Что значит методическое обеспечение программы

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кондратьева Татьяна Николаевна

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кондратьева Татьяна Николаевна

Подготовка будущих педагогов-психологов к деятельности в условиях инклюзивного образования

Дополнительная образовательная программа как источник развития профессиональных компетенций бакалавра психолого-педагогического направления

Подготовка педагогов дополнительного образования в области вокального исполнительства

Реализация вариативного модуля дополнительной профессиональной программы в развитии профессиональной компетентности обучающихся

Проектирование дополнительных профессиональных программ на основе профессионального стандарта педагога

i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODOLOGICAL SUPPORT FOR THE IMPLEMENTATION OF ADDITIONAL EDUCATION PROGRAMS

The article is devoted to the current problem of the implementation of additional education programs by teachers in preschool educational organizations. It reveals the content of the additional professional training program «Development of methodological support for the implementation of additional education programs for children», developed and tested on the basis of the Faculty of Pedagogical and Art Education of the Mordovian State Pedagogical University named after M.E. Evsevyev.

Обучение биологии по новому ФГОС СОО: учебно-методическое обеспечение

Текст научной работы на тему «МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

кандидат педагогических наук, доцент Кондратьева Татьяна Николаевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Мордовский государственный педагогический университет имени М.Е. Евсевьева» (г. Саранск)

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО

Ключевые слова: дополнительное образование, дополнительные образовательные услуги, педагоги, повышение квалификации.

Annotation. The article is devoted to the current problem of the implementation of additional education programs by teachers in preschool educational organizations. It reveals the content of the additional professional training program «Development of methodological support for the implementation of additional education programs for children», developed and tested on the basis of the Faculty of Pedagogical and Art Education of the Mordovian State Pedagogical University named after M.E. Evsevyev.

Keywords: additional education, additional educational services, teachers, professional development.

Исследование выполнено в рамках гранта на проведение научно-исследовательских работ по

приоритетным направлениям научной деятельности вузов-партнеров по сетевому взаимодействию (Башкирский государственный педагогический университет имени М. Акмуллы и Мордовский

20 ДОП Учебно методическое обеспечение

государственный педагогический университет им. М.Е. Евсевьева) по теме: «Разработка научно-методического обеспечения для реализации программ дополнительного образования детей»

Введение. На современном этапе система дополнительного образования предоставляет широкие возможности всем категориям детей и взрослых заниматься разными видами творческой деятельности: художественно-эстетической, физкультурно-оздоровительной, социально-педагогической, туристско-краеведческой, научно-технической, эколого-биологической и т.п. Дополнительное образование — это процесс и результат деятельности, направленной на усвоение системы знаний, умений и навыков посредством реализации дополнительных образовательных программ, которые находятся за гранями государственных образовательных стандартов.

Проблема дополнительного образования хорошо изучена и детально освещена в трудах Е.Е. Алексеевой (концепция дополнительного профессионального образования) [1], В.П. Голованова (современные реалии сферы дополнительного образования детей) [2], Т.Н. Гущиной, Н Г. Иобидзе, Т.М. Таловой (модель развития учреждения дополнительного образования детей) [3], Р.И.

Яфизова, Л. К. Ничипоренко, А.Н. Атарова, М.С. Новиков (перспективная Модель организации дополнительного образования для детей дошкольного возраста) [5] и многих других.

Образовательные учреждения, реализующие дополнительные образовательные программы, занимают в системе образовательного пространства важные позиции, поскольку предоставляют детям условия для раннего профессионального самоопределения, возможности свободного выбора образовательных областей с учетом индивидуальных особенностей и интересов личности ребенка, потребности семьи и общества. Об этом говорится в современной концепции модернизации дополнительного образования детей в Российской Федерации [4].

В области образования дополнительные образовательные услуги являются новым течением, которое придерживается принципов научной организации труда и предъявляет новые запросы к педагогам и руководителям образовательных организаций, поэтому так важно, чтобы дополнительные образовательные услуги имели четкую систему и отражали те направления работы, которые предполагает данная образовательная организация в целом или отдельно каждый педагог. Такой подход позволит подталкнуть педагогов к профессиональному росту, сформировать у них способности и склонности к определенному виду деятельности, а также пополнить материальную базу образовательной организации.

Изложение основного материала статьи. На базе факультета педагогического и художественного образования ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический университет имени М.Е. Евсевьева» были разработаны курсы повышения квалификации для педагогов ДОО «Разработка методического обеспечения для реализации программ дополнительного образования детей», целью которых является совершенствование профессиональной компетентности слушателей по разработке методической базы, обеспечивающей реализацию дополнительных образовательных программ.

Актуальность подобной программы продиктована необходимостью повышения профессиональной культуры и компетентности педагога дошкольного образования в области дополнительных образовательных услуг, его конкурентоспособности на рынке труда через использование инновационных технологий и методов обучения.

Задачами курса является получение слушателями теоретических и практических знаний о технологии и условиях реализации программ дополнительного образования; приобретение навыков учебно-тематического и календарно-тематического видов планирования; освоение умений в разработке методического обеспечения для реализации программы.

Своеобразие программы заключается в ее модульной структуре, компетентностном подходе к обучению, в возможности выстраивать индивидуальную траекторию для слушателя, использовании современных информационных образовательных ресурсов и технологий, создание комфортных условий для педагогов и обучающихся.

Структура дополнительной профессиональной программы повышения квалификации включает три модуля и компетентностно-ориентированные задания:

Модуль 1. Теоретические аспекты проблемы современного дополнительного образования. Модуль 2. Мониторинг качества реализации дополнительных общеобразовательных программ. Модуль 3. Прикладные аспекты программно-методического обеспечения проблемы дополнительного образования детей.

Тема | Вид учебного занятия | Содержание

Модуль 1. Теоретические аспекты проблемы современного дополнительного образования

Тема 1.1. Нормативно-правовое обеспечение. Лекция Общие положения и основные задачи по представлению платных дополнительных образовательных услуг. Права и обязанности заказчиков и исполнителей. Система предоставления платных и бесплатных услуг.

Перечень платных услуг. Комплектование групп.

Тема 1.2. Ведение документации, обеспечивающей реализацию дополнительной общеобразовательной программы. Самостоятельная работа Выполнение компетентностно-ориентированного задания № 1.

Модуль 2. Мониторинг качества реализации доппрограмм

Тема 2.1. Матрица диагностики образовательных результатов в дополнительном образовании. Лекция Мониторинг нормативной и правовой базы образовательного учреждения, потребностей учреждения, родителей, детей. Оценка усвоения детьми дополнительной программы. Результативность работы кружка.

Представление результатов работы родителям, педагогической общественности. Участие в различных видах конкурсов и т.п.

Самостоятельная работа Выполнение компетентностно-ориентированного задания № 2.

Тема 2.2. Организационно-педагогические условия реализации дополнительного образования детей. Лекция Маркетинговые исследования по изучению спроса на дополнительные платные образовательные услуги. Этапы работы по реализации программы. Создание условий по организации дополнительных образовательных услуг: повышение качества подготовленности педагогов и создание условий релизации услуг (санитарно-эпидимиологические условия, противопожарная безопасность и пр.).

Самостоятельная работа Выполнение компетентностно-ориентированного задания № 3.

Модуль 3. Прикладные аспекты программно-методического обеспечения проблемы дополнительного образования детей

Тема 3.1. Учебно-методический комплекс программы дополнительного образования. Лекция Пояснительная записка: актуальность, новизна, цели и задачи. Требования к уровню подготовки обучающихся. Структура рабочей программы. Оформление рабочей программы.

Ожидаемые результаты (предполагаемый результат). Содержание и методическое обеспечение программы.

Самостоятельная работа Выполнение компетентностно-ориентированного задания № 4.

Тема 3.2. Современные технологии реализации программ. Лекция Перечень разделов в программе и принципы размещения материала. Специфика распределения часов по темама и видам занятий. Подбор и сочетание нового материала с повторением и закреплением усвоенного.

Читайте также:
При обновлении версии программы возникла ошибка запись не верна

Методы и средства реализации программы.

Самостоятельная работа Выполнение компетентностно-ориентированного задания № 5.

Тема 3.3. Оценка достижений планируемых результатов. Самостоятельная работа Выполнение компетентностно-ориентированного задания № 6.

При изучении тем модулей используются разнообразные практико-ориентированные методы (диалог, презентация, творческие работы, проектирование, написание рецензии, тестирование, анкетирование, моделирование), направленные на активизацию познавательной деятельности слушателей и вооружение их оптимальными способами работы с детьми в современных образовательных учреждениях.

Особую роль играют деятельностно-ориентированные технологии обучения. Значительная часть теоретического материала слушателям предоставляется для самостоятельного изучения, используя информационные ресурсы Интернета (электронные ресурсы с видео- и аудиосопровождением, мультимедийные презентации).

Организация самостоятельной работы слушателей направлена на учебно-познавательную деятельность, которая моделирует процесс их самообразования. Освоению курса способствует выполнение слушателями компетентностно-ориентированные заданий:

1. Составить договор об оказании дополнительных услуг. Определить права и обязанности «заказчика» и «исполнителя».

2. Представить квалификационные требования, предъявляемые к педагогу дополнительного образования.

Проанализировать материально-техническую базу своего образовательного учреждения на наличие возможностей проведения дополнительных платных образовательных услуг.

Разработать план изучения спроса на услуги и рекламу дополнительной образовательной услуги.

1. Разработать пояснительную записку по выбранной программе: актуальность, новизна, цели и задачи, требования к уровню подготовки обучающихся.

2. Разработать учебно-тематический план программы по предложенной схеме.

№ занятия Раздел (тема) Часы

Всего теоретические занятия практические занятия

количество занятий минут

Разработать календарно-тематический план, используя современные методы и формы работы с детьми и родителями по предложенной схеме.

№ Название темы Содержание работы Метод обучения Форма работы Работа с родителями

1. Предложить варианты различных форм подведения итогов по реализации дополнительной образовательной программы с учетом выбранного направления.

2. Составить список литературы для педагогов и для детей и родителей по своей программе в соответствии с требованиями ГОСТ.

Материально-техническое обеспечение для проведение всех видов работ слушателей, предусмотренных учебно-тематическим планом, включает:

• учебные аудитории, оснащенные компьютерами, имеющими подключение к системе Интернет;

• мультимедийные средства поддержки обучения, адаптированные под современные форматы и требования;

• ресурсы для обучения людей с ограниченными возможностями;

• информационные базы общеразвивающего и профессионального профилей;

• информационно-поисковые системы библиотек.

Итоговая аттестация проходит в форме разработки презентации дополнительной общеобразовательной программы. Тематика направления программы выбирается по усмотрению слушателя. Желательно, чтобы педагоги представляли программу, которую реализуют или планируют реализовывать в педагогическом процессе образовательного учреждения, учитывая свои профессиональные интересы. Подготовленную презентацию программы необходимо защитить, т.е. представить к обсуждению преподавателю и другим слушателям. Оценивается не только представленная презентация, но способность слушателя отстоять выбранное направление, его актуальность, новизну и т.д.

Выводы. Итак, профессиональная программа повышения квалификации педагогов «Разработка методического обеспечения для реализации программ дополнительного образования детей» будет способствовать формированию конкурентоспособного специалиста дошкольного образования, способного грамотно составлять рабочую программу дополнительного образования, обеспечивать ее методически и профессионально реализовать на практике. Распределение ее на модули позволит сбалансировать нагрузку слушателей и последовательно, в доступной форме раскрыть методические основы профессиональной подготовки педагогов ДОО, реализующих программы в системе дополнительного образования.

1. Алексеева, Е.Е. Концепция дополнительного информационного образования учителя в системе дополнительного профессионального образования / Е.Е. Алексеева // Известия Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота: психолого-педагогические науки. — 2018. — № 2 (44). — С. 46-54.

2. Голованов, В.П. Развитие сферы дополнительного образования в современных условиях на основе акмеологического подхода / В.П. Голованов // Извести Саратовского университете. Новая серия. Серия: Акмеология образования.

Психология развития. — 2012. Т.1. — №3. — С. 68-71.

3. Гущина, Т.Н. Модель развития учреждения дополнительного образования детей за счет возможностей интеграции общего и дополнительного образования / Т.Н. Гущина, Н.Г. Иобидзе, Т.М. Талова // Ярославский педагогический вестник. — 2008. — № 3 (56). — С. 66-73.

4. Концепция развития дополнительного образования детей (Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 года N 1726-р) [Электронный ресурс]. — Режим доступа : https://docs.cntd.ru/document/420219217

5. Яфизова, Р.И. Перспективная Модель организации дополнительного образования для детей дошкольного возраста: опыт реализации / Р.И. Яфизова, Л.К. Ничипоренко, А.Н. Атарова, М.С. Новиков // Учёные записки ЗабГУ. Сер.

Педагогические науки. — 2018. — Т. 13, № 3. — С. 68-79.

кандидат педагогических наук, доцент Коновалова Наталья Александровна

Федеральное казенное образовательное учреждение высшего образования «Вологодский институт права и экономики Федеральной службы исполнения наказаний России» (г. Вологда)

СРЕДОВОЙ ПОДХОД В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ОТДЕЛЬНЫХ ДИСЦИПЛИН ПРЕДМЕТНОЙ

ОБЛАСТИ «СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА»

Аннотация. В статье рассматривается опыт применения средового подхода при изучении дисциплин предметной области «Социальная работа». Автор демонстрирует практическое применение основных положений средового подхода в процессе вузовского образования, выделяет основные требования к моделированию среды, способы упорядочения и направления влияний среды, описывает этапы ее формирования.

Ключевые слова: среда, средовой подход, информационное пространство, образовательный процесс, профессиональные компетенции, технологии обучения.

Annotation. The article considers the experience of using the environmental approach in the study of the disciplines of the subject area «Social Work». The author demonstrates the practical application of the main provisions of the environmental approach in the process of university education, identifies the main requirements for modeling the environment, describes the stages of the formation of the environment.

Keywords: environment, environmental approach, information space, educational process, professional competencies, learning technologies.

Введение. Внимание к вопросу организации среды в вузе связано с тем, что среда является средством формирования не только образа жизни обучающегося, но и средством развития его личности. Применение средового подхода в образовательном процессе вуза уместно, т.к. он может быть важным дополнением к существующему инструментарию учебной и воспитательной системы, а также способом организации среды вуза и оптимизации ее целенаправленного влияния на личность обучающегося.

Следует отметить, что в рамках данной статьи мы не ставим задачу описания и анализа среды вуза в целом, мы стремимся описать способы упорядочения и направления влияний среды, создаваемой в рамках отдельных дисциплин предметной области «Социальная работа».

Под средовым подходом мы понимаем систему взаимодействия участников образовательного процесса со средой, обеспечивающих ее превращение в средство достижения его (образовательного процесса) результата, т.е. формирование личности специалиста, не только компетентного в области социальной работы, но и обладающего необходимыми для данного вида деятельности качествами.

Средовой подход в рамках изучения отдельных дисциплин предметной области «Социальная работа» включает технологию осуществляемого через среду управления процессами формирования и развития необходимых профессиональных компетенций и личности будущего специалиста.

Изложение основного материала статьи. При формировании среды и упорядочения ее воздействий в рамках учебных занятий мы опирались на некоторые положения средового подхода [3]. Ниже приведем наиболее существенные для нашей работы.

Под средой мы понимаем все то, что окружает обучающегося в вузе (окружающие материальные и социально-бытовые условия, совокупность людей, связанных общностью этих условий, информационное пространство), а также выстроившуюся систему взаимоотношений обучающегося со всем, что его окружает [2, 6]. Взаимоотношения со средой предполагают наличие некоего диалога, обратной связи, реакции на окружающее. Нас не оставляют равнодушными и безучастными темы, которые обсуждают вокруг нас, цвет стен, громкость звука, качество видеоряда, стереотипы в отношении представителей некоторых профессий, температура в рабочих помещениях и проч.

Источник: cyberleninka.ru

Большая Энциклопедия Нефти и Газа

Методическое обеспечение представляет собой совокупность документов, устанавливающих состав, правила отбора и эксплуатации средств обеспечения автоматизированного проектирования, необходимых для его выполнения. Методическое обеспечение дополнительно разделяют на средства математического и лингвистического обеспечения. При этом математическое обеспечение, рассматриваемое как совокупность различных математических методов и алгоритмов, предназначается для выполнения преобразований описания объекта проектирования, а лингвистическое служит для представления полученных описаний. [2]

Читайте также:
Антивирусная программа dr web плюсы и минусы

Методическое обеспечение в целом нормирует деятельность пользователей в САПР при их взаимодействии с различными компонентами подсистемы. [3]

Методическое обеспечение является основным по отношению ко всем остальным. [4]

Методическое обеспечение представляет собой систему общих и частных методик проведения анализа. [5]

Методическое обеспечение каждой отдельной задачи первой очереди представлено в виде рабочей документации на задачу, содержащей описание метода решения данной задачи ( для задач, решаемых с применением экономико-математических моделей, описываются также соответствующие модели), алгоритма и схемы решения в виде последовательности процедур, составляющих процесс решения. Здесь же приводится характеристика входной и выходной информации и информационных связей данной задачи с другими задачами. [6]

Методическое обеспечение для определения тяжелых металлов на ПУ-1 разрабатывается ГХИ. [7]

Методическое обеспечение представляет собой совокупность документов, устанавливающих состав, правила отбора и эксплуатации средств, обеспечения автоматизированного проектирования, необходимых для его выполнения. Методическое обеспечение дополнительно разделяют на средства математического и лингвистического обеспечения. При этом математическое обеспечение, рассматриваемое как совокупность различных математических методов и алгоритмов, предназначается для выполнения преобразований описания объекта проектирования, а лингвистическое — служит для решения второй из названных задач, а именно для представления полученных описаний. [8]

Методическое обеспечение ориентировано на изучение методов построения пакетов прикладных программ, их структур, возможностей и способов работы с ними. В изучаемом курсе лекций и практических занятий используются известные пакеты прикладных программ, такие как Рго-2, Химкад, Химсис, PDP, задания студентам выдаются на примерах постановки задач для реальных технологических объектов. Так при работе с пакетом PDP f задания на проектирование включают: однократный испаритель или одна ректификационная колонна с различным число тарелок, или ректификационная колонна с двумя стриппинг секциями, или абсорбер, или три испарителя с двумя рециклами и т.п. При этом отрабатываются варианты самостоятельной подготовки исходных данных. [9]

Методическое обеспечение , являющееся результатом программы НИР в отрасли, состо ит из комплекса взаимосвязанных математических моделей технологических процессов при: строительстве скважин; процедур многовариантного выбора технико-технологических решений; стандартов и отраслевых нормативов; альбомов типовых решений. [10]

Методическое обеспечение содержит описание САПР, данные о составе комплекса средств и порядке их эксплуатации. Документы методического обеспечения имеют инструктивный характер. Совершенствование организации работ в области автоматизации проектирования направлено на создание типовых программно-методических комплектов в целях их широкого тиражирования. [12]

Методическое обеспечение представляет собой систему общих и частных методик проведения анализа. [13]

Методическое обеспечение составляет совокупность документов, в которых изложены теория, методы, приемы, математические модели, алгоритмы, алгоритмические языки для описания объектов и другие данные. [14]

Методическое обеспечение — совокупность документов, в которых отражены состав и порядок эксплуатации САПР, причем документы ( методики, организационные и директивные документы), относящиеся к процессу создания САПР, не входят в состав методического обеспечения. [15]

Источник: www.ngpedia.ru

Cпецифические особенности методического сопровождения и программно-методического обеспечения деятельности педагога в условиях создания новых мест дополнительного образования: от дополнительной общеразвивающей программы к учебно-методическому комплексу

Статья посвящена вопросам обновления методического сопровождения и программно-методического обеспечения дополнительного образования детей на современном этапе; раскрывается актуальность методического сопровождения и программно-методического обеспечения педагогов дополнительного образования, что способствует внедрению нового содержания, новых форм и технологий в практику работы с детьми. Материалы статьи помогут руководителям методических служб, методистам и педагогам определить приоритетные направления методической деятельности дополнительного образования детей.

Л.Н. Буйлова,
старший методист Управления дополнительных образовательных программ
ГБПОУ «Воробьевы горы»,
кандидат педагогических наук, доцент,
почетный работник общего образования РФ, Москва

В дополнительном образовании детей все стремительно меняется, идут процессы обновления всех компонентов этой системы, что повышает планку требований к педагогическим работникам. Именно поэтому педагогам нужно не только осознавать, что это масштабная и серьезная работа, но и важно:

  • понимать, что происходит, какие задачи надо решать, чтобы иметь возможность задать вопросы, возникающие при обновлении содержания, форм и технологий, при открытии новых мест дополнительного образования детей для реализации инновационных программ;
  • оперативно получить рекомендации по преодолению возможных трудностей, чтобы избежать ошибок;
  • оценить и распределить свои силы, чтобы участвовать в этой работе осознанно, понимая, что происходит,
  • главное подготовиться к этой работе, ведь происходящие процессы повышают требования к педагогическим работникам, которые на высоком уровне, комплексно и творчески должны решать сложные профессиональные задачи.

Инновационные процессы в сфере дополнительного образования детей стимулируют к обновлению и методическую деятельность, которая выделена в качестве приоритетного направления работы образовательных организаций и непрерывного повышения квалификации педагогических работников.

В этой связи проблемы методического сопровождения и программно-методического обеспечения деятельности педагога дополнительного образования являются особо актуальными и первоочередными, потому что только гибкая, мобильная, дифференцированная система профессиональной поддержки может помочь педагогу развивать новое педагогическое мышление, сформировать его готовность к повышению педагогического мастерства, возможности выбора педагогом индивидуальной траектории профессионального развития, к решению сложных задач в системе дополнительного образования детей [5].

Если говорить в целом о системе отечественного образования, то обращает на себя внимание то, что в настоящее время Министерство просвещения Российской Федерации настойчиво проводит линию срочного возрождения методической деятельности, потому что этого требуют новые вызовы, темпы изменений в профессиональной сфере, в навыках и запросах педагогов: одному педагогу с этим не справиться, его нужно научить, ему нужно показать, а главное, – все задачи нужно перевести на язык практики. Кроме того, исследователи отмечают, что увеличивается потребность образовательных организаций в прикладных методических материалах. И это обстоятельство объясняется тем, что педагогу нужно разъяснить и разложить по действиям нормативные и программные документы, устранить профессиональные затруднения и дефициты, вооружить современным инструментарием, методическими рекомендациями, прикладными материалами, шаблонами, макетами, конструкторами и образцами их разработки, оформления. Самое главное – сделать повседневную работу педагога понятной.

Таким образом, чтобы эффективно осуществлять педагогическую деятельность в сфере дополнительного образования необходимо организовать научно-методическое сопровождение и программно-методическое обеспечение по вопросам, связанным с изменением, обновлением системы образования.

Каждое учреждение дополнительного образования детей реализует методическую деятельность в соответствии со стратегическими задачами и своими возможностями, связанными с поиском эффективных путей решения актуальных проблем, потребностями и возможностями развития в соответствии с существующими нормами и требованиями [1] и интересами педагогического коллектива. Посредством методической деятельности осваиваются и внедряются в практику современные приемы и методы обучения и воспитания, повышается уровень педагогической и методической компетентности педагогов, осуществляется накопление и распространение педагогического опыта.

В современных условиях развития дополнительного образования детей под научно-методическим сопровождением понимается специально организованный процесс, направленный на преодоление профессиональных затруднений и личностных проблем педагога, который включает в себя систему педагогических событий и ситуаций (Рис.1).

Рис. 1. Методическое сопровождение создания новых мест в ДОД

Слово «сопровождать» означает «следовать вместе с кем-нибудь, находясь рядом, ведя куда-нибудь или идя за кем-нибудь». В педагогической практике под «сопровождением» понимается помощь человеку, «поддержка в преодолении возникающих (возникших) трудностей (проблем) в процессе самореализации, достижения жизненно важных целей» [4]. Отсюда следует, что сопровождение – это процесс взаимодействия, а не одномоментное действие, не разовое мероприятие. При этом метод взаимодействия методической службы с педагогами, группами педагогов образовательной организации, когда сопровождающий не решает за педагога проблему, а учит его находить, изобретать, заимствовать наиболее разумные решения, актуальные для каждого человека в его конкретной жизненной ситуации [2].

Сопровождение включает в себя систему взаимосвязанных действий, мероприятий, педагогических событий и ситуаций, ориентированных на осмысление профессионального опыта педагога, актуализацию саморазвития, профессиональный успех, личностное преобразование. Методическое сопровождение направлено на стимулирование педагогов дополнительного образования к непрерывному совершенствованию, самореализации, повышению профессионального уровня и, конечно, включает опережающую подготовку в условиях быстрых изменений образовательной действительности. Субъектами сопровождения являются педагог, наставник, методист, заместитель директора по научно-методической работе, педагог-мастер, опытный специалист, талантливый сотрудник. Результатом такого процесса становится осмысление профессионального опыта педагога, актуализация саморазвития, профессиональный успех, личностное развитие.

Читайте также:
Как найти программа coreldraw

А под программно-методическим обеспечением понимается процесс, направленный на создание разнообразных видов методической продукции, на оказание методической помощи различным категориям специалистов, на выявление, изучение, обобщение, формирование и распространение положительного педагогического и профессионального опыта. Методическая продукция представляет собой разнообразные методические средства (программы, методические и дидактические материалы, разработки, рекомендации, пособия и т.д.), способствующие более эффективной реализации педагогической деятельности (Рис.2).

Рис.2. Программно-методическое обеспечение создания новых мест в ДОД.

Осуществить программно-методическое обеспечение – это означает вовремя прийти на помощь педагогу, методически грамотно устранить затруднения, предоставить обоснованные ответы на возникающие вопросы, связанные с организацией и осуществлением его деятельности.

Концепция развития дополнительного образования до 2030 г., утвержденная Распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 г. № 678-р [9] рассматривается как рамочная основа построения методического сопровождения и программно-методического обеспечения педагогов дополнительного образования. Новые приоритеты в государственной политике, педагогической науке и образовательной практике побуждают обратиться к переосмыслению сущности, структуры и содержания, выявлению методологических подходов, поиску условий, эффективных средств, методов, технологий научно-методического сопровождения профессионально-личностного развития педагогов.

Приоритетными задачами методической деятельности в контексте Концепции должны стать:

  • научно-методическое обеспечение развития дополнительного образования детей;
  • совершенствование методического сопровождения системы дополнительного образования детей;
  • формирование современной модели программно-методического обеспечения образовательной деятельности организации в соответствии с современными вызовами и ключевыми, стратегически важными направлениями развития образования;
  • обновление содержания и методов обучения при реализации дополнительных общеобразовательных программ на основе комплексного анализа доступности услуг, интересов и потребностей различных категорий детей (в том числе детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья), демографической ситуации и прогнозов социально-экономического развития;
  • обеспечения взаимосвязи, преемственности и единого методического сопровождения разработки и реализации дополнительных общеобразовательных программ разного уровня и направленности;
  • содействие в разработке и внедрении современных методических материалов различного вида, уровня и предназначения (учебно-методических комплексов), в том числе электронных и цифровых, по всем направленностям дополнительного образования;
  • повышение профессиональной компетенции педагогических кадров, формирование индивидуальных программ профессионального развития педагогов и «системы мониторинга развития кадрового потенциала».
  • создание и поддержка информационных ресурсов, использование которых перспективно в дополнительном образовании детей;
  • осмысление педагогического опыта, поиск, изучение разнообразных инноваций, которые могут быть воплощены на практике;
  • формирование оценочных материалов и систем оценки достижений обучающихся, оказание им методической помощи в самоопределении и выборе пути развития;
  • методическое сопровождение «внутренней системы оценки качества и объективного контроля» оказываемых учреждением образовательных услуг.

Для решения перечисленных задач в Концепции запланировано проведение разнообразных мероприятий от создания специальных методических центров, порталов, сайтов, разработки документов, проведения конкурсов, семинаров до издания методической литературы и журналов:

  • создание и функционирование во всех субъектах Российской Федерации ресурсных методических центров, обеспечивающих организационно-методическое сопровождение реализации государственной политики в области культуры и искусств;
  • совершенствование нормативно-правового регулирования и методического сопровождения системы дополнительного образования детей;
  • организация методической поддержки образовательных организаций, реализующих дополнительные общеобразовательные программы, в обновлении содержания и технологий обучения дополнительного образования;
  • проведение всероссийских конференций и методических мероприятий, посвященных сохранению традиций и развитию отраслевой системы дополнительного образования;
  • обеспечение наполнения единого национального портала дополнительного образования детей лучшими практиками, методическими разработками;
  • формирование механизмов обновления содержания, методов и технологий обучения в системе дополнительного образования детей, направленных на повышение качества дополнительного образования детей, в том числе включение компонентов, обеспечивающих формирование функциональной грамотности и компетентностей, связанных с эмоциональным, физическим, интеллектуальным, духовным развитием человека, значимых для вхождения Российской Федерации в число десяти ведущих стран мира по качеству общего образования, для реализации приоритетных направлений научно-технологического и культурного развития страны.

В соответствии с Концепцией развития дополнительного образования до 2030 г. [9] дополнительная общеобразовательная программа остается базовым элементом (Рис.3), который находится в центре всей деятельности и приобретает новые характеристики:

– через программу мы должны воспитать гармонично развитую и социально ответственную личность на основе духовно-нравственных ценностей и национальных традиций (10);

Рис. 3. Дополнительная общеобразовательная программа – базовый элемент системы дополнительного образования детей

Структура дополнительной общеразвивающей программы задана Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации», ст.2, п.9 [11]. Эта позиция до недавнего времени поддерживалась Приказом Министерства образования РФ № 196 [6], где в п. 5 установлено, что дополнительные общеразвивающие программы разрабатываются с учетом п.9 ст. 2 ФЗ 273 (Рис. 4).

Теперь 196 приказ отменен и его сменил приказ 629 [7], который уже не содержит такого уточнения. Но никто не отменял требований государственного контроля (надзора), который устанавливает соответствие деятельности образовательной организации, в том числе дополнительных общеобразовательных программ, законодательно установленным требованиям.

Рис. 4. Структура дополнительной общеразвивающей программы

Поэтому по-прежнему требования к структуре программы мы находим в ст. 2 п.9 ФЗ 273 «Об образовании в Российской Федерации» [11]. Порядок и логику расположения всех частей и элементов программы определяет образовательная организация в локальном нормативном акте, но в рамках законодательства, сохраняя элементы, указанные в определении «образовательная программа». А чем заполнить и как оформить программу устанавливает образовательная организации в локальном нормативном акте.

Сегодня нужны не просто современные программы (профильные, профориентационные, модульные, сетевые, разноуровневые, интегрированные, конвергентные, адаптированные, комплексные, социальные, для разных детей и т.д.), а программы вместе с учебно-методическими комплексами, в том числе электронными и цифровыми.

«Учебно-методический комплекс (УМК)» – это совокупность нормативной, программной и учебно-методической документации, методических, дидактических и оценочных (средств обучения и контроля) материалов, необходимых и достаточных для качественной реализации дополнительной общеразвивающей программы (Рис.5).

Рис. 5. Учебно-методический комплекс дополнительной общеразвивающей программы

Актуальность разработки УМК определяется необходимостью обновления содержания дополнительного образования детей в связи с задачами, обозначенными в ключевых документах [7, 8, 9, 11].

Структура учебно-методического комплекса

Документы и материалы, входящие в УМК, характеризуют методическое обеспечение освоения программы, а также конкретные, апробированные приемы, методы, технологии организации деятельности участников образовательной деятельности.

Учебно-методический комплекс должен включать:

  • пояснительную записку к УМК;
  • дополнительную общеразвивающую программу (основной документ);
  • пакет учебно-методических материалов, сопровождающих реализацию программы (по выбору – дидактический, методический, оценочный, справочный материал, диагностический, ресурсный и др.).

Преимущества учебно-методического комплекса.

УМК обладает рядом объективных качеств, позволяющих педагогу дополнительного образования более результативно решать многие вопросы организации своей деятельности:

∙ организовать педагогический процесс в соответствии с современным уровнем развития науки, техники, культуры, социальной сферы;

∙ осуществлять деятельность в системе, чувствуя слагаемые этой деятельности и направляя их в органически единый процесс развития личности учащегося;

∙ сократить затраты ресурсов и времени при высоком качестве образовательных результатов;

∙ принципиальным образом повысить педагогическое мастерство, осуществляя анализ и самоанализ своей деятельности;

∙ систематизировать опыт, накапливаемый педагогом как специалистом, и проявить творческую активность и осознанное профессиональное развитие;

∙ создать благоприятные условия для самореализации учащихся на занятиях, стимулировать индивидуальный выбор.

В заключение подчеркнем, что изменения и обновления в дополнительном образовании идут высокими темпами, что обуславливает возрастание роли методической работы. Педагогу надо помогать, его надо сопровождать и обеспечивать всеми необходимыми прикладными материалами, шаблонами, макетами, конструкторами, образцами. Усиление методического сопровождения и программно-методического обеспечения – это не просто слова, а именно то, что позволит педагогам понять поставленные задачи и включиться в современные процессы.

Литература

  • ← Театр юных москвичей приглашает на спектакль по мотивам романа в стихах А.С. Пушкина «Евгений Онегин»
  • Приглашаем 26 февраля на «Масленичные потехи» →

Источник: prodod.moscow

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru