Что значит произвольная программа в фигурном катании

Продолжаем изучать самый красивый зимний вид спорта. Учим матчасть — элементы. Знание даже половины из них произведет неизгладимое впечатление на Вашу девушку и добавить Вам плюсов в её глазах.

10 декабря 2014, 11:56

Продолжаем изучать самый красивый вид зимнего спорта. Мы уже знаем и на что, в фигурном катании, не стоит распыляться. Теперь учим матчасть — элементы. Знание даже половины из них произведет неизгладимое впечатление на Вашу девушку и добавить Вам плюсов в её глазах.

Элементы Фигурного Катания — А

Аксель (axel jump) — один из шести стандартных прыжков фигурного катания; рёберный прыжок, единственный, выполняемый при движении вперёд. Назван в честь норвежского фигуриста Акселя Паульсена.

Арабеск (arabesque) — то же, что ласточка.

Элементы Фигурного Катания — Б

Бабочка (англ. butterfly) — 1. Невращательный прыжок, в котором туловище находится параллельно льду, а ноги совершают высокую дугу. 2. Ошибка, при которой вместо многооборотного прыжка получается одинарный прыжок.

Alexandra Trusova’s #Beijing2022 free program!

Бауэр, Ина Бауэр (англ. Ina Bauer) — скольжение, при котором коньки расположены параллельно: один направлен вперёд, второй назад. Назван в честь немецкой фигуристки Ины Бауэр.

Беговой шаг — простейший шаг, применяемый для набора скорости вперёд в повороте. Существует и «задняя» версия бегового шага, применяемая не для разгона, а как декоративный шаг. Английское crossover относится к беговому шагу вперёд и подсечке назад.

Бедуинский прыжок — то же, что бабочка.

Бильман (англ. Biellmann spin) — поза фигуриста (и вращение в этой позе), когда свободная нога поднята выше головы и удерживается руками за конёк. Выполняется большинством женщин, из мужчин доступно мало кому. Названо в честь швейцарской фигуристки Денизе Бильманн.

Борт — ограждение катка.

Элементы Фигурного Катания — В

Вальсовая позиция (также закрытая позиция) — в парном катании расположение партнёров лицом друг к другу, один катится вперёд, другой назад.

Вальсовая тройка (waltz three) — комбинация «(LFO) → тройка наружу (LBI) → подсечка (RBO)».

Взрослые любители — фигуристы возрастом 16 лет и более, не участвующие в ледовых шоу и рейтинговых соревнованиях. Соревнования взрослых любителей делают акцент на точности исполнения и красоте скольжения, а не на сложных элементах; оборотность прыжков ограничивается. Одиночники/пары выполняют одну укороченную программу, танцоры — два танца (обязательный и произвольный).

Винт (upright spin, scratch spin) — вращение стоя.

Волчок (sit spin, duck spin) — вращение в позе «пистолетик».

Выброс (throw) — в парном катании элемент, когда партнёр выталкивает партнёршу, она вращается в воздухе и самостоятельно приземляется на лёд.

Элементы Фигурного Катания — Д

Двойной прыжок (double jump) — прыжок с вращением в два оборота (2,5 для акселя).

Дорожка шагов (step sequence) — комбинация из шагов и поворотов, выполняемая в такт музыке.

Произвольная программа. Марк Кондратюк — о пути к победе и соперниках в большом спорте. 15.06.2023

Дуга (lobe) — скольжение на ребре одного конька. В отличие от спирали — продолжительного скольжения на одном коньке в красивой позе — дуга не является самостоятельным элементом.

Элементы Фигурного Катания — Ж

Жим (также «поддержка 4 группы») — в парном катании поддержка типа «рука в руку», когда партнёр поднимает партнёршу силой.

Элементы Фигурного Катания — И

ИСУ — то же, что Международный союз конькобежцев.

Элементы Фигурного Катания — З

Заклон (layback spin) — элемент, приспособленный под женскую пластику; вращение с выгнутым туловищем и запрокинутой назад головой.

Закрытая позиция — 1) Позиция, в которой свободная нога впереди по движению. В элементах открытость/закрытость определяется по позиции на выходе. 2) В парном катании — то же, что вальсовая позиция.

Зубец — зубья на носке конька, применяемые в некоторых элементах (прыжки, зубцовые шаги, «циркуль», тодес…).

Зубцовые прыжки — прыжки, исполняемые со свободной ноги. Чтобы оттолкнуться, фигурист упирается зубцом свободного конька в лёд. Из стандартных — тулуп, флип, лутц.

Элементы Фигурного Катания — К

Кантилевер (кораблик Климкина, cantilever) — разновидность «кораблика», когда таз оказывается над коньками, а тело укладывается горизонтально.

Каскад (jump combination) — несколько прыжков, следующих друг за другом, без промежуточных шагов или перегруппировок.

Кауфман — выброс акселем.

Командные соревнования — соревнования, призванные определить, чья школа сильнее. Исполняются по две программы в четырёх основных дисциплинах (мужчины, женщины, пары, танцоры). Место в каждой из восьми программ переводится в очки; выигрывает та команда, у которой очков больше.

Комбинация вращений, комбинированное вращение (combination spin) — вращение со сменой позы (стоя/сидя/либела) и опорной ноги.

Комбинация прыжков (jump sequence) — несколько прыжков, разделённые связующими элементами (не шагами). Также в качестве исключения комбинацией считается аксель после любого стандартного, например, тулуп-аксель. Считается одним прыжковым элементом, засчитываются два лучших прыжка с коэффициентом 0,8.

Кораблик (spread eagle) — скольжение на двух коньках, поставленных пятками друг к другу.

Короткая программа — первая из двух дисциплин одиночного и парного (спортивного) катания; длится до 2:50 и требует выполнения определённых обязательных элементов.

Короткий танец — первая из двух дисциплин танцевального катания; длится 2:50 и совмещает обязательную танцевальную серию с творческой интерпретацией. С сезона 2010—2011 заменил обязательный и оригинальный танцы.

Кроссролл (crossroll) — танцевальный шаг, когда фигурист, едущий на внешнем ребре, заносит свободную ногу накрест с опорной и едет на внешнем ребре другой ноги. Заодно — упражнение на езду на внешнем ребре.

Кэрриган (Kerrigan) — спираль в позе «ласточки», свободная нога удерживается одноимённой рукой за колено. Приём назван в честь американской фигуристки Нэнси Кэрриган.

Элементы Фигурного Катания — Л

Лассо (также «поддержка 5 группы») — в парном катании поддержка типа «рука в руку», когда партнёрша обводится вокруг тела партнёра. Наиболее сложная из поддержек. Названа так за сходство с действиями ковбоя, замахивающегося лассо.

Ласточка (arabesque) — спираль, в которой туловище расположено горизонтально, а свободная нога отведена назад.

Либела (camel spin) — вращение в позе «ласточки».

Лутц (Lutz jump) — один из шести стандартных прыжков; зубцовый прыжок, исполняемый (левым фигуристом) с внешнего ребра левого конька. Назван в честь австрийского фигуриста Алоиза Лутца.

Элементы Фигурного Катания — М

Международный союз конькобежцев — международная организация, управляющая конькобежным спортом, шорт-треком и фигурным катанием.

Элементы Фигурного Катания — Н

Недокрут (cheat, underrotation) — ошибка при выполнении многооборотных прыжков, когда спортсмен не делает в воздухе нужное число оборотов, доворачиваясь уже после приземления. Недокрут до 90° считается нормой и не штрафуется; до 180° — даёт 70 % стоимости прыжка, больший — оценивается как прыжок ступенью меньше.

Новая судейская система — система оценок выступлений в фигурном катании на коньках, появившаяся в 2004 году. Выступление оценивается как сумма баллов за выполнение элементов, плюс оценки за общее впечатление от программы, плюс призовые/штрафные баллы.

Читайте также:
Программа если игра тормозит

Элементы Фигурного Катания — О

Одинарный прыжок (single jump) — прыжок с вращением в один оборот (1,5 оборота для акселя).

Одиночное фигурное катание — разновидность фигурного катания, в которой спортсмен выступает в одиночку. Бывает мужским и женским.

Ойлер (half loop, Euler jump) — нестандартный прыжок; однооборотный прыжок с заходом как у риттбергера и приземлением на маховую ногу. Применяется как промежуточный между каким-либо стандартным и сальховым/флипом. Сразу после введения новой судейской системы каскады с ойлером считались комбинациями, что привело к снижению популярности этого элемента. С 2010 года связка «прыжок-ойлер-сальхов/флип» считается каскадом, что возродило этот прыжок. В каскадах ойлер получает стоимость одинарного риттбергера.

Опорная нога — в «одноногих» элементах та нога, на которой фигурист едет.

Открытая позиция — 1) Позиция, в которой свободная нога позади по движению. В элементах открытость/закрытость определяется позицией на выходе. 2) В парном катании — то же, что фокстротная позиция.

Элементы Фигурного Катания — П

Параллельное вращение — то же, что синхронное вращение.

Параллельный прыжок — приём парного катания, когда оба партнёра одновременно совершают один и тот же прыжок.

Парное вращение — приём парного катания, когда оба партнёра вращаются как единое целое.

Парное фигурное катание — разновидность фигурного катания, в которой участвуют пары из мужчины и женщины.

Перекидной (waltz jump) — простой, но красивый прыжок, аксель в половину оборота. Применяется как связующий элемент.

Перебежка: 1) Бег простейшими шагами от одного элемента к другому. 2) Простонародное название подсечки.

Пистолетик (duck) — позиция в приседе на одной ноге, вторая вытянута.

Поддержка (lift) — приём парного катания, когда партнёр поднимает партнёршу, удерживает в этом положении и ставит на лёд. Какие-либо акробатические трюки в поддержке запрещены. В спортивном катании поддержка должна быть выше плеч, в танцевальном — наоборот, поддержки выше плеч запрещены.

Подкрутка (twist lift) — приём парного катания, когда партнёр подбрасывает партнёршу в воздух и ловит.

Произвольная программа — вторая часть соревнований в одиночном и парном (спортивном) катании; длится 4:30 у мужчин и пар, 4:00 у женщин. В отличие от короткой программы, количество исполняемых элементов только ограничено сверху.

Произвольный танец — последняя из двух дисциплин танцевального катания. Правила требуют от фигуристов лишь выполнить некоторый набор элементов — ритм, музыка и программа остаются на их усмотрение. Длится 4 минуты у взрослых, 3:30 у юниоров.

Профессионал — фигурист, получающий деньги из запрещённых ИСУ источников. Не может участвовать в соревнованиях ИСУ.

Прыжки — правила фигурного катания «прыжками» считают исключительно многооборотные прыжки: шесть стандартных (сальхов, риттбергер, аксель, тулуп, флип, лутц) и ещё несколько нестандартных (валлей, ойлер).

Прыжковый элемент — прыжок, каскад или комбинация прыжков.

Элементы Фигурного Катания — Р

Ребро (edge) — одна из двух заострённых кромок конька. Одно ребро называют внутренним, второе — наружным.

Рёберность — в некоторых элементах соблюдение (или несоблюдение) требования, на каком ребре конька скользить. См. также Спираль, Тодес, Флутц, Лип.

Рёберные прыжки — прыжки с опорной ноги. Из стандартных таковыми будут аксель, риттбергер и сальхов. Несмотря на то, что современная техника предписывает исполнять их с зубца, перед «наколом» всегда есть глубокий след — дуга, совмещённая с толчком.

Риттбергер (loop jump) — один из шести стандартных прыжков; рёберный прыжок, исполняемый (левым фигуристом) с внешнего ребра правого конька. Вращение достигается за счёт поворота туловищем и маха левой ногой вверх-назад. Пригоден на роль второго прыжка в каскаде. Назван в честь немецкого фигуриста Вернера Риттбергера.

Элементы Фигурного Катания — С

Сальто — прыжок с вращением через голову. В соревновательном катании запрещён. По-английски: somersault для переднего сальто, backflip для заднего.

Сальхов (Salchow jump) — один из шести стандартных прыжков; рёберный прыжок, исполняемый (левым фигуристом) с внутреннего ребра левого конька. Вращение достигается за счёт маха правой ногой вперёд-вниз. Назван в честь шведского фигуриста Ульриха Сальхова.

Свободная нога — в «одноногих» элементах та нога, которая поднята.

Связующие элементы — элементы, соединяющие сложные трюки в цельную программу. За связующие элементы ставят отдельную оценку, иногда — за «креативный» заход на элемент могут поднять его GOE.

Синхронное вращение — в парном катании вращение обоих партнёров синхронно и независимо друг от друга.

Синхронное фигурное катание — разновидность фигурного катания; на льду выступает команда из 8—20 человек.

Скобка (bracket turn) — относительно сложный разворот на одной ноге со сменой ребра. Называется так потому, что прочерченный коньком след напоминает фигурную скобку.

Совместное вращение — то же, что парное вращение.

Спираль — продолжительная езда на одном коньке на чётко выраженном ребре, в то время как вторая нога поднята. Обязательный элемент женского и парного катания, мужчинами исполняется нечасто.

Спортивная пара — пара в дисциплине парного катания, в противоположность танцевальной паре.

Судейская система ИСУ — то же, что Новая судейская система.

Судейский борт — длинный борт катка, около которого располагаются судьи. Программы (особенно парные) компонуют с учётом расположения судей, чтобы показать сильные стороны фигуриста/пары и скрыть слабые.

Элементы Фигурного Катания — Т

Танцы на льду (ice dancing) — одна из дисциплин фигурного катания, основанная на сложных шагах и вращениях. В танцах выступает пара из мужчины и женщины; запрещены поддержки выше плеч, прыжки и прочие «акробатические» элементы.

Твизл (twizzle) — вращение в движении.

Источник: by.tribuna.com

Особенности произвольной программы в фигурном катании

Произвольная программа — это вторая часть состязаний фигуристов. Она считается более «творческой» в отличие от жёсткой и «техничной» короткой программы. Здесь фигуристы и их тренеры имеют большую свободу своих действий в подборе и количестве элементов.

Музыка может быть любая, без использования слов. Те, кто хотят найти спортшколу для ребенка в Москве, знают, что обязательное условие музыки в произвольной части – композиция должна внезапно изменить ритм приблизительно в середине мелодии.

Что касается числа используемых элементов, то в короткой программе работает известный принцип «не меньше», в произвольной же требуется показать «не больше» конкретного числа элементов. Их можно хорошо отработать, если заказать занятия индивидуально по фигурному катанию у высококлассного тренера.

Базовая ценность таких же элементов во второй части «произволки» повышается. Принято считать, что в завершении выступления их выполнять сложнее, по этой причине к ним применим коэффициент 1, 1. Современная подходящая спортивная школа для детей учитывает все эти тенденции.

Длина произвольной программы также строго регламентирована, а за пренебрежение временем вменяются штрафы. Все спортсмены за отведённый отрезок времени хотят выполнить по максимуму разрешённый набор элементов.

Поскольку каждый из элементов обладает своей базовой стоимостью, а суммарное количество элементов ограничивается, то претенденты пытаются включать в программы самые «дорогие», то есть, самые трудные элементы, и это повышает качество и красоту их проката.

Источник: www.xkonek.ru

Г лава 11. Тактика построения коротких и произвольных программ

В противном случае спортсмен выйдет на старт сезона с программами, содержащими тактические просчеты, выражающиеся или в неполном наборе элементов какой-либо группы, или в композиционных недочетах программы, или в нерациональном распределении элементов во времени и на площади катка, или неудачном хореографическом решении и т. п.

ОБЩИЕ ПРАВИЛА СОСТАВЛЕНИЯ ПРОГРАММ

Составление коротких и произвольных программ, оригинального и произвольного танцев имеет специфические особенности, учет которых чрезвычайно важен как с точки зрения соблюдения правил соревнований и рекомендаций ИСУ, так и с точки зрения надежности, стабильности исполнения элементов, эстетического воздействия на зрителя. С этой точки зрения совершенная произвольная программа должна отвечать ряду требований.

Читайте также:
Как установить программу 7zip

Соблюдение принципа сбалансированности программы,. Современные правила соревнований подчеркивают, что высокой оценки могут быть удостоены только гармоничные, хорошо сбалансированные программы, в которых фигурист демонстрирует мастерство владения всем комплексом элементов своего вида фигурного катания.

Программа, в которой преобладает одна группа элементов, (например, прыжки, а шаги и вращения представлены недостаточно), не может считаться сбалансированной, и оценка за нее будет снижена. Другими словами, сбалансированная композиция дает возможность спортсмену показать свое мастерство в исполнении всех групп элементов.

Конкретные требования к сбалансированности программ ежегодно несколько меняются, что объясняется прогрессом фигурного катания.

Для того чтобы программа была совершенной с художественной стороны, при ее составлении следует учитывать основные принципы создания композиции: законы единства, контраста и нарастания.

Закон единства предполагает создание программ как единого целого, соответствие ее композиции единому замыслу.

Закон контраста проявляется как в различии композиционных элементов, так и в смене движений, различных по пространственно-временным и динамическим характеристикам. Высокие положения тела сочетаются с низкими в комбинации шагов (например, по прямой, когда низкие выпады или высокие махи вперед или в сторону контрастируют с вертикальным положением тела фигуристов).. Напряженные движения рук в позе выезда из элемента чередуются с расслабленными, свободными при разбеге для выполнения следующего элемента. Особенно ярко проявляется закон контрастности в изменении ритма движений; в смене быстрого и медленного темпа движений, вплоть до статической позы; высокой и низкой скорости скольжения до полной остановки. Для разделения комбинаций желательно заканчивать их позами, которые, подобно точке или восклицательному знаку в предложении, заканчивают определенную мысль.

Закон нарастания проявляется в увеличении скорости, темпа движений, развитии сюжета программы, выборе такой последовательности элементов, которая отражала бы эту закономерность. Чтобы программа не утомляла своей монотонностью, обычно на протяжении комбинации с двумя-тремя первыми элементами следует определенное нарастание, а затем и кульминация.

При создании программы следует предусмотреть, чтобы она. воспринималась в развитии. Каждый элемент комбинации можно подчеркнуть позами в исходном положении и на выезде, которые контрастировали бы со связками. Желательно также выделить контрастными движениями начало и конец комбинации, в особенности если они совпадают с музыкальными темами и фразами.

От ритмической структуры зависит общее впечатление. Сочетание равномерного и изменяющегося ритма позволяет избежать примитивного и однообразного катания. Придавая элементу ту или иную хореографическую окраску, не следует значительно изменять его ритмическую структуру. Это может нарушить стабильность исполнения, сложность элементов. Ритмического разнообразия лучше добиваться в связках, в подготовительных и завершающих элементах движения.

Добиваясь разнообразия структуры, темпа, ритма и хореографического оформления комбинаций и всей программы в целом, нужно стремиться к тому, чтобы разнообразие это не выходило за рамки общего стилевого единства, диктуемого музыкальным сопровождением.

При составлении программы необходимо ориентировать ее на судейский борт, чтобы в наиболее выгодном свете представить ее судьям. Следует тщательно выбирать ракурс размещения каждого элемента, поскольку некоторые из них в полной мере воспринимаются судьями лишь на определенной точке катка.

КОМПОЗИЦИЯ КОРОТКИХ ПРОГРАММ

В композиции короткой программы очень важно равномерно расположить обязательные элементы на ледяной площадке, чтобы ни левая, ни правая, ни центральная части катка не были «перегружены». Вращения, например, можно располагать так: первое и второе — на крайних частях катка, третье — в центральной. Вращения смотрятся лучше, если они выполняются на продольной оси катка, а не в его углах. Расположение прыжковых элементов зависит от их типа, так как каждый из них требует характерной, наиболее удобной формы разбега.

Часто вызывает нарекание расположение и форма дорожек шагов. Необходимо еще раз подчеркнуть, что требования правил следует соблюдать неукоснительно. Ни эстетической стороной, ни соображениями «удобства» или «неудобства» исполнения нельзя оправдывать даже небольшие отступления от установленных правил.

Так, шаговые комбинации не должны включать прыжки и подскоки более чем в половину оборота, а также вращения более чем в 1 оборот. Дорожки по прямой располагают вдоль длинной оси катка или по диагонали и выполняют от одной короткой стороны до другой. Дорожка по прямой должна быть близкой по форме к прямой линии, а не напоминать пологий серпантин.

Дорожки по кругу могут быть расположены как в крайних частях катка, так и в средней. При исполнении дорожки по кругу должно создаваться впечатление, что она исполняется во всю ширину катка по окружности.

Дорожки в форме серпантина должны как минимум три раза пересекать продольную ось, охватывать всю площадь катка от короткой стороны до короткой и от длинной до длинной и не содержать прямых участков. Желательно, чтобы дуги серпантина были приблизительно равны по величине.

Во всех случая составления дорожек следует помнить, что эта группа элементов включена в короткую программу для сравнения мастерства участников соревнований при исполнении шагов. Поэтому нужно избегать таких комбинаций, в которых сложные повороты и реберные шаги заменяются скольжением в выпаде, перебежками, простыми тройками, дополненными движениями рук.

Совместные вращения и тодесы желательно располагать по продольной оси между синими линиями разметки, раздельные вращения — симметрично продольной оси на том же участке.

Поддержка хорошо смотрится при размещении этого элемента вдоль борта, противоположного судейскому (поддержки с разбегом вперед), или по диагонали из левого дальнего в правый ближний угол (поддержки с разбегом назад). При таком размещении элемента партнерам достаточно простора для выполнения разбега и выезда из поддержки. Разбег к прыжку и сам прыжок необходимо ориентировать так, чтобы партнерша находилась на переднем плане по отношению к судейскому борту, а при последовательном расположении фигуристов прыгала вслед партнеру.

Желательно не загружать центральную треть площадки раз-бегами, а начинать их у коротких бортов. По тактическим соображениям для «маскировки» некоторых недочетов приходится «располагать элемент в таком ракурсе или в таком месте площадки, где они не так заметны.

Например, при стойком смещении партнеров относительно друг друга в боковом направлении при раздельном вращении можно сместить вращение к краю площадки. При стойком приближении или удалении друг от друга во время раздельного вращения лучше располагать элемент ближе к середине площадки. Такой прием можно использовать и при размещении раздельного прыжка, особенно если взаимное смещение партнеров значительно. При различной длине полета в прыжке не следует выполнять его вдоль длинного борта.

Для разных спортсменов последовательность выполнения элементов различна и зависит от их индивидуальных особенностей. Однако, как правило, наиболее сложные элементы лучше исполнять в первой половине программы. Следует избегать последовательного исполнения прыжковых элементов или вращений. Программа выглядит разнообразнее, если прыжковые элементы чередуются с вращениями и дорожкой шагов.

Очень часто фигуристы-одиночники начинают свои короткие программы с каскадов прыжков. Но лучше каскад ставить на второе место, а первым выполнять вращение, прыжок во вращение или прыжок в 2 оборота. Тем самым спортсмен как бы разминается и нередко снимает нервное напряжение, что повышает стабильность исполнения наиболее сложного элемента — каскада прыжков.

Можно рекомендовать следующие варианты чередования элементов в коротких программах одиночного катания:

1. Каскад прыжков, прыжок во вращение, двойной аксель, вращение, двойной прыжок, дорожка шагов, комбинация вращений. 2. Прыжок во вращение, каскад прыжков, комбинация вращений, двойной аксель, дорожка шагов, двойной прыжок, вращение. 3. Двойной прыжок, каскад прыжков, вращение, двойной аксель, прыжок во вращение, дорожка шагов, комбинация вращений.

Последовательность элементов короткой программы парного катания определяется многими факторами. Программа обычно начинается с подкрутки или поддержки, вслед за которыми чаще всего следует раздельный прыжок. Завершается программа в большинстве случаев совместным вращением или тодесом. В практике однако, существуют значительные отклонения от приведенной стандартной последовательности. Например, при составлении концовки программ следует учитывать, что завершающий элемент должен подчеркнуть наиболее сильные стороны спортсменов. Поэтому в финальной части выполняется элемент, который удается фигуристам особенно хорошо. .

Читайте также:
Программа чтобы узнать у кого есть твой номер

КОМПОЗИЦИЯ ПРОИЗВОЛЬНЫХ ПРОГРАММ

Составляя произвольную программу, спортсмен и тренер имеют относительно большую творческую свободу в определении последовательности исполнения элементов высшей сложности, выборе оптимального варианта подхода к этим элементам, а также создании цельной по замыслу оригинальной композиции, в полной мере раскрывающей технические, физические и эстетические возможности фигуриста.

Соответствующие характеристики для женщин — мастеров спорта международного класса: общее число элементов—26—29; прыжков—16—18, из них тройных—3, комбинаций прыжков—2—3, вращений—6, прыжков во вращение—2—3, комбинаций вращений — 2, дорожек шагов—1—2, спиралей—2—3.

Не следует слепо копировать модельные характеристики. Нужно исходить из индивидуальных особенностей спортсмена и, конечно, по мере совершенствования его мастерства включать в программу более сложные элементы, но такие, которые реально могут быть им выполнены.

Нельзя строить программу так, чтобы сложные элементы располагались в начале, а более простые — в конце. Такой порядок распределения элементов значительно ухудшает зрительное восприятие и противоречит принципу сбалансированности программы.

При расстановке элементов произвольной программы следует учитывать также степень нагрузки, вызывающей ответную реакцию организма.

Одним из ее показателей является частота сердечных сокращений. Исследования ЧСС у фигуристов, проведенные В. Л. Карп-маном и Ж- Ю. Морозовой, позволяют более объективно подойти к оценке степени «нагрузочности» элементов произвольной программы и тем самым рациональнее расположить их в программе. Так, при выполнении вращения в ласточке отмечено заметное уменьшение ЧСС на 6—12 уд/мин по сравнению с исходной, что должно быть учтено при составлении произвольных программ. Рационально» включать вращение в ласточке в те места программы, где необходим промежуточный отдых, расслабление, снижение эмоционального фона, успокоение!

Сложные прыжки, подкрутки и выбросы чаще всего выполняются в начале программы. В остальном последовательность элементов произвольная. Распределение элементов по минутам программы представлено на рис. 90. Энергичные разбеги, поддержки, раздельные прыжки, тодесы, комбинации шагов вызывают значительное учащение пульса и дыхания, тогда как совместные и раздельные вращения и прыжки во вращение могут быть использованы как своеобразная передышка.

Рис. 90. Распределение элементов по минутам программы и их последовательность у сильнейших пар страны и мира в сезоне 1982г.

Следует учитывать соотношение скоростей, на которых выполняется тот или иной элемент, чтобы использовать остаточную скорость для выполнения последующего разбега. Например, в большинстве случаев нерационально после поддержки гасить остаточную скорость, чтобы выполнить раздельное вращение, и практически с места снова разбегаться, чтобы выполнить раздельный прыжок. Лучше остаточный ход после поддержки усилить разбегом на раздельный прыжок, а раздельное вращение сделать после прыжка.

МЕТОДИКА СОСТАВЛЕНИЯ ПРОГРАММ

Подготовительная работа по составлению программы начинается с ознакомления с правилами соревнований, разъяснениями к правилам и методическим пособиям по судейству. По этим документам тренер определяет требования к программе и ее элементам, которые подлежат строгому соблюдению, и выбирает направление, по которому пойдет его творчество при составлении программы. Это в основном музыкальное сопровождение, хореографическое оформление, размещение элементов по площадке, их последовательность, положения тел, подходы и выходы из элементов.

Целесообразно просмотреть киноматериалы и видеофильмы программ предыдущих сезонов, чтобы ознакомиться с опытом создания композиций и позаимствовать оригинальные моменты, которые могут получить развитие.

Хорошо, если тренер и спортсмен ведут картотеку по основным разделам: музыкальному сопровождению, размещению программы по площадке, последовательности элементов, вариантам исполнения, описанию комбинаций шагов. Таким образом накапливается материал по композиции короткой и произвольной программ на протяжении текущего сезона и для будущих программ.

Тренер записывает варианты подходов, выходов, нестандартных движений, подмеченных у других участников, придуманных самим, позаимствованных из других видов спорта и т. д. Таким образом накапливается материал о последовательности элементов, стиле, музыкальном сопровождении, вариантах стартовых и финальных поз. Заметки по элементам должны быть краткими. Можно использовать сокращения и условные обозначения, схемы и рисунки. Так как группы элементов периодически повторяются, записи с заметками по композиции необходимо сохранять и из года в год пополнять, чтобы использовать при составлении программ, включающих эти повторяющиеся элементы.

Непосредственная подготовка к созданию программы начинается с составления комбинаций. Комбинации формируют в конце сезона (в апреле-мае), что позволяет ускорить усвоение элементов в заранее подготовленных комбинациях, которые в дальнейшем будут включены в программу целиком или в слегка измененном виде. При составлении тренировочных комбинаций тренер стремится к тому, чтобы они способствовали качественному выполнению элементов.

Подбор музыкального сопровождения программы ведется на протяжении сезона, предшествующего началу составления программы. Тренер, хореограф и спортсмен прослушивают пластинки, музыкальные передачи по радио, телевидению и т. д. и записывают названия музыкальных произведений, которые могут подойти для программ. Большим подспорьем в работе служит личная фонотека и дискотека тренера. Желательно уже в мае выбрать музыкальный материал, из которого в дальнейшем будет скомпоновано музыкальное сопровождение программы.

При первоначальной «примерке» элементов к музыкальному материалу необходимо расположить их в последовательности, соответствующей тактическому замыслу тренера или спортсменов. Если музыкальный материал по длительности или последовательности не совпадает с расположением элементов, приходится изменять композицию или делать купюры в музыке. Здесь обязательно нужна помощь музыкального редактора.

Далее на льду проводят опробование заранее составленных комбинаций под выбранное музыкальное сопровождение. При этом фигуристы должны выполнять элемент с оптимальной скоростью, с количеством оборотов, требуемых правилами соревнований. Только тогда удастся сопоставить характер музыки с характером выполняемого элемента и реально определить время (число музыкальных тактов), необходимое для выполнения элементов и связок между ними.

На листе бумаги составляют ориентировочную схему размещения программы на площадке и приблизительный путь передвижения фигуристов от одного элемента к другому, т. е. рисунок композиции. На схему целесообразно наносить рисунки разбегов, необходимых для удобного и четкого выполнения элемента. Не следует ради композиционной новизны жертвовать качеством выполнения элемента и разбега.

При многократном повторении комбинации определяется точное место элемента на площадке. Например, спортсмен принимает стартовую позу на пересечении продольной оси катка с синей линией разметки; выезд из прыжка начинает на расстоянии около 2 м от синей линии, выезд из спирали — в 5 м от судейского борта и т. д.

Когда составление программы вчерне завершено, необходимо несколько раз прокатать ее целиком, чтобы выяснить, успевают ли фигуристы выполнить элементы и связки в соответствии с акцентами музыкального сопровождения, размещаются ли элементы на запланированных местах площадки и т. д. Совершенствуют композицию за счет изменения шагов, связок, направления перемещений, смещения некоторых элементов по площадке.

В работе над составлением произвольных и коротких программ, оригинального и произвольного танцев оптимальные результаты дает совместная работа тренера, хореографа и спортсмена. Ведущая роль, конечно, остается за тренером. Он подбирает элементы, создает из них комбинации, следит, чтобы составленные фрагменты отвечали тактическим требованиям, соответствовали физическим возможностям спортсмена, сложные фигуры располагались в тех местах программы и выполнялись, в те моменты, когда спортсмен находится в состоянии наилучшей готовности.

Задача хореографа — найти композиционное решение фрагментов, наиболее точно отражающее характер музыки, следить, чтобы вся программа была выдержана в едином стиле, отбирать необходимые позы и жесты, контролировать художественную сторону программы.

Фигурист в этом творческом процессе тоже играет активную роль. Прежде всего он предлагает новые, наиболее соответствующие его духу и возможностям варианты, уточняет предложенные, проверяет возможность их выполнения. Чем выше мастерство фигуриста, тем в большей степени он определяет смысл программы.

Несмотря на отмеченное распределение функций тренера, хореографа и спортсмена, создание наиболее удачных программ чаще всего происходит совместно, в творческом единстве.

Источник: www.tulup.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru