Невозможно вести бизнес, не зная положения дел на рынке. Конкуренты постоянно развиваются, и за ними нужно следить — тогда вы сможете делать больше, быстрее и лучше.
С чего начать конкурентный анализ, как найти соперников в своей нише, что анализировать и как оформлять результаты — читайте в этой статье.
Содержание:
- Зачем делать анализ конкурентов
- Подготовка к анализу конкурентов
- Как провести анализ конкурентов
- Анализ рекламы конкурентов
- SEO анализ конкурентов
- Анализ клиентского сервиса конкурентов
- Анализ юзабилити сайта конкурентов
- Анализ программ лояльности конкурентов
Зачем делать анализ конкурентов
У вас хороший сервис, нормальные цены, а клиенты все равно уходят? Значит, есть что-то более выгодное «на стороне» — у конкурентов. Чтобы вернуть покупателей, нужно проанализировать их работу: найти то, что привлекает клиентов, и предложить какое-то уникальное преимущество, создать ценность.
Что показывает анализ кала? / Полный разбор копрограммы
Анализ конкурентов также нужен, когда беретесь за что-то новое и не знаете, как к этому подойти. Начали продвигаться в соцсетях, делаете новый сайт, расширяете ассортимент — сначала посмотрите, как это уже сделали ваши соперники. Сможете не совершать их ошибок и сделать лучше, но по-своему.
И, в конце концов, вы должны быть в курсе дел на рынке, даже если бизнес идет хорошо. Это работа на упреждение.
Подготовка к анализу конкурентов
Для анализа понадобится список конкурентов и понимание, по каким критериям нужно сравнить.
Как искать конкурирующие компании:
- С помощью сервисов аналитики. Например, SemRush найдет конкурентов и покажет, какие из них наиболее опасные. Если нужен бесплатный анализ, смотрите статистику релевантных поисковых запросов в Google Analytics или Яндекс.Метрике — какие сайты по ним в топе.
- В поисковых запросах. Забейте в поиске примерный запрос, по которому вас находят клиенты, например «озеленение дачи Воронеж».
- В отраслевых рейтингах. Этот способ подойдет для компаний больше среднего, которые работают не только в своем регионе.
- На тематических мероприятиях. Конференции, ярмарки, онлайн-мероприятия — поищите материалы о прошедших или найдите предстоящие.
- В магазинах. Если ваша продукция продается в офлайне, просто загляните на полки магазинов. Если сотрудничаете с интернет-агрегаторами вроде Ozon, изучите соседей по каталогу.
Когда составите список, почистите его и оставьте для анализа тех конкурентов, чей продукт:
- закрывает те же боли и потребности, что и ваш;
- направлен на ту же ЦА (пол, возраст, достаток, профессия, место проживания и так далее);
- находится в той же ценовой категории.
Теперь осталось понять, какие критерии сравнивать в конкурентном анализе. Здесь все довольно просто: изучайте то, что для вас важно. Если составляете УТП — анализируйте рекламу, если ищете новый канал дистрибуции — смотрите, где представлены конкуренты.
Что такое SWOT анализ? Как делать СВОТ анализ?
Совет! Еще один вариант установить критерии для общего конкурентного анализа — спросить у клиентов, что для них важно при выборе компании. Узнайте у них какую боль или потребность они закрывали с помощью компании или продукта, как узнали о продукте, что или кто повлиял на окончательный выбор, какие пять критериев для них важнее всего при выборе компании.
Как провести анализ конкурентов
Чтобы собрать перед глазами все результаты анализа конкурентов, можно занести их в одну таблицу. Показатели, которые нельзя измерить, заносите коротким описанием или как «да/нет», если нужно показать наличие или отсутствие какого-то параметра. Для условно измеримых показателей сделайте балльную оценку, например, по шкале от 1 до 10. Вот так это может выглядеть:
Компания 1 | Компания 2 | Компания 3 | … | |
УТП | Доставка за 3 дня, если дольше — скидка 10% | Бесплатный сервис на год | Личный менеджер по всем вопросам на первые два месяца | … |
Юзабилити сайта | 8 | 6 | 6 | … |
Выезд на дом | Да | Да | Нет | … |
… | … | … | … |
Чтобы анализировать было удобнее, можно сделать из таблицы «тепловую карту»: помечать ячейки разным цветом, например плохие показатели — красным, хорошие — зеленым. Будет наглядно видна ситуация по каждому критерию.
Можно также оформить цифры в виде диаграмм:
Видно, что по показателю 6 все конкуренты достаточно сильны, значит, нужно с ними сравняться. По показателю 8 у всех слабые позиции — есть шанс сделать этот показатель своим конкурентным преимуществом.
Когда соберете все итоги, поймете, как усилить свои позиции на рынке. Во-первых, увидите свои слабые места относительно конкурентов. Во-вторых, найдете новое конкурентное преимущество, которое ваши соперники пока не используют.
Анализ рекламы конкурентов
Вам нужно понять, какие каналы продвижения они используют, какой контент подают на них, как позиционируют свои услуги и какую боль предлагают решить.
Найдите группы в соцсетях. Изучите, насколько активно их ведут, какой стиль общения с аудиторией, сколько подписчиков, какая вовлеченность. Для анализа SMM конкурентов можно использовать сервис Popsters, он работает во всех популярных соцсетях. Узнаете, какие посты самые удачные: по теме, длине, хештегам, времени публикации и так далее.
Поищите любые упоминания о конкурирующей компании: может, есть спонсорские публикации в блогах или собственные колонки на площадках вроде VC или «Хабра». Поможет бесплатный сервис Google Alerts — настройте нужное упоминание и получайте уведомления каждый раз, когда оно появится в интернете.
С отслеживанием вы будете всегда в курсе, где и о чем пишут конкуренты и как аудитория реагирует на их публикации. Сможете вовремя перехватить хайповую тему или найти новую удачную площадку для своих релизов.
Обратите внимание на контекстную и баннерную рекламу. Сделайте в поисковик несколько запросов, по которым клиенты ищут услуги в вашей нише, и посмотрите, какие сайты попали на первые строчки выдачи. Затем отключите блокировщик рекламы и проведите немного времени на этих сайтах. Если баннерная реклама у конкурентов есть, то очень скоро она вас догонит :).
SEO анализ конкурентов
SEO анализ конкурентов определит, как они развивают свои сайты. Например, по каким ключевикам они продвигаются, с какой скоростью загружается сайт. Посмотрите, по какой структуре устроен ресурс, на какие страницы идет больше всего трафика и другие критерии.
Начните конкурентный анализ по SEO с помощью бесплатного сервиса Ubersuggest. Тут есть данные по общей посещаемости, самым популярным страницам, скорости загрузки, обратным ссылкам и так далее. Вот так выглядит главная страница отчета, в каждый блок можно зайти и изучить его подробнее:
Более серьезные инструменты для SEO анализа смотрите в нашей подборке. В ней собрали платные и бесплатные сервисы для разных задач.
Для SEO анализа можно смотреть не только прямых конкурентов, но и более крупных. Если они не используют какие-то очевидные стратегии на своем сайте, скорее всего, в вашей отрасли они не приносят хороших результатов.
Вот примерный список критериев для конкурентного анализа сайта:
- видимость в поиске, позиция в выдаче;
- посещаемость, источники трафика, популярные страницы;
- структура сайта и отдельных страниц, количество проиндексированных страниц;
- семантическое ядро, насколько оно совпадает с вашим;
- обратные и внутренние ссылки;
- скорость загрузки, наличие мобильной версии;
- количество, формат и частота выхода контента.
После SEO анализа поймете, как обогнать конкурентов в выдаче. Например, введете новые ключевики, возьмете на вооружение популярные темы контента, начнете вести трафик из самых «богатых» на ЦА источников.
Анализ клиентского сервиса конкурентов
Побудьте на стороне клиента и изучите, насколько хорош сервис у конкурентов. Пообщайтесь с менеджерами: оцените вежливость, помощь в подборе товара, способность сделать кросс-селл или апселл, внимательность при сопровождении сделки.
Анализ юзабилити сайта конкурентов
Юзабилити — это то, насколько быстро и просто посетители могут пользоваться сайтом. Вот какие вещи отличают сайт с хорошим юзабилити:
- он быстро загружается;
- можно быстро найти определенный раздел или товар;
- есть вся нужная информация о товарах;
- удобно положить товар в корзину и оформить покупку;
- легко найти контакты поддержки — чат или телефон;
- хорошо сделана и десктопная, и мобильная версия.
Анализ программ лояльности конкурентов
Программа лояльности важна для удержания клиента и повышения его жизненной ценности. Подсмотрите у конкурентов приемы поощрения постоянных покупателей и попробуйте перенять самые, на ваш взгляд, удачные.
Помните главное — вы можете досконально изучить работу конкурентов, но не узнаете, какие результаты она дает. Вам остается лишь предполагать и внедрять самые привлекательные стратегии в своей работе. Если хотите внедрить или улучшить коммуникацию с клиентами — поможет SendPulse.
Email, SMS, push и Viber рассылки можно создавать в удобном редакторе, рассылать без особых сложностей и отслеживать показатели. А для более эффективной коммуникации со своими клиентами можете настроить чат-бота. Пробуйте, и у вас все получится!
Источник: sendpulse.com
2). Анализ программы.
— Проверьте, соответствуют ли друг другу тема, цель и предмет исследования?
— Объектом исследования заявлен базовый феномен?
— Основная гипотеза соответствует теме работы?
— Описана ли проблема исследования? Это научная проблема (нехватка информации или её противоречивость) или практическая?
3). Оцените, все ли необходимые стороны изучения проблемы представлены в обзоре литературы?
Во- первых, это информация об основных имеющихся подходах к изучаемому феномену (феноменах). Например, если тема курсовой «Особенности игровых конфликтов в дошкольном возрасте», то должны быть представлены обзор взглядов на феномен игры, феномен конфликта, особенности дошкольного возраста.
Во- вторых, сведения непосредственно по теме. В приведенном примере это материалы об особенностях игры дошкольников, особенностях конфликтов в игре у дошкольников (их причины, виды, специфика, личностные особенности конфликтующих, роль воспитателя и т.п.).
4). Определены ли автором базовые понятия? Использует ли он именно это понятие во всём тексте своей работы? Например, если заявлен феномен «взаимоотношения», то не путает ли его автор в тексте с представлениями, коммуникацией, взаимодействием, общением?
5). Это именно анализ литературы? Логично выстроены блоки материала? (от более общих моментов (анализа основных понятий, сути изучаемого феномена, базовых подходов и т.п.) к частным, прикладным; от классиков к современникам…). Выявлены общепризнанные и противоречивые моменты и специфика различных подходов?
Понял ли автор, в русле какого направления психологии (науки) выполнено большинство работ по проблеме? Выделено ли, какие аспекты изучены довольно подробно, а какие явно недостаточно?
6). Стиль является научным? Использованы безличные предложения типа «В психологии общепризнано. », «В рамках данного подхода . рассматривается как . », «В психологической литературе представлены следующие подходы к пониманию. »? Нет ли в тексте курсовой работы житейских фраз и фраз, отражающих переживания или местоимения «Я»? Есть ли ссылки на все не свои мысли?
7). Есть ли резюме после разделов? В них отражены наиболее существенные моменты для понимания темы курсовой? Они соответствуют логике анализа? Цели? Гипотезам?
8). Выводы
— Соответствуют гипотезам? Соответствуют резюме по разделам?
— Доказательны? Есть ли в тексте ссылки на источник данного вывода? Он научный?
— Соответствуют материалу, представленному в тексте?
9). Список литературы соответствует требованиям?
— Сколько в нём источников?
— Это научные работы?
— Это работы по психологии?
Указаны ли издательство и число страниц?
С результатами проведенного анализа рецензент знакомит автора и слушателей во время защиты курсовой работе.
Источник: studfile.net
Алгоритм анализа любого раздела Программы
2.Установить количество часов, отведенных на изучение этого раздела.
3.Определить цели и задачи раздела.
4.Определить структуру этого раздела.
6.Выделить интеллектуально–познавательный компонент (знания) раздела.
7.Выделить и проанализировать понятийный аппарат раздела.
8.Выделить действенно – практический компонент (умения) анализируемого раздела.
9.Выделить методы и приемы изучения данного раздела.
Задание 2. Изучите Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2012/2013 учебный год. Какие УМК включают в себя завершенные предметные линии учебников по всем предметам начального общего образования: русский язык, литературное чтение, математика, информатика, окружающий мир, технология, музыка, изобразительное искусство, физическая культура, иностранный язык (английский, немецкий, французский, испанский), основы духовно-нравственной культуры народов России? Проанализируйте учебники по русскому языку, литературному чтению, математике, окружающему миру и изобразительному искусству по предложенному алгоритму. Сделайте вывод о соответствии учебников современным требованиям к обучению младших школьников.
АЛГОРИТМ АНАЛИЗА СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНИКА
1.Выписать выходные данные, имеющиеся на титульном листе учебника.
2.Определить, как соотносится теоретический материал с положениями науки.
3.Описать структуру учебника.
1).Показать, как реализуются основные функции: а)информационная, б)трансформационная, в)систематизирующая, г)развивающая, д)воспитательная.
2).Выяснить различные способы подачи нового материала в зависимости от характера научных фактов, явлений и особенностей учебной задачи.
3).Аргументировать разграничение изучаемого материала по степени важности, необходимости, значимости.
4).Обосновать наличие иллюстративного материала (рисунки, схемы, таблицы, иллюстрации).
а. Проанализировать материал, с помощью которого происходит обучение младших школьников способам деятельности (образцы разборов, образцы рассуждений, способы применения правил).
б. Определить значимость и полезность справочного материала учебников.
в. Отметить наличие в учебниках упражнений, направленных на формирование и совершенствование специальных умений и навыков.
Практическое занятие № 5
Тема: ТИПОЛОГИЯ УРОКОВ В РАЗЛИЧНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СИСТЕМАХ: ТРАДИЦИОННОЙ И РАЗВИВАЮЩЕЙ
Литература
1. Дусавицкий А.К., Кондратюк Е.М., Толмачева И.Н., Шилкунова З.И. Урок в развивающем обучении: Книга для учителя. – М.:ВИТА-ПРЕСС, 2008.
2. Краевский, В.В. Основы обучения. Дидактика и методика / В.В. Краевский, А.В. Хуторской. — М.: Академия, 2007. — 352 с. — (Высшее профессиональное образование).
3. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004.
4. Матвеева Е.И., Патрикеева И.Е. Деятельностный подход к обучению в начальной школе: урок литературного чтения (из опыта работы)//Серия «Новые образовательные стандарты». – М.:ВИТА-ПРЕСС, 2011.
5. Петерсон Л.Г., Кубышева М.А., Кудряшова Т.Г. Требование к составлению плана урока по дидактической системе деятельностного метода. – Москва, 2006 г.
6. Реутова Л.П. Общие вопросы предметных методик: учебно-методическое пособие. – Армавир: АФ ГБОУ ККИДППО, 2012.
Дополнительная литература
1. Абасов З. Формы обучения – групповая работа //Директор школы. 1998. № 6. С.62-66.
2. Безрукова В.Достоинства и недостатки современного урока.//Директор школы.- 2004.- №1.- С.23; №2.- С.33.
3. Дайри, Н.Г. Основное усвоить на уроке: Книга для учителя [Текст] / Н.Г. Дайри. – М.: Просвещение, 1987. – 192 с.
4. Зотов, Ю.Б. Организация современного урока: Книга для учителя [Текст] / Ю.Б. Зотов. – М.: Просвещение, 1984.- 144 с.
5. Кириллова, Г.Д. Теория и практика урока в условиях развивающего обучения. [Текст] / Г.Д. Кириллова. – М.: Просвещение, 1980. – 174 с.
6. Конаржевский, Ю.А. Анализ урока [Текст] / Ю.А. Конаржевский. – М.: Педагогический поиск, 2000. – 126 с.
7. Ксензова, Г.Ю. Оценочная деятельность учителя. Учебно-методическое [Текст] / Г.Ю. Ксензова. – М.: Педагогическое общество России, 2002. – 128 с.
8. Махмутов, М.И. Современный урок: Монографии [Текст] / М.И. Махмутов. – М.: Педагогика, 1985. – 183 с.
9. Онищук, В.А. Урок в современной школе: Пособие для учителей [Текст] / В.А. Онищук. – М.: Просвещение, 1981. – 191 с.
10. Попова С.В. Мой взгляд на современный урок //Начальная школа. — 2001. — № 4. — С. 70-74.
11. Приступа Т.Н. О типе, структуре и системе уроков //Начальная школа. — 1990. — № 11. — С.54-58.
12. Чуракова, Р.Г. Технология и аспектный анализ современного урока в начальной школе [Текст] / Р.Г. Чуракова. – М.: Академкнига, 2009. – 112 с.
13. Щуркова, Н.Е. Культура современного урока [Текст] / Н.Е. Щуркова. — Смоленск: Смоленский областной институт усовершенствования учителей, 1997. — 114 с.
14. Яковлев М.Н., Сохор А.М. Методика и техника урока в школе.- М., 1985.
I. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Задание 1. Подготовьтесь к дискуссии по следующим вопросам:
— каковы существенные признаки урока?
— как определяется тип и вид урока?
— какой урок можно считать проблемным, интегрированным?
— что является главным при планировании урока?
— каковы важнейшие критерии оценки современного урока?
Задание 2. Подготовьте обзор статей по проблеме совершенствования урока по журналам «Начальная школа», «Педагогика», «Народное образование», обратите внимание на развивающий и воспитывающий характер обучения.
Задание 3. Подготовьте письменный ответ по характеристике типологии уроков в начальной школе в условиях реализации ФГОС. Сформулируйте основные цели и пути их достижения для урока каждого типа, выделите структурные компоненты уроков, составьте алгоритм моделирования данных уроков.
1тип урока — открытия нового знания (ОНЗ).
2тип урока – урок отработки умений и рефлексии.
3 тип. Уроки построения системы знаний (уроки общеметодологической направленности)
4 тип. Уроки развивающего контроля
5тип урока – урок – исследования (урок творчества)
II. ПРАКТИКУМ
Задание 1. Проанализируйте конспект урока русского языка «Есть ли у слов родственники?» в системе ТО (см. Приложение 1)
Задание 2. Проанализируйте конспект урока русского языка «Есть ли у слов родственники?» в системе РО ( Реутова Л.П. Общие вопросы предметных методик: учебно-методическое пособие. – Армавир: АФ ГБОУ ККИДППО, 2012, с.46-50 )
Задание 3. Посетите уроки разных типов в традиционной системе обучения и проанализируйте их по алгоритму. Провести наблюдение урока (русского языка, математики, чтения, природоведения, труда и др.) и составить подробный протокол. В протоколе необходимо отмечать время урока, означающее начало каждого нового вида работы. Сделайте выводы относительно особенностей построения уроков в начальной школе.
АЛГОРИТМ АНАЛИЗА УРОКА
Учебный предмет: |
Цель посещения: |
Дата: |
Класс, учитель: |
Тема урока: |
Тип урока: |
Цель урока: |
Формируемые УУД: |
Количество учащихся в классе: |
Присутствовали на уроке: |
Аспекты анализа урока
Ведущие аспекты анализа урока | Содержание наблюдения студента-практиканта |
Дидактическая задача урока (краткий оценочный анализ) | 1.Соответствие дидактической задачи урока отобранному содержанию. 2.Результативность решения дидактической задачи |
Содержание урока | Соответствие основного содержания урока содержанию программы и учебника |
Методы обучения | Соответствие приемов обучения и учения (методов обучения) решению триединой образовательной цели |
Формы обучения | 1. Соответствие форм обучения (фронтальная, групповая, индивидуальная, коллективная) решению основной дидактической задачи урока. 2. Целесообразность использования предложенных заданий |
Результативность урока | Достижение цели и решение основной дидактической задачи урока |
Практическая направленность урока | Практическая направленность вопросов, упражнений и задач, предлагаемых для выполнения школьникам |
Самостоятельная работа школьников как форма организации учебной деятельности | 1.Уровень самостоятельности школьников при решении дидактической задачи урока 2. Характер самостоятельной учебной деятельности (репродуктивный, творческий) 3. Взаимопомощь |
Формирование универсальных учебных действий на каждом этапе урока | Личностные, познавательные, коммуникативные, регулятивные |
Эффективность использования технических средств обучения (далее – ТСО) и ИКТ на уроке | 1. Целесообразность применения ТСО и ИКТ на данном уроке. 2. Способствуют ли ТСО и ИКТ повышению интереса обучающихся к изучаемой теме? 3. Позволяют ли ТСО и ИКТ рационально расходовать время на уроке? 4. Рациональность и обоснованность заданий для обучающихся, связанных с ТСО и ИКТ. 5. Умение учителя работать с ТСО и ИКТ. 6. Активизация деятельности обучающихся на этапе урока с применением ТСО и ИКТ |
Структура урока | Соответствие структуры урока основной дидактической задаче |
Педагогический стиль | Соблюдение норм педагогической этики |
Гигиенические требования | Температурный режим, проветривание класса, чередование видов деятельности, динамические паузы |
Выводы и рекомендации:
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ УРОКА
Основные дидактические (обучающие) задачи урока | Содержание наблюдения |
Обеспечение осознания и усвоения понятий, законов, правил, алгоритмов, закономерностей Усвоение = понимание + запоминание Правильное воспроизведение | 1.Методы и приемы предъявления нового материала школьникам. 2.Формы организации учебной деятельности 3. Методы и приемы оказания индивидуальной помощи учащимся, затрудняющимся в устном воспроизведении терминов, правил, алгоритмов и т.д. |
Формирований умений применения теоретических положений в условиях решения учебных задач Овладение = усвоение + применение ЗУНов в условиях решения учебных задач | 1.Методы и формы организации самостоятельной учебной деятельности школьников. 2.Методы и приемы оказания индивидуальной помощи учащимся, испытывающим трудности при решении учебных задач со стороны учителя и одноклассников |
Формирование УУД в условиях решения учебных задач (познавательная деятельность, речевая деятельность и работа с источником информации, организационная деятельность) Овладение = усвоение + применение УУД в условиях решения учебных задач | 1.Приемы обучения учащихся работе с источниками информации 2.Формы организации учебной деятельности школьников (фронтальная, парная, парная, групповая) 3.Приемы индивидуальной помощи учащимся со стороны учителя и одноклассников (непосредственные и опосредованные с помощью пособий) |
Формирование УУД в условиях решения практических задач Овладение = усвоение УУД + применение ЗУНов в условиях решения практических задач | Приемы использования средств учебного предмета в целях изучения окружающего мира |
Повторение (обобщение или систематизация) ЗУНов, УУД | 1.Объем содержания обобщения и систематизации (отдельные темы, глава, и т.д.) 2.Методы повторения (обобщение, систематизация) |
Контроль за степенью усвоения ЗУНов | Результаты вы выполнения контрольных работ |
Источник: infopedia.su