Образовательных программ для дошколки – десятки. Но по сути их можно поделить на две части. Первые – удобные для воспитателя, те, что позволяют вести ребенка по заранее продуманной траектории от младенчества к первому классу. Вторые – в центре которых стоит ребенок: вариативные, ориентирующиеся на условия, в которых развиваются дети, а не на результаты, к которым нужно прийти.
Такая система в новинку для России, однако примеры ее успешной реализации существуют. Специально для журнала Forbes Life мы сделали подборку интересных и показательных проектов.
Современный детский сад — это уже не место для «передержки» ребятни. Родители хотят, чтобы дети не просто были под присмотром, пока мама с папой заняты. У детства появляется концепция.
Кажется, что концепций много. На сайте Федерального института развития образования (ФИРО) выложено 27 рамочных программ для дошколки, на базе которых можно написать и собственную. «Березка», «Мозаика», «Радуга» – все так или иначе предполагают создание условий для полноценного проживания детства и гармоничного развития. Выбор есть, но как сделать его, непонятно.
Обучение работе с программой «Питание в детском саду»
По сути, все детсадовские программы можно разделить на две части, говорит старший специалист в области образования Всемирного банка Тигран Шмис: первые ориентированы на воспитателя, вторые — на ребенка. По программам первого типа до сих пор работает большинство российских детских садов. «Занятия похожи на школьные и основываются на единых нормативах, которые дети должны усвоить. Сформировать предметные навыки, освоить грамоту, физкультуру и тд. Ребенку остается только следовать по курсу», — поясняет ведущий научный сотрудник ФИРО-РАНХиГС Владимир Загвоздкин.
Но современный образовательный стандарт, действующий с 2014 года, поддерживает те программы, в центре которых стоит ребенок. Они более вариативны, и отталкиваются от интересов детей в вопросах их развития, рассказывает Загвоздкин. Условно, если по плану стоит изучение птиц средней полосы, а детям хочется про динозавров, тему могут изменить.
В садах нового типа дети играют, развивают исследовательскую деятельность и общение. В диалоге со взрослыми они участвуют в планировании своих занятий. Сад может использовать разные техники и методики: по-настоящему инновационную программу нельзя реализовать шаблонным образом, говорит Загвоздкин. «Такая система для нас новая, и мы только учимся в ней работать», — отмечает он. Мы отобрали шесть интересных и показательных проектов.
Детский клуб Wunderpark
деревня Борзые, Московская область
Вступительный взнос: 100 000 рублей
Стоимость посещения: 115 000 рублей в месяц
Этот клуб в 2013 году открыла Марина Мордашова — жена владельца «Северстали». Идея пришла ей в голову после долгих поисков подходящего развивающего центра для старшей дочери. Муж велел «делать и ничего не бояться», писал Tatler. «Разноцветные билборды, кричащая реклама детских садов в интернете обещают сделать из вашего ребенка не просто достойного человека, а вундеркинда и чуть ли не нобелевского лауреата с малых лет, — отмечала Мордашова, представляя свой проект в колонке главного редактора журнала Wunderpark. — На деле же погоня за деньгами приводит к созданию совершенно невыносимых для детей учебных программ и условий».
Как выбрать детский сад для ребенка? Важна ли образовательная программа в детском саду?
Воспитание детей в ее клубе ведется параллельно по двум программам раннего развития: российской «Тропинки» и британской The International Early Years Curriculum. «Тропинки» — одна из тех программ, что появились после введения в России нового образовательного стандарта в 2014 году. Стандарт считается одним из самых прогрессивных в мире, там множество инноваций вроде поддержки детской инициативы, развития связи с семьей ребенка, внедрения принципов равноправия по отношению ко всем участникам образовательного процесса. Обе программы позволяют развить в ребенке гармоничную личность, желающую учиться, коммуницировать и сознавать свои успехи, отмечается на сайте. «У детей формируются продуктивное воображение, любознательность, ориентация на позицию другого человека, волевые качества, элементы рефлексии», — говорит представитель студии.
В Wunderpark огромная инфраструктура для детского развития. Там есть интерактивный «Город профессий», футбольное поле с профессиональным покрытием, сад звуков и сад фактур, тарзанка и батуты, а еще настоящий вертолет МИ-2. В течение дня здесь занимаются кулинарией, Lego education и арт-диско, ставят кукольные спектакли и играют в интерактивных монтессори-зонах.
МДОУ «Некоузский детский сад №3»
село Новый Некоуз, Ярославская область
Стоимость посещения: 92 рубля в день
Здесь внедрена одна из самых юных детсадовских программ — «ПРОдетей», созданная «Университетом детства» в 2017 году и тогда же взятая для апробации детским садом в Новом Некоузе.
У программы российские корни: она основана на принципах, разработанных известным советским психологом Львом Выготским (к слову, труды Выготского признаны и на Западе — например, на них базируются некоторые образовательные программы США). Выготский считал, что воспитание — активный процесс с трех сторон: самостоятельный ребенок, воспитатель, который наблюдает и помогает, и среда между ними. Поэтому, рассказывает воспитатель Аида Аскерова, педагоги спросили детей, каким бы им хотелось видеть свой сад, и воплотили детские пожелания вместе с родителями. Так, в группах появились контейнеры для хранения личных сокровищ и детских планов, которые они пишут на день. А игрушки и материалы воспитатели разместили таким образом, чтобы дети могли самостоятельно использовать их в активное время, а затем убирать на место.
Ведущая роль в программе отдана сюжетно-ролевой игре (в отличие, например, от монтессори-педагогики, которая развивающее влияние такой игры отрицает). В игре все равны, в игре у ребенка развивается креативность, способность сотрудничать, действовать в меняющихся условиях, не бояться проявлять себя, — объясняет Екатерина Рыбакова, президент «Рыбаков Фонда».
Дети в дошкольном возрасте развиваются очень интенсивно и играют по-разному: в год они передвигает игрушки, затем сами начинают придумывать сюжеты для игр, говорит руководитель “Университета детства” Ирина Быкадорова. В Некоузском детском саду организовать игру можно не в одном, специально отведенном месте, а в самых разных: центрах грамоты и письма, науки, искусств, строительства, математики и манипулятивных игр, сюжетно-ролевой игры, физических упражнений или на открытой площадке. Дети самостоятельно выбирают ту зону активности, в которой пробудут в течение дня. Свою деятельность они планируют, формулируя план письменно: знаками, символами, предложениями. И несут ответственность за свой выбор и его результат. «Постепенно дети научились справляться с выбором и планированием, — говорит Аскерова. — Такой стиль работы стал привычен и интересен, потому что они поступают в соответствии со своими желаниями».
Изменение отношения к ребенку — так, чтобы для системы российского дошкольного образования он стал субъектом, а не объектом, — касается не только мнения взрослых, но и того, как сам ребенок воспринимает себя, рассуждает Екатерина Рыбакова. «Осознает ли он, что у него не внешний локус контроля, а внутренний, что не кто-то другой, а он сам управляет своими действиями и эмоциями? И способен ли увидеть связь между своим действием и результатом? Научить этому — задача современных специалистов дошколки: им важно развить в ребенке способность к планированию, гибкому мышлению, саморегуляции, концентрации и торможению».
Российский образовательный стандарт считается одним из самых прогрессивных в мире, там множество инноваций вроде поддержки детской инициативы, развития связи с семьей ребенка, внедрения принципов равноправия по отношению ко всем участникам образовательного процесса.
Детский клуб «Я в Домике»
Санкт-Петербург
Стоимость посещения: от 40 000 рублей
«Когда мы говорим «детский сад», картинка у большинства возникает одинаковая: чинные воспитательницы, групповые комнаты, «детская» цветовая гамма, от которой становится грустно. Нам хотелось чего-то совершенно иного, — рассказывает автор концепции и руководитель детских садов «Я в Домике» Даша Пауте, популяризатор свободной педагогики. За ее плечами — 9 лет работы в школе неформального образования Димы Зицера «Апельсин» (автора книги «Любить нельзя воспитывать»).
Что значит «свободная педагогика»? Пауте выступает за уважение к детству, за развитие познавательного интереса как основу успешного обучения и понимания себя. За ценность границ, своих и окружающих. Она считает, что надо дать ребенку возможность исследовать разные виды деятельности, исходя из его потребностей. «Хочется ему три дня подряд играть в Lego или возиться с водой — пусть, не надо его насильно увлекать другими активностями. Он наиграется, разберется и пойдет дальше», — объясняет Пауте.
«Я в Домике» — частный детский клуб, первое отделение которого открылось в 2016 году в Усть-Ужоре под Петербургом, а второе через полтора года — в новостройке в центре Северной столицы. Пространство клубов изначально было задумано как важная составляющая образовательного процесса. Для России это инновационный подход, хотя тезис о том, что среда — третий учитель после родителей и воспитателей, — это мощный тренд в дизайне образовательных пространств во всем мире, пришедший из итальянской реджио-педагогики.
Среди задач, стоявших перед архитектором «Домиков» Андреем Стрельченко (помещения строились с нуля), были открытая планировка, много света и простора, возможность детей перемещаться по всему пространству и заниматься различными активностями, а еще найти место для уединения. В Усть-Ужоре, например, это воплотилось в деревянных уютных «норках», идея которых была подсмотрена в финских офисных зданиях — там можно уйти в такую «норку» поработать или отдохнуть. Если само по себе пространство классное, его не надо делать специально детским, заигрывая с ребенком, — нужно только создавать все соразмерным ему, считает Даша Пауте.
Государственные детские сады Альметьевска
Татарстан
Стоимость посещения: 3565 рублей в месяц
Это история не одного детского сада, а целых сорока трех. В государственных садах татарского Альметьевска с 2016 года внедряют единую систему оценки качества их работы. Система основана на шкалах ECERS (Early Childhood Environment Rating Scales), и это один из самых валидных инструментов для оценки дошколки в мире. Они расставляют человекоцентричные приоритеты и оценивают не результаты, которых добились дети, а условия для их развития.
Приоритеты ECERS — принципы детского участия, обогащенной среды и зарождающейся грамотности. Участие — это про то, что любой уголок детского пространства и любая деятельность должны иметь для ребенка смысл. Обогащенная среда — это пространство с разнообразным оборудованием для игры и развития в свободном доступе.
Игрушки можно брать не тем, кто съел кашу, а всем, и когда захочется. А понятие зарождающейся грамотности описывает детские способы взаимодействия со знаками, предшествующие письму и чтению в школе. Это еще не учеба, но освоение позиции грамотного человека.
Программу, запущенную в 2016 году, финансирует «Татнефть» (у нее головной офис в Альметьевске), а ведет проект психолог, руководитель блока начальных классов в московской «Новой школе» Сергей Плахотников. В процессе реформы городские сады переходят на инновационные методики работы с детьми, рассказывает старший научный сотрудник Лаборатории развития ребенка МГПУ Татьяна Ле-ван, участвующая в проекте. Например, Anji play предусматривает использование предметов с открытым назначением — вроде шин, бочек, досок. Дети вольны делать с ними что угодно, а взрослый фиксирует происходящее на камеру, чтобы затем обсудить с ними эту игру. «Школа диалога с препятствием» — это спортивный 3D-комплекс, где ребенок учится через игру понимать границы своих возможностей и видеть способы преодоления трудностей. «Соразмерные возрасту физические нагрузки стали важной составляющей интеллектуального и эмоционального развития ребенка во всем мире. В России этот подход реализуется в разных программах, в том числе у Сергея Плахотникова», — отмечает Владимир Загвоздкин из ФИРО.
Постепенно в программу вовлекут все детские сады района (всего их 90). В следующем году к проекту подключатся и нескольких школ Альметьевска — как говорит Ле-ван, «чтобы дети из садов новой идеологии не приходили в школы с устаревшим подходом».
Детский сад «Детское село»
Киров
Стоимость посещения: 20 000 рублей в месяц
Выпускница Финансового университета при Правительстве РФ Светлана Бокова открыла «Детское село» в 2012 году. Все началось с поисков подходящего сада для второго сына. Сейчас под ее руководством работают уже три садика в Кирове.
В основе образовательной программы — философия Рудольфа Штайнера, родоначальника вальдорфской педагогики. При этом основательница «Детского села» подчеркивает: «Частая претензия к вальдорфским садам — в их зацикленности на методике, в том, что они не хотят меняться вместе со временем. Мы в «Детском селе» думаем, что не только Штайнер был такой умный. Надо отталкиваться от природы ребенка и использовать разные методики: в том числе Монтессори, реджио-педагогику, отечественные наработки».
Бокова считает, что главное в дошкольном возрасте — ощущение огромной любви к себе и качество окружающего пространства. Развивает все, говорит она: мебель из натуральных материалов, формы, эстетика интерьеров, люди в этом пространстве — дворник, родители, персонал, особенности их личности, даже внешний вид и выражение лица.
Воспитанники в «Детском селе» занимаются гончарным делом, ткачеством, пекут хлеб, поют русские народные песни. Детей учат рисовать не по шаблону, играть с красками, сочинять и показывать собственные сказки. «В саду ребенок должен чувствовать себя расслабленно — может, не как дома, но хотя бы как у бабушки, — поясняет Бокова. — Здесь ребенок может столкнуться и с неприятными ситуациями, ведь он в коллективе. Мы учим решать вопросы конструктивно, осознавать и проживать свои эмоции. Однако эти ситуации обязательно должны быть соразмерны возрасту ребенка».
Взгляды Боковой на педагогику не всегда соответствуют представлению о воспитании других родителей. «Иногда мамы, особенно если они хоть чуточку из сферы образования, считают долгом отредактировать нашу программу. Но я уверена в ее эффективности, хоть и понимаю, что возможно расторжение договора. Многие стремятся напичкать ребенка всевозможными знаниями и готовы за это платить. Конечно, в два года можно научить ребенка читать, но зачем?»
МБДОУ №4 «Монтессори»
Томск
Стоимость посещения: 109 рублей в день
Монтессори-педагогика — вещь модная. По словам Владимира Загвоздкина из ФИРО, из альтернативных детсадовских программ в России больше всего распространены те, что основаны на принципах Марии Монтессори. «В России есть несколько эпицентров монтессори-практик, один из них, безусловно, вокруг томского детского сада Татьяны Костенко», — говорит Татьяна Ле-ван из МГПУ.
Томский детсад открылся в 1992 году как дошкольная ступень альтернативной школы «Эврика-развитие». Он оказался таким популярным у томичей, что спустя семь лет администрация города создала на его базе «Начальную школу-детский сад «Монтессори».
Татьяна Костенко из убежденных последователей итальянской гуманистки: в саду к этой практике не примешивается почти ничего из других методик. Педагог здесь вроде экскурсовода по пространству группы. Его задача — организовать среду, которая задает «маршрут» индивидуального движения каждого ребенка в исследовании, обучении, социальном развитии.
Среда вообще играет ведущую роль в становлении ребенка, считают последователи Монтессори. Дети в саду не делятся по возрасту: старшие учат младших, а малыши видят свою ближайшую перспективу. Поэтому пятилетние дети, умеющие читать и считать, в саду Монтессори не редкость. «А еще они умеют самостоятельно выбирать себе дело по душе, договариваться с ровесниками, — рассказывает Костенко. — И проверять свои гипотезы».
август 2019
Источник: eddesignmag.com
Нужна ли единая образовательная программа для детского сада?
Сегодня детские сады используют различные программы воспитания и обучения дошкольников. Они вправе самостоятельно выбирать, какой программе отдать предпочтение. Однако не всем нравится подобная вариативность. Довольно часто можно услышать мнение, что детским садам нужна единая программа. Эта проблема волнует не только воспитателей, но и родителей.
Мы предложили им высказать свою точку зрения по данному вопросу. Предлагаем вашему вниманию наиболее интересные ответы родителей, воспитателей и посетителей сайта нашего журнала.
Елена:
– Нужен госстандарт, а программы и методическое обеспечение приложатся. Очень жаль, что все реформы образования и нацпроекты начинаются не с начала, с дошкольников, а с высшей школы, потом со среднего звена. Это как телега впереди лошади. Нужна единая стройная система стандартов образования, тогда не будет вопросов о преемственности, выборе программ и т. п. И начинать надо с дошкольного образования.
elvira.zuh:
– Очень нужна единая программа! Каждый детский сад «лепит» что попало! Диагностика не объективная. Сейчас в детских садах из-за нехватки специалистов много случайных людей. И вот эти неопытные педагоги пытаются составлять рабочие программы, диагностики, по итогам которых судят об уровне знаний детей. А хотелось бы, чтобы этим занимались ВЫСОКОквалифицированные педагоги.
И, кстати, о требованиях санэпидрежима. Как можно его соблюдать, скажите, уважаемые педагоги? Там столько неправильных требований. Например, прогулка. Как, живя в Республике Коми, можно гулять 4,5 часа?
Виктория Николаевна Пастухова, воспитатель:
– Наш детский сад уже много лет работает по Программе воспитания и обучения в детском саду под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой и Т. С. Комаровой. На мой взгляд, очень удачная программа, над ее созданием работали лучшие специалисты дошкольного образования. В ней есть все, что необходимо воспитателю для работы, она дополнена большим количеством методических рекомендаций.
Внимательно слежу за всеми методическими новинками, которые выходят по этой программе. Знаю несколько детских садов, которые переходили на другие программы, но потом возвращались к этой. Программы, если и должны меняться, то очень медленно. Невозможно быстро придумать новые методы обучения – их надо проверять годами.
А.Т. Гозюмова:
– Единая программа нужна. Только не надо забывать, что есть разные регионы России, поэтому невозможно детям Крайнего Севера предъявлять те же требования, что и в Москве. У нас, например, в зимнее время при температуре от минус 20 до минус 32 градусов надо провести прогулку два раза только из-за того, что в программе так прописано.
Так же проблема с диагностическими методиками – программа есть, а диагностики нет, почему бы не внести методику диагностического обследования в программу. А методическая литература выпускается годами к программе. Очень интересно, удобно, практично издана книга под редакцией Парамоновой по программе «Истоки».
Ко всем разделам программы есть занятия и дополнительный материал, не надо искать стихи, загадки и т. д. Может, и к единой программе подойти так. А далее фантазия педагога! А как трудно выпускникам педвузов, ведь никакой преемственности.
Татьяна и Наталья:
– А нам кажется, что изначально необходимо утвердить государственный стандарт по дошкольному воспитанию, а в идеале каждая программа должна отвечать требованиям госстандарта. Каждый специалист и педагог дошкольного учреждения выберет ту программу, которая идеально подходит для работы с детьми именно в его учреждении.
Татьяна Юрьевна Криворотова:
– На мой взгляд, однозначно нужна единая образовательная программа для детского сада. Будут созданы действительно равные стартовые возможности для дошкольников, что повысит качество образования на последующих ступенях обучения и развития детей. Сложится культурный образ дошкольного возраста, что позволит содержательно понять его место в возрастной структуре нашего общества. И определятся рамки и направления развития дошкольной образовательной индустрии.
Надежда:
– Я считаю, что обязательно нужна единая образовательная программа для детского сада, потому что когда идет фронтальная проверка в детском саду, приезжают другие педагоги и они тестируют наших детей по своей программе, которую используют у себя в детском саду. Иногда получаются разногласия в показателях по тестированию. Вот и докажи, что программы разные.
Арина, воспитатель:
– А мне кажется, что уже невозможно «грести всех под одну гребенку», как это было в советские времена. Когда шаг влево-вправо от нормы рассматривался как «нечто». Да и зачем нужна эта уравниловка. Ведь в каждой программе есть свои изюминки – и пусть все дети будут разными. Вот школа – это другой вопрос.
Ведь иногда даже невозможно перевести ребенка в другую школу, потому что в ней совершенно другая программа.
Вероника Ивановна Реброва, муниципальное ДОУ «Детский сад № 35 комбинированного вида», п. Бугры, Всеволжский район Ленинградской области:
– Основная комплексная программа должна быть единой, но нужно оставить возможность дошкольникам наслаивать какие-то парциальные направления, которые помогут отражать специфику деятельность учреждения. Мы работаем по программе Васильевой. В этой программе нам нравится четкость, определенность, программа отработана годами. Она дает возможность для варьирования и наслаивания всех остальных программ. А например, программа «Детство», на мой взгляд, не оставляет возможность для реализации дополнительных услуг, там нагрузка на детей очень большая.
Марина Сергеевна Мерзаева:
– Да, нужна! А проблему вариативности вполне решает возможность введения парциальных и дополнительных программ. Этого достаточно! Но единая программа должна быть тщательно проработанной, опирающейся строго на научную основу, результаты последних (подлинных) исследований педагогов, психологов и физиологов.
Программа должна иметь полнейшее методическое обеспечение, четко разработанные диагностические методики! Этого часто не достает многим образовательным программам. Педагоги-практики устали заниматься теоретическими изысканиями (высказываю мнение многих). Далеко не каждый практик (даже если он педагог от Бога) может и хочет быть исследователем.
Марина Иванова:
– Все очевидно – только Монтессори. Я очарована самой личностью Марии Монтессори, ее деятельностью, ее любовью к детям. Стоит только почитать заповеди М. Монтессори. Хотя признаться честно, выполнять их гораздо сложнее. Здесь я вижу пример и поддержку в Монтессори-педагогах, наблюдая их терпение, выдержку, доброту.
Развиваются важнейшие качества, которые сейчас несколько отодвинуты на второй план. Для нас, родителей, часто приоритетом становится обучение, вот уже читает, вот уже пишет, вот уже, уже, уже… В программе Монтессори об этом не забывают, но уделяют внимание, например, и развитию самостоятельности.
Мне всегда хотелось, чтобы это качество было у моего ребенка, но никогда не хватало терпения даже не развивать это качество, а хотя бы избежать его подавления. Конечно, этому виной, мне кажется, спешка и желание все побыстрее, качественнее сделать самой. Плавали – знаем.
Ребенок начинает чашку мыть, потом надо новую покупать, начинает помогать готовить, потом гораздо больше времени уйдет на уборку кухни. Спасибо. Я думала, это нереально, чтобы дети, ничего не разбив и не испортив, сделали что-то самостоятельно. И еще одно очень важное – все эти пособия, игрушки, в общем «прибамбасики» по программе Монтессори. Самой хочется играть и исследовать.
Елена Праселкова:
– У меня по этой теме вот какая мысль. Она сформировалась под влиянием личного опыта. Мои старшие дети ходили в один и тот же детский садик, который работает по одной программе. Но педагоги у них были разные, и результаты получились тоже очень разные.
Интересный момент: тот из сыновей, который чаще говорил, что в детском саду они в основном играют, в результате получил более прочную основу для получения школьных знаний. А вот у другого ребенка воспитательница раньше работала в начальной школе учительницей. И процесс обучения в детском саду в ее группе был четко организован.
Но вот уже в школе мне сказали, что у ребенка есть пробелы именно по программе, которую он должен был усвоить в детском саду. Вариант обучения в игре оказался более эффективным. Педагогу удалось играючи заложить очень важные основы. Личность педагога очень важна, и в рамках одной и той же программы можно получить разные результаты.
Очень радует, когда педагогу удается во время обучения не только давать ребенку знания, но и открывать мир вокруг. Наблюдала, как у талантливого педагога дети и хорошо учились, и если приходили на занятие с проблемой, то после занятия уже совсем по-другому смотрели на свою маленькую сложную детскую ситуацию. Успехи воспитания сильно зависят от личности педагога, в большей степени, чем от программы. Поэтому своего младшего ребенка до трех лет буду воспитывать сама, а потом? Потом поиск того истинно талантливого воспитателя-педагога, который будет полезен моему ребенку.
Татьяна Калиниченко:
– Вы знаете, к выбору детского сада я готовилась очень тщательно. Перечитала массу литературы. Подписалась на всевозможные журналы по проблемам детства. Часами зависала в форумах в Интернете. Долго не могла принять решение, ведь цена выбора очень велика – воспитание моей дочери. Это среда, в которой она будет проводить не один-два часа, а находиться длительное время.
Я была в растерянности. Противоположных мнений по поводу программ в детских садах гораздо больше, чем я могла себе представить и переварить такое количество противоречивой информации. Друзья и знакомые тоже противоречили друг другу, а иногда и просто логике. Вытащила меня из этого замкнутого круга противоречий моя мама.
Хотя раньше я с ней эту тему не особо затрагивала, поскольку как-то все хотелось чего-нибудь модного, креативного. Но мама тактично, мудро, совершенно ненавязчиво привела меня к простому, но правильному решению. Теперь я уже могу об этом говорить, поскольку довольна результатом.
Я остановилась, как ни парадоксально, на одной из самых первых программ, которые были разработаны для наших детских садов. Это программа под редакцией М. А. Васильевой. Вот уж она проверена временем, выверена воспитателями, т. к. по ней есть большой опыт работы. Воспитатели успели сродниться с этой программой и теперь спокойно и уверенно воспитывают детей.
И, как я говорила, я довольна. Особых приоритетов по развитию чего-либо в программе нет. Дается всестороннее развитие. Для этого возраста – это наиболее подходящий вариант, т. к. на этом этапе развития надо гармонично познакомить ребенка со всеми видами искусства, с окружающим миром и многим, многим другим. И важно, что не забыто здоровье, оно сейчас у наших детей не всегда в идеальном состоянии.
Наталья Селифонова, психолог:
– Дочка ходит в детский сад два года. На выбор повлияли в большей степени отзывы других мам о детских садах, которые я собирала на детских площадках, в поликлиниках и т. д. Я отвергла вариант отдать дочку в Центр образования, который находится рядом с домом, только из-за негативных отзывов мам, которые рассказали, как там обращались с их детьми.
В итоге я выбрала самый обычный детский сад, работающий по стандартной, утвержденной Министерством образования программе. Без всякого уклона или дополнительного компонента образования. И первый год я, вообще говоря, смотрела, какое в этом саду отношение к детям. Потом мы опять могли перейти в этот улучшенный детский сад, но я отказалась от этого.
Ребенок уже привык к месту, к группе. И дочка осталась на прежнем месте. Впоследствии я смогу сменить детский сад, исходя из того, что ребенку надо будет идти в школу. Тогда я переведу дочку в то подготовительное отделение, которое будет готовить детей именно к этой школе.
Я детский психолог, имею представление о программах дошкольного образования. Знаю их достоинства и недостатки. Я знаю, что наша отечественная программа, наиболее распространенная в детских садах, очень грамотно сконструирована. Сама по себе программа очень качественная. Чего, на мой взгляд, не хватает, я восполняю тем, что занимаюсь с ребенком сама.
Предел мечтаний мамы – это заниматься по программе «Развитие». В дальнейшем для меня важна связь детского сада со школьным учреждением, чтобы ребенок пошел учиться, уже подготовленным к той школе, которую я выбрала.
Людмила
– Нужна единая программа не только в детском саду, но и в школе. Например, люди сменили место жительства и не знают, что делать со школой и детским садом: там было одно, здесь другое – требования разные. По одной программе в детском саду готовят к школе основательно, по каким-то тетрадям (планируя в дальнейшем, видимо идти в школу по программе «школа 2100»), а в другом саду даже счета нет.
Николай Петрович
– Я за вариативность. Другое дело, что родители не знают, в чем особенности конкретной программы и как правильно выбрать ту, которая действительно нужна ребенку. И конечно, надо, чтобы родители могли выбирать, в какой детский сад вести ребенка. Сейчас главное – просто место для ребенка получить, а какая программа достанется – как лотерейный билет.
Оксана Дмитриевна Светленко, педагог
– Конечно, нужна вариативность. Сейчас в школах педагоги используют разные программы. Даже в параллельных классах работают по разным программам. Почему нельзя так сделать и в детском саду? Один воспитатель использует «Истоки», другой – «Развитие».
И у воспитателей будет выбор, и у родителей. Главное, чтобы был контроль за программами, чтобы все они проходили апробацию, были рекомендованы авторитетными структурами.
Источник: sdo-journal.ru
Детские сады будут работать по единой программе дошкольного образования
Чему следует учить детей от года до двух, от трех до пяти и с шести лет, записали в единой федеральной программе дошкольного образования. Такой приказ Минпросвещения появился на портале правовой информации под конец 2022 года — 28 декабря.
Как следует из документа, детям от одного до двух лет нужно привить первичный опыт социального взаимодействия, например научить здороваться и благодарить. Детей от трех до пяти лет предлагается учить заботе — о членах семьи, животных, растениях. А детей с шести лет — еще и чувству любви к Родине.
Формировать у малышей основы «гражданственности и патриотизма» в разном возрасте нужно по-разному, считают авторы программы. Малышам — рассказывать о малой родине, показывать ее на глобусе и карте. Детей постарше — знакомить с государственной символикой и учить ее уважать. К шести-семи годам будущие школьники должны уже иметь представление о Конституции, полагают в Минпросвещения.
В итоге на выходе из детского сада ребенок должен иметь представление о жизни в России, важных исторических событиях Отечества, многообразии стран и народов мира, отмечается в документе. Также в Минпросвещения рассчитывают, что дошкольник по результатам освоения программы будет стремиться оказать помощь и поддержку другим людям, стараться разрешать конфликты конструктивными способами, проявлять положительное отношение к миру, разным видам труда, другим людям и себе.
Единая программа дошкольного образования — это еще и десятки современных и классических изобразительных, литературных, музыкальных произведений, с которыми рекомендуется познакомить детей с рождения и до 7—8 лет, рассказала «Парламентской газете» зампред Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре Людмила Скаковская.
«Таким образом, в России планируется сформировать целостный процесс обучения и воспитания дошкольников, основанный на традиционных ценностях и современных практиках образования. С этой целью и создается единое образовательное пространство», — пояснила сенатор.
Полностью статью читайте здесь
15319
Источник: www.pnp.ru