ГДЗ по Информатика 9 класс Семакин, Залогова, Русакова § 14. Программирование диалога с ко
1. Что означает понятие «диалоговый характер программы»?
2. Какими средствами программируется диалог между пользователем и компьютером?
3. Что означает понятие «дружественный интерфейс»?
4. Выполните на компьютере все программы, приведенные в данном параграфе.
5. Постройте алгоритм и составьте программу, по которой будет реализован следующий сценарий: компьютер запрашивает номер дня недели, после ввода компьютер сообщает название этого дня. Например, если ввели 1, то выведется фраза «Это понедельник» и т. д.
1. Общение между компьютером и пользователем происходит в форме диалога вопрос-ответ. В зависимости от ответа компьютер выполняет определенные действия.
2. Следовательно, с помощью оператора вывода на экран выносятся не только результаты решения задачи, но и все элементы диалога со стороны компьютера.
3. Понятие в микроэргономике, обозначающее общую степень удобства предмета при использовании
Диалоговые окна в Windows
begin
Write (‘Введите номер дня недели (1-7) -> ‘);
Readln ( n );
case n of
1: Writeln (‘Это понедельник’);
2: Writeln (‘Это втоник’);
3: Writeln (‘Это среда’);
4: Writeln (‘Это четверг’);
5: Writeln (‘Это пятница’);
6: Writeln (‘Это суббота’);
7: Writeln (‘Это воскресенье’);
else Writeln ( ‘Это неверный ввод’);
end
end .
Введите номер дня недели (1-7) -> 5
Это пятница
Источник: dzotvet.ru
Диалоговые программы
До сих пор мы составляли программу для исполнителя и затем смотрели, как он ее выполняет, не имея возможности вмешаться в его работу. Чтобы скорректировать его действия, надо было дождаться, пока он закончит работу по программе (или прервать ее выполнение), исправить программу и выполнить ее снова с самого начала.
В сложных программах требуется, чтобы человек, работающий с программой (он называется пользователь) смог во время работы программы ввести в нее необходимую информацию и получить ответ на экране монитора, то есть программа должна работать в диалоговом режиме.
- Пользователь– человек, использующий программу в своей работе.
- Диалоговая программа – программа, во время выполнения которой происходит диалог пользователя и программы с использованием операций ввода и вывода информации. Решения принимает человек, а программа выполняет всю рутинную работу.
Для организации диалога используются специальные операторы ввода и вывода. Вводить информацию можно с клавиатуры, мыши или джойстика, выводится информация на экран монитора или на принтер.
Вывод на экран (задача z8-3.Maz)
Р ассмотрим задачу, в которой Роботу надо определить и вывести на экран длину стенки (будем считать, что она заранее неизвестна).
Алгоритм решения очень прост:
- дойти до стенки (цикл пока);
- дойти до края стенки (цикл пока);
- идти вдоль стенки, пока она не кончится, и на каждом шаге увеличивать переменную-счетчик (назовем ее n).
Когда длина найдена, надо вывести ее на специальный экран:
После команды Робота вывод пишут имя переменной. Но при этом на экран будет выведено только значение переменной (число). Гораздо удобнее получить на экране сообщение вроде
Длина стенки 13 клеток.
Для этого надо дополнить команду вывода так:
вывод «Длина стенки «, n, » метров.»;
То есть в команде вывод можно указать несколько элементов через запятую. Это могут быть строчки в кавычках (они выводятся на экран без изменения) и имена переменных (на экран выводится значения этих переменных). Вот полная программа:
пока ( впереди_свободно ) вперед ( 1 );
пока ( справа_стена ) вперед ( 1 );
вывод «Длина стенки «, длина, » клеток.»;
Правила использования оператора вывода
- Для вывода информации на экран монитора используется оператор вывод или print (от английского print– печать), после которого следует список элементов, разделенных запятыми.
- В списке вывода можно использовать элементы трех видов:
текст, заключенный в кавычки – он выводится на экран без изменений;
имя переменной, значение которой надо вывести на экран;
арифметическое выражение – компьютер сначала вычислит его значение, а
потом выведет результат на экран.
При использовании простейшей формы оператора вывода
не совсем ясно, что же выводит на экран программа. Это считается плохим стилем и поэтому наша программе должна ясно написать, что же она подсчитала.
Источник: studfile.net
Диалоговые программы. методы построения
Основным методом общения пользователя с современными программами является диалог. Имеются два вида программ: не диалоговые программы (выполняются без дополнительного обращения к пользователю) и диалоговые (интерактивные).
Диалоговая программа — программа, рассчитанная на удобное взаимодействие пользователя и ЭВМ. Она предполагает, что пользователь должен быть подготовлен к работе в диалоге. Пользователи, как правило, не обязаны быть программистами, но должны быть специалистами в той области, для которой предназначена программа. Только в этом случае можно рассчитывать на эффективное взаимодействие пользователя с программным комплексом.
Разработчик диалоговой программы должен позаботиться о защите своей программы от некорректных действий пользователя. Пользователь может ввести неправильные данные из-за своей низкой квалификации или по невнимательности, а также намеренно с определенными целями.
Организация взаимодействия между пользователем и выполняемой программой называетсяинтерфейсом пользователя и компьютера.
С точки зрения программного обеспечения в состав интерфейса пользователь-компьютер входят два компонента:
— процесс диалога, то есть двусторонний обмен информацией между пользователем и компьютером;
— процесс ввода-вывода, обеспечивающий прием от пользователя и передачу ему данных через различные физические устройства, например дисплей, клавиатуру, мышь.
В процессе диалога информация передается в виде сообщений. Можно провести их классификацию (рис. 1.1).
Рис. 1.1. Классификация сообщений в соответствии с выполняемыми ими функциями
Команды- это сообщения, посредством которых осуществляется управление ходом диалога (например, вывод на экран справочной информации, поясняющей действия пользователя).
Входные данные вводятся пользователем на основании соответствующих сообщений, указывающих, какие именно данные он должен вводить в текущий момент работы программного комплекса (процесса).
Подсказка- это сообщение программного комплекса, нужное для помощи пользователю при вводе данных.
Выходные данные — это данные, являющиеся результатом обработки входных данных.
Состояние- это сообщение, информирующее пользователя о том, что произошло или происходит при работе программного комплекса (процесса) в данный момент (например, сообщение “Ждите, идет чтение файла” и др.).
Ошибка- это сообщение о том, что работа программного комплекса (процесса) прервана, так как введенные пользователем входные данные не могут быть обработаны.
Справка- сообщение в виде справочной информации, что следует делать дальше и почему это надо делать при затруднениях, возникающих в процессе работы пользователя с программным комплексом.
Главным в интерфейсе пользователь-компьютер для “профессиональных” пакетов является “дружелюбное” отношение к пользователю и защита программы от ошибок пользователя (в литературе используются термины “дружественная программа” и “защита от дурака”).
В диалоговой программе должны быть реализованы принципы безошибочного ввода информации. Однако нет никаких способов помешать пользователю с клавиатуры в ответ на запрос ввести всякую чепуху. Мы можем вывести на экран сообщение “Введите число” в цвете, крупными буквами и к тому же мигающее, но это не поможет, если пользователь просто ткнет пальцем не в ту клавишу. Поэтому надо проектировать программу так, чтобы она каким-то образом могла определять, что введенная информация имеет смысл.
Как это сделать? Общим методологическим подходом при построении диалога человек-компьютер (с последующей его программной реализацией) является анализ диалога человек-человек при решении задачи, аналогичной той, которая решается с помощью разрабатываемого программного комплекса. Анализ должен начаться с изучения потенциальных пользователей разрабатываемой программы и их профессиональной деятельности.
Диалог должен отвечать определенным требованиям. Это естественность, последовательность, краткость и гибкость. Диалог уточняется путем неоднократного согласования с пользователями. Возможны несколько типов диалога:
— ответы с заполнением предложенных бланков;
— диалог с применением языка команд;
— запрос по образцу с использованием позиционного выбора;
— диалог с использованием естественного языка.
Кратко рассмотрим типы диалогов.
Меню- способ проведения диалога, когда на экран выводится список возможных действий или альтернатив, необходимых для управления программой, ввода показателей, а пользователь выбирает нужный пункт. Меню может выводиться на экран в различной форме. Это может быть вывод пунктов меню в строку в верхнюю или нижнюю части экрана.
Пункты меню могут быть пронумерованы цифрами или отмечены буквами, выделены цветом или повышенной интенсивностью свечения. Выбор пунктов из меню может производиться либо набором соответствующего номера или буквы, либо клавишами управления курсором перемещаются по пунктам меню и фиксируют выбор клавишей [Enter]. Пользователь может перемещаться по пунктам меню указателем мыши и щелчком ее кнопки.
Вопрос-ответ. На экран дисплея выводится вопрос и пользователь отвечает на него, нажимая после ответа на каждый вопрос [Enter].
ВВЕДИТЕ ВАШУ фамилию И.О. Иванов Петр Сергеевич
ДАТУ РОЖДЕНИЯ 21-09-49
Ответы с заполнением предложенных бланков. На экран выводится бланк с указанием того, что и в какой форме необходимо вводить. Курсор показывает на начальный пункт ввода, после набора и проверки правильности ввода нажимается клавиша [Enter]. Курсор автоматически перескакивает на следующий пункт бланка. И так далее (рис.
1.2).
Рис. 1.2. Пример бланка ввода
Диалог с применением языка команд. На экран в нужный момент выводится сообщение “Введите команду”. Пользователь набирает на клавиатуре необходимую в данный момент команду. При этом, так как отсутствует подсказка, пользователь должен выучить наизусть весь перечень рабочих команд.
При малейшей ошибке в наборе команды программа ее не понимает и, естественно, не принимает, поэтому выдается сообщение об ошибке и просьба повторить ввод. Подобный диалог был распространен в программах (редакторах) в 80-е годы. В наше время подобный диалог встречается редко.
Запрос по образцу с использованием позиционного выбора. Это одна из разновидностей запроса типа “Меню”. Выбор производится, как правило, либо нажатием клавиш управления курсором, либо одновременным нажатием управляющей клавиши (чаще Alt) и одной буквенной клавиши, соответствующей выделенной в командном слове букве.
Диалог с использованием естественного языка. Перспективен для диалоговых систем ближайшего будущего, особенно тех, где команды вводятся голосом. В настоящее время существуют такие разработки за рубежом и в нашей стране, как с ограниченным числом управляющих смысловых команд (несколько десятков слов), так и для надиктовки текста.
Если первые командные системы, по данным печати, требовали для своей работы достаточно скромных ресурсов компьютера (ОЗУ — до 4 Мбайт, процессор 486 и выше), то системы преобразования голоса в текст для надежной работы требуют довольно значительных ресурсов (ОЗУ — 16-32 Мбайта, процессор Pentium-133 и выше). Наиболее удачной системой надиктовки текста, получившей достаточно широкое распространение в нашей стране, является пакет “Dragon” с русскоязычной программой “Горыныч”.
Тестирование этого пакета, проведенное автором, показало, что он требует очень тщательной и не очень удобной индивидуальной настройки на голос пользователя и, несмотря на это, недостаточно надежно распознает речь. Кроме того, эта система имеет не очень удачный интерфейс общения с пользователем. Поэтому без доработки пакета его массовое использование проблематично. В новой версии, которая по сообщениям прессы должна была появиться во второй половине 1998 г., надежность распознавания должна быть повышена.
Статьи к прочтению:
- Dim org(50) as sotr, a as sotr
- Динамическая загрузка и выгрузка драйверов
Лекция 13 1 Интерфейс с использованием переменных
Похожие статьи:
- Методы удаления троянской программы В целом, троянские программы обнаруживаются и удаляются антивирусным и антишпионским ПО точно так же, как и остальные вредоносные программы. Троянские…
- Программа wordpad, назначение, методы работы Текстовый редактор WordPad предоставляет возможности создания несложных форматированных текстов и является упрощенным вариантом профессионального…
Источник: csaa.ru
27. Основные этапы решения задач на ЭВМ; критерии качества программы; диалоговые программы; дружественность, жизненный цикл программы.
Решение задач на ЭВМ включает в себя следующие основные этапы, часть из которых осуществляется без участия ЭВМ.
Постановка задачи:
- сбор информации о задаче;
- формулировка условия задачи;
- определение конечных целей решения задачи;
- определение формы выдачи результатов;
- описание данных (их типов, диапазонов величин, структуры и т. п.).
Анализ и исследование задачи, модели:
- анализ существующих аналогов;
- анализ технических и программных средств;
- разработка математической модели;
- разработка структур данных.
Разработка алгоритма:
- выбор метода проектирования алгоритма;
- выбор формы записи алгоритма (блок-схемы, псевдокод и др.);
- выбор тестов и метода тестирования;
- проектирование алгоритма.
Программирование:
- выбор языка программирования;
- уточнение способов организации данных;
- запись алгоритма на выбранном языке программирования.
Тестирование и отладка:
- синтаксическая отладка;
- отладка семантики и логической структуры;
- тестовые расчеты и анализ результатов тестирования;
- совершенствование программы.
Пояснение: для формирования таких тестов определены две стратегии:
- «белого» или «прозрачного ящика» (тестирование маршрутов);
- «черного ящика»
При тестировании с использованием стратегии «белого ящика» тесты стараются подобрать так, чтобы хотя бы один раз пройти по каждой ветви алгоритма. Стратегия имеет существенный недостаток: по ней принципиально невозможно обнаружить пропущенный маршрут. При тестировании с использованием стратегии «черного ящика» структура программы считается неизвестной, и тесты подбирают так, чтобы проверить выполнение всех функций программы, а затем отследить реакцию на ввод некорректных данных. На практике лучшие результаты получают, используя при разработке тестов обе стратегии.
Анализ результатов решения задачи и уточнение в случае необходимости математической модели с повторным выполнением этапов 2-5.
Сопровождение программы:
- доработка программы для решения конкретных задач;
- составление документации к решенной задаче, к математической модели, к алгоритму, к программе, к набору тестов, к использованию.
Критерии качества программы
Качество программного продукта (ПП) – это совокупность его черт и характеристик, которые влияют на способность ПП удовлетворять заданные потребности пользователя.
Качество ПП является удовлетворительным, если количественные показатели свойств гарантируют успешное его использование.
Критериями качества ПП являются:
- Функциональность
- Соответствие назначению
- Точность
- Способность взаимодействовать со средой
- Соответствие нормам
- Безопасность (защита от взлома данных и других преступных посягательств)
- Надежность
- Зрелость («обкатанность»)
- Отказоустойчивость
- Способность восстанавливаться после сбоев
- Пригодность к использованию
- Понимаемость
- Изучаемость
- Удобство и простота в работе
- Эффективность
- Быстродействие и время отклика
- Потребление ресурсов
- Сопровождаемость
- Анализируемость (диагностика причин ошибок и сопоставление с исходным кодом)
- Пригодность к изменениям
- Стабильность
- Тестируемость
- Переносимость
- Адаптируемость
- Легкость инсталляции
- Мобильность
- Соответствие нормам по переносимости и инсталляции
- Заменяемость (способность заменить аналоги?)
Функциональность – это способность ПП выполнять набор функций, определенных его внешними спецификациями.
Надежность ПП – это способность безотказно выполнять заданные функции при заданных условиях в течение заданного периода времени с высокой степенью вероятности. Таким образом, надежность не означает безошибочности, для надежного ПП важно, чтобы ошибки появлялись при применении ПП достаточно редко и не приводили к катастрофическим последствиям.
Легкость применения – это способность минимизировать затраты пользователя на подготовку и ввод исходных данных и оценку полученных результатов, а также вызывать положительные эмоции пользователя.
Эффективность – это отношение уровня услуг, предоставляемых ПП к объему используемых вычислительных ресурсов. Напомню, что объем используемых вычислительных ресурсов количественно определяется затратами машинного времени и оперативной памяти на выполнение заданных функций.
Сопровождаемость – это такие характеристики ПП, которые позволяют минимизировать усилия по внесению изменений при обнаружении ошибок в ПП и при его модификации. Не последнюю роль в повышении сопровождаемости играют комментарии к тексту программы!
Мобильность – это способность ПП быть перенесенным из одной вычислительной среды (окружения) в другую, в частности, с одной ЭВМ на другую (применяют термин “перенос с одной платформы на другую”).
Диалоговые программы
Основным методом общения пользователя с современными программами является диалог.
Имеются два вида программ: не диалоговые программы (выполняются без дополнительного обращения к пользователю) и диалоговые (интерактивные).
Диалоговая программа — программа, рассчитанная на удобное взаимодействие пользователя и ЭВМ. Она предполагает, что пользователь должен быть подготовлен к работе в диалоге.
Пользователи, как правило, не обязаны быть программистами, но должны быть специалистами в той области, для которой предназначена программа. Только в этом случае можно рассчитывать на эффективное взаимодействие пользователя с программным комплексом.
Разработчик диалоговой программы должен позаботиться о защите своей программы от некорректных действий пользователя. Пользователь может ввести неправильные данные из-за своей низкой квалификации или по невнимательности, а также намеренно с определенными целями.
Организация взаимодействия между пользователем и выполняемой программой называется интерфейсом пользователя и компьютера.
С точки зрения программного обеспечения в состав интерфейса пользователь-компьютер входят два компонента:
- процесс диалога, то есть двусторонний обмен информацией между пользователем и компьютером;
- процесс ввода-вывода, обеспечивающий прием от пользователя и передачу ему данных через различные физические устройства, например дисплей, клавиатуру, мышь.
Жизненный цикл программы
Жизненный цикл и этапы разработки программного обеспечения.
Жизненным циклом программного обеспечения называют период от момента появления идеи создания некоторого программного обеспечения до момента завершения его поддержки фирмой – разработчиком или фирмой, выполнявшей сопровождение.
Процесс разработки в соответствии со стандартом предусматривает действия и задачи, выполняемые разработчиком, и охватывает работы по созданию программного обеспечения и его компонентов в соответствии с заданными требованиями, включая оформление проектной и эксплуатационной документации, а также подготовку материалов, необходимых для проверки работоспособности и соответствия качества программных продуктов, материалов, необходимых для обучения персонала, и т.д.
Постановка задачи
Впроцессе постановки задачи четко формулируют назначение программного обеспечения и определяют основные требования к нему. Каждое требование представляет собой описание необходимого или желаемого свойства программного обеспечения. Различают функциональные требования, определяющие функции, которые должно выполнять разрабатываемое программное обеспечение, и эксплуатационные требования, определяющие особенности его функционирования.
Анализ требований и определение спецификаций
Спецификациями называют точное формализованное описание функций и ограничений разрабатываемого программного обеспечения. Соответственно различают функциональные и эксплуатационные спецификации. Совокупность спецификаций представляют собой логическую модель проектируемого программного обеспечения. Для получения спецификаций выполняют анализ требований технического задания, формулируют содержательную постановку задачи, выбирают аппарат формализации, строят модель предметной области, определяют подзадачи и выбирают или разрабатывают методы их решения. На этом этапе также целесообразно сформировать тесты для поиска ошибок в проектируемом программном обеспечении, обязательно указав ожидаемые результаты.
Проектирование
Основной задачей этого этапа является определение подробных спецификаций разрабатываемого программного обеспечения. Процесс проектирования сложного программного обеспечения обычно включает:
- Проектирование общей структуры – определение основных компонентов и их взаимосвязей;
- Декомпозицию компонентов и построение структурных иерархий в соответствии с рекомендациями блочно-иерархического подхода;
- Проектирование компонентов.
Результатом проектирования является детальная модель разрабатываемого программного обеспечения вместе со спецификациями его компонентов всех уровней.
Реализация
Реализация представляет собой процесс поэтапного написания кодов программы на выбранном языке программирования (кодирование), их тестирование и отладку.
Сопровождение
Сопровождение – это процесс создания и внедрения новых версий программного продукта. Причинами выпуска новых версий могут служить:
- Необходимость исправления ошибок, выявленных в процессе эксплуатации предыдущих версий;
- Необходимость совершенствования предыдущих версий, например, улучшения интерфейса, расширения состава выполняемых функций или повышения его производительности;
- Изменение среды функционирования, например, появление новых технических средств и / или программных продуктов, с которыми взаимодействует сопровождаемое программное обеспечение.
На этом этапе в программный продукт вносят необходимые изменения, которые могут потребовать пересмотра проектных решений, принятых на любом предыдущем этапе.
Источник: teletype.in