Uber покинул российский рынок. «Яндекс» выкупил принадлежавшие американской компании 29% в совместном предприятии и стал единственным владельцем сервиса «Яндекс.Такси». Как это может изменить российский рынок услуг такси?
«Яндекс» пока нельзя назвать монополистом. Например, в Москве для заказа такси можно использовать сразу несколько приложений. Помимо «Яндекс Go», это еще Uber, внутри которого все тот же «Яндекс», а также «Ситимобил», который в прошлом году грозился уйти с рынка, но так и не ушел. Есть еще сервис InDrive, но это не совсем агрегатор, а скорее онлайн-площадка, где пассажиры и водители такси могут найти друг друга и договориться о поездке. Или не договориться, если пассажир предложит слишком низкую цену.
Выбор формально есть. Но по факту все равно приходится пользоваться или «Яндекс Go», или Uber, что примерно одно и то же. Вот что Business FM рассказала москвичка Полина:
«Я пыталась ночью добраться от клуба до дома, время было примерно два часа ночи, я зашла сразу в Uber, «Ситимобил» и InDrive. Uber предложил мне доехать от Покровки до Люберец за 1200 рублей, «Ситимобил» предложил 890 рублей, InDrive показал, что средняя цена 550 рублей, но по опыту могу сказать, что очень редко эта средняя цена срабатывает, никто обычно за нее не везет. Заказала «Ситимобил» . Поиск машины длился 20 минут, в итоге никакую машину мне не нашли. Параллельно я также включила InDrive, поставила 600 рублей, потом повысила до 650 рублей, потом до 700 рублей, но все равно никакие машины не приезжали. В итоге я заказала Uber за 1100 рублей потому, что цена за эти 20 минут успела упасть».
Антология технологий Яндекс Такси. Почему цена такая
Для водителей такси в российской столице «Яндекс» уже давно стал главным агрегатором, через него приходят заказы, оформленные в том числе в приложении Uber. Говорит московский таксист Александр:
«Для работы основной агрегатор — это «Яндекс», потому что у «Яндекса», как мы знаем, больше всего заказов. У меня тоже есть подключение к «Ситимобил». С «Ситимобил», конечно, интересная ситуация: когда пошел в том году разговор о его уходе, он всем объявил, что уйдет, но в итоге так и не ушел. При этом он забыл всем сказать, что он не уходит.
И получилось так, что не то что пассажиры многие даже не знали и до сих пор не знают, что не ушел «Ситимобил». Даже водители, которые постоянно возили и работали именно на «Ситимобил», они до сих пор удивляются, когда им говоришь, что «Сити» в Москве присутствует, он как работал, так никуда и не делся. Они так удивляются, начинают скачивать, входить в свой аккаунт и действительно удивляются, что он существует».
До последнего времени в приложении Uber цены на поездки были ниже, чем в «Яндекс Go», хотя это одна и та же платформа. Как будет теперь, непонятно. И еще вопрос, останется ли Uber в России как бренд.
Но говорить, что «Яндекс» становится монополистом на рынке агрегаторов такси и будет диктовать цены, все-таки преждевременно. Так считает руководитель Центра компетенции Общественного института развития такси МЕФТ Станислав Швагерус:
Яндекс Такси это вообще такси или курьерская служба?
Станислав Швагерус руководитель Центра компетенции Общественного института развития такси МЕФТ «То, что происходит в одном регионе, может быть совершенно по-другому в другом регионе. Так вот, например, такси «Максим» в отдельных регионах является, с точки зрения обывателя, монополистом, потому что «Яндекса» нет и там везде такси «Максим», в этих регионах. Говорить о том, что «Яндекс» занимает монопольное положение, он доминирующее и так занимает официально по данным Федеральной антимонопольной службы. И от того, что в какой-то компании, которая является доминирующей на рынке, уходит один из учредителей, положение компании на рынке абсолютно не меняется».
Стоимость поездки на такси действительно повышается. Похоже, тарифы растут быстрее инфляции, но точно не в несколько раз. И вряд ли ситуация кардинально изменится после ухода Uber с российского рынка. Эксперты этого пока не ожидают.
Остаются другие вопросы, не связанные со стоимостью поездок на такси. Сможет ли Uber вывести из России деньги, полученные от продажи доли американской компании в «Яндекс.Такси»? И не повлияет ли это на курс рубля? Все-таки это немалые деньги, стоимость сделки — более 700 млн долларов. Тут прямая аналогия с Shell, которая, предположительно, скупала на рынке валюту на рубли, полученные от продажи своей доли в проекте «Сахалин-2», что могло ослабить рубль .
По информации «Интерфакса» , российские власти ограничили покупку валюты на рынке для оплаты сделки Uber и «Яндекса» суммой 150 млн долларов в сутки.
Источник: dzen.ru
Кому на самом деле принадлежит Яндекс [обновлено]
Выяснили, кто им управляет и кто получает с него доход, а также что за реструктуризация ждет компанию в 2023 году.
Дата публикации: 2 августа 2022
Дата обновления: 22 мая 2023
Время чтения: 8 минут
Редакция «Текстерры» Редакция «Текстерры»
«Яндекс» и интернет – это практически слова-синонимы для миллионов россиян. Крупнейшая отечественная поисковая система, маркетплейс, служба доставки еды, такси, агрегатор поиска работы, недвижимости… Сегодня «Яндекс» – транснациональная компания, чья выручка за 2022 год составила 521,7 млрд рублей (плюс 46% к 2021 году).
Но кому принадлежит «Яндекс» и почему его вдруг решили распродать по частям? Но обо всем по порядку.
В какой стране зарегистрирован «Яндекс»
Основное юридическое лицо Yandex N. V. зарегистрировано в Нидерландах в 2004 году. На такой шаг основатели фирмы Аркадий Волож и Илья Сегалович решились, чтобы иметь возможность продавать акции на бирже Nasdaq и привлекать инвесторов.
При этом компания перечисляет налоги в бюджеты России (примерно 50 миллиардов рублей в год) и Нидерландов (около 300 миллионов в рублевом эквиваленте ежегодно).
Финансовые результаты «Яндекса» за II квартал 2022. Информация с официального сайта
В России работает подразделение Yandex N. V. — ООО «Яндекс» (базируется в Москве).
Также офисы компании есть в Белоруссии, Казахстане, США, Швейцарии, Германии, Чехии, Китае и Израиле. При этом офисы в Китае и Израиле работают только как точки продаж.
Карта географического присутствия «Яндекс» в мире. Красными значками обозначены офисы компании. Интерактивную версию карты с более подробной информацией можно рассмотреть здесь
Продвинем ваш бизнес
В Google и «Яндексе», соцсетях, рассылках, на видеоплатформах, у блогеров
Кому принадлежит «Яндекс.Такси» и другие сервисы
«Яндекс.Такси» принадлежит компании MLU B.V. Это совместное предприятие Yandex N.V. и Uber. При этом в марте этого года появились сообщения, что Uber ускорит выход из предприятия в связи с событиями на Украине. По состоянию на июль единственным владельцем MLU B.V. Bloomberg указывает Yandex N.V.
Все остальные сервисы «Яндекса» также принадлежат Yandex N.V. – но часто через посреднические дочерние компании.
Напрямую компании Yandex N.V. принадлежит «Кинопоиск».
«Яндекс.Лавка», «Яндекс.Доставка» и «Яндекс.Еда» принадлежат яндексовскому ООО «Фудтех энд Деливери Б.В.», зарегистрированному в Нидерландах, как и головная компания Yandex N.V.
Учредитель «Яндекс.Вертикалей»(«Авто.ру», «Яндекс.Недвижимость», «Аренда») – швейцарское акционерное общество Yandex Auto.ru AG. Контролирующая его компания – Yandex N.V.
В силу масштабов и разнонаправленности бизнеса структура компании довольно часто меняется.
Ключевые фигуры ООО «Яндекс» в России:
- Артем Савиновский – генеральный директор, руководитель направления медиасервисов;
- Грег Абовский – операционный и финансовый директор;
- Григорий Дергачев – генеральный директор «Яндекс.Такси»;
- Даниил Шулейко – глава бизнес-группы «Яндекса» по электронной торговле и логистическим сервисам;
- Ринат Низамов – руководитель блогерской платформы «Яндекс.Дзен»;
- Петр Попов – глава бизнес-группы поиска, рекламных и облачных сервисов «Яндекса».
Управление «Яндексом» осуществляет совет директоров. Его состав утверждают акционеры «Яндекса» на общем собрании.
Акционеры «Яндекса»
У «Яндекса» три типа акций: А, B и C. Акции класса А торгуются на Московской бирже (раньше – также на бирже Nasdaq, но торги были приостановлены 28 февраля); одна акция дает один голос на собрании акционеров. Акции класса В распределены между основателями компании, каждая дает 10 голосов на собрании акционеров. Акции класса С технические и используются только для конвертации акций класса В в акции класса А.
Поэтому, если мы посмотрим на структуру акционеров «Яндекса» на официальном сайте, увидим разное распределение экономического владения и прав голоса. Голосующее большинство (51,8%) принадлежит основателям, директорам и работникам «Яндекса». Хотя экономическое большинство (87,5%) – за владельцами акций, свободно торгуемых на бирже.
Структура акционеров «Яндекса» – распределение экономического владения (Economic Ownership) и права голоса (Voting Power)
В связи с включением в санкционный список основатель «Яндекса», генеральный директор и член совета директоров Аркадий Волож покинул компанию. Но через семейный фонд он продолжает владеть 45,3% голосующих акций.
При этом «Яндекс» не выплачивает дивиденды своим акционерам – получаемые доходы направляются в развитие компании. Основным бенефициаром «Яндекса» является Аркадий Волож. Его состояние зависит от стоимости акций компании на биржах. В марте 2022 из-за обрушения стоимости акций «Яндекса» состояние Воложа сократилось на $2 млрд – до $580 млн.
У Сбербанка с 2009 года во владении находится золотая акция «Яндекса».Она дает Сбербанку право блокировать продажу крупных активов. Для «Яндекса» это — своеобразная защита от поглощения крупными западными концернами (в России сейчас вряд ли возможен сценарий поглощения «Яндекса» кем-то внутри страны).
После приостановки торгов акциями класса А на бирже Nasdaq «Яндекс» начал выкупать свои конвертируемые облигации. Цель этого – предотвращение дефолта. Выкуп облигаций нужен для реструктуризации обязательств:
Из-за приостановки торгов на Nasdaq держатели конвертируемых облигаций «Яндекса» на $1,25 млрд со сроком погашения в 2025 году получили право потребовать от компании погашения облигаций по номинальной стоимости плюс начисленные проценты. В марте «Яндекс» предупредил, что предъявление таких требований приведет к дефолту по этим обязательствам, так как компания не имеет достаточных средств для погашения облигаций.
По состоянию на июнь «Яндекс» выкупил 92,7% своих конвертируемых облигаций, заплатив за каждые $200 тысяч номинальной стоимости облигаций $140 тыс. наличными и 957 акций.
Ваша заявка принята.
Мы свяжемся с вами в ближайшее время.
Что представляет собой «Яндекс» сегодня
Компания «Яндекс» предлагает около 100 сервисов для разных сфер жизни – от покупки авиабилетов до возможности заработка с помощью «Яндекс.Толоки» и «Яндекс.Дзена».
Сегодня основным и ключевым направлением деятельности «Яндекса» является поисковая система. Реклама в поисковике приносит порядка 60% прибыли компании.
У «Яндекса» есть сервисы для широкой аудитории и бизнеса
Новые владельцы Яндекса
В июне 2022 года из-за спецоперации России на Украине гендиректор «Яндекса» Аркадий Волож попал под санкции Европарламента. Этот странный ход ЕС объяснил тем, что главные акционеры Яндекса — подсанкционные госбанки.
Практически сразу Аркадий Волож ушел со всех постов в российском подразделении компании. Все дело в том, что организация, которую контролирует подсанкционное лицо, автоматически тоже попадает под санкции. Тогда же выяснилось, что материнская компания Яндекса — нидерландская Yandex N.V. под санкции не попадает, как и другие ее дочерние компании.
После череды переговоров внутри компании руководство Яндекса пришло к решению разделить IT-гиганта на две части — международную и российскую. Сделать это было непросто, ведь 90% интеллектуальной собственности Яндекса находилось в России.
Реструктуризация Яндекса решит проблему развития новых технологий компании и продажу их в других странах. Российская же часть бизнеса останется в России и будет соблюдать российские законы.
23 ноября стало известно, что помочь в разделении компании и реорганизации российской части Яндекса может председатель Счетной палаты РФ Алексей Кудрин. Новую структуру управления обсудили и согласовали с Владимиром Путиным.
Президент России Владимир Путин сделку одобрил, как и список покупателей, в который вошли глава «Интерроса» Владимир Потанин, совладелец «Лукойла» Вагит Алекперов, предприниматель Алексей Мордашов и банк ВТБ.
Это не финальный список, а значит не исключены изменения. Неизвестно и то, как распределятся доли между покупателями, а также не оглашена сумма сделки – это будет обсуждаться на совете директоров голландской Yandex N.V. сегодня в Дубае.
Согласно информации Bloomberg контрольный пакет акций «Яндекса» (51%) оценивается примерно в 600 млрд руб. с учетом 50% дисконта, без которого зарубежные компании не могут покинуть российский рынок.
Источник: texterra.ru
Кто придумал Яндекс Такси и когда оно появилось – история создания
Яндекс.Такси считается структурным элементом «Яндекса». Он представляет собой агрегатор такси и предлагает услугу доставки продуктов питания. Также в арсенале компании имеются мобильные приложения. Штаб-квартира организации располагается в Москве. Несмотря на широкое распространение сервиса, далеко не всем известно, когда именно появилось Яндекс.Такси и кто его создал.
Кто создал Яндекс.Такси?
Яндекс.Такси было создано в 2011 году. Его впервые запустили в Москве. При этом создание службы производилось с помощью запуска мобильного приложения. Но вначале была проведена широкая рекламная кампания. Ее задачей было знакомство пассажиров и водителей с платформой.
В итоге к моменту запуска проекта к нему подключилось больше 1000 водителей и 11 таксопарков Москвы. Этой базы было достаточно для успешного начала. Тем более что агрегатор функционировал под названием распространенной IT-компании, которая была весьма популярна среди людей.
Яндекс.Такси придумал Лев Волож – старший сын одного из основателей и генерального директора компании «Яндекс» Аркадия Воложа. Молодой человек считается основателем агрегатора, несмотря на то, что он не занимает в компании руководящих должностей.
Как появилась идея
Лев Волож утверждает, что он не придумал новинку, а только разработал аналог современных сервисов заказа, используемых в США, и применил их для российских реалий. Сегодня молодой человек не работает в компании, а концентрируется на создании и развитии своего проекта.
История развития сервиса
Изначально сервис функционировал лишь через приложение. При этом в 2012 году был запущен веб-сайт для бизнеса. Благодаря этому удалось значительно расширить целевую аудиторию.
В следующие годы агрегатор постепенно развивался и наращивал свои мощности. Стремительный рост бизнеса связан с параллельным движением в разных направлениях. При этом руководителям компании удалось добиться следующих результатов:
- Усовершенствовать и расширить функционал приложений для пассажиров водителей.
- Создать глобальную программную сеть с интеграцией в нее сервисов и навигации, оплаты, оценки качества и множества других элементов.
- Присоединить перспективные программные продукты других брендов. К примеру, компания приобрела «Рос.Такси». Программные ресурсы этого бренда легли в основу создания Таксометра. В 2017 году фирма купила платформу доставки еды, которая называлась Foodfox. На ее основе впоследствии была разработана Яндекс.Еда. Тогда же компания поглотила сервис «Оптеум», который позволял осуществлять управление таксопарками.
- Объединиться с международными агрегаторами. В 2017 году компания «Яндекс» подписала договор с Uber. Соглашение регламентировало объединение сервисов России и ряда других стран. В результате была создана объединенная компания. При этом «Яндекс» получил 59,3 % акций новой организации.
- Создать новый бренд. В 2018 году «Яндекс» придумал новую торговую марку Yango, которая предназначена для работы в странах дальнего зарубежья. Так компания вышла на рынок Восточной Европы, Ближнего Востока и Африки.
Принцип работы
Необыкновенная популярность сервиса связана с незыблемыми принципами его работы. Компания обеспечивает своим клиентам получение качественных услуг и гарантирует безопасность.
Функциональность и технологии
Чтобы оценить время подачи авто и рассчитать маршрут, применяются специальные технологии. Для этой цели используют Яндекс.Карты и Яндекс.Навигатор. При прокладывании маршрута учитываются текущие и ожидаемые пробки. Приложение может посоветовать точку для подачи такси. При этом в нем указывается путь и возможная экономия средств.
К примеру, сервис может порекомендовать человеку перейти на другую сторону улицы, чтобы сократить длительность поездки и удешевить ее.
В 2017 году клиенты получили возможность включать в маршрут до 3 промежуточных точек. Цена ожидания в ходе поездки считается по региональным тарифам. Распределение заказов между водителями осуществляется автоматически. При этом учитываются следующие факторы:
- водитель может прибыть быстрее, чем другие;
- водитель имеет наиболее высокий рейтинг;
- авто соответствует дополнительным запросам.
При нехватке свободных автомобилей стоимость определяется с учетом специального повышающего коэффициента. Он регулируется автоматическим способом.
В 2017 году сервис Яндекс.Такси предложил фиксированную стоимость поездок в российских городах. При этом клиент узнает цену еще на этапе заказа автомобиля, и она не повышается при наличии пробок или отклонении водителя от маршрута.
Технология машинного обучения позволяет сервису определять и рекомендовать пассажирам наиболее удобные места для посадки. Они обозначаются на карте синими кружочками, и клиент может самостоятельно выбрать оптимальный вариант.
Качество и безопасность
Большое значение для клиентов имеют качество и безопасность использования сервиса. Причем это касается и автомобилей, и водителей.
Автомобили
Все машины регулярно проходят проверки технического состояния. Также в Яндекс.Такси предусмотрены следующие варианты контроля:
- Фотоконтроль. Для этого водителей приглашают пройти дистанционный осмотр состояния авто. Такие предложения поступают несколько раз в месяц. Для проведения фотоконтроля требуется сделать несколько фото машины. Они выполняются внутри и снаружи. Также в службу нужно предоставить снимки документации и детского кресла. Таксист, который постоянно отказывается от такого контроля, может быть заблокирован на время или внесен в черный список.
- Консультанты. Такой способ проверки используется исключительно в Москве. По сути, используется метод «тайного покупателя». Он не отличается от обыкновенного пассажира. Спустя несколько часов водителю предоставляется детальный отчет с разбором преимуществ и недостатков.
- Мобильный контроль. Это визуальная проверка, которая доступна только Москве и Санкт-Петербурге. Каждые 3 недели водителям предоставляется заказ с пометкой о проведении оценки качества. В этом случае такси попадает к контролеру. Он занимается проверкой авто, оценивает его состояние внутри и снаружи, определяет соответствие заявленным параметрам.
- Стационарный контроль. Этот вариант проверки считается комплексным. Он фиксирует исправление нарушения, которое было выявлено при проведении фотоконтроля, оценивает возможность увеличения периода эксплуатации авто, первично оценивает машины, не работавшие до этого в службе.
Водители
На работу в Яндекс.Такси берут лиц, которые обучались и тестировались в специализированных Центрах подготовки водителей. Там учат общаться с пассажирами и пользоваться приложением Таксометр. После успешного завершения тестирования водителям предоставляется более высокий рейтинг, который дает преимущества при получении заказов.
Тарифы
В сервисе предусмотрено несколько вариантов тарифов:
- «Эконом»;
- «Бизнес»;
- «Комфорт»;
- «Комфорт+»;
- «Минивэн».
Условия тарифов могут отличаться в зависимости от региональных особенностей. Последующая тарификация определяется длиной маршрута и временем нахождения в дороге. Оплачивать поездку можно наличными. Также для этого допустимо использовать банковские карточки или Apple Pay.
Детское такси
В 2015 году в Яндекс.Такси появилось несколько видов детских кресел:
- для малышей от 9 месяцев до 2 лет;
- для детей 2-5 лет;
- для детей 5-12 лет.
Экспансия
К февралю 2017 года сервис функционировал в 69 больших городах 6 стран. В нем использовалось больше 177 тысяч автомобилей. Через год сервис функционировал уже в 126 крупных городах России, Беларуси, Армении, Молдавии и других стран. В нем участвует больше 200 тысяч водителей.
Популярность Яндекс.Такси
За годы своего существования сервис получил широкое распространение во множестве городов. Его популярность обусловлена следующими преимуществами:
- небольшое время ожидания машины – обычно не превышает 5 минут;
- функция вызова авто через мобильное приложение;
- возможность выбрать водителя по рейтингу;
- опция привязки банковской карты к сервису;
- большое количество функциональных новинок, которые облегчают применение сервиса.
Яндекс.Такси считается одной из наиболее распространенных и востребованных служб. Этот сервис предлагает качественные и безопасные услуги. Он постоянно растет и развивается, захватывая все новые и новые рынки.
Источник: history-doc.ru