Развитие речи – процесс овладения речью: средствами языка и механизмами речи (восприятие речи и её выражение в своих мыслях).
Этот процесс протекает при опредёленных условиях:
ü развитие физиологических механизмов речи;
ü потребность в общении, выражении мысли;
ü наличие среды (социума);
ü наличие материала;
ü овладение теоретическими знаниями о языке, его закономерностях, корректировка речи.
Существует 4 вида речевой деятельности: слушание, говорение, чтение, письмо. Коммуникативный подход к развитию речи характеризуется тем, что деятельность направлена на развитие всех видов речевой деятельности.
Разделы работы по развитию речи учащихся:
Разделы школьной программы по русскому языку | Единица языка | Разделы работы по развитию речи |
фонетика | звук | работа над языковой стороной речи |
словообразование | морфема | работа над значением части слова |
лексика | слово | работа над словом и фразеологизмом |
морфология | слово в тексте | работа над морфологическими средствами языка |
синтаксис | словосочетания и предложения | работа над синтаксическими средствами языка |
связная речь | текст | работа над связной речью |
Учимся говорить. Запуск речи у детей. Логопедические карточки для развития речи. Звукоподражание.
В каждом разделе работа ведётся по направлениям:
ü исправление и преодоление различного вида речевых ошибок
ü обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся.
Следует подчеркнуть, что значение работы по развитию речи детей всегда осознавалось обществом и было предметом особой заботы педагогов в любой цивилизованной стране. В современной отечественной методике выделяются три основных направления в работе по развитию речи:
ü обогащение речи учеников (их словарного запаса, грамматического, интонационного строя речи и т.д.);
ü предупреждение речевых ошибок (в употреблении слов, в построении словосочетаний и предложений и т.д.);
ü формирование коммуникативных умений, известных под названиями «Работа над связной речью», «Работа над изложениями и сочинениями».
Первое направление – обогащение речи– реализуется практически на всех школьных предметах, когда в процессе обучения у школьников формируются предметные (специальные) умения и вместе с ними – интеллектуально-коммуникативные умения. Вопросы и задания к каждой теме по русскому языку, литературе и другим предметам учат школьников говорить на языке этих предметов. Эти задания служат не только усвоению учебного материала, но одновременно и обогащают речь учащихся.
Второе направление – предупреждение и преодоление речевых ошибок– реализуется прежде всего на уроках русского языка, так как именно этот предмет дает представление о нормах литературного языка, когда ученикам говорят: «Так говорят (пишут) – так не говорят (не пишут)».
Развитие речи 4-5 лет, урок №1
Третье направление – совершенствование связной (устной и письменной) речи учащихся – предусмотрено программами и реализуется в соответствующих учебниках по русскому языку и литературе. Однако на эту работу отводится недостаточное количество учебного времени, поэтому преподаватель в полной мере не может осуществить целенаправленное обучение умениям создавать текст. Кроме того, работа над изложениями и сочинениями на уроках русского языка, как правило, подчинена изучению текущей темы программы. И в этом смысле она оправдана, так как дети учатся умелому и уместному употреблению в своей речи прилагательных, глаголов, наречий и т.д.
Но в жизни мы идем не от слова к мысли, а от мысли к слову, от ситуации общения, коммуникативной задачи – к высказыванию, уместному в данном случае. Поэтому, ограничивая работу над связной речью только изложениями и сочинениями с языковым заданием, мы не можем подготовить учащихся к тем естественным ситуациям общения, когда нужно что-то доказать, в чем-то убедить, утешить собеседника, посоветовать и т.д. Человек должен уметь общаться, и этому надо учить.
Теоретическая часть
Навыки, необходимые для написания изложения. Их формирование
На каждом этапе обучения необходимо не только обучать грамоте, сообщение определенных сведений и знаний, но и расширение познавательных возможностей учащихся, развитие их потребностей и интересов. Только в этом случае дети окажутся подготовленными к усвоению новых знаний, требующих более высокого уровня восприятия.
На всех годах обучения должна иметь место лексико-синтаксическая работа с учащимися. Важно учить школьников правильно строить простые распространенные предложения, распространяя их не только дополнениями и обстоятельствами, но и определениями. Большое значение для выражения сложных связей и отношений имеет умение строить предложения сложных конструкций.
Лексическая подготовка школьников должна быть разноплановой. Прежде всего, необходимо готовить учеников к использованию большого количества слов для выражения своих мыслей, исключая при этом повторы. Неадекватные замены могут быть предупреждены, если будет проведена работа по подбору синонимов к именам существительным и глаголам. «Шаблонные» или «дежурные» слова часто имеют место в тех случаях, где нет словарной работы, направленной на точную правильную передачу содержания. Лексическая работа должна быть специально направлена на обогащение словаря учащихся именами прилагательными, которые не только украшают нашу речь, но и дают более точную оценку, характеристику предметов и явлений.
Предварительная подготовительная работа, вводная беседа, выразительное чтение учителя должны подготовить учащихся к первому воспроизведению текста. О роли первого воспроизведения текста говорится во многих специальных исследованиях (Р.К. Луцкина 1974 г., В.Г. Петрова 1960 г.). Правильность пересказа во многом зависит от того, как учащиеся подготовлены к первому воспроизведению текста.
В процессе обучения на уроках русского языка должны включаться задания, подготавливающие учащихся к написанию изложений в отношении последовательности высказывания, правильного построения предложений, а также грамотного с точки зрения орфографии.
Основная цель первого чтения заключается в том, чтобы дать учащимся целостное представление о содержании рассказа. Поэтому к первому чтению предъявляются определенные требования. Чтение должно быть достаточно громким и выразительным, не прерываться объяснением непонятных слов и выражений, так как это рассеивает внимание учащихся.
Правильному репродуцированию содержания должна способствовать вся дальнейшая работа по анализу произведения. Поэтому она направлена на понимание всего произведения, каждой его части, на выявление причинно-следственных связей и отношений, понимание последовательности изложенных событий. Этому способствует работа над планом.
В некоторых случаях вводится устный пересказ текста по плану. Основная цель пересказа заключается в закреплении правильной и последовательной передачи содержания, в использовании в речи вновь усвоенных слов и выражений, в выработке умения правильно строить предложения.
Для того чтобы школьники грамотно оформляли изложения, проводится специальная орфографическая подготовка.
Обязательным во всех классах и на всех этапах работы является повторное чтение текста учителем, осуществляемое перед написанием самого изложения. Оно помогает учащимся восстановить в памяти текст во всей его полноте и последовательности, глубже и точнее его воспринять. При повторном чтении не допускается никакая аналитическая работа.
Изложение. Виды изложений
Изложение – это письменный и устный вид работы, при котором учащиеся на основе образца строят свой собственный текст.
Виды изложений:
ü по соотношению к объёму исходного текста – сжатое, подробное;
ü по отношению к содержанию текста – полное, выборочное, с дополнительным заданием;
ü по особенностям структуры текста – на основе описания, на основе повествования, на основе рассуждения;
ü по месту проведения – домашнее, классное.
Дата добавления: 2018-08-06 ; просмотров: 1504 ; Мы поможем в написании вашей работы!
Источник: studopedia.net
Теория и технология развития речи детей
Развитие речи – это комплекс последовательно реализуемых методов и методик, которые направлены на овладение человеком устной и письменной речью.
Определение 2
Речь – это сложная форма коммуникативной деятельности человека, исторически возникшая и реализуемая посредством речевого аппарата (язык, губы, зубы, небо и т.д.).
Значимость развития речи детей состоит в том, что именно развитие у ребенка речи говорит об уровне его умственных способностей. Считается, что чем богаче и правильнее речь ребенка, тем более развит он в умственном и интеллектуальном плане. В связи с чем, основным направлением развития детей в образовательных учреждениях, а особенно ДОУ, является развитие речевых и умственных способностей.
Чат педагогов
в Telegram
Обменивайся опытом и материалами с другими студентами и преподавателями!
В соответствии с ФГОС ДО одной из главных областей развития детей дошкольного возраста является область «Развития речи», которая включена в обязательную образовательную программу каждого ДОУ.
Область «Развитие речи» предусматривает:
- Овладение речью как основного средства общения и культуры.
- Расширение и обогащение словарного запаса.
- Развитие у детей грамотной связной речи.
- Развитие речевого творчества.
- Развитие интонационной и звуковой культуры речи, а также фонематического слуха.
- Ознакомление с литературной культурой, формирование навыков понимания прочитанного.
- Формирование звуковой активности, необходимой для последующего обучения грамоте.
Замечание 1
Наиболее эффективными в развитии речи у детей являются технологии, так как они разрабатываются на основании определенных методик и включают в себя комплекс средств и приёмов.
К технологиям развития речи относятся:
- Обучение детей составлению загадок, сравнений и метафор с целью создания образных характеристик.
- Разнообразные творческие задания и игры, направленные на развитие выразительности речи.
- Обучение детей составлению творческих рассказов по картинам.
«Теория и технология развития речи детей»
Готовые курсовые работы и рефераты
Решение учебных вопросов в 2 клика
Помощь в написании учебной работы
Большое значение в развитии речи ребенка имеет развитие её выразительности.
Определение 3
Выразительность речи – это эмоциональная окраска звучания речи, которая достигается посредством использования междометий и образности слова, а также за счет тембра и силы голоса.
Процесс развития речи ребенка должен начинаться с момента его рождения. Родителям необходимо разговаривать с ребенком, несмотря на то что он не способен еще понять смысл сказанного. На данном этапе ребенок учится различать сказанное по звучанию голоса.
Краткая характеристика основных технологий развития речи
Технология обучения детей составлению сравнений – это технология, включающая в себя упражнения по составлению детьми сравнений.
Данная технология может быть внедрена в процесс обучения и развития детей с 3-х лет. Включенные в нее упражнения могут быть проведены не только в рамках учебных занятий, но и в свободное время, например, во время прогулки воспитатель используя модель сопоставлений сравнивание с ребенком два дерева, облака, цветка и т.д.
Модель сопоставления сравнений, состоит из следующих элементов:
- взрослый называет объект или объекты, которые необходимо рассмотреть и сравнить;
- обозначение основных характеристик и признаков;
- определение назначения каждого признака;
- сравнение каждого отдельного признака и их совокупности, с признаками другого объекта.
С возрастом модель сравнения усложняется. Это помогает развивать у детей не только речь, но и наблюдательность, любознательность, мотивирует на речевую и мыслительную деятельность.
Технология по обучению детей составлению загадок – метод не имеет конкретных рекомендаций, педагог, работая с детьми, опирается на их умения и навыки, а также на собственный профессионализм.
Прежде, чем приступить к созданию загадок, педагог наблюдает за детьми, на основании этого наблюдения он выделяет наиболее сообразительных детей, с них начинается работа. Первые загадки дети составляют путем перебора вариантов. Воспитатель выступает в роли эксперта.
Составление загадок помогает ребенку не только развить речь, но и умственные способности. Отгадывание авторских загадок намного интереснее и полезнее для развития ребенка, чем отгадывание уже знакомых загадок.
Технология обучения детей составлению метафор – это процесс обучения переноса свойств с одного предмета на другой, на основании имеющегося у них одного общего признака.
При составлении метафоры происходит активизация мыслительных операций. Основной задачей педагога является создание для детей таких условий, в рамках которых они смогут усвоить модель составления метафоры. Кроме того, мыслительная деятельность способствует развитию у детей умения создавать в уме художественные образы, которые они затем используют в речи.
Технология использования творческих заданий и игр для развития выразительной речи – направлена на формирование и развитие у детей умения выделять характерные признаки объекта, описывать их устно.
Развитие речи посредством использования игр и творческих заданий дает большие результаты. Это связано с тем, что игра является ведущей деятельность детей, в процессе игры у них активизируется мыслительная деятельность, обогащается словарный запас, развиваются умения наблюдения и выделение основного из общего, систематизируются накопленные знания.
Обучение детей составлению творческих рассказов по картине.Для детей в речевом плане характерно стремление сочинять рассказы на определённую тему. Задача педагога не ограничивать детей в этом стремлении, а напротив всячески его поддерживать и создавать необходимые для этого условия.
Основополагающим моментом в предлагаемой технологии является то, что обучение детей составлению рассказов по картине основывается на алгоритмах мышления. Обучение ребёнка осуществляется в процессе его совместной деятельности с педагогом посредством системы игровых упражнений. Рассказывание по картине может быть организовано как самостоятельное занятие, а также как дополнительное после прочтения сказки, рассказа, просмотра мультфильма и т.д.
Источник: spravochnick.ru
Научная электронная библиотека
Согласно Стандарту, главными целевыми ориентирами на этапе завершения дошкольного образования являются следующие возрастные характеристики достижений в речевом развитии ребенка: хорошее владение устной речью, использование речи для выражения своих мыслей, желаний и чувств, построение речевого высказывания в ситуации общения.
Понимание речи и овладение ею представляет собой важный путь социализации ребенка – приобщения его к человеческому обществу, полноценной жизни в нем. Умение понимать связную речь окружающих, тексты книг позволяет ребенку приобщиться к огромной области культурного наследия народа, сохраненного в языке.
Понимание речи позволяет сделать ее важнейшим средством познания окружающего мира: ребенок получает многие знания из рассказов взрослых, книг, общения со сверстниками и взрослыми. Владение понятной для окружающих речью обеспечивает полноценное общение с окружающими: дает возможность поделиться своими мыслями, уточнить и пополнить свои знания.
Умение рассказывать, общаться помогает ребенку стать контактным, преодолеть застенчивость, развивает уверенность в своих силах, способствует становлению черт характера.
Основными понятиями методики развития речи дошкольников являются понятия «язык» и »речь».
Язык – социальное явление, в котором выражается и сохраняется исторический опыт народа, его традиции, система социальных отношений, культура в широком смысле. Рождаясь, ребенок попадает в атмосферу готового языка, на котором говорят окружающие его люди. Развитие речи можно рассматривать как процесс постепенного освоения ребенком родного языка и умения сделать его средством общения и познания.
Речь – это индивидуальный психический процесс, поэтому темп освоения языка, качество речи будет зависеть от состояния и индивидуальных особенностей речевого аппарата ребенка, особенностей развития его психических функций.
Дошкольная лингводидактика имеет дело прежде всего с навыками и умениями устной речи. В настоящее время следует обратить особое внимание на развитие у дошкольников следующих речевых умений:
– умение говорить, т.е. предельно четко излагать свои мысли в устной форме;
– умение аудировать, т.е. воспринимать и понимать речь в ее звуковом оформлении;
– умение излагать свои мысли в письменной речи;
– умение читать, т.е. понимать речь в ее графическом изображении.
Если предложение рассматривать в аспекте его коммуникативных свойств как единицу речи, соотнесенную с конкретной коммуникативной ситуацией и соответствующим образом интонационно оформленную, то в таком случае говориться не о предложении, а о высказывании. Тем не менее, основной единицей коммуникации является именно текст.
В процессе общения мы создаем и потребляем тексты, обмениваемся ими. Мы пишем письма, читаем книги, смотрим фильмы, слушаем радиопередачи; ученый создает статьи, монографии; начальник формирует приказы, инструкции; гражданин пишет заявления, объяснительные записки. Все эти действия реализуются в текстах. Письмо, книга, теле- и радиопередача, фильм, статья, монография, приказ, инструкция, заявление – это разновидности текстовой продукции.
Текст – упорядоченное множество предложений, объединенных различными типами лексической, логической и грамматической связи, способное передавать определенным образом организованную и направленную информацию. Текст есть сложное целое, функционирующее как структурно-семантическое единство.
Следующее определение текста дает И.Р. Гальперин: «Текст – это произведение речетворческого процесса, обладающего завершенностью, объективированным в виде письменного документа, литературно обработанным в соответствии с типом этого документа, произведением, состоящим из названия (заголовка) и ряда единиц, объединенных разными типами лексической, логической и стилистической связи».
Текст не только отражает действительность, но и сообщает о ней. Семантика текста включает номинативный (обозначение предметов, действий, явлений, качеств и т.п.) и коммуникативный компоненты. В тексте пересекаются коммуникативная, когнитивная (познавательная) и эмотивная (эмоционально-экспрессивная) функции.
Смысловое развернутое высказывание (ряд логически сочетающихся предложений), обеспечивающее общение и взаимопонимание, называется связной речью. Становление связной речи детей является ведущей задачей развития речи дошкольников.
Под связной речью понимается отрезок речи, обладающий значительной протяженностью и расчленяющийся на более или менее законченные (самостоятельные) части; смысловое развернутое высказывание, обеспечивающее общение и взаимопонимание. Связность, считал С.Л. Рубинштейн, это «адекватность речевого оформления мысли говорящего или пишущего с точки зрения ее понятности для слушателя или читателя».
Всякое связное высказывание (текст) характеризуется рядом признаков. Выделяются основные признаки текста: целостность (единство темы, соответствие всех микротем главной мысли); структурное оформление (начало, середина, конец); связность (логические связи между предложениями и частями высказывания); объем высказывания; плавность (отсутствие длительных пауз в процессе рассказывания).
В период дошкольного детства ребенок овладевает единицами всех уровней системы языка, в том числе текстом. Это самая сложная единица не только семантической системы языка, но и языковой системы в целом. С учетом количества создателей текста различают тексты диалогические и монологические, а так же полилог, с учетом функции текста – описание, повествование, рассуждение.
Существует две основные формы связной речи – диалог и монолог, каждая из которых имеет свои особенности. Они отличаются по своей коммуникативной направленности, лингвистической и психологической природе.
Диалогическая речь – естественная, первичная форма связной речи. Сформированная диалогическая речь обычно протекает в виде беседы двух людей, в процессе которой чередуются высказывания обоих собеседников или один из них задает вопросы, а другой на них отвечает. Важно, что в диалоге собеседники всегда знают, о чем идет речь, и не нуждаются в развертывании мысли и высказывания.
Устная диалогическая речь протекает в конкретной ситуации и сопровождается жестами, мимикой, интонацией. Поэтому для диалога характерны разного рода сокращения и даже нарушение грамматических норм. Кроме того, в диалоге чаще всего используются широко распространенные слова и привычные сочетания этих слов, что значительно облегчает процесс общения.
Помимо диалога в повседневной жизни нам нередко приходится иметь дело и с так называемым полилогом (от слова «поли» – много), который тоже принято относить к связной речи. В этом случае в разговоре, который, как и диалог, подчинен какой-то одной теме, участвуют сразу несколько лиц. Этот вид связной речи сложнее диалога, поскольку здесь приходится следить за репликами сразу нескольких собеседников, последовательно или периодически включающихся в общую беседу. В данной случае сложнее выбрать и удачный момент для собственного высказывания, чтобы самому принять участие в разговоре.
Исследования диалога в отечественной и зарубежной лингвистике, социолингвистике, психолингвистике показали, что диалог – сложная форма социального взаимодействия. Участвовать в диалоге иногда бывает труднее, чем строить монологическое высказывание. Обдумывание реплик, вопросов происходит одновременно с восприятием чужой речи. Участие в диалоге требует сложный умений: слушать и правильно понимать мысль собеседника; формулировать в ответ собственное суждение, правильно выражать его средствами языка; менять в след за мыслями собеседника тему речевого взаимодействия; поддерживать определенный эмоциональный тон; следить за правильностью языковой формы, в которую облекается мысль; слушать свою речь, чтобы контролировать и, если нужно, вносить соответствующие изменения и поправки.
В связи с этим, выделяют следующие задачи развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста:
– освоение языка как средства общения и формирования ориентировки на язык (метаязыковая функция);
– установление детьми социальных контактов друг с другом с использованием всех доступных – речевых и неречевых средств (контактоустанавливающая функция);
– овладение средствами и способами построения развернутого текста в условиях продуктивной творческой речи (коммуникативно-информационная функция);
– установление интерактивного взаимодействия (умения слушать и слышать собеседника, инициативно высказываться, задавать вопросы, проявлять активное ответное отношение и т.п.)
Монологическая речь – это речь одного человека, обращенная к одному или нескольким слушателям. Она представляет собой непрерывное и довольно продолжительное по времени логически построенное высказывание. Содержание монологической речи определяется самим говорящим и исходит только из его внутреннего замысла. В отличие от диалога монолог не прерывается слушателями и не поддерживается их репликами, поэтому говорящему труднее, чем в диалоге, понять отношение слушателей к содержанию его речи.
Монолог служит для целенаправленной передачи информации. Поэтому здесь необходимо предварительное составление программы высказывания, тщательный отбор наиболее выразительных и точных слов и полное грамматическое оформление предложений.
Необходим и постоянный самоконтроль за исполнением намеченной смысловой программы – не должно быть немотивированных отступлений от основного содержания монолога. Правда, устная монологическая речь все же допускает некоторую неполноту высказывания, а также ограниченное использование мимики и жеста, что приближает ее к диалогу. Письменная же монологическая речь должна быть безукоризненной как в выборе лексических средств, так и в полноте и правильности ее грамматического оформления. При несоблюдении этих условий даже обычное письмо может быть понято и истолковано неправильно, не говоря уже о разного рода деловых и художественных текстах.
В методике развития речи выделяют следующие задачи развития связной монологической речи детей дошкольного возраста:
– понимать и осмысливать тему, определять ее границы;
– отбирать необходимый материал;
– владеть элементарными знаниями о построении текста и способах связи предложений;
– располагать материал в нужной последовательности;
– пользоваться средствами языка в соответствии с литературными нормами и задачами высказывания;
– строить речь преднамеренно и произвольно.
Связные высказывания детей можно охарактеризовать с разных точек зрения: по функции (таблица), источнику высказывания и ведущему психическому процессу.
Характеристика функционально-смысловых типов связных высказываний
Функции связных высказываний
Структура связного высказывания
Языковые средства, используемые в разных типах связных высказываний
Характеристика предметов, игрушек, явлений природы, людей
Общий тезис, характеристика признаков объекта, итоговая фраза оценочное отношение к объекту (структура вариативная)
Лексические и синтаксические средства, направленные на определение объекта, его признаков, образные средства языка: эпитеты, метафоры, сравнения и др.
Изложение событий во временной последовательности; передача развития действия или состояния предметов.
Виды: фактический и творческий рассказ
Начало события, развитие события, конец события (структура жесткая)
Средства, передающие развитие действия: видовременные глагольные формы: лексика, обозначающая время, место, образ действия; слова для связи предложений (личные местоимения; слова потом, раньше, теперь и др.)
Объяснение какого-либо факта, доказательство чего-либо
Тезис, доказательство, вывод-заключение
Способы выражения причинно-следственных отношений: придаточные предложения с союзом потому что; глагольные словосочетания, имена существительные в форме родительного падежа с предлогами: от, с, из-за
Контаминация (смешанный тип)
Включает в себя элементы различных типов связных высказываний: описания, повествования, рассуждения
В зависимости от источника высказывания выделяют монологи:
– по игрушкам и предметам,
Э.П. Короткова выделила еще один вид детских рассказов – о будущих играх. Поскольку речь идет об играх, которых еще не было, то эти рассказы близки к творческим. Однако отличаются от них тем, что ребенок рассказывает о себе, а не о воображаемом действующем лице, он рассказывает о своих намерениях, желаниях, непосредственно связанных с его будущей игровой деятельностью.
В зависимости от ведущего психического процесса выделяют рассказывание по восприятию, рассказывание по памяти, рассказывание по воображению.
В детском саду детей обучают двум основным типам монологов – самостоятельному рассказу и пересказу.
Рассказ – это самостоятельное развернутое изложение ребенком определенного содержания. В методике термином «рассказ» принято обозначать самостоятельно созданные детьми монологи разного типа (описание, повествование, рассуждение или контаминация).
Рассказы классифицируются с учетом материала, на основе которого они создаются: рассказы, создаваемые с опорой на зрительно воспринимаемый материал (описание игрушки, предметов, картины), и рассказы, создаваемые с опорой на память и воображение (рассказы из личного опыта, творческие рассказы).
Кроме того, связная речь может быть ситуативной и контекстной.
Примером ситуативной речи может быть речь в ситуации «чаепития». Ребенку, еще не знающему слова «пирожное», достаточно сказать просто «мама» и протянуть ручонку в нужном направлении – и он будет правильно понят.
На протяжении дошкольного возраста в речи нарастают черты контекстности. Контекстная речь сосуществует с ситуативной.
Возникновение контекстной речи обеспечивается обогащением словаря и освоением грамматического строя речи. В тоже время ситуативная речь не выступает частой возрастной особенностью. Она встречается в общении старших дошкольников с взрослыми или сверстниками, когда дети выполняют совместную деятельность. Особенно это становиться заметно в шести-семилетнем возрасте при выполнении учебного задания. Речь становится все более подготовленной и логичной.
К концу дошкольного возраста у ребенка сосуществуют ситуативная и контекстная речь. Использование каждой из них зависит от задач и условий его речевого общения с окружающими.
Работа воспитателя над развитием связной речи ребенка предполагает постепенное формирование и совершенствование диалогической, монологической и полилогической речи в каждой возрастной группе.
Определив круг основных понятий в области связной речи дошкольников, остановимся на описании педагогических технологий, направленных на становление субъектных качеств ребенка в речевой деятельности.
Вопросы для самоконтроля
1. Дайте обоснование места и роли обучения связной речи в общей системе работы по развитию речи детей.
2. Дайте определения понятиям «язык», «речь». Почему данные понятия нельзя употреблять как синонимичные?
4. Перечислите состав речевых, диалогических и монологических умений дошкольников.
5. Охарактеризуйте детские монологи с разных точек зрения: по функции (назначению), источнику высказывания, ведущему психическому процессу.
Задания для самостоятельной работы студентов
1. Составьте аннотированный библиографический список статей из научно-методических журналов (Дошкольное образование, Детский сад от А до Я, Детский сад: теория и практика, Начальная школа плюс до и после), в которых освещаются вопросы изучения диалогической и монологической речи дошкольников. Подготовьтесь рассказать об опыте работы педагогов над связной речью детей по одной или нескольким прочитанным статьям.
3. Зафиксируйте и проанализируйте диалоги детей шести-семи лет со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях (непринужденного общения, ситуации обучения).
4. Определите к какому функционально-смысловому типу относятся данные высказывания:
«На стволах обклеванных воробьями вишен блестела горячая смола. Крепко пахло смородиной, ромашкой, полынью, замшелая крыша сарая была в дырах, и из этих дыр тянулись поверху и исчезали в листве деревьев какие-то тонкие веревочные провода». (А. Гайдар.).
«На стволах обклеванных воробьями вишен блестела горячая смола. Она липла к рукам и одежде работавших в саду ребят: они протягивали веревочные провода от дыр замшелой крыши сарая к деревьям».
«Так как стояли жаркие дни, то на стволах вишен выступила горячая смола, крепко пахло смородиной, ромашкой, полынью». «Крыша сарая была замшелая, в дырах, значит, сарай был заброшен, давно не ремонтировался». «Из дыр тянулись поверху и исчезали в листве деревьев какие-то тонкие веревочные провода, следовательно, здесь хозяйничали ребята».
5. Назовите критерии оценки связных высказываний детей. Дайте анализ нижеследующих рассказов детей шестого года жизни.
Настя И. (5 лет 6 мес.): Мне снилось, что я пошла в цирк и увидела там . медвежонка. Он . катал велосипед. Он . сидел на велосипеде и крутил педали руками. Потом он, потом он . Потом ему дали клоуны шарики, и он их подбрасывал кверху руками.
Арина Б. (5 лет 10 мес.): «Елка на Рождество». Папа купил мне елку на Рождество. Принес ее домой, поставил на пол. Мы достали игрушки и стали наряжать елку. А в последнюю очередь папа повесил звезду. Елка стала очень красивая. Настала ночь.
Когда я проснулась, я в первую очередь оделась. Потом подошла к елке, наклонилась и увидела куклу и еще какой-то подарок. Я открыла его и увидела там необыкновенную вещь. Это была маленькая хрустальная елка с Делом Морозом и Снегурочкой. Подарки были очень красивые. Я хотела посмотреть, какой мороз на окне, и увидела узоры.
Я обрадовалась, потому что узоры тоже были красивые. Их нарисовал Дед Мороз, который прилетел положить подарки под елку. Я сказала про себя: «Какая же красивая была елка! Я ее запомнила навсегда!».
Источник: monographies.ru