Данные которые могут меняться в процессе выполнения программы паскаль

Содержание

Решение задачи на компьютере – это процесс сбора, обработки и передачи информации. Поэтому любая программа имеет смысл, если она обрабатывает какие-либо данные. Как и в других языках программирования, в Паскале данные разделяются на константы и переменные. В программе константы и переменные определяются идентификаторами (именами), по которым к ним можно обращаться для получения текущих значений.

Константами называются элементы данных, значения которых установлены в описательной части программы и в процессе выполнения программы не изменяются. Константы задаются идентификаторами пользователя. Например, если вы используете в программе ваше имя, то его лучше всего задать константой, так как имя дается раз и навсегда, и не меняет своего значения.

В Паскале имеется ряд констант, к значениям которых можно обращаться без предварительного определения. Их называют зарезервированными константами.

Переменными называют величины, которые могут менять свои значения в процессе выполнения программ. Каждые переменная и константа принадлежат к определенному типу данных. Тип констант автоматически распознается компилятором без предварительного описания.

Pascal — тип данных Record

Тип переменных должен быть описан перед тем, как с переменными будут выполняться какие-либо действия. Этим как бы объявляем компьютеру, какие ячейки мы собираемся использовать для хранения данных в своей программе.

Само название «переменная» подразумевает, что содержимое объявленной области памяти будет изменяться в ходе выполнения программы. Переменные описываются в специальном разделе, который начинается зарезервированным словом var (variable – переменная).

Имя переменной подобно ящичку, который можно заполнить различными значениями, что нельзя сделать константой.

Кроме констант и переменных существуют так называемые типизированные константы, которые являются как бы промежуточным звеном между переменными и константами. Слово «константа» означает, что данные этого типа описываются в разделе const, а слово «типизированные» указывает, что для них должен указываться и тип, как у переменных.

Примеры заголовков программ:

PROGRAM Primer (Input, Output)

Основной частью программы является блок (тело программы). Блок в Турбо Паскале состоит из семи разделов. Все разделы, кроме раздела операторов, могут быть опущены. Порядок разделов в стандартном Паскале строго определен:

Читайте также:
Как обновить программу мегафон модем 4g

[раздел объявления модулей]

[раздел описания меток]

[раздел определения констант]

[раздел определения типов]

[раздел описания переменных]

[раздел описания процедур и функций]

Таким образом, тело программы состоит из двух частей: декларативной — описания обрабатываемых данных и исполняемой — описания алгоритмических действий над данными. Раздел операторов, описывающий алгоритм обработки данных, является основным и обязательно должен присутствовать в любой Паскаль-программе. Разделы отделяются друг от друга точкой с запятой. В Турбо Паскале разделы описаний могут следовать друг за другом в любом порядке и встречаться несколько раз.

Паскаль с нуля [ч3]. Константы и ввод данных

РАЗДЕЛ МОДУЛЕЙ. Раздел объявления модулей открывается служебным словом USES за которым через запятые перечислены имена стандартных (Crt, Dos, Printer, Graph, Turbo3, Graph3, Overlay) и пользовательских библиотечных модулей. Например: USES Crt, Dos, Complex;

Модуль System считается предварительно объявленным, поэтому его объявление компилятор расценит как попытку повторного объявления и выдаст сообщение об ошибке.

РАЗДЕЛ МЕТОК. Любой оператор программы может быть помечен. Для этого перед ним через двоеточие ставят метку. Оператор не может быть помечен более, чем одной меткой. Все метки операторов должны быть различны.

На помеченные операторы можно сослаться с помощью оператора перехода. В качестве меток используются целые числа от 0 до 9999,

В Турбо Паскале меткой может быть любой идентификатор. Любая метка, используемая в программе, должна быть предварительно описана в разделе меток. Этот раздел открывается служебным словом LABEL, за которым через запятые перечислены метки. Завершается раздел меток точкой с запятой. Пример непустого раздела меток:

РАЗДЕЛ КОНСТАНТ. Константой называется конкретное значение того или иного типа, которое зафиксировано в тексте программы и не может изменяться в процессе выполнения программы. Константе можно дать имя и использовать его в качестве синонима константы. При описании константы указывают ее имя знак равенства и саму константу, например: E=2.7818281828,

Имя, использованное для определения константы, можно употреблять при определении последующих констант. Например: NE=-E;

Все описания констант должны содержаться в разделе определения констант. Этот раздел начинается служебным словом CONST и заканчивается точкой с запятой. Если в разделе несколько констант, то они отделяются друг от друга точкой с запятой. Например:

РАЗДЕЛ ТИПОВ. В Паскале имеются стандартные типы значений, которые могут использоваться в программе без каких-либо дополнительных описаний. Наряду с этими типами можно вводить в употребление и другие типы значений. Однако, в отличие от стандартных, каждый такой тип должен быть явно определен в программе. Все описания типов должны быть даны в разделе типов. Этот раздел начинается служебным словом TYPE, за которым следуют описания типов, отделенные друг от друга точкой с запятой, например:

РАЗДЕЛ ПЕРЕМЕННЫХ. Каждая переменная, встречающаяся в программе, должна быть описана в разделе описания переменных. Описание переменной предшествует использованию ее в программе. Для описания переменной указывают ее имя и через двоеточие ее тип, например:

В Паскале с помощью одного описания можно ввести в употребление сразу несколько переменных одного и того же типа, в этом случае имена переменных разделяются запятыми:

Все описания переменных должны содержаться в разделе переменных, который начинается служебным словом VAR. Описания отделяются друг от друга точкой с запятой. Каждая переменная, используемая в программе, должна быть описана не более одного раза.

Пример раздела переменных:

РАЗДЕЛ ПРОЦЕДУР И ФУНКЦИЙ. Программист может ввести в употребление любые необходимые процедуры и функции. Каждая такая процедура и функция должны быть определены с помощью соответствующего описания. Каждой процедуре и функции дается свое имя. Описание каждой процедуры начинается со служебного слова PROCEDURE, а функции со служебного слова FUNCTION.

Раздел процедур и функций не начинается каким-то специальным служебным словом — начало данного раздела определяется по служебным словам PROCEDURE и FUNCTION. Порядок расположения описаний процедур и функций в этом разделе не существенен.

РАЗДЕЛ ОПЕРАТОРОВ. Это основной раздел программы. Здесь задаются те действия, которые должны быть выполнены при работе данной программы. Раздел операторов начинается служебным словом BEGIN, а заканчивается служебным словом END и точкой. Операторы отделяются друг от друга точками с запятыми, перед служебным словом END точка с запятой не ставится.

ПРОСТЕЙШИЕ ПРОГРАММЫ НА ПАСКАЛЕ.

Рассмотрим примеры программ на Паскале.

ПРИМЕР 1. Напишите программу вычисления функции: z=ln(x2+y2+1)

Write (‘Вычисление функции z=ln(x*х+y*y+1)’);

В фигурных скобках размещены комментарии к программе. Они могут быть опущены, так как при работе компилятора пропускаются. ClrScr — процедура очистки экрана в Турбо Паскале. Процедура GotoXY(N,M) устанавливает курсор в позицию N строки M. Процедура Writeln с пустым списком вывода переводит строку. Процедуры ClrScr,GotoXY описаны в модуле Crt, а процедуры Write, Read, Writeln, Readln в модуле System.

Читайте также:
Программа 1 с технические характеристики

ПРИМЕР 2. Напишите программу, вычисляющую площадь трапеции по заданным длинам оснований и высоты.

Write (‘Вычисление площади трапеции’);

Write(‘Введите длину первого основания:’);

Write(‘Введите длину второго основания:’);

Writeln(‘Площадь трапеции равна:’,S)

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:

Студопедия рекомендует:

Размерные цепи. Понятия и определения. Методы решения Размерной цепью называется совокупность взаимосвязанных разме­ров.
НЭП: ПРИЧИНЫ, СУЩНОСТЬ И ПРОТИВОРЕЧИЯ 1. Причины перехода к НЭПу После завершения основных боёв Гражданской войны в 1920 году перед большевиками встаёт задача перехода к.
Общая характеристика договоров Руси и Византии Договор 911 года. В 907 году Олег осуществил успешный поход на Византию.
Нормальное распределение Нормальное распределение – наиболее часто встречающийся вид распределения.
Технологический процесс на предприятиях общественного питания XАРАКТЕРИСТИКА ТЕXHОЛОГИЧЕСКОРГО ПРОЦЕССА. В общественном питании разделяют три формы организации производства.

Источник: studopedia.ru

Глава 2 Данные в языке Паскаль

Все данные в языке Паскаль подразделяются на типы. Каждый тип определяет множество возможных значений и операций над ними. В языке Паскаль определены четыре стандартных типа: целый, вещественный, Булевский, символьный. Они относятся к так называемым скалярным типам, поскольку любой объект, принадлежащий одному из этих типов, характеризуется одним единственным значением.

Язык Паскаль позволяет программисту вводить свои скалярные типы (так называемые перечислимые типы), и, кроме того, предоставляет широкие возможности структурирования данных .

2.2. Константы

Константы — это элементы данных, которые не могут быть изменены в процессе выполнения программы.

Константа может быть задана в тексте программы непосредственно своим значением либо объявлена в разделе описаний. Например, запись вида

a + 2.831 будет эквивалентна записи a + tp , если в разделе описаний было объявлено

CONST tp=2.831 .

Тип константы полностью определяется формой задаваемого значения. Так, при записи coeff=24 константа coeff будет отнесена к целому типу, а запись coeff=24.0 определит ее как вещественную.

В разделе описаний могут быть объявлены константы скалярных ти-пов, строки, конструкторы множеств.

Язык Турбо Паскаль в определении констант допускает использование так называемых константных выражений, операндами которых могут быть числа, строки, идентификаторы констант, конструкторы множеств, а также следующие стандартные функции:

Abs Chr Hi Length Lo Odd Ord

Pred Ptr Round SizeOf Succ Swap Trunc .

Примеры константных выражений:

CONST a = 0;

c = (b-a) DIV 2;

e = Trunc(d);

f =’хорошая погода’ + #13#10;

g = [‘A’..’Z’]+[‘a’..’z’]; Значения констант в дальнейшем не могут быть переопределены.

2.3. Переменные

К переменным относятся объекты, значения которых могут изменяться в ходе выполнения программы.

Описание переменных в разделе описаний открывается спецификаци-ей VAR. Имена переменных, относящихся к одному типу, записываются че-рез запятую, после чего следует двоеточие и имя типа, например :

VAR x,y : real;

b : Boolean;

bim,bom : char;

При описании переменных другого типа не требуется повторная запись слова VAR , хотя это и не будет ошибкой .

2.4. Вещественный тип

Набор значений вещественного типа определяется его реализацией в конкретной вычислительной системе . Для вещественного типа существуют понятия диапазон и точность .

Диапазон определяется минимальным (min) и максимальным (max) абсолютными значениями. В набор значений вещественного типа входит также число 0 (ноль) (рис. 2.1) .

Наличие «мертвой зоны» от -min до min обусловлено дискрет-ностью представления чисел в ЭВМ . Если при вычислениях значение вы-ражения попадает в эту зону, то оно считается равным нулю .

Точность представления данных вещественного типа определяется мак-симальным количеством значащих цифр числа. Так, например, в Турбо Пас-кале тип real имеет диапазон

от 0.294×10 -38 до 1.7×10 38 , а точность — примерно 11-12 десятичных разрядов.

-max -min 0 min max Рис. 2.1. Набор значений вещественного типа

Для вещественного типа определены четыре операции :

Старшие операции — умножение и деление, младшие — сложение и вычитание.

Константы вещественного типа задаются в двух формах : — с десятичной точкой, например : -5.272; — так называемой полулогарифмической форме:

mEp , где m — мантисса (число с десятичной точкой); p — десятичный порядок (целое число со знаком; знак «+» может быть опущен).

Примеры чисел в полулогарифмической форме :

В языке Турбо Паскаль имеется группа вещественных типов, каждый из которых характеризуется своими диапазоном и точностью . В табл.2.1 приведены данные об этих типах.

Вещественные типы в Турбо Паскале

Обозначение типа

Диапазон значений

Количество цифр мантиссы

Память (байт)

0.294×10 -38 — 1.7×10 38

Читайте также:
Сделать лаунчер для программ

Источник: studfile.net

Презентация на тему Основы программирования на языке Pascal

Основы программирования на языке Pascal

старого файла (Open), записанного на диске
сохранение содержимого активной рабочей области в файле с текущим именем (Save) или с другим именем (Save as)
смена текущего каталога (change dir), с которого считываются файлы
завершение работы в интегрированной среде (Exit)

Назначение пунктов меню Меню File предназначено для выбора режима работы с файлами:

Слайд 6Меню Edit предназначено для выбора режима создания

и редактирования текста программ
Назначение пунктов меню

Меню Edit предназначено для выбора режима создания и редактирования текста программ Назначение

Слайд 7В меню Search
собраны режимы, выполняющие поиск объектов

программы по заданным параметрам
Назначение пунктов меню

В меню Search собраны режимы, выполняющие поиск объектов программы по заданным параметрам

Слайд 8Меню Run предназначено
для выбора режима выполнения программ
Назначение

пунктов меню

Меню Run предназначено для выбора режима выполнения программ Назначение пунктов меню

Слайд 9Меню Compile позволяет
задать способ компиляции и компоновки

составных частей программы
Назначение пунктов меню

Меню Compile позволяет задать способ компиляции и компоновки составных частей программы Назначение

Слайд 10Меню Debug выполняется настройка отладчика, в частности

выбор переменных, значения которых выводятся в окно

наблюдения

Назначение пунктов меню

Меню Debug выполняется настройка отладчика, в частности выбор переменных, значения которых выводятся

Слайд 11Меню Tools позволяет обращаться к ассемблеру и

отладчику
Назначение пунктов меню

Меню Tools позволяет обращаться к ассемблеру и отладчику Назначение пунктов меню

Слайд 12Меню Options производится установка режимов работы компонентов

интегрированной системы
Назначение пунктов меню

Меню Options производится установка режимов работы компонентов интегрированной системы Назначение пунктов меню

Слайд 13Меню Windows производится установка текущей активной рабочей

области и способа отображения содержимого рабочей области

(их может быть несколько, то есть одновременно можно открыть несколько программ)

Назначение пунктов меню

Меню Windows производится установка текущей активной рабочей области и способа отображения содержимого

Слайд 14Меню Help можно обратиться к встроенной справочной

системе
Назначение пунктов меню

Меню Help можно обратиться к встроенной справочной системе Назначение пунктов меню

Слайд 15Структура программы
Program Имя программы;
Uses Подключаемые библиотеки

(модули);
Label Список меток основной

программы;
Const Введение констант;
Type Описание новых типов;
Var Описание переменных;
Определение процедур;
Определение функций;
Begin
Тело основной программы;
End.

Структура программы Program Имя программы; Uses Подключаемые библиотеки (модули);

Слайд 16Константы – это данные, значения которых в

процессе выполнения программы не могут изменяться.
Константы
Константы вводятся

в блоке const:
const
a=5;
b=1E-3/a;
c=’значение неизвестно’;

имя константы = выражение;

Константы – это данные, значения которых в процессе выполнения программы не могут

Слайд 17Переменные
Переменные – это данные, которые могут изменяться

в процессе выполнения программы.
Переменные имеют имя, тип

и значение.

Описание переменных происходит в блоке var:
var
a: integer;
b: real;
c: char;

имя переменной: тип переменной;

Переменные Переменные – это данные, которые могут изменяться в процессе выполнения программы.

Слайд 18Типы переменных
Некоторые простые типы:
1. Целые типы (ShortInt,

Integer, LongInt, Byte, Word).
2. Вещественные типы (Real,

Single, Double, Extended, Comp).
3. Логический (Boolean).
4. Символьный (Char).
5. Строковые типы (String, String [n]).

Типы переменных Некоторые простые типы: 1. Целые типы (ShortInt, Integer, LongInt, Byte,

Слайд 19Целочисленные типы:

Целочисленные типы:

Слайд 20Вещественные типы:

Вещественные типы:

Слайд 21Оператор присваивания:
Общий вид:
переменная := выражение;
Может быть: переменной,

элементом массива, полем записи и др.
Не может

быть: константа, выражение.

Может быть: константой, переменной, элементом массива, арифметическим или логическим выражением.

Работа оператора: если справа стоит выражение, то сначала вычисляется его значение, а затем это значение пересылается в переменную стоящую слева.

Оператор присваивания: Общий вид: переменная := выражение; Может быть: переменной, элементом массива,

Слайд 22Арифметические выражения
Арифметические выражения – это конструкции, содержащие

данные, знаки математических операций, математические функции.

Арифметические выражения Арифметические выражения – это конструкции, содержащие данные, знаки математических операций,

Слайд 23Операторы ввода и вывода
read (список переменных);
write (‘сообщение’,

список переменных);
Оператор ввода:
Оператор вывода:
Отличие операторов read и

write от операторов readln и writeln состоит в том, что после выполнения операторов readln и writeln курсор переводится на новую строку.

Операторы ввода и вывода read (список переменных); write (‘сообщение’, список переменных); Оператор

Слайд 24Оператор условия
Для реализации ветвления можно использовать условный

оператор:
if условие then
begin
оператор; …
end
else
begin
оператор;

Где условие – это выражение логического типа.

Если условие выполняется, то выполняется ветвь then, если условие не выполняется – то ветвь else.

Оператор условия Для реализации ветвления можно использовать условный оператор: if условие then

Слайд 25Оператор цикла со счётчиком
for параметр := нач_значение

to кон_значение do
begin
оператор; …
end;
Работа оператора:
1.Вычисляются начальное

и конечное значения параметра и фиксируются;
2.Если нач_значение

Слайд 26Оператор цикла с
предусловием
while условие do
begin
оператор; …
end;
Работа

оператора:
Сначала проверяется условие, если оно верно, то

выполняется оператор, затем опять проверяется условие и т.д., пока условие не перестанет выполняться.

Если условие не верно, то оператор игнорируется и управление передается следующему за циклом оператору.

Оператор цикла с предусловием while условие do begin оператор; … end;

Слайд 27Оператор цикла с
постусловием
repeat
оператор; …
until условие;

Работа оператора: Выполнение

операторов повторяется, пока условие не станет верным.

Оператор цикла с постусловием repeat оператор; … until условие; Работа оператора:

Слайд 28Тест
Вопрос №1
Вопрос №2
Вопрос №3
Вопрос №6
Вопрос №5
Вопрос №4
Вопрос

№7
Завершить тест

Тест Вопрос №1 Вопрос №2 Вопрос №3 Вопрос №6 Вопрос №5 Вопрос

Слайд 29Вопрос № 1
Определить значение переменной c после

выполнения фрагмента программы.
1) c = -11
2) c

Вопрос № 1 Определить значение переменной c после выполнения фрагмента программы. 1)

Слайд 30Вопрос № 2
Определить значение целочисленных переменных a

и b после выполнения фрагмента программы.
1) a

Вопрос № 2 Определить значение целочисленных переменных a и b после выполнения

Слайд 31Вопрос № 3
Определить значение переменной c после

выполнения следующего фрагмента программы.
1) c = 20
2)

Вопрос № 3 Определить значение переменной c после выполнения следующего фрагмента программы.

Слайд 32Вопрос № 4
Определить значение целочисленных переменных x,

y и z после выполнения фрагмента программы.
1)

x = 55, y = 2, z = 5

2) x = 22, y = 2, z = 5

3) x = 25, y = 5, z = 2

4) x = 25, y = 2, z = 5

Источник: thepresentation.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru