Дети подземелья программа какого класса

воспитывать милосердие, сострадание, взаимовыручку, гуманное отношение к людям.

Оборудование: компьютер, проектор, презентация к уроку, учебник «Чтение» под редакцией Аксеновой А.К.

Скачать:

Предварительный просмотр:

ГКОУ КК «Березанская школа-интернат»

Урок чтения в 7 классе

В.Г. Короленко «Дети подземелья ».

Подготовила и провела учитель русского языка и литературы

Тема: В.Г. Короленко «Дети подземелья ».

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.

Цели урока: раскрыть для учащихся тонкие душевные переживания героев, показать сложность человеческих взаимоотношений, раскрыть мотивы поведения персонажей;

развивать творческие способности, речь, критическое мышление, память;

воспитывать милосердие, сострадание, взаимовыручку, гуманное отношение к людям.

Оборудование: компьютер, проектор , презентация к уроку, учебник «Чтение» под редакцией Аксеновой А.К.

  1. Организационный момент. Психологический настрой.

— Добрый день, ребята! Сядьте правильно, спину выпрямите, посмотрите друг на друга, улыбнитесь друг другу.

В. Короленко. Дети подземелья (диафильм) — чит Дима Левицкий, А. Водяной

Вступительное слово учителя: Сегодня мы с вами завершаем знакомство с повестью Владимира Галактионовича Короленко «Дети подземелья» и наша задача – понять, какие изменения происходят с Васей после того, как он завел новых друзей, выяснить, какие нравственные уроки мы можем извлечь из этого произведения. Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастна по – своему.

И это действительно так. В жизни каждой семьи не всегда бывает счастье, бывают очень трудные ситуации: болезни, горе, утрата близких… Жила была семья, в которой было двое детей: сын – Вася шести лет, дочь Соня – четырёх лет. Папа работал судьёй и обеспечивал семью. Мама окружала детей материнской лаской, заботой и любовью. Все были счастливы.

После тяжёлой болезни умерла мама. И в один момент всё резко изменилось. О том, как сложилась жизнь семьи после этого несчастья, какими стали отношения между близкими людьми, нам рассказал сам Вася. Сейчас мы прослушаем песню и продолжим нашу беседу.

2.Слушание записи песни из кинофильма «Генералы песчаных карьеров».

Словарная работа — Что такое трущобы? (посмотрим в толковом словаре значение этого слова)

— Как вы думаете, кто из героев произведения мог бы петь эту песню? (Валек, Маруся, Тыбурций)

(Дети вспоминают Тыбурция, выброшенного жизнью на улицу, Валека и Марусю, живущих в старой часовне, а также говорят об отверженных, о голодающих, о людях лишенных крова, вынужденных промышлять мелким воровством ,чтобы прокормиться . Именно об этом повесть Короленко и об этом поется в песне.)

Учитель: Тема обездоленных и несчастных волновала не только писателей, но и многих русских художников, поэтому часто произведения литературы и изобразительного искусства перекликаются между собой, дополняя друг друга.

3.Просмотр слайд-шоу под музыку.

6 класс. Литература. В.Г.Короленко «Дети подземелья»

Это картины русских художников XIX века: В.Г. Перов «Спящие дети», «Тройка», Ф.С. Журавлев «Дети-нищие», П.П. Чистяков «Нищие дети», Ф.А. Бронников «Старик нищий» и другие.

4.Беседа по картинам.

Учитель: Вы посмотрели на картины, и какие чувства они у вас вызвали? (жалость, грусть, желание помочь бедным)

Учитель: Ребята, как вы думаете, чем люди, изображенные на полотнах русских художников похожи на персонажей повести Короленко?
(Босые избитые ноги спящих детей, разбитые башмаки, старая бедная одежда на детях, узелки в руках нищих, печальные глаза деда, несчастные лица маленьких нищих на полотнах Чистякова и Журавлева.)

Учитель: Людей, подобных тем, которых мы видели на полотнах русских художников, в городе Княжье – Вено, где происходят события повести, называют “дурным обществом” и “темными личностями”. Что же представляет собой это “дурное общество”? Кто принадлежит к нему? ( Это “несчастные темные личности”, испуганные, жалкие”, в лохмотьях, едва прикрывающие худые тела, оставшиеся без крова и куска хлеба, бродяги и воры, нищие и бездомные – те, кому не нашлось места в пыльном маленьком городке, где тюрьма – “лучшее архитектурное украшение”. )

5. Беседа по содержанию.

Учитель: Кто же называет общество “дурным”, а людей, представляющих его “темными личностями”? С чьей точки зрения оно “дурное”?
(“Дурным” его называют горожане, так как оборванцы представляют угрозу их благополучию и спокойствию.)

Учитель: Есть ли в нем на самом деле что-нибудь дурное и как это проявляется? (Да, есть. “… Эти бедняки, окончательно лишенные всяких средств к жизни со времени изгнания из замка, составили дружное сообщество и занимались… мелким воровством в городе и окрестностях” Они – воры. Брать чужое — грех, преступление.)
Учитель: Но что толкает на него бедняков? (Нужда, голод, отверженность, невозможность заработать деньги честным трудом.)

Учитель: Ребята, от чьего имени ведется повествование в рассказе «Дети подземелья» (от имени семилетнего мальчика Васи)

Учитель: Как складывались отношения Васи с отцом?

(Обратим внимание на желание Васи сблизиться с отцом, на глубокое горе отца после смерти любимой жены.)

Ученики: Мать Васи умерла, когда ему было шесть лет. С этого времени мальчик чувствовал постоянное одиночество. Отец слишком любил мать, когда она была жива, и не замечал мальчика из-за своего счастья. После смерти жены горе мужчины было таким глубоким, что он замкнулся в себе.

Вася чувствовал горе оттого, что умерла мама; ужас одиночества углублялся, потому что отец отворачивался от сына «с досадой и болью». Все считали Васю бродягой и негодным мальчишкой, и отец тоже привык к этой мысли.

Учитель: Почему мальчик начал бродяжить?

Ученики: Герой «не встречал привета и ласки» дома, чувствовал себя ненужным и одиноким, но не только это заставляло его уходить по утрам из дому: в нем жила жажда познания, общения, добра. Он не мог примириться с затхлой жизнью городка: «Мне все казалось, что где-то там, в этом большом и неведомом свете, за старою оградою сада, я найду что-то; казалось, что я должен что-то сделать и могу что-то сделать, но только не знал, что именно».

Учитель: Вася подружился с нищими детьми Валеком и Марусей, давайте кратко о них расскажем.

Ученик: Валеку было около девяти лет. Он был больше Васи, «худой и тонкий, как тростинка. Одет он был в грязную рубашонку, руки держал в карманах узких и коротких штанишек. Темные курчавые волосы лохматились над черными задумчивыми глазами». Валек вел себя солидно и внушал Васе уважение «своими манерами взрослого человека».
Ученик: Маруся, сестра Валека, была худенькая маленькая девочка четырех лет. «Это было бледное, крошечное создание, напоминавшее цветок, выросший без лучей солнца, — пишет Короленко в главе „Знакомство продолжается“. — Несмотря на свои четыре года, она ходила еще плохо, неуверенно ступая кривыми ножками и шатаясь, как былинка; руки ее были тонки и прозрачны; головка покачивалась на тонкой шее, как головка полевого колокольчика. »

Читайте также:
Топ 100 университетов программа

6. Работа с учебником.

Учитель: Вася невольно сравнивает Марусю со своей сестренкой Соней, которой тоже было 4 года, найдите этот фрагмент в тексте и прочитайте, какие он видел отличия?
Ученики: «. моя Соня была кругла, как пышка, и упруга, как мячик. Она так резво бегала, когда, бывало, разыграется, так звонко смеялась, на ней всегда были такие красивые платья, и в темные косы ей каждый день горничная вплетала алую ленту». Соня росла в достатке, за ней ухаживала горничная. Маруся росла в нищете и часто бывала голодна. За ней ухаживал брат Валек.

Учитель: Что принесла Васе дружба с Валеком и Марусей?
После знакомства с Валеком и Марусей Вася чувствовал радость от новой дружбы. Ему нравилось беседовать с Валеком и приносить подарки Марусе. Жалел их. Но по ночам у него сжималось сердце от боли сожаления, когда мальчик думал о сером камне, который высасывает из Маруси жизнь.
Вася полюбил Валека и Марусю, скучал по ним, когда не мог прийти к ним на гору. Не видеть друзей стало для него большим лишением.
Учитель: Какое горькое открытие сделал Вася, подружившись с Валеком?
Когда Валек сказал Васе прямо, что они нищие и им приходится воровать, чтобы не умереть с голоду, Вася ушел домой и горько плакал от чувства глубокого горя. Его любовь к друзьям не стала меньше, но к ней примешалась «острая струя сожаления, доходившая до сердечной боли».
Учитель: Как менялся характер Васи во время дружбы с Валеком и Марусей?

Ученики: Характер Васи и его отношение к жизни после встречи с Валеком и Марусей сильно изменились. Вася научился проявлять терпение. Когда Маруся не могла бегать и играть, Вася терпеливо сидел с ней рядом и приносил ей цветы. Вася научился быть милосердным. Он понял, что люди иногда совершают плохие поступки (например, воруют) по необходимости (например, Тыбурций воровал, чтобы прокормить чужих детей) Вася увидел сложность жизни, начал задумываться над понятиями справедливости, верности и человеческой любви.

Учитель: Вася научился состраданию. Давайте обратимся к толковому словарю за помощью и узнаем, что обозначает слово сострадание. Словарная работа.

Сострадание-это жалость, сочувствие, вызываемые несчастьем другого человека.

Учитель: Кроме детей в часовне живет еще пан Тыбурций Драб, которого автор считает замечательной личностью, расскажите о нем.

Ученик: Тыбурций Драб был необычным человеком в маленьком городке Княжье — Вено. Откуда он пришел в городок, никто не знал. В первой главе автор подробно описывает «наружность пана Тыбурция»: «Роста он был высокого, крупные черты лица были грубо-выразительны. Короткие, слегка рыжеватые волосы торчали врозь; низкий лоб, несколько выдавшаяся вперед нижняя челюсть и сильная подвижность лица напоминали что-то обезьянье; но глаза, сверкавшие из-под нависших бровей, смотрели упорно и мрачно, и в них светились вместе с лукавством острая проницательность, энергия и ум». Мальчик чувствовал постоянную глубокую печаль в душе этого человека.
Тыбурций и его дети находят приют в старом замке на острове, но Януш, бывший слуга графа, вместе с другими слугами и потомками слуг выгоняет чужаков из своего «родового гнезда». Изгнанники поселяются в подземельях старой часовни на кладбище. Чтобы прокормиться, они занимаются мелким воровством в городе.
Учитель: В критический момент Тыбурций приходит Васе на помощь. Он находит нужные слова, чтобы убедить его отца в чистоте намерений Васи. С помощью Тыбурция отец по-новому посмотрит на своего сына и начнет понимать его.
Учитель: Какой случай изменил отношения Васи с отцом в лучшую сторону? (Эпизод с куклой).
(После разговора с Тыбурцием о Васе, когда Тыбурций принес куклу и сказал, что Вася совершил хороший поступок .)

Учитель: Давайте вспомним, почему Вася попросил у Сони куклу ? Найдите этот фрагмент в тексте и зачитайте

(«Ясные дни миновали, и Марусе опять стало хуже. На все наши ухищрения с целью занять ее она смотрела равнодушно своими большими, потемневшими и неподвижными глазами, и мы давно уже не слышали ее смеха. Я стал носить в подземелье свои игрушки, но и они развлекали девочку только на короткое время. Тогда я решился обратиться к своей сестре Соне.

У Сони была большая кукла, с ярко раскрашенным лицом и роскошными льняными волосами, подарок покойной матери. На эту куклу я возлагал большие надежды и потому, отозвав сестру в боковую аллейку сада, попросил дать мне ее на время. Я так убедительно просил ее об этом, так живо описал ей бедную больную девочку, у которой никогда не было своих игрушек, что Соня, которая сначала только прижимала куклу к себе, отдала мне ее и обещала в течение двух-трех дней играть другими игрушками, ничего не упоминая о кукле.»

Учитель: Как характеризует Васю этот поступок?

( Герой предстает перед нами как человек, полный доброты и сострадания. Он пожертвовал своим спокойствием и благополучием, навлёк на себя подозрения ради того, чтобы его маленькая подруга могла радоваться игрушке – первый и последний раз в своей жизни.)

Учитель: Была ли в нем необходимость, ведь Маруся все равно умерла?

( «На горе дела были плохи. Маруся опять слегла, и ей стало еще хуже; лицо ее горело странным румянцем, белокурые волосы раскидались по подушке; она никого не узнавала. Рядом с ней лежала злополучная кукла, с розовыми щеками и глупыми блестящими глазами.

Я сообщил Валеку свои опасения, и мы решили, что куклу необходимо унести обратно, тем более что Маруся этого и не заметит. Но мы ошиблись! Как только я вынул куклу из рук лежащей в забытьи девочки, она открыла глаза, посмотрела перед собой смутным взглядом, как будто не видя меня, не сознавая, что с ней происходит, и вдруг заплакала тихо-тихо, но вместе с тем так жалобно, и в исхудалом лице, под покровом бреда, мелькнуло выражение такого глубокого горя, что я тотчас же с испугом положил куклу на прежнее место. Девочка улыбнулась, прижала куклу к себе и успокоилась. Я понял, что хотел лишить моего маленького друга первой и последней радости ее недолгой жизни. )

Учитель: Кукла в повести является символом милосердия. Словарная работа. Милосердие — это готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия. Это бескорыстная искренняя помощь нуждающимся людям. Милосердие проявляется в оказании материальной и моральной поддержки, всевозможной помощи.

Учитель: Помните, как сказал пан Тыбурций Васе: «Лучше иметь в груди кусочек человеческого сердца, вместо холодного камня». Как вы понимаете эти слова?

Учитель: Какими качествами или, будем говорить добродетелями, должен быть наделён человек, «имеющий сердце»?

(доброта, любовь, милосердие, сострадание, совесть, чуткость )

Давайте наделим наши сердца, качествами, которые должны быть у каждого человека.

(дети пишут на красных картонных сердечках, которые лежали у каждого на парте качества) А теперь давайте подарим их друг другу.

Читайте также:
Что за ошибка 1935 при установке программ

7. Работа с тестами . Выберите правильный ответ.

Вопрос № 1
Как звали главного героя повести?

Вопрос № 2
Кем считали Васю окружающие?

Где жили Валек и Маруся?

В заброшенной часовне

Вопрос № 4
Какая игрушка сделала «почти чудо» для умирающей Маруси?

Вопрос № 5
Кто помог избежать Васе наказания за взятую без разрешения игрушку?

Вопрос № 6
В какое время года здоровье Маруси ухудшилось?

Вопрос № 7
Сколько лет было Соне?

Кем был отец Васи?

Вопрос № 9
Кто подарил Соне куклу?

Вопрос № 10
Как отец наказал Васю за походы в часовню?

не выпускал из дома

поставил в угол

8. Домашнее задание (дифференцированное):

1.придумать продолжение «Если бы Маруся осталась жива. «.

2.нарисовать иллюстрацию к повести В.Г.Короленко «Дети подземелья».

9. Итог урока. Выставление оценок.

_ Что нового вы узнали?

_ Чему научились?

  • сегодня я узнал.
  • я понял, что…
  • я научился…

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок чтения в 5 классе на тему «Выразительное чтение и анализ рассказа О. Бондарчука «Слепой домик»

Методическая разработка конспекта урока чтения в 5 классе на тему Выразительное чтение и анализ рассказа О. Бондарчука «Слепой домик».

Выразительное чтение. Речевые разминки на уроках чтения в старших классах СКОШИ VIII

В этой работе предлагается практический материал для дальнейшего развития и закрепления навыков выразительного чтения у учащихся старших классов коррекционных школ VIII вида.

Интегрированный урок чтения и развития речи в 4 классе на тему: «Чтение рассказа М. Пришвина «Золотой луг» ,раннецветущие растения: одуванчик»

Формировать навык правильного, сознательного чтения, используя разнообразные виды работ. Рас.

Урок чтения в 5 классе СКОУ VIII вида. Тема «Выразительное чтение стихотворения А.Прокофьева «Березка»

Урок создает условия для обучения правильному, выразительному чтению учащихся с ограниченными возможностями здоровья;способствует развитию воображения, памяти, мышления; воспитывает .

Презентация к уроку чтения (1 класс). Тема: «Формирование навыка чтения.Буква Ж»

Презентация составленна по программе «Перспективная начальная школа».

Презентация к уроку чтения (1 класс). Тема: «Формирование навыка чтения.Буква Т.»

Презентация составленна по программе «Перспективная начальная школа».

Конспект урока чтения «Чтение слогов и слов с буквами А , О, У , М , С , Х», 1 спец. класс

Целью данного урока явилось продолжение работы по изучению звуков и букв. Для достижения данной цели в ходе урока реализуются следующие задачи:Закончить формирование правильной.

Источник: nsportal.ru

Блог Лаворенко Валентины Сергеевны, учителя русского языка и литературы

1.Познакомить учащихся с именем В.Г. Короленко, с обстановкой действия повести, с главными героями на материале 1 главы.

2.Развивать устную речь учащихся, навыки анализа образа литературного героя и навыки сравнения героев произведения; развивать умения обобщать изученное.

3.Воспитывать чуткое отношение к художественному слову, гуманное отношение к человеку, любовь к близким.

Ход урока
1 .Оргмомент.
2.Целеполагание. Слово учителя.
Ребята, сегодня на уроке мы с вами познакомимся с повестью В.Г.Короленко «Дети подземелья».

Запишите, пожалуйста, тему урока в тетрадь.
Как вы думаете, каковы цели нашего урока?
(Узнать о жизни и творчестве писателя Короленко, познакомиться с главными героями повести.)
Задача наша сегодня обсудить на материале 1 главы образ серого, сонного города

3. В нашей жизни мы встречаем людей, которые поступают «как все», «как принято». Есть другие люди – их мало, и встречи с ними драгоценны, встречи с людьми, которые поступают, как велит им голос совести, никогда не отступать от своих нравственных принципов. На примере жизни таких людей мы учимся, как надо жить. Таким удивительным человеком был В.Г.

Короленко.

Обратите внимание на портрет писателя.

Перед нами взрослый, умудрённый жизненным опытом мужчина. Глядя на портрет писателя мы обращаем внимание на его взгляд.(проницательный)

Каким человеком вы представляете автора повести?
( Принципиальным, доброжелательным.)
4. Знакомство с писателем
Я расскажу вам о писателе, а ваша задача, послушав, ответить на вопрос:
Какими принципами обладал Короленко? ( Он был честным, справедливым человеком.)

5. «В дурном обществе »- повесть о детской дружбе, о жизни бедняков в царской России.
« Дети подземелья» — сокращенный вариант произведения
Ребята, дома вы должны были прочитать повесть. Понравилось произведение?

Трудно найти 5-ка, которого не увлекали бы приключения Васи, кто остался равнодушным к страданиям маленькой Маруси, не сочувствовал бы горькой судьбе Валека.

Какие эпизоды повести вам понравились, особенно взволновали?

( Эпизод – Вася в часовне, он боялся, но не трусил. Взволновал эпизод, когда умирала Маруся. Беседа Валека и Васи о Тыбурции и об отце Васи. Когда отец положил руку на плечо Васи после прихода Тыбурция. Он его никогда не ласкал, а тут погладил.)

6. Сегодня на уроке мы будем работать по 1 главе.
Прежде чем начнём читать повесть, давайте выясним, от чьего имени ведётся повествование?
Повествование ведется от 1 лица, от имени Васи- участника происходящих в повести событий.
Кто такой Вася?

Вася- мальчик 7-8 лет, сын судьи. Судья едва ли не единственный представитель закона в маленьком городке.

8.Словарная работа.
Перед чтением выясним значение некоторых слов:
Часовня- маленькое здание для богослужений.
Убежище – место, где можно укрыться.
Кров – жилище, уют.
Раздоры – разногласия, ссоры, вражда.
Угрюмый человек – мрачный, неприветливый человек.

9.Чтение учителем 1 главы (Выборочно)
Как описывает автор городок, в котором происходит действие?
Текст стр. 12 В городе царила разруха, он был запущен.

Какие средства художественной изобразительности использует Короленко в этом описании? Найдите эпитеты в этом описании. Образ какого городка создает автор?

Сонные, заплесневевшие пруды; серые заборы; подслеповатые, ушедшие в землю хатки.
Олицетворение и сравнение. Мост кряхтел и шатался, точно дряхлый старик.
Всё это создаёт образ городка, живущего мелкой жизнью, в которой нет ярких чувств и событий.
Какие архитектурные сооружения ещё больше подчёркивают, что в городе царила разруха, запустение?

Разруха, запустение ещё больше подчёркиваются видом старого, заброшенного замка и часовни, у которой провалилась крыша, осыпались стены, и вместо гулкого медного колокола совы заводили в ней по ночам свои зловещие песни.

Кто жил в замке?
Почему им пришлось покинуть своё убежище?

Старый Януш, который когда-то был мелким графским служащим, выхлопотал себе нечто звания управляющего и приступил к преобразованиям. Он вместе с целой армией красноносых старцев и безобразных старух гнал из замка бедняков.

Хочу отметить изгнание совершалось с ведома и под покровительством полиции. « А в стороне стоял молчаливый будочник (полицейский) тоже с увесистой дубиной в руках».

Где нашли приют несчастные изгнанники? Кто из них заслуживает особого внимания?

На горе, около часовни, они составили дружное сообщество и занимались мелким воровством в городе и окрестностях. Организатором и руководителем этого сообщества был Тыбурций Драб.

Разговор об этом герое у нас пойдёт на следующем уроке.

Таким образом развернувшаяся перед нашими глазами картина города и жизни его обитателей помогает нам эмоционально воспринять характер взаимоотношений, которые сложились между действующими лицами повести.

Читайте также:
Что делает программа алкоголь 120

Прежде всего остановимся на взаимоотношениях, которые сложились между Васей и его отцом после смерти матери.

Обратимся к тексту ( 1 абзац 1главы)
Что в жизни мальчика было самым тяжёлым?
Как складывались отношения В. с отцом?

Непонимание, отчуждённость. Мать Васи умерла, когда ему было 6 лет. С этого времени мальчик чувствовал себя чужим, никому ненужным и заброшенным.

Какие представления друг о друге сложились у судьи и его сына?
«Лицо отца стало угрюмее»; «Вася не возвращался домой, а прокрадывался»;
«между ними стояла какая-то стена», «считал бродягой и негодным мальчишкой» и др.

Учитель: Все считали Васю бродягой и негодным мальчишкой, и отец тоже привык к этой мысли. Он воспринимал сына как чёрствого и бездушного ребёнка, который легко пережил смерть матери и отдавал всё своё время беззаботным играм с такими же сорванцами, каким был сам.

Можем ли мы согласиться с таким мнением о Васи? Если нет, докажите свою точку зрения.
Вася жалеет тех, кого обижают, он очень любит свою мать, вспоминает её нежные руки, грустные глаза.
Любит ли Вася своего отца?
Да, ему хотелось, чтобы отец обратил на него внимание, приласкал.

Учитель: Ребята, я хочу обратить ваше внимание на то, как тяжело было отцу Васи переносить смерть любимого человека, каким одиноким он себя чувствовал. Подавленный внутренними переживаниями, отец не мог понять, как можно смеяться, затевать шумные игры. Это вызывало в нём раздражение и неприязнь к сыну, он не мог подозревать о сложных чувствах мальчика.

«Дети подземелья» читательский дневник

«Дети подземелья» читательский дневник

«Дети подземелья» – печальное произведение о жизни маленьких бродяжек, которым приходилось ютиться в сыром, холодном подземелье полуразрушенной часовни.

Название: Дети подземелья

Число страниц: 72. Короленко В. Г. «Дети подземелья». Издательство «АСТ». 2016 год

Жанр: Рассказ

Год написания: 1885 год

Материал подготовлен совместно с учителем высшей категории Кучминой Надеждой Владимировной.
Опыт работы учителем русского языка и литературы — 27 лет.

Время и место

События в рассказе происходят в конце XIX века в небольшом провинциальном городке Княжье-Вено, на территории Западной Украины.

Главные герои

Вася – добрый, отзывчивый, сострадательный мальчик, сын судьи, рано лишившийся матери.

Валёк – девятилетний мальчик, сирота, нищий, грязный оборвыш, очень самостоятельный, добрый, заботливый.

Маруся – младшая сестра Валёка, слабенькая, больная, грустная девочка.

Отец Васи – судья, справедливый и честный человек, которого сломила смерть любимой жены.

Соня – младшая сестра Васи, весёлая, милая девочка.

Пан Тыбурций – бродяга, но при этом прекрасно образованный, начитанный мужчина средних лет.

Обратите внимание, ещё у нас есть:

для самых нетерпеливых —

для самых компанейских —

Сюжет

Васе было всего шесть лет, когда умерла его мама. Отец очень страдал и как будто забыл о существовании сына. Лишь изредка он проявлял интерес к его младшей сестрёнке, Соне, и то только потому, что она была похожа на мать.

Вася, почувствовав свою «ненужность», избегал отца и всё больше времени проводил на улице. В то время их семья жила в крошечном городке Княжье-Вено. Главной его достопримечательностью был полуразрушенный старинный замок и часовня. Эти развалины облюбовало местное «дурное общество» – бездомные, нищие, бродяги, словом, все те, кому пришлось пережить на своём веку немало невзгод. Жители городка старались избегать этих людей, к которым относились с презрением.

Однажды Вася решил исследовать замок и часовню и увидел там мальчика и девочку. Вася заговорил с ними и узнал, что это были родные брат и сестра – Валёк и Маруся. Их приёмным отцом был пан Тыбурций – местный нищий, добрый и заботливый мужчина.

Вася подружился с ребятами и старался как можно чаще навещать их. Однажды он узнал, что Валёк вынужден воровать еду, чтобы прокормить свою четырехлетнюю сестрёнку, которая была ослаблена какой-то болезнью. С тех пор Вася каждый раз приносил друзьям какие-то гостинцы: кусок пирога, яблоки, печенье. Маруся была очень слабенькой, грустной девочкой, которая плохо ходила.

Валёк объяснил другу, что это оттого, что они вынуждены жить в сыром, холодном подземелье. Вася невольно сравнил Марусю со своей весёлой, жизнерадостной сестрёнкой Сонечкой и поразился, какая между ними была большая разница.

Тыбурцию поначалу не очень нравилось, что их убежище навещает сын судьи. Но когда он увидел, что мальчик сдружился с его подопечными и никому не собирался рассказывать об этих встречах, то успокоился.

С приходом осени состояние здоровья Маруси ухудшилось. Девочка с каждым днём становилась все худее и бледнее и вскоре уже не могла выходить из подземелья. Чтобы как-то поднять ей настроение, Вася тайком принёс ей самую красивую куклу Сони. При виде чудесной куклы Маруся оживилась, однако болезнь всё никак не отступала.

Узнав о том, что сын стащил игрушку младшей сестры, отец запретил выходить ему на улицу. Спустя несколько дней пришёл печальный Тыбурций. Он вернул куклу и рассказал судье, что Маруся умерла, а его сын был очень добр к маленьким нищим. Отец попросил прощения у сына и отпустил его к часовне, передав немного денег Тыбурцию.

После смерти Маруси часовня опустела: нищие разбрелись кто куда. Вася и Соня часто навещали могилку маленькой девочки и, когда пришло время навсегда покинуть город, произнесли над ней свои обеты.

Вывод и своё мнение

Будучи сыном судьи, Вася не побрезговал дружбой с маленькими нищими. Он видел в них прежде всего верных друзей и не обращал внимания на их плохонькую одежду и отсутствие крыши над головой. Для него нищие и бродяги были обычными людьми, но он был поражён, какая огромная пропасть разделяла их и жителей городка. Так мальчик впервые столкнулся с социальной несправедливостью. Хорошо, что у него был справедливый и добрый отец, который поддержал сына.

Главная мысль

Любой человек, независимо от толщины кошелька и своего социального статуса, имеет право на справедливое к себе отношение, заслуживает жалости и сострадания.

Авторские афоризмы

«… от великого до смешного один только шаг…»

«…лучше иметь в груди кусочек человеческого сердца вместо холодного камня…»

«…«Живет в замке» – эта фраза стала выражением крайней степени нищеты…»

«…Только несчастные изгнанники не нашли и теперь в городе своей колеи…»

Толкование непонятных слов

Пан – это форма вежливого обращения, применяемая в некоторых славянских языках: польском, чешском, словацком, украинском, белорусском.

Обыватель – ограниченный человек с мещанскими взглядами.

Дукат – устаревшая денежная единица большинства европейских государств.

Лакей – слуга в господском доме, трактире, гостинице.

Часовня – небольшая христианская постройка культового назначения с иконами, не имеющая особого помещения, где бы располагался алтарь.

Новые слова

Декламировать – выразительно произносить художественные произведения.

Оратор – выступающий перед публикой человек, в арсенале которого есть развитое умение убеждать, актёрская игра и красноречие.

Рослый – высокий, крупный.

Источник: obrazovaka.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru