Дидактические требования к учебным программам

Дидактическим требованиями к учебным электронным изданиям являются:

Требование научности обучения означает достаточную глубину, корректность и научную достоверность изложения содержания учебного материала, с учетом последних научных достижений. Процесс усвоения учебного материала должен строиться в соответствии с современными методами научного познания: эксперимент, сравнение, наблюдение, абстрагирование, обобщение, конкретизация, аналогия, индукция и дедукция, анализ и синтез, метод моделирования, в том числе и математического, а также метод системного анализа.

Требование доступности обучения означает необходимость определения степени теоретической сложности и глубины изучения учебного материала сообразно возрастным и индивидуальным особенностям учащихся. Недопустима чрезмерная усложненность и перегруженность учебного материала, при которой овладение этим материалом становится непосильным для обучаемого.

  • адаптивность (индивидуализация и дифференциация процесса обучения);

Адаптивность предполагает:

Обучающий семинар «Требования к дополнительным общеобразовательным программам»

    • индивидуальный темп обучения пользователя
    • индивидуальную траекторию обучения пользователя с учетом предшествующей подготовке
    • приспособляемость тактики обучения к типу личности пользователя
    • приспособляемость тактики обучения к текущему психофизическому и эмоциональному состоянию
    • систематичность и последовательность обучения (последовательность изложения разделов должна соответствовать отношениям их логического предшествования);

    Требование систематичности и последовательности обучения означает обеспечение последовательного усвоения учащимися определенной системы знаний в изучаемой предметной области. Необходимо, чтобы знания, умения и навыки формировались в определенной системе, в строго логическом порядке и находили применение в жизни. Для этого необходимо:

    · предъявлять учебный материал в систематизированном и структурированном виде;

    · учитывать как ретроспективы, так и перспективы формируемых знаний, умений и навыков при организации каждой порции учебной информации;

    · учитывать межпредметные связи изучаемого материала;

    · тщательно продумывать последовательность подачи учебного материала и обучающих воздействий, аргументировать каждый шаг по отношению к обучающемуся;

    · строить процесс получения знаний в последовательности, определяемой логикой обучения;

    • связь обучения с практикой;

    Для этого необходимо обеспечивать связь предъявляемой информации с практикой путем увязывания содержания и методики обучения с личным опытом обучающегося, подбором примеров, создания содержательных игровых моментов, предъявления заданий практического характера, экспериментов, моделей реальных процессов и явлений.

    • сознательность;
    • самостоятель­ность и активизацию деятельности (самоконтроль и самокоррекция учащегося, самоподготовка учащегося путем компьютерного тренажа);
    • деятельностный подход изучению материала;

    В обучающей программе должна прослеживаться четкая модель деятельности учащегося. Мотивы его деятельности должны быть адекватны содержанию учебного материала.

    Актуальные требования к учебным программам в контексте реализации ФГОС (Акимов С.С.)

    • реализация возможностей компьютерной визуали­зации учебной информации процессов (наглядная демонстрация динамики изучаемых процессов; наглядное представление скрытых в реальном мире процессов, наблюдение их развитии, во временном и пространственном движении; графическая интерпретация исследуемых закономерностей)

    Требование обеспечения наглядности обучения означает необходимость учета чувственного восприятия изучаемых объектов, их макетов или моделей и их личное наблюдение учащимся. Требование обеспечения наглядности в электронном издании реализуется на принципиально новом, более высоком уровне. Распространение систем виртуальной реальности, позволит в ближайшем будущем говорить не только о наглядности, но и о полисенсорности обучения. Представление учебного материала должно соответствовать не только вербально-логическому, но и сенсорно-перцептивному и представленческому уровням познавательного процесса. Электронное издание должно строиться с учетом особенностей таких познавательных психических процессов, как восприятие (зрительное и слуховое), внимание (его устойчивость, концентрация, переключаемость, распределение и объем внимания), мышление (теоретическое понятийное, теоретическое образное, практическое наглядно-образное, практическое наглядно-действенное), воображение, память (мгновенная, кратковременная, долговременная с учетом явлений затухания и замещения информации в памяти).

    • реализация интерактивного диалога и суггестивной (от английского слова suggest — предлагать, советовать) обратной связи;
    • широкое использование имитационного моделирования изучаемых или исследуемых процес­сов и (или) явлений;

    Имитационное компьютерное моделирование в дидактическом плане должно стимулировать развитие творческой активности обучающихся, динамической визуализации учебного материала. Особенно ценно имитационное моделирование при изучении очень быстро и очень медленно протекающих, иных плохо наблюдаемых процессов, процессов, натурная реализация которых требует специализированного оборудования, имеет высокую стоимость, сопряжена с опасностью для жизни и здоровья человека. Компьютерные модели должны быть снабжены удобными средствами для задания или изменения структуры и параметров изучаемых объектов, имитации внешних воздействий, а также для оценки управляемости и чувствительности изучаемых объектов к параметрическим и сигнальным возмущениям.

    • осуществление контроля с обратной связью для оценки результатов учебной деятельности;

    Средства тестирования и контроля знаний и умений должны давать объективную информацию об уровне усвоения учащимися изучаемого учебного материала. Процедуры тестирования должны активизировать познавательную деятельность учащихся.

    Читайте также:
    Программы обучения в 1 классе отзывы

    Количество и характер контрольных вопросов и заданий должны быть достаточными для индивидуализации тестирования и контроля знаний учащихся по всем изучаемым объектам. Нахождение ответов на поставленные вопросы должны требовать от учащихся практического применения изученных понятий. Необходимо варьировать контрольные вопросы по уровню усвоения материала, применяя соответствующие проверяемому уровню усвоения виды и формы тестов. Тестовые средства тренажа и самоконтроля знаний должны способствовать закреплению теоретических знаний и практических умений учащихся.

    • автоматизация выполнения рутинных операций за счет выполнения на компьютере трудоемких вы­числительных работ;
    • возможность доступа (в соответствии с методической целесообразностью, техническими и экономическими возможностями обучающихся) к сетевым информационным ресурсам по изучаемой области знаний;
    • формирование умения принимать оптимальное решение или раз­личные вариативные решения в сложных ситуациях;

    Необходима четкая формулировка целей изучения каждого раздела с перечислением знаний и умений, которые должны быть достигнуты обучающимся в результате изучения раздела. Каждой дидактической единице КУМ должен быть назначен целевой уровень ее усвоения: узнавание, воспроизведение, умение применять знания в стандартных ситуациях, умение применять знания в нестандартных ситуациях, умение получать новые знания.

    Источник: studopedia.su

    Дидактические требования к современному уроку
    статья на тему

    Дидактические требования к современному уроку — четкое формулирование образовательных задач в целом и его составных элементов, их связь с развивающими и воспитательными задачами.

    Определение места в общей системе уроков;- определение оптимального содержания урока в соответствии с требованием учебной программы и целями урока, с учетом уровня подготовки и подготовленности учащихся;- прогнозирование уровня усвоения учащимися научных знаний, сформированности умений и навыков, как на уроке, так и на отдельных его этапах;- выбор наиболее рациональных методов, приемов и средств обучения, стимулирования и контроля оптимального воздействия их на каждом этапе урока, выбор, обеспечивающий познавательную активность, сочетание различных форм коллективной и индивидуальной работы на уроке и максимальную самостоятельность в учении учащихся;- реализация на уроке всех дидактических принципов;- создание условий успешного учения учащихся.

    Какие требования предъявляются к современному уроку:

    • хорошо организованный урок в хорошо оборудованном кабинете должен иметь хорошее начало и хорошее окончание.
    • учитель должен спланировать свою деятельность и деятельность учащихся, четко сформулировать тему, цель, задачи урока;
    • урок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками;
    • учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность учащихся;
    • вывод делают сами учащиеся;
    • минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества;
    • времясбережение и здоровьесбережение;
    • в центре внимания урока — дети;
    • учет уровня и возможностей учащихся, в котором учтены такие аспекты, как профиль класса, стремление учащихся, настроение детей;
    • умение демонстрировать методическое искусство учителя;
    • планирование обратной связи;
    • урок должен быть добрым.

    Принципы педагогической техники:

    • свобода выбора (в любом обучающем или управляющем действии ученику предоставляется право выбора);
    • открытости (не только давать знания, но и показывать их границы, сталкивать ученика с проблемами, решения которых лежат за пределами изучаемого курса);
    • деятельности (освоение учениками знаний, умений, навыков преимущественно в форме деятельности, ученик должен уметь использовать свои знания);
    • идеальности (высокого КПД) (максимально использовать возможности, знания, интересы самих учащихся);
    • обратной связи (регулярно контролировать процесс обучения с помощью развитой системы приемов обратной связи).

    Как проходил обычный урок? Учитель вызывает ученика, который должен рассказать домашнее задание – параграф, прочитанный по учебнику. Затем ставит оценку, спрашивает следующего. Вторая часть урока – учитель рассказывает следующую тему и задает домашнее задание.

    Теперь же (в соответствии с новыми стандартами) нужно, прежде всего, усилить мотивацию ребенка к познанию окружающего мира, продемонстрировать ему, что школьные занятия – это не получение отвлеченных от жизни знаний, а наоборот – необходимая подготовка к жизни, её узнавание, поиск полезной информации и навыки ее применения в реальной жизни.

    Если говорить о конкретных методиках, обучающих универсальным учебным действиям, они могут включать в себя и экскурсии, и поиск дополнительного материала на заданную тему, и обмен мнениями, и выявление спорных вопросов, и построение системы доказательств, и выступление перед аудиторией, и обсуждение в группах, и многое другое.

    Уроки должны строиться по совершенно иной схеме. Если сейчас больше всего распространен объяснительно-иллюстративный метод работы, когда учитель, стоя перед классом, объясняет тему, а потом проводит выборочный опрос, то в соответствии с изменениями упор должен делаться на взаимодействие учащихся и учителя, а также взаимодействие самих учеников.

    Читайте также:
    Как выявить шпионские программы на компьютере

    Ученик должен стать живым участником образовательного процесса. На сегодняшний день некоторые дети так и остаются незамеченными в течение урока. Хорошо, если они действительно что-то услышали и поняли во время занятия. А если нет?

    Групповая форма работы имеет множество плюсов: ребенок за урок может побывать в роли руководителя или консультанта группы. Меняющийся состав групп обеспечит гораздо более тесное общение одноклассников. Мало того, практика показывает, что дети в общении раскрепощаются, ведь не каждый ребенок может легко встать перед всем классом и отвечать учителю. «Высший пилотаж» в проведении урока и идеальное воплощение новых стандартов на практике – это урок, на котором учитель, лишь направляя детей, дает рекомендации в течение урока. Поэтому дети ощущают, что ведут урок сами.

    Дидактические требования к современному уроку — четкое формулирование образовательных задач в целом и его составных элементов, их связь с развивающими и воспитательными задачами, с учетом:

    • требований к результатам освоения основной образовательной программы;
    • требований к структуре основной образовательной программы начального общего образования;
    • требований к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования.

    Основные типы уроков остаются прежними, но в них внесены изменения:

    1. Урок изучения нового.

    Это: традиционный (комбинированный), лекция, экскурсия, исследовательская работа, учебный и трудовой практикум. Имеет целью изучение и первичное закрепление новых знаний

    2. Урок закрепления знаний.

    Это: практикум, экскурсия, лабораторная работа, собеседование, консультация. Имеет целью выработку умений по применению знаний.

    3. Урок комплексного применения знаний.

    Это: практикум, лабораторная работа, семинар и т.д. Имеет целью выработку умений самостоятельно применять знания в комплексе, в новых условиях.

    4. Урок обобщения и систематизации знаний.

    Это: семинар, конференция, круглый стол и т.д. Имеет целью обобщение единичных знаний в систему.

    5. Урок контроля, оценки и коррекции знаний.

    Это: контрольная работа, зачет, коллоквиум, смотр знаний и т.д. Имеет целью определить уровень овладения знаниями, умениями и навыками.

    Произошло смещение акцентов на результаты освоения основной образовательной программы образования. Они представлены в виде личностных, метапредметных и предметных результатов. Можно, конечно, провести параллели с обучающими, развивающими и воспитывающими целями урока, но они рассматривают результат урока в разных плоскостях.

    Вся учебная деятельность должна строиться на основе деятельностного подхода, цель которого заключается в развитии личности учащегося на основе освоения универсальных способов деятельности. Ребенок не может развиваться при пассивном восприятии учебного материала. Именно собственное действие может стать основой формирования в будущем его самостоятельности. Значит, образовательная задача состоит в организации условий, провоцирующих детское действие.

    В качестве примера:

    Задания в учебниках ФГОС

    Назови прогрессивные силы, участвовавшие в Гражданской войне.

    Представь, что ты оказался на месте своего предка – участника Гражданской войны на стороне белых или красных. За какие действия своих соратников ты бы испытывал угрызения совести? Свое мнение объясни.

    Перечислите отличия растений от животных.

    Лягушонок прыгал и кричал: «Я зеленый – значит, я растение!» Что ему ответил умный утенок Кряк?

    Перечислите имена существительные, которые относятся к 1-му, 2-му и 3-му склонению.

    Что нужно сделать, чтобы определить, к какому склонению относится имя существительное?

    Определите площадь прямоугольника.

    Дан план комнаты и размеры ковров. Определите, какой из предложенных ковров полностью закроет пол.

    Создание учебной ситуации должно строиться с учетом:

    • специфики учебного предмета;

    • меры сформированности УУД учащихся.

    Для создания учебной ситуации могут использоваться приемы:

    • предъявить противоречивые факты, теории;
    • обнажить житейское представление и предъявить научный факт;
    • использовать приемы «яркое пятно», «актуальность».

    При этом изучаемый учебный материал выступает как материал для создания учебной ситуации, в которой ребенок совершает некоторые действия (работает со справочной литературой, анализирует текст, находит орфограммы, группируя их или выделяя среди них группы). Осваивает характерные для предмета способы действия, т.е. приобретает наряду с предметными познавательные и коммуникативные компетенции.

    Структура современных уроков, должна быть динамичной, с использованием набора разнообразных операций, объединенных в целесообразную деятельность. Очень важно, чтобы учитель поддерживал инициативу ученика в нужном направлении, и обеспечивал приоритет его деятельности по отношению к своей собственной.

    Учитель, его отношение к учебному процессу, его творчество и профессионализм, его желание раскрыть способности каждого ребенка – вот это всё и есть главный ресурс, без которого современные требования к организации учебно-воспитательного процесса в школе не могут существовать.

    Читайте также:
    Лучшие программы для взлома и читинга в играх

    Много зависит от желания и характера учителя и от уровня его профессиональной подготовки. Если человек сам по себе открыт для нового и не боится перемен, начать делать первые уверенные шаги в новых условиях он сможет в более сжатые сроки.

    Источник: nsportal.ru

    Матвеева Елена Анатольевна учитель информатики моу сош №24 конкурс

    Научность. Она предполагает, что педагогические программные средства предоставляют научно-достоверные сведения в области изучаемой науки. При этом использование возможности моделирования или имитации изучаемых объектов, явлений или процессов. При этом обучаемый привыкает к экспериментально-исследовательской деятельности, способствующей развитию его творческого потенциала в определении закономерностей изучаемых явлений, и позволяет приблизить учебный эксперимент к научным методам исследования.

    Доступность. Это требование означает, что предъявляемый материал формы и методы учебной деятельности должны соответствовать уровню подготовки обучаемых и их возрастным особенностям. Для установления доступности понимания учебного материала используют тестирование, от результатов которого зависит ход дальнейшего обучения с помощью педагогических программных средств.

    Адаптивность. Это требование означает реализации индивидуального подхода к каждому обучаемому и состоит в использовании различных средств наглядности и уровней дифференциации учебного материала по сложности, объёму и содержанию.

    Систематичности и последовательности обучения. Это требование предполагает последовательность и преемственность во владении знаниями, умениями, навыками.

    Компьютерная визуализация учебной информации. Предполагает применение современных средств визуализации с помощью статической и динамической компьютерной графики и применение средств мультимедиа, а также широкое использование моделей, которые позволяют представить динамику развития процессов и явлений во времени и пространстве с сохранением возможности диалогового общения пользователя с программой.

    Обеспечение сознательности обучения, самостоятельности и активизации деятельности обучаемого. Это требование обеспечивается предоставлением средств для самостоятельных действий обучаемого по извлечению учебной информации при чётком понимании целей и задач обучения. Активизация самостоятельной деятельности обучаемого обеспечивается возможностью управления обучаемой программой, выбора режима обучения, наличия вариантов при принятии самостоятельного решения и создания позитивных стимулов, побуждающих к учебной деятельности. Это могут быть игровые ситуации, различные средства визуализации, юмор, обучающие программы.

    Обеспечение интерактивного диалога. Это требование предполагает необходимые организации возможности выбора вариантов содержания обучения и режимов учебной деятельности, осуществляемой с помощью педагогических программных средств.

    Развитие интеллектуального потенциала предполагает обеспечение развития различных типов мышления алгоритмического, наглядно-образного или теоретического. Кроме того, формирование умения выбрать вариант в сложной ситуации и умении обработать информацию на основе систем обработки данных информационно-поисковых систем или базы данных.

    Суггестивная обратная связь. Она предполагает обеспечение реакции программы на действие пользователя с возможностью получить совет или рекомендацию о дальнейших действиях. При этом необходимо обеспечить возможность приёма и выдачи вариантов совета, анализа ошибок и их коррекции.

    Методические требования к педагогическим программным средствам

    Они предполагают учитывать своеобразие и особенность конкретного учебного материала, специфику изучаемой науки, его понятийного аппарата, методов исследования и реализации обработки информации. Необходимо, чтобы был обоснован выбор темы учебного предмета при разработке педагогических программных средств с помощью аргументации педагогической целесообразности определения методических целей, достижение которых возможно только при создании данного педагогического средства.

    1.3.3. Эргономические требования

    Они обуславливают необходимость учитывать возрастные и индивидуальные особенности учащихся. Различные типы организуют их мышление, закономерности восстановления интеллектуальной и эмоциональной работоспособности.

    Важнейшей характеристикой любого продукта является его психологическое восприятие. Учет особенностей восприятия человека не только желателен, но и необходим. Он позволит[28]:

    · улучшить наглядность учебного пособия;

    · повысить запоминаемость материала;

    · ускорить адаптацию пользователя к новой программе, дисциплине;

    · снизить утомляемость при работе за экраном;

    · акцентировать внимание на важных деталях, улучшить их восприятие.

    Можно отметить, что по способу мышления выделяют три типа людей [28]:

    а) мыслящих преимущественно зрительными образами (визуалы);

    б) мыслящих проговариванием мыслей внутри (аудиалы и дигиталы);

    в) мыслящих преимущественно ощущениями (кинестетики).

    Исследования показывают, что на земле большая часть людей -визуалы и кинестетики, аудиалов на порядок меньше.

    Умело использовав особенности человеческого мышления, можно значительно интенсифицировать процесс восприятия учебного материала.

    Из сказанного можно сделать вывод, что восприятие учащимся излагаемого в электронном учебнике материала зависит не только от того, как подобран и в какой последовательности подается материал, каким стилем и в какой манере написан учебник, но и как он оформлен.

    Источник: geum.ru

    Рейтинг
    ( Пока оценок нет )
    Загрузка ...
    EFT-Soft.ru