Диалог исследователя с испытуемым по заранее составленной программе это

Метод анкетирования даёт возможность получить информацию о типичности тех или иных явлений большой группы школьников (например: об их запросах, пожеланиях, об отношении к отдельным предметам).

Существует несколько видов анкетирования как процедуры:

Контактное анкетирование осуществляется при раздаче, заполнении и сборе анкет при непосредственном общении исследователя с испытуемыми.

Заочное анкетирование организуется посредством корреспондентских связей. Анкеты рассылаются по почте и возвращаются таким же способом в адрес исследовательской организации.

Прессовое анкетирование реализуется через анкету, размещённую в газете. После получения данных от своих читателей, газета может оперировать ими в соответствии с целями своего исследования.

А сама анкета есть совокупность вопросов о предпочтениях, мотивах, мнениях, оценках.

При проведении анкетирования вопросы анкеты должны быть чёткими и однозначными, позволяющие наиболее точно охарактеризовать изучаемое явление.

«Искусство модерации: принципы равноправного диалога»

При анкетировании используются как прямые, так и косвенные вопросы (прямой — нравится ли вам профессия учителя?; косвенн. – согласны ли вы с утверждением, что профессия учителя – самая лучшая?).

Анкеты бывают трёх типов – открытые, закрытые и смешанного типа.

Закрытые анкеты содержат вопросы с подобранными заранее ответами, открытые позволяют опрашиваемому высказывать своё мнение.

Анкеты смешанного типа содержат элементы первых двух вариантов анкет.

Любая правильно составленная анкета должна состоять из трёх основных частей – вводная, основная и демографическая.

Вводная часть анкеты содержит обращение к опрашиваемым, в ней указывается название учреждения, проводившего опрос, цели и задачи анкетирования, инструкция по заполнению анкеты.

Основная часть состоит из собственно вопросов анкеты. Как мы уже говорили, они бывают прямые или косвенные.

Демографическая часть анкеты включает вопросы, позволяющие составить так называемую «паспортную» характеристику респондента. В неё входят такие знания об опрашиваемом, как его фамилия, пол, возраст, профессия и т. п.

Беседа – это диалог исследователя с испытуемыми по заранее разработанной программе. К общим правилам использования беседы относятся выбор компетентных респондентов, обоснование мотивов исследования, правильные формулировки вопросов.

Беседа обязательно должна включать формулировки вопросов в «лоб», вопросы со скрытым смыслом, вопросы, проверяющие искренность ответов.

Близок к методу беседы в опросных методах метод интервью.

Метод интервью помогает исследователю узнать оценку испытуемого по изучаемому вопросу.

Правила интервьюирования предполагают создание таких условий, при которых бы испытуемый чувствовал себя комфортно.

Как беседа, так и интервью более продуктивны в обстановке неофициальных контактов, симпатий, вызываемых исследователем как человеком.

Метод рейтинга и самооценки.

Публичный семинар: Методы управления диалогом и определение целей в диалоге

Рейтинг – оценка тех или иных сторон деятельности компетентными судьями (экспертами).

К подбору экспертов при этом предъявляется ряд требований:

— креативность и др.

Самооценка осуществляется по программе, предполагающей указание степени затруднений, которые испытывают педагоги в том или ином виде деятельности.

Изучение и обобщение педагогического опыта издавна применяется впедагогике.Оно полезно на этапе эмпирического описания, когда исследователь только приступает к исследованию.

Обобщение опыта начинается с его описания на основе наблюдения, бесед, опросов, изучения документов. Далее проводится классификация наблюдаемых явлений, их истолкование, подведение под известные правила.

Более высокий уровень анализа предполагает установление причинно – следственных связей, выявление внутренних закономерностей.

Изучение документов – это метод, позволяющийполучить объективную информацию на основе анализа определённых смысловых единиц содержания и формы информации.

Источниками информации при этом могут служить ведомости, книги протоколов собраний и заседаний, расписание учебных занятий, календарные и поурочные планы учителей и т. д.

Изучаются психологические характеристики учащихся, качество и эффективность обучения.

Тестирование – это целенаправленное, одинаковое для всех обследование, проводимое в строго контролируемых условиях.

Тестирование позволяет объективно измерять характеристики и результаты обучения, воспитания и развития учащихся. От других методов оно отличается точностью результатов, простотой и доступностью исполнения, возможностью автоматизации при обработке результатов.

Педагогический эксперимент. Эксперимент – это научно поставленный опыт обучения и воспитания, позволяющий наблюдать исследуемые явления в контролируемых условиях.

Педагогический эксперимент – это комплексный метод, который включает в себя наблюдения, беседы, интервью, анкетные опросы, создание специальных ситуаций.

Эксперимент проводится в том случае, когда нет возможности доказать что – либо иным способом, тогда, когда действительно нужно что – то доказывать, когда существует сомнение, выбор, альтернатива.

Сущность педагогического эксперимента состоит в том, что он ставит изучаемые явления в определённые условия, создаёт планомерно организуемые ситуации, выявляет факты, на основании которых устанавливается зависимость между экспериментальным воздействием и его результатами.

Э тапы проведения эксперимента:

1) построение гипотезы, формулировка целей и задач эксперимента

2) создание программы эксперимента

3) разработка путей для фиксирования результатов

4) осуществление эксперимента

5) количественная и качественная обработка результатов

6) обобщение и выводы по результатам эксперимента.

Эксперименты бывают нескольких — глобальные (Болонский процесс в современном высшем образовании), локальные (ЕГЭ), мини – эксперименты (охватывает группу студентов, образов. учреждение).

Кроме того, эксперименты подразделяют в зависимости от места проведения на естественные и лабораторные.

Читайте также:
Программа для настройки ГБО 4 поколения omvl

Естественный эксперимент проводится путём ввода опытной конструкции в естественный ход образовательного процесса. Объектами такого эксперимента чаще всего становятся планы и программы, учебники и учебные пособия, приёмы и методы обучения и воспитания.

Лабораторный предполагает создание искусственных условий, в которых потом и проверяется рабочая гипотеза. Чаще всего такой эксперимент требует дополнительных затрат в плане специально оборудованных лабораторий и аппаратуры.

В зависимости от цели, которую преследуют эксперименты, их подразделяют на:

— констатирующие (они изучают существующие педагогические явления)

— проверочные (проверяется гипотеза, созданная в процессе осмысления проблемы)

— формирующие (в его процессе конструируются новые педагогические явления).

Вторая группа методов, как мы с вами определяли, в традиционной классификации – теоретические.

Теоретические методы непосредственно и опосредованно выходят на анализ реальных педагогических процессов – их причин, источников развития, условий, в которых они протекают.

К ним относят:

— теоретический анализ и синтез

Анализ — это способ познания объекта или явления посредством раздельного изучения его частей и свойств как элементов единого целого.

Синтез представляет собой способ познания, посредством которого происходит объединение в целое частей и свойств, выделенных посредством анализа.

Анализ и синтез направлены на выделение существенных признаков предмета или явления. Их нельзя отрывать друг от друга, противопоставлять или абсолютизировать один из них.

Сравнение позволяет устанавливать сходство и различия между явлениями и предметами.

Систематизация – распределение изучаемых явлений в смысловые группы в зависимости от их сходства и различия.

Конкретизация помогает находить частное, отвечающее общему понятию.

Моделирование — э то очень важный метод, который применяется в любой исследовательской работе, и в педагогике тоже.

Моделирование –это воспроизведение характеристик некоторого объекта на другом объекте, специально созданном для изучения. Второй объект называют «моделью» первого. Модель похожа на моделируемый объект, но не равна ему. Модель отражает только те свойства, которые мы выбираем для исследования.

Среди глобальных тенденций развития всех видов современного профессионального образования сегодня можно выделить следующие:

1. интернационализация и интеграция образования как основа формирования единого мирового образовательного пространства,

2. информатизация образования,

3. культурологизация образования (гуманистическое развитие образования),

4. совершенствование массового, а не элитного образования в большей мере,

5. демократизация образования,

6. дифференциация и индивидуализация образования.

Цель модернизации современного профессионального образования заключается в создании динамично развивающегося механизма, который обеспечит развитие системы образования в соответствии с потребностями общества. Образованность и профессиональная подготовка молодого поколения являются ресурсами развития, важными для любого общества.

Образовательная политика государства в области развития профессионального образования нацелена сегодня на:

— совершенствование его структуры,

— актуализацию содержания,

— повышение качества профессионального образования,

— удовлетворение потребностей местных рынков труда.

№ 7. Процесс профессионального обучения.

Педагогический процесс – специально организованное, развивающееся во времени и в рамках определённой системы взаимодействие педагогов и учащихся, направленное на достижение поставленной цели..

Уч астники педагогического процесса:

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности.

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями.

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм.

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени.

ЛЕКАРСТВЕННЫЕ ФОРМЫ ДЛЯ ИНЪЕКЦИЙ К лекарственным формам для инъекций относятся водные, спиртовые и масляные растворы, суспензии, эмульсии, ново­галеновые препараты, жидкие органопрепараты и жидкие экс­тракты, а также порошки и таблетки для имплантации.

Тема 5. Организационная структура управления гостиницей 1. Виды организационно – управленческих структур. 2. Организационно – управленческая структура современного ТГК.

Методы прогнозирования национальной экономики, их особенности, классификация В настоящее время по оценке специалистов насчитывается свыше 150 различных методов прогнозирования, но на практике, в качестве основных используется около 20 методов.

Потенциометрия. Потенциометрическое определение рН растворов Потенциометрия — это электрохимический метод иссле­дования и анализа веществ, основанный на зависимости равновесного электродного потенциала Е от активности (концентрации) определяемого вещества в исследуемом рас­творе.

Гальванического элемента При контакте двух любых фаз на границе их раздела возникает двойной электрический слой (ДЭС), состоящий из равных по величине, но противоположных по знаку электрических зарядов.

Сущность, виды и функции маркетинга персонала Перснал-маркетинг является новым понятием. В мировой практике маркетинга и управления персоналом он выделился в отдельное направление лишь в начале 90-х гг.XX века.

Источник: studopedia.info

Диалог исследователя с испытуемым по заранее составленной программе это

. –– Электронные текстовые, графические данные (1,38 Мб). – Брест: Изд-во БрГУ имени А.С. Пушкина, 2009. – 1 СD-ROM

В каталоге: Педагогика
Прислано в библиотеку: Zeal

Читайте также:
Лучшая программа для iso образов

Исследовательская беседа – диалог исследователя с испытуемым по заранее составленному плану. Это наиболее эффективный метод для выявления мотивов поведения, ценностных ориентаций, чувств, переживаний опрашиваемого. Ценность беседы как метода заключается в том, что это всегда непосредственное общение исследователя с изучаемым. Интервьюирование — разновидность беседы.

Это метод, более ориентированный на выяснение оценок, позиции опрашиваемого. Интервью проводится по заранее подготовленным вопросам, ответы на которые записываются.

К методам опроса тесно примыкают методы обобщения независимых характеристик написание сочинений. В первом случае идет речь о получении характеристики на одно и тоже лицо от разных людей по одной и той же теме. Информация, поступившая из разных источников, обрабатывается. Во втором случае группа людей пишет сочинение на заданную тему, интересующую исследователя. Затем сочинения анализируются и обобщаются.

Метод педагогического консилиума предполагает коллективное обсуждение результатов изучения воспитанников по определенной программе и единым признакам, а также коллективную выработку путей и средств преодоления обнаруженных недостатков.

В педагогических исследованиях довольно часто применяют методы оценивания: рейтинг и самооценку. Рейтинг – метод субъективной оценки какого-либо явления по заданной шкале. Эти оценки дают эксперты (компетентные судьи): ученые-педагоги, психологи, опытные учителя и другие. Они оценивают те или иные качества в соответствии с предложенной оценочной шкалой.

Данные анализируются: количественный анализ проводится по определенной формуле и дается качественная оценка. Самооценка предполагает оценку индивидом своих достижений, личностных качеств, действий, поступков по определенным параметрам.

Конкретный материал об интересующих исследователя процессах и явлениях можно собрать, анализируя педагогическую (школьную) документацию, а также результаты разных видов деятельности учащихся. Так, изучение школьной документации даст объективные данные об организации педагогического процесса в школе, а изучение (анализ, оценка) письменных, графических, контрольных, творческих и других видов работ учащихся позволит получить сведения об уровне обученности и воспитанности учащихся, о работе учителя; поможет выявить различные интересы детей, особенности их мышления, суждений, оценок, уровень сформированности учебных умений и т.д.

Источник: pedlib.ru

Методы исследования в гуманитарных науках: беседа, анкетирование, интервьюирование, тестирование

Анкетирование — метод массового сбора материала с помощью специально разработанных опросников, называемых анкетами и на которые даются ответы в письменной форме.

Существует несколько видов анкетирования:

— контактное анкетирование — осуществляется при раздаче, заполнении и сборе заполненных анкет исследователем при непосредственном его общении с испытуемым;

— заочное — организуется посредством корреспондентских связей, т.е. анкеты с инструкциями рассылаются по почте, заполняются адресатами, затем возвращаются в адрес исследовательской организации;

— прессовое — реализуется через анкету, размещенную в газете. После заполнения таких анкет читателями редакция обрабатывает и оперирует полученными данными в соответствии с целями научного или практического замысла опроса.

Различают типы анкет:

— открытая анкета, которая содержит вопросы без сопровождающих готовых ответов для выбора испытуемыми. Она требует самостоятельного конструирования ответа участниками;

— закрытая анкета, которая построена так, что на каждый вопрос даются готовые для выбора анкетируемыми ответы. Участники выбирают один из готовых ответов;

— смешанная анкета, которая содержит элементы той и другой. В ней часть ответов предлагается на выбор и в тоже время оставляются свободные строки для формулирования ответов, выходящих за пределы предложенных вопросов;

— именная анкета, требующая указать фамилии испытуемых;

— анонимная — без указания фамилий испытуемых;

— пропедевтическая, которая предполагает предварительное испытание путем так называемого «пилотажа», т.е. пробное анкетирование на нескольких испытуемых. После этого дорабатываются формулировки вопросов, тиражируются анкеты в достаточном количестве и выбирается тип анкетирования.

Организация анкетного опроса предполагает тщательную разработку структуры анкеты. Техника обработки анкет определяется как числом лиц, вовлеченных в опрос, так и степенью сложности и громоздкости содержания анкеты.

Главная проблема составления качественных анкет заключается в качестве вопросов. Какой вопрос — такой ответ. В анкете не должно быть вопросов, провоцирующих определенный, желаемый тип ответа. Для того чтобы получить правдивые ответы, надо задавать непрямые завуалированные вопросы, чтобы испытуемый не догадался, о чем именно хочет узнать составитель анкеты.

Не следует применять плохо разработанных анкет, лучше использовать профессионально составленные анкеты.

Беседа — диалог исследователя с испытуемыми по заранее разработанной программе. Исследователи всех времен в беседах получали, как отмечает Подласый И.П., такую информацию, какую никакими другими способами получить невозможно. В беседах, диалогах, дискуссиях выявляются чувства и намерения, оценки и позиции, отношение людей к миру. С помощью беседы можно получить определенную информацию о нравственно-духовных, социально-политических, эстетических и других, а в целом мировоззренческих взглядах испытуемых.

Но беседа считается очень сложным и не всегда надежным методом. Поэтому она применяется как дополнительный метод для получения необходимых уточнений по поводу того, что не было достаточно ясным при наблюдении или использовании других методов.

Беседа может быть индивидуальной и групповой (коллективной).

Искусству беседы нужно долго и терпеливо учиться, особенно коллективным, фронтальным беседам, посвященным формированию, а в исследовании выявлению тех или иных личностных качеств.

Читайте также:
Не могу установить программу не запускается файл exe

Чтобы повысить надежность результатов беседы и снять оттенок субъективизма, используют специальные меры:

— наличие четкого, продуманного плана беседы с учетом

особенностей личности собеседника;

— обсуждение интересующих исследователя вопросов в различных ракурсах и связях;

— варьирование вопросов, постановка их в удобной для собеседника форме;

— умение использовать ситуацию, проявляющуюся в находчивости в вопросах и ответах.

Педагогическая беседа как метод исследования отличается целенаправленными попытками исследователя проникнуть во внутренний мир собеседника, выявить причины тех или иных его поступков.

К общим правилам использования беседы относятся:

1) выбор компетентных респондентов;

2) сообщение и обоснование мотивов исследования.

3) формулировка вариаций вопросов, включающих вопросы «в лоб», вопросы со скрытым смыслом, вопросы, проверяющие искренность ответов и другие.

Практикуются открытые и скрытые фонограммы исследовательской беседы.

Методу исследовательской беседы близок метод интервью. Он используется редко в педагогических исследованиях и не находит широкой поддержки среди исследователей. Интервьюирование обычно предполагает публичное обсуждение, публичное высказывание точек зрения, оценки испытуемого по изучаемому вопросу. Исследователь придерживается заранее подготовленных вопросов, ставит их в определенной последовательности.

Правила интервьюирования, как и беседы, включают создание условий, располагающих к искренности испытуемых. Считается, что лучше, если ответы респондента не будут стенографироваться на его глазах, а будут воспроизводиться позже по памяти исследователя. Не допускается превращение беседы и интервью в допрос.

Особое место в системе методов исследования занимает тестирование. Слово «тест» в переводе с английского означает опыт, проба, задача, испытание.

Тестирование — это целенаправленное, одинаковое для всех испытуемых обследование, проводимое в строго контролируемых условиях, позволяющее объективно измерять изучаемые характеристики. От других методов исследования тестирование отличается точностью заданий, простотой, доступностью, возможностью автоматизации.

Тестирование возникло в 80-90 гг. XX века для изучения индивидуальных различий людей. Позже оно получило свое дальнейшее развитие и активно использовалось в психологии. Основы психометрического тестирования были заложены Б. Анри и А. Бине.

Особенно развитой считается сегодня американская отрасль тестологической индустрии, создавшая международные тесты для сравнения показателей, достигнутых в образовании и развитии детей и взрослых. Все большее распространение получают компьютерные программы тестирования.

Различают тесты для выявления успеваемости, для профессиональной предрасположенности и пригодности, тесты креативности (творческих способностей), тесты личностных характеристик, тесты интеллектуального развития, которые стали неотъемлемой частью широкой учебно-воспитательной практики. Широкое применение получили тесты для диагностики уровня обученности и степени обучаемости.

Различают обучающие тесты и контрольные тесты. Оба вида предполагают составление тестовых заданий.

Известны разные тестовые задания:

— тестовые задания на определение соответствия правильному варианту, последовательности;

— задания на умение выявлять, распознавать, искать определенный объект;

— классифицировать по заданным признакам;

— задания, в которых надо заполнять пропуски;

— тестовые задания с выбором ответа (да, нет, не знаю) и с усложненным выбором ответа (предполагающим ответ кроме «да», «нет», «не знаю»).

Существуют сборники психологических и педагогических тестов разных авторов, которые могут быть использованы в практической деятельности.

В психолого-педагогической литературе предлагается длинный ряд вариативных форм методики теста, который содержит в себе проблему аксиологического плана:

— знаменитая методика ТАТ (тематический апперцептивный тест) в разных модификациях, к примеру, модификация палочных человечков (пиктограммы), рисунок — рожиц и т.д. С их помощью можно выявить этические отношения к другому человеку;

— методика ассоциативного теста;

— тест выборочного решения (напр., Вы опаздываете на занятие (на работу. ). Видите, что кому-то стало плохо. Что делаете?).

Среди методов психолого-педагогических исследований большое распространение имеет социометрический метод (или метод изучения групповой дифференциации). Он служит средством изучения и измерения скрытых межличностных отношений в коллективе, где партнеры знают друг друга. Этот метод предполагает постановку вопросов типа: «С кем бы ты хотел (не хотел) пойти в разведку, в турпоход, играть в одной команде, сидеть за одной партой; «Кому бы ты доверил (не доверил) свою тайну» и т.д. Возможен такой вариант: на каждый вопрос иногда дается возможность три раза выбрать: «Напиши сначала фамилию того, с кем бы ты более всего хотел. потом напиши фамилию, с кем бы ты хотел после первого, затем третью фамилию».

В результате у одних членов коллектива — наибольшее число выборов (т.е. симпатизирующих или не симпатизирующих), у других -наименьшее. Отсюда появляется возможность судить о месте, роли, статусе, позиции каждого члена коллектива, в группе, выявлять внутриколлективные группировки, лидеров. Полученные данные можно представить в наглядной форме с помощью так называемых матриц и социограмм и можно сделать количественную обработку результатов.

Окружность с номерами и линиями взаимного расположения испытуемых друг к другу (каждому номеру в круге соответствует номер фамилии ученика или студента в списке).

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:

Источник: studopedia.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru