В основе среды Borland Delphi лежит одноименный язык программирования — Delphi, ранее известный как Object Pascal. При разработке программы среда Delphi выполняет свою часть работы — создает пользовательский интерфейс согласно вашему дизайну, а вы выполняете свою часть — пишите обработчики событий на языке Delphi. Объем вашей работы зависит от программы: чем сложнее алгоритм, тем тяжелее ваш труд.
Необходимо заранее усвоить, что невозможно заставить средство разработки делать всю работу за вас. Некоторые задачи среда Delphi действительно полностью берет на себя, например создание простейшей программы для просмотра базы данных. Однако большинство задач не вписываются в стандартные схемы — вам могут понадобиться специализированные компоненты, которых нет в палитре компонентов, или для задачи может не оказаться готового решения, и вы вынуждены будете решать ее старым дедовским способом — с помощью операторов языка Delphi. Поэтому мы настоятельно рекомендуем вам не игнорировать эту главу, поскольку на практике вы не избежите программирования. Мы решили изложить язык в одной главе, не размазывая его по всей книге, чтобы дать вам фундаментальные знания и обеспечить быстрый доступ к нужной информации при использовании книги в качестве справочника.
Программирование в Delphi / Урок 1. Знакомство со средой разработки. Приложение «Привет, мир!»
Алфавит
Буквы
Изучая в школе родной язык, вы начинали с букв, слов и простейших правил синтаксиса. Для постижения основ языка Delphi мы предлагаем вам сделать то же самое.
Текст программы на языке Delphi формируется с помощью букв, цифр и специальных символов.
Буквы — это прописные и строчные символы латинского алфавита и символ подчеркивания:
a b c d e f g h i j k l m n o p q r s t u v w x y z A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z _
Цифры представлены стандартной арабской формой записи:
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9
применяются в основном в качестве знаков арифметических операций, разделителей, ограничителей и т.д. Из специальных символов формируются составные символы :
Они служат, в частности, для обозначения операций типа «не равно», «больше или равно», указания диапазонов значений, комментирования программы, т.д.
Все перечисленные знаки отражены на клавиатуре и при нажатии соответствующих клавиш появляются на экране. Как вы видите, среди них нет русских букв, хотя на клавиатуре вашего компьютера они наверняка присутствуют. Дело в том, что такие буквы в языке Delphi несут чисто информационную нагрузку и используются только в качестве данных или при написании комментария к программе.
Числа
Одно и то же число можно записать самыми разными способами, например:
15 < целое >15.0 < вещественное с фиксированной точкой >1.5E01 < вещественное с плавающей точкой >$F
В языке Delphi имеется возможность применять все способы записи, но чаще всего используют целые и вещественные числа.
Целые числа состоят только из цифр и знака + или -. Если знак опущен и число не равно 0, то оно рассматривается как положительное, например:
0 < 0 интерпретируется как целое число >17 < положительное целое число >-39
Вещественные числа содержат целую и дробную части, разделенные точкой:
0.0 < 0 интерпретируется как вещественное число >133.5 < положительное вещественное число >-0.7
Вещественные числа могут быть представлены в двух формах: с фиксированной и плавающей точкой.
Форма с фиксированной точкой совпадает с обычной записью чисел, например:
27800 < точка в конце числа опущена >0.017 3.14
Форма с плавающей точкой используется при работе с очень большими или очень малыми числами. В этой форме число, стоящее перед буквой E, умножается на 10 в степени, указанной после буквы E:
7.13E+14 < 7.13 x 1014 > 1.7E-5 < 1.7 x 10-5 > 3.14E00 < 3.14 x 100 = 3.14>
Число, стоящее перед буквой E, называется мантиссой , а число после буквы E — порядком .
В этой статье мы чаще будем использовать форму с фиксированной точкой, так как она воспринимается лучше второй формы и совпадает с привычной математической записью чисел.
Слова-идентификаторы
Неделимые последовательности символов алфавита образуют слова ( идентификаторы ). Идентификатор начинается с буквы и не должен содержать пробелов. После первого символа допускаются буквы и цифры. Напоминаем, что символ подчеркивания считается буквой.
При написании идентификаторов могут использоваться как прописные, так и строчные буквы (между ними не делается различий). Длина идентификатора может быть любой, но значимы только первые 255 символов (вполне достаточный предел, не так ли). Примеры написания идентификаторов приведены ниже:
Правильно
Неправильно
Все идентификаторы подразделяются на зарезервированные слова, стандартные директивы, стандартные идентификаторы и идентификаторы программиста.
Зарезервированные (ключевые) слова составляют основу языка Delphi, любое их искажение вызовет ошибку компиляции. Вот полный перечень зарезервированных слов:
and as asm array begin case class const constructor destructor dispinterface div do downto else end except exports file finally finalization for function goto if implementation in inherited inline initialization interface is label library mod nil not object of or out packed procedure program property raise record repeat resourcestring set shl shr string then threadvar to try type unit until uses var while with xor
Стандартные директивы интерпретируются либо как зарезервированные слова, либо как идентификаторы программиста в зависимости от контекста, в котором используются. Вот они:
absolute abstract assembler at automated cdecl default dispid dynamic export external far forward index message name near nodefault on overload override pascal private protected public published read register reintroduce resident stdcall stored virtual write
Стандартные идентификаторы — это имена стандартных подпрограмм, типов данных языка Delphi, т.д. В качестве примера приведем имена подпрограмм ввода и вывода данных и нескольких математических функций. Вы, без сомнения, сами угадаете их назначение:
Read Write Sin Cos Exp Ln
Идентификаторы программиста определяются программистом, т.е вами, и носят произвольный характер. Если идентификатор состоит из двух или более смысловых частей, то для удобства их лучше выделять заглавной буквой или разделять символом подчеркивания:
LowProfit AverageProfit HighProfit Price_One Price_Two Price_Sum
Имя идентификатора обязательно должно нести смысловую нагрузку, тогда вы сможете читать программу как книгу и не потратите время на расшифровку непонятных обозначений.
Комментарии
С помощью комментариев вы можете пояснить логику работы своей программы. Комментарий пропускается компилятором и может находиться в любом месте программы. Комментарием является:
< Любой текст в фигурных скобках >(* Любой текст в круглых скобках со звездочками *) // Любой текст от двойной наклонной черты до конца строки
Данные
Понятие типа данных
Программа в процессе выполнения всегда обрабатывает какие-либо данные. Данные могут представлять собой целые и дробные числа, символы, строки, массивы, множества и др.
Так как компьютер всего лишь машина, для которой данные — это последовательность нулей и единиц, он должен абсолютно точно «знать», как их интерпретировать. По этой причине все данные в языке Delphi подразделены на типы. Для описания каждого типа данных существует свой стандартный идентификатор: для целых — Integer, для дробных — Real, для строк — string и т.д. Программист может образовывать собственные типы данных и давать им произвольные имена (о том, как это делается, мы поговорим чуть позже).
Тип данных показывает, какие значения принимают данные и какие операции можно с ними выполнять. Каждому типу данных соответствует определенный объем памяти, который требуется для размещения данных. Например, в языке Delphi существует тип данных Byte. Данные этого типа принимают значения в целочисленном диапазоне от 0 до 255, могут участвовать в операциях сложения, вычитания, умножения, деления, и занимают 1 байт памяти.
- простые типы данных. Они в свою очередь подразделяются на порядковые и вещественные типы данных. К порядковым типам относятся целочисленные, символьные, булевские, перечисляемые и интервальные типы данных;
- временной тип данных. Служит для представления значений даты и времени;
- строковые типы данных. Служат для представления последовательностей из символов, например текста;
- составные типы данных (в некоторых источниках — структурированные типы данных). Формируются на основе всех остальных типов. К ним относятся массивы, множества, записи, файлы, классы и ссылки на классы;
- процедурные типы данных. Позволяют манипулировать процедурами и функциями как данными программы;
- указательные типы данных. Данные этих типов хранят адреса других данных, с их помощью организуются различные динамические структуры: списки, деревья и т.д.;
- тип данных с непостоянным типом значений. Служит для представления значений, тип которых заранее неизвестен; с его помощью легко организуется работа со списком разнотипных значений;
Некоторые предопределенные типы данных делятся на фундаментальные и обобщенные типы. Данные фундаментальных типов имеют неизменный диапазон значений и объем занимаемой памяти на всех моделях компьютеров. Данные обобщенных типов на различных моделях компьютеров могут иметь разный диапазон значений и занимать разный объем памяти. Деление на фундаментальные и обобщенные типы характерно для целых, символьных и строковых типов данных.
По ходу изложения материала мы рассмотрим все перечисленные типы данных и более подробно объясним их смысл и назначение в программе.
Константы
Данные, независимо от типа, имеют некоторое значение и в программе предстают как константы или переменные. Данные, которые получили значение в начале программы и по своей природе изменяться не могут, называются константами . Константами, например, являются скорость света в вакууме и соотношение единиц измерения (метр, сантиметр, ярд, фут, дюйм), которые имеют научно обоснованные или традиционно принятые постоянные значения. Константы описываются с помощью зарезервированного слова const . За ним идет список имен констант, каждому из которых с помощью знака равенства присваивается значение. Одно присваивание отделяется от другого с помощью точки с запятой. Тип константы распознается компилятором автоматически, поэтому его не надо указывать при описании. Примеры констант:
const DelphiLanguage = ‘Object Pascal’; KylixLanguage = DelphiLanguage; Yard = 914.4; Foot = 304.8;
После такого описания для обращения к нужному значению достаточно указать лишь имя соответствующей константы.
Значение константы можно задавать и выражением. Эту возможность удобно использовать для комплексного представления какого-либо понятия. Например, временной промежуток, равный одному месяцу, можно задать так:
const SecondsInMinute = 60; SecondsInHour = SecondsInMinute * 60; SecondsInDay = SecondsInHour * 24;
Очевидно, что, изменив базовую константу SecondsInMinute, можно изменить значение константы SecondsInDay.
При объявлении константы можно указать ее тип:
const Percent: Double = 0.15; FileName: string = ‘HELP.TXT’;
Такие константы называются типизированными; их основное назначение — объявление константных значений составных типов данных.
Переменные
Переменные в отличие от констант могут неограниченное число раз менять свое значение в процессе работы программы. Если в начале программы некоторая переменная X имела значение 0, то в конце программы X может принять значение 10000. Так бывает, например, при суммировании введенных с клавиатуры чисел.
Переменные описываются с помощью зарезервированного слова var . За ним перечисляются идентификаторы переменных, и через двоеточие указывается их тип. Каждая группа переменных отделяется от другой группы точкой с запятой. Например:
var Index: Integer; // переменная целого типа данных FileName: string; // переменная строкового типа данных Sum, Profit: Double; // группа переменных вещественного типа данных
В теле программы переменной можно присвоить значение. Для этого используется составной символ :=, например:
Sum := 5000.0; // переменной Sum присваивается 5000 Percent := 0.15; // переменной Percent присваивается 0.15 Profit := Sum * Percent; // вычисляется произведение двух переменных // и его результат присваивается переменной // Profit
Вы можете присвоить значение переменной непосредственно при объявлении:
var Index: Integer = 1; Delimiter: Char = ‘;’;
Объявленные таким образом переменные называются инициализированными . На инициализированные переменные накладывается ограничение: они не могут объявляться в подпрограммах (процедурах и функциях). Если переменная не инициализируется при объявлении, то по умолчанию она заполняется нулем.
Каждый используемый в программе элемент данных должен быть описан в разделе const или var . Исключение составляют данные, заданные непосредственно значением , например:
Write(100, 200); // 100 и 200 — данные, заданные значением
Простые типы данных
Целочисленные типы данных
Целочисленные типы данных применяются для описания целочисленных данных. Для решения различных задач могут потребоваться различные целые числа. В одних задачах счет идет на десятки, в других — на миллионы.
Соответственно в языке Delphi имеется несколько целочисленных типов данных, среди которых вы можете выбрать наиболее подходящий для своей задачи.
Фундаментальные типы данных:
Тип данных
Диапазон значений
Объем памяти (байт)
Обобщенные типы данных:
Источник: www.interface.ru
История Delphi
Вообще история Delphi начинается в далёком 1995 году. Первая версия этой среды разработки (Delphi 1) была предназначена для создания 16-разрядных приложений для Windows 3.1.
Delphi 1 была одной из первых RAD-систем (RAD — от английского rapid application development — быстрая разработка приложений — концепция создания средств разработки программ, уделяющая особое внимание быстроте и удобству программирования, созданию инструментов, позволяющих программисту максимально быстро разрабатывать компьютерные программы).
Не буду пересказывать историю всех версий Delphi — об этом вы можете прочитать в Википедии. К тому же эта история наполнена терминами, которые неизвестны и непонятны начинающим программистам.
Поэтому расскажу историю “своими словами”.
Итак, “изобретателем” Delphi является компания Borland. Это легендарная фирма (в области разработки инструментов программирования она примерно так же уважаема, как Apple в области разработки компьютеров).
Первой “бомбой” от этой фирмы, которая “взорвала” мир программистов, была знаменитая Turbo Pascal. От большинства современников эта среда отличалась тем, что представляла собой интегрированную среду разработки, где можно было сразу писать исходный код, отлаживать и компилировать программы.
Для тех лет это была роскошь, так как большинство компиляторов работали из командной строки. Кто не знает, что такое командная строка, тот никогда не поймёт, насколько это было неудобно.
Потом появился Borland Pascal. С виду он ничем особо не отличался от Турбо, однако там уже использовался не просто язык Паскаль, а Object Pascal — более продвинутый Паскаль. Кроме того, Borland Pascal позволяла разрабатывать оконные приложения для Windows 3.1, так как имелась возможность использовать API-функции Windows.
Как вы понимаете, пришла уже эпоха Windows — операционной системы, которая вскоре завоевала весь Мир.
Как я уже сказал, среда Borland Pascal позволяла создавать программы для Windows 3.1. Однако этот процесс был очень утомительным.
Представьте, сколько свойств у “пустого” окна Windows. А кроме свойств есть ещё и события. И даже на этом всё не заканчивается. Таким образом, чтобы написать программу на Borland Pascal, которая выводит на экран пустое окно Windows, потребуется более сотни строк исходного кода.
А если надо добавить какие-нибудь кнопочки, поля для ввода информации и т.п., то исходный код программы будет просто огромным.
А тем временем пользователи становились всё избалованнее и требовательнее. Если раньше их вполне устраивала командная строка DOS, 1 МБ оперативной памяти, и они обходились даже без жёсткого диска — загружаясь и работая с дискеты, то с появлением Windows 3.1 им уже хотелось больше и лучше графики, больше красивых и разных программ и т.п.
Разработчики понимали, что для создания программ с графическим интерфейсом старые средства разработки уже не годятся. Точнее, использовать их можно, но производительность труда программиста будет очень низкой. А это значит, что стоимость программ будет очень высокой.
В итоге кому-то пришла в голову идея создания RAD-системы. Этим кем-то считается сотрудник IBM Джеймс Мартин, который в 80-х годах 20-го века сформулировал основные принципы RAD.
RAD предполагает, что разработка программного обеспечения выполняется небольшой командой разработчиков за относительно небольшой срок (3-4 месяца). При этом используется инкрементное прототипирование с применением инструментальных средств визуального моделирования и разработки.
ПРИМЕЧАНИЕ
Если вы мало что поняли из предыдущего абзаца — не переживайте. Всему своё время.
И вот эти основные принципы (и не только эти), были воплощены в одной из первых RAD-систем — Delphi 1. Ну а дальше “пошло-поехало”. Выходили всё новые версии Windows с новыми возможностями. Это требовало разработки новых версий Delphi. И так далее.
В итоге сегодня, хотя компании Borland уже не существует, дело её живёт. Delphi на сегодня одна из самых популярных (и одна из лучших) сред разработки.
P.S. Начиналось всё с Windows. Но Delphi сегодня — это кросс-платформенная среда разработки. То есть с помощью Delphi можно разрабатывать программы практически для любых операционных систем, включая iOS и Android.
Источник: info-master.su
Delphi 7
Delphi 7 представляет собой популярную среду разработки, которая была создана компанией Borland. Зачастую данную среду используют для разработки различных приложений. Если вы хотите досконально изучить представленную платформу, то сперва рекомендуем скачать актуальную версию Delphi с нашего сайта. Многофункциональная платформа предназначена для визуального проектирования программ вне зависимости от их сложности и направленности.
Отличительные особенности Delphi 7
- Встроенный функционал значительно ускоряет процесс создания утилит — таким образом, общая продолжительность разработки существенно сокращается.
- Разработчики неоднократно отмечали высокую производительность своего программного продукта на фоне его компактных размеров — это означает, что обычные пользователи смогут без проблем установить платформу на свои устройства.
- Создавайте собственные приложения, которые не будут требовательны к системным ресурсам вашего компьютера.
- Есть возможность добавлять дополнительные модули для расширения первоначального функционала Делфи.
- Разрабатывайте уникальные web-программы, работая в специальной среде под названием ModelMaker.
- Имеется отдельная опция, которая отвечает за создание кроссплатформенных отчетов — данная функция носит название Rave Reports.
- Создавайте, редактируйте и доводите до ума собственные проекты — никто не ограничивает вас ни по времени, ни по функционалу.
- Разработчики добавили несколько готовых шаблонов, которые рекомендуется использовать для ускорения процесса создания программ. Если вы являетесь новичком в программировании, то обязательно воспользуйтесь готовыми шаблонами, чтобы быстрее разобраться в интерфейсе платформы.
Внимательно посмотрите 6-минутный видеоролик, автор которого весьма подробно рассказывает о том, как выглядит наиболее популярная на сегодняшний день среда разработки Делфи 7. Скачайте актуальную версию и ознакомьтесь с подробным видеообзором.
Источник: gserver.ru