3 вопроса об образовательной технологии STEAM, которая изменит российскую школу
Рассказываем, почему привычные школьные предметы скоро заменят на проектную систему образования.
Фото: Shutterstock/VOSTOCK
Образовательную методику STEM (или STEAM) сегодня называют самым современным и перспективным трендом в образовании. Именно такой подход все чаще практикуют в большинстве западных стран.
О том, в чем соль концепта, каковы его преимущества и отличия от классического образования и кого растит методика, «Летидору» рассказала Наргиз Асадова, магистр программы «Управления образованием» Инобра НИУ ВШЭ, основатель школы профессий будущего КрашПро и продюсер летней научной и IT-школы Exupery.
Наргиз Асадова
Наргиз давно и плотно знакома с методикой STEM/STEAM, запускает этим летом новый образовательный проект с ее использованием и уверена: в современной школе без проектного обучения по системе STEM/STEAM не обойтись.
Особенно если мы хотим, чтобы наши дети выдерживали конкуренцию на мировом уровне.
Учебный отпуск
Что такое STEM/STEAM образование
Аббревиатура STEM (science, technology, engineering, math) в переводе с английского означает синтез науки, технологии, инженерии и математики. В последнее время многие также добавляют в эту аббревиатуру букву A (arts), что означает разные виды искусств: гуманитарные науки, иностранные языки, новые медиа, живопись, танцы, театр, музыку и т.д. Что же такого в STEM /STEAM образовании и почему это важно?
STEM/STEАM-образование — это современный образовательный феномен. Его цель — развить у учеников высокоорганизованное мышление и обучить эффективному применению полученных знаний в таких дисциплинах, как естественные науки, технология, инженерия, математика и искусства, посредством проектного обучения. «Стоп, стоп, стоп! — скажете вы. — Что же в этом нового? В нашей школе все это давным-давно преподают. Есть уроки музыки, ИЗО, есть математика, физика, химия, информатика».
Однако на практике в школьной системе эти предметы оставляют изолированные знания в голове наших детей.
Даже такие смежные дисциплины, как история с географией, редко бывают связаны между собой, и современный школьник вряд ли покажет на актуальной карте мира места ключевых исторических событий: в его внутреннем образовательном устройстве связи между разного рода предметами практически нет.
Отсутствие таких логических связей между школьными предметами сказывается и на решении жизненных задач: учишь ряд не связанных между собой знаний — сложнее будет найти им применение в жизни. Неслучайно международная программа по оценке образовательных достижений учащихся PISA (Programme for International Student Assessment) показывает, что российские школьники с трудом справляются с нестандартными жизненными задачами, где надо применить полученные теоретические знания — этот навык у детей и подростков не отработан.
Shutterstock/VOSTOCK
Впрочем, такая проблема существует не только в России. В начале XXI века педагоги во всем мире задумались о том, чтобы разработать новый подход в обучении, который позволил бы детям видеть межпредметные связи и применять их на практике. Именно так и появился STEM/STEАM:
ТК РФ, Статья 173 Гарантии и компенсации работникам, совмещающим работу с получением высшего образо
образование, которое не преподает отдельные предметы, а позволяет усваивать их в связке друг с другом в рамках выполнения комплексных учебных проектов.
Так, в рамках школьного проекта по изучению проблематики очистки воды, например, найдется место знаниям по математике и химии, биологии и отработке социальных навыков, а также развитию эмоционального интеллекта.
Кому нужно STEM/STEAM образование
- Глобальные изменения в экономике, ее роботизация и цифровизация. Индустриальная экономика уступает место экономике знаний.
Например, в 2018 году доходы компании Apple превысили ВВП России.
- Это повлекло за собой изменения на рынке труда. Сейчас во всех странах наблюдается нехватка инженеров и программистов.
- Осознание того, что человечество в ближайшем будущем может столкнуться с техногенными и экологическими катастрофами, которые требуют новых креативных подходов в решении проблем и большого количества людей, обладающих научными и техническими знаниями. Все это требует совершенно другой подготовки будущей рабочей силы.
Эту необходимость осознают лидеры большинства стран. STEM/STEАM-образование стало приоритетом национальной образовательной политики в Сингапуре и Японии, Китае и Финляндии, США и Канаде. В России эта тенденция началась в 2010-х при поддержке президента Российской Федерации, отечественных и зарубежных высокотехнологических компаний.
С 2014 года в России появилась сеть инженерно-технических центров (кванториумы, фаблабы при вузах, ЦМИТы и центр «Сириус»).
Shutterstock/VOSTOCK
Сегодня научно-технические проекты ведутся в большей степени в рамках дополнительного образования. Страны, занимающие первые строчки в мировых рейтингах по качеству образования, пошли еще дальше. Конечно, фаблабы и прочие технологические центры там тоже существуют. Но при этом считается, что именно новый подход STEM/STEАM должен стать основой школьного образования.
В России пока обсуждение идет на уровне, стоит ли добавить в школьную программу такие предметы, как робототехника, или как реформировать урок технологии. В некоторых школах появляются инженерные классы, в которых усиленно преподают все ту же математику, физику и информатику как отдельные предметы. В это время лидирующие в рейтинге PISA страны (Китай, Сингапур, Япония, Финляндия, Канада занимают первые строчки рейтинга) работают над созданием интегрированной STEM/STEAM программы для абсолютно всех школьников. Это означает, что математика, физика, химия, программирование, рисование, языки живут не сами по себе, как будто в отдельных коробочках, а объединены в одну образовательную программу.
Дети осваивают их на деле, работая над проектом, куда органично вписаны все эти дисциплины.
Заодно и теоретические абстрактные знания обретают конкретные черты и сферу применения, а значит, и закрепляются лучше. Да и эмоциональная отдача от такой учебы гораздо выше, что также влияет на успешную усвояемость материала.
Shutterstock/VOSTOCK
Как работает STEM/STEAM образование
Обучение в STEM/STEAM классе — это всегда попытка решить какую-то реальную проблему. Школьники работают в командах, исследуют, ставят эксперименты, придумывают конструкции, продвигают свои продукты в соцсетях, создают сайты и мультфильмы.
Примером STEAM проекта может быть изучение проблемы загрязнения Земли одноразовым пластиком.
Старшеклассники могут изучить, какие виды пластика бывают, как долго разный пластик разлагается, и предложить свои варианты решения проблемы.
В одной из школ таким решением стало создание производства биоразлагаемого пластика. В рамках этого проекта старшеклассники разработали свой метод создания пакетов из картофельного крахмала (химия + математика). А также активно продвигали свои разработки в соцсетях и на интернет-платформах (новые медиа, копирайтинг).
Потенциальным эталоном STEM/STEAM программы мог бы быть Леонардо да Винчи — человек, который видел взаимосвязи в сводах соборов и строении стопы человека, который был одинаково хорош и как живописец, и как инженер-изобретатель. STEAM в школах дает учащимся возможность учиться творчески, используя навыки XXI века, такие как коммуникация, умение работать в команде, применять критическое и креативное мышление. Осознавая преимущества такого подхода, правительство США включило в свои новые образовательные стандарты (Common Core State Standards и Next Generation Science Standards) STEM/STEAM и проектное обучение как базовый метод преподавания в школах. Австралия, Канада и Сингапур сделали это еще раньше.
Shutterstock/VOSTOCK
STEM/STEAM образование в моей практике
Последние пять лет своей жизни я занималась организацией разных мастер-классов и образовательных программ в рамках дополнительного образования для детей и подростков.
Например, мы делали с подростками проект по созданию видеороликов, посвященных такой важной проблеме, как СПИД/ВИЧ, в сотрудничестве с фондом «Дети+» (о проекте: https://youtu.be/6hma89ZDgVI, ролик: https://youtu.be/8plfbsnkyEE). В последние несколько месяцев STEM/STEAM подход и проектное обучение стали центральными педагогическими технологиями в моем новом проекте — летней школе Exupery в Латвии (основатель — российская IT-предпринимательница Елена Буянова).
Здесь подростки 10-15 лет будут решать глобальные проблемы человечества, провозглашенные ООН: дефицит питьевой воды на планете, глобальное изменение климата, загрязнение пластиковым мусором, голод и так далее. Вместе с педагогами из научных университетов Европы ребята будут искать пути решения этих проблем. В современных научных и диджитал-лабораториях они будут создавать мультфильмы, программировать на языке Python, проектировать и запускать дронов, разрабатывать систему очистки воды и создавать масштабные инсталляции на социально значимые темы.
Вся программа идет на языке международного общения — английском.
Таким образом, мы посмотрим на глобальные проблемы человечества сразу с нескольких ракурсов — с позиции науки, технологии и искусства. То есть в полном соответствии с идеологией STEM/STEAM образования. Ведь именно такой подход имеет решающее значение для развития компетенций, необходимых для решения задач будущего.
Источник: letidor.ru
Какие же условия необходимы для того, чтобы успешно осваивать эту программу?
Здоровье — одна из самых главных жизненных ценностей. И если мы хотим добиться успеха в жизни, иметь возможность пользоваться всеми ее благами, то каждый из нас рано или поздно должен не просто поставить перед собой формальную задачу — научиться беречь основное свое богатство — здоровье. Важно освоить само искусство быть здоровым, которое включает в себя целый комплекс знаний. И первый шаг на этом пути — научиться не терять здоровье.
Психологи утверждают, что многие болезни возникают у человека тогда, когда он находится во власти чувств обиды, злобы, страха. — в этом состоянии теряются необходимые жизненные силы, и уже нет той прежней опоры, которая давала бы энергию душе и телу. Как же вновь обрести эту опору?
Библия указывает, что человек сотворен Духом Божьим. Он дает силы к жизни. И только тогда, когда человек пожнет плоды от Духа Святого (познание, радость, свет, мудрость, разумение), душа человека станет чистой и светлой — так считают духовные подвижники.
Иными словами, чтобы обрести здоровье душевное и физическое, нужно много работать над собой, постоянно самосовершенствоваться.
САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ
Издавна определены основные душевные свойства человека, которые ведут на путь совершенствования:
- умение контролировать свои мысли;
- умение контролировать свои слова и поступки;
- терпение;
- выносливость;
- вера в силу Духа;
- уравновешенность.
Самой сложной задачей на пути самосовершенствования является умение контролировать наши мысли, ведь, хотим мы того или нет, именно они программируют нашу жизнь. Очень важно в начале каждого дня настроиться на лучшее, на успех.
♦ Проснувшись утром, попытайтесь вычеркнуть все неприятные воспоминания прошлого дня. Улыбнитесь всему, что видите вокруг. Вспомните мудрые изречения: «Утро вечера мудренее», «Новый день, новая пища». Нам приятно видеть друг друга с радостным или просто спокойным выражением лица. Приятно услышать «Доброе утро», сказанное с теплом и с искренним пожеланием добра.
Доброжелательное, спокойное выражение лица всегда способствует накоплению сил в организме — и тогда в душе зажигается факел, способный зажечь людей своей положительной энергией. Нельзя растрачивать эту энергию понапрасну.
♦ Научитесь планировать каждый свой день так, чтобы в нем не было места праздности и безделью. Цените время. Старайтесь максимально посвящать свою жизнь созидательной деятельности, приносящей пользу людям. А если вдруг вас обидели, отнеситесь к этому философски, не таите зла. Ведь за злую мысль цепляется плохое слово, а за ним — дурной поступок.
Такая цепочка опутывает человека, вызывая раздражение, злость, страх. Следом за ними — обида, жалость к себе, гордыня. Как же справиться с этими врагами?
Для начала осознайте, что негативные чувства мешают вам жить. Сила зла увеличивается, когда мы его принимаем и начинаем оправдывать, подвергать анализу, искать виновника вне себя. Знайте, что человек, причинивший вам боль, в первую очередь сам страдает от зла, которое породил. Ведь энергия его зла вначале проходит через него самого, разрушая душу и тело. И если мы не воспримем это зло, не откликнемся на него тем же, то оно бумерангом возвращается к тому, кто призвал его в мир.
Избавиться от «черных»: дум помогает переключение внимания на что-нибудь приятное. Но здесь требуется волевое усилие. Зло обладает упорством, напором, ведь хорошие мысли рядом с дурными проявляют чрезмерную скромность, стеснительность и чувствуют себя неуверенно.
Идеал воли — действие. Действуйте! Прикажите себе: «Это не мои мысли, я не хочу их принимать». Как только вы «обуздаете» свои хмурые мысли, вы сразу почувствуете себя легче.
Наше здоровье в наших руках! Как бы трудно ни было, не сворачивайте с пути самосовершенствования. Делайте все для того, чтобы факел в вашей душе не угасал. Это станет возможным, когда вы научитесь вырабатывать в себе противоядие злу. Тогда все входы для недугов будут закрыты, и болезнь не проникнет в ваш «дом».
Однако не забывайте: чтобы стать непобедимым для болезней, кроме психологического настроя, важно уделять особенное внимание профилактике и организации здорового образа жизни — нагрузка в течение дня должна быть распределена равномерно, нельзя лишать себя одного из главных источников восполнения энергии здорового сна. Выработайте для себя оптимальный режим дня с учетом всех факторов, которые могут вам принести пользу.
Для того чтобы жизнь была удобно организована, многие занятые люди заводят ежедневник. Точно так же можно завести и специальный дневник здоровья, в котором будет расписана программа вашего оздоровления на каждый день с утра до вечера, на каждую неделю, месяц и т.д.
«Организуй себя. И ты победитель!» Ю.П. Любимов.
Главное — не отступать и верить, что благодаря выполнению по возможности всех пунктов программы вы достигнете успеха в любой из доступных областей жизнедеятельности и надежно оградите себя от болезней.
Какие же условия необходимы для того, чтобы успешно осваивать эту программу?
♦ Старайтесь ложиться спать до 23 часов, так как организму надо восстановить утраченные силы.
♦ Для укрепления памяти перед сном мысленно отмотайте назад кадры уходящего дня: подведите итоги (плюсы/минусы), поставьте перед собой задачи на будущий день. Перед сном полезно посочинять стихи, или вспомнить известные стихи. Этот тренинг длится обычно 5 – 15 минут.
♦ Ложиться спать рекомендуется в одно и то нее время, чтобы ваш организм получил полноценный отдых. Женщинам полезно спать 7 часов, мужчинам — 8 часов в сутки.
♦ Обязательно завтракайте каждое утро, потому что необходимо с утра «заправить» организм необходимым количеством калорий, т.к. утренняя пища дает энергетику и физические силы на весь день.
♦ Утром, перед напряженным трудовым днем необходимо освобождать кишечник, лучше всего этот процесс активизирует стакан максимально теплой воды, выпитый натощак (внутренний душ).
♦ В течение дня пейте (небольшими глодками) побольше простой очищенной воды: она не только выводит шлаки из организма, но и является отличным средством избавления от отрицательных эмоций, стрессов, неуравновешенных психологических состояний.
♦ Старайтесь дневное и вечернее время посвящать выполнению разных упражнений — как динамических, так и статических. Особенно важным для укрепления организма является дыхание животом (диафрагмальное дыхание). Такое дыхание рекомендуется выполнять не меньше трех раз в день.
♦ Находясь на работе, в обеденное время не сидите в душном помещении, не упускайте случая подышать свежим воздухом на улице.
♦ На обед отдавайте предпочтение пище из натуральных продуктов. Всякого рода дешевую, быстрого приготовления пищу, в том числе полуфабрикаты, супы из пакетиков старайтесь не употреблять.
♦ Во время еды тщательно прожевывайте пищу.
♦ Уделите время полезному проведению досуга. Эстетическое наслаждение восстанавливает утраченную энергию организма, лечит душу и тело. Обязательно, не менее трех раз в неделю занимайтесь физической культурой. Ежедневно необходимо выполнять утреннюю гигиеническую гимнастику.
♦ Сохраняйте положительный настрой до конца дня, как бы это ни было трудно, не позволяйте отрицательным эмоциям владеть собой.
♦ На ужин много не ешьте. «Тяжелую» — острую, копченую, мучную — пищу лучше исключить из вечернего рациона.
♦ Перед сном (за час – два) полезно совершать прогулки, пробежки, вдыхая чистый воздух.
Совершенствуя себя благодаря продуманной программе, вы выйдёте на путь здоровья и активного творческого долголетия.
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы.
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация.
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе.
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку.
Система поиска информации
Источник: megaobuchalka.ru
Учебный отпуск, подготовка к диплому. , Публикация №178951
Приветствуем Вас на форуме кадровиков-профессионалов и новичков в кадровом деле! Наш форум — для приятного профессионального общения, сотрудничества и взаимопомощи. Будьте вежливы))) Создавая новую тему, пожалуйста, формулируйте ее точно, полно и ясно.
Не оставляйте в сообщениях активных ссылок на другие ресурсы.
Участники, которые на форуме активно и грамотно отвечают на вопросы коллег, получают подписку на журнал «Кадровик-практик» в подарок
Главные темы месяца
Учебный отпуск, подготовка к диплому. Не оплачивают учебный отпуск.
17.03.2010 14:00:46
Очень нужна помощь. Ситуация следующая. Учусь заочно, вышел на диплом, в университете выдали справку-вызов, на 4 месяца для подготовки дипломного проекта. На работе написал заявление, предъявил справку. Мне все подписали и я ушел в отпуск делать проект. Однако деньги мне не выплатили.
Мотивировали это тем что деньги они выплатят только по окончании отпуска при предъявлении самого диплома либо какой то справки подтверждения что я действительно работал над дипломом в такой то период. какой то бред. У меня сейчас нет денег, чтобы 4 месяца прожить не работая, диплом делаю сам, и времени чтобы совмещать работу и учебу у меня нет. Неужели они правы и мне придется 4 месяца сидеть без денег? не знаю что делать даже.
Страницы: Пред.1. 1314 15 1617След.
Заслуженный
Сообщений: 1785 Баллов: 1461 Регистрация: 21.12.2015
01.03.2016 12:11:23
Не написал — это явно не успешно)))) |
Успешность обучения определяет не работодатель, а образовательная организация. Если она выдала справку-вызов — значит, считает обучение успешным. Остальное работодателя не касается.
Сообщений: 2733 Баллов: 4413 Регистрация: 31.05.2015
Подписчик журнала «Кадровик-практик»
01.03.2016 12:16:28
Nimphelos пишет: Успешность обучения определяет не работодатель, а образовательная организация. |
Кадровики — они такие. и медики и следователи и органы опеки. И безусловно все они учителя.
Сообщений: 40205 Баллов: 32569 Регистрация: 01.09.2011
03.03.2016 10:59:55
Nimphelos пишет: Если она выдала справку-вызов — значит, считает обучение успешным. |
То есть, если работник завалил сессию, не написал диплом, ему не выдадут следующую справку-вызов, по Вашему. Вот в ВУЗах как раз все равно — они даже справку-подтверждение в большинстве своем отдают сразу вместе со справкой-вызовом, не задумываясь сдаст ли студент сессию. Потому что им оно не надо — не они же оплачивают.
Есть работники, которые берут академки в связи с несдачей, то есть , работодатель обязан продолжать ежегодно ему оплачивать такие «сессии». Лихо))))
Челентано, не надоело изображать из себя Табаки?
Сообщений: 2733 Баллов: 4413 Регистрация: 31.05.2015
Подписчик журнала «Кадровик-практик»
03.03.2016 11:34:58
Снеженка пишет: Челентано, не надоело изображать из себя Табаки? |
Табаки. Вы уж простите тупорылого, а что это такое. табаки?
Заслуженный
Сообщений: 1785 Баллов: 1461 Регистрация: 21.12.2015
03.03.2016 13:05:35
То есть, если работник завалил сессию, не написал диплом, ему не выдадут следующую справку-вызов, по Вашему. Вот в ВУЗах как раз все равно — они даже справку-подтверждение в большинстве своем отдают сразу вместе со справкой-вызовом, не задумываясь сдаст ли студент сессию. Потому что им оно не надо — не они же оплачивают. Есть работники, которые берут академки в связи с несдачей, то есть , работодатель обязан продолжать ежегодно ему оплачивать такие «сессии». Лихо)))) |
Не, я понимаю, что Вы лучше вуза разбираетесь в том, что считать успешным обучением, но, увы, законодатель почему-то не оценил исключительные навыки кадровиков во всех сферах и зачем-то отнес осуществление текущего контроля успеваемости к компетенции образовательной организации (ст. 28 273-ФЗ).
Доводы ответчика о том, что учебу истца нельзя признать успешной, что давало право работодателю не предоставлять ему учебный отпуск, основаны на неправильном понимании ст. 173 ТК РФ, согласно которой оценка обучения студента как успешной либо неуспешной принадлежит учебному заведению. Сам факт допуска истца до сдачи сессии и итоговых экзаменов, выдача ему справки-вызова, является свидетельством его успешного обучения и наличия у работодателя обязанности, предусмотренной ст. 173 ТК РФ по предоставлению истцу дополнительного оплачиваемого отпуска.
Апелляционное определение Московского городского суда от 20 июня 2013 N 11-18728/13
Из приведенных положений следует, что основанием для предоставления работодателем обучающимся в учреждениях высшего и среднего профессионального образования по имеющим государственную аккредитацию программам работникам дополнительных отпусков с сохранением среднего заработка для прохождения промежуточной и государственной итоговой аттестации является справка-вызов, дающая право на предоставление гарантий и компенсаций работникам, совмещающим работу с получением образования, выдаваемая организацией, осуществляющей образовательную деятельность.
Иных условий и оснований для предоставления указанных государственных гарантий федеральным законодателем не установлено, поэтому работодатель не вправе их устанавливать самостоятельно, иным образом толкуя положения ст.ст.173, 174 Трудового кодекса РФ.
При таких обстоятельствах государственным инспектором труда правильно было установлено нарушение данных норм закона и обоснованно указано на то, что работодатель не вправе самостоятельно трактовать понятие «успешно осваивающим», а подтверждениемуспешности обучения лица, совмещающего работу с обучением в учебном заведении, которое имеет государственную аккредитацию, и основанием для предоставления по месту работы дополнительного отпуска и других льгот, связанных с обучением, является справка-вызов с места обучения, форма которой утверждена Приказом Минобразования России от 13.05.2003г. N 2057 «Об утверждении форм справки-вызова, дающей право на предоставление по месту работы дополнительного отпуска и других льгот, связанных с обучением в высшем учебном заведении, которое имеет государственную аккредитацию». Более того, в справке-вызове, форма которой утверждена названным приказом, действующим на момент вынесения оспариваемого предписания, прямо указано на то, что она выдается успешнообучающемуся студенту.
Апелляционное определение СК по административным делам Кемеровского областного суда от 13 августа 2014 г. по делу N 33А-8258
Апелляционное определение Свердловского областного суда от 12 марта 2013 г. N 33-2986/2013
Таким образом, гарантии и компенсации работникам, совмещающим работу с обучением в образовательных учреждениях высшего профессионального образования, предоставляются при соблюдении двух условий: наличия государственной аккредитации у образовательного учреждения и успешного освоения обучающимся образовательной программы.
При этом подтверждением успешного обучения является наличие у студента справки-вызова. Форма справки-вызова для студентов ВУЗов утверждена приказом Минобразования России от 13.05.2003 N 2057 (действовавшим на момент спорных правоотношений). Справка-вызов установленной формы является единственным документом, подтверждающим право студента на получение гарантий, предусмотренных ст. 173 Трудового кодекса РФ.
Апелляционное определение СК по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия от 15 августа 2014 г. по делу N 33-3107/2014
По смыслу указанной статьи Трудового кодекса РФ гарантии и компенсации работникам, обучающимся заочно и очно-заочно в высших учебных заведениях, предоставляются только по основному месту работы и при соблюдении двух условий: наличия государственной аккредитации у образовательного учреждения и успешного освоения обучающимся образовательной программы.
При этом подтверждением успешного обучения является наличие у студента справки-вызова. Справка-вызов установленной формы является единственным документом, подтверждающим право студента на получение гарантий, предусмотренных ст. 173 ТК РФ.
Таким образом, для предоставления дополнительного отпуска связанного с обучением, работник обязан обратиться к работодателю с заявлением о предоставлении такого отпуска, приобщив справку-вызов по установленному законом образцу. После выполнения указанных действий у работника возникает право требовать своевременного предоставления отпуска, а у работодателя — обязанность предоставить ему отпуск.
Апелляционное определение СК по гражданским делам Суда Еврейской автономной области от 25 сентября 2015 г. по делу N 33-501/2015
Одним из условий для предоставления дополнительного отпуска с сохранением средней заработной платы работнику, обучающемуся в вузе, является его успешная обучаемость.
Как следует из материалов дела, ответчику была выдана справка-вызов N 008/44 от 30.10.2012 г. для прохождения промежуточной аттестации, что подтверждает успешное обучение Керцер М.Н. до 2013 года, а также то, что его допустили к промежуточной аттестации. Следовательно, выплаченный средний заработок работнику за дни учебного отпуска не зависит от сдачи последующей сессии. Законодательством РФ не предусмотрен возврат сумм среднего заработка, выплаченных работнику за время учебного отпуска.
Апелляционное определение СК по гражданским делам Суда Ханты-Мансийского автономного округа Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 04 марта 2014 г. по делу N 33-788/2014
Источник: www.kadrovik-praktik.ru
Примерная структура образовательной программы
При выборе названия программы следует помнить, что оно должно достаточно точно отражать ее замысел, быть понятно пользователю, соответствовать элементарным требованиям, связанным с законами формирования позитивного общественного отношения (PR — поддержка), то есть быть коротким, легко запоминающимся, эмоционально- привлекательным, содержать простые, но емкие образы.
2) Адресная (целевая группа) группа программы.
В этом разделе должно быть определено, для какой именно целевой аудитории программа предназначена, например: для директоров общеобразовательных школ, для социальных педагогов школ и профессионально-технических училищ, для учителей математики средней общеобразовательной школы.
3) Название программы.
В этом разделе максимально точно и подробно характеризуются требования к предшествующей подготовке лиц, допускаемых к освоению программы.
Например: образовательная программа может быть рассчитана только на лиц, имеющих профильное высшее образование, или часть программы реализуется на иностранном языке, и без беглого владения устной и письменной английской речью программа не может быть освоена. Или – как в нашем случае – все семинары предполагают достаточно свободное владение компьютером на уровне пользовательских программ «Word» и «Exel», а также навыки поиска информации в сети Интернет. Могут быть указаны и иные стартовые характеристики, ориентированные на вступительное тестирование или самооценку потенциального участника семинара.
4) Краткая аннотация к программе.
5) Целевое назначение программы.
Это центральный раздел программы, он предназначен для организации работы по мотивированию слушателей, он определенным образом организует всю программу в целом, отражаясь в последующих ее разделах.
Целевое назначение программы целесообразно формулировать в логике компетентностного подхода, то есть ориентироваться не на цели педагога, а на цели обучающегося. Традиционные программы, с которыми всем приходилось сталкиваться, пишутся на следующем языке: «целью программы является ознакомление слушателей с основами …; формирование у участников семи- нара …; расширение представления учащихся и т.д.» То есть программа достаточно определенно говорит о том, что будет делать педагог, не отражая при этом того, что станет делать обучающийся. Можно предложить различные модели преодоления данного противоречия. Одной из наиболее простых является следующая – «лица, успешно освоившие программу, смогут …, сделают…. , разработают…, решат…». Далее предлагается перечень тех задач, которые сможет компетентно решать учащийся по результатам освоения программы.
Любая программа имеет свой теоретический базис. В этом разделе излагаются те идеи (от греч. – idea — понятие, представление), которые положены в основание данной программы, по сути дела – это тот теоретический фундамент, который служит основанием для получения любых образовательных результатов. Так, во введении к нашим программам мы перечисляем ведущие идеи модернизации российского образования, на овладение которыми в практической управленческой деятельности учебно-методический комплекс и направлен. При проектировании важно помнить, что любая идея формулируется либо как законченное утверждение, по существу которого можно высказать утвердительное или отрицающее суждение, либо как словесное выражение замысла, мысли о чем-то.
7) Ключевые понятия.
Любая программа оперирует множеством понятий, раскрываемых в текстах учебных книг, формируемых в процессе обучения. Многие из них входят в глоссарий (от лат. – glossarium – словарь). Кстати, следует заметить, что раньше глоссарием называли только один тип словаря, в котором находили свое отражение сложные древние термины; сегодня глоссарий — неотъемлемая часть большинства качественных программ и учебных пособий.
Среди множества понятий необходимо выделить точный круг (5-9) ключевых понятий, то есть тех единиц знания, без которых изложение ведущих идей и реализация задач курса абсолютно невозможны.
8) Проблемные вопросы теоретического характера, которые будут решены в процессе освоения курса.
Через проблемные вопросы могут быть охарактеризованы ведущие идеи. Авторам данного пособия неоднократно встречались качественные образовательные программы, построенные по принципу конструирования проблемных вопросов. Предлагаемые проблемные вопросы найдут свое отражение:
в дискуссиях, организованных в ходе семинаров (подготовка к дискуссиям будет вестись через рабочую тетрадь);
будут использованы в организации итогового контроля (станут темами для эссэ)
9) Содержательная характеристика программы (тематический план).
Содержательное раскрытие курса – это структурированное по главам или разделам краткое изложение того, что станет предметом изучения. В некоторой степени содержательная характеристика программы может быть сравнена с суммой аннотации к различным структурным единицам программы. Успех содержательного раскрытия курса зависит от качества структурирования всего массива образовательной информации. Разбиение массива на малое число тем может усложнить восприятие каждой законченной единицы. Возникновение избыточно большого числа тематических единиц может создать мотивационный барьер восприятия.
Как всегда при проектировании целесообразно так подбирать содержательное наполнение, чтобы оно позволило раскрыть все ведущие теоретические идеи, ответить на все проблемные вопросы, решить важнейшие задачи, но не превышать числа в 7-9 единиц (семь плюс-минус два). И еще один практический совет проектировщику: в создании учебной программы очень удобно ориентироваться на принцип: одна глава, одна ведущая идея, одно ключевое понятие (новое), один проблемный вопрос, один метод.
Конечно, от этой модели можно отойти, увеличив информационную насыщенность того или иного раздела, но предлагаемый нами подход в некоторой степени помогает облучающемуся в организации своей деятельности по усвоению материала.
10) Формы организации учебного процесса.
Успех учебного процесса во многом обусловлен адекватностью форм, которые предлагает преподаватель. Традиционными формами являются:
лекции (обычные и интерактивные);
индивидуальная работа с текстом;
индивидуально-групповая работа с кейсами и проблемными заданиями; проектировочные семинары;
создание и защита портфолио.
11) Ресурсное обеспечение программы.
В этом разделе программы речь пойдет о различных ресурсах.
Первый и важнейший ресурс — временной, который отражает соотношение различных видов активности участников процесса. А именно – каков временной объем аудиторной работы, сколько времени должен затратить обучающийся на выполнение того или иного задания; каких временных ресурсов программа потребует от преподавателя.
К ресурсному обеспечению относится и аудиторный фонд, наличие досок, способы организации наглядности, техника и другие формы наглядности; музыкальное и другое оформление.
Имеет смысл указать те индивидуализированные ресурсы, которыми должны обладать слушатели. Например, тетрадь для записей, персональный компьютер для ведения самостоятельной работы.
12) Формы итогового контроля.
Любой образовательный процесс немыслим без подведения итогов. Итоги могут быть подведены на разных уровнях:
оценки деятельности преподавателя;
оценки совместной деятельности;
результатов освоения программы обучающимся.
Еще раз подчеркнем позицию, заявленную ранее. Результативность любого курса определяется активностью обучающихся; но для того, чтобы породить эту активность, требуются серьезные усилия со стороны преподавателей. Именно поэтому оценка качества их труда – важнейший фактор успешности образовательного процесса. Процессуальные оценки качества не менее важны, чем результирующие.
Основаниями для оценки могут выступить полученные знания, обретенные умения. Качественную оценку результативности можно получить, оценивая решенные практические задачи.
13) Перечень основных источников, которые будут освоены учеником.
В перечень источников должны войти: книги, журналы, видеофильмы, компьютерные программы, документация, программный материал.
В последнее время в кругу разработчиков программ и пособий даже появился специальный оборот – «ритуальный список литературы», то есть перечень источников, по поводу которых заранее известно, что они труднодоступны и, скорее всего, не будут прочитаны участниками семинара. Конечно, создание таких ритуальных списков целесообразно исключить из перечня задач, решаемых проектировщиками.
Источники целесообразно разбить на две группы:
необходимые для изучения, обычно такие источники приводятся в хрестоматиях, приложениях, даются в рабочих тетрадях или прилагаются к общему пакету учебно-методического комплекса;
желательные, то есть те, которые могут помочь участникам образовательного процесса при самостоятельном изучении информации.
Хотелось бы особо обратить внимание на образовательные ресурсы сети Интернет, в списке источников следует указать, как минимум, те образовательные порталы, на которых сфокусирована интересная и наиболее достоверная информация.
Попробуйте составить образовательную программу на основе принципа «проектировать от ученика» на содержании выбранной вами темы.
Оцените потенциальные проблемы, с которыми в образовательном процессе Вам предстоит встретиться в качестве разработчика УМК, реализующего свой образовательный модуль.
Этап: Умения
Задание для оценки уровня сформированности
компетенций ОК-2, ПК-1, ПК-3, ПК-7, ПК-9, ПК-10
1. Изучите теоретический материал по проблеме.
Индивидуальный образовательный маршрут – способ осуществления индивидуализации в условиях новой образовательной парадигмы, которая относится в первую очередь к деятельности ученика, как субъекта собственного образования.
Источник: poisk-ru.ru