Депонирование объектов авторского права
Российские законы не предусматривают обязательной необходимости регистрировать авторские права. Если вы что-то написали или создали какое-то произведение, будь то кинокартина, роман или художественное полотно, авторство закрепляется за вами автоматически, просто по факту создания.
Но нередки ситуации, когда для вашего собственного удобства и спокойствия стоит озаботиться и документальным фиксированием авторства. Скажем, вы планируете опубликовать свое произведение через издательство и надеетесь на честность и прозрачность сделки и на то, что авторский гонорар вам будет выплачен в полной мере. Либо назревает спор об авторских правах. Увы, в таких случаях подобного “априорного” подтверждения авторства может быть недостаточно. Чтобы получить дополнительную уверенность и сделать процессы распоряжения авторскими правами удобнее, нужно что-то более ощутимое.
Для этих целей и служит процедура депонирования авторских прав. Что она собой представляет, каковы ее плюсы и минусы, разберем подробнее в этой статье.
Депонирование в n’RIS — это просто и быстро
Депонирование авторских прав: что это такое
Депонирование произведений — это способ закрепления авторских прав на произведения литературы, науки и искусства, предполагающий документальную фиксацию:
- существования самого депонируемого объекта;
- авторства конкретного лица.
Итогом процедуры является выдача свидетельства (сертификата) о депонировании, который затем можно использовать в качестве доказательства авторства и возникновения соответствующих прав.
Этапы процедуры депонирования
Выделяются 2 принципиально разных подхода к депонированию:
1. Самостоятельные изыскания автора, когда он сам выбирает организацию, с которой планирует сотрудничать, готовит документы, оформляет произведение в приемлемом для депонирования виде и т.д.
2. Оказание услуги “под ключ”, когда задачей автора становится только подписание договора и оплата услуг выбранной юридической компании.
Но какой бы подход не был в итоге выбран и какая бы компания в итоге не занималась процессом депонирования, этапы работы будут примерно одними и теми же:
Регистрация авторского права
Поможем защитить ваше творчество
- Подача заявки на депонирование, оформление произведения в нужном виде.
- Подготовка и обработка необходимых документов, в т.ч.персональных данных автора.
- Составление и подписание договора о приеме-передаче объекта авторских прав на хранение (этот этап и представляет собой суть депонирования).
- Оплата услуг по договору и пошлин за депонирование
- Выдача сертификата о депонировании — ключевого подтверждающего документа.
Что можно депонировать
К числу объектов, которые подходят для процедуры депонирования, относятся:
- рукописи произведений;
- печатные книги, в том числе учебники и учебные пособия;
- сценарии к фильмам и видеороликам;
- публицистические и научные статьи;
- тексты песен и музыка;
- любой контент в интернете, в текстовом, видео- или аудиоформате;
- фотографии, рисунки, картины, другие произведения изобразительного искусства;
- произведения архитектуры и градостроительства;
- географические карты и планы;
- любые иные объекты литературы, науки и искусства.
Где можно задепонировать права
КОПИРУС — российское авторское общество, занимается управлением правами российских авторов на коллективной основе, в первую очередь сбором авторских вознаграждений за копирование произведений. Действует в том числе за рубежом. Центральный офис — в Москве, также можно обратиться в ряд партнерских отделений в регионах России.
депонирование эвм https://edrid.ru/
“Гардиум” является партнером КОПИРУС и может помочь в вопросе депонирования авторских прав в данном авторском обществе
n’RIS — крупнейший российский онлайн-сервис по работе с интеллектуальной собственностью. Весь процесс депонирования и последующего хранения произведения осуществляется в электронном виде, используется шифрование. Сервис требует предварительной регистрации с указанием паспортных данных.
iReg — еще один электронный сервис, использует технологии электронной подписи, облачного хранения данных и создания образов файлов (хешей).
Документы, необходимые для депонирования
Депонирование различных произведений требует подготовки разных документов:
Авторские права на книгу | Распечатка книги (рукопись) в формате А4 |
Авторские права на стихи | Распечатка стихов |
Авторские права на музыку и песню | Ноты или аудиозапись на CD-диске |
Авторские права на картину, фотографию | Фотокопияраспечатка фото |
Если это необходимо, помимо свидетельства о депонировании и регистрации авторского права, автор также может получить заверенную копию своего произведения.
Роль депонирования в творческой работе
Почему депонирование — это важно? Потому что есть огромный спектр ситуаций, когда творческий труд может быть использован совершенно без учета интересов автора. В частности, крайне важно вовремя депонировать произведения, созданные в соавторстве, ведь спор об итоговых авторских правах может возникнуть еще на стадии работы над произведением. А уже затем автором признают того, кто первым успел его задепонировать. Впрочем, никто не мешает таким способом зафиксировать и совместное авторское право на произведение.
Кроме того, крайне желательно не обнародовать произведение до тех пор, пока не была проведена процедура депонирования. Ведь попадание материала “не в те руки”, которое с учетом современных технологий почти неизбежно, грозит потерей авторства. Подтвердить его постфактум, без соответствующих документов, будет очень сложно.
Однако при всей важности и плюсах депонирования не стоит забывать о том, что оно не является законодательно закрепленной практикой и не гарантирует 100%-ную защиту.
В каком-то смысле можно сравнить депонирование, например, с регистрацией товарных знаков в Роспатенте. И там, и там автор получит некое документальное подтверждение авторства и принадлежности ему объекта интеллектуальной собственности.
Но есть колоссальная разница: документ от Роспатента — это официальная, подтвержденная государством бумага, которую можно использовать в любых инстанциях, в том числе в суде. А сертификат о депонировании может быть выдан разными организациями, каждая из которых работает по своей процедуре, и носит по сути только рекомендательный характер. Его тоже можно использовать в суде, но гарантировать, что суд обязательно встанет на вашу сторону, нельзя.
Но это не говорит о бесполезности депонирования. Просто важно понимать его рамки: как фактор защиты депонирование может быть учтено, но весомым аргументом не является. Зато делает существенно более удобным распоряжение авторскими правами: выплату денег за произведения, передачу прав третьим лицам и т.д.
Стоит понимать, что с юридической точки зрения депонирование подтверждает не авторство, а только существование произведения в определенный момент времени.
Плюсы и минусы депонирования
Простой и доступный способ оформления авторских прав | В законодательстве процедура не прописана, 100%-ной юридической силой не обладает. |
Быстрая и удобная процедура | Организации, занимающиеся депонированием, работают по собственным правилам, и имеют полное право отказать заявителю, если их что-то не устраивает |
Свидетельство о депонировании можно использовать в суде как доказательство авторства | Если это единственное доказательство, представленное в суде, вероятность успеха 50/50 |
Депонирование защищает произведение, выраженное в какой угодно форме (в бумажном варианте, на цифровом носителе и т.д.) | Защита распространяется только на само произведение в целом. Лежащие в его основе концептуальные моменты, идеи, теории и т.д. требуют патентования |
Депонирование может заказать кто угодно: как физическое, так и юридическое лицо | Отслеживать нарушения придется самому автору, задепонировавшая произведение компания будет только хранить копию в специализированной библиотеке, а не мониторить незаконное использование |
Как можно использовать свидетельство о депонировании, если дело дошло до суда
Если кто-то попытается оспорить авторство, законный правообладатель может предъявить сертификат о депонировании как весомый аргумент в свою пользу. Обычно это помогает предотвратить последующие судебные проблемы. Однако если это не удастся и спор все же выльется в судебную плоскость, свидетельство с подтверждением депонирования все равно останется важным инструментом, способным помочь склонить мнение суда в пользу настоящего автора.
В подобных судебных процессах участники исходят из т.н. “презумпции авторства”, т.е. изначально не сомневаются, что произведение принадлежит заявленному автору. В соответствии с этим именно оспаривающей стороне предлагается выдвигать аргументы в пользу обратного. И если таких аргументов немного или они недостаточно убедительны, свидетельства о депонировании будет вполне хватать для успешной защиты. Если же аргументы противоположной стороны более серьезные, есть показания свидетелей, письменные документы и т.д., тогда, чтобы не потерять авторские права на произведение, придется найти и что-то еще.
Что, кроме депонирования, может работать в пользу автора
Главный принцип — постараться найти, что угодно, что может документально и фактически подтвердить правильность позиции автора. Это могут быть:
- Любые рабочие материалы, использовавшиеся в процессе создания произведения: черновики текстов, исходники файлов, наработки любого вида и назначения.
- Грамотно оформленные экземпляры произведения, на которых указаны ключевые сведения: дата создания, ФИО автора, подпись и т.д..
- Публикации произведения в интернет-пространстве (соц. сети, блоги, сайты творческой направленности) от имени автора.
- Договор о том, что произведение создавалось на заказ либо передавалось третьим лицам (если в таком договоре зафиксировано авторство и другие важные моменты).
- Патенты и другие виды документов, связанные с регистрацией интеллектуальной собственности, если они фиксируют права автора на идеи, концепции и что угодно еще, касающееся защищаемого произведения..
При этом желательно, чтобы копии документов, которые предполагается использовать в судебном процессе, были нотариально заверены.
Конечно, использовать это нужно далеко не всегда, но чем больше будет предъявлено доказательств — тем выше шансы на успех. А если настолько дотошный подход к делу может привести к серьезным финансовым тратам, важно помнить одно: если потенциальная ценность произведения их перекрывает, то риск оправдан.
Чем может помочь «Гардиум»
Патентно-адвокатское бюро «Гардиум» осуществляет депонирование авторского права в Российском авторско-правовом обществе «Копирус». Стандартный срок регистрации составляет 1 месяц, но ее можно ускорить до 3 рабочих дней.
При этом важно, чтобы клиент сам оплатил необходимые пошлины (в платежке должна быть зафиксирована его фамилия). Базовые тарифы:
- 6000 руб. (3 недели)
- 11 000 (1 неделя)
- 12 000 (3 дня)
+ 10 руб. за каждый лист произведения
Для получения дополнительной информации об услуге, а также для заказа услуг свяжитесь с нашими специалистами по телефонам офисов или заполните форму обратной связи на сайте.
Источник: legal-support.ru
Депонирование программы в Роспатенте
Если вы или ваша компания создали программу для ЭВМ, то самое время задуматься о ее регистрации (депонировании) в Роспатенте. Так вы сможете подчеркнуть свое авторство и заблаговременно обезопасить свой софт от копирования. Рассказываем, как это сделать и какие преимущества то дает.
Что такое депонирование
Депонированием программ для ЭВМ называют способ защиты программного кода и подтверждение факта его владением. После регистрации программы правообладатель получает исключительные права на свою интеллектуальную собственность и может быть уверен, что он сможет обезопасить свой продукт от копирования. Программа для ЭВМ – это любое программное обеспечение или их совокупность, в том числе мобильные приложения, операционные системы и так далее.
Нужно отметить, что регистрация программы в Роспатенте не является законным требованием, но это отличная возможность подтвердить свое авторство на продукт.
Если вы хотите зарегистрировать свое программное обеспечение в Роспатенте, то обратитесь к нам. Мы оформим все необходимые документы и поможем защитить ваш продукт. В среднем Свидетельство о регистрации выдается на руки через 3-4 месяца с даты подачи заявки.
Что грозит без депонирования:
- незаконное копирование ПО (или исходного кода);
- если ваш продукт скопируют, то вам будет сложно доказать свое авторство через суд;
- отсутствие возможности получить дополнительный доход от распространения программного обеспечения;
- отсутствие права принимать участие в тендерах на государственные заказы.
Зарегистрировать программу для ЭВМ могут как юридические, так и физические лица. Причем автором может быть как одно лицо, так и несколько.
Какие преимущества получает владелец зарегистрированной программы:
- возможность продавать лицензию на продукт третьим лицам и тем самым увеличивать свою прибыль;
- через суд добиться компенсационной выплаты до 5 млн рублей от недобросовестных конкурентов, которые незаконно используют его ПО (исходный код). Также правообладатель может потребовать выплату двукратной стоимости контрафактного продукта;
- получение авторского права на код и возможность распространения программы
Реальный кейсКомпания «1C» обратилась в суд с исковым заявлением к ЗАО Агрофирма «Южная» о незаконном использовании программного обеспечения, которые имеют свидетельства о регистрации (№2001611306 и №2001610830). Перед иском в суд правообладатель обращался нарушителю и предлагал урегулировать спор досудебным соглашением, однако, эта просьба осталась без ответа. Суд встал на сторону владельца ПО и постановил выплатить компенсацию за нарушение исключительных прав в размере двукратной стоимости использования 568 000 руб. и расходы по уплате госпошлины в размере 4900 руб. (Дело № N А35-839/2020).
Если у вас остались вопросы, то свяжитесь с нами любым удобным способом.
Источник: onlinepatent.ru
Депонирование авторских прав
Российское законодательство не требует обязательной регистрации авторских прав. В такой ситуации, если заранее не принять никаких мер защиты, любой спор о праве может обернуться не в пользу автора. Существует несколько правовых механизмов фиксации и подтверждения авторства на определённые объекты прав. Один из самых популярных – депонирование.
Оно сравнимо с регистрацией, поскольку документально подтверждает, что конкретный объект в определённую дату был принят от конкретного лица – автора и (или) обладателя авторских прав. Факт депонирования и представленный документ (сертификат, свидетельство) принимаются судами в качестве доказательств. Но у этого способа защиты авторских прав есть не только преимущества, но и недостатки. Поэтому полностью полагаться на него нельзя.
Что такое депонирование
- наличие объекта;
- его существование на конкретный момент времени;
- авторство конкретного лица.
Депонирование напоминает регистрацию объекта авторского права. Но проблема в том, что не является таковой юридически. Услугу депонирования оказывают разные организации. Процедуру регулируют их внутренние правила. В законах о таком способе защиты нет ни слова.
Его часто используют, он относительно надёжен. Но гарантировать, что суд встанет на сторону автора, такой вариант не в силах.
Для сравнения – регистрация товарного знака. Патентование объектов интеллектуальной собственности урегулировано ГК РФ и другими законами и подзаконными актами. Процедурой регистрации и ведением реестра интеллектуальной собственности занимается, в частности, Роспатент – государственное ведомство. С депонированием объектов авторского права всё иначе.
Депонирование — лучше, чем отсутствие какой-либо защиты прав, но не настолько эффективно, чтобы гарантировать абсолютную защиту.
Преимущества и недостатки депонирования
Рассмотрим их в сравнении:
Преимущества | Недостатки |
Регистрация авторских прав на произведение с выдачей официального документа. | В законах процедура не прописана, и юридически к регистрации не приравнивается. |
Сертификат или свидетельство о депонировании можно использовать в суде в качестве доказательства авторства и авторских прав. | Если депонирование – единственное доказательство, вероятность доказать авторство в суде – 50/50. |
Простая и быстрая процедура. | Организации, оказывающие услуги депонирования, вправе отказать в регистрации, если не соблюдены требования и правила, а они – свои у каждого регистратора. |
Депонирование защищает любые произведение и в различных формах (бумажный формат, цифровые носители). | Защита работает применительно к произведению в целом. Защита уникального содержания – идей, концепций, методик и т.п. требует патентования. |
Депонирование – эффективно. | Эффективность и надежность – относительные. Полагаться только на депонирование – опасно. Желательно использовать комплекс мер по защите авторских прав и депонировать произведение сразу после создания, но до публикации. |
Депонирование можно и нужно использовать. Это в любом случае полезно. Но нужно учитывать недостатки и постараться их устранить или подстраховаться за счет других способ защиты авторских прав.
Какие объекты можно и нужно депонировать
Депонируют объекты прав, которые нельзя зарегистрироваться или запатентовать официально. В этих случаях депонирование – лучше, чем ничего.
Внимательно нужно отнестись к депонированию произведений, созданных в соавторстве. Спор может возникнуть еще на стадии создания произведения. При депонировании экспертиза авторства не проводится. Кто первый подал заявку – тот и задепонирует произведение. Если соавтор или соавторы опоздают, не будут участвовать в подаче единой заявке, свои права им придётся отстаивать в суде.
Депонирование рекомендуется до того, как произведение попадёт в чьи-то третьи руки, например, редактора, корректора или издателя. Иначе авторство можно потерять еще перед публикацией. После депонирования нет сложностей с внесением правок и дополнений – они будут отражены в карточке произведения на основании заявки автора.
- рукописи;
- книги;
- тексты, музыку, песни;
- сценарии;
- интернет-контент – текстовый, видео, аудио;
- статьи, в том числе научные;
- учебные пособия, учебники;
- фотографии, иллюстрации, другие произведения изобразительного искусства;
- прочие объекты литературы, науки и искусства.
Процедура депонирования
Несмотря на то, что у разных организаций свои подходы к оказанию услуг депонирования, в целом порядок единый:
- Подача заявки на депонирование (регистрацию) объекта авторских прав от правообладателя с указанием его персональных данных.
- Подготовка и представление документов, запрошенных для депонирования.
- Заключение договора о передаче-приеме произведение на хранение (депонирование).
- Оплата услуг депонирования.
- Выдача свидетельства (сертификата) о депонировании.
Стандартно процедура занимает от нескольких дней до одного месяца.
Используется несколько подходов:
- Автор (правообладатель) сам занимается процедурой, включая выбор организации, составление и подачу заявки и других юридических документов, подготовку и оформление объекта для передачи на депонирование.
- Услуги оказывают «под ключ» представители организации, которая занимается депонированием. Задачи клиента – подать заявку, подписать договор, оплатить услуги и получить свидетельство. Всё остальное сделают специалисты.
Как использовать депонирование, если возникнет спор
В случае оспаривания авторства, правообладатель представит оппоненту свидетельство о депонировании. Нередко этого достаточно, чтобы в судьбе спора была поставлена точка. Но дело может дойти до суда. Судебная практика неоднозначна.
Суд исходит из презумпции авторства. Поэтому доказывать обратное обязана другая сторона – тот, кто желает авторство оспорить. Если истцом представлены сильные доказательства (документы, показания свидетелей), то в любом случае придётся представлять суду свидетельство о депонировании. К сожалению, его может оказаться недостаточным.
Как доказательство суд его примет, но, возможно, потребует представить и другие подтверждения авторства или авторских прав. Такова позиция Верховного суда РФ, который счёл депонирование – недостаточным подтверждением авторства в отсутствие других доказательств, хотя все нижестоящие суды решили иначе.
Какие меры, кроме депонирования, принять для дополнительной защиты
Они зависят от объекта охраны и эффективны в комплексе:
- Сохранение всех рабочих материалов, заметок, черновиков, исходников и т.п. – всего, что использовалось при создании произведения.
- Нотариальное засвидетельствование верности копий документов, их содержания, выписок из них, подлинности подписи и даты предъявления.
- Оформление договором создания произведения на заказ, передачи произведения третьим лицам, где будет зафиксировано авторство и другие права.
- Простановка даты, ФИО, подписи на каждом экземпляре документа (произведения).
- Публикация в соцсетях, блогах, журналах и т.д. за своим авторством.
- Заливка произведения (экземпляра) в облачное хранилище, отправка самому себе обычной или электронной почтой.
- Уникальные идеи, разработки, методики, промышленные образцы, полезные модели, торговые знаки и другие объекты интеллектуальной собственности – всё, что можно зарегистрировать или запатентовать официально, нужно регистрировать и патентовать.
Необязательно использоваться всевозможные меры защиты, но чем их будет больше в дополнение к депонированию – тем лучше. С позиции затрат принцип простой: чем выше ценность произведения (финансовая и не только), тем больше средств нужно выделять на обеспечение защиты.
Источник: rtmtech.ru
ВС: На основании депонирования произведения презумпция авторства не возникает
Представитель истца считает, что Экономколлегия необоснованно узко истолковала Постановление Пленума ВС по части четвертой ГК. В свою очередь представитель одного из ответчиков подчеркнула, что презумпция авторства не должна идти вразрез с обязанностью стороны спора доказать обстоятельства, на которые она ссылается. Один из экспертов «АГ» отметил, что в этом деле в очередной раз поднимается острый вопрос доказательственной силы депонирования и доверия к этому институту в России. Другой заметил, что депонирование может являться доказательством, но самого по себе его недостаточно для признания авторства.
Верховный Суд пришел к выводу, что депонирование произведения само по себе не подтверждает право авторства (Определение ВС № 305-ЭС20-8198 от 17 сентября 2020 г. по делу № А40-46622/2019).
Депонирование – не гарантия авторства
Индивидуальный предприниматель Георгий Чернусь обратился в АС г. Москвы с исковым заявлением к ООО «Рыжий кот» и ООО «Архей» о защите исключительных прав на произведения прикладного искусства. Мужчина потребовал признать, что организации нарушают его исключительные права, а также запретить «Архею» предлагать к продаже и продавать, а «Рыжему коту» – импортировать, предлагать к продаже и продавать товары с изображениями спорных произведений. Дополнительно истец просил опубликовать судебное решение о том, что именно он является правообладателем, в журнале о товарах для детей «Планета Детство» и в газете «Коммерсантъ».
Первая инстанция удовлетворила иск частично, отказав лишь в публикации решения в СМИ на том основании, что Георгий Чернусь не обосновал соразмерность и разумность этого способа защиты. Обжаловать решение в апелляции и первой кассации ответчикам не удалось. Суды исходили из того, что предприниматель подтвердил свое авторство свидетельствами о депонировании произведений в базе данных Российского авторского общества «Копирус».
В Судебную коллегию по экономическим спорам ВС РФ обратилось лишь общество «Рыжий кот», компания «Архей» позднее поддержала доводы соответчика.
Изучив жалобу, Верховный Суд решил, что дело необходимо вернуть на новое рассмотрение в первую инстанцию. Он согласился с тем, что для возникновения, осуществления и защиты авторских прав не требуется регистрация произведения или соблюдение каких-либо иных формальностей. Однако заметил, что истец должен «доказать право на иск» – подтвердить наличие исключительного права. При этом вопрос об авторстве может рассматриваться в составе вопроса о наличии у истца права на иск, сославшись на Постановление Президиума ВАС от 22 февраля 2011 г. № 9095/10, подчеркнула Экономколлегия.
ВС разъяснил применение положений ГК в области интеллектуальной собственности
Постановление Пленума разъясняет подсудность интеллектуальных споров, определение размера компенсации нарушенных прав, допустимость использования скриншотов как доказательств и иные вопросы
23 апреля 2019 Новости
Проанализировав п. 109 Постановления Пленума ВС от 23 апреля 2019 г. № 10, Суд указал: «ГК РФ предусматривает возникновение презумпции авторства в случае, если лицо указано в качестве автора на экземпляре произведения или в Реестре программ для ЭВМ или баз данных. Иные источники, подтверждающие презумпцию авторства, ГК РФ не установлены».
То, что предприниматель задепонировал внешний облик игрушек как произведений, отраженных в альбоме сборных деревянных изделий, подтверждает лишь существование таких объектов авторского права на момент депонирования, но не право авторства на эти объекты, подчеркнула Экономколлегия. По ее мнению, авторство конкретного лица могут подтвердить только доказательства, устанавливающие факт создания произведения: свидетельские показания, публикации, черновики, а также доказательства, основанные на установлении творческого стиля автора.
«Депонирование произведения является добровольной, не предусмотренной законом процедурой, с которой закон не связывает наступление каких-либо последствий. Депонирование лишь подтверждает существование в определенный момент времени экземпляра определенного произведения», – считает ВС РФ. С фактом депонирования произведения не связывается установленная ст. 1257 ГК презумпция авторства, еще раз подчеркнула Экономколлегия.
При этом, добавила она, остались без оценки доводы ответчиков о том, что истец публично позиционировал себя лишь как дистрибьютора продукции китайской компании, не упоминая о своем авторстве. Позднее Георгий Чернусь начал ввозить сборные деревянные модели из Китая и задепонировал их в РАО «Копирус», но в Интернете есть данные о том, что авторами спорных произведений являются другие лица.
Комментарий представителя истца
Представитель предпринимателя, патентный поверенный Андрей Кудаков в комментарии «АГ» подчеркнул, что в п. 109 Постановления Пленума ВС № 10 разъяснено: пока не доказано иное, автором произведения считается лицо, указанное в качестве такового на оригинале или экземпляре произведения либо иным образом в соответствии с п. 1 ст. 1300 ГК РФ, в Реестре программ для ЭВМ или в Реестре баз данных. «При этом в комментируемом определении ВС РФ под влиянием недобросовестной риторики ответчика презумпция авторства сжалась как шагреневая кожа и стала ограниченной, – пояснил Андрей Кудаков. – Из п. 109 Суд по непонятным причинам исключил ссылку на п. 1 ст. 1300 ГК, в котором как раз и установлено, что доказательства авторства могут быть различными и не ограничиваются реестрами программ для ЭВМ и баз данных, которые, по сути, являются тем же самым депонированием, только в Роспатенте».
По мнению Андрея Кудакова, автор – творец, которому чужды излишние формальности. «Что же мне теперь объяснять студентам МГУ, где я многие годы читаю межфакультетский курс “Интеллектуальные права для неюристов”, что для того, чтобы подтвердить авторство, они должны не только послать себе произведение в конверте по почте, не только депонировать его в авторском обществе, но хранить все черновики, фиксировать процесс создания на видеокамеру и подкреплять его свидетельскими показаниями, заверенными нотариально?» – возмущен юрист.
По его мнению, общество «Рыжий кот» должно было доказать законность использования произведений, но не представило ни одного доказательства и «пытается всячески уйти от ответственности». «Доказательства якобы наличия других авторов этих произведений относились к другим объектам интеллектуальной собственности – к промышленным образцам. Правами на эти промышленные образцы обладает компания, которая использовала для их создания произведения Георгия Чернуся, о чем неоднократно заявляла», – рассказал Андрей Кудаков. Кроме того, добавил он, эти доказательства были представлены ответчиком только в апелляционную инстанцию.
Комментарий представителя ответчика
Представитель компании «Рыжий кот» Наталья Ковальчук в комментарии «АГ» подчеркнула, что истец подтверждал свое авторство в отношении игрушек лишь задепонированными в 2012 г. в РАО «Копирус» альбомами с изображениями этих произведений. «Такие “доказательства” сразу породили сомнения в истинности требований истца, так как подобные игрушки известны потребителям уже более 20 лет. Мы начали искать. За год обработали огромное количество информации – библиотеки, выставки, зарубежные публикации, Интернет. Был охвачен период с 1960-х годов, – рассказала юрист. – В базе Всемирной организации интеллектуальной собственности нам удалось найти патенты на промышленные образцы 1970–90-х гг. на игрушки, представленные в альбомах истца». Однако суды трех инстанций, по словам Натальи Ковальчук, этих доводов не замечали и руководствовались только презумпцией авторства.
«На наш взгляд, Верховный Суд абсолютно правильно оценил ситуацию. Презумпция авторства не должна идти вразрез со ст. 65 АПК РФ. Юрист Наталья Бакаева, представлявшая интересы ООО “Архей”, также поддерживает позицию ООО “Рыжий кот” и уверена, что авторство должно подтверждаться надлежащими доказательствами», – указала Наталья Ковальчук.
Эксперты «АГ» согласились с подходом ВС
Младший юрист Lidings Никита Айрапетов отметил, что в этом деле в очередной раз поднимается острый вопрос доказательственной силы депонирования и доверия к этому институту в России. «В некоторых случаях суды принимают свидетельство о депонировании в качестве доказательств подтверждения авторства, но только в совокупности с другими документами. Такой подход отражен, например, в Определении ВС по делу № А32-34267/2016, постановлениях СИП по делам № А56-27644/2018 и № А57-26047/2016. Подтверждение авторства определенного лица с помощью свидетельства о депонировании не представляется возможным, поскольку организации по депонированию не проверяют факт создания депонируемого произведения лицом, которое обращается за такой услугой», – пояснил Никита Айрапетов. Это решение ВС еще раз напоминает о том, что свидетельство о депонировании подтверждает факт существования произведения, но не авторство лица, получившего такой документ, заметил юрист.
В дополнение к тем документам, на которые указал Суд, в качестве доказательств можно использовать и «цифровые» способы фиксации авторства, считает эксперт: «Например, электронную переписку истца с контрагентами и метрики о дате создания файла, если дизайн объекта был создан на компьютере».
Управляющий партнер юридической компании «Гареев, Махно и Касьян» Владислав Касьян заметил, что на сайте РАО «Копирус» указано: свидетельство о регистрации прав и депонирование правильно оформленного экземпляра произведения подтверждают авторство на произведение с именем или псевдонимом автора. «Данное определение ВС говорит о том, что нельзя воспринимать это утверждение буквально. Конечно, депонирование может являться доказательством, но самого по себе его недостаточно для признания авторства», – пояснил юрист.
По его словам, в решении ВС нет ничего сверхъестественного: «Институт возникновения прав автора урегулирован достаточно ясно. Из судебных актов не следует, что нижестоящие инстанции исследовали какие-либо иные доказательства авторства. Для убедительной позиции нужно предоставлять несколько доказательств, особенно когда все не так однозначно. В этом деле в открытых источниках очевидно имелись данные об авторстве иных лиц, а истец долгое время использовал спорные изображения без указания себя как автора».
Владислав Касьян также отметил, что похожие ситуации встречались и ранее. «В деле № А27-10300/2019 сторона также ссылалась на факт депонирования. В том случае был предоставлен договор, по которому созданы произведения и переданы исключительные права на них. Я уверен, что в отсутствие договора суд мог прийти к аналогичным выводам о недоказанности авторства», – заключил юрист.
Источник: www.advgazeta.ru