Диалог исследования с испытуемыми по заранее разработанной программе это

Беседа – широко распространенный в пед-кой психологии метод получения сведения об испытуемом в общении с ним, в результате его ответов на целенаправленные вопросы.

Беседа – диалог исследователя с испытуемыми по заранее разработанной программе. К общим правилам использования беседы относятся выбор компетентных респондентов; обоснование и сообщение мотивов исследования, соответствующих интересам испытуемых; формулировка вариаций вопросов, включающих вопросы «в лоб», вопросы со скрытым смыслом, вопросы, проверяющие искренность ответов и другие. Практикуются открытые и скрытые программы исследовательской беседы. Преимущества: явная оценка невербальных сигналов (очная беседа)—больше шансов получить правдивую информацию (невербалика врёт крайне редко). при Ваших позитивных исходных качествах — больше шансов склонить человека на свою сторону, избежать игнорирования вопроса и получить выгодный для себя результат. недостатки: при отсутствии техники влияния (у Вас) большая вероятность «закрытия» собеседника. (проще — он соврёт или отвертится от Вас, сбежит). Преимущества: личная беседа обеспечивает высокую степень доверительности, допускает значительную продолжительность интервью; есть возможность показать респонденту демонстрационные материалы (карточки, логотипы, и тд); исследуемый предмет раскрывается полнее; позволяет проводить опросы среди узкой или труднодоступной целевой группы; недостатки: требует больших затрат времени; достаточно дорог.

Вы НЕ знаете, что такое диалог?

Эксперимент один из основных методов научного познания отличается от наблюдения активным вмешательством в ситуацию со стороны исследователя, осуществляемого планомерное манипулирование одной или несколькими переменными (факторами) и регистрацию сопутствующих изменений в поведении изучаемого объекта.

Правильно поставленный эксперимент позволяет проверить гипотезы. Различают традиционные и факторные планы проведения эксперимента.

При традиционном планировании меняется лишь одна независимая переменная, при факторном – несколько. Достоинством последнего явл-ся возможность оценки взаимодействия факторов – изменения хар – ра.

Одна из трудностей эксперимента в психологии заключается в том, что исследователь зачастую оказывается включенным в ситуацию общения с испытуемым и может невольно повлиять на его поведение. Особую категорию методов психологического исследования и воздействия образуют формирующие или обучающие эксперименты. Они позволяют направлено формировать особенности таких процессов, как восприятие, внимание, память, мышление.

Этапами педагогического эксперимента является:

Планирование включает постановку цели и задач эксперимента, выбор зависимой переменной (отклика), выбор факторов влияния и количество их уровней, необходимое число наблюдений и порядок проведения эксперимента, метод проверки полученных результатов. Организация и проведение эксперимента должны проходить в точном соответствии с намеченным планом.

На этапе интерпретации происходит сбор и обработка данных.

UX-исследования: как проводить и использовать результаты

Чтобы проведение эксперимента отвечало принципам достоверности, необходимо соблюдение следующих условий

1. оптимального числа испытуемых и количества опытов

2. надежность методик исследования

3. учета статистической значимости различий

Взаимное сочетание нескольких методов позволяет повысить эффективность и качество педагогических исследований.

Процедура эксперимента состоит в направленном создании или подборе таких условий, которые обеспечивают надежное выделение изучаемого фактора, и в регистрации изменений, связанных с его воздействием. Чаще всего в психолого – педагогических экспериментах имеют дело с 2 группами: экспериментальной, в которую включается изучаемый фактор; контрольной, в которой он отсутствует.

Эксперименты различаются по форме проведения, кол-ву переменных, целям, хар-ру организации исследования.

По форме проведения выделяют 2 основных вида эксперимента – лабораторный и естественный. ЛЭ проводится в спец организованных искусственных условиях, призванных обеспечить чистоту результатов. Его применяют в тех случаях, когда необходимо получить точные и надежные показатели при строго определенных условиях. ЕЭ проводится в обычных условиях в рамках привычной для испытуемого деят-ти. Используют, когда данные надо получить в предельно короткие сроки и без помех для основной деят-ти испытуемых.

По кол-ву изучаемых переменных различают одномерный и многомерный Э. ОЭ предполагает выделение в исследовании одной зависимой и одной независимой переменой. Он чаще всего реализуется в ЛЭ. МЭ в ЕЭ. Изучаются явления во взаимосвязи и взаимозависимости. Он требует измерения множества признаков.

Анализ связей между множеством изучаемых признаков, выявление структуры этих связей, ее динамики под влиянием обучения и воспитания явл-ся основной целью многомерного эксперимента.

Формирующий (обучающий) Э применяется в возрастной и пед-кой психологии. Метод прослеживания изменения психики ребенка в процессе активного воздействия исследователя на испытуемого. Формирующий Э ставит своей целью не простую констатацию уровня сформированности той или иной деятельности, развитие тех или иных сторон психики, а их активное формирование или воспитание.

Существует экспериментальное обучение как разновидность формирующего эксперимента. Различают два вида: индивидуальный, коллективный.

19 .Признаки и переменные в псих-пед исследованиях.

Признаки и переменные — это измеряемые психологические явле­ния. Такими явлениями могут быть — время решения задачи, количество допущенных ошибок, уровень тревожности, показатель интеллектуаль­ной лабильности, интенсивность агрессивных реакций, угол поворота корпуса в беседе, показатель социометрического статуса и множество других переменных.

Понятия признака и переменной могут использоваться как взаи­мозаменяемые. Они являются наиболее общими. Иногда вместо них используются понятия показателя или уровня, например, уровень на­стойчивости, показатель вербального интеллекта и др. Понятия показа­теля и уровня указывают на то, что признак может быть измерен коли­чественно, так как к ним применимы определения «высокий» или «низкий», например, высокий уровень интеллекта, низкие показатели тревожности и др.

Читайте также:
Как записывать разговоры на Андроид без программ

Психологические переменные являются случайными величинами, поскольку заранее неизвестно, какое именно значение они примут.

Математическая обработка — это оперирование со значениями признака, полученными у испытуемых в психологическом исследовании. Такие индивидуальные результаты называют также «наблюдениями», «наблюдаемыми значениями», «вариантами», «датами», «индивидуальны­ми показателями» и др. В психологии чаще всего используются терми­ны «наблюдение» или «наблюдаемое значение».

Значения признака определяются при помощи специальных шкал измерения.

Источник: studopedia.su

11.Методы педагогического исследования: беседа.

Беседа – диалог исследователя с испытуемыми по заранее разработанной программе. Ведется в свободной форме без записи ответов собеседника.

Правила использование беседы:

Выбор компетентных респондентов

Обоснование и сообщение мотивов исследования, наличие плана беседы

Различная формулировка вопросов ( « в лоб», со скрытым смыслом, проверяющие искренность ответов)

Виды беседы: открытые и скрытые.

Чаще используется как дополнительный метод, для получения разъяснений.

12.Методы педагогического исследования: педагогический эксперимент — специально организованная проверка того или иного метода, приема работы для выявления его педагогической эффективность.

Этапы эксперимента:

Теоретический ( постановка проблемы, определение цели, объекта и предмета исследования, его задач и гипотез)

Методический ( разработка методики исследования, его плана, программы, методов обработки полученных результатов)

Собственно эксперимент ( проведение серии опытов)

Аналитический ( количественный и качественный анализ, формулировка выводов и рекомендаций)

Виды эксперимента:

Естественный ( в условиях обычного образовательного процесса),

Лабораторный ( создание искусственных условий)

Чаще используется естественный, он бывает: длительный, кратковременный, констатирующий ( устанавливающий реальное состояние дел), формирующий ( создаются условия для развития тех или качеств или процессов), контрольный ( выявляется результаты проведенной работы).

13.Методы педагогического исследования: педагогическое тестирование – целенаправленное, одинаковое для всех испытуемых обследование, проводимое в строго контролируемых условиях, позволяющие объективно измерять изучаемые характеристики педагогического процесса.

От других методов отличается точностью, простотой, доступностью, возможностью автоматизации.

Виды тестов: успеваемости, элементарных умений, для диагностики обученности, интеллекта.

Выделяют тесты скорости и мощности. Обычно 5-10 вопросов.

15.Методы педагогического исследования в изучении школьника и детского коллектива.

Изучение работ учащихся. При изучении письменных работ, рисунков, творческих и контрольных работ, чертежей раскрываются индивидуальные особенности, наклонности и интересы, уровень развития.

Требования: тщательное планирование; корректное использование; умелое сочетание с другими методами.

Изучение школьной документации. Изучения личных дел учащихся, дневников, журналов, протоколов собраний вооружает исследователя некоторыми объективными данными, характеризующими реально сложившуюся практику организации образовательного процесса.

16.Закон РФ « Об образовании».Под образованием в настоящем Законе понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов).Под получением гражданином (обучающимся) образования понимается достижение и подтверждение им определенного образовательного ценза, которое удостоверяется соответствующим документом.

Право на образование является одним из основных и неотъемлемых конституционных прав граждан Российской Федерации.Образование в Российской Федерации осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права.

1. Российская Федерация провозглашает область образования приоритетной.

2. Организационной основой государственной политики Российской Федерации в области образования является Федеральная целевая программа развития образования. (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

3. Федеральная целевая программа развития образования разрабатывается и утверждается Правительством Российской Федерации. (п. 3 в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

4. Доклад Правительства Российской Федерации о ходе реализации Федеральной целевой программы развития образования ежегодно представляется палатам Федерального Собрания Российской Федерации и публикуется в официальном печатном органе. (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ (ред. 29.12.2004))

5. В государственных и муниципальных образовательных учреждениях, органах, осуществляющих управление в сфере образования, создание и деятельность организационных структур политических партий, общественно-политических и религиозных движений и организаций (объединений) не допускаются. (в ред. Федерального закона от 29.12.2006 N 258-ФЗ)

Источник: studfile.net

Диалог исследования с испытуемыми по заранее разработанной программе это

Рассмотрим основные методы педагогических иссле­дований в порядке их значимости и традиционности без группировки на теоретические и эмпирические.

Наблюдение

Наблюдение — один из наиболее распространенных методов педагоги­ческого исследования; представляет собой целенаправленный и планомер­ный процесс сбора информации. Наблюдение отличается от обычной фик­сации явлений систематичностью, опорой на определенную педагогическую концепцию. Позволяет изучать целостный объект в его естественном функционировании, проверяет адекватность и истинность теории в педагогической практике.

В результате наблюдения формулируются гипотезы, которые проверя­ются, уточняются в ходе последующих наблюдений, переходя в тео­рию, объясняющую педагогические явления. Наблюдения имеют определенную цель, проходят по заранее продуманному плану с детальным перечислением изучаемых вопросов.

Тип наблюдения зависит от характера объекта и поставленных задач. Раз­личают:

  • полевые наблюдения (в естественных условиях) и лабораторные;
  • формализованные (проводятся по жесткой программе) и неформали­зованные;
  • включенные и участвующие (в зависимости от участия наблюдателя в событиях и процессах);
  • по частоте применения — постоянные, повторные и однократные на­блюдения;
  • по объему — сплошные и выборочные;
  • по способу получения — прямые (непосредственные), косвенные (опос­редованные);
  • в зависимости от объекта наблюдения — внешние, объективные, само­наблюдения.
Читайте также:
Не работает флешка программа для восстановления

Недостатками наблюдения являются трудности охвата большого коли­чества явлений, вероятность ошибок в интерпретации событий с точки зрения мотивов и побуждений действующих лиц, излишняя идентифи­кация наблюдателя со средой, недоступность наблюдению некоторых явлений и процессов; наблюдения не позволяют вмешиваться в изуча­емый процесс, изменять ситуацию, делать точные замеры. Поэтому ре­зультаты наблюдения необходимо сопоставлять с данными, получен­ными другими методами.

Изучение опыта

Изучение опыта — еще один издавна применяемый метод педагогического исследования. В широком смысле означает организованную познавательную деятельность, направленную на установление исторических связей воспитания, вычле­нение общего, устойчивого в учебно-воспитательных системах. С помо­щью этого издавна применяемого метода педагогического исследования анализируются пути решения конкретных проблем, выводятся взвешен­ные заключения о целесообразности их применения в новых историчес­ких условиях. Поэтому данный метод называют еще «историческим».

Он тесно смыкается с другим методом — изучением первоисточников, называемым также архивным. Тщательному научному анализу подверга­ются памятники древней письменности, законодательные акты, про­екты, циркуляры, отчеты, доклады, постановления, материалы съез­дов и конференций и т. д. Изучаются также учебные и воспитательные программы, уставы, учебные книги, расписания занятий — словом, все материалы, помогающие понять сущность, истоки и последовательность развития той или иной проблемы.

Часто под изучением опыта понимают изучение передового опыта твор­чески работающих педагогических коллективов, отдельных учителей.

Научно-педагогические исследования предполагают анализ школьной документации, отражающей учебно-воспитательный процесс. Источни­ки информации — классные журналы, книги протоколов собраний и заседаний, расписания учебных занятий, правила внутреннего распо­рядка, календарные и поурочные планы учителей, конспекты и стеног­раммы уроков и т. п.

Изучение продуктов ученического творчества — домашних и классных работ по всем учебным предметам, сочинений, рефератов, отчетов, резуль­татов эстетического и технического творчества — о многом скажет опыт­ному исследователю. Большой интерес представляют и так называемые «продукты свободного времени», «хобби-занятия».

Опросные методы в педагогике

Опросные методы изучения педагогических проблем сравнительно просты по организации и универсальны как средства получения дан­ных широкого тематического спектра. В педагогике используются три общеизвестные разно­видности опросных методов: беседа, анкетирование, интер­вьюирование.

Беседа — диалог исследователя с испы­туемыми по заранее разработанной программе. К общим правилам использования беседы относятся выбор компе­тентных респондентов, обоснование и сообщение мотивов исследования, соответствующих интересам испытуемых, формулировка вариаций вопросов, включающих вопросы «в лоб», вопросы со скрытым смыслом; вопросы, прове­ряющие искренность ответов и другие. Практикуются от­крытые и скрытые фонограммы исследовательской беседы.

Близок к методу исследовательской беседы метод интервью. Здесь исследователь как бы задает тему для выяснения точки зрения и оценок испытуемого по из­учаемому вопросу. Правила интервьюирования включают создание условий, располагающих к искренности испы­туемых.

Как беседа, так и интервью более продуктивны в обстановке неофициальных контактов, симпатий, вызы­ваемых исследователем у испытуемых. Лучше, если ответы респондентов не будут стенографироваться на его глазах, а будут воспроизводиться позже по памяти исследователя. Не допускается в педагогической науке оба опросных ме­тода, смахивающих на допрос.

Анкетирование как письменный опрос более продукти­вен, документален, гибок по возможностям получения и обработки информации. Существует несколько видов ан­кетирования. Контактное анкетирование осуществляется при раздаче, заполнении и сборе заполненных анкет ис­следователем при непосредственном его общении с испы­туемыми.

Заочное анкетирование организуется посредством корреспондентских связей. Анкеты с инструкциями рас­сылаются по почте, возвращаются таким же способом в адрес исследовательской организации. Прессовое анкетиро­вание реализуется через анкету, размещенную в газете. После заполнения таких анкет читателями редакция опе­рирует полученными данными в соответствии с целями научного или практического замысла опроса.

Известны три типа анкет.

  1. Открытая анкета со­держит вопросы без сопровождающих готовых ответов на выбор испытуемого.
  2. Анкета закрытого типа постро­ена так, что на каждый вопрос даются готовые для выбора анкетируемым ответы.
  3. Наконец, смешанная анкета содержит элементы той и другой. В ней часть ответов предлагается на выбор и в то же время оставляются свободные строки с предложением сформулировать ответ, выходящий за пределы предложенных вопросов.

Педагогический эксперимент

Педагогический эксперимент — научно поставленный опыт в области учебной или воспитательной работы, изучение исследуемого педагоги­ческого явления в специально созданных и контролируемых условиях. Занимает все более важное место в педагогических исследованиях. В отличие от методов, лишь регистрирующих то, что уже существует, экс­перимент в педагогике имеет созидательный характер. Экспе­риментальным путем, например, пробивают дорогу в практику новые приемы, методы, формы, системы учебно-воспитатель­ной деятельности.

Основное назначение эксперимента — проверка научных предположе­ний и такое изучение разнообразных сторон обучения и воспитания, которое невозможно провести другими методами.

Различают естественный и лабораторный эксперименты.

Естественный эксперимент проводится в обычных условиях жизни и воспитания школьников. В этом случае экспериментатор вносит лишь некоторые необходимые условия в игру, учебу, организацию жизни. Цель этих условий состоит в выяснении влияния вводимых изменений на испытуемых.

Лабораторный эксперимент проводится в специально созданных усло­виях. Он позволяет точно регистрировать (при помощи приборов) характер воздействий на испытуемых и их ответные реакции. Естествен­ный и лабораторный эксперименты, как правило, используются во вза­имосвязи.

Метод эксперимента требует большой предварительной подготовки ис­следователя. Необходимо проводить такие эксперименты, которые не нанесут ущерба обучению и воспитанию учащихся. С целью подтверждения полученных в результате эксперимента данных они проверяются несколько раз в обычных условиях. Только после тща­тельной проверки и всесторонней оценки новые приемы или формы обу­чения и воспитания могут быть рекомендованы для внедрения в практику.

Читайте также:
Как настроить программу obs studio для записи экрана

Тестирование

Тестирование — целенаправленное, одинаковое для всех обследование, проводимое в строго контролируемых условиях, позволяющее объек­тивно измерять характеристики и результаты обучения, воспитания, развития учеников, определять параметры педагогического процесса.

Существуют международные тесты для сравнения показателей достигнутого в образова­нии и развитии детей и взрослых. Тесты воспринимаются как экзамены на пригодность людей к той или иной сфере деятельности. Все большее распространение получают компьютерные программы тестирования, позволяющие использовать ЭВМ в интерактивном режиме диалога в си­стеме человек-машина.

Различают тесты для выявления успеваемости учащихся, тесты для определения профессио­нальной предрасположенности людей. Используются тесты и в педагогических исследованиях. Если говорить о чисто педагогических аспектах тестирова­ния, укажем прежде всего на использование тестов успевае­мости. Широко применяются тесты элементарных умений, та­ких, как чтение, письмо, простейшие арифметические опера­ции, а также различные тесты для диагностики уровня обученности — выявления степени усвоения знаний, умений по всем учебным предметам.

В психологической науке используются тесты достижений, тесты интеллекта, тесты креативности (способностей), тесты проективные, тесты личностные и так далее.

От других методов об­следования тестирование отличается точностью, простотой, доступно­стью, возможностью автоматизации.

Терминологические методы

Терминологические методы исследований получают все большее распростра­нение в педагогике в последние годы. Их возникновение связано с отработкой лингвистики компьютерных систем.Появление тезаурусов, рубрикаторов, дескрипторных словарей как инструментов, размещения информации в памяти ЭВМ приводит к разра­боткам моделей обучения и исследований путем опериро­вания базовыми и периферийными понятиями. Сущность терминологических методов исследований в том, что ученые идут к анализу педагогических явлений не от практи­ки, а от того, что уже закреплено в языке теории педагогики, ее лексическом фонде. Неразвитый словарь описания той или иной области педагогики означает ее неизученность и свидетельствует о дефиците научных знаний.

Количественные методы в педагогике

Необходимо различать два основных направления в исполь­зовании количественных методов в педагогике: первое — для обработки результатов наблюдений и экспериментов, второе — для моделирования, диагностики, прогнозирования, компьюте­ризации учебно-воспитательного процесса. Методы первой группы хорошо известны и достаточно широко применяются. Пальму первенства держит освоенный исследователями ста­тистический метод. В его пределах широко применяются сле­дующие конкретные методики.

Регистрация — выявление определенного качества у явле­ний данного класса и подсчет количества по наличию или от­сутствию данного качества (например, количество успевающих и неуспевающих учеников и т. п.).

Ранжирование — расположение собранных данных в опре­деленной последовательности (убывания или нарастания за­фиксированных показателей), определение места в этом ряду изучаемых объектов (например, составление списка учеников в зависимости от числа пропущенных занятий и т. п.).

Шкалирование — присвоение баллов или других цифровых показателей исследуемым характеристикам. Этим достигается большая определенность. Известны четыре основные градации измерительных шкал:

1) шкалы наименований (или номинальные);
2) шкалы порядка (или ранговые);
3) интервальные шка­лы;
4) шкалы отношений.

Все более мощным преобразующим средством педагогичес­ких исследований становится моделирование. Научная модель — это мысленно представленная или материально реализованная система, которая адекватно отображает предмет исследования и способна замещать его так, что изучение модели позволяет получить новую информацию об этом объекте.

Моделирова­ние — это метод создания и исследования моделей. Главное преимущество моделирования — целостность представления информации. Сотни лет педагогика развивалась главным обра­зом за счет анализа — расчленения целого на части; синтезом как таковым практически пренебрегали. Моделирование основывается на синтетическом подходе: вычленяет целостные сис­темы и исследует их функционирование.

Моделирование в дидактике успешно применяется для ре­шения следующих важных задач:

  • оптимизации структуры учебного материала;
  • улучшения планирования учебного процесса;
  • управления познавательной деятельностью;
  • управления учебно-воспитательным процессом;
  • диагностики, прогнозирования, проектирования обучения.

В педагогических исследованиях в сочетании с другими методами широко используется социометрия. Этот метод мы рассмотрим более подробно в следующем параграфе.

Таков состав наиболее распространенных методов пе­дагогического исследования. Сравнительно реже приме­няются заимствованные из других наук: методы контекст-анализа, рейтинга, провокаций, документального анализа, репертуарной решетки, методы парного сравнения, Дельфи, мемуаров и другие. Педагогика использует ряд инструментальных ме­тодов физиологии и медицины; тремограммы, ЭЭГ, КГР, изменяющиеся скорости реакции, другие объективные показателисостояния человека. Применяются комбинации методов.

  1. Методы системного педагогического исследо­вания: Учебное пособие. / Под ред. проф. Н.В. Кузьминой. — М.: Народное образование, 2002. — 208 с.
  2. Немов Р. С. Психология: Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений. В 3 кн.: Кн. 3: Экспериментальная педагогическая психология и психодиагностика. — М.: Просвещение: Владос, 1995. — 512 с.
  3. Педагогика. Учебное пособие для студентов педаго­гических вузов и педагогических колледжей / Под ред. П.И. Пидкасистого. — М.: Педагогическое общество России, 1998. — 640 с.
  4. Подласый И. П. Педагогика: Новый курс: Учеб. для студ. высш. учеб. заве­дений: В 2 кн. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. — Кн. 1: Общие основы. Процесс обучения. — 576 с.

Источник: www.ckofr.com

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru