Что значит реализация программы в сетевой форме

Ст. 15 Закон об образовании в последней действующей редакции от 1 июля 2020 года.

Новые не вступившие в силу редакции статьи отсутствуют.

Части статьи: 1 2 3 4
Сравнить с редакцией статьи от

Статья 15. Сетевая форма реализации образовательных программ

1. Сетевая форма реализации образовательных программ обеспечивает возможность освоения обучающимся образовательной программы и (или) отдельных учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, иных компонентов, предусмотренных образовательными программами (в том числе различных вида, уровня и (или) направленности), с использованием ресурсов нескольких организаций, осуществляющих образовательную деятельность, включая иностранные, а также при необходимости с использованием ресурсов иных организаций. В реализации образовательных программ и (или) отдельных учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, иных компонентов, предусмотренных образовательными программами (в том числе различных вида, уровня и (или) направленности), с использованием сетевой формы реализации образовательных программ наряду с организациями, осуществляющими образовательную деятельность, также могут участвовать научные организации, медицинские организации, организации культуры, физкультурно-спортивные и иные организации, обладающие ресурсами, необходимыми для осуществления образовательной деятельности по соответствующей образовательной программе.

Образовательные программы в сетевой форме разработка,реализация, механизмы взаимодействия

2. Использование сетевой формы реализации образовательных программ осуществляется на основании договора, который заключается между организациями, указанными в части 1 настоящей статьи, и в котором указываются основные характеристики образовательной программы, реализуемой с использованием такой формы (в том числе вид, уровень и (или) направленность) (при реализации части образовательной программы определённых уровня, вида и (или) направленности указываются также характеристики отдельных учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, иных компонентов, предусмотренных образовательными программами), выдаваемые документ или документы об образовании и (или) о квалификации, документ или документы об обучении, а также объем ресурсов, используемых каждой из указанных организаций, и распределение обязанностей между ними, срок действия этого договора.

3. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности при сетевой форме реализации образовательных программ и примерная форма договора о сетевой форме реализации образовательных программ утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования, совместно с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования.

4. Использование имущества государственных и муниципальных организаций организациями, осуществляющими образовательную деятельность, финансовое обеспечение которых осуществляется за счёт бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и (или) местных бюджетов, при сетевой форме реализации образовательных программ осуществляется на безвозмездной основе, если иное не установлено договором о сетевой форме реализации образовательных программ.

Реализация общеобразовательных программ в сетевой форме: понятия, смыслы, решения

Комментарии к ст. 15

Другие статьи раздела

  • Статья 10. Структура системы образования
  • Статья 11. Федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования. Образовательные стандарты
  • Статья 12. Образовательные программы
  • Статья 13. Общие требования к реализации образовательных программ
  • Статья 14. Язык образования
  • Статья 15. Сетевая форма реализации образовательных программ
  • Статья 16. Реализация образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий
  • Статья 17. Формы получения образования и формы обучения
  • Статья 18. Печатные и электронные образовательные и информационные ресурсы
  • Статья 19. Научно-методическое и ресурсное обеспечение системы образования
  • Статья 20. Экспериментальная и инновационная деятельность в сфере образования

Изменения ст. 15 Закон об образовании

  • Статья 15. Сетевая форма реализации образовательных программ с изменениями от 01.07.2020
  • Статья 15. Сетевая форма реализации образовательных программ с изменениями от 30.12.2012

Источник: dogovor-urist.ru

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ВНЕДРЕНИЯ СЕТЕВОЙ ФОРМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ

названного закона. Сетевая форма реализуется путем установления сетевого взаимодействия между образовательными организациями. Законодатель не дает правовой дефиниции понятия «сетевая форма», однако анализ ст.

15 закона позволяет определить сетевую форму реализации образовательных программ как деятельность образовательных организаций, направленную на обеспечение возможности освоения обучающимся образовательной программы с использованием ресурсов нескольких организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе иностранных, а также ресурсов иных организаций. Многие образовательные организации приняли новшество о сетевой форме реализации как руководство к действию.

Как следствие, любое взаимодействие между образовательными организациями стало выдаваться за реализацию законодательной установки. Нередко осуществляемое социальное партнерство между образовательными организациями стало представляться как сетевое взаимодействие, хотя фактически оно им не является. Анализ содержания ст.

15 позволяет сделать вывод о том, что сетевая форма реализации образовательных программ не является обязательной для образовательных организаций; данная форма может применяться образовательными организациями любого уровня; субъектами реализации сетевой формы могут быть и иностранные образовательные организации; правовой формой сетевой реализации образовательной программы является договор, заключаемый между субъектами – образовательными и иными организациями; образовательная программа, реализуемая с применением сетевой формы, разрабатывается образовательными организациямиучастниками совместно. Сетевая форма реализации образовательных программ – новое для российской системы образования явление.

Ее нормативное закрепление в законе об образовании сразу вызвало интерес у участников образовательных отношений, а также множество вопросов разного плана, что вполне обоснованно. Говорить о возможности широкого внедрения и использования сетевой формы реализации образовательных программ, конечно, не приходится. Думается, что в этом нет и необходимости.

Тем не менее в образовательных организациях и в органах управления образованием субъектов Российской Федерации началась активная «бумажная» работа по организации сетевого взаимодействия на разных уровнях системы образования. Примечательно, что активно включились в эту работу общеобразовательные учреждения и организации среднего профессионального образования. Поскольку одной из задач государственной политики в области образования является обеспечение повышения конкурентоспособности российского высшего образования, думается, что в сетевое взаимодействие по данному вопросу активно должны включиться именно вузы и, прежде всего, федеральные университеты. Однако сказать, что в федеральных университетах сегодня достигнуты успехи по установлению контактов с целью реализации сетевой формы обучения, на данный момент нельзя. Работа по рассматриваемому направлению

деятельности вузов находится в зачаточном состоянии. Несмотря на некоторую перспективность и привлекательность сетевой формы реализации образовательных программ, процесс организации и внедрения этой формы обучения является слишком сложным и трудозатратным. Кроме того, не гарантирован экономический эффект от такой деятельности.

Если рассматривать возможность выхода российских вузов на международный уровень в рамках сетевого взаимодействия, то особых результатов ждать не приходится. Для большинства вузов такой возможности просто не существует пока. В перспективе видится расширение сетевого взаимодействия с вузами некоторых государств постсоветского пространства (например, Казахстан, Армения и др.).

В то же время необходимость существования сетевой формы реализации образовательных программ определена таким целями, как повышение качества образования; обеспечение академической мобильности обучающихся; обеспечение возможности использования ресурсов других организаций; использование современных технологий и средств обучения; использование международного опыта; организация взаимодействия различных образовательных организаций. Наиболее реальным видится установление и расширение сетевого взаимодействия между российскими вузами, что позволит оптимизировать образовательный процесс, повысив его качество, т. к. сетевое взаимодействие предполагает широкое использование передового опыта и активное участие специалистов высокого уровня квалификации.

Для того чтобы образовательной организации стать субъектом сетевой формы реализации образовательных программ, необходимо иметь соответствующую академическую привлекательность для других участников образовательных отношений. Это может быть высококвалифицированный кадровый состав, наличие современной материально-технической (уникальной) базы, интересные и перспективные направления подготовки и др.

Учитывая реальную ситуацию в российской системе образования, можно с уверенностью сказать, что подавляющее большинство образовательных организаций разного уровня на сегодняшний день такой академической привлекательностью похвастаться не могут, но это не означает, что для них участие в проектах по сетевой реализации образовательных программ закрыто. Сетевая форма носит, безусловно, перспективный характер, и стремиться к участию в сетевых программах необходимо, прилагая определенные усилия. В то же время нельзя согласиться с достаточно распространенной позицией, что образовательные организации, не способные к сетевому взаимодействию или не участвующие в нем, обречены на «выдавливание» с российского рынка образовательных услуг. Если же организация обладает признаками академической привлекательности, то начинать участие в проектах по применению сетевой формы реализации образовательных программ надо с поиска партнеров с целью установления сетевого взаимодействия. Как представляется, это могут быть образовательные организации, реализующие смежные или аналогичные

Читайте также:
Почему не открываются программы на Андроид

Содержание договора о сетевой форме реализации образовательной программы (программ) должно соответствовать в полной мере требованиям, установленным законом об образовании и другими нормативными правовыми актами, регулирующими образовательные отношения. Несмотря на то что в законе об образовании нормативно закреплена сетевая форма, признать это достаточным для правового регулирования отношений, возникающих при реализации сетевой формы, нельзя. Для ликвидации правовых пробелов, а также в целях единообразного применения сетевой формы представляется необходимым принятие на федеральном уровне Положения о сетевой форме реализации образовательных программ.

were developed and approved. Innovations are analyzed as an example of teaching disciplines for students of Institute of Civil Engineering and of Institute of Mechanics and Machine Building of the Ural Federal University named after the first President of Russia Boris Yeltsin (UrFU). По итогам заседания международного совета программы «5 100» в Томске была одобрена дорожная карта УрФУ и решено выделить дополнительные средства на его развитие [1].

Лидирующие позиции удалось занять благодаря большой научной и учебной работе, проведенной коллективом университета. При составлении общей траектории всего учебного процесса, конкретных рабочих планов и расписания лекций, практических и лабораторных занятий важно учитывать последовательность изучения отдельных дисциплин, а иногда и содержащихся в них разделов [2, 3, 4].

Иллюстрацией может служить первый раздел гидравлики, посвященный законам и формулам гидростатики. Они выводятся на основе применения принципа отвердевания: покоящаяся жидкость считается подобной твердому телу, к ее описанию применимы уравнения и теоремы механики твердого тела.

Наблюдения и беседы со студентами показывают, что студентам законы механики твердого тела понятнее, чем законы гидравлики, которые кажутся им сложными. Принцип отвердевания позволяет легче воспринять гидростатику.

Так же как и в курсе сопротивления материалов, при решении задач гидростатики на тему «Сила давления на плоские и криволинейные поверхности» используется теорема Вариньона, устанавливающая зависимость между моментами сил данной системы и моментом их равнодействующей силы относительно какого-либо центра или оси, и принцип Д’Аламбера, согласно которому, если к заданным (активным) силам, действующим на точки механической системы, и реакциям наложенных связей присоединить силы инерции, то получится уравновешенная система сил для покоящейся жидкости. Так же как и в сопротивлении материалов, используется расчетная схема задачи, расставляются силы и определяются величина и направление равнодействующей силы и точка ее приложения по теореме моментов.

Студенты, изучившие ранее сопротивление материалов и теоретическую механику, без затруднений решают задачи, так как помнят необходимые формулы моментов инерции основных видов сечений [5]. В сопротивлении материалов одной из основных физических величин является момент силы и закон Гука, все это вводится в курсе физики.

Ряд физических величин, таких как напряжения, упругие постоянные, деформации, являются тензорами [2, 6]. Впервые с тензорными величинами студенты встречаются в курсе физики, и понимание этих величин на первых лекциях определяет успешность использования тензора на курсах магистратуры и аспирантуры. При исследовании физических свойств жидкости особое внимание уделяется ее вязкости. Студенты обычно хорошо помнят лабораторную работу по физике «ОпределениЕ коэффициента вязкости» с падающим в жидкости шариком. Поэтому в курсе гидравлики, если он следует после изучения физики,

рассматривается более подробно относительный (условный) коэффициент вязкости, который применяется в технике, например, для маркировки масел. В курсе общей физики в разделе «Статика жидкостей и газов» рассматривается основной закон гидростатики закон Б. Паскаля: p p 0 gh . Это первая форма записи, а в курсе гидравлики приводится вторая форма этого уравнения и раскрывается ее физический и геометрический смысл [3, 4].

Б. Паскаль в 1642 г., задолго до открытия закона сохранения энергии, математически записал уравнение для покоящейся жидкости. В 1756 г., после разработки основ дифференциального и интегрального исчисления, Эйлером была получена система дифференциальных уравнений для покоящейся и движущейся жидкости, для которой уравнение Бернулли является центральным.

Для покоящейся жидкости уравнение Бернулли преобразуется в уравнение Паскаля. Другим примером междисциплинарных связей физико-технических наук является использование законов сохранения энергии и импульса при рассмотрении в курсе сопротивления материалов динамических процессов при ударе и колебаниях и связанного с ними явления резонанса [2, 7].

При этом необходимо обращать внимание не только на аналогии, но и на различия: при построении эпюр в сопротивлении материалов учитываются растягивающие и сжимающие усилия, а жидкости (за редким исключением) на растяжение не работают. Этим определяется направление равнодействующей и ее знак на эпюре.

Исторический путь развития науки и последовательность научных открытий не всегда совпадает с логическими выкладками в современных учебниках. Перед преподавателем открывается два пути изложения материала: дедуктивный от сложного к простому для более подготовленной аудитории (для магистров и аспирантов), индуктивный метод от частного к общему [8, 9].

В связи с вышеизложенным выделим следующие типы междисциплинарных связей: 1. Учебные междисциплинарные прямые связи, которые возникают в случае, если изучение одной дисциплины базируется на знании другой. 2. Исследовательские междисциплинарные связи, возникающие, когда несколько дисциплин имеют совместный объект исследования, который рассматривается с разных сторон, в различных аспектах. 3. Ментально-опосредованные связи, формирующие одинаковые интеллектуальные умения, необходимые в профессиональной деятельности и возникающие при изучении профессиональных и общеинженерных дисциплин, Эти связи развивают профессионально-интеллектуальные умения. Преподаватели используют методы анализа, системного мышления, пространственного воображения, образно-интуитивного мышления, методы решения эвристических задач. 4. Опосредованно-прикладные связи формируются, когда термины одной науки используются при изучении другой.

Междисциплинарные связи легко устанавливаются на уровне общности научных терминов, связанных общим смыслом дисциплин и методами преподавания, исключают противоречия в трактовке одних и тех же законов, понятий, явлений, дублирование материала, способствуют целостности получаемых студентами научных и технических знаний. В практической деятельности при составлении программ преподаватели испытывают большие затруднения при выделении главного и существенного в учебной информации.

Происходит быстрый рост информации по всем отраслям научных знаний, появление новых технологий и прогрессивных форм и методов труда и становится ясным то затруднительное положение, в котором оказывается преподаватель в процессе подготовки к занятиям. Специфика общетехнических предметов заключается в наличии тесной связи с производственным обучением, а это значит, что полученные теоретические знания должны быть интегрированы в практическую деятельность обучающихся.

Навыки и умения появляются у обучающихся только тогда, когда они делают опыт, накопленный человечеством, своим в процессе собственной деятельности. Так как общетехнические предметы являются общими для целых групп профессий, основными видами знаний в учебной программе будут раскрытие принципов, лежащих в основе производственных процессов, теоретические основы устройства и работы оборудования, свойства основных материалов, знания о системе машин, механизмов, аппаратов, о технологии и организации производства.

Таким образом, обращение в учебном процессе к междисциплинарным связям, найденным преподавателем, позволит ему менять траекторию продвижения своего курса. Опыт показывает, что большинство студентов с интересом относятся к сведениям из истории науки и техники, повышается их мотивация к изучению смежных дисциплин, появляется уверенность в своих силах, так как в новых для них учебных дисциплинах присутствуют формулы и законы, знакомые из других курсов.

Читайте также:
Как в программе сап увеличить шрифт

Выявление междисциплинарных связей воспринимается студентами как небольшое открытие и формирует взгляд на науку и окружающий мир как единое целое. Студенты во время занятий активизируются, внимание повышается.

Это позволяет эмоционально окрасить чтение дисциплин из профессионального цикла ФГОС, что способствует созданию дружеской атмосферы в аудитории между преподавателем и студентами и служит их общей цели хорошо учиться и добиваться высоких рейтинговых показателей [10]. БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 1. 5 100.

Куда мы движемся? // Газета «Уральский Федеральный», издание Уральского федерального университета имени первого Президента России Б.Н. Ельцина. № 15 (6792) от 6 апреля 2015 г. С. 3. 2. Поляков, А.А. Сопротивление материалов и основы теории упругости: учебник. 2-е изд, доп. и испр. / А.А. Поляков, В.М. Кольцов. – Екатеринбург: УрФУ, 2011, – 527 с.

Источник: studfile.net

Практика использования в Российской Федерации сетевой формы реализации образовательных программ

В статье рассматривается текущее состояние нормативного правового регулирования использования российскими образовательными организациями сетевой формы реализации образовательных программ. Использование в образовательном процессе сетевой формы обусловлено, с одной стороны, предоставленной законодателем дискрецией выбора партнёров сетевого взаимодействия при условии соблюдения договорных начал, а также с другой стороны, уточнениями в правоприменительной практики использования реальных моделей.

Ключевые слова:

образование, сетевая форма, реализация образовательных программ, сотрудничество в образовательной сфере, инновации в образовательной деятельности, Россия, РФ.

Федеральный закон № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации») в числе инновационных институтов образовательной деятельности предусмотрел право реализации образовательных программ в сетевой форме. Ранее в наших статьях мы подробно останавливались на вопросе достаточности существующего нормативного правового регулирования и возможных дополнениях данного института [14. С. 161-170] [15]. В настоящей публикации мы рассмотрим различные подходы к интерпретации целей использования сетевой формы и возможности достижения таких целей.

Сетевая форма реализации образовательных программ, как следует из положений ст. 15 Федерального закона «Об образовании», направлена на расширение возможностей образовательной организации по использованию ресурсов другой организации, как осуществляющей образовательную деятельность, так и преследующей иные учредительные цели (как вариант – хозяйственное общество) [2].

Широкий круг субъектов, включающих российские и иностранные образовательные организации, а также других хозяйствующих субъектов на первый взгляд предоставляет дискрецию на конкретной образовательной организации для выбора сетевого партнёра. Действительно, законодательное регулирование ограничивает участие организации в сетевом взаимодействии с образовательной организацией только наличием ресурсов, необходимым для осуществления обучения, проведения учебной и производственной практики и осуществления иных видов учебной деятельности, предусмотренных соответствующей образовательной программой.

Наличие таких ресурсов определяется образовательной организацией как инициатором сетевой формы, поскольку определение необходимых ресурсов для образовательных программ является не столько правом такой организации, сколько обязанностью, реализации которой проверяется во время процедуры лицензирования образовательной деятельности и при последующем надзоре компетентного органа публичной власти. Однако, в правоприменительной практике представлены и примеры уточнения возможного для сетевой формы круга субъектов. В частности, для конкретных программ профессиональной подготовки водителей транспортных средств, индивидуальные предприниматели, осуществляющие учебный процесс лично, не могут участвовать в ее реализации в качестве обучающих (мастеров производственного обучения), а значит индивидуальных предпринимателей, осуществляющих образовательную деятельность непосредственно, нельзя отнести к организациям, предусмотренным в ч. 1 ст. 15 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» [3].

Вместе с тем, выделенная нами широкая дискреция выбора партнёра для сетевой формы реализации образовательной программы получает интересное развитие в отдельных актах, регулирующих определённые сферы профессиональной деятельности.

К примеру, приказ Минздрава России от 11.11.2013 № 837 «Об утверждении Положения о модели отработки основных принципов непрерывного медицинского образования специалистов с высшим медицинским образованием в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, находящихся в ведении Министерства здравоохранения Российской Федерации, с участием медицинских профессиональных некоммерческих организаций» в положениях п. 6 предлагает вовлекать во взаимодействие не только «образовательные иные организации», но также и общественные профессиональные организации. Из текста приказа следует, что под общественными профессиональными организациями понимаются медицинские профессиональные некоммерческие организации, что обусловлено реализацией модели отработки основных принципов непрерывного медицинского образования специалистов с высшим медицинским образованием в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, находящихся в ведении Минздрава России.

Участие в сетевом партнёрстве наряду с образовательными организациями также и медицинских профессиональных некоммерческих организаций направлено на взаимовыгодное сотрудничество для продвижения и реализации дополнительных профессиональных программ повышения квалификации. Но, как обоснованно следует из положений рассматриваемого приказа, такое взаимодействие может приобретать легальные основания только при условии заключения договора о сетевой форме, существенные условия которого перечислены в ст. 15 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации». Особое внимание Минздрава России к сетевой форме при отработке основных принципов непрерывного медицинского образования подчёркивается и закреплением в плане-графике реализации модели пункта о заключении договоров о сетевой форме.

Ситуации, связанные с заключением и исполнением договора о сетевой форме, представлены и в правоприменительной практике. Так, отсутствие договора о сетевой форме при фактической реализации образовательных программ в такой форме рассматривается как нарушение лицензионных требований при осуществлении образовательной деятельности (конкретно – пп. «г» п. 7 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утверждённого Постановлением Правительства РФ от 28.10.2013 № 966) [4].

Подобное нарушение обуславливает и другое отступление от нормативных положений, в данном случае – от требований ст. 15 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» о наличии совместно разработанных и утвержденных образовательных программ [5]. В качестве заблуждения оценивается позиция взаимодействующей в рамках сетевой формы образовательной организации о достаточности выполнения требований лицензирования другим партнёром сетевого взаимодействия. В процессе реализации образовательной программы в сетевой форме все участвующие образовательные организации должны следовать требованиям из лицензирования образовательной деятельности (начинания с требования о наличии непосредственно лицензии) [12] [13]. Нарушение одной из таких организаций лицензионных требований создаёт основания для привлечения к административной ответственности в соответствии с Кодексом об административных правонарушениях Российской Федерации [6].

Наличие договора о сетевой форме между партнёрами взаимодействия также является и предпосылкой для изменения объёма выполняемых обязанностей профессорско-преподавательским составом и (или) научными сотрудниками [1]. При этом использование такой формы реализации образовательных программ рассматривается законодателем (ч. 2 ст. 54 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации») в качестве обязательного условия договора между образовательной организацией и обучающимися, что находит подтверждение и в правоприменительной практике [7].

Иной акцент в определении круга субъектов сетевого взаимодействия ставится в Распоряжении Правительства РФ от 17.06.2016 № 1257-р

«Об утверждении Концепции и плана мероприятий («дорожную карту») по реализации Концепции создания территориально обособленного инновационно-производственного центра «ИнноКам». Как следует из положений данного акта, в интересах нефтехимической промышленности сетевая форма призвана по принципу закрытого перечня объединить только российские образовательные организации высшего образования в целях подготовки кадров для предприятий Центра «ИнноКам».

Учебно-методическим основанием объединения ресурсов организациями является единый учебный план, предполагающий использование базовых модулей и вариативных модулей. Базовые модули реализуются каждой из участвующих в сетевом партнёрстве образовательной организацией, тогда как вариативные модули предполагают использование академической мобильности преподавателей и обучающихся.

Также, сетевая форма реализации образовательных программ может быть задействована при использовании основного вектора модернизации системы профессионального образования Центра «ИнноКам», а именно развития сети ресурсных центров, предполагающих использование ресурсов образовательных организаций и наоборот. С опорой на сетевую форму возможно реализовать и иные принципы, заложенные в основу развития упомянутого Центра.

Читайте также:
Почему вылетают программы на компе

В частности, взаимодействие учебно-исследовательских центров и предприятий. Другой вариант, создание по модели сетевого партнёрства базовых кафедр в предприятиях-партнёрах учебно-исследовательских центров. Вместе с тем, разнообразие моделей использования сетевой формы в рассматриваемом Распоряжении не предполагает подмену диверсификации научной, проектной и образовательной сфер деятельности, а является примером развития положений ст. 15 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» о дискреции выбора образовательной организацией партнёров сетевого взаимодействия. При этом членство образовательной организации в корпоративной некоммерческой организации не рассматривается в правоприменительной практике как аналогия договора о сетевой форме реализации образовательных программ [8].

Вместе с тем, при использовании различных моделей сетевой формы реализации образовательных программ неизбежно возникает вопрос о роле образовательных стандартов в фиксации сетевого партнёрства. В правоприменительной практике можно найти обоснованную позицию [9] о необходимости оценки содержания федерального государственного стандарта на предмет обязанностей сторон сетевого взаимодействия по реализации соответствующей образовательной программы.

К примеру, если образовательным стандартом предусмотрено использование совокупности ресурсов материально-технического и учебно-методического обеспечения, предоставляемых участвующими в сетевом партнёрстве организациями, то реализация образовательной программы в сетевой форме должна использовать такие ресурсы (а стороны договора о сетевой форме, в свою очередь, обязаны предоставлять такие ресурсы). Необходимость соответствия условий договора о сетевой форме требованиям положений ч. 3 ст. 15 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» отмечается в правоприменительной практике [10]. При этом стороны сетевого партнёрства вправе определять особенности использования различных ресурсов не только на основании договора о сетевой форме, но также и на основании согласованного и принятого на его основании регламента сетевого взаимодействия, поименованного в положениях договора. Такой подход становится известным благодаря имеющейся правоприменительной практике [11].

В практике использования сетевой формы реализации образовательных программ модель базовых кафедр также прослеживается в Распоряжении ОАО «РЖД» от 11.03.2014 № 618р «О базовых кафедрах вузов железнодорожного транспорта в структурных подразделениях филиалов ОАО «РЖД». Создание, реорганизация и ликвидация базовой кафедры опирается как организационные действия, находящиеся в плоскости решений образовательной организации (приказ ректора на основании решения учёного совета организации) и, так и на факт заключения организацией договора о создании базовой кафедры. Второй стороной договора является функциональный филиал ОАО «РЖД». При этом именно базовая кафедра обеспечивает реализацию учебного плана в рамках сетевой формы, как следует из п. 6 Распоряжения. Таким образом, применительно к образовательным организациям железнодорожного транспорта договор о сетевой форме не может охватываться договором о создании базовой кафедры, поскольку предметом последнего является дополнение структуры образовательной организации, тогда как договор о сетевой форме направлен на распределение прав и обязанностей сторон в вопросе реализации образовательных программ.

Другой пример использования права на реализацию образовательных программ в сетевой форме связан с позиционированием такой формы в уставах образовательных организаций. Как следует из устава федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Санкт-Петербургская государственная химико-фармацевтическая академия» Министерства здравоохранения Российской Федерации (в редакции приказа Минздрава России от 30.06.2016 № 443 «Об утверждении устава федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Санкт-Петербургская государственная химико-фармацевтическая академия» Министерства здравоохранения Российской Федерации»), сетевая форма рассматривается в контексте международной деятельности академии (п. 6 раздела 11 устава). Следовательно, образовательная организация выбрала из возможных вариантов содержания сетевой формы только взаимодействие с иностранными образовательными организациями, что является не только допустимым, но может также быть отмечено в качестве примера правильной интерпретации предоставленного положениями ст. 15 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» права усмотрения при определении конкретных субъектов сетевого партнёрства.

Договорные основания реализации сетевого взаимодействия развиваются и в правоприменительной практике, подчёркивающей не только включение в договор о сетевой форме обязательных условий, перечисленных в положениях ч. 2 ст. 15 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», но также и легитимирующей возможное развитие договорной формы (например, в принимаемых на основе договора о сетевой форме регламентах реализации сетевого партнёрства). Тем не менее, при создании базовых кафедр (и реализации иных моделей сетевой формы, заметим) договор о сетевой форме реализации образовательной программы не является основанием для организации кафедры в структуре образовательной организации, поскольку направлен на регулирование иного предмета взаимодействия субъектов. Такой договор вторичен по отношению к соглашению о создании базовой кафедры и дополняет план сотрудничества урегулированием вопроса распределения прав и обязанностей сторон при реализации конкретных образовательных программ.

Литература:

[1] Определение Ивановского областного суда от 27 июня 2016 г. по делу № 33-1660 // СПС «КонсультантПлюс», 2016.

[2] Постановление Октябрьского районного суда г. Ижевска Удмуртской Республики от 11 ноября 2016 г. по делу № 5-260/2016 // СПС «КонсультантПлюс», 2016.

[3] Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 14 сентября 2015 г. по делу № А11-2782/2015 // СПС «КонсультантПлюс», 2016.

[4] Постановление Прохоровского районного суда Белгородской области от 9 июля 2015 г. по делу № 5-22/2015 // СПС «КонсультантПлюс», 2016.

[5] Постановление Ленинского районного суда г. Астрахани Астраханской области от 10 февраля 2015 г. по делу № 5-73/2015 // СПС «КонсультантПлюс», 2016.

[6] Постановление Дзержинского районного суда г. Перми Пермского края от 26 ноября 2015 г. по делу № 5-421/2015 // СПС «КонсультантПлюс», 2016.

[7] Постановление Очерского районного суда Пермского края от 6 февраля 2015 г. по делу № 5-11/2015 // СПС «КонсультантПлюс», 2016.

[8] Постановление Кузьминского районного суда г. Москвы от 18 сентября 2015 г. по делу № 5-1897/2015 // СПС «КонсультантПлюс», 2016.

[9] Постановление Волжского городского суда Волгоградской области от 28 декабря 2015 г. по делу № 5-12/2016 5-4609/2015 // СПС «КонсультантПлюс», 2016.

[10] Постановление Арбитражного суда Московского округа от 8 апреля 2016 г. по делу № Ф05-3370/2016 // СПС «КонсультантПлюс», 2016.

[11] Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 2 октября 2015 г. по делу № А40-37489/15. // СПС «КонсультантПлюс», 2016.

[12] Решение Ровеньского районного суда Белгородской области от 11 мая 2016 г. по делу № 12-6/2016 // СПС «КонсультантПлюс», 2016.

[13] Решение Ровеньского районного суда Белгородской области от 11 мая 2016 г. по делу № 12-8/2016 // СПС «КонсультантПлюс», 2016.

[14] Шевелева Н.А., Лаврикова М.Ю., Васильев И.А. Сетевая форма обучения: состояние правового регулирования и перспективы развития // Закон. 2016. № 5.

[15] Sheveleva N., Vasiliev I. Network Forms of Education Programs: Russian and Overseas experience // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 14. Право. 2016. № 3.

Practice of the Network Form Use in Educational Programs in the Russian Federation

Аннотация En:

In the article current state of the normative legal regulation of the use of the network form of the implementation of educational programs by the Russian educational organizations is examined. The use of the network form in the educational process is conditioned, on the one hand, by the discretion provided by the legislator to select the partners of the network interaction, provided that the contractual principles are observed, and on the other hand, clarifications in the law enforcement practice of using real models.

Ключевые слова En:

education, network form, implementation of educational programs, cooperation in the field of education, innovation in educational activities, Russia, Russian Federation.

Источник: ecoedulaw.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru