Модульная система – 5/1, пять недель дети учатся, одну отдыхают; традиционная – обучение по четвертям.
Образование Школа +3
Любовь Кобцева
28 октября 2022 ·
Центр развития компетенций «Аттестатика» проводит олимпиады, конкурсы и курсы для. · 4 нояб 2022 · attestatika.ru
Модульная система обучения была разработана на основе триместровой: три учебных месяца были разбиты пополам, получилось шесть полуинтервалов – пять учебных недель и одна неделя каникул. Хотя итоговые оценки все равно выставляют в конце триместра, а не модуля.
Считается, что такая система – менее загруженная, нежели традиционная четвертная.
Система оценивания и процесс учебы также отличаются от классических. Им свойственен индивидуальный подход к освоению материала, ученику дают возможность в своем темпе проходить программу.
В задачу педагога входит организация процесса обучения и мотивация. Он направляет, ставит задачи для самостоятельной работы. Ученик снабжается всеми материалами, списком литературы и сам регулирует процесс.
Модульные программы обучения
Плюсы модульной системы для учеников:
- большее количество каникулярного времени (как правило, это 5 каникул в течение учебного года + летние);
- короткие интервалы учебных периодов (по 5 недель);
- уменьшение нагрузки;
- снижение заболеваемости;
- ученик занимается исключительно в своем темпе;
- оценка знаний по итогам проделанной работы (конкретное количество баллов, которое исключает субъективное отношение преподавателя).
Минусы модульной системы для учеников:
- иногда учебные интервалы то сокращаются до четырех, то увеличиваются до шести (а иногда даже семи) недель;
- уходя на промежуточные каникулы, дети не закрывают модули, что не дает полноценно расслабиться и забыть о школе;
- некоторым детям сложно влиться в учебный процесс после каникул;
- несовпадение времени каникул в общеобразовательной и специальных школах (музыкальной, спортивной и т.д.);
- высокий уровень самоорганизации и индивидуальной работы.
Плюсы модульной системы для учителей:
- по количеству дней учебный год не сокращается, а перераспределяется, следовательно, программу, несмотря на большее число каникул, школьники успеют пройти в полном объеме;
- ученики получают по оценке за каждый триместр, их легче привести к одной итоговой, чем четыре четвертных или две, полученные за полугодие;
- болезни не мешают учебному процессу, потому что пик заболеваемости приходится на конец февраля, когда у школьников каникулы;
- в задачу учителя входит мотивация школьника к самостоятельной работе;
- учитель становится консультантом, говорит, где найти ответ на вопрос вместо объяснения темы;
- возможность адаптировать учебный материал под педагогические цели.
Минусы модульной системы для учителей:
- детям в средней и старшей школе из-за таких частых каникул сложнее настроиться на учебный процесс, соответственно, страдает качество обучения;
- возможны случаи неудачного подбора материала в рамках одного модуля;
- временные затраты на подготовку модульных программ и материалов.
Деление общеобразовательного цикла в школе по четвертям – традиционная форма получения знаний в нашей стране. Занимаясь по такой системе, дети отдыхают 4 раза в год: 1 неделю осенью, 2 – зимой, 1 – весной и 3 месяца летом.
Выпуск 1. Модульные тесты — что такое модульные тесты и для чего.
Из преимуществ такой системы можно отметить, во-первых, то, что родителям реже приходится искать, кто будет присматривать за ребенком, пока он не посещает в школу. Во-вторых, школьники успевают за четверть достаточно утомиться, а после отдыха легче включаются в учебный процесс.
Основной недостаток четвертной системы – разная продолжительность четвертей. Вторая и четвертая четверти значительно короче третьей. Это не позволяет равномерно распределить учебную нагрузку в течение года.
Плюсы традиционной системы для учеников:
- четвертная система совпадает с праздниками (ноябрь и январь) – родители и дети отдыхают в одно время;
- каникулы совпадают с каникулами в спортивных школах и школах искусств;
- каникулы связаны с окончанием четверти, следовательно, у детей появляется ощущение завершенности: все контрольные написаны, итоговые оценки стоят в дневнике;
- не нужно ходить в школу в дни отдыха, чтобы «закрывать» двойки;
- системность обучения, меньше самостоятельной работы (по сравнению с модульным обучением).
Минусы традиционной системы для учеников:
- период учебы меньше, можно не успеть получить нужное количество оценок для аттестации;
- дети устают к концу каждого этапа, особенно это касается 3 четверти, которая длится больше 2 месяцев;
- повышенная утомляемость приводит к повышению заболеваемости;
- четвертная система не учитывает индивидуальные особенности учащихся в плане скорости усвоения материала.
Плюсы традиционной системы для учителей:
- меньшие временные затраты на подготовку к уроку;
- возможность составить программу обучения на год;
- фронтальная форма обучения позволяет преподавать учебный материал большому количеству детей сразу;
- нет необходимости адаптировать учебный материал под индивидуальные особенности каждого учащегося.
Минусы традиционной системы для учителей:
- при четвертной системе учебный год состоит из 34 учебных недель, однако некоторые из них являются неполными в связи с праздничными датами, из-за чего возникает необходимость «гнать программу»;
- неравноценное количество дней в четвертях делает одни четверти – длиннее и труднее, а другие – легче и короче, следовательно, учителям непросто распределить нагрузку так, чтобы у всех детей получилось усвоить материал как следует;
- низкая активность и заинтересованность учащихся;
- возможность возникновения «спорной» годовой оценки.
Источник: yandex.ru
Модульное обучение — просто и быстро?
Это не набор просто кусочков, поставленных друг за другом.
Модульное обучение — это последовательность учебных объектов, которые взаимосвязаны между собой, у них есть определенная логика и они вместе составляют одно повествование. Это цепочка, которая ведет человека от модуля 1 к модулю n.
Чем отличается модульная программа обучения от электронного курса?
Представьте себе полнометражный фильм, который взяли и нарезали на фрагменты. Чем это отличается от сериала? У сериала есть “петля”: минисюжет внутри каждой серии. В случае с цельным курсом мы делаем один сценарий. В модульной программе мы делаем стержневой сценарий и дальше несколько сценариев под каждый модуль.
В чем преимущества модульного обучения?
Именно такая схема позволяет дольше удерживать внимание у людей.
Модульное обучение — это
Модульная система — один из самых эффективных подходов в обучении. Есть множество исследований, которые показали, что потеря вовлеченности чаще всего случается тогда, когда ученик вынужден резко из одной темы переключаться на другую.
1068 просмотров
Вспомним классическое обучение в школе. Такое, как было у нас с вами. В один день ученики проходят 5-6 дисциплин: математику, русский язык, физику, биологию и т.д.
При этом каждому ребенку требуется различный промежуток времени, чтобы включиться в работу. Кто-то понял тему сразу и уже в первые 20 минут урока тянет руку, а кто-то начал потихоньку разбираться и «созревать» только к концу занятия, но во время наибольшей активности его мозга прозвенел звонок. Ученики впопыхах собирают вещи и бегут на следующий урок с совершенно другой темой изучения. Мозг не успевает быстро переключаться между ними, информация не усваивается, снижается вовлеченность, а значит, эффективность всего процесса обучения начинает стремиться к нулю.
В высших учебных заведениях, конечно, дела обстоят чуть лучше — у студентов времени на изучение предмета чуть больше. Но при этом, опять же, если первой парой поставили математический анализ, не факт, что после него не последует философия.
Новый подход к образованию
Модульная система — это кардинально другой подход. Она дает намного больше времени для погружения в предмет. Дисциплине может быть выделен целый месяц, семестр или даже год. Тема рассматривается постепенно, с разных углов и ракурсов так, чтобы каждому было понятно. В рамках модуля, как правило, изучается только 2-3 взаимосвязанных предмета, что позволяет изучить их более качественно.
При обычной системе обучения все полученные знания складируются сначала в оперативную, затем в долгосрочную память в виде винегрета. Далее, контрольные работы или итоговые тесты начинают вызывать у учеников трудности: какую-то информацию удалось извлечь быстро, а часть ответов пришла в голову только после того, как вышли из кабинета и сдали полупустой листок.
Стандарты классических образовательных программ ориентированы на усреднённого ученика. Модульные курсы всегда предполагают индивидуальную траекторию обучения. Например, в занятия можно включить игровые механики, если это поможет лучше усвоить материал.
При модульном подходе исчезает потребность в частых повторениях пройденного материала. Происходит это потому, что знания подаются дозированно, без акцента на время. Учеников ничего не торопит, они познают дисциплину поэтапно, лучше запоминают информацию и легче применяют их на практике.
Виды модульных систем
Модульное обучение может быть представлено в двух вариантах: как погружение в один предмет или как изучение 2-3 взаимосвязанных.
При первом варианте выбирают один предмет и изучают только его. Способы могут быть разные: лекции, практические задания, обсуждения, ситуационные задачи, тесты и прочее. Заниматься по выбранной дисциплине можно от нескольких недель до года — все индивидуально и зависит от способностей каждого ученика и темпа, в котором ему комфортно усваивать знания. Еще этот метод часто называют «методом погружения», ведь у обучающегося появляется возможность изучать предмет настолько глубоко, насколько он сам этого захочет.
Второй вариант — метод взаимосвязанных предметов. При нем выбирают 1-3 близких предмета и изучают их параллельно. Например, в одной группе можно связать алгебру, геометрию и физику, а в другой — русский язык и литературу.
Во время обучения по модульному курсу показывается связь этих предметов. Хороший способ это продемонстрировать — изучить одну тему, но с разных сторон. Например, объяснить какое-либо физическое явление, которое мы можем наблюдать, а затем расписать его математическую формулу и объяснить влияние переменных на конечный результат.
После каждой темы — подведение итогов. Завершить изучение всех предметов можно объемным проектом, работа над которым объединяла бы весь пройденный материал.
Moodle и модульное обучение
Наш опыт работ показывает, что при переходе на модульное обучение, у многих компаний возникает сложность в доставке модулей в нужной последовательности и с необходимыми интервалами.
Дело в том, что не все LMS позволяют создавать модульную траекторию. Поэтому мы работаем с системой Moodle. Курсы в ней удобно делятся на блоки, после которых вы можете создать задания для контроля знаний. Далее система сама анализирует эффективность обучения и вовлеченность каждого пользователя, учитывая именно те критерии, которые вам необходимы.
С нашими кейсами по внедрению Moodle вы можете ознакомиться по ссылке.
Важно: если вы планируете запустить модульное обучение уже через несколько месяцев, позаботиться о создании курса нужно уже сейчас. Это поможет вам заранее выявить, какой функционал потребуется и сформировать четкое техническое задание для исполнителя.
А для тех, кто интересуется темой дистанционного обучения и хочет получать информацию об уникальных предложениях самыми первыми, у нас есть бесплатная рассылка. Чтобы подписаться, оставьте свой электронный адрес в специальном окне внизу сайта, будем вам рады!
Благодарим за внимание, до скорых встреч в наших следующих статьях,
Источник: vc.ru