Что значит ребенок учится по адаптированной программе

«Адаптированная общеразвивающая программа как средство индивидуального сопровождения ребёнка в условиях инклюзивного образования».

программа городского семинара 5,12,19

«Адаптированная общеразвивающая программа как средство индивидуального сопровождения ребёнка в условиях инклюзивного образования».

«Для того чтобы легко жить с каждым человеком, думай о том, что тебя соединяет, а не о том, что тебя разъединяет с ним»

Л.Н.Толстой

Главное право каждого ребёнка – право на полноценное детство, сочетающее в себе эмоционально комфортное состояние и полноценное психофизическое развитие. В связи с этим основная ЦЕЛЬ сферы современного дополнительного образования – помочь ребенку использовать ресурс детства в интересах развития собственной личности!

Именно развитие инклюзивного потенциала детей через дополнительное образование содействуют:

-погружению «ОСОБОГО» ребенка в среду сверстников

– включению в совместную деятельность не только с ребятами, но и с педагогом;

Какие бывают варианты у адаптированной программы

– приобщению к общепринятым нормам и правилам общения и поведения;

– раскрытию индивидуальных способностей, данных природой;

– проявление творческой инициативы и самостоятельности;

– определению своей значимости и ценности.

Инклюзия — это не значит просто собрать всех детей «в кучу», а наоборот, она способствует тому, чтобы каждый обучающийся чувствовал себя принятым, чтобы его способности и потребности учитывались и были оценены.

Суть инклюзии в том, что система обучения и воспитания подстраивается под ребенка, а не ребенок под систему. Инклюзивное образование – это признание особенностей развития ребенка и его способности к обучению, которое нужно вестись способом, наиболее подходящим для обучающихся с ограниченными возможностями.

Выделяют восемь принципов инклюзивного образования:

-ценность человека не зависит от его способностей и достижений;

-каждый человек способен чувствовать и думать;

-каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным;

-все люди нуждаются друг в друге;

-подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений;

-все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников;

-для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут;

-разнообразие усиливает все стороны жизни человека.

Опыт реализации инклюзивного образования выявлен во всех направленностях дополнительного образования, но в большей степени (по статистике) – в художественной и физкультурно-спортивной.

Инклюзивный потенциал дополнительного образования ценен тем, что:

-приучает детей и взрослых ценить, понимать и принимать разницу между людьми, вместо того чтобы пытаться их изменить;

-поощряет достижения, доказывая, что все дети могут быть успешными, если им оказывать необходимую помощь;

-показывает, что сложности воспитания и обучения заключены не в детях и исправления требуют не они, а подход к обучению;

Если вашего ребёнка хотят отправить на ПМПК — СМОТРИТЕ ЭТО ВИДЕО

-предоставляет возможность социализации в атмосфере сочувствия, равенства, сотрудничества;

-расширяет профессиональные знания педагогов, требуя новых и более гибких способов обучения, разработки дополнительных образовательных программ, максимально эффективных для всех детей.

Из опыта работы можно сказать, что многих детей мы выявляем сами. Опытные педагоги обращают внимание на детей, которые отличаются от других сверстников. Ведется осторожная, кропотливая работа с родителями. Многие родители скрывают факт наличия у их детей статуса ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

Ст. 55,ч.-3, ФЗ-273 «Закона об образовании» определяет особый порядок приема детей на обучение по адаптированным образовательным программам — только с согласия родителей (законных представителей) и на основании рекомендаций ПМПК.

Что же такое Адаптированная общеразвивающая программа?

Это образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц (ФЗ №273 «Об образовании в Российской Федерации)

Родители должны оформить письменное заявление на обучение и воспитание ребёнка по адаптированной образовательной программе, без согласия родителей команда не может официально создавать данные программы.

Адаптированная общеразвивающая программа должна обязательно рассматриваться на методическом совете и утверждается педагогическим советом. Подписывается каждым членом, ее разрабатывающим, согласуется с родителями и утверждается директором. Также согласовывается с родителем и расписание занятий.

Что адаптируется в программе по сравнению с типовой основной образовательной программой?

-сроки и структура

-методы, приемы, способы, формы, виды деятельности

-режим посещения и график организации образовательного процесса на

-в необходимости использование специальных методов, приёмов, форм и средств обучения (в том числе специализированных компьютерных технологий), учитывающих особые образовательные потребности (обеспечение «обходных путей» в обучении);

-в индивидуализации обучения (требуется в большей степени, чем для ребенка без ограничений здоровья);

-в обеспечении особой пространственной и временной организации образовательной среды;

-в максимальном расширении образовательного пространства (выход за пределы образовательного учреждения для расширения сферы жизненной компетенции)

-в изменении структуры и временных рамок.

В нашем учреждении работа по проектированию адаптированных общеразвивающих программа ведется с прошлого года. Если ребенок с ограниченными возможностями здоровья продолжает обучение, в том же объединении и переходит на последующий год обучения, то педагог вносит коррективы в программу с учетом анализа результатов обучения за предыдущий год. Следует отметить, что все педагоги в этом году прошли диагностику и дистанционные курсы для педагогов дополнительного образования по работе с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.

Адаптированные общеразвивающие программы должны строится на специальных дидактических принципах.

  1. Принцип педагогического оптимизма.

Специальная педагогика исходит из того, что учиться могут все дети. Этот принцип опирается на идею Льва Семеновича Выготского о «зоне ближайшего развития» ребенка, которая свидетельствует о ведущей роли обучения в его развитии и позволяющую прогнозировать начало, ход и результаты работы по программе.

2. Принцип коррекционно-компенсирующей направленности образования.

Этот принцип предполагает опору на сильные стороны обучающегося, в соответствии со спецификой природы недостатка развития.

3. Принцип социально-адаптирующей направленности образования позволяет преодолеть или значительно уменьшить социальное отчуждение ребенка, сформировать социальные навыки, подготовить к жизни в социокультурной среде.

4. Принцип дифференцированного и индивидуального подхода. Дифференцированный подход к детям и подросткам с особыми образовательными потребностями направлен на создание благоприятных условий обучения, учитывающих его специфические особенности.

Так же нужно учитывать следующее:

Во-вторых , повышение практической значимости образования должно быть обеспечено:

а) сокращением объема обязательного для изучения материала,

б) разделением содержания образования на «общекультурное» и «профильное»,

в) направленностью образовательного процесса на формирование ключевых компетенций, обеспечивающих возможность самостоятельного решения проблем в различных сферах жизнедеятельности в условиях меняющегося общества,

Читайте также:
Какие составные знаки можно использовать в программе паскаль

г)включением в образовательный процесс большего времени для индивидуальной работы, тем самым стимулировать у обучающегося самостоятельную познавательную и иную деятельность.

Допускаются различные схемы ПРОДВИЖЕНИЯ ребенка от одного образовательного результата к другому. Освоение любой образовательной программы может начинаться с любого, достигнутого ребенком, уровня готовности к восприятию предлагаемого учебного материала. Приветствуется индивидуальный темп освоения образовательных программ, в результате чего создается множество разных ТРАЕКТОРИЙ образования. Отметим, что в этом учебном году педагоги разрабатывают индивидуальные образовательные траектории для каждого обучающегося с ограниченными возможностями здоровья.

Содержание образования, также должно быть рассчитано не столько на учет имеющихся ограничений, сколько на КОМПЕНСАЦИЮ недостающих возможностей.

Необходима и целенаправленная деятельность со здоровыми детьми по ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ с ребятами, имеющими проблемы здоровья. В своих программах педагоги должны разработать систему воспитательных мероприятий, формирующих толерантное отношение к «ОСОБЫМ» детям, развивающих лучшие человеческие качества – ответственность, сострадание, потребность помогать и уважать достоинство другого. Это возможно через беседы, диспуты, обсуждение совместно просмотренных видеосюжетов, фильмов, передач на заданную тему, тренинги, ролевые игры и совместную проектную деятельность, культурно-досуговые мероприятия.

Должна разрабатываться и система работы с родителями детей с особыми образовательными потребностями. Кроме консультационных услуг, которые уже существуют, возможно, проведение бесед, обучающих семинаров, круглых столов, информационной поддержки, встреч с представителями общественных и социальных организаций, способных оказывать помощь и поддержку семьям. Эта деятельность сложна и требует развития. На данном этапе работы наши педагоги дополнительного образования в своей работе используют индивидуальные консультативные беседы, привлекают родителей на совместные с детьми досуговые мероприятия, активизируют их принимать участие в организации выездов на конкурсные мероприятия.

Таким образом, можно сделать вывод, что современная адаптированная общеразвивающая программа должна включать изменения и условия, необходимые для успешной реализации инклюзивного образования, а именно – принятие индивидуальности каждого отдельного обучающегося и удовлетворение особых потребностей каждого ребенка.

адаптированных дополнительных общеобразовательных общеразвивающих

программ представлены в следующих нормативных документах:

1.Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. №

273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Далее – ФЗ № 273).

2.Концепция развития дополнительного образования детей,

утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 4

сентября 2014 г. № 1726-р.

3.Приказ Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013 г.

№ 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления

образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным

4.Приказ Министерства образования и науки РФ от 9 января 2014 г.

№ 2 «Об утверждении порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ».

5.Приказ Минпросвещения России от 09.11.2018 N 196 (ред. от 05.09.2019) “Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам” (Зарегистрировано в Минюсте России 29.11.2018 N 52831).

6.Постановление Главного государственного санитарного врача

Российской Федерации от 4 июля 2014 г. № 41 «Об утверждении СанПиН

2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству,

содержанию и организации режима работы образовательных организаций

дополнительного образования детей».

7.Методические рекомендации по проектированию дополнительных

общеразвивающих программ от 18.11.2015 г. Министерство образования и

Структура адаптированной дополнительной общеразвивающей программы должна включать следующе:

Титульный лист программы (лат. Titulus – «надпись, заглавие») – первая страница, предваряющая текст программы и служащая источником библиографической информации, необходимой для идентификации документа (наименование вышестоящего органа управления образования (Учредителя);

наименование образовательной организации, гриф принятия программы с указанием названия органа управления Учреждения, принявшего программу, номера протокола, даты принятия), гриф утверждения программы (с указанием даты и номера приказа), название программы, адресат программы, срок ее реализации, направленность программы, ФИО разработчика(-ов) программы, город и год ее разработки).

Пояснительная записка (общая характеристика программы)

Информационные материалы о программе: разработчик программы указывает информацию об источниках разработки программы.

Направленность (профиль) программы: техническая, естественнонаучная,

физкультурно-спортивная, художественная, туристско-краеведческая, социально-педагогическая.

Значимость (актуальность) и педагогическая целесообразность программы – современность предлагаемой программы, её значимость для развития образовательного пространства, соответствие современным направлениям развития дополнительного образования: ответ на вопрос, зачем современным детям в современных условиях нужна конкретная программа.

Отличительные особенности программы – характерные свойства, отличающие программу от других, уже существующих программ (следует указать названия и авторов предшествующих аналогичных программ); отличительные черты, основные идеи, которые придают программе своеобразие.

Цель и задачи программы.

Цель – это стратегия, фиксирующая желаемый конечный результат; должна быть ясна, конкретна, перспективна, реальна, значима.

Задачи – это те конкретные результаты реализации программы, суммарным выражением которых и является поставленная цель (поэтапный способ достижения цели); формулировать задачи следует в едином ключе, придерживаясь во всех формулировках единой глагольной формы (познакомить, обучить, сформировать, обеспечить, расширить, поддержать, предоставить возможность, т.п.). Для детей с ОВЗ, детей-инвалидов и инвалидов задачи должны быть адаптированы.

Адресат программы – примерный портрет учащегося, для которого будет

актуальным обучение по данной программе: краткая характеристика возрастных особенностей учащихся, иных медико-психолого-педагогических характеристик.

-для какой категории детей предназначена программа (степень предварительной подготовки, уровень формирования интересов и мотивации к данному виду деятельности, наличие способностей, физическое здоровье, половая принадлежность и т.п.);

-какому возрасту детей адресована программа;

-предполагаемый состав (одного или разных возрастов);

-система набора в группы.

прогнозируемыми результатами программы – количество недель, месяцев, лет, необходимых для ее освоения (например, 2 года, 72 недели, 18 месяцев). Сроки освоения программы для детей с ОВЗ, детей-инвалидов и инвалидов могут быть увеличены с учётом особенностей их психофизического развития в соответствии с заключением психолого-медико-педагогической комиссии.

Форма обучения – очная, очно-заочная или заочная форма, а также допускается сочетание различных форм получения образования и форм обучения.

Режим занятий – периодичность и продолжительность занятий (общее количество часов в год; количество часов и занятий в неделю с указанием перерыва между занятиями (например, 1 год обучения; 2 раза в неделю по 2 часа; перерыв между занятиями по 10 минут).

Особенности организации образовательной деятельности – в данном разделе указываются:

-особенности организации образовательной деятельности по программе, например, образовательная деятельность организована в традиционной форме; на основе сетевого взаимодействия организаций; с применением дистанционных технологий; посредством организации электронного обучения; на основе реализации модульного подхода; в соответствии с индивидуальными учебными планами;

-особенности организации образовательной деятельности для детей с ОВЗ, детей – инвалидов и инвалидов.

«Адаптированная общеразвивающая программа как средство индивидуального сопровождения ребёнка в условиях инклюзивного образования».

  • ← Памятка для родителей: “По дороге в детский сад”
  • “Открытое занятие с использованием нетрадиционной техники рисования(ватными палочками) в I младшей группе по теме “В гостях у снежной тучки” →

Источник: xn--d1abbusdciv.xn--p1ai

Дети с ОВЗ, что за диагноз

Дети с ОВЗ, что за диагноз

Ограничения и нарушения в процессе ведения нормальной жизнедеятельности особенно ощутимы у детей, так как они хотят играть, бегать, быть активными и тд. Поэтому при наличии проблем со здоровьем у малышей возникает масса трудностей, в том числе, психологического характера. В таких случаях моральные страдания испытывают не только дети, но и их родители.

Читайте также:
Установить программу на компьютер линукс

Как бы там ни было, детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) считают особой категорией, когда требуются специальные условия для их воспитания, образования, социальной адаптации. Чем больше ребёнок с ограничениями по здоровью будет приспособлен, лучше обучен и самостоятелен в жизни, тем успешнее можно считать реализацию задач государства в отношении таких граждан.

Что такое ОВЗ?

Под рассматриваемым определением (в полной и краткой форме) понимается достаточно много нарушений. Например, это могут быть сенсорные, психические, физические аномалии. Дефекты являются либо постоянными, либо временными. В первом случае проблемы со здоровьем препятствуют ведению обычного образа жизни, а также вынуждают адаптироваться к разным сферам и к своим состояниям с учётом особенностей. Во втором случае, к примеру, могут быть выявлены переломы костей, так что ограничения носят не хронический характер и есть возможность восстановления прежних возможностей.

Как отмечают специалисты, при не проходящих аномалиях лица с ОВЗ имеют психологические проблемы, в частности:

— неумение испытывать уверенность в себе.

Психологическая работа с такими детьми запускается с рождения, а в дошкольный период начинается соцадаптация и инклюзивное обучение. К слову, в зависимости от степени проявления нарушений допустимо надомное образование.

В целом работа с особыми детьми строится в зависимости от пострадавшей области, то есть:

1) если нарушены память, речь, мышление и другие психические процессы, применяется коррекционная программа с определённым темпом обучения, чтобы дети с ОВЗ в дальнейшем жили обычной жизнью, хотя для выполнения повседневных задач им потребуется больше времени и тд;

2) при заболеваниях дыхательной системы, сердца и других недугах, отражающихся на работе всего организма, необходима медицинская помощь по плану, что не мешает ребёнку с особенностями находиться в обычной группе ДОУ или в классе без риска для себя и других;

3) слуховые, зрительные и прочие сенсорные аномалии подразумевают, что обучение будут вести педагоги со спецобразованием, а также использующие специальные учебные пособия, инструменты, например, слепым и слабовидящим нужно освоить шрифт Брайля, а глухим и слабослышащим — язык жестов;

4) проблемы двигательного (статодинамического) характера означают в первую очередь, что ребёнок в инвалидной коляске нуждается в инклюзивном обучении, комфортной психологической атмосфере.

Комбинированные группы ОВЗ

В данном материале часто упоминается образование здоровых людей с нездоровыми (инклюзия). На практике это значит, что в детских садах и школах создают комбинированные группы с целью преобразования обучающей среды, в рамках которой:

— при необходимости дополнительно консультируют родителей;

— психолог, дефектолог, логопед и другие специалисты осуществляют совместное обучение;

— с каждым ребёнком работают по индивидуальному плану развития, проверяя результаты;

— адаптируют общую образовательную деятельность для вовлечения в образовательный процесс всех детей независимо от наличия или отсутствия ОВЗ.

Подходящие для детей с ОВЗ условия создаются в обычных садах и школах, при этом учителя и воспитатели должны пройти переподготовку, чтобы иметь возможность взаимодействовать с разными детьми. Если работа была продуктивной, обладатели ограничений по здоровью становятся более адаптированными, уверенными, чувствуют себя лучше. А их здоровые сверстники могут научиться сочувствию, толерантности, принятию.

Категории детей с ОВЗ

Педагоги традиционно разделяют детей с особенностями развития на категории с учётом имеющегося нарушения. Речь идёт о детях, имеющих:

— задержку психического развития;

— нарушения опорно-двигательного аппарата;

— проблемы со зрением — слабовидящие и незрячие (данная группа меньше первой);

— аномалии в эмоционально-волевой сфере, включая состояния аутистического спектра;

— речевые и интеллектуальные аномалии — здесь есть деление по степеням, при некоторых из которых нормальное обучение невозможно;

— слуховые нарушения — глухие с рождения, столкнувшиеся с проблемой позже, а также способные слышать слабо;

— комплекс проблем, когда присутствуют проблемы из разных сфер, к примеру, с речью, движением, интеллектом.

Ориентируясь на конкретный случай, практикуют определённый принцип работы. Скажем, свои особенности есть у детей, отнесённых к категории ОВЗ с рождения или чуть позже. Если нарушения очень ранние, ребёнок привыкает к ним и может обучаться по спецпрограмме с первых дней жизни.

Если проблемы со зрением, слухом и тд, произошли к моменту получения ребёнком некоторого багажа знаний, коррекционная программа может даваться с трудом. Приходится учиться жить с сохранившимися способностями собственного тела.

Возможности детей с ОВЗ

Для реализации эффективной работы необходимо точно представлять, что будет доступно и понятно для каждой категории детей. Каждый тип имеет спектр возможностей, а именно:

1. При нарушениях слуха любой степени дети плохо понимают и усваивают устную речь, поэтому уровень их эмоционального и интеллектуального развития снижается, а вот обучение в специальной школе под контролем дефектолога, сурдолога, психолога даёт хорошие результаты.

2. Слабовидящие и слепые дети познают мир через осязание и слух, им нужно представить внешний вид предмета для развития речи, поэтому в образовательный процесс обязательно вовлекается логопед (научит соотносить слова с предметами). Также полезны занятия физкультурой для улучшения координации движений.

3. Речевые аномалии, не сопровождающиеся интеллектуальными, могут посещать обычное образовательное учреждение. Вне группы ребёнок индивидуально занимается с психологом, дефектологом, логопедом. Так как мнения специалистов относительно обучения в спецшколе или вместе со здоровыми детьми в данном случае разные, решение следует принимать только персонально.

4. При ЗПР или особенностях умственного развития играет роль степень нарушения. В лёгких случаях на фоне медленного развития речи можно учиться. В будущем такой ребёнок сможет нормально ухаживать за собой, выполнять простую работу. Если имеет место средняя степень умственной отсталости, обучение показано специальное в узком кругу.

При выходе из группы необходим постоянный присмотр. Что касается тяжёлых нарушений, обучение при их выявлении считается невозможным.

5. Расстройства аутистического спектра различаются по синдромам. Но в целом рекомендуется начать оказание психолого-педагогической помощи малышу как можно раньше, потому что это позволит лучше адаптироваться в дальнейшем. Например, при синдроме Аспергера симптоматика во взрослом возрасте полностью исчезает у 20 % людей, хотя сложности с некоторыми навыками останутся (неспособность к эмпатии, трудности с общением).

Сопровождение детей с ОВЗ

Адаптивное обучение: что это и зачем нужно

За этим методом будущее, только вот насколько оно близко?

Иллюстрация: Polina Vari для Skillbox Media

Анна Судейская

Анна Судейская
Редактор направления «Образование» Skillbox Media.

Адаптивное обучение — это метод, который позволяет персонализировать учебный процесс под нужды конкретного ученика.

Сегодня под адаптивным обучением обычно подразумевают адаптивные образовательные системы — технологии, которые взаимодействуют со студентом в режиме реального времени и предлагают ему тот или иной вид индивидуальной поддержки.

Что это означает? Система, опираясь на данные об ученике (например, текущий уровень знаний, степень мотивации, темп обучения), подстраивается под него. Так, если ученик решил несколько задач подряд без ошибок, система предложит ему задачи труднее. Если же в решении было много ошибок, придётся повторить пройденное или потренироваться на задачах полегче.

  • с чего началось адаптивное обучение;
  • как устроены системы адаптивного обучения;
  • зачем такое обучение вообще нужно и кто занимается им в России;
  • почему эта технология пока не стала (и вряд ли станет в ближайшее время) массовой и какие сложности она создаёт для тех, кто учит.
Читайте также:
Проверить iPhone на скрытые программы

Как появились адаптивные системы обучения

«Отцами-основателями» современных систем адаптивного обучения в частности и программированного обучения вообще обычно называют американского профессора психологии Сидни Левиата Пресси, а также знаменитого американского психолога-бихевиориста и изобретателя Берреса Фредерика Скиннера. Заслуга их в том, что они создали первые обучающие машины.

Как в США создавали обучающие машины

Первую такую машину Пресси придумал ещё в 1923 году. По современным меркам, она была устроена довольно просто. Ученик выбирал один из нескольких вариантов ответов и, если выбор был правильным, переходил к следующему вопросу. Учёный считал, что при правильной организации материала такая машина может быть своеобразным учителем, а ещё даст возможность заниматься в своём темпе.

Частично эту идею продолжил Скиннер. Однако он, в отличие от предшественника, считал, что обучающие машины — не учителя, а помощники, тьюторы. Изобретатель был уверен, что ученик должен сам составить или написать один ответ — вместо выбора из нескольких. После верного решения учащийся получал быстрое вознаграждение, а значит, и мотивацию.

Однако создание первой машины с возможностями адаптивного обучения приписывают другому известному учёному — английскому изобретателю, теоретику образования и кибернетику Гордону Паску. Кстати, считается, что именно он ввёл термин «адаптивное обучение».

В 1956 году Паск запатентовал машину SAKI для обучения работе с табулятором и перфокартами. Это был своеобразный тренажёр: на небольшом экране появлялась задача с номером кнопки, студент нажимал на кнопки, а машина учитывала время на ответ и их правильность. Допустим, человек прекрасно выучил, где находятся кнопки под номером 1 и 2, тогда на нажатие давалось меньше времени. А если он никак не мог запомнить, где же кнопка 3, система давала ему время подумать и подсказку.

Уникальность изобретения Паска в том, что SAKI впервые действительно «адаптировалась» под студента, а не просто останавливала или продолжала процесс. Кроме того, именно эту систему стали впервые производить на коммерческой основе.

Как в России разрабатывали принципы программированного обучения

Примечательно, что, если основоположниками программированного и адаптивного обучения в США были бихевиористы, в России заслуги в этой сфере принадлежат скорее когнитивистам.

Среди исследователей, которые внесли значительный вклад в развитие этой сферы, выделяют:

  • Психолога Льва Наумовича Ланду — он ввёл в психологию понятие «алгоритма умственных действий» и попытался описать, как можно измерить умственные процессы и как в дальнейшем структурно на них воздействовать.
  • Психолога Петра Яковлевича Гальперина. Он разработал теорию поэтапного формирования умственных действий, а та, в свою очередь, стала основой принципов программированного обучения.
  • Психолога Нину Фёдоровну Талызину. Её идея заключалась в том, чтобы формулировать измеряемую цель обучения, сам материал делить на небольшие блоки и давать его ученикам поэтапно. За каждым этапом следовала самопроверка. В основе этой идеи было использование обучающей машины.

Как на адаптивное обучение повлияло развитие технологий

С развитием цифровых технологий на смену идее об обучающей машине пришли цифровые платформы. Одной из первых таких платформ была Lexia Learning, которую в 1984 году основал финансист Роберт Лемир. Его сын был дислексиком, но благодаря персонализированному подходу он смог добиться больших успехов в чтении.

Лемир понимал, что далеко не у каждой семьи есть такие же возможности помочь своим детям, как у него. Тогда он решил создать платформу для персонализированного обучения вместе со своими знакомыми — экспертом в сфере технологий и врачом-неврологом.

Чем больше развивались компьютерные технологии, тем чаще и специалисты в сфере образования, и бизнес стали задумываться о том, как с их помощью сделать обучение эффективнее. В итоге появились такие системы, как Pearson, Smart Sparrow и другие. Все они работают на основе разных принципов (о них мы расскажем ниже), но сосредоточены вокруг одной идеи — способствовать индивидуальному подходу в обучении.

Как устроено адаптивное обучение

Строится адаптивное обучение по модели адаптации, которая учитывает, что и как нужно изменить под конкретного студента. Для этого есть два основных источника данных:

  • Модель предметной области — сюда относятся данные об изучаемом предмете: темы, проекты, ссылки и так далее. Система позволяет связать разные элементы дисциплины и построить переход между ними.
  • Модель студента — то есть текущие знания ученика, информация о том, как он учится (какие ошибки делает, с какой скоростью выполняет задания и так далее), его характеристики (например, предпочтения и степень мотивации).

При этом объекты адаптации могут быть разными. Например, компания Pearsons приводит такую классификацию:

Система, которая адаптирует контент, базируется на ответах учеников. Если допущена ошибка, то она даёт подсказки либо разбивает какой-то навык на небольшие блоки. Проще говоря, меняет темп обучения.

Так, после неправильного ответа студент получает конкретную помощь: это может быть напоминание («не забудь, что X зависит от Y»), обратная связь («кажется, ты забыл, что…»), дополнительные материалы (тексты, видео, пошаговые инструкции). В некоторых случаях система предлагает обратиться к преподавателю. А вот самым сложным механизмом для адаптированного контента считается скаффолдинг.

В зависимости от ответа ученика система предлагает вопросы разной сложности — например, если человек верно ответил на вопрос, следующий будут уже сложнее. А если допустил ошибки — проще.

Исследователи Pearsons разделяют тестирование на «практическое» (тесты идут после небольшого блока информации) и «уровневое» (тест предлагается после определённого модуля или нескольких блоков — то есть стоит особняком).

Эта система считается самой сложной из трёх. Пока студент взаимодействует с учебным материалом, она собирает информацию о нём — например, ответы на вопросы, число попыток и так далее. Эти данные анализируются, а затем система предлагает учащемуся нужный именно ему контент.

Максимально упрощённый пример будет выглядеть так: ученик пропустил объяснение какой-то темы из-за болезни. Через год началось изучение другой темы, которая основывается на пропущенной им. Адаптивная система, которая меняет последовательность учебных материалов, определит пробел в знаниях и предложит сначала изучить пропущенную тему.

Одна система может использовать разные объекты адаптации. Так, американский сервис Knowre для изучения математики предлагает и адаптированный контент (то есть видео и инструкции в помощь учащимся), и адаптированную последовательность, поскольку анализирует действия пользователя и предлагает нужную ему практику.

Кроме того, для каждого уровня образования характерны свои объекты адаптации. Так, в школах предпочитают адаптацию контента, а в университетах — скорее адаптацию порядка предоставления учебных материалов.

Источник: skillbox.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru