Доклад на тему: «Преемственность в обучении между начальным и средним звеном в условиях ФГОС».
Доклад на тему: «Преемственность в обучении между
начальным и средним звеном в условиях ФГОС».
Многому я научился у своих товарищей,
Ещё больше – у своих родителей,
Но более всего – у своих учителей!
Все дети – разные, требуют учитывать их интересы, возможности, степень восприятия, психологические особенности, здоровьесберегающие моменты, согласовывать действия взрослых, учителей. Это возможно, если создана в ОУ система преемственности, которой посвящен мой доклад.
ФГОС Стандарт – это средство обеспечения стабильности качества образования, его постоянного развития.
В основе ФГОС лежит принцип: Единство преемственности основных образовательных программ начального общего, среднего образования и духовно-нравственного развития и воспитания учащихся.
В настоящее время на рынке труда успешно может конкурировать тот, кто не просто имеет хорошую профессиональную подготовку, но и обладает способностью приспосабливаться к постоянно меняющимся условиям жизни. Следовательно, умение адаптироваться является важным для каждого человека.
Преемственность дошкольного и начального общего образования
Сегодня мы говорим об адаптации детей в школе.
И у первоклассников, и у пятиклассников, и у десятиклассников изменилось социальное окружение (новый состав в 1 классе, новые учителя в 5 классе) и система деятельности (новая учебная ситуация новой ступени образования).
Ребёнок переживает дискомфорт прежде всего из-за неопределённости представлений о требованиях учителей, об особенностях и условиях обучения, о ценностях и нормах поведения в коллективе.
Это состояние можно назвать состоянием внутренней напряжённости. Такое психологическое напряжение, будучи достаточно длительным, может привести к школьной дезадаптации: ребенок становится недисциплинированным, невнимательным, безответственным, отстаёт в учёбе, быстро утомляется и просто не хочет идти в школу.
Что же надо делать? Чем мы можем помочь ребёнку? Что в наших силах?
Для этого надо хорошо разбираться педагогам в вопросе преемственности.
Под преемственностью понимается последовательный переход от одной ступени образования к другой, выражающийся в сохранении и постепенном изменении содержания, форм, методов, технологий обучения и воспитания.
«…главная задача начальных классов – это научить ребенка учиться. Научить пользоваться тем инструментом, без которого ему с каждым годом все труднее и труднее овладевать знаниями, без которого он становится неуспевающим и неспособным. Вот здесь и возникает разрыв между начальными классами и дальнейшими ступенями обучения.
В начальных классах мы очень робко и несмело даем в руки ребенку инструмент, без совершенного владения которым невозможно представить его интеллектуальную жизнь, его всестороннее развитие. А потом в средних классах учителя требуют, чтобы инструмент этот в руках ребенка действовал быстро и безотказно. Учитель даже не интересуется, в каком состоянии этот инструмент, забывает, что его постоянно надо налаживать, не видит, что зачастую индивидуальный инструмент в руках ребенка сломался и только поэтому ребенок не может дальше учиться». В.А. Сухомлинский, книга «Разговор с молодым директором школы»
Бинарный урок: обеспечение преемственности начального и общего образования | Видеолекции | Инфоурок
Я.А.Коменский в своих работах указывал на необходимость того, чтобы «…последующее всегда основывалось на предшествующем, предшествующее укреплялось последующим».
В 1 класс школы приходит «РЕБЁНОК – будущий УЧЕНИК»:
Обучая младшего школьника, мы должны хорошо понимать, что ребёнок этого возраста «учится не глазами, не ушами, а учится руками», т.е. младший школьник учится только тогда, когда у него заняты руки .
Значит, большое значение в учебной деятельности детей в начальных классах должно отводиться работе с моделями (моделирование).
После окончания начальных классов у учеников:
Сформирован устойчивый познавательный интерес (учится работать, для него важно – как организовать процесс обучения)
Выпускник – ученик 4 класса способен планировать свои действия при решении сложившейся ситуации.
Сформированы навыки учебной коммуникации ( какую цель преследую при выполнении работы)
В итоге – сформирована модель – готовность к ведению учебной деятельности, получению новых знаний.
Сформированы навыки исследовательской деятельности ( дополнительная литература, поиск, анализ материалов учебника, умение объяснять своему товарищу, одним словом – первые шаги к самостоятельности)
Коммуникативные отношения – референт (докладчик, консультант) в группах, ролевые игры на уроке, отношение к товарищу как к личности.
В результате – сформировано целеполагание (процесс согласования двух субъектов деятельности: учитель – ученик).
А в старших классах должна быть сформирована:
Таким образом, получили схему, в которой представлено для каждой ступени обучения, кто к нам пришёл (в 1, 5, 10 классы) и с чем пришёл.
Остановимся более подробно на преемственности между первой и второй ступенями обучения, выделим цели и результаты образования.
современной школе приоритетной целью образования становится развитие личности, готовой к правильному взаимодействию с окружающим миром, к самообразованию и саморазвитию. Эта общая цель конкретизируется на каждом этапе обучения с учётом его своеобразия и самоценности.
На каждом этапе обучения ученик получил определенный багаж знаний и готов идти с ним дальше. В чём выражается его готовность?
Психологическая готовность ( мотивация, возрастные особенности ребёнка).
«Педагогическая база» – минимум знаний, сформированность общеучебных умений и навыков, умение работать в составе класса (группы).
Обеспечение преемственности в развитии общеучебных умений, навыков и способов деятельности необходимо не только сохранить и поддержать, но и развивать такие способы и формы организации образовательного процесса начальной школы, которые типичны и традиционны в основной школе, но и поиск новых форм организации учебного процесса и взаимодействия, позволяющих решать задачи развития учащихся, учитывая их критической возрастной этап. Создание эмоциональной обстановки в классе, близкой к начальной школе ( доверительность, искренность, мягкость, оптимизм, создание ситуации комфорта)
Традиционно в каждой школе ежегодно рассматриваются вопросы преемственности. Проблема стоит остро, «круглые столы или консилиумы» проходят всегда шумно. Учителя начальных классов – волнуются, учителя – предметники – предъявляют претензии, что дети плохо подготовлены к 5 классу. Это, конечно, естественно.
Причиной такой бурной дискуссии как раз и является адаптационный период младших подростков к обучению в среднем звене школы, потом всё выравнивается, ученики 5 – х классов привыкают к новым учителям, к новым требованиям. Чтобы адаптационный период для учащихся проходил спокойно, безболезненно следует планировать и проводить разнообразные мероприятия по преемственности.
Выделяем основные этапы:
Информационно- методическое обеспечение
Работа с учащимися
Работа с родителями
Остановимся кратко на этапах:
Организационная работа : собеседования с педагогами и классными руководителями, уточнение и коррекция списков учащихся 5-х классов.
Знакомство с семьей и условиями быта учащихся. Составление социального паспорта. Портфолио. Знакомство с рекомендациями психолога.
Изучение медкарт, оценка состояния здоровья и физического развития обучающихся. Организация взаимопосещения уроков 4-х классов. Комплексная диагностика учащихся 5-х классов. Выявление индивидуальных особенностей, склонностей, интересов учащихся 5-х классов.
Формирование групп дезадаптированных пятиклассников. Организация для них занятий. Предварительная расстановка педагогических кадров в будущих 5-х классов.
2. Информационно-методическое обеспечение . Изучение нормативных документов по организации учебно-воспитательного процесса в 5классах. Заседание методического совета школы по коррекции и утверждению плана работы по преемственности между начальным и основным общим образованием на учебный год.
Составление материалов для проведения административных контрольных работ, подбор тестов для проверки техники чтения.
Классно-обобщающий контроль 5 – х классов.
Психолого-педагогический консилиум по 5 – м классам.
Диагностика адаптационных процессов у учащихся 5-х классов.
Малый педсовет «Создание условий успешной адаптации учащихся в 5-х классах».
Формирование портфолио учащихся 5-х классов.
Посещение уроков в 4 классах.
Диагностика готовности учащихся начальных классов к переходу в среднее звено.
Совещание при директоре «Подведение итогов работы по преемственности между начальным и основным общим образованием за текущий год».
3. Работа с учащимися .
Проведение праздника посвящения в пятиклассники «Здравствуй, 5 класс!»
Линейка для учащихся по вопросу соблюдения правил поведения.
Анкетирование пятиклассников по адаптации к новым условиям учёбы.
Диагностика особенностей школьной адаптации учащихся 5 класса.
Работа с одаренными детьми «Растим хорошистов».
Групповые и индивидуальные занятия с учащимися «группы риска».
Собеседования со слабоуспевающими учащимися.
Итоговые линейки по окончании триместров.
В течение учебного года проводятся обязательно мероприятия в 4 классах:
Диагностика, классные собрания, выпускные праздники.
4 .Работа с родителями .
«Адаптация 5 класс»
«Подготовка к переходу в 5 класс»
«Итоги комплексной диагностики адаптации 5 класс»
«С участием учителей среднего звена»
Консультации для родителей.
Родительский лекторий «Поддержка в семье».
Индивидуальное собеседование с родителями «трудных» учащихся.
5. Контрол ь.
Планы воспитательной работы.
Посещение внеклассных мероприятий.
Выявление и предотвращение перегрузки учащихся домашними заданиями.
Проверка качества усвоения учебного материала.
Проверка ведения дневников.
Проверка ведения классных журналов.
Посещение уроков и внеклассных мероприятий.
Контроль за выполнением учебных программ.
Реализация программы базируется на следующих принципах:
программно – целевой подход, который предполагает единую систему планирования и своевременное внесение коррективов в планы;
обеспеченность участников образовательного процесса информацией о ходе реализации преемственности; включение в решение задач преемственности всех субъектов образовательного процесса.
Таким образом, преемственность в образовании носит многофункциональный характер, и в зависимости от её содержания и характера проявления может выступать в качестве принципа, условия, фактора, требования.
Переход в пятый класс – это своеобразное испытание и не только для школьников, но и для педагогов. Классному руководителю необходимо за короткое время узнать детей и их семьи, научиться эффективно управлять деятельностью учащихся, быть их проводником и наставником. Учителю начальных классов предстоит доказать, что он хорошо подготовил школьников к обучению в среднем звене и вооружил их всеми необходимыми знаниями, навыками, как учебными, так и общеучебными.
«Чем легче учителю учить, тем труднее ученикам учиться. Чем труднее учителю, тем легче ученику. Чем больше будет учитель сам учиться, обдумывать каждый урок и соизмерять с силами ученика, чем больше будет следить за ходом мысли ученика, чем больше вызывать на ответы и вопросы, тем легче будет учиться ученик».
Доклад на тему: «Преемственность в обучении между начальным и средним звеном в условиях ФГОС». Шамыков Александр Яковлевич
- ← Развлечение “День мамы” 2 младшая группа. Морозова Светлана Юрьевна
- “Изучение теплопроводности различных видов текстильных материалов” Коваленко Максим →
Источник: xn--80aakcbevmvw9p.xn--p1ai
ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ УРОВНЕЙ ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ ФГОС Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»
В данной статье рассмотрена преемственность образования как важнейшая составляющая в образовательной действительности, смысл которой состоит в создании системы отношений между уровнем начального и основного общего образования в реализации ФГОС .
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Федотова Л.Е.
Теоретические аспекты обеспечения преемственности дошкольного и начального общего образования в рамках физического воспитания
ПРОБЛЕМЫ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ ДОШКОЛЬНОГО И НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ ИХ СТАНДАРТИЗАЦИИ И ВАРИАТИВНОСТИ
Актуальные проблемы реализации ФГОС до на современном этапе
Государственная политика в области дошкольного образования в России в период 1984-2015 гг
Этноориетированная основа преемственности дошкольного и начального образования
i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
RELATIVITY OF EDUCATION LEVELS IN THE CONDITIONS OF THE GEF
This article examines the continuity of education as the most important component in educational reality, the meaning of which is to create a system of relations between the level of primary and basic general education in the implementation of the Federal State Educational Standard.
Текст научной работы на тему «ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ УРОВНЕЙ ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ ФГОС»
подлинной языковой среды.
1. Абаимова Т.В. Использование информационных технологий в процессе обучения английскому языку на начальном этапе // Английский язык в школе. -2012. — № 4. — С. 44 — 49.
2. Каспин И. В. Сегаль М. М.. Новые технологии в обучении иностранным языкам http : //linguact.hyperlink.ru/articles/kaspinandsegal .html
3. Рогова Г.В. Письмо в обучении иностранному языку // Иностранные языки в школе. — 2003. — № 6. — С. 18 — 36.
4. Сотникова Е.Ю. Технология использования Интернет-поисковых систем для изучения иностранного языка // Английский язык в школе. — 2011. — № 1. -С. 5
ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ УРОВНЕЙ ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ ФГОС
ГБОУ школа № 573.Санкт-Петербург, Российская Федерация
Аннотация. В данной статье рассмотрена преемственность образования как важнейшая составляющая в образовательной действительности, смысл которой состоит в создании системы отношений между уровнем начального и основного общего образования в реализации ФГОС. Ключевые слова: образование, преемственность, ФГОС.
Abstract. L.T. Fedotova Relativity of education levels in the conditions of the GEF. This article examines the continuity of education as the most important component in educational reality, the meaning of which is to create a system of relations between the level of primary and basic general education in the implementation of the Federal State Educational Standard.
Key words: education, continuity, federal state educational standart.
Главным направлением становления и развития современного образования является переход на новые федеральные государственные образовательные
стандарты (ФГОС). Основная задача которых — создать социально-педагогическую среду, которая будет способствовать формированию и развитию детей, реализовать социально-образовательные проекты, культурно-образовательные инициативы. Преемственность ФГОС начального общего образования и ФГОС основного общего образования предусматривает преемственность в достижении новых образовательных результатов, преемственность требований к структуре основных образовательных программ начального и основного общего образования, преемственность сопровождения педагога в переходе на федеральные государственные стандарты нового поколения.
В связи с последними тенденциями модернизации системы дошкольного образования и нового Закона «Об образовании» возникла необходимость пересмотра целей, задач и содержания воспитательно-образовательной деятельности. Согласно новому Закону «Об образовании» дошкольное образование впервые получило статус первого уровня общего образования в России.
Это та ступень образования, которая закладывает основы личности и интеллектуального развития подрастающего поколения россиян. Вместе с тем одной из задач «Федерального государственного стандарта дошкольного образования» является обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней (преемственность основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования). Также сегодня важнейшим приоритетом образования в России, является обеспечение КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ. Чтобы достичь качества, должны быть созданы условия. Приоритетным условием достижения такого качества является обеспеченность непрерывности образования.
Преемственность в образовании — новое понятие. До недавнего времени речь шла о преемственности в обучении. Для начала выделим понятие «преемственность».
Преемственность в образовании — это система связей, которая обеспечивает взаимодействие основных задач, содержания и методов обучения и воспитания для создания единого непрерывного образовательного процесса на смежных этапах становления и развития ребенка.
Условием для реализации принципа преемственности образования на
разных уровнях в ФГОС начального образования является системно-
деятельностный подход как механизм достижения цели и основного результата
образования — становления будущей личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных понятий, познания и освоения мира.
На современном этапе преемственность в обучении рассматривается как одно из условий постоянного образования обучающегося и предусматривает реализацию основных видов преемственности, таких как
— целевая преемственность — это согласованность целей и задач воспитания и обучения на отдельных уровнях становления и развития ученика;
— содержательная преемственность — это объединение содержания, повторения, разработки единых курсов постижения и изучения отдельных учебных программ;
— психологическая преемственность — это совершенствование форм организации учебной деятельности и способов обучения с учетом общих возрастных особенностей каждого ученика;
— административная преемственность — это отработанная нормативно-правовая база образовательного учреждения;
— технологическая преемственность — это преемственность форм, средств, приемов и методов воспитания и обучения, а также создание новых методик, технологий, разработка общих подходов к организации образовательной деятельности на всех ее уровнях.
ФГОС создает основу для перехода от «школы знаний» к «школе деятельности». «Школа деятельности» на разных уровнях характеризуется тем, что:
— дошкольный этап образования позволяет сформировать подготовительные интересы к обучению;
— начальная школа дает первичные навыки самостоятельного поиска знаний;
— основная школа развивает самостоятельность в использовании знаний и навыков при решении конкретных задач, развивает первичные навыки целеполагания и рефлексии;
— старшая школа закрепляет навыки и способности к самостоятельному целеполаганию, выбору инструментария и средств достижения поставленной цели, способствует закреплению навыков применения полученных знаний в учебной, проектной и учебно-исследовательской деятельности на предпрофессиональном уровне;
— профессиональный уровень позволяет закреплять навыки и способности
к самостоятельному развитию и обучению, способствует закреплению
способностей применения полученных знаний.
Основа преемственности в условиях ФГОС в начальной школе призвана помочь учащимся в полной мере проявлять свои способности, развить инициативу, самостоятельность, творческий потенциал. Успешность реализации этих задач во многом зависит от сформированности у детей познавательных интересов в детском саду. И дает возможность развивать самостоятельность в использовании знаний в общей школе [22,23].
Интерес ребенка к обучению — это его память, внимание, мышление. Развитие познавательного интереса ребенка решается средствами преемственности на разных уровнях обучения. Ребенка необходимо научить думать, пояснять получаемые итоги, сопоставлять, высказывать предположения, проверять, правильны ли они, наблюдать, обобщать и делать выводы.
С введением ФГОС принципиально изменились ориентиры современной школы, основная задача которой сегодня — это развитие надпредметных навыков, универсальных учебных действий, позволяющих перевести учащегося в режим саморазвития. Под результатами образования понимаются не столько предметные знания, сколько умения применять эти знания в практической деятельности.
Проблема преемственности и взаимосвязи в обучении и воспитании многозначна. Преемственность как дидактическая категория явилась объектом исследования различных ученых (Ю. К. Бабанский, Ш. И. Ганелин, Б. С. Гершунский, С. М. Годник, В. В. Давыдов, М. А. Данилов, Л. В. Занков, В. К. Кудрявцев, Э. М. Кузьмина, В. Н. Максимова, В. Э. Татарин, Д. П. Эльконин и
На современном этапе преемственность между дошкольным и младшим школьным возрастом — одно из условий непрерывного образования ребенка и определяется степенью его готовности самостоятельно добывать и применять знания. Преемственность — объективная необходимая связь между новым и старым в процессе развития.
Таким образом, под преемственностью в обучении мы будем понимать связь между этапами в процессе обучения и развития. Связь, когда достигнутый уровень интеллектуального развития является источником формирования всякого возрастного новообразования, а становление новообразования прочно базируется на достигнутом уровне развития. Преемственность позволяет понять особенности и возможности плавного, не травмирующего психику ребенка, перехода от одной ступени к другой.
1. Ананьев Б. Г. Преемственность в обучении. — М.; АРКТИ, 2007. Дронова Т. Н. Из ДОУ в школу. — М.; Линка — Пресс,2014.
2. Васильев Ю.В., Педагогическое управление в школе. — М.: Высшая школа, 1990.
3. Давыдов В.В. Развивающее образование теоретические основания преемственности дошкольной и начальной школьной ступеней / В.В. Давыдов, Кудрявцев В.Т. // Вопросы психологии. 1997. № 1.
4. Концепция непрерывного образования (Утверждена 17.06. 2003 г. ФКС МО РФ)
5. Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено) утверждена Федеральным координационным советом по общему образованию Министерства образования РФ 17.06.2003
6. Майер А. А., Тимофеева Л. Л. Условия и основания преемственности дошкольного и начального общего образования в контексте стандартизации // Управление ДОУ — 2015. — 141 с.
7. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа». Утверждено приказом от 04 февраля 2010 г., Пр-271.
8. Федеральный государственный образовательный стандарт (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897, зарегистрирован Минюстом России 01 февраля 2011 года, регистрационный номер 19644)
9. Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) начального общего образования
10. Чащина О. Ю., Аллерборн С. Н. Преемственность уровней
дошкольного и начального общего образования в рамках ФГОС // Молодой ученый. — 2015. — №21. — С. 842-844.
Источник: cyberleninka.ru
Методы достижения преемственности между образовательными программами начального общего и основного общего образования.
В современных условиях общественного развития первостепенное значение приобретает качественное обновление системы образования как основного источника приумножения культурного богатства России. Коренные изменения в образовании, безусловно, требуют радикальных изменений и в сфере ПЕРЕХОДНЫХ процессов – из начальной школы в среднее звено.
Преемственность предполагает принятие общей для всех ступеней обучения основной идеи образования, методов, организационных форм обучения и воспитания, методики определения результативности. В этом смысле образование можно определить, как институт воспроизводства духовных структур общества, находящийся в определенных отношениях с другими институтами. Специфика института образования состоит в том, что он «обеспечивает персональную трансляцию духовных ценностей от одного поколения и педагогически гарантированное их воспроизводство в другом, как потребителе и будущем пользователе культурными достижениями предыдущего поколения». Отсюда разработка стратегической линии развития системы образования обусловлена общей целью и законами развития общества.
Преемственность между образовательными программами начального общего, основного общего образования выражается:
а) в таком отборе материала для изучения, при котором бы учитывалось общее развитие учащихся, их подготовленность по предмету в целом и конкретные знания и навыки по отдельным частным вопросам программы, доступность этого материала для сознательного усвоения учащимся;
б) в таком построении занятий по предметам (в методическом отношении), чтобы формы и методы работы, примеры и упражнения, язык учителя, способы объяснения нового не очень резко (особенно на первых порах) расходились бы с теми, к каким привыкли учащиеся, и чтобы был обеспечен постепенный переход к новым, более сложным для учащихся формам работы.
При этом стараюсь отслеживать связь между отдельными частями учебных предметов по содержанию, связь между методами, приемами и формами учебной работы на разных ступенях обучения, опираюсь на предшествующие знания, умения и навыки при изучении нового и подготовки к последующему освоению предмета, осуществляю межпредметные связи; развиваю личностный потенциал учащихся, заложенный в начальной школе, через продуктивную образовательную деятельность на следующей ступени образования. Этот процесс предполагает подчинение стихийного развития сознательному контролю, создание условий для достижения поставленной цели.
Источник: xn--j1ahfl.xn--p1ai