Дактилология
Дактилология (греч. dactilos — палец, logos — слово, учение) обозначает алфавит какого-либо языка, воспроизводимый пальцевыми комбинациями. Общение при помощи дактилологии называется дак-тильной речью.
Рис. ЗА. Испанский дактильный алфавит де Вебра (S. Carmel, 1982)
Набор пальцевых комбинаций, соответствующих алфавиту, называют дактилъным алфавитом.
Термины «дактилология» и «дактильный алфавит» синонимичны. Существует краткая форма этого термина: «дактиль».
Пальцевые комбинации для воспроизведения национального алфавита бывают одноручные и двуручные. Например, китайская и английская дактилологии — двуручные, а русская — одноручная.
Пальцевая комбинация для обозначения одной буквы алфавита называется дактилемой.
Первое упоминание о разговоре на языке жестов содержится в самой Библии (Лк. 1:22) и записано до 70 г. от Рождества Христова, повествуя о событии 1 г. до Рождества Христа. Первый дошедший до нас печатный дактильный алфавит (рис. 3.4) издал монах де Бебра (М. de Vebra) в книге, вышедшей в Испании в 1593 г.
Первые шаги в мир дактилологии
Дошедшие до нас источники показывают, что дактиль для обучения глухих применял Педро Понсе де Лион, монах, живший в XVI в. там же в Испании. Почему именно монахи? Потому что в некоторых монашеских орденах давались обеты молчания и общение возможно было не только жестами, но и дактилем, так как жест несет в себе образное понятие и поэтому имена, фамилии, названия, и т. п. жестом передать нельзя. Опубликованных работ П. Понсе не известно — он хранил свою методику обучения в секрете. Но сведения о нем сохранились.
Считается, что первый дактильный алфавит, созданный целенаправленно для обучения глухих, опубликовал в Мадриде в 1629 г. X. П. Бонет (J. Р. Bonet) [9].
Первая русская книга об обучении глухих В. И. Флери «Глухонемые» [1] , вышедшая в Санкт-Петербурге в 1835 г. [110], содержит и первый дошедший до нас дактильный алфавит русского языка, повторенный в 1839 г. Г. А. Бурцевым в книге «Энциклопедический курс» [29]. В этих книгах четко видна традиция, заложенная X. П. Бонетом: пальцевая комбинация копирует графику буквы национального алфавита. Почти все дактилемы из книг В. И. Флери и Г. А. Бурцева вошли в современный русский дактиль.
- [1] Полное название книги: «Глухонемые, рассматриваемые в отношении к их состоянию и к способам образования, самым свойственным их природе». 2 Директор Санкт-Петербургского училища для глухонемых.
Источник: studme.org
Дактилология как особая форма речи глухих детей
Статья на тему: «Дактилология как особая форма речи глухих детей».
Автор: учитель-дефектолог Хабирова И. В.
Термин «дактилология» (от греч. dactilos – палец, logos – слово) используется в двух основных значениях. Во-первых, так называют алфавит, воспроизведённый пальцами руки. Во-вторых, используется как дактильная речь, т. е. общение при помощи ручной азбуки.
Введение в жестовый язык. Дактилология.
Дактильная речь функционирует как один из компонентов межличностной коммуникативной деятельности глухих, а также в общении глухих и слышащих.
Как часто прибегают к дактилологии глухие, беседуя друг с другом, зависит от разных обстоятельств: от коммуникативной ситуации, возраста, уровня развития жестовой и словесной речи, в том числе от состояния навыков произношения и восприятия устной речи.
Слышащие люди (многие родители и родственники глухих, их друзья, учителя и переводчики) в общении с глухими достаточно часто пользуются дактильной речью.
А зачем используют дактильную речь глухие в разговорах со слышащими? Действительно, ведь слышащие – слышат, и глухие обычно обращаются к ним посредством устной речи. Но вот если собеседник не разобрал произнесённого слова, глухой, повторяя сказанное и стремясь помочь учителю или родителям понять сообщение, нередко дактилирует это слово. Таким образом, дактильная речь оказывается включённой в коммуникативную деятельность глухих, в общение глухих и слышащих.
В современной отечественной системе обучения и воспитания детей с недостатками слуха дактильная речь используется начиная с дошкольного возраста, наряду с устной и письменной речью – основными средствами сурдопедагогического процесса.
Обучение глухих дошкольников, затем школьников дактильной речи способствует достаточно быстрому накоплению словаря, более прочному усвоению структуры слова. Эти факты объясняются тем, что, пользуясь дактилологией, дети расчленяют слово на составные части, обозначая каждую из них нужной дактилемой и объединяя их в единое целое, т. е. происходит анализ и синтез слова, необходимые для запоминания речевого материала. Движения пальцев при дактилировании, при переходе от одного положения (знака) в другое, т. е. пальцевые кинестезии, играют огромную роль в овладении детьми речью. Мышечное чувство руки используется как средство компенсации недостаточно развитых и дифференцированных движений речевых органов. Движение пальцев руки помогает глухим детям контролировать правильность своей речи, так же как слух позволяет слышащих контролировать свою речь.
Параллельно с формированием дактильной речи происходит обучение детей устной и письменной речи, и опережающее развитие дактильной речи не мешает, а, наоборот, помогает развитию их. Обучение устной речи ставит детей перед необходимостью овладеть звукопроизношением слов, уже усвоенных в дактильной форме, включённых в речевое общение. С развитием артикуляции, укреплением речевых кинестезий устная речь начинает использоваться и без сопутствующего дактилирования. Исправление ошибок устной речи осуществляется показом образца произношения звука и подкрепляется показом соответствующей дактилемы, воспроизведением звукобуквенного состава слова с параллельным дактилированием его.
Владение дактильной речью помогает в овладении чтением и письмом. Говоря дактильно, дети проводят анализ и синтез слова, что составляет основу навыков чтения и письма. Воспринимая с руки (или с таблички) дактилируемое слово, глухие дети учатся читать, но не буквенный, а дактильный шрифт. Постепенно дактильные знаки заменяются буквами, и школьники начинают читать и печатные слова, фразы с опорой на собственное дактилирование.
Таким образом, использование дактильной речи в качестве исходной в процессе формирования языка у глухих школьников обеспечивает более быстрое и эффективное развитие словесной речи в качестве средства общения и способствует формированию устной, а также письменной речи.
Публикации по теме:
«Формирование связной речи детей старшей группы с общим недоразвитием речи» (второй и третий периоды) Цели 2-го и 3-го периода — научить детей составлять рассказ по картине и пересказу рассказа или сказки. Методика работы по развитию связной.
«Форма круга в творчестве детей». Работы по аппликации Круг считается самой распространённой совершенной формой. Круг символизирует бесконечность. В сакральной геометрии движение по кругу.
Фотоотчет «День рожденья-особая дата» День рождения в детском саду. Мои воспоминания о прошлом выпуске детей. День рождения- такой веселый и любимый детьми праздник! День рождения.
Игровой досуг, как особая форма организации образовательного процесса. Лето – пора отпусков, но не все дети летом уезжают в отпуск, большинство остается и продолжает посещать детский сад. Лето считается порой.
Конспект НОД по развитию речи в средней группе компенсирующей направленности для детей с нарушением речи Лексическая тема: «Профессия почтальон». Тема: «Труд почтальона». Цель: развитие речи детей. Задачи: Образовательная: расширять представление.
Консультация для воспитателей «Форма работы по оздоравлению детей по ФГОС» Основная задача нашего детского сада подготовить ребёнка к самостоятельной жизни, дав ему для этого необходимые знания, навыки, воспитав.
Консультация для воспитателей «Танцевальный флэшмоб как новая форма здоровьесбережения детей» Консультация для воспитателей «Танцевальный флэшмоб как новая форма здоровьесбережения детей» Одной из проблем 21 века является гиподинамия.
Презентация к выступлению на педсовете «Форма работы с родителями по развитию речи дошкольников» добрый вечер, уважаемые коллеги! Сегодня суббота- выходной! Но работу никто не отменял! Работаем не покладая рук) В данной статье хочу.
Творческий проект «Золотая осень» для глухих детей 5–7 лет в старшей группе Творческий проект «Золотая осень» Тип проекта: творческий. Вид проекта: групповой Продолжительность проекта: долгосрочный Участники проекта:.
Экскурсия как форма обучения детей с ОВЗ Экскурсия – одна из форм обучения, которой в нашем детском саду уделяется большое внимание. Прежде всего, это обусловлено своеобразием.
- Нарушение слуха. Обучение детей с нарушением слуха
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Источник: www.maam.ru
Дактильная речь, ее разновидности и особенности функционирования
Дактильная речь –своеобразная кинетическая форма словесной речи, построенная на движениях пальцев руки в воздухе. Дактилология – общение при помощи дактильной азбуки. Дактилирование – процесс воспроизведения дактильных слов.
Структура дактильной речи.
Дактильный алфавит – алфавит, в котором буквы обозначаются движениями рук. Каждый национальный язык имеет соответствующий дактильный алфавит. Впервые дактильный алфавит опубликовал испанский монах де Верба в 1593 г. Дактильную речь в обучении глухих начал применять Педро Понсе в 16 веке.
А в 1629 г. Бонет опубликовал специальный дактильный алфавит, созданный для обучения глухих. Для многих алфавитов была характерна общая черта – пальцевое воспроизведение графического изображения буквы. А в ряде англоязычных стран (Великобритании, Австралии, ЮАР и др.) применяется двуручный дактильный алфавит. Первый русский дактильный алфавит был опубликован В. И. Флери в 1835 г. В настоящее время описаны 43 дактильных алфавита, используемых в 59 странах мира.
Дактильный алфавит состоит из дактилем. Дактилема – дактилируемая буква алфавита.
Классификация дактильных алфавитов (И. Ф. Гейльман, 1981)[10]:
По составу – одноручные (русский, испанский), двуручные (английский), комбинированные (китайский, японский).
По способу образования – копирующие, вариантные.
По принципу обозначения – буквенные, слоговые, совмещенные.
Анализ алфавитов разных стран позволил установить, что в построении дактильных знаков преобладает ориентация на сходство с буквенными обозначениями. Дактилемы, не похожие на буквы, и являющие истинно условными обозначениями, составляют пятую-шестую часть алфавита. Так, в русском дактильном алфавите 14 дактилем полностью похожи на буквы (г, и, л, м, о, п, с, ш и др.), частично похожи – а, е, к, н, ф, ы и др., не похожи – б, ж, ч, я и др. Такой анализ является основой для построения методик обучения дактилологии: предлагается начинать с наиболее легких – г, з, л, м, о, с, а затем в 3 этапа – остальные дактилемы, в алфавитной последовательности.
Дактильные знаки предаются конфигурацией и движением. Только конфигурацией: а, б, в, г, д, е, ж, и, к, л, м, н, о, п. р, с, ту, ф, х, ч, ш, ы, э, ю, я; 8 остальных – сочетанием конфигурации и движения – д, ё, з, ц, й, щ, ь, ъ.
Особенности дактилирования:
— Если по количеству составляющих элементов дактильная форма речи отражает письменную, то по функции аналогична устной речи, так как основная ее функция – служить непосредственному общению глухих.
— Общаясь при помощи дактильной речи, разговаривающие следуют правилам письменной речи, при дактилировании соблюдают нормы правописания;
— Дактилирование в обязательном порядке сопровождает артикуляция.
— Дактилируют правой рукой; предплечье поднято и находится в вертикальном положении; рука остается неподвижной, в движении находится только кисть руки; кисть не закрывает лицо; глаза обращены на собеседника; воспроизведение дактильных знаков должно быть точным; кисть руки обращена к говорящему тыльной стороной, к читающему – ладонью.
— Дактилирование ведется плавно и слитно; слово дактилируется как целостная речевая единица, достигается это за счет сокращения лишних движений.
— Разделение слов обозначается паузой; в конце фразы делают остановку.
На освоение дактилологии в среднем затрачивается 30 часов, основное время – на выработку навыков слитности, плавности, скорости дактилирования. В 2 раза больше времени надо на формирование навыка чтения с дактилирущей руки. Недостаток дактилирования – низкая скорость передачи информации, глухой может воспринять дактилируемый текст со скоростью 350 букв в минуту, это в 2 раза медленнее, чем на слух, но быстрее, чем письмо.
Функции дактильной речи.
— Она применяется в межличностной коммуникации глухих. В условиях непринужденного неофициального общения глухие, как правило, пользуются жестовой речью. Однако в жестовые высказывания включаются и дактильные слова и словосочетания: имена собственные, научные термины и т. д. Дактильные знаки дополняют калькирующую жестовую речь.
— В общении слышащих (учителей, родителей и др.) и глухих. Глухой, стараясь помочь слышащему понять то, что он сказал устно, может продактилировать для большей разборчивости.
— В процессе обучения школьников с нарушенным слухом.
Источник: studopedia.ru
ДАКТИЛОЛОГИЯ
практикующийся глухонемыми способ выражения алфавита пальцами одной руки в отличие от хейрологии — способа выражения алфавита пальцами обеих рук (см. Глухонемота).
Найдено 1 изображение:
Изображения из описаний на этой странице
(от дактило (См. Дактило. ) . и . Логия)
своеобразная форма речи, воспроизводящая слова посредством пальцев рук. Первоначально Д. использовалась людьми, принимавшими на себя обет молчания: потребность общения оказывалась сильнее церковных канонов. Впоследствии Д. стали использовать для общения с глухими.
Система Д. бывает одноручной и двуручной (первая более удобна). Различные положения пальцев воспроизводят буквенный алфавит (см. рис.), а воспринимающий следит за движением руки. При дактилологической речи точно придерживаются правописания. При моноральной системе речи, т. е. считывании с губ, Д. помогает воспринимать неуловимую глазом разницу между звонкими и глухими (г — к; д — т; б — п и т. д.), твёрдыми и мягкими (т — ть, с — сь и т. д.) звуками (например, кисть, лежащая на груди, означает звонкий, а удалённая от груди — глухой звук).
Д. значительно облегчает глухим овладение языком слов и пользование им. Дактильная речь может быть усвоена глухими детьми в качестве первой речевой формы (до овладения устной и письменной формами речи). В советских детских садах и начальных классах школ для глухих детей Д. используется как основное средство обучения словесной речи, а в старших классах этих школ — как вспомогательное средство. При обучении слепоглухонемых (см. Слепоглухонемота ) Д. является единственным средством общения.
Источник: slovaronline.com