Современная система образования во главу угла ставит индивидуальный подход к учащемуся. Значение имеют не только требования стандартов и учебных программ, но и способности и интересы самого ученика. Поэтому особое внимание уделяется разработке и внедрению таких образовательных методик, которые в полной мере соответствуют принципам индивидуализации обучения. Достаточно активно в современной российской школе происходит процесс внедрения технологий адаптивного обучения.
Разработка концепции
Вам будет интересно: Домовина — это последнее пристанище
Основные принципы и целевые установки данной технологии формировались на стыке психологии, педагогики, культурологии. Согласно разработанной концепции, для учеников в школе могут быть созданы условия, помогающие им достигнуть оптимального уровня личностного и интеллектуального развития. Ключевым условием выступает гармоничная адаптация ребенка в реалиях современной школы.
Временем наиболее активных поисков в этом направлении стал период конца XX – начала XXI века. Основной вклад в разработку принципов адаптивного управления образовательным процессом и соответствующих методик внесли Е. Я. Ямбург, Н. П. Капустина, Т. М. Давыденко. Наиболее подробно перспективы внедрения адаптивной системы обучения были описаны в работах А. С. Границкой. В технологии присутствуют элементы теории деятельностного и дифференцированного обучения.
Адаптированная основная образовательная программа для обучающихся с умственной отсталостью
Основные принципы технологии
Вам будет интересно: Вступление США во Вторую мировую войну: причины, дата, последствия, исторические факты
Как мотивировать ребенка к учебе? Советы психологов по этой проблеме были учтены авторами при разработке ключевых положений адаптивной технологии. Одним из основных принципов выступало соответствие выбираемых методик обучения возрастным и психологическим особенностям учащегося.
Интеллектуальные задатки и способности ученика, уровень его познавательной и творческой активности, особенности мышления занимают центральное место при выборе способов взаимодействия с педагогом. Позиция последнего заметно меняется. Он перестает быть единственным источником информации, предпочтение отдается самостоятельной и групповой работе учащихся. Учитель выступает в роли организатора, разделяя с учениками ответственность за результаты обучения. Учащийся не просто пассивно воспринимает информацию, а становится субъектом процесса познания, что способствует его личностному развитию.
Как мотивировать ребенка к учебе: советы психолога
Вам будет интересно: Великие советские полководцы — кто они?
Стимулы к обучению могут быть различными. Однако мнения специалистов сводятся к тому, что эффективным процесс может быть, только если у школьника формируется познавательный интерес и стремление добиться определенных результатов. Этот процесс напрямую связывается с успешной адаптацией к условиям обучения. Задача педагогического коллектива в этом случае – помочь учащемуся выработать оптимальный режим приобретения новых знаний, навыков, взаимодействия с окружающими.
Чем отличается обучение по адаптированной программе для обучающихся с умственной отсталостью
Адаптивная система обучения призвана обеспечить ребенку такой формат занятий, при котором он сможет максимально раскрыть собственный потенциал в рамках того или иного предмета. Для этого используются приемы гибкого построения учебного процесса, направленные на усиление самостоятельности школьника.
Какие проблемы позволяет решить технология?
Разработка технологии адаптивного обучения была призвана решить ряд насущных проблем в педагогической сфере. Большинство из них характерно для всей системы общего образования.
Целевые ориентиры адаптивной технологии
Взаимодействие с учениками в школе строится сегодня на принципах личностно-ориентированного подхода. В первую очередь к ним относятся индивидуализация образовательного процесса и ориентация на особенности учащихся. Поэтому основные цели использования технологий адаптивного обучения формулируются именно на этой основе. Для достижения высоких результатов ребенок должен осознавать задачи собственного обучения, использовать свои знания и возможности для их решения.
Вам будет интересно: Очевидно это. Значение слова, понятие «Кэп Очевидность»
Сохранению и развитию познавательных интересов и стремлений ученика в немалой степени способствует создание ситуаций успеха на уроке. Специфика адаптивной системы обучения предусматривает, что каждый учащийся сможет ощутить себя успешным при выполнении задания или изучении нового материала. Педагог помогает ему осознать этот момент в ходе регулярной рефлексии, обсуждения и анализа результатов работы.
Система многоуровневых заданий позволяет ребятам самостоятельно выбирать уровень сложности решаемых задач, оценивая собственный уровень знаний и умений.
Системность использования адаптивных методик
Учитель взаимодействует как фронтально со всем классом, объясняя, демонстрируя, так и индивидуально с каждым учеником, организуя самостоятельную и групповую работу. Выбор форм работы определяют особенности ученика, а также педагогические задачи и уровень сложности материала. Как правило, используется сразу несколько видов групповой и индивидуальной практики.
Адаптивные технологии предусматривают различные виды контроля на занятии: со стороны педагога, в рамках группы, фронтальный, самоконтроль.
Принципы групповой работы
Работа в группах – одна их ключевых форм организации образовательного процесса на основе технологии адаптивного обучения. Большую часть занятия ребята таким образом работают самостоятельно. Педагог при этом может наблюдать за работой внутри групп, совместно с учащимися обсуждая ее результаты в конце урока. Выделяют три вида ученических микрогрупп:
- динамические;
- статические;
- вариативные.
Статические формируются по желанию, включают двух учащихся, которые попеременно выполняют роли обучающегося и обучаемого. Динамические группы составляют несколько учащихся. Такая группа выполняет общее задание, разделив его на несколько частей, для каждого участника. Результаты выполнения обсуждаются внутри группы. Члены вариативных групп получают задание от учителя, обсуждают с ним получившийся результат и оценивают себя самостоятельно.
Схема занятия по технологии АСО
Структура занятия на основе адаптивных технологий соответствует требованиям к современному уроку, определенным новыми стандартами. Выделяют несколько основных этапов:
Таким образом повышается степень самостоятельности ребенка на уроке, стимулируется познавательный интерес учащихся.
Особенности урока при использовании адаптивных технологий
Основные этапы занятия, выделяемые в рамках адаптивных методов обучения, имеют ряд специфических особенностей.
Так как основной упор делается на самостоятельной работе учащихся, педагогу необходимо тщательно отобрать новый материал, который он презентует фронтально, выделить ключевые смысловые блоки, подобрать наглядные средства.
В рамках самостоятельной работы успешно формируются навыки мыслительной деятельности обучающихся. Они осваивают приемы поиска и анализа информации, постановки и решения задач. Немалое значение при этом имеет позиция учителя, который создает необходимую эмоциональную атмосферу, поощряет и деликатно направляет.
Задания, выполняемые учениками, могут быть репродуктивными, поисковыми или творческими.
Адаптивное обучение и самообразование
Успех использования адаптивных методов обучения напрямую связан с самостоятельной учебной деятельностью ребенка, его готовностью к познанию и самообразованию. В этом отношению большую роль играет мотивированность ученика, понимание им целей собственного обучения.
Ставя перед собой практическую задачу и приступая к ее решению, школьник не только прочнее усваивает новую информацию, но и приобретает необходимые общеучебные навыки, формирует собственный стиль работы.
Регулярное выполнение подобных заданий на уроке с постепенным переходом от простого к сложному, дает учащемуся возможность оценить собственные силы, научиться четко определять индивидуальные образовательные цели.
Ключевые компоненты адаптивного образовательного процесса
Исследователи выделяют ряд компонентов процесса обучения, каждый из которых обладает собственными адаптационными механизмами. Среди них:
Источник: 1ku.ru
Что значит адаптивная программа обучения
Цель данной работы — раскрыть существенные признаки адаптивного подхода как методологического обоснования развития образовательной системы школы. Актуальность адаптивного подхода в обучения очевидна так как в сложившихся условиях развития современной школы «адаптивное образование должно сыграть роль социального амортизатора, обеспечивающего социально-педагогическую поддержку обучающихся, позволяющего выровнять стартовые возможности выпускников» [П.И. Третьяков].
Суть адаптивного подхода в том, что в биологической и в общественной жизни человека к успеху ведет адаптация, поскольку для успеха в жизни каждой личности необходимо найти оптимальный для себя уровень стресса и расходовать адаптационную энергию в таком темпе и направлении, которое соответствует врожденным особенностям и предпочтениям [Н.Я. Семаго]. Современная школа создает условия для рационального расходования адаптационной энергии средствами педагогической поддержки участникам образовательного процесса. Именно такая школа, по нашему мнению, является адаптивной.
Впервые в педагогической литературе понятие адаптивной школы сформулировано в работах Е.А. Ямбурга, который главным существенным признаком считает здоровьесбережение и рассматривает адаптивную школу как школу, способную оберегать физическое, психическое и нравственное здоровье детей.
Поскольку реализация адаптивного подхода в обучении требует изменения во взаимодействии учителя и ученика, то возникает необходимость подготовки учителя к новой профессиональной роли. Суть её в том, что учитель не ограничивается предметным преподаванием, а и оказывает помощь обучающемуся в решении его личных проблем, подбирает вместе с учеником индивидуальный маршрут обучения в зависимости от результатов обучения и его познавательных интересов.
Особое значение реализация адаптивного подхода приобретает в процессе перехода школы на предпрофильную подготовку и профильное обучение. Учитель в этом случае становится наставником и создает условия для формирования хорошего микроклимата в классе, заботится о состоянии отношений в коллективе, координирует работу предметников и других специалистов (профконсультантов, психологов), выполняющих управленческие функции.
Итак, новые функциональные обязанности учителей школы, преподающих в классах разного типа, определяют новые требования к повышению квалификации педагогических работников. Одно из главных направлений повышения квалификации педагогического коллектива — формирование нового педагогического мышления, понимание необходимости нового взаимодействия учителя и ученика, результатом которого является адаптивная образовательная среда, которая создает условия для развития «способности к приспособлению или адаптации. на всех уровнях сложности.
Это основа поддержания постоянства внутренней среды и сопротивления стрессу» [Г. Селье]. Как известно, постоянные перегрузки учителя и ученика приводят к дестабилизации образовательного процесса. Стабилизировать процесс возможно, если у участников образовательного процесса развита способность анализировать ситуацию и отвечать на раздражитель с учетом обстановки.
Если человек знает «правила игры», то он может достичь успеха, руководствуясь здравой, естественной философией поведения [А.Н. Аверьянов].
Для современной школы особое значение имеет то, что психический стресс, вызываемый отношениями между людьми, регулируется с помощью стрессора, в качестве которого могут быть: 1) сам учитель, его отношение к ученику, к делу; 2) педагогические технологии; 3) личностные отношения одноклассников и т.д. Учитель при определенных условиях может прогнозировать ответную реакцию ученика и вовремя оказать педагогическую поддержку.
В адаптивной школе каждый субъект «должен тщательно изучить самого себя и найти тот уровень стресса, при котором он чувствует себя наиболее «комфортно». Кто не сумеет изучить себя, будет страдать от дистресса, вызванного. чрезмерной перегрузкой» [Г. Селье]. Следовательно, в процессе повышения квалификации педагогов адаптивной школы особое значение имеют теоретические и практические знания по педагогической диагностике, и прежде всего диагностике стресса.
Одно из основных открытий современной педагогики — психотерапевтическая функция педагога [П.И. Третьяков, С.И. Митин, Н.Н. Бояринцева].
Суть её в том, что педагогические ситуации часто становятся источниками стрессов, следовательно, необходимо вербальное и невербальное воздействие на личность с целью оказания ей помощи в осознании собственных мыслей, чувств, желаний и способов поведения. В результате человек учится понимать и принимать себя, заботиться о себе, строить свой внутренний мир и отношения с окружающими на основе свободного выбора.
Адаптивный подход в обучении школьников позволяет нам определить стратегию и тактику взаимодействия как в системе «учитель — ученик», так и в системе моделирования учебных занятий. В основе моделирования — идея здоровьесбережения.
В работах известных педагогов обращается внимание на здоровьесбережение как одно из важнейших условий развития современной школы, которая рассматривается как «адаптивная педагогическая система». Существенный признак системы — взаимодействие участников образовательного процесса с целью сохранения и развития личности на основе сотрудничества с окружающей средой, её духовными и материальными ценностями.
Анализируя современные системы обучения, можно отметить, что и в традиционной, и в адаптивной системах методический арсенал учителя достаточно разнообразен. Различие в том, что в адаптивной системе применение различных методов ставится на «прочную рефлексивную основу».
Цель рефлексивного обучения — выявить резервы в становлении и развитии познавательной деятельности школьников и оказать педагогическую поддержку [И.Н. Семенов]. Поэтому важной чертой адаптивности является идея коррекционного воздействия, суть которой в создании благоприятных условий для ребенка с трудностями в обучении. «Реабилитация физического и психического здоровья детей средствами образования — одна из важнейших составляющих адаптивной системы» [П.И. Третьяков].
Итак, адаптивный подход в обучении в качестве методологического обоснования стратегии и тактики развития современной школы реализует «идею приспособляемости» как главной отличительной черты жизни. Существенными признаками адаптивного подхода в обучении школьников являются: сбережение физического, психического и нравственного здоровья детей; реализация психотерапевтической функции педагога; создание благоприятного микроклимата в школе; обучение школьников на рефлексивной основе средствами адаптивных технологий; непрерывное повышение квалификации педагогов; гибкое взаимодействие всех участников образовательного процесса.
Источник: fundamental-research.ru
Технология адаптивного обучения. Требования к современному уроку
Современная система образования во главу угла ставит индивидуальный подход к учащемуся. Значение имеют не только требования стандартов и учебных программ, но и способности и интересы самого ученика. Поэтому особое внимание уделяется разработке и внедрению таких образовательных методик, которые в полной мере соответствуют принципам индивидуализации обучения. Достаточно активно в современной российской школе происходит процесс внедрения технологий адаптивного обучения.
Разработка концепции
Основные принципы и целевые установки данной технологии формировались на стыке психологии, педагогики, культурологии. Согласно разработанной концепции, для учеников в школе могут быть созданы условия, помогающие им достигнуть оптимального уровня личностного и интеллектуального развития. Ключевым условием выступает гармоничная адаптация ребенка в реалиях современной школы.
Временем наиболее активных поисков в этом направлении стал период конца XX – начала XXI века. Основной вклад в разработку принципов адаптивного управления образовательным процессом и соответствующих методик внесли Е. Я. Ямбург, Н. П. Капустина, Т. М. Давыденко. Наиболее подробно перспективы внедрения адаптивной системы обучения были описаны в работах А. С. Границкой. В технологии присутствуют элементы теории деятельностного и дифференцированного обучения.
Основные принципы технологии
Как мотивировать ребенка к учебе? Советы психологов по этой проблеме были учтены авторами при разработке ключевых положений адаптивной технологии. Одним из основных принципов выступало соответствие выбираемых методик обучения возрастным и психологическим особенностям учащегося.
Интеллектуальные задатки и способности ученика, уровень его познавательной и творческой активности, особенности мышления занимают центральное место при выборе способов взаимодействия с педагогом. Позиция последнего заметно меняется. Он перестает быть единственным источником информации, предпочтение отдается самостоятельной и групповой работе учащихся. Учитель выступает в роли организатора, разделяя с учениками ответственность за результаты обучения. Учащийся не просто пассивно воспринимает информацию, а становится субъектом процесса познания, что способствует его личностному развитию.
Как мотивировать ребенка к учебе: советы психолога
Стимулы к обучению могут быть различными. Однако мнения специалистов сводятся к тому, что эффективным процесс может быть, только если у школьника формируется познавательный интерес и стремление добиться определенных результатов. Этот процесс напрямую связывается с успешной адаптацией к условиям обучения. Задача педагогического коллектива в этом случае – помочь учащемуся выработать оптимальный режим приобретения новых знаний, навыков, взаимодействия с окружающими.
Адаптивная система обучения призвана обеспечить ребенку такой формат занятий, при котором он сможет максимально раскрыть собственный потенциал в рамках того или иного предмета. Для этого используются приемы гибкого построения учебного процесса, направленные на усиление самостоятельности школьника.
Какие проблемы позволяет решить технология?
Разработка технологии адаптивного обучения была призвана решить ряд насущных проблем в педагогической сфере. Большинство из них характерно для всей системы общего образования.
- Несмотря на все современные требования, объем самостоятельной работы учащихся на уроке невелик, учитель продолжает оставаться ключевой фигурой в процессе обучения.
- Далеко не все ученики включены в активную работу, уровень усвоения информации, преподносимой педагогом, достаточно низок.
- Сложность объективной оценки и контроля деятельности учащихся во время занятия.
- Выбор уровня сложности задания осуществляется не учеником, а педагогом на основе данных об успеваемости.
- Сохранение ориентации на «средне успевающих» ребят при подготовке урока.
Целевые ориентиры адаптивной технологии
Взаимодействие с учениками в школе строится сегодня на принципах личностно-ориентированного подхода. В первую очередь к ним относятся индивидуализация образовательного процесса и ориентация на особенности учащихся. Поэтому основные цели использования технологий адаптивного обучения формулируются именно на этой основе. Для достижения высоких результатов ребенок должен осознавать задачи собственного обучения, использовать свои знания и возможности для их решения.
Сохранению и развитию познавательных интересов и стремлений ученика в немалой степени способствует создание ситуаций успеха на уроке. Специфика адаптивной системы обучения предусматривает, что каждый учащийся сможет ощутить себя успешным при выполнении задания или изучении нового материала. Педагог помогает ему осознать этот момент в ходе регулярной рефлексии, обсуждения и анализа результатов работы.
Система многоуровневых заданий позволяет ребятам самостоятельно выбирать уровень сложности решаемых задач, оценивая собственный уровень знаний и умений.
Системность использования адаптивных методик
Учитель взаимодействует как фронтально со всем классом, объясняя, демонстрируя, так и индивидуально с каждым учеником, организуя самостоятельную и групповую работу. Выбор форм работы определяют особенности ученика, а также педагогические задачи и уровень сложности материала. Как правило, используется сразу несколько видов групповой и индивидуальной практики.
Адаптивные технологии предусматривают различные виды контроля на занятии: со стороны педагога, в рамках группы, фронтальный, самоконтроль.
Принципы групповой работы
Работа в группах – одна их ключевых форм организации образовательного процесса на основе технологии адаптивного обучения. Большую часть занятия ребята таким образом работают самостоятельно. Педагог при этом может наблюдать за работой внутри групп, совместно с учащимися обсуждая ее результаты в конце урока. Выделяют три вида ученических микрогрупп:
- динамические;
- статические;
- вариативные.
Статические формируются по желанию, включают двух учащихся, которые попеременно выполняют роли обучающегося и обучаемого. Динамические группы составляют несколько учащихся. Такая группа выполняет общее задание, разделив его на несколько частей, для каждого участника. Результаты выполнения обсуждаются внутри группы. Члены вариативных групп получают задание от учителя, обсуждают с ним получившийся результат и оценивают себя самостоятельно.
Схема занятия по технологии АСО
Структура занятия на основе адаптивных технологий соответствует требованиям к современному уроку, определенным новыми стандартами. Выделяют несколько основных этапов:
- Объяснение нового материала. Педагог отводит на это не больше 10 минут, после чего дает ученикам задание для закрепления материала.
- Самостоятельная работа учащихся. Организуется в группах разного уровня, а также индивидуально с педагогом. Задания имеют несколько уровней сложности, и ученики могут самостоятельно выбирать, какой именно вариант выполнить. Параллельно педагог проводит индивидуальные занятия с детьми.
- Взаимоконтроль. Обязательное дополнение к контролю со стороны педагога и самооценке. Ребята оценивают результаты и ответы друг друга, одновременно совершенствуя собственные знания.
Таким образом повышается степень самостоятельности ребенка на уроке, стимулируется познавательный интерес учащихся.
Особенности урока при использовании адаптивных технологий
Основные этапы занятия, выделяемые в рамках адаптивных методов обучения, имеют ряд специфических особенностей.
Так как основной упор делается на самостоятельной работе учащихся, педагогу необходимо тщательно отобрать новый материал, который он презентует фронтально, выделить ключевые смысловые блоки, подобрать наглядные средства.
В рамках самостоятельной работы успешно формируются навыки мыслительной деятельности обучающихся. Они осваивают приемы поиска и анализа информации, постановки и решения задач. Немалое значение при этом имеет позиция учителя, который создает необходимую эмоциональную атмосферу, поощряет и деликатно направляет.
Задания, выполняемые учениками, могут быть репродуктивными, поисковыми или творческими.
Адаптивное обучение и самообразование
Успех использования адаптивных методов обучения напрямую связан с самостоятельной учебной деятельностью ребенка, его готовностью к познанию и самообразованию. В этом отношению большую роль играет мотивированность ученика, понимание им целей собственного обучения.
Ставя перед собой практическую задачу и приступая к ее решению, школьник не только прочнее усваивает новую информацию, но и приобретает необходимые общеучебные навыки, формирует собственный стиль работы.
Регулярное выполнение подобных заданий на уроке с постепенным переходом от простого к сложному, дает учащемуся возможность оценить собственные силы, научиться четко определять индивидуальные образовательные цели.
Ключевые компоненты адаптивного образовательного процесса
Исследователи выделяют ряд компонентов процесса обучения, каждый из которых обладает собственными адаптационными механизмами. Среди них:
- Адаптивные учебные занятия. В ходе уроков используются развивающие методики и творческие задания как средство адаптации учащихся к требованиям программы, приобретения необходимых навыков и знаний.
- Индивидуальные занятия с ребенком, которые обеспечивают активизацию процессов мышления, восприятия, коммуникации.
- Методики социальной, психологической, нравственной адаптации школьника, часто применяемые во внеурочной практике.
- Занятия, направленные на сохранение и укрепление физического здоровья учащегося, развитие общесоматических, моторных, сенсорных навыков.
- Адаптация ребенка в гражданско-правовой сфере. Предусматривает опосредованное знакомство с принципами гражданственности, демократизма, самоуправления в системе внутришкольной и внешкольной жизни.
- Занятия, обеспечивающие адаптацию учащегося в области краеведения, экологии и культурных практик. Являются неотъемлемой частью системы духовно-нравственного развития и внеурочной деятельности.
Источник: fb.ru