Детализированные образовательные программы что это

Минобрнауки определит конкретные требования к освоению школьных предметов

МОСКВА, 5 января. /ТАСС/. Минобрнауки создаст ряд новых документов, определяющих требования к освоению всех школьных предметов. Об этом говорится в материалах тендера ведомства, размещенного на официальном сайте госзакупок.

«Основное направление работ по проекту связано с созданием комплексных документов — проектов детализированных требований к освоению основной образовательной программы», — говорится в материалах закупки, стоимость которой составляет около 14 млн рублей.

Показать ещё

В заказе на выполнение работ подчеркивается, что в текущей редакции образовательных стандартов (ФГОС) государственные требования носят рамочный характер, регламентирующий только некоторые количественные показатели в обучении. «Требования к качеству — к тому самому содержательному минимуму — не представлены в детализированном виде», — отмечается в материалах тендера.

Отсутствие однозначных требований к результатам освоения школьной программы создает проблемы, связанные с тем, что учителя во время работы зачастую ориентируются не на какой-то нормативный документ или методические материалы, а контрольно-измерительные материалы экзамена, считают в Минобрнауки.

Образовательные программы детского сада: виды, особенности проектирования и реализации

Мнение эксперта

По мнению Абанкиной, предыдущие стандарты действительно ограничивались общими рамочными требованиями и оставляли много свободы самим школам. «В последние годы мы подписали очень много международных документов об автономии образовательных организаций и самостоятельности педагогов, по которым им предоставлялась большая свобода в формировании и наполнении учебного плана. В связи с решением Минобрнауки детализировать стандарты можно предположить, что такая схема оказалась неэффективной, но в первую очередь, я думаю, это касается сельских школ и школ в малых городах», — отметила эксперт.

Абанкина также добавила, что после детализации образовательных стандартов и разработки базового содержания по предмету существует риск потерять гибкость образовательных программ. «Важно сохранить их вариативность. Сейчас весь мир говорит о том, что они должны быть максимально гибкими, чтобы обеспечить доступность образования каждому, а не просто «всем», а также иметь возможность выбрать учебник с учетом контингента», — заключила директор института.

Ранее глава ведомства Ольга Васильева неоднократно говорила о том, что сегодня многие образовательные стандарты являются «пустыми». Их детализация, а также разработка базового содержания по каждому предмету, по мнению министра, поможет создать в России единое образовательное пространство. Первые попытки стандартизации учебных программ были предприняты в 2008 году, однако власти приступили к реализации этих планов только сейчас.

Источник: tass.ru

Реализация государственных образовательных стандартов. Учебный план, программы, учебно-методические комплексы

Первый уровень конкретизации ГОС – учебный план. Типовой учебный план, который может быть детализирован для каждого образовательного учреждения, задаст набор образовательных сфер, предметов, входящих в эти области, распределение их по ступеням и годам обучения, недельное и годовое количество времени, отводимого па изучение предмета, на классных и внеклассных занятиях и в процессе самостоятельной работы учащихся.

«Образовательные программы разных стран — что выбрать?» — Татьяна Чесалова

Образовательные области начального образования по новому учебному плану включают дисциплины и интегративные курсы, которые отображены в табл. 2.1.

Учебные дисциплины вариативной части определяются по выбору семьи и образовательного учреждения (например, логика, театр, второй иностранный язык, хореография и мировые религии и др.).

Содержание образовательных областей и предметов, их реализующих, конкретизируются в учебных программах. Они представляют собой документ, определяющий состав, структуру, последовательность и в определенной степени методы освоения учебного материала, а также результаты, которые должны быть получены. Программа содержит

Образовательные области учебного плана начального общего образования

Учебные и интегративные курсы (дисциплины)

Русский язык, Литературное чтение, Литературное чтение на родном языке, Родной язык, Иностранный язык

Математика (арифметика, геометрия, статистика, вероятности)

Природа, человек, общество

Окружающий мир, Естествознание, Природоведение, Обществознание, История, Краеведение

Искусство и культура

Изобразительное искусство и художественный труд, Изобразительное искусство, Музыка, Духовно-нравственная культура, Национальная культура

Информационные технологии, Обслуживающий труд, Техническое конструирование

Физическая культура и безопасность жизнедеятельности

пояснительную записку, в которой раскрываются назначение, развивающие и воспитывающие функции, основные мировоззренческие идеи. Далее в них излагается основной материал подлежащих изучению тем, даются методические советы и рекомендации. В программах выделяются базовые знания (понятия, факты, законы, теории), способы деятельности (типы задач, виды упражнений), внутри- и межпредметные связи, умения, которые должны быть сформированы.

На основе государственных программ, утверждаемых Министерством образования и науки РФ, утверждается в каждом образовательном учреждении рабочая программа учебного курса (предмета), которая может иметь модульную или блочно-модульную структуру. Модуль (от лат. modulus – мера) – относительно законченный раздел курса, обычно содержащий четыре блока:

  • 1) блок входящей информации (оценка уровня подготовленности учащегося к изучению материала);
  • 2) блок теоретической подготовки (овладение новым материалом, развитие умений работать с текстом, извлекать смысл изученного);
  • 3) блок практической подготовки (упражнения, решение задач, выработка умений и навыков);
  • 4) блок входящей итоговой информации и рефлексии (проверка, оценка эффективности изучения, анализ проделанного, коррективы и выводы).
Читайте также:
Экспресс программа индивидуалки что это

Модульное обучение предусматривает возможность выбора вариантов изучения, инструктивные, справочные материалы и выступает формой организации самостоятельной работы школьников и студентов, дает возможность индивидуального проектирования траекторий обучения самими обучающимися.

Рабочие программы учебных дисциплин и образовательных модулей имеют следующую структуру:

Исторически сложились две системы построения учебных планов и программ: линейная и концентрическая.

Линейное построение означает логически выстроенное, последовательное изучение материала без возвращения к изученным темам. Такое построение достаточно экономно, однако оно лимитировано возрастными возможностями обучающихся, а потому часто не позволяет обеспечить глубину и осознанность изучения, получить необходимые развивающие результаты.

Концентрическое построение предполагает, что к ведущим идеям, понятиям, закономерностям, проблемам возвращаются после элементарного уровня изучения еще несколько раз, углубляя понимание, расширяя и совершенствуя умения и навыки. Концентрическое построение учебного процесса занимает больше времени, но зато позволяет добиться более глубокого и системного овладения знаниями и существенного продвижения в развитии.

Сохранить и использовать возможности каждой из обозначенных систем и нейтрализовать их слабые стороны удается на основе их синтеза и комбинирования, в частности, использования так называемого спиралевидного построения образовательных (учебных) программ. Суть его заключается в том, что ставятся и сохраняются на протяжении обучения исходные проблемы, которые постепенно разрешаются на основе расширения и обогащения познавательного опыта учащихся (Ч. Купсиевич).

Конкретизация содержания изучаемого и методическое обеспечение учебной, в том числе самостоятельной, работы обеспечивается путем разработки учебно-методического комплекса по каждому курсу и входящему в него модулю. Такой комплекс включает изданные и рекомендованные учебники, учебные пособия, рабочие тетради, сборники упражнений, электронные программы, хрестоматии, он дорабатывается, дополняется, конкретизируется в каждом образовательном учреждении. Комплекс содержит рабочую программу по курсу, разработанную на основе типовой программы, или авторскую программу педагога по основным и факультативным курсам, составленную на основе стандартов или дополняющих их и утвержденную научно-методическим советом (комиссией) образовательного учреждения или кустового объединения. Для реализации программ могут быть использованы учебные пособия (учебники) в бумажном и электронном вариантах, хрестоматии, рабочие тетради, перечень заданий, инструкции, презентации, темы рефератов, темы собеседований, контрольные задания в текстовых или иных вариантах и т.д.

Иными словами, у учащегося в соответствии с уровнем его подготовки на определенном этапе обучения должен быть весь необходимый арсенал средств для самостоятельной работы над материалом, включая средства, стимулирующие его творческую активность, размышления, инициативу, стремление к поиску и позволяющие осуществлять самоконтроль и коррекцию деятельности.

Учебник должен быть достаточно обобщенным, научно безупречным, но в то же время интересным, доступным, хорошо иллюстрированным и эстетически оформленным. Важную роль играет методический аппарат (пособия): вопросы, задания, схемы, рисунки, таблицы, шрифтовые выделения, справочные материалы и т.д.

Из средства закрепления, более прочного и глубокого усвоения знаний современный учебник все более превращается в средство организации и выполнения самостоятельной работы обучающихся.

Источник: studme.org

Дифференциальный и индивидуальный подходы как технология обучения

Курентяева Н.Е. Дифференциальный и индивидуальный подходы как технология обучения // Universum: психология и образование : электрон. научн. журн. 2018. № 10 (52). URL: https://7universum.com/ru/psy/archive/item/6417 (дата обращения: 23.12.2022).

Прочитать статью:

АННОТАЦИЯ

В данной статье рассмотрены вопросы дифференцированного и индивидуального подходов в качестве технологии обучения. В статье даются разносторонние определения, затрагиваются различные точки зрения, относительно определения данных подходов. Автор выявляет отличительные признаки данных подходов. В заключении делается вывод о том, что изменение образовательных потребностей и процесса их реализации требуют повышенного внимания к технологиям обучения и особенно к применению дифференцированного и индивидуального подходов.

ABSTRACT

This article deals with the issues of differentiated and individual approaches as a learning technology. The article gives versatile definitions, touches upon different points of view regarding the definition of these approaches. The author reveals the distinctive features of these approaches. In conclusion, it is concluded that changes in educational needs and the process of their implementation require increased attention to the educational process and the learning environment as a whole.

Ключевые слова: индивидуальный подход, дифференцированный подход, образование, образовательный процесс, обучающийся.

Keywords: individual approach, differentiated approach, education, educational process, student.

На современном этапе особую роль играют вопросы совершенствования качества образования в рамках предоставления образовательных услуг вузами. Вопросы социально-экономического и научно-технического развития тесно связаны с концепцией образовательного менеджмента.

Образовательная и воспитательная деятельность направлена не только на обучение и формирование определенного уровня приобретенных знаний, но и развитие у них самостоятельной работы согласно поставленным педагогическим целям и задачам в рамках индивидуальных способностей. В данном случае педагогический процесс формирует не только профессиональные навыки и знания, но и способствует самоопределению личности и реализации возможностей развития способностей и не только тех, которые даны человеку природой, но и тех, которые формируются в процессе обучения, где важным аспектом служит индивидуализация знаний и навыков.

Следует отметить, что индивидуализация образовательных технологий проявляется в тех возможностях, которые предоставляет образовательная программа. Именно она определяет разнообразие знаний и связь их видов по статусу и назначению в рамках соответствующих компетенций для развития индивидуальных способностей обучаемых. Последние время корректировке и модернизации рабочих и обучающих программ уделяется особое внимание. Ведь детализация образовательной программы формирует стратегию профессионального становления и индивидуального развития личности.

Читайте также:
Server media что это за программа

Актуальность исследования дифференцированного и индивидуального подхода в образовании обусловлена существенными изменениями, которые осуществляются при переходе к инновационным образовательным стандартам в системе общего российского образования. Реформирование образования происходит на основании ценностей и принципов гуманистической парадигмы, поэтому для организации индивидуального и дифференцированного подходов важно определить их особенности, соответствующие гуманистическим принципам.

Проблем индивидуализации и дифференциации образовательного процесса исследуется начиная с XX века в зарубежных источниках, среди российских ученых, данной проблеме посвящали свои работы такие известные исследователи, как П.П. Блонского, И.И. Резвицкого, Б.М. Тепловой, И. С. Якиманская и др.

Представляется необходимым рассмотреть определения представленных подходов, так, например, И.П. Подласый пишет о том, что важнейшим принципом педагогики является индивидуальный подход, по его мнению, он основывается на глубоком знании черт личности человека и условий жизни и заключается в управлении развитием человека. Правильным следует считать приспособление к индивидуальным особенностям форм и методов педагогического воздействия, а не приспособление целей основного содержания к отдельному ученику, при этом направлено должно быть это обеспечение запроектированного уровня развития личности. [2, с. 136].

Обращаясь к мнению И.С. Якиманской, следует отметить, что именно индивидуальный подход необходимо считать ключевым психолого-педагогическим принципом, в соответствии с которым в обучении может персонифицировано учитываться индивидуальность каждого обучающегося. Именно эта индивидуальность и будет считаться проявлением особенностей его психофизиологической конституции и уникальности [5, c.51].

В психологическом словаре дается сходное определение индивидуального подхода «это важнейший психолого-педагогический принцип, согласно которому в учебно-воспитательной работе с детьми учитываются индивидуальные особенности каждого ребенка» [3, с. 135].

Индивидуальный и дифференцированный подходы как принципы обучения являются основными ориентирами в преподавательской деятельности. Свою точку зрения будем основывать на понимании принципов обучения и гуманистических взглядах, следовательно, можно утверждать, что индивидуальный подход является принципом образования с целью становления личности посредством учета индивидуальных особенностей учащихся (физиологических, психологических, социальных и пр.) в условиях индивидуальных либо коллективных форм учебной деятельности, дифференцированный подход – принцип образования с целью развития личности путем учета индивидуальных особенностей через особенности группы. Это означает, что они формируют условия для становления личности, для самореализации в разнообразных учебных ситуациях и могут действенно дополнять друг друга.

Традиционная модель образования содержит в себе большинство определений понятий «индивидуального» и «дифференцированного» подходов. На общие закономерности познавательной деятельности сориентирована именно традиционная модель обучения. В качестве объекта педагогического воздействия рассматривается ученик, который должен обладать определенными знаниями и умениями. В свою очередь, обучаемость ученика является наиболее общей способностью, которую можно считать предпосылкой успешной деятельности.

Таким образом, что изменение образовательных потребностей и процесса их реализации требуют повышенного внимания к технологиям обучения и особенно к применению дифференцированного и индивидуального подходов. Активно происходит реорганизация образовательного процесса.

Цели образования на данном этапе отражают не только требования государственного стандарта, но и стратегию вуза в подготовке соответствующего специалиста. Учитывая огромный интерес к проблеме индивидуализации и дифференциации в сфере образования в международном научном сообществе, данные подходы, как технологии обучения находятся на стадии своего развитии.

Список литературы:
1. Бондаревская Е.В. Смыслы и стратегии личностно-ориентированного воспитания // Педагогика. – 2001. – № 1. – С.17-24.
2. Подласый И.П. Педагогика: новый курс. – М.: Наука, 1996. – 576(747) с.
3. Психологический словарь / Под ред. П.С. Гуревича. – М.: ОЛТ Медиа Групп, ОЛМА Пресс Образование, 2007. – 802 с.
4. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. – М.: Народное образование, 1998. – 256 с.
5. Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. – М.: Педагогика, 1996. – 96с.

Источник: 7universum.com

Структура индивидуальной образовательной программы представляет собой единую систему, состоящую из нескольких взаимосвязанных разделов, каждый из которых имеет свою смысловую нагрузку. Данные разделы в совокупности позволяют обеспечить психолого-педагогическую работу с обучающимся ребенком с ограниченными возможностями здоровья по различным направлениям. Содержание разделов индивидуальной программы группируется вокруг главных образовательных объектов, концентрирующих в себе основной материал.

Индивидуальные образовательные программы для обучающихся и воспитанников с ограниченными возможнос тями здоровья могут иметь различные вид и форму и относиться к отдельным разделам программы (учебным курсам, дисциплинам) или комплексному обучению и воспитанию ребенка и коррекции его психофизических недостатков. Приоритет следует отдать, как показывает опыт работы, индивидуальным программам комплексного обучения и воспитания ребенка.

Структура индивидуальной образовательной программы будет различной в зависимости от возраста ребенка, для которого она разрабатывается, а также от целевой установки программы и решаемых задач. В литературе представлены различные подходы к структуре индивидуальной программы для детей с психофизическими нарушениями, которые могут служить ориентиром при подготовке индивидуальных программ для обучающихся (И. М. Бгажнокова, А. Д. Виль- шанская, М. В. Жигорева, А. В. Закрепила, В. В. Коркунов, И. С. Макарьев, Е. А. Стребелева, Е. А. Ямбург и др.).

Читайте также:
Sap logon pad что это за программа

При проектировании как структуры, гак и содержания индивидуальных программ для детей различных возрастных групп, следует учитывать особенности каждого возрастного периода и выделять соответствующие задачи и основные направления коррекционно-педагогической работы в рамках индивидуальной программы.

Индивидуальный образовательный маршрут определяется образовательными потребностями, индивидуальными способностями и возможностями учащеюся, а также существующими стандартами содержания образования и отражает временную последовательность реализации образовательной деятельности человека на определенном этапе обучения, в конкретном возрастном периоде.

Индивидуальный образовательный маршрут разрабатывается специалистами образовательного учреждения, согласовывается с родителями ребенка (законными представителями) и утверждается руководителем учреждения. Порядок разработки и корректировки индивидуального образовательного маршрута в образовательном учреждении может быть закреплен локальным нормативным актом (Положением об индивидуальном образовательном маршруте), который позволяет упорядочить работу педагогов посредством четкого разъяснения в его содержании структуры индивидуального маршрута, порядка его разработки, реализации и корректировки.

  • 1. Титульный лист включает полное наименование образовательного учреждения, адресность (фамилия, имя обучающегося, год обучения) и срок реализации маршрута, гриф угверждеиия руководителем учреждения, согласование с родителями.
  • 2. Пояснительная записка содержит краткую характеристику ребенка, составленную по результатам психолого-педагогической диагностики, включающей три взаимосвязанных направления:
  • — педагогическая диагностика осуществляется учителями-пред- метниками с целью определения уровня освоения ребенком основной образовательной программы (предметный уровень результатов);
  • — диагностика личностного развития учащихся (личностный и мстапрсдмстный уровень результатов) осуществляется педа- гогом-психологом, классным руководителем, воспитателями. В ходе диагностики предлагается рассматривать три группы взаимосвязанных качеств:
  • — коммуникативные (параметры: коммуникативность, умение общаться со взрослым, умение общаться со сверстниками);
  • — регулятивные (параметры: тревожность — спокойствие, импульсивность — рефлексивность, тенденция к проявлению самостоятельности и ответственности, мотивация учебной и трудовой деятельности, самооценка);
  • — познавательные (параметры: способы овладения учебными навыками, познавательный интерес, уровень освоения информации).

На основе заключения, составленного по результатам педагогической диагностики и диагностики специалистов психолого- медико-педагогического консилиума (далее — ПМПк), в случае необходимости проводится корректировка содержания образования (знаниевый уровень); результаты диагностики специалистов ПМПк и диагностики личностного развития учащихся лежат в основе выбора средств, методов и форм работы.

На основе данных психолого-педагогической диагностики формулируется цель и задачи сопровождения ребенка на определенный временной промежуток (оптимальный временной отрезок, на который рассчитывается индивидуальный образовательный маршрут — один учебный год). Цель представляет собой конкретный, охаракгеризованный качественно образ ожидаемого результата образовательной и коррекционно-педагогической деятельности в рамках реализации индивидуального образовательного маршрута. Задачи индивидуального маршрута определяют направления работы с конкретным ребенком.

  • 3. Индивидуальный учебный план включается в индивидуальный образовательный маршрут для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, получающих образование в форме индивидуального обучения на дому, дистанционного обучения.
  • 4. Содержание образовательного маршрута представлено тремя компонентами — образовательным, коррекционным и воспитательным. При проектировании индивидуального образовательного маршрута реализуется комплексный подход, который предполагает индивидуализацию содержания образования и корректировку приемов и методов работы с учетом индивидуальных возможностей и способностей детей в процессе усвоения общего содержания материала на уроке (занятии).

Индивидуали зация содержания образования, исходя из психофизических возможностей детей, может быть реализована при разработке образовательного, коррекционного и воспитательного компонента.

В случае отсутствия индивидуальной образовательной программы варьирование внутри содержания программы может осуществляться путем усиления отдельных тем, разделов путем:

  • — перепланировки количества часов в структурных единицах программы;
  • — изменения последовательности изучения отдельных разделов программы, некоторых тем;
  • — увеличения объема интегрированных занятий.

Коррекционный компонент огражает раздел учи геля-дефек-

голога, учителя-логопеда, недагога-нсихолога, а также раздел педагога, который проводит индивидуальную коррекционно-развивающую работу. Содержание коррекционно-развивающих программ разрабатывается исходя из особенностей психофизического развития ребенка, сто потенциальных возможностей и способностей, с учетом сильных и слабых сторон и компенсаторных возможностей, выявленных специалистами в ходе диагностического обследования ребенка. Воспитательный компонент содержит раздел воспитателя, педагога дополнительного образования.

Выбор средств обучения и воспитания зависит от результатов диагностического обследования ребенка (в частности, диагностики, проводимой специалистами ПМПк и диагностики личностного развития учащихся). Так, например, познавательный интерес (характеристика познавательных качеств личности) может проявляться на нескольких качественно различных уровнях, в зависимости от которых будут варьироваться средства обучения: уровень чувственного познания предполагает вовлечение ребенка в предметно-практическую деятельность; уровень проявления любопытства предполагает использование игровых технологий; любознательности — экспериментальной деятельности, метода проектов; учащихся с высоким уровнем познавательного интереса целесообразно привлекать к исследовательской деятельности. Сопоставив подобным образом все личностные характеристики учащегося, специалисты подбирают наиболее оптимальные средства и формы обучения и воспитания.

5. Заключение и рекомендации. В данном разделе формулируется обоснование внесения корректив по результатам промежуточной диагностики и заключение о реализации индивидуального маршрута в целом при обсуждении в рамках итогового психолого-медико-педагогического консилиума в конце учебного года. Рекомендации формулируются с целью обеспечения преемственности в процессе индивидуального сопровождения ребенка с ограниченными возможностями здоровья специалистами на следующем этапе его обучения.

Представленная технология проектирования индивидуального образовательного маршрута для детей с ограниченными возможностями здоровья может служить основой для реализации принципа индивидуализации коррекционно-воспитательного процесса.

Источник: studme.org

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru