Delphi является одним из самых успешных продуктов в линейке интегрированной среды обработки от компании Borland (начавшейся продуктом Borland Delphi и последним на данный момент 10.1 Berlin). Программа предназначена в первую очередь для разработки приложений в архитектуре клиент-сервер. Основным производимыми Delphi 7 модулями являются .exe и .dll.
Среда визуального проектирования программы берёт на себя множество рутинных функций по подготовке приложения. Этим она ускоряет время создания приложения и повышает его качество. Во многом схожими параметрами обладает продукт Borland C++ Builder, однако вместо паскаля в нём используется язык C++.
Преимущества и недостатки Delphi
+ время разработки приложений значительно ниже, чем при работе в аналогичных программах;
+ высокая производительность при компактном объёме;
+ созданное приложение обладает минимальными требованиями к ресурсам ПК;
+ возможность наращивания потенциала программы за счёт встраиваемых модулей;
Программирование в Delphi / Урок 1. Знакомство со средой разработки. Приложение «Привет, мир!»
+ а также возможность создания таких модулей в самой среде Delphi;
+ стройная иерархия объектов;
— большой размер некоторых итоговых приложений и программ;
— невозможность использования других стандартных UI;
— отсутствие гибкости и оригинальности: по любой программе, выполненной в Delphi, можно понять, что она выполнена в Delphi.
Основные возможности
- создание приложений и прикладных программ на языке Delphi;
- запуск и отладка программ на языке Delphi;
- создание кроссплатформенных отчетов Rave Reports;
- работа в среде моделирования ModelMaker;
- разработка WEB-приложений;
- редактирование, отладка и запуск WEB-приложений;
- визуализация, интеграция и реинжиниринг;
- встроенные мануалы по базовым функциям;
- возможность использования готовых шаблонов проектирования;
- использования модулей .exe и .dll.
Официальный русский дистрибутив Delphi |
Быстрая установка без лишних диалоговых окон |
Скачивание через бесплатный Torrent-файл (Ubar Torrent) |
Скачать Delphi.exe
Скачать Delphi.zip
*Внимание! При скачивании стандартного установщика вам потребуется предустановленный архиватор, его можно Найти тут
Источник: win10soft.ru
Delphi — нужен ли он сейчас и что пишут на этом языке программирования
Когда-то давно мы рассказывали о том, почему в школе до сих пор иногда преподают Паскаль , которому уже почти 40 лет. А сегодня будет рассказ про Delphi — язык, который родился из Паскаля и который развивается так же быстро, как эта серия статей.
Что такое Delphi
Delphi — это современное продолжение языка Turbo Pascal. На Delphi можно писать программы для всех операционных систем, включая мобильные, а также для всех популярных типов процессоров — x86 и ARM.
Чтобы оценить прогресс в развитии языка, сравните среду разработки Turbo Pascal и Delphi:
Turbo Pascal
Типизация и переменные
Delphi — это высокоуровневый язык программирования со строгой статической типизацией и объектно-ориентированным подходом:
- Высокоуровневый — это значит, что в нём используется не машинный код, а команды, удобные для программиста.
- Строгая типизация означает, что в Delphi не получится присвоить строке числовую переменную, как в JavaScript. Получить число из строки тоже не выйдет — нужно будет использовать команды приведения типов.
- Статичная типизация: если программист объявил переменную X как число, то работать с этой переменной можно будет только как с числом на протяжении всей программы. Это надёжнее, чем когда в языке есть возможность менять типы по ходу работы.
- Объектно-ориентированный — то есть язык поддерживает объекты и даёт возможность использовать все их свойства: инкапсуляцию, наследование и полиморфизм. Читайте об этом в нашем цикле про ООП .
Визуальная среда разработки
Главная мощь Delphi — интегрированная среда разработки. Это похоже на конструктор сайтов, когда мы выбираем подходящие элементы и перетаскиваем их на страницу. В Delphi всё работает точно так же: есть панель компонентов, сгруппированных по типам и возможностям, а программист перетаскивает их на интерфейс программы.
У каждого компонента есть свойства и события — разработчик их настраивает в отдельной панели или прямо в коде. Например, можно сделать так:
- Найти на панели компонент «Кнопка».
- Перетащить его в нужное место в интерфейсе будущей программы.
- В панели свойств поменять название, цвет кнопки, шрифт надписи и размеры.
- В той же панели привязать к кнопке событие onClick, которое сработает при нажатии мыши на кнопку.
- Прописать в коде, что будет выполняться внутри этого события, например, появление окна справки или вызов другой функции.
Получается, что разработчик может одновременно и писать код, и конструировать интерфейс программы, привязывая к нему нужные события. Если интересно, как всё это работает в жизни, посмотрите видео — там всё на английском, но видно, как перетаскиваются и настраиваются компоненты и их события:
Пример кода
Если вы знаете Паскаль, то легко разберётесь в том, что происходит в этом коде. А если нет, но знаете любой другой язык программирования, — то тоже разберётесь, потому что синтаксис Delphi максимально простой и понятный:
gist:621540d4f2671acae2d924cfbeaa1c1d
gist.github.com
Плюсы и минусы языка
Так как в основе Delphi лежит простой Паскаль, то изучить Delphi с нуля новичку гораздо проще, чем Java или C#. Освоиться в языке можно за пару дней, а уже через неделю можно сделать полноценное приложение.
Ещё Delphi — это кроссплатформенный язык. Это значит, что один и тот же код можно использовать для создания программ, например, на Windows, Linux и MacOS. Такой подход ускоряет разработку и делает её дешевле, но повышает требования к квалификации программистов.
В плюс можно отнести и визуальный редактор — программисту можно брать уже готовые компоненты и собирать из них нужный интерфейс, а не описывать его детально вручную в коде. Если каких-то компонентов не хватает, их можно скачать либо с официального сайта разработчиков, либо сделать самому.
Минусы у Delphi тоже есть:
- Из-за поддержки полной обратной совместимости в Delphi много легаси-компонентов и решений. Они иногда затрудняют разработку и усложняют код.
- Сложно разобраться во всех доступных компонентах — по умолчанию их доступно около 200, и хорошо бы знать, за что они отвечают и как работают.
Что сейчас пишут на Delphi
Сейчас программами на Delphi пользуются в основном банки, бухгалтерский сектор, организации систем учёта и госкомпании. Это связано с тем, что в Delphi легко создать простой интерфейс для работы с большим количеством данных — он будет выглядеть примерно как интерфейс старого 1С, но гарантированно будет работать в любых условиях.
Большинство вакансий разработчиков Delphi — это как раз поддержка и оптимизация старого кода. Такого кода и таких компаний много, переписать всё с нуля дорого, поэтому спрос на Delphi-программистов будет ещё долго. Но в количественном отношении программистов на JavaScript, C или Python требуется гораздо больше, чем на Delphi.
С другой стороны, современные возможности Delphi позволяют ей пользоваться как основной системой для разработки программ для любой архитектуры и ОС. Вот несколько примеров известных программ, написанных на Delphi:
- Skype (до того, как его купила Microsoft);
- почтовая программа The Bat!
- Guitar Pro (до шестой версии);
- AIMP — популярный медиаплеер для Windows;
- Inno Setup — программа-установщик для Windows, один из самых популярных сейчас установщиков.
Источник: dzen.ru
Часть 2-Основы программирования (Delphi)
ВВЕДЕНИЕ Назначение и возможности Delphi Delphi представляет собой систему программирования. Как любая подобная система, Delphi предназначена для разработки программ и имеет две характерные особенности: создаваемые с ее помощью программы могут работать не только под управлением Windows, а сама она относится к классу инструментальных средств ускоренной разработки программ (Rapid Application Development, RAD).
Первый инструмент RAD создан корпорацией Microsoft и называется Visual Basic. Среда Delphi, созданная тремя годами позже, вместе с такими продуктами как Visual C++, C++ Builder, JBuilder, PowerBuilder также относится к классу инструментов ускоренной разработки программ.
Это ускорение достигается за счет двух характерных свойств Delphi: визуального конструирования форм и широкого использования библиотеки визуальных компонентов (Visual Component Library, VCL). Визуальное конструирование форм избавляет программиста от многих аспектов разработки интерфейса программы, так как Delphi автоматически готовит необходимые программные заготовки и соответствующий файл ресурсов.
Программист использует специальное окно, которое называется окном формы, как прототип будущего окна программы и наполняет его компонентами, реализующими нужные интерфейсные свойства (разного рода списки, кнопки, полосы прокрутки и т.п.). После размещения на форме очередного компонента Delphi автоматически вставляет в связанный с формой модуль ссылку на компонент и корректирует специальный файл описания формы с расширением DFM, который после компиляции преобразуется в ресурсный файл Windows.
Использование компонентов не только во много раз сокращает сроки разработки программ, но и существенно снижает вероятность случайных программных ошибок, от которых, увы, не защищен ни один крупный программный проект. Однако в их применении есть и оборотная сторона.
Как правило, даже простые в функциональном отношении компоненты представляют собой лишь «вершины айсбергов», так как они создаются по объектно-ориентированной технологии и многие их функциональные черты наследуются от многочисленных родительских компонентов. В результате даже несложные программы, созданные в Delphi, редко имеют объем меньше сотен килобайт.
Ни один инструмент RAD не создается без средств прогона и отладки вновь созданной программы. Такими средствами традиционно оснащаются все инструменты, создаваемые корпорацией Borland. В Delphi эти средства доведены до совершенства. Вы можете начать исполнение программы и последовательно – оператор за оператором – следить за ее выполнением по исходному тексту.
В любой момент вы можете узнать текущее значение переменной и при необходимости изменить его без перекомпиляции программы. Вы можете запустить программу, установив в ней нужные точки контрольного останова – при достижении такой точки программа автоматически прервет свою работу и перейдет в отладочный режим.
Мощность и гибкость языка Мощность и гибкость языка программирования Delphi (в версиях 1…6 этот язык называется Object Pascal; с точки зрения семантики и синтаксиса языки Object Pascal v.6 и Delphi v.7 почти идентичны) – безусловное достоинство Delphi, выгодно отличающее эту систему программирования от других инструментов RAD. Ядром языка Delphi является язык Паскаль, созданный профессором Цюрихского университета Никлаусом Виртом еще в конце 60-х гг. специально для обучения студентов программированию.
В числе его студентов были Филипп Канн и Андерс Хейлсберг. Первый основал корпорацию Borland, второй стал ее главным программистом. За долгие годы А. Хейлсберг и программисты под его началом превратили Паскаль в мощный современный объектно-ориентированный язык, пригодный для эффективного создания программ любой сложности.
От Visual Basic язык Delphi отличают строгая типизированность, позволяющая компилятору еще на этапе компиляции обнаружить многие ошибки, а также средства работы с указателями. Синтаксис C++ прямо-таки провоцирует создание запутанных программ, в то время как простой и ясный синтаксис Delphi позволяет последнему претендовать на роль языка, идеально подходящего для описания алгоритма (недаром Паскаль происходит от использующегося для этих целей алгоритмического языка АЛГОЛ-60). Если по каким-либо причинам возможности Delphi окажутся недостаточными, вы можете программировать на Ассемблере (машинно-зависимом языке программирования), который органично вплетен в Delphi. Во всех случаях Delphi имеет самый быстрый среди продуктов подобного рода оптимизирующий компилятор, позволяющий создавать быстрые и относительно компактные программы. Инструмент создания приложений баз данных Репутация Delphi как самого эффективного средства разработки приложений баз данных определяется тремя обстоятельствами: высокопроизводительной машиной доступа к данным разного формата (локальным таблицам типа dBase, Paradox, к серверам баз данных InterBase, MS SQL Server, Oracle, Informix и т.п.) (Borland Database Engine, BDE, наличием многочисленных компонентов и технологий, ориентированных на эту сферу применения (на решение самых разных задач: выборку и сортировку данных, их наглядное представление, в том числе и графическое, изменение и публикацию данных в виде отчетов, документов или HTML-страниц в Интернете и т.д.), и поставкой вместе с Delphi компактного, мощного и простого в администрировании сервера баз данных InterBase.
Глава . ВВЕДЕНИЕ В DELPHI o DELPHI – СРЕДА ВИЗУАЛЬНОГО ПРОГРАММИРОВАНИЯ o СТРУКТУРА ПРОГРАММ DELPHI Структура проекта Структура модуля Элементы программы DELPHI – СРЕДА ВИЗУАЛЬНОГО ПРОГРАММИРОВАНИЯ Программирование в Delphi строится на тесном взаимодействии двух процессов: процесса конструирования визуального проявления программы (т. е. ее Windows-окна) и процесса написания кода, придающего элементам этого окна и программе в целом необходимую функциональность. Для написания кода используется окно кода, для конструирования программы — остальные окна Delphi, и прежде всего — окно формы.
Между содержимым окон формы и кода существует неразрывная связь, которая строго отслеживается Delphi. Это означает, что размещение на форме компонента приводит к автоматическому изменению кода программы и наоборот — удаление тех или иных автоматически вставленных фрагментов кода может привести к удалению соответствующих компонентов.
Помня об этом, программисты вначале конструируют форму, размещая на ней очередной компонент, а уже только после этого переходят, если это необходимо, к писанию фрагмента кода, обеспечивающего требуемое поведение компонента в работающей программе. Окно формы содержит проект Windows-окна программы.
Важно помнить, что с самого начала работы над новой программой Delphi создает минимально необходимый код, обеспечивающий ее нормальное функционирование в Windows. Таким образом, простейшая программа готова сразу после выбора опции File | New | Application, и остается просто запустить программу. Теперь попробуем разобраться с тем, что такое модуль.
В первом приближении мы можем считать модулем самостоятельный раздел программы, в чем-то подобный главе в книге. Модуль создается каждый раз, когда вы создаете новую форму (в программе может быть и, чаще, бывает не одна, а несколько — иногда несколько десятков форм и связанных с ними модулей). Разместить на форме новый компонент не представляет труда. Для этого сначала нужно его выбрать (щелкнуть по нему мышью) в палитре компонентов, а затем щелкнуть мышью по точке рабочего пространства формы, где должен располагаться левый верхний угол компонента. Delphi обладает замечательной способностью визуальной реализации любых изменений свойств компонента не только на этапе прогона программы, но и на этапе проектирования формы. Изменения на этапе проектирования ( конструирования ) называются статическими , а в ходе прогона ( исполнения ) программы — динамическими . Заметим, что все видимые компоненты[ В Delphi могут использоваться как видимые , так и невидимые компоненты . Невидимые компоненты не имеют визуального отображения на этапе прогона программы . ] имеют свойства Left (Слева), Tор (Сверху), Width (Ширина) и Height (Высота), числовые значения которых определяют положение левого верхнего угла компонента и его размеры в
так называемых пикселях , т. е. в минимальных по размеру точках экрана, светимостью которых может управлять программа. При буксировании компонента или изменении его размеров мышью эти значения автоматически меняются и наоборот — изменение этих свойств в окне Инспектора объектов приводит к соответствующему изменению положения и размеров компонента.
Функциональность программы определяется совокупностью ее реакций на те или иные события. В связи с этим каждый компонент помимо свойств характеризуется также набором событий , на которые он может реагировать. Например, при щелчке по кнопке (компонента Button) мышью в работающей программе возникает событие OnClick. (По щелчку).
Первоначально это событие никак не обрабатывается программой, и поэтому “нажатие” кнопки не приведет ни к каким последствиям. Чтобы заставить программу реагировать на нажатие кнопки, необходимо написать на языке Object Pascal фрагмент программы (модуля), который называется обработчиком события . Этот фрагмент должен представлять собой последовательность текстовых строк, в которых программист указывает, что именно должна делать программа в ответ на нажатие кнопки.
Фрагмент оформляется в виде специальной подпрограммы языка Object Pascal — процедуры . СТРУКТУРА ПРОГРАММ DELPHI Любая программа в Delphi состоит из файла проекта (файл с расширением dpr) и одного или нескольких модулей (файлы с расширениями pas). Каждый из таких файлов описывает программную единицу Object Pascal . Подготовленная Delphi-программа последовательно проходит три главных этапа своего жизненного цикла — этапы компиляции, компоновки и исполнения.
На этапе компиляции осуществляется преобразование подготовленного в окне кода текста программы на языке Object Pascal в последовательность машинных инструкций, на этапе компоновки к ней подключаются необходимые вспомогательные подпрограммы, а на этапе исполнения готовая программа загружается в оперативную память и ей передается исполнение. Delphi создает файлы с расширениями pas, dfm и dcu для каждого модуля: pasфайл содержит копию текста из окна кода программы, в файле с расширением dfm хранится описание содержимого окна формы, а в dcu-файле — результат преобразования в машинные инструкции текста из обоих файлов.
Файлы dcu создаются компилятором и дают необходимую базу для работы компоновщика, который преобразует их в единый загружаемый файл с расширением ехе. Исполняемый ЕХЕ — файл будет создан под именем проекта . Структура проекта Файл проекта представляет собой программу, написанную на языке Object Pascal и предназначенную для обработки компилятором. Эта программа автоматически создается Delphi и содержит лишь несколько строк. Чтобы увидеть их, запустите Delphi и щелкните по опции Project | View Source главного меню. Delphi покажет окно кода с закладкой Project1, содержащее такой текст:
program Project1; uses Forms, Unit1 in ‘Unit1.pas’ ; begin Application.Initialize; Application.CreateForm(TForm1, Form1); Application.Run; end. Как видим, текст программы начинается зарезервированным словом program и заканчивается словом end с точкой за ним.
Замечу, что сочетание end со следующей за ней точкой называется терминатором программной единицы: как только в тексте программы встретится такой терминатор, компилятор прекращает анализ программы и игнорирует оставшуюся часть текста. Зарезервированные слова играют важную роль в Object Pascal, придавая программе в целом свойство текста, написанного на почти естественном английском языке.
Каждое зарезервированное слово (а их в Object Pascal несколько десятков) несет в себе условное сообщение для компилятора, который анализирует текст программы так же, как читаем его и мы: слева направо и сверху вниз. Комментарии, наоборот, ничего не значат для компилятора, и он их игнорирует. Комментарии важны для программиста, который с их помощью поясняет те или иные места программы.
Наличие комментариев в тексте программы делает ее понятнее и позволяет легко вспомнить особенности реализации программы, которую вы написали несколько лет назад. В Object Pascal комментарием считается любая последовательность символов, заключенная в фигурные скобки. В приведенном выше тексте таких комментариев два, но строка на самом деле не является комментарием. Этот специальным образом написанный фрагмент кода называется директивой компилятора (в нашем случае — указание компилятору на необходимость подключения к программе так называемого файла ресурсов). Директивы начинаются символом $, который стоит сразу за открывающей фигурной скобкой . Поскольку речь зашла о комментариях, замечу, что в Object Pascal в качестве ограничителей комментария могут также использоваться пары символов (*, *) и //. Скобки (*. *) используются подобно фигурным скобкам т. е. комментарием считается находящийся в них фрагмент текста, а символы // указывают компилятору, что комментарий располагается за ними и продолжается до конца текущей строки: (*Это тоже комментарий*) //Все символы до конца этой строки составляют
комментарий
Слово Program со следующим за ним именем программы и точкой с запятой образуют заголовок программы. За заголовком следует раздел описаний, в котором программист (или Delphi) описывает используемые в программе идентификаторы. Идентификаторы обозначают элементы программы, такие как типы, переменные, процедуры, функции (об элементах программы мы поговорим чуть позже).
Здесь же с помощью предложения, которое начинается зарезервированным словом uses (использовать) программист сообщает компилятору о тех фрагментах программы (модулях), которые необходимо рассматривать как неотъемлемые составные части программы и которые располагаются в других файлах. Строки uses Forms, Unit1 in ‘Unitl.pas’ ; указывают, что помимо файла проекта в программе должны использоваться модули Forms И Unit1.
Модуль Forms является стандартным (т. е. уже известным Delphi), а модуль Unit1 — новым, ранее неизвестным, и Delphi в этом случае указывает также имя файла с текстом модуля (in ‘unit1.pas’) и имя связанного с модулем файла описания формы . Собственно тело программы начинается со слова begin (начать) и ограничивается терминатором end с точкой. Тело состоит из нескольких операторов языка Object Pascal.
В каждом операторе реализуется некоторое действие — изменение значения переменной, анализ результата вычисления, обращение к подпрограмме и т. п. В теле нашей программы — три исполняемых оператора: Application.Initialize; Application.CreateForm(TForm1, Form1); Application.Run; Каждый из них реализует обращение к одному из методов объекта Application. Забежим вперед и хотя бы кратко поясним только что введенные термины, которые определяют важные для Object Pascal понятия.
Объектом называется специальным образом оформленный фрагмент программы, заключающий в себе данные и подпрограммы для их обработки. Данные называются полями объекта, а подпрограммы — его методами . Объект в целом предназначен для решения какойлибо конкретной задачи и воспринимается в программе как неделимое целое (иными словами, нельзя из объекта “выдернуть” отдельное поле или метод).
Объекты играют чрезвычайно важную роль в современных языках программирования. Они придуманы для того, чтобы увеличить производительность труда программиста и одновременно повысить качество разрабатываемых им программ.
Два главных свойства объекта — функциональность и неделимость — делают его самостоятельной или даже самодостаточной частью программы и позволяют легко переносить объект из одной программы в другую. Разработчики Delphi придумали сотни объектов, которые можно рассматривать как кирпичики, из которых программист строит многоэтажное здание программы. Такой принцип построения программ называется объектно-ориентированным программированием (ООП). В объекте Application собраны данные и подпрограммы, необходимые для нормального функционирования Windows-программы в целом. Delphi автоматически создает объект-программу Application для каждого нового проекта. Строка Application.Initialize;
private < Private declarations >public < Public declarations >end; var Form1:TForm1; Implementation end. Весь этот текст сформирован Delphi, но в отличие от файла проекта программист может его изменять, придавая программе нужную функциональность. В интерфейсной секции описан один тип (класс – TForm1) и один объект (переменная Form1). Как мы увидим дальше, классы служат основным инструментом реализации мощных возможностей Delphi.
Класс является образцом, по которому создаются объекты, и наоборот, объект — это экземпляр реализации класса. Образцы для создания элементов программы в Object Pascal называются типами , таким образом, класс TForm1 – это тип. Перед его объявлением стоит зарезервированное слово Type (тип), извещающее компилятор о начале раздела описания типов.
Стандартный класс TForm реализует все нужное для создания и функционирования пустого Windows-окна. Класс TForm1 порожден от этого класса, о чем свидетельствует строка TForm1 = class (TForm) в которой за зарезервированным словом Class в скобках указывается имя родительского класса. Термин “порожден” означает, что класс TForm1 унаследовал все возможности родительского класса TForm и добавил (возможно) к ним собственные в виде дополнительных компонентов, которые можно вставить в форму Form1. Перечень вставленных компонентов и будет составлять значительную часть описания класса. Например: type TForm1 = class (TForm) Label1: TLabel; Edit1: TEdit; Button1: Tbutton; procedure Button1Click(Sender: TObject); private < Private declarations >public < Public declarations >end; Теперь класс TForm1 описывает окно с уже вставленными в него компонентами метка , однострочное редактируемое текстовое поле и кнопка .
константы; переменные; метки; подпрограммы; комментарии.
Зарезервированные слова часто относят к алфавиту языка. Алфавит языка Object Pascal включает буквы, цифры, шестнадцатеричные цифры, специальные символы, пробелы и зарезервированные слова. Буквы — это буквы латинского алфавита от а до z и от А до Z , а также знак подчеркивания “_”. В языке нет различия между заглавными и строчными буквами алфавита, если только они не входят в символьные и строковые выражения. Цифры — арабские цифры от 0 до 9.
Источник: studfile.net