Диагностическая программа это в педагогике

Диагностика – это общий способ получить информацию, касающуюся изучаемого объекта или процесса.

Определение 2

Педагогическая диагностика – это система работы педагога, предполагающая изучение состояния и результатов процесса обучения. Она дает возможность скорректировать данный процесс, чтобы повысить качество обучения.

Диагностика, в качестве неотъемлемой части образовательного процесса направлена на эффективное управление всей учебной деятельностью.

Сущность педагогической диагностики заключается в изучении результативности учебно-воспитательной деятельности на основании изменений в уровне воспитанности учеников и росте педагогического мастерства педагогов.

Чат педагогов
в Telegram
Обменивайся опытом и материалами с другими студентами и преподавателями!

Педагогическая диагностика представлена совокупностью специально подбираемых и систематизируемых заданий, которые позволяют:

  • определить особенности усвоения учениками предметных знаний, умений и навыков;
  • выявлять трудности учеников и устанавливать их причины;
  • определять степень овладения учебной деятельностью;
  • оценивать изменения в развитии учеников.

Педагогическая диагностика направлена на оценивание следующих метапредметных результатов учебной деятельности:

Вебинар: «Психолого-педагогическая диагностика как педагогический инструмент…

  • овладеть способностью принятия и сохранения цели и задач учебной деятельности, осуществлять поиск средства по ее осуществлению;
  • освоить способы решения творческих и поисковых проблем и задач;
  • освоить планирование, контроль и оценку учебных действий в соответствии с поставленными задачами и условиями их реализации, а также определение наиболее эффективных способов достижения результата;
  • умение понять причину успеха или неуспеха учебной деятельности;
  • овладеть логическими действиями – сравнением, анализом, синтезом, обобщением, классификацией, установлением аналогий и причинно-следственных связей, построением рассуждений.

«Педагогическая диагностика»
Готовые курсовые работы и рефераты
Решение учебных вопросов в 2 клика
Помощь в написании учебной работы

Педагогическая диагностика предоставляет возможность определить основные особенности усвоения учениками предметных знаний, умений и навыков.

Существует три уровня усвоения содержания предметных знаний, умений и навыков, которые ставят следующие задачи:

  • проверить возможность воспроизведения знаний;
  • применять знания в знакомой ситуации;
  • применять знания в незнакомых ситуациях.

Педагогическая диагностика предоставляет возможность выявлять характер трудностей учащегося и устанавливать их причины.

Выявление причин устойчивых ошибок учащихся через конкретизацию характера возникающих затруднений осуществляют посредством выполнения разнообразных заданий.

Также педагогическая диагностика позволяет установить уровень овладения учебной деятельностью.

Диагностические работы предоставляют возможность определить те компоненты учебной деятельности, которые сформированы лучше, и те, которые требуют дополнительной работы.

Педагогическая диагностика. Как ее проводить?

Диагностические работы помогают в определении уровня самоконтроля – планирующего, пошагового и итогового, а также самооценки.

Благодаря педагогической диагностике можно в полной мере оценить те изменения, которые произошли в развитии учеников.

Выполнение заданий педагогической диагностики дает возможность говорить о шаблонности или о гибкости мышления учеников.

Диагностические задания позволяют отметить, насколько обучение способствует продвижению в общем развитии, происходят ли какие-либо сдвиги в языковом развитии.

Этапы педагогической диагностики

Любая педагогическая диагностика проходит в несколько этапов.

Стартовый этап диагностики. Его цель в зависимости от года обучения в школе может отличаться:

  • в 1 классе – это определение учебных возможностей ребенка и возможностей усвоения им требований программы, то есть его личностная готовность обучаться в школе;
  • во 2-4 классах целью выступает сопоставление результатов конца прошлого года обучения и тех результатов, которые получены в начале следующего учебного года, что отражается в сводных технологических картах педагога, и помогает выявлять проблемы в знаниях учеников и намечать шаги по их устранению.

Второй этап – промежуточная диагностика – проводится в конце каждой четверти или триместра. Его цель заключается в выявлении динамики уровня овладения учениками отдельными компонентами учебной деятельности по какой-то конкретной теме изучаемого курса, за определенный временной промежуток, а также оказание ему целенаправленной помощи. Также на данном этапе намечают пути повышения успешности обучения отдельных категорий учащихся.

Формой проведения данного этапа диагностики может выступать самостоятельная работы, контрольный срез, устный опрос, тесты, результаты которых будут зафиксированы в технологической карте.

Третий этап – итоговая диагностика, которая проводится в конце апреля или мае. Ее цель – выявление степени сформированности общеучебных умений и навыков на конец учебного года, учитывая специфику того или иного предмета, а также получение объективной информации о состоянии и проблемах образовательной деятельности в каждом классе, определение соответствия поставленных целей и полученных результатов в конце учебного года.

Формой проведения данного типа контроля может выступать тестирование или контрольная работа.

Результаты этой диагностики заносят в карту индивидуальных достижений учащихся.

Иными, словами, педагогическая диагностика позволяет определить:

  • сформированность тех или иных компонентов учебной деятельности, а также те, которые требуют дополнительной работы;
  • уровень самоконтроля – планирующий, пошаговый, итоговый;
  • причины наличия устойчивых ошибок и характер возникающих затруднений;
  • есть ли какие-то изменения в математическом и языковом развитии;
  • насколько обучение способствует продвижению в общем развитии обучающихся.

Источник: spravochnick.ru

Педагогическая диагностика (цели, методы, средства) в ДОУ

Педагогическая диагностика — это подраздел педагогики, изучающий принципы и методы распознавания и установления признаков, характеризующих нормальный или отклоняющийся от норм ход педагогического процесса.

Сущность педагогической диагностики — распознавание состояния личности (или группы) путем быстрой фиксации его важнейших (определяющих) параметров; выявленные параметры соотносят к известным уже законам и тенденциям педагогики с целью прогноза поведения изучаемого объекта, принятия решения о воздействии на его поведение в намеченном направлении. Предметом педагогической диагностики является целеполагание в учебно-воспитательном процессе, учитывающее реальное состояние объекта воспитания и его конкретные наличные условия. Педагогическая диагностика служит важнейшим средством обратной связи для целенаправленного воздействия субъекта на объект воспитания.

Публикация «Педагогическая диагностика (цели, методы, средства) в ДОУ» размещена в разделах

В диагностику вкладывается более широкий и более глубокий смысл, чем в традиционную проверку знаний, умений обучаемых. Проверка лишь констатирует результаты, не объясняя их происхождения. Диагностирование рассматривает результаты в связи с путями, способами их достижения, выявляет тенденции, динамику формирования продуктов обучения. Диагностирование включает в себя контроль, проверку, оценивание, накопление статистических данных, их анализ, выявление динамики, тенденций, прогнозирование дальнейшего развития событий.

Читайте также:
Программа dc unlocker не видит модем

Педагогическая диагностика охватывает все диагностические задачи, возникающие в процессе образования.

Она должна ориентироваться на следующие цели :

1. внутренняя и внешняя коррекция в случае неверной оценки результатов обучения;

2. определение результатов обучения;

3. планирование последующих этапов учебного процесса;

4. мотивация с помощью поощрения за успехи в учебе и регулирования сложности последующих шагов;

5. оптимизация процесса обучения.

Соответственно задачами диагностики являются :

1. выявление относительного уровня развития учащихся;

2. анализ изменения уровня развития под влиянием определённых воздействий;

3. выявление потенциальных возможностей развития.

В зависимости от задач изучения, применяемые методы подразделяются на :

1. Неэкспериментальные (служат для выявления наличия или отсутствия какой-нибудь психологической особенности);

2. Диагностические (для количественного измерения);

3. Экспериментальные (для объяснения психических явлений);

4. Формирующие (для выявления возможностей развития).

Сегодня невозможно представить воспитательно-образовательную деятельность без целенаправленного анализа и конкретной оценки ее результатов, выражающихся в развитии ребенка.

Оценка должна быть представлена не в описательном виде (хотя текстовая оценка тоже может быть использована) — необходимо применение точных параметров оценки результатов педагогической работы с детьми на основе точных методик специально разработанных диагностических заданий (тестов) и анализа их выполнения, направленных на выявление уровня знаний, навыков, умений, определенных качеств личности, способностей.

Диагностика имеет большое значение для целенаправленного и эффективного осуществления воспитательно-образовательного процесса. Она позволяет путем контроля (мониторинга) и коррекции всей системы воспитания и обучения и составляющих ее компонентов совершенствовать процесс воспитания, обучения и развития детей.

Деятельность воспитателя и диагностическая деятельность неразрывны. Как известно любому педагогическому вмешательству (будь то обучение или воспитание) должна предшествовать диагностика, поэтому любой воспитатель, обязан владеть педагогической диагностикой.

Публикации по теме:

Методы, приёмы, средства обучения Наглядные методы и приемы обучения Методы 1- Наблюдение – умение всматриваться в явления окружающего мира, замечать происходящие изменения,.

Методы, формы организации деятельности воспитанников, средства в ДОУ Методы, формы организации деятельности воспитанников, средства В Федеральном Государственном образовательном стандарте дошкольного образования.

Методы и средства обучения дошкольников Методы и средства обучения дошкольников Методы обучения – способы взаимосвязанной деятельности педагога и детей, в ходе которых происходит.

Педагогическая диагностика Аналитическая справка по результатам оценки индивидуального развития воспитанников второй младшей группы №7 МБДОУ «Детский сад № 51» ЭМР.

Конференция «Педагогическая диагностика» МБДОУ № 166 «Педагогическая диагностика в ДОО» Воспитатель МБДОУ № 166 Кораблина Татьяна Олеговна Оренбург 2018 Содержание.

Педагогическая диагностика детей Педагогическая диагностика детей в соответствии с ФГОС ДОУ С целью эффективной оценки качества образовательных услуг в сфере дошкольного.

Педагогическая диагностика в подготовительной группе Цель: Проверка знаний по познавательному развитию, используя формы работы согласно ФГОС; Задачи: — развитие интереса и мотивации к учебной.

Педагогическая диагностика в подготовительной группе МОУ Кладовицкая ООШ Ростовского района Ярославской области Педагогическая диагностика в подготовительной группе Подготовила:.

Вариативные формы, методы и средства в образовательной деятельности ДОУ Вариативность образования – один из основополагающих принципов и направление развития современной системы образования в России. Вариативность.

Источник: www.maam.ru

Глава XII Педагогическая диагностика в обучении

Без оценочного компонента, без оценочных суждений, без оценочной познавательной деятельности учение стало бы блужданием в потемках.

1. Постановка вопроса.

3. Виды, формы и методы диагностики.

4. Оценка результатов обучения.

5. Исторический аспект становления и развития системы школьной оценки.

6. Учебные портфолио как альтернативная форма оценки в зарубежной школе.

7. Вопросы и задания для размышления и самоконтроля.

8. Задания для самостоятельной работы.

9. Рефлексивный анализ.

10. Литература.

1. Постановка вопроса

Неотъемлемым элементом процесса обучения являются контроль и оценка его результатов. В ходе контроля учитель получает информацию о ходе процесса учения, о затруднениях и достижениях учащихся, таким образом осуществляется обратная связь от учащихся к учителю. Но канал обратной связи важен не только для учителя, а и для учащихся, так как благодаря обратной связи они могут видеть свои успехи и недостатки, оценить свою деятельность, получить советы по ее корректировке.

Однако контроль лишь констатирует результаты обучения, не объясняя их происхождения. Результаты в связи с путями, способами их достижения, выявление тенденций дальнейшего развития учащихся рассматривает педагогическая диагностика. Поэтому сегодня, в связи с гуманизацией учебно-воспитательного процесса, речь все больше идет о диагностике. Понятно, что заинтересованным в общих успехах учителю и ученику важны данные не только о самом результате, но и о том, каким путем они достигнуты.

Понятие «педагогическая диагностика» было предложено К. Ингенкампом по аналогии с медицинской и психологической диагностикой в 1968 году. Сегодня педагогическая диагностика активно развивается. Как связана педагогическая диагностика с традиционными понятиями – проверка, контроль, оценка результатов, каковы ее функции, методы? На эти и другие вопросы вы получите ответ в теоретическом блоке, но сначала актуализируем имеющиеся у вас по этому вопросу знания.

1. Какое значение на ваш взгляд имеет контроль в процессе обучения?

Приведите примеры положительной и отрицательной роли контролязнаний из своей практики.

2. Какая система оценки существует в России? Какое отношение сложилось у вас к этой системе оценивания?

3. Можно ли осуществить эффективный контроль за учебной работой учащихся без количественной оценки его результатов?

4. Какие способы контроля вам известны из вашей практики?

В традиционной дидактике наряду с родовым понятием контроль, выделяют составные понятия – проверка, оценка и учет знаний. В современной дидактике контроль, проверка и оценка результатов обучения трактуется как педагогическая диагностика. Ранее в отечественной педагогике педагогическая диагностика имела ограниченное употребление и применялась в основном к области воспитания (Кочетов А. И., Коломинский Я. Л.), что сближало ее с психодиагностикой.

Читайте также:
Программа которая придумывает ники

Почему вместо контроля сегодня речь идет о диагностике? Чтобы разобраться в этом обратимся к трактовке этих понятий в дидактике. Так, под проверкой понимают процесс выявления успехов и трудностей в овладении знаниями и развитии, степени достижения целей обучения.

Контроль — это операция сопоставления, сличения запланированного результата с эталонными требованиями, стандартами. Проверка – это составной компонент контроля, основной дидактической функцией которого является обеспечение обратной связи между учителем и учащимися, получение педагогом объективной информации о степени освоения учебного материала, своевременное выявление недостатков и пробелов в знаниях. Учет успеваемости – это фиксирование и приведение в систему показателей проверки и контроля, что позволяет получить представление о динамике и полноте процесса овладения знаниями и развития обучаемых. Оценка – это суждения о ходе и результатах обучения, содержащие его качественный и количественный анализ и имеющие целью стимулировать повышение качества учебной работы учащихся. Выставление отметки – определение балла или ранга по официально принятой шкале для фиксирования результатов учебной деятельности, степени ее успешности [9, С. 171].

Как видим «оценка» и «отметка» не тождественные понятия. Оценка — это процесс, деятельность (или действие) оценивания, осуществляемая человеком, от нее зависит вся ориентировочная и вообще любая деятельность в целом. Отметка (балл) является результатом процесса оценивания, деятельности или действия оценивания, их условно-формальным отражением. Отождествление оценки и отметки с психологической точки зрения будет равносильно отождествлению процесса решения задачи его результату.

Наряду с видами педагогических оценок выделяются способы стимулирования учебных и воспитательных успехов детей. Главные из них — это внимание, одобрение, выражение признания, поддержка, награда, повышение социальной роли, престижа и статуса человека. В результате под влиянием объективного оценивания у школьников создается адекватная самооценка, критическое отношение к своим успехам.

Согласно закону РФ «Об образовании», основой объективной оценки уровня образования и квалификации выпускников независимо от формы получения образования являются государственные образовательные стандарты. Получается, что за основу оценки приняты внешние по отношению к ученику требования (стандарты, программы). Однако оценка работы должна отражать реальные возможности и успехи каждого ученика. Это находит воплощение в процедурах диагностики, которые заключаются в сборе информации о субъекте диагностики; в сравнении данной информации с предыдущей об этом субъекте; в анализе с целью определения причин удач или неудач в развитии, образовании, формировании личности; в раскрытии смысла с его объяснением изменений, происходящих в субъекте диагностики; в доведении их до сведения учащихся (их родителей, других учителей) и пр.

Как видим, в диагностику вкладывается более глубокий и широкий смысл. Она ориентирована на изучение и анализ не только результатов обучения, но и процесса и условий, приведших к этому результату. Таким образом, педагогическая диагностика — это деятельность по выявлению состояния и качества результатов процесса обучения, а также причин и условий, приведших к этим результатам. Педагогическая диагностика включает в себя контроль, проверку, оценивание, накопление статистических данных, их анализ, выявление динамики, тенденций, прогнозирование дальнейшего развития.

В последние годы в педагогике и в практике работы школ наряду с понятием «диагностика» все чаще встречается понятие «мониторинг». Слово «мониторинг» (от лат. monitor – напоминающий, надзирающий) означает постоянное наблюдение за каким-либо процессом с целью выявления его соответствия желаемому результату или первоначальным предположениям, наблюдение, оценка и прогноз состояния окружающей среды в связи с деятельностью человека. Причем задачей мониторинга является не просто констатация факта появления изменений, представляющих опасность, а именно предупреждение о ней до того, как ситуация может стать необратимой. Тем самым создается возможность предотвратить или минимизировать возможное деструктивное развитие событий.

Впервые мониторинг был использован в почвоведении, затем в экологии и других смежных науках. В настоящее время он изучается и используется и в технических, в социальных науках, и в различных сферах практической деятельности. Есть основания говорить, что осталось достаточно мало областей деятельности, где в той или иной мере не использовался бы мониторинг.

В образовании, например, под мониторингом понимают систему сбора, обработки, хранения и распространения информации об образовательной системе или отдельных ее элементах, ориентированную на информационное обеспечение управления, которая позволяет судить о состоянии объекта в любой момент времени и может обеспечить прогноз его развития [4]. Результаты мониторинга не просто фиксируются, они используются в качестве основы для постоянного сопоставления «проекта» и реальности с пошаговым изменением и того, и другого. Получение своевременной информации о ходе протекания педагогического процесса позволяет не только лучше понять его суть, но и своевременно внести коррективы, если возникают отклонения. Из сказанного следует, что к задачам мониторинга можно отнести: 1) системную диагностику развития учащихся; 2) внесение корректив в учебно-воспитательный процесс на основании диагностических данных. Таким образом, мониторинг включает в себя диагностику, прогнозирование и коррекцию развития учащихся и всего педагогического процесса.

Характерная особенность мониторинга в том, что он осуществляется планомерно и систематически, «присутствует» на всех этапах педагогического процесса.

Другая важная сторона процесса обучения – проблема самоконтроля и самооценки. «В условиях непрерывного образования, «образования в течение всей жизни» самоконтроль и самооценка своей учебной деятельности становится для человека важнейшим качеством» [17, С. 107]. В связи с этим здесь следует обратиться еще к одному понятию — рефлексии.

Рефлексия (от лат. refleхio – обращение назад) – процесс самопознания субъектом внутренних психических актов и состояний. Понятие рефлексии возникло в философии и означало процесс размышления индивида о происходящем в его собственном сознании. Поясняя различия оценки (самооценки) и рефлексии, А.М. Новиков пишет: «…любые человеческие действия, в том числе учебные, на любом уровне их иерархии завершаются «обращением назад»: осмыслением, сравнением, оценкой исходных и конечных состояний:

Читайте также:
Программа для настройки звука по HDMI

– объекта деятельности – итоговая оценка (самооценка);

– субъекта деятельности, т.е. самого себя – рефлексия» [17].

Рефлексия означает не только знание или понимание самого себя, но и выяснение того, как другие знают и понимают «рефлексирующего», его личностные особенности, эмоциональные реакции. Она имеет большое значение для развития личности учащихся и коллектива в целом, поэтому необходимо целенаправленно формировать у них рефлексивные умения.

Функции педагогической диагностики. Поскольку диагностика результатов обучения является составной частью процесса обучения и осуществляется путем систематического контроля и учета успеваемости, то все процедуры диагностики служат реализации контролирующей, обучающей, воспитывающей, развивающей, стимулирующей и корректирующей функций.

Контролирующая функция диагностики связана с определением уровня усвоения материала, его соответствия нормам и стандартам.

Обучающая функция диагностики определяется тем, насколько в ходе контроля наблюдается прирост знаний, умений и навыков. Она связана с тем, что задача диагностики как элемента процесса обучения состоит не только в выявлении уровня обученности, а прежде всего в научении учащихся, в исправлении ошибок, в оказании им помощи. В ходе проверки учащиеся слушают и осмысливают ответы товарищей, сами активно участвуют в опросе (задавая вопросы, отвечая на вопросы, повторяя материал про себя), закрепляют и углубляют знания, умения и навыки, выполняя упражнения, задания учителя, слушая дополнения и пр.

Воспитывающая функция связана с формированием адекватной самооценки, ответственности, целеустремленности, дисциплинированности и других черт характера.

Развивающая функция проявляется в развитии речи, памяти, мышления и др. в процессе проверки и оценки. «Умственное развитие ребенка в школе осуществляется учителем не только через предмет и методы обучения, но и посредством оценки, которая представляет собой факт самого непосредственного руководства учеником», отмечал Б. Г. Ананьев [2].

Стимулирующая функция состоит в том, что объективный контроль стимулирует у учащихся желание учиться, вдохновляет их, вселяет уверенность в дальнейшее развитие. Б. Г. Ананьев писал, что оценка может быть «стимулирующей, воздействующей на аффективно-волевую сферу посредством переживания успеха, формирования притязаний и намерений, поступков и отношений» [2].

Корректирующая функция связана с педагогической рефлексией учителя, его самоанализом, совершенствованием планирования и организацией обучения. Она касается и ученика, коррекции и самокоррекции им своей учебно-познавательной деятельности [9, С. 173].

Основными функциями диагностики являются контролирующая и корректирующая, они конкретизируются в ряде задач: выявление знаний, умений каждого ученика; своевременное обнаружение пробелов в знаниях, умениях; раскрытие причин слабого усвоения отдельных частей учебного материала; повторение и систематизация изученного; установление уровня готовности к усвоению нового материала и пр.

Требования к педагогической диагностике. Осуществляя диагностику учебной деятельности учащихся на всех этапах обучения, преподаватель должен руководствоваться следующими дидактическими требованиями:

1) объективность диагностики, предполагающая оценивание действительных успехов и недостатков работы учащихся, независимо от состояния, личных черт характера тех, кто проводит диагностику. На практике же нередки случаи, когда один и тот же ответ учащегося оценивается неоднозначно разными учителями, причем расхождение в оценках достигает порой двух и даже трех баллов. Иначе говоря, объективность диагностических процедур означает, что выставленные оценки должны совпадать независимо от методов, средств контроля и педагогов. Обеспечить объективность диагностики, как показывает практика, позволяет максимальная стандартизация ее проведения;

2) систематичность диагностики предполагает ее осуществление не от случая к случаю, а непрерывно на всех этапах процесса обучения с последовательным усложнением задач, содержания и методики. Реализация этого требования зависит от возрастных особенностей учащихся, так для младшего возраста большую роль играет текущая диагностика, впоследствии акцент делается больше на периодическую и итоговую диагностику;

3) открытость (гласность) диагностики заключается в проведении открытых испытаний для всех учащихся и по одним и тем же критериям. Кроме этого, данное требование предполагает обоснование оценки и выставленной отметки;

4) дифференцированный подход к диагностике заключается в учете специфики учебного предмета и индивидуальных особенностей учащихся. Он требует применения различных форм и методов контроля в соответствии с индивидуальными особенностями учащихся, а также соблюдения педагогического такта;

5) всесторонность заключается в том, что диагностика должна охватывать все разделы программы, обеспечить проверку теоретических знаний, интеллектуальных и практических умений и навыков учащихся, учитывать не только объем знаний (соответствие программе), но и их глубину, осмысленность, научность, систематичность, действенность, форму выражения (точность, образность, культура речи и труда), своевременность, прочность и др.;

6) разнообразие форм и методов проведения, обеспечивающее выполнение комплекса функций диагностики. При этом различные формы, методы и средства проверки, оценивания используются в тесной взаимосвязи, единстве и подчиняются одной цели;

7) действенность диагностики. Суть этого требования заключается в том, что система контроля, применяемая каждым учителем, коллективом педагогов, должна давать определенные положительные результаты.

Как уже отмечалось, в последние десятилетия в педагогической литературе обосновывается необходимость формирования у учащихся способности к самостоятельной деятельности и ответственности, т.е. формирования ключевых компетенций, создающих основу для формирования более узких и специальных предметных компетенций («Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года»; «Стратегия модернизации содержания общего образования»; «Концепция федеральных ГОСТов общего образования»). Естественно это ставит проблему диагностики ключевых компетенций. Известно, что компетентность как системное образование в личности учащегося включает когнитивный (знаниевый), деятельностный и ценностно-смысловой компоненты.

В западной педагогике это нашло отражение в том, что проверяемые результаты обучения описываются в терминах поведения, наблюдаемых действиях в когнитивной, психологической и социальной сферах.

В когнитивной сфере выявляется уровень овладения знаниями в соответствии с таксономией целей обучения (Б. Блум). Выделяются, например, уровни овладения материалом, когда ученик знает, понимает, применяет, анализирует, обобщает и оценивает учебный материал (см. гл. 5). В отечественной дидактике в этой сфере выделяются уровни усвоения учебного материала, причем в теории существуют различные подходы к их выбору, сопоставление основных подходов проведено в таблице 1 [16].

Сравнительный анализ подходов к определению уровней усвоения учебного материала

Источник: studfile.net

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru