Беседа – широко распространенный в пед-кой психологии метод получения сведения об испытуемом в общении с ним, в результате его ответов на целенаправленные вопросы.
Беседа – диалог исследователя с испытуемыми по заранее разработанной программе. К общим правилам использования беседы относятся выбор компетентных респондентов; обоснование и сообщение мотивов исследования, соответствующих интересам испытуемых; формулировка вариаций вопросов, включающих вопросы «в лоб», вопросы со скрытым смыслом, вопросы, проверяющие искренность ответов и другие. Практикуются открытые и скрытые программы исследовательской беседы. Преимущества: явная оценка невербальных сигналов (очная беседа)—больше шансов получить правдивую информацию (невербалика врёт крайне редко). при Ваших позитивных исходных качествах — больше шансов склонить человека на свою сторону, избежать игнорирования вопроса и получить выгодный для себя результат. недостатки: при отсутствии техники влияния (у Вас) большая вероятность «закрытия» собеседника. (проще — он соврёт или отвертится от Вас, сбежит). Преимущества: личная беседа обеспечивает высокую степень доверительности, допускает значительную продолжительность интервью; есть возможность показать респонденту демонстрационные материалы (карточки, логотипы, и тд); исследуемый предмет раскрывается полнее; позволяет проводить опросы среди узкой или труднодоступной целевой группы; недостатки: требует больших затрат времени; достаточно дорог.
Вы НЕ знаете, что такое диалог?
Эксперимент один из основных методов научного познания отличается от наблюдения активным вмешательством в ситуацию со стороны исследователя, осуществляемого планомерное манипулирование одной или несколькими переменными (факторами) и регистрацию сопутствующих изменений в поведении изучаемого объекта.
Правильно поставленный эксперимент позволяет проверить гипотезы. Различают традиционные и факторные планы проведения эксперимента.
При традиционном планировании меняется лишь одна независимая переменная, при факторном – несколько. Достоинством последнего явл-ся возможность оценки взаимодействия факторов – изменения хар – ра.
Одна из трудностей эксперимента в психологии заключается в том, что исследователь зачастую оказывается включенным в ситуацию общения с испытуемым и может невольно повлиять на его поведение. Особую категорию методов психологического исследования и воздействия образуют формирующие или обучающие эксперименты. Они позволяют направлено формировать особенности таких процессов, как восприятие, внимание, память, мышление.
Этапами педагогического эксперимента является:
Планирование включает постановку цели и задач эксперимента, выбор зависимой переменной (отклика), выбор факторов влияния и количество их уровней, необходимое число наблюдений и порядок проведения эксперимента, метод проверки полученных результатов. Организация и проведение эксперимента должны проходить в точном соответствии с намеченным планом.
На этапе интерпретации происходит сбор и обработка данных.
UX-исследования: как проводить и использовать результаты
Чтобы проведение эксперимента отвечало принципам достоверности, необходимо соблюдение следующих условий
1. оптимального числа испытуемых и количества опытов
2. надежность методик исследования
3. учета статистической значимости различий
Взаимное сочетание нескольких методов позволяет повысить эффективность и качество педагогических исследований.
Процедура эксперимента состоит в направленном создании или подборе таких условий, которые обеспечивают надежное выделение изучаемого фактора, и в регистрации изменений, связанных с его воздействием. Чаще всего в психолого – педагогических экспериментах имеют дело с 2 группами: экспериментальной, в которую включается изучаемый фактор; контрольной, в которой он отсутствует.
Эксперименты различаются по форме проведения, кол-ву переменных, целям, хар-ру организации исследования.
По форме проведения выделяют 2 основных вида эксперимента – лабораторный и естественный. ЛЭ проводится в спец организованных искусственных условиях, призванных обеспечить чистоту результатов. Его применяют в тех случаях, когда необходимо получить точные и надежные показатели при строго определенных условиях. ЕЭ проводится в обычных условиях в рамках привычной для испытуемого деят-ти. Используют, когда данные надо получить в предельно короткие сроки и без помех для основной деят-ти испытуемых.
По кол-ву изучаемых переменных различают одномерный и многомерный Э. ОЭ предполагает выделение в исследовании одной зависимой и одной независимой переменой. Он чаще всего реализуется в ЛЭ. МЭ в ЕЭ. Изучаются явления во взаимосвязи и взаимозависимости. Он требует измерения множества признаков.
Анализ связей между множеством изучаемых признаков, выявление структуры этих связей, ее динамики под влиянием обучения и воспитания явл-ся основной целью многомерного эксперимента.
Формирующий (обучающий) Э применяется в возрастной и пед-кой психологии. Метод прослеживания изменения психики ребенка в процессе активного воздействия исследователя на испытуемого. Формирующий Э ставит своей целью не простую констатацию уровня сформированности той или иной деятельности, развитие тех или иных сторон психики, а их активное формирование или воспитание.
Существует экспериментальное обучение как разновидность формирующего эксперимента. Различают два вида: индивидуальный, коллективный.
19 .Признаки и переменные в псих-пед исследованиях.
Признаки и переменные — это измеряемые психологические явления. Такими явлениями могут быть — время решения задачи, количество допущенных ошибок, уровень тревожности, показатель интеллектуальной лабильности, интенсивность агрессивных реакций, угол поворота корпуса в беседе, показатель социометрического статуса и множество других переменных.
Понятия признака и переменной могут использоваться как взаимозаменяемые. Они являются наиболее общими. Иногда вместо них используются понятия показателя или уровня, например, уровень настойчивости, показатель вербального интеллекта и др. Понятия показателя и уровня указывают на то, что признак может быть измерен количественно, так как к ним применимы определения «высокий» или «низкий», например, высокий уровень интеллекта, низкие показатели тревожности и др.
Психологические переменные являются случайными величинами, поскольку заранее неизвестно, какое именно значение они примут.
Математическая обработка — это оперирование со значениями признака, полученными у испытуемых в психологическом исследовании. Такие индивидуальные результаты называют также «наблюдениями», «наблюдаемыми значениями», «вариантами», «датами», «индивидуальными показателями» и др. В психологии чаще всего используются термины «наблюдение» или «наблюдаемое значение».
Значения признака определяются при помощи специальных шкал измерения.
Источник: studopedia.su
11.Методы педагогического исследования: беседа.
Беседа – диалог исследователя с испытуемыми по заранее разработанной программе. Ведется в свободной форме без записи ответов собеседника.
Правила использование беседы:
Выбор компетентных респондентов
Обоснование и сообщение мотивов исследования, наличие плана беседы
Различная формулировка вопросов ( « в лоб», со скрытым смыслом, проверяющие искренность ответов)
Виды беседы: открытые и скрытые.
Чаще используется как дополнительный метод, для получения разъяснений.
12.Методы педагогического исследования: педагогический эксперимент — специально организованная проверка того или иного метода, приема работы для выявления его педагогической эффективность.
Этапы эксперимента:
Теоретический ( постановка проблемы, определение цели, объекта и предмета исследования, его задач и гипотез)
Методический ( разработка методики исследования, его плана, программы, методов обработки полученных результатов)
Собственно эксперимент ( проведение серии опытов)
Аналитический ( количественный и качественный анализ, формулировка выводов и рекомендаций)
Виды эксперимента:
Естественный ( в условиях обычного образовательного процесса),
Лабораторный ( создание искусственных условий)
Чаще используется естественный, он бывает: длительный, кратковременный, констатирующий ( устанавливающий реальное состояние дел), формирующий ( создаются условия для развития тех или качеств или процессов), контрольный ( выявляется результаты проведенной работы).
13.Методы педагогического исследования: педагогическое тестирование – целенаправленное, одинаковое для всех испытуемых обследование, проводимое в строго контролируемых условиях, позволяющие объективно измерять изучаемые характеристики педагогического процесса.
От других методов отличается точностью, простотой, доступностью, возможностью автоматизации.
Виды тестов: успеваемости, элементарных умений, для диагностики обученности, интеллекта.
Выделяют тесты скорости и мощности. Обычно 5-10 вопросов.
15.Методы педагогического исследования в изучении школьника и детского коллектива.
Изучение работ учащихся. При изучении письменных работ, рисунков, творческих и контрольных работ, чертежей раскрываются индивидуальные особенности, наклонности и интересы, уровень развития.
Требования: тщательное планирование; корректное использование; умелое сочетание с другими методами.
Изучение школьной документации. Изучения личных дел учащихся, дневников, журналов, протоколов собраний вооружает исследователя некоторыми объективными данными, характеризующими реально сложившуюся практику организации образовательного процесса.
16.Закон РФ « Об образовании».Под образованием в настоящем Законе понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов).Под получением гражданином (обучающимся) образования понимается достижение и подтверждение им определенного образовательного ценза, которое удостоверяется соответствующим документом.
Право на образование является одним из основных и неотъемлемых конституционных прав граждан Российской Федерации.Образование в Российской Федерации осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права.
1. Российская Федерация провозглашает область образования приоритетной.
2. Организационной основой государственной политики Российской Федерации в области образования является Федеральная целевая программа развития образования. (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
3. Федеральная целевая программа развития образования разрабатывается и утверждается Правительством Российской Федерации. (п. 3 в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
4. Доклад Правительства Российской Федерации о ходе реализации Федеральной целевой программы развития образования ежегодно представляется палатам Федерального Собрания Российской Федерации и публикуется в официальном печатном органе. (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ (ред. 29.12.2004))
5. В государственных и муниципальных образовательных учреждениях, органах, осуществляющих управление в сфере образования, создание и деятельность организационных структур политических партий, общественно-политических и религиозных движений и организаций (объединений) не допускаются. (в ред. Федерального закона от 29.12.2006 N 258-ФЗ)
Источник: studfile.net
Диалог исследования с испытуемыми по заранее разработанной программе это
Рассмотрим основные методы педагогических исследований в порядке их значимости и традиционности без группировки на теоретические и эмпирические.
Наблюдение
Наблюдение — один из наиболее распространенных методов педагогического исследования; представляет собой целенаправленный и планомерный процесс сбора информации. Наблюдение отличается от обычной фиксации явлений систематичностью, опорой на определенную педагогическую концепцию. Позволяет изучать целостный объект в его естественном функционировании, проверяет адекватность и истинность теории в педагогической практике.
В результате наблюдения формулируются гипотезы, которые проверяются, уточняются в ходе последующих наблюдений, переходя в теорию, объясняющую педагогические явления. Наблюдения имеют определенную цель, проходят по заранее продуманному плану с детальным перечислением изучаемых вопросов.
Тип наблюдения зависит от характера объекта и поставленных задач. Различают:
- полевые наблюдения (в естественных условиях) и лабораторные;
- формализованные (проводятся по жесткой программе) и неформализованные;
- включенные и участвующие (в зависимости от участия наблюдателя в событиях и процессах);
- по частоте применения — постоянные, повторные и однократные наблюдения;
- по объему — сплошные и выборочные;
- по способу получения — прямые (непосредственные), косвенные (опосредованные);
- в зависимости от объекта наблюдения — внешние, объективные, самонаблюдения.
Недостатками наблюдения являются трудности охвата большого количества явлений, вероятность ошибок в интерпретации событий с точки зрения мотивов и побуждений действующих лиц, излишняя идентификация наблюдателя со средой, недоступность наблюдению некоторых явлений и процессов; наблюдения не позволяют вмешиваться в изучаемый процесс, изменять ситуацию, делать точные замеры. Поэтому результаты наблюдения необходимо сопоставлять с данными, полученными другими методами.
Изучение опыта
Изучение опыта — еще один издавна применяемый метод педагогического исследования. В широком смысле означает организованную познавательную деятельность, направленную на установление исторических связей воспитания, вычленение общего, устойчивого в учебно-воспитательных системах. С помощью этого издавна применяемого метода педагогического исследования анализируются пути решения конкретных проблем, выводятся взвешенные заключения о целесообразности их применения в новых исторических условиях. Поэтому данный метод называют еще «историческим».
Он тесно смыкается с другим методом — изучением первоисточников, называемым также архивным. Тщательному научному анализу подвергаются памятники древней письменности, законодательные акты, проекты, циркуляры, отчеты, доклады, постановления, материалы съездов и конференций и т. д. Изучаются также учебные и воспитательные программы, уставы, учебные книги, расписания занятий — словом, все материалы, помогающие понять сущность, истоки и последовательность развития той или иной проблемы.
Часто под изучением опыта понимают изучение передового опыта творчески работающих педагогических коллективов, отдельных учителей.
Научно-педагогические исследования предполагают анализ школьной документации, отражающей учебно-воспитательный процесс. Источники информации — классные журналы, книги протоколов собраний и заседаний, расписания учебных занятий, правила внутреннего распорядка, календарные и поурочные планы учителей, конспекты и стенограммы уроков и т. п.
Изучение продуктов ученического творчества — домашних и классных работ по всем учебным предметам, сочинений, рефератов, отчетов, результатов эстетического и технического творчества — о многом скажет опытному исследователю. Большой интерес представляют и так называемые «продукты свободного времени», «хобби-занятия».
Опросные методы в педагогике
Опросные методы изучения педагогических проблем сравнительно просты по организации и универсальны как средства получения данных широкого тематического спектра. В педагогике используются три общеизвестные разновидности опросных методов: беседа, анкетирование, интервьюирование.
Беседа — диалог исследователя с испытуемыми по заранее разработанной программе. К общим правилам использования беседы относятся выбор компетентных респондентов, обоснование и сообщение мотивов исследования, соответствующих интересам испытуемых, формулировка вариаций вопросов, включающих вопросы «в лоб», вопросы со скрытым смыслом; вопросы, проверяющие искренность ответов и другие. Практикуются открытые и скрытые фонограммы исследовательской беседы.
Близок к методу исследовательской беседы метод интервью. Здесь исследователь как бы задает тему для выяснения точки зрения и оценок испытуемого по изучаемому вопросу. Правила интервьюирования включают создание условий, располагающих к искренности испытуемых.
Как беседа, так и интервью более продуктивны в обстановке неофициальных контактов, симпатий, вызываемых исследователем у испытуемых. Лучше, если ответы респондентов не будут стенографироваться на его глазах, а будут воспроизводиться позже по памяти исследователя. Не допускается в педагогической науке оба опросных метода, смахивающих на допрос.
Анкетирование как письменный опрос более продуктивен, документален, гибок по возможностям получения и обработки информации. Существует несколько видов анкетирования. Контактное анкетирование осуществляется при раздаче, заполнении и сборе заполненных анкет исследователем при непосредственном его общении с испытуемыми.
Заочное анкетирование организуется посредством корреспондентских связей. Анкеты с инструкциями рассылаются по почте, возвращаются таким же способом в адрес исследовательской организации. Прессовое анкетирование реализуется через анкету, размещенную в газете. После заполнения таких анкет читателями редакция оперирует полученными данными в соответствии с целями научного или практического замысла опроса.
Известны три типа анкет.
- Открытая анкета содержит вопросы без сопровождающих готовых ответов на выбор испытуемого.
- Анкета закрытого типа построена так, что на каждый вопрос даются готовые для выбора анкетируемым ответы.
- Наконец, смешанная анкета содержит элементы той и другой. В ней часть ответов предлагается на выбор и в то же время оставляются свободные строки с предложением сформулировать ответ, выходящий за пределы предложенных вопросов.
Педагогический эксперимент
Педагогический эксперимент — научно поставленный опыт в области учебной или воспитательной работы, изучение исследуемого педагогического явления в специально созданных и контролируемых условиях. Занимает все более важное место в педагогических исследованиях. В отличие от методов, лишь регистрирующих то, что уже существует, эксперимент в педагогике имеет созидательный характер. Экспериментальным путем, например, пробивают дорогу в практику новые приемы, методы, формы, системы учебно-воспитательной деятельности.
Основное назначение эксперимента — проверка научных предположений и такое изучение разнообразных сторон обучения и воспитания, которое невозможно провести другими методами.
Различают естественный и лабораторный эксперименты.
Естественный эксперимент проводится в обычных условиях жизни и воспитания школьников. В этом случае экспериментатор вносит лишь некоторые необходимые условия в игру, учебу, организацию жизни. Цель этих условий состоит в выяснении влияния вводимых изменений на испытуемых.
Лабораторный эксперимент проводится в специально созданных условиях. Он позволяет точно регистрировать (при помощи приборов) характер воздействий на испытуемых и их ответные реакции. Естественный и лабораторный эксперименты, как правило, используются во взаимосвязи.
Метод эксперимента требует большой предварительной подготовки исследователя. Необходимо проводить такие эксперименты, которые не нанесут ущерба обучению и воспитанию учащихся. С целью подтверждения полученных в результате эксперимента данных они проверяются несколько раз в обычных условиях. Только после тщательной проверки и всесторонней оценки новые приемы или формы обучения и воспитания могут быть рекомендованы для внедрения в практику.
Тестирование
Тестирование — целенаправленное, одинаковое для всех обследование, проводимое в строго контролируемых условиях, позволяющее объективно измерять характеристики и результаты обучения, воспитания, развития учеников, определять параметры педагогического процесса.
Существуют международные тесты для сравнения показателей достигнутого в образовании и развитии детей и взрослых. Тесты воспринимаются как экзамены на пригодность людей к той или иной сфере деятельности. Все большее распространение получают компьютерные программы тестирования, позволяющие использовать ЭВМ в интерактивном режиме диалога в системе человек-машина.
Различают тесты для выявления успеваемости учащихся, тесты для определения профессиональной предрасположенности людей. Используются тесты и в педагогических исследованиях. Если говорить о чисто педагогических аспектах тестирования, укажем прежде всего на использование тестов успеваемости. Широко применяются тесты элементарных умений, таких, как чтение, письмо, простейшие арифметические операции, а также различные тесты для диагностики уровня обученности — выявления степени усвоения знаний, умений по всем учебным предметам.
В психологической науке используются тесты достижений, тесты интеллекта, тесты креативности (способностей), тесты проективные, тесты личностные и так далее.
От других методов обследования тестирование отличается точностью, простотой, доступностью, возможностью автоматизации.
Терминологические методы
Терминологические методы исследований получают все большее распространение в педагогике в последние годы. Их возникновение связано с отработкой лингвистики компьютерных систем.Появление тезаурусов, рубрикаторов, дескрипторных словарей как инструментов, размещения информации в памяти ЭВМ приводит к разработкам моделей обучения и исследований путем оперирования базовыми и периферийными понятиями. Сущность терминологических методов исследований в том, что ученые идут к анализу педагогических явлений не от практики, а от того, что уже закреплено в языке теории педагогики, ее лексическом фонде. Неразвитый словарь описания той или иной области педагогики означает ее неизученность и свидетельствует о дефиците научных знаний.
Количественные методы в педагогике
Необходимо различать два основных направления в использовании количественных методов в педагогике: первое — для обработки результатов наблюдений и экспериментов, второе — для моделирования, диагностики, прогнозирования, компьютеризации учебно-воспитательного процесса. Методы первой группы хорошо известны и достаточно широко применяются. Пальму первенства держит освоенный исследователями статистический метод. В его пределах широко применяются следующие конкретные методики.
Регистрация — выявление определенного качества у явлений данного класса и подсчет количества по наличию или отсутствию данного качества (например, количество успевающих и неуспевающих учеников и т. п.).
Ранжирование — расположение собранных данных в определенной последовательности (убывания или нарастания зафиксированных показателей), определение места в этом ряду изучаемых объектов (например, составление списка учеников в зависимости от числа пропущенных занятий и т. п.).
Шкалирование — присвоение баллов или других цифровых показателей исследуемым характеристикам. Этим достигается большая определенность. Известны четыре основные градации измерительных шкал:
1) шкалы наименований (или номинальные);
2) шкалы порядка (или ранговые);
3) интервальные шкалы;
4) шкалы отношений.
Все более мощным преобразующим средством педагогических исследований становится моделирование. Научная модель — это мысленно представленная или материально реализованная система, которая адекватно отображает предмет исследования и способна замещать его так, что изучение модели позволяет получить новую информацию об этом объекте.
Моделирование — это метод создания и исследования моделей. Главное преимущество моделирования — целостность представления информации. Сотни лет педагогика развивалась главным образом за счет анализа — расчленения целого на части; синтезом как таковым практически пренебрегали. Моделирование основывается на синтетическом подходе: вычленяет целостные системы и исследует их функционирование.
Моделирование в дидактике успешно применяется для решения следующих важных задач:
- оптимизации структуры учебного материала;
- улучшения планирования учебного процесса;
- управления познавательной деятельностью;
- управления учебно-воспитательным процессом;
- диагностики, прогнозирования, проектирования обучения.
В педагогических исследованиях в сочетании с другими методами широко используется социометрия. Этот метод мы рассмотрим более подробно в следующем параграфе.
Таков состав наиболее распространенных методов педагогического исследования. Сравнительно реже применяются заимствованные из других наук: методы контекст-анализа, рейтинга, провокаций, документального анализа, репертуарной решетки, методы парного сравнения, Дельфи, мемуаров и другие. Педагогика использует ряд инструментальных методов физиологии и медицины; тремограммы, ЭЭГ, КГР, изменяющиеся скорости реакции, другие объективные показателисостояния человека. Применяются комбинации методов.
- Методы системного педагогического исследования: Учебное пособие. / Под ред. проф. Н.В. Кузьминой. — М.: Народное образование, 2002. — 208 с.
- Немов Р. С. Психология: Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений. В 3 кн.: Кн. 3: Экспериментальная педагогическая психология и психодиагностика. — М.: Просвещение: Владос, 1995. — 512 с.
- Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / Под ред. П.И. Пидкасистого. — М.: Педагогическое общество России, 1998. — 640 с.
- Подласый И. П. Педагогика: Новый курс: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений: В 2 кн. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. — Кн. 1: Общие основы. Процесс обучения. — 576 с.
Источник: www.ckofr.com