веб-форме. Также это могут быть масштабные анимационные переходы, на которых построена структура сайта:
Анимированные изображения в веб-дизайне могут быть разными. Сейчас набирает популярность направление моушн-дизайна — анимированные ролики, видео или изображения, где вместо видеокамеры используют компьютерные технологии.
Моушн-дизайн используется в веб-дизайне, рекламе, играх и других сферах. Это могут быть как ролики с оживлением иллюстраций или фотографий (как показано на примере), так и создание анимации с нуля. Больше об этом направлении мы писали в этой статье.
Типографика
Также одним из важных аспектов цифрового искусства является типографика. С помощью шрифтов дизайнеры и цифровые художники создают постеры, изображения и дизайн сайтов. Например:
На примере показано, как один экран сайта может выглядеть, словно произведение современного искусства. Оригинальный шрифт в сочетании с интересными графическими элементами и яркой цветовой палитрой может выглядеть стильно и необычно. Такой подход к типографике — отличный способ повысить узнаваемость бренда или создать новый фирменный стиль, при этом самовыражаясь через творчество.
Еще один интересный вид цифрового искусства, связанный с типографикой — леттеринг. Это художественное написание букв, которое используется как для создания отдельных шрифтов, так и уникальных надписей. Например:
Работа в стиле леттеринг требует определенных навыков у художника — данной технике учатся специально. Может, именно поэтому дизайнеры, которые умеют работать в данном стиле, ценятся по-особенному. Больше об этом направлении и его использовании в веб-дизайне мы писали в этой статье.
Также работа с типографикой может включать в себя не только работу непосредственно со шрифтами, но и создание изображений на основе различных надписей и букв. Например, создание 3D иллюстраций или включение текста в иллюстрацию.
Другие направления цифрового искусства
Компьютерные технологии прочно входят в нашу жизнь, и искусство претерпевает сильные изменения. Теперь произведениями считаются не написанные маслом шедевры, а порой немыслимые для человека прошлого сооружения и понятия.
Например, все больший интерес у художников современности вызывают возможности машинного обучения. С помощью новейших компьютерных технологий программисты также мыслят творчески и создают собственные «произведения» — например, сервис Al Portraits Ars. Ресурс использует искусственный интеллект для создания стилизованных изображений.
Современные направления цифрового искусства — это не только художественный вкус, но и владение компьютерными технологиями, программами и графическими редакторами. Однако, некоторые произведения Digital art мы можем увидеть не только в интернете, но и в музеях и частных коллекциях. Сейчас художники создают целые инсталляции для демонстрации возможностей новых технологий, которые становятся «музейными» шедеврами. Например, одна из самых известных картин, которая полностью создана с помощью искусственного интеллекта «Портрет Эдмонда де Белами» была продана на аукционе за 432 тысячи долларов.
Безусловно, это новая эпоха в искусстве, которая развивается высокими темпами.
Веб-дизайн как цифровое искусство
До сих пор не утихают споры о том, является ли веб-дизайн и дизайн в целом искусством. Сторонники данной теории приводят аргументы в пользу творческого подхода дизайнеров к решению тех или иных задач. В то же время противники говорят о технической составляющей и невозможности полностью изменить цифровую среду из-за принципов юзабилити.
Безусловно, если картины художников создаются для того, чтобы «радовать глаз» и побуждать человека к размышлению, то веб-интерфейсы предназначены не только для этого. Однако, архитектура, которая является одним из жанров искусства, тоже выполняет различные функции — это и красота зданий, и удобство для жителей одновременно.
Таким образом, веб-дизайн можно считать одним из видов цифрового искусства. Дизайнеры решают определенные задачи, которые упрощают взаимодействие интерфейса и пользователя, и в то же время создают уникальные ресурсы.
Студия дизайна IDBI создает уникальный дизайн интерфейсов, который не только отвечает интересам пользователей, но и выражает индивидуальность компаний. Мы разрабатываем дизайн интернет-магазинов, сайтов-визиток, корпоративных сайтов и других ресурсов. При создании макетов мы используем как творческий подход, так и принципы юзабилити. Наши работы можно посмотреть в разделе «Портфолио».
Источник: idbi.ru
Digital art или виды визуального цифрового искусства
Digital art или цифровое искусство — это направление в искусстве, основанное на использовании компьютерных технологий. Авторы digital art охотно используют в процессе творчества компьютерные программы и технологии, а результатом являются произведения в цифровой форме.
Сфера digital art находится в постоянном развитии. Возможности постоянно обновляющихся графических редакторов вдохновляют художников на создание все более необычных образов. Поэтому работы цифровых художников с трудом поддаются классификации. Выделить виды визуального цифрового искусства можно с опрой на технологии, которые используются при его создании, хотя стоит сказать, что многие авторы используют целый комплекс различных цифровых инструментов, смешанные техники.
Виды digital art
Цифровая живопись
Цифровая живопись — это создание электронных изображений с помощью компьютерных имитаций традиционных инструментов художника. Существуют разные технологии цифровой живописи, зависящие от уровня мастерства художника. Начинающие могут создавать иллюстрации по фотографии, более опытные — создавать иллюстрацию по отсканированному рисунку или создавать свои произведения сразу на компьютере или планшете.
Качество цифровой живописи зависит не столько от техники, сколько от мастерства художника, его знания рисунка, анатомии, теории цвета и композиции. Техника лишь существенно облегчает процесс:
позволяет сохранять этапы работы, отменять неудачные действия, свободно менять пропорции и композицию, работать с цветом.
Векторные изображения можно свободно перемещать и масштабировать без потери детализации и четкости, поскольку такие изображения не зависят от разрешения.
Художники создают с помощью векторной графики прекрасные иллюстрации, абстрактные композиции, пиктограммы, разрабатывают логотипы и анимацию.
Трехмерная графика и анимация
Трёхмерная графика и анимация — раздел компьютерной графики, посвящённый методам создания изображений или видео путём моделирования объёмных объектов в трёхмерном пространстве. При этом 3D-модель может быть реалистичной, вымышленной или полностью абстрактной. В виртуальном пространстве художники могут создавать целые фантастические миры, в которых модель можно рассмотреть со всех сторон, при этом с высокой степенью детализации могут быть проработаны текстуры, освещение, может быть создана анимация объектов и динамическая симуляция частиц.
Динамическая симуляция — автоматический расчёт взаимодействия частиц, тел и пр. с моделируемыми силами гравитации, ветра, выталкивания и др., а также друг с другом.
Полученные трехмерные модели могут быть доработаны в других редакторах.
Фрактальная графика
Фрактал — это фигура или структура, которая обладает свойством самоподобия, т.е. в каждом большем элементе содержится его уменьшенная копия, и так может продолжаться до бесконечности. Фрактальную структуру имеют кристаллы, снежинки и многие другие природные объекты. Компьютерные программы могут строить фрактальные фигуры удивительные по своей красоте и сложности

Фотоманипуляции
Фотоманипуляция — это соединение частей разных изображений и графических элементов с целью получить совершенно новое произведение со своим смыслом и назначением. Мастера фотоманипуляции воплощают свои творческие идеи путем комбинирования разных, как правило, качественных стоковых фотографий, в единое цельное художественное изображение.
Современные графические редакторы позволяют создавать удивительные комбинации самых разных визуальных образов, трансформируя фотографии в сюрреалистические картины, стильные дизайнерские композиции, способные воплощать самые сложные концепции или фантазии.
Есть много разновидностей композиций на основе фотографий: коллажи и фотоарт, плакаты и дизайны.
Качественный фотоарт — это не простое «склеивание» кусочков разных картинок в графическом редакторе Photoshop. Он включает в себя обработку всех фрагментов изображений в единой цветовой гамме, тоновую коррекцию, учитывает положение источников света и направление тени, ее практически невозможно разделить на исходные фотографии.
Анимационный дизайн
Анимационный дизайн или графика движения (англ. Motion graphics) — визуальное оформление видеоклипов, оформления телевизионного эфира, заставок телепередач, титров в кино, рекламных роликов, создаваемое с помощью компьютера, иногда с помощью комбинированных съемок и анимационных эффектов.
До того, как компьютеры стали общедоступны, графика движения была дорога и трудоемка, что ограничило ее использование в высокобюджетном кино и телевидении. Термин «графика движения» связан с ростом популярности компьютерных приложений, подобных Adobe After Effects, Maya, Autodesk 3D Studio Max. Эти программы объединили специальные эффекты обработки видео, наборы инструментов для цветовой коррекции, текстовой анимации, движения камеры и создания многослойных композиций.
Источник: mediasvod.ru
Диджитал арт что это за программа
Чем занимается художник-аниматор? Какие требования предъявляются к специалисту работодателем? Как построить карьеру в сфере анимации с нуля? Ответы на эти вопро.
Как обучиться живописи и стать популярным цифровым художником
- Приобретите планшет. Он необязательно должен быть дорогим, для начала подойдет и бюджетный вариант. У вас будет прекрасная возможность рисовать карандашом, процесс создания работы будет естественным. На больших планшетах рисовать гораздо удобнее, чем на моделях небольшого размера, но, выбирая гаджет для работы, прежде всего обращайте внимание на чувствительность экрана.
- Изучите Photoshop. Многофункциональный графический редактор, возможности которого не ограничены только рисованием, раскрашиванием, редактированием и обработкой изображения. Три ключевых инструмента для новичка: панели «Слои» и «Кисти», Layer Masks. «Фотошоп» — надежный помощник цифрового художника, доступной альтернативой которого является SketchBook Pro.
- Больше практикуйтесь. Быстро освоить искусство поможет практика! Начните с изучения основ и рисуйте не менее 30–40 минут в день. Приложения, имитирующие скетчбук, можно легко скачать даже на телефон.
- Прислушивайтесь к критике. Конструктивная критика помогает увидеть свои ошибки и неточности. Выкладывайте работы на профильные форумы и всегда будьте готовы выслушать чужое мнение, даже если оно не схоже с вашим, сохраняя спокойствие и не теряя уверенности в своих силах.
- Сформируйте портфолио. Рекомендуемое количество работ для портфолио — 10–15 штук, в которых можно проследить ваш уникальный стиль рисования и приобретенные умения.
Обучиться искусству рисования можно удаленно с помощью просмотра видеоуроков на Youtube, чтения литературы или поступления и обучения на специализированном курсе. На онлайн-платформах есть бесплатные и платные курсы с выдачей сертификатов. Лучшие школы для обучения цифровой живописи: SkillBox, Нетология, GeekBrains, Pixel, Udemy.
Если вы только заканчиваете школу и выбираете направление для дальнейшего обучения, то можно попробовать поступить в высшее учебное заведение и стать дипломированным специалистом. Для этого потребуется сдать ЕГЭ по профильным предметам и пройти конкурс на бюджетное или платное место.
- Скотт Робертсон, Томас Бертлинг «Искусство рисования. Рисование эскизов объектов и пространства из воображения».
- Базан-Лацкано Игнасио, Занд Амир, Нейместер Джон «Цифровая живопись в Photoshop для начинающих».
- Маркус Ловадина, Дарья Рашев, Мэтт Ткоч, Джеймс Вулф Стреле «Основы цифрового рисунка в Photoshop. Гайд для начинающих».
- Лоис ван Барле «The Art of Loish. Взгляд за кулисы творчества».
- Уличнэй Макс, Нассур Сэм, Стокарт Эвелин, Грюневальд Симон «Procreate. Учимся создавать шедевры на Ipad».
В этой статье мы рассмотрим, как смешивать цвета в «Фотошопе» при рисовании и достигать красивых цифровых эффектов.
Обучиться цифровой живописи и стать востребованным художником может каждый, кто тяготеет к знаниям, хочет раскрыть свой талант к рисованию и не боится трудностей, которые придется пройти в процессе обучения и поиска работы.
Источник: www.etxt.ru
Как и почему современное искусство уходит в диджитал? Говорят художники
Ученые ищут следы жизни на Марсе, корабли SpaceX Илона Маска отправляют к звездам космических туристов, а представители арт-сообщества уже сейчас приближают кибербудущее — своим искусством. Специально для BURO. пять молодых художников, которые создают свои работы с помощью новейших технологий, рассказали о цифровой этике, виртуальной телесности и безграничных возможностях метавселенных.
Полина Абина
художница 8-го сезона «Открытых студий «Винзавода»»
О РОЛИ ТЕХНОЛОГИЙ
Жизнь современного человека не может быть отделена от технологий, если вы, конечно, не отшельник. Дело не только в том, что весь наш «технологический быт» построен на ежедневном взаимодействии с телефоном или ноутбуком. Взять медицину: пандемия открыла для многих аппарат искусственной вентиляции легких, который спасает миллионы жизней. В стереотипном разговоре про современные технологии о таких фундаментальных прорывах речь заходит нечасто.
Технический прогресс невозможно оценивать субъективно в рамках морально-оценочных суждений — например, зло или благо. Технологии — это инструмент в первую очередь, а уже потом последствия.
О ВОЗМОЖНОСТЯХ ЦИФРОВОЙ СРЕДЫ
Метавселенная не отрицает традиционное искусство и никак не противопоставляется ему. Метаверс — это просто площадка для размещения искусства.
Как это работает: например, у тебя есть работы, которые ты хочешь экспонировать. Для этого тебе нужно создать 3D-модель пространства, в которую ты хочешь их поместить, — это цифровая галерея. Затем ты размещаешь свою галерею в метавселенной (их существует много, это как разные социальные сети, выбираешь, какая нравится), проводишь там небольшой косметический ремонт и задаешь нужный масштаб всех объектов. Готово. Кидаешь ссылку своим друзьям и тусуешься с ними на открытии своей выставки.
Суть пользовательского опыта в том, что ты взаимодействуешь с пространством и объектами виртуально — как в компьютерной игре, при этом есть личное общение со зрителями в прямом эфире, даже если вы физически находитесь в разных точках планеты.
О ТЕМАХ, ФОРМАТАХ И ИНСТРУМЕНТАХ
Мне кажется, все, что нас окружает в мире, является не менее значимым субъектом, чем мы сами. Одна из центральных тем для меня: отношения субъект — объект, а если точнее, субъект — субъект. Цифровая среда, как и физическая реальность, для меня самостоятельная действующая единица по своей сути.
Мне интересно искать точки пересечения между digital- и физической реальностью: в моей практике, помимо саунд-арта и цифровых проектов, есть и физические работы — графика, объекты из свалянной шерсти, инсталляции. Для каждой темы я выбираю определенный медиум. Виртуальная среда дает возможность по-новому высказаться на тему телесности — за пределами человеческого тела, когда ты исследуешь возможности движений своего аватара и ощущения человека в digital-оболочке.
Юрий и Анатолий Зеленские
О ДИДЖИТАЛ-ПРАКТИКАХ
Мы практикующие архитекторы, создаем крупномасштабные стрит-арт-работы в городских пространствах. Когда во время пандемии все закрылось, мы стали переосмыслять, как в новых условиях транслировать свое искусство. Родилась идея размещать его в виде цифровых структур прямо на улицах: дополненная реальность стала для нас новым инструментом контакта с людьми.
Сейчас мы работаем с mixed reality, или смешанной реальностью: интегрируем диджитал-объекты в физическое пространство. Наложение диджитал-слоев на окружающую действительность происходит через интервенции — когда ты в привычной среде размещаешь цифровой объект, которого там в реальности не должно быть. Это всегда вызывает вау-эффект или как минимум заставляет среагировать. По сути, мы перенесли свои уличные практики на цифровую среду: только теперь мы взаимодействуем с контекстом и зрителями в диджитал-формате.
О ВОЗМОЖНОСТЯХ ЦИФРОВОЙ СРЕДЫ
Метавселенные — это просто новый контекст. Где при этом нет никаких рамок. В архитектурной практике много проектов идет в стол: всем известно про бумажную архитектуру. Ты можешь что угодно придумать, нарисовать, смоделировать, но не дойти до реализации своего проекта. Метаверс дает независимый вектор развития, где ты как архитектор и художник можешь воплощать любые замыслы, минуя любые обстоятельства, сковывающие тебя в обычной жизни.
Работа с материей никуда не исчезает, просто в диджитал-среде ты сам задаешь материал и генерируешь уникальные текстуры. С помощью датчика-лидара или фотограмметрии мы снимаем физические объекты, в процессе они искажаются, и мы получаем какие-то невероятные сюрреалистические формы.
На основе одного 3D-скана мы сделали полноценную локацию в Spatial: просто отсканировали зимой сухостои в сугробе и увеличили их в диджитал-пространстве до огромных масштабов. Теперь эти сухостои выглядят как лес, но предельно искаженный — что-то такое из сна. Эксперименты с параметрами и новыми интерфейсами всегда гиперинтересны.
О РЫНКЕ ДИДЖИТАЛ-ИСКУССТВА
Художественная ценность работ в диджитале определяется так же, как и у традиционных произведений: насколько сильная концепция, насколько технически круто сделано. Все те же параметры: идея, визуал, техника, стиль. К этому просто добавляется цифровая эстетика.
Приобретение цифрового искусства — это история больше про коллекционирование, про чувство обладания. Инфраструктура цифрового рынка на площадках Foundation, OpenSea, SuperRare, Rarible устроена так, что ты можешь легко что-то купить и так же легко продать. Ты и коллекционер, и покупатель, и продавец. Во многом это про инвестирование, но при этом ты тоже можешь испытать чувство прекрасного — зависит от автора и его работы.
В ближайшем будущем цифровой рынок станет суперпопулярным. Пацанчики с района уже в курсе, что такое NFT — люди сегодня хоть и поверхностно, но знают о токенах, аватарах или блокчейнах. Со временем это войдет в обиход на уровне быта и перестанет всех удивлять.
О НЕЙРОСЕТЯХ
Один из самых заметных трендов — работа с нейронными сетями. По текстовому запросу ты можешь сгенерировать любое изображение, 3D-модель объекта, даже видео. Это мощный толчок для тех, кто сам не рисует: теперь с помощью слов возможно создавать визуальные произведения. И тебе не нужен художник, видеомонтажер, 3D-моделист, никто.
С одной стороны, это взаимодействие интересно, с другой — у нейросетей получается настолько крутой результат, что невольно вспоминаешь из истории времена промышленной революции, когда станки и машины заменили живых людей. Высоки шансы, что и технологии могут заменить художников. Сейчас это не вызывает страх, скорее просто завораживает.
Алексей Рябов
художник 8-го сезона «Открытых студий «Винзавода»»
ОБ ИСКУССТВЕ БУДУЩЕГО
Я не знаю, каким будет искусство будущего. Даже не догадываюсь. Но, полагаю, что останется человеческая коммуникация. И не просто останется, а продолжит быть основой искусства вопреки предположениям теоретиков альтернативного гуманизма.
Победит ли в будущем цифровое искусство? Для победы нужна борьба. Я замечаю, что сейчас всем уже ясно, что цифровые и аналоговые медиа имеют как свои преимущества, так и свои недостатки. Глупо было бы отказываться от преимуществ в том и в другом.
О МЕТОДАХ РАБОТЫ
В общих категориях описать работу художника в сфере цифрового искусства сложно, все индивидуально. Моя работа начинается с ручных эскизов карандашом на бумаге. Потом я подключаю к процессу графический планшет и компьютерные программы — трехмерные редакторы. Иногда я отдаю программе управление, чтобы она самостоятельно додумала и смоделировала отдельные элементы. Но при этом на каждом этапе работы я не могу обойтись без бумаги и карандаша.
Виртуальное пространство неорганично и неестественно. В напряжении между действительностью и виртуальностью — физическом ли, концептуальном ли — и заключена, на мой взгляд, привлекательность виртуального пространства.
В настоящее время в искусстве меня больше всего волнуют проблемы визуальности и художественного образа — старые темы, не потерявшие своей актуальности. Инструменты цифровых медиа обогащают наши возможности, даже когда мы обращаемся к уже вечным вопросам искусства.
Сейчас вместе с художниками группы «Багрянка» я работаю над проектом художественного исследования Поморья. И мы используем в основном карандаши и бумагу. Какие технологии нам потребуется дальше в этом проекте, мы пока не задумываемся. Цифровые технологии для меня не самоцель, а просто инструмент.
Кирилл Контре
(с 22 августа его работу Biomorphism можно будет увидеть на цифровых экранах в пяти городах России, в том числе — кинотеатра «Октябрь» в Москве)
О ЦИФРОВОЙ ЭТИКЕ
Цифровая этика в диджитал-пространстве ровно такая же, как и в офлайне. Границы высказываний в цифровой среде устанавливаются по тем же моральным принципам и социальным нормам. Можно вспомнить кейс со скандалом вокруг домогательств и агрессии в пространстве метаверса. Несмотря на то что в цифровой среде присутствует более сложная визуальная структура и образность, а способы выражения своей позиции по каким-либо острым вопросам отличаются, соблюдение этических правил в Сети никто не отменял.
О РАЗНИЦЕ ТРАДИЦИОННЫХ И ЦИФРОВЫХ ФОРМ ИСКУССТВА
Взаимодействие со сферой чувственного в диджитал-арте происходит так же: через цвета, формы, символы, смыслы, истории, звуки, движения, пластику. Только в цифровом искусстве, в отличие от традиционного, художники могут вызывать реакцию у зрителя посредством нескольких каналов воздействия и способов выражения одновременно, компилируя их друг с другом.
Понятия прекрасного и отвратительного менялись из века в век, они всегда трансформируются. Сейчас границы между этими полярными категориями практически стерты. Благодаря распространению технологий, когда даже у людей из африканских племен, живущих в домах из ветвей, травы и глины, есть смартфоны с интернетом, каждый обрел свое право голоса. Сейчас тебе не нужно зависеть от арт-критиков или галеристов, которые пытаются навязать свое мнение о том, что красиво и имеет ценность, а что нет. Сейчас ты решаешь сам, прекрасно, или отвратительно, или даже прекрасно-отвратительно.
О ПРИТЯГАТЕЛЬНОСТИ ЦИФРОВОГО ИСКУССТВА
Концепция Web 3.0, цифровые активы, метавселенные, искусственный интеллект и тому подобное — нечто новое, странное, непривычное. Неизведанное всегда притягательно. Для меня же это просто художественные инструменты, призванные решать определенные задачи. NFT решает задачу монетизирования и понятной системы авторских прав для диджитал-художников. Это прогресс, мы всегда будем находиться в процессе совершенствования и поиска новых решений.
В ближайшем будущем искусство будет стремиться к гибридности. Это происходит уже сейчас, но в дальнейшем тенденция станет еще ощутимее: разные сферы искусства не смогут существовать обособленно друг от друга, они перемешаются и примут новые формы коммуникации со зрителем.
Источник: www.buro247.ru
Digital art: что нужно знать об искусстве цифрового пространства
Сегодня возможности для творчества и самовыражения поистине безграничны. Новые технологии позволяют создавать всё что угодно из чего угодно, поэтому самым перспективным и активно развивающимся направлением в искусстве становится digital art.
Цифровое искусство (его также называют мультимедийным или искусством новых медиа) объединяет множество форм. Это цифровая живопись и иллюстрация, фотография и скульптура, 3D-графика, гейм-арт, интерактивные инсталляции и многое другое. Бесчисленные digital-творения объединяет то, что все они создаются при помощи компьютера, смартфона и других гаджетов.
Первые цифровые произведения искусства начали появляться уже в 1960-х годах. Джон Уитни, например, экспериментировал с примитивными аналоговыми ПК, которые собирал самостоятельно. Особенно известна его анимационная заставка к фильму Хичкока «Головокружение» . В числе пионеров направления также был Чарльз Сури. Ему удалось сгенерировать на компьютере изображение колибри и «отправить» птицу в полёт .
Сам термин digital art начал использоваться в начале 80-х с появлением компьютерной программы AARON. Впервые ей воспользовался художник Гарольд Коэн. Он разместил на полу большой холст и с помощью робота нанёс на него изображение, которое сейчас можно увидеть в лондонской галерее Тейт.
Гарольд Коэн, Untitled Computer Drawing, 1982. Источник: Tate Modern
Цифровое искусство трансформируется вместе с развитием новых технологий. С каждым днём у современных художников появляется всё больше инструментов для создания произведений и площадок для их размещения. Интернет и социальные сети дают полную свободу самым разным художникам – это настоящая революция в арт-пространстве.
Сейчас главной площадкой для ознакомления с любым видом искусства становится Инстаграм. Талантливые авторы создают свои блоги и набирают миллионы подписчиков, задавая популярные тематические направления в digital-искусстве. Американский художник Майк Винкельман привлёк аудиторию своими гротескными гиперреальными работами на острую социальную тематику, а также образами из видеоигр и фантастических фильмов.
Интересны работы французского художника Дориана Легрэ (Dorian Legret), на создание цифровых работ его вдохновляет искусство эпохи Возрождения. Яркие коллажи автора доказывают, что digital art тесно связан с шедеврами прошлого, а новое и старое могут взаимно дополнять друг друга.
Российская художница Елена Шейдлина определяет свой стиль как «сюрвиртуализм». Она работает в жанре арт-фото и цифровой живописи, трансформируя фото и видео с помощью цифровых технологий. Фантастические образы Шейдлиной сравнивают с Алисой Льюиса Кэррола. Свои работы художница представляет не только в соцсетях, в 2017 году состоялась ее персональная выставка в Петербурге.
Многие современные художники стремятся выйти в офлайн, ведь немаловажная черта цифрового искусства – интерактивность, когда зритель становится участником, а иногда даже создателем произведения искусства. Так, известная шанхайская художница Лу Ян создаёт инсталляции, в которых совмещает видеоигры, 3D-анимацию и другие техники.
Лу Янг, Material World Knight (Рыцарь материального мира), 2018. Источник: официальный сайт художницы
Digital-художников действительно очень много, и у каждого свой уникальный стиль и свои техники. Но есть и обратная сторона бурного всплеска цифрового творчества – digital art практически невозможно описать и систематизировать. Каждый день в мире создаются, выставляются и публикуются десятки тысяч новых работ. Невозможно предугадать, кто из художников останется в истории, а кто растворится в Сети, получив свои минуты славы.
Источник: dzen.ru