Несмотря на создание основ функционирования рынка жилья, приобретение, строительство и наем жилья с использованием рыночных механизмов на практике пока доступны лишь ограниченному кругу семей — семьям с высокими доходами. Основными причинами низкого платежеспособного спроса на жилье являются недостаточная развитость институтов долгосрочного жилищного кредитования, инфраструктуры рынка жилья и ипотечного жилищного кредитования, а также высокий уровень рисков и издержек на этом рынке.
Именно областные программные мероприятия призваны обеспечить более активную государственную поддержку в строительстве и предоставлении качественного социального и доступного жилья, а также соответствие объема комфортного жилищного фонда потребностям населения Курской области.
В целях повышения доступности жилья для населения необходимо обеспечить поддержку развития и стабильного функционирования рынка жилья, позволяющего удовлетворять их платежеспособный спрос на жилье, а также условия для развития системы ипотечного жилищного кредитования и других механизмов расширения платежеспособного спроса, системы рефинансирования ипотечных жилищных кредитов и рынка ипотечных ценных бумаг, соответствующей рыночной и административной инфраструктуры, а также оказать адресную бюджетную поддержку в приобретении жилья, в том числе с помощью ипотечных кредитов, молодым семьям и другим категориям граждан. Необходимо создание институтов и разработка механизмов поддержки малоэтажного и индивидуального жилищного строительства.
Жилье для молодых
программно-целевым методом
Для решения жилищных вопросов целесообразен программно-целевой подход в последовательной реализации указанных проблем, поскольку они:
носят межотраслевой и межведомственный характер;
не могут быть решены в пределах одного финансового года;
требуют бюджетных расходов капитального характера;
носят комплексный характер;
решение их носит ярко выраженный социальный характер и окажет значительный мультипликативный эффект на экономическое развитие и рост производства в Курской области в целом.
Также программные мероприятия призваны обеспечить государственную поддержку в инновационных секторах экономики области и, особенно, в развитии инфраструктуры привлечения инвестиций, расширить практику долгосрочных инвестиционных соглашений государственных органов власти Курской области с наиболее крупными (стратегическими) инвесторами на основе программно-целевого подхода.
Для обеспечения жильем граждан, которым в соответствии с федеральным законодательством оказывается государственная поддержка в улучшении жилищных условий, в том числе: уволенным с военной службы (службы) и приравненным к ним лицам (194 чел.), подвергшимся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и приравненным к ним лицам (205 чел.), признанным в установленном порядке вынужденными переселенцами (375 чел.), выехавшим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей (82 чел.), необходимо построить около 1,0 млн.кв. метров жилья «эконом-класса».
Жилье молодым самарцам
В настоящее время осуществляется освоение новых земельных участков под многоэтажную жилую застройку жильем «эконом-класса» в Юго-Западном и Северном микрорайонах г. Курска, микрорайоне № 13 в г. Железногорске.
Кроме этого, планируется освоение земельных участков под малоэтажную застройку:
застройка территории жилого района д. Татаренково Курского района. Общая площадь вводимого жилья — 150,0 тыс.кв. метров. Застройщик ООО «Русская кожевенная компания»;
коттеджный жилой поселок в д.Татаренкова Нижнемедведицкого сельсовета Курского района. Общая площадь вводимого индивидуального жилья – 53,0 тыс.кв. метров. Застройщик – ОАО «Курский завод КПД»;
коттеджный поселок «Русская деревня» в городе Курске. Общая площадь вводимого жилья — 50,0 тыс.кв. метров;
«Поселок «Росинка» в районе улицы К. Маркса в городе Курске. Общая площадь вводимого жилья — 50,0 тыс.кв. метров;
«Коттеджный поселок «Ново-Клюква» в Курском районе. На площади в 124 га планируется построить 300 индивидуальных коттеджей;
малоэтажная индивидуальная жилая застройка в урочище Крутой Лог в городе Курске. На площади в 27 га планируется построить 250 индивидуальных коттеджей.
Снижение стоимости 1 кв. метра общей площади жилья для доступности его большей части граждан возможно, если в стоимость жилья не будут входить затраты на создание инженерной инфраструктуры, которые составляют от 12 до 20% его стоимости. В связи с этим предусматриваются средства на возмещение затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях на цели строительства жилья экономического класса, включая обеспечение земельных участков инженерной инфраструктурой (совокупность объектов коммунальной инфраструктуры, а также объектов, обеспечивающих электроснабжение и газоснабжение в границах территории муниципального образования), жилищное строительство и другие мероприятия.
Программой социально-экономического развития Курской области на 2011-2015 годы в целях развития социальной инфраструктуры новых микрорайонов г. Курска планируется строительство двух общеобразовательных школ на 1200 ученических мест в Юго-Западном микрорайоне и одной школы на 850 ученических мест в Северном микрорайоне г. Курска, а также трех детских садов. На эти цели потребуются капитальные вложения в объеме 2,7 млрд. рублей.
В целях развития инженерной инфраструктуры микрорайона коттеджной застройки в районе д. Татаренково (застройщик ОАО «Курский завод КПД») в 2011-2015 годах необходимо осуществить строительство подъездной дороги протяженностью 3 км и подъездной дороги с объездом микрорайона малоэтажной комплексной застройки в районе д. Татаренково (застройщик — инвестор ООО «Русская кожевенная компания») протяженностью 5 км. На эти цели потребуются средства в сумме 240,0 млн. рублей.
Всего на указанные цели потребуется 3,014 млрд.рублей согласно таблице.
Источник: kursk.ru
Правительство российской федерации
ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 17 декабря 2010 г. N 1050 О ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ «ЖИЛИЩЕ» НА 2011 — 2015 ГОДЫ Правительство Российской Федерации постановляет: 1. Утвердить прилагаемую федеральную целевую программу «Жилище» на 2011 — 2015 годы. 2. Установить, что выпуск и реализация государственных жилищных сертификатов в рамках подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 — 2015 годы осуществляется в порядке, установленном Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 — 2010 годы, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 г. N 153 «О некоторых вопросах реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 — 2010 годы». Председатель Правительства Российской Федерации В.ПУТИН Утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1050
Федеральная целевая программа «жилище» на 2011 — 2015 годы
ПАСПОРТ федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 — 2015 годы Наименование Программы — федеральная целевая программа «Жилище» на 2011 — 2015 годы Дата принятия — распоряжение Правительства решения о разработке Российской Федерации Программы от 25 декабря 2008 г. N 1996-р Государственный заказчик — Министерство регионального развития Российской — координатор Программы Федерации Государственные — федеральные органы исполнительной власти, заказчики Программы Генеральная прокуратура Российской Федерации, Следственный комитет Российской Федерации Основной разработчик — Министерство регионального развития Российской Программы Федерации Цели и задачи Программы — основные цели Программы: формирование рынка доступного жилья экономкласса, отвечающего требованиям энергоэффективности и экологичности; выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством. Основными задачами Программы являются: создание условий для развития массового строительства жилья экономкласса; повышение уровня обеспеченности населения жильем путем увеличения объемов жилищного строительства и развития финансово-кредитных институтов рынка жилья; обеспечение повышения доступности жилья в соответствии с платежеспособным спросом граждан и стандартами обеспечения их жилыми помещениями Важнейшие целевые — годовой объем ввода жилья в 2015 году — 90 индикаторы и показатели млн. кв. метров общей площади жилья; Программы количество семей граждан, относящихся к категориям, установленным федеральным законодательством, улучшивших жилищные условия в 2011 — 2015 годах, — 86,9 тыс. семей; количество молодых семей, улучшивших жилищные условия (в том числе с использованием ипотечных кредитов и займов) при оказании содействия за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов в 2011 — 2015 годах, — 172 тыс. семей Сроки и этапы реализации — 2011 — 2015 годы Программы Перечень подпрограмм и — подпрограмма «Модернизация объектов мероприятий Программы коммунальной инфраструктуры»; подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей»; подпрограмма «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством»; подпрограмма «Стимулирование программ развития жилищного строительства субъектов Российской Федерации»; мероприятия по обеспечению жильем отдельных категорий граждан; мероприятия по поддержке платежеспособного спроса на жилье, в том числе с помощью ипотечного жилищного кредитования, включая предоставление государственных гарантий Российской Федерации по заимствованиям открытого акционерного общества «Агентство по ипотечному жилищному кредитованию» на поддержку системы рефинансирования ипотечного жилищного кредитования; научно-исследовательские работы Объемы и источники — общий объем финансирования Программы в 2011 — финансирования Программы 2015 годах составит 620,69 млрд. рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета — 291,15 млрд. рублей; за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов — 109,96 млрд. рублей; за счет средств внебюджетных источников 219,58 млрд. рублей, в том числе за счет средств инвесторов — 0,39 млрд. рублей, молодых семей — 219,19 млрд. рублей Ожидаемые конечные — реализация Программы должна обеспечить результаты реализации достижение в 2015 году следующих показателей Программы и показатели (по сравнению с 2009 годом): ее социально- улучшение жилищных условий граждан Российской экономической Федерации (рост жилищной обеспеченности с 22,4 эффективности кв. метра на человека до 24,2 кв. метра на человека); повышение доступности приобретения жилья, когда средняя стоимость стандартной квартиры общей площадью 54 кв. метра будет равна среднему годовому совокупному денежному доходу семьи из 3 человек за 4 года (в 2009 году — 4,8 года); увеличение доли семей, которым будет доступно приобретение жилья, соответствующего стандартам обеспечения жилыми помещениями, с помощью собственных и заемных средств — с 12 до 30 процентов; увеличение годового объема ввода жилья с 59,8 млн. кв. метров общей площади жилья в 2009 году до 90 млн. кв. метров в 2015 году, в том числе не менее 20 млн. кв. метров на земельных участках, вовлеченных в оборот в соответствии с Федеральным законом «О содействии развитию жилищного строительства»; строительство с 2012 года ежегодно не менее 30 процентов жилья в Российской Федерации на земельных участках, вовлеченных в оборот в соответствии с Федеральным законом «О содействии развитию жилищного строительства»; увеличение доли ввода жилья, соответствующего стандартам экономкласса, к 2015 году до 60 процентов; содействие в обеспечении жильем за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов в 2011 — 2015 годах 172 тыс. молодых семей; улучшение жилищных условий в 2011 — 2015 годах за счет средств федерального бюджета около 86,9 тыс. семей граждан, относящихся к категориям, установленным федеральным законодательством; завершение строительства 10 общежитий для студентов и аспирантов; завершение строительства и реконструкции 19 объектов коммунальной инфраструктуры; совершенствование нормативной правовой базы Российской Федерации в целях повышения доступности жилья для населения; создание условий для улучшения демографической ситуации в стране, реализации эффективной миграционной политики, снижения социальной напряженности в обществе; переселение в 2011 — 2012 годах 480 тыс. семей из аварийного жилищного фонда за счет финансовой поддержки, предоставляемой в соответствии с Федеральным законом «О Фонде содействия реформированию жилищно- коммунального хозяйства»
Источник: studfile.net
Программа «Жилище»: бег на месте
Правительство РФ утвердило новую, третью редакцию федеральной целевой программы «Жилище» до 2020 года. За 13 лет действия двух первых версий ФЦП недвижимость для россиян не стала доступнее, обеспеченность квадратными метрами далека от идеала.

Сравнить 2002 год (запуск первой ФЦП «Жилище») с 2015-м (конечная точка ныне действующей программы) нам, увы, не удалось. Дело в том, что госпрограмма изначально была запущена на пять лет, но по дороге трансформировалась в ФПЦ на 2002-2010 годы. В тексте переосмысленного варианта документа в качестве базовых были зафиксированы показатели 2004 года.
Последующая версия, ФПЦ «Жилище» на 2011-2015 годы, еще не подошла к своему логическому завершению, и самые свежие сведения о ходе ее реализации датированы прошлым годом. Соответственно, мы смогли посмотреть, какова была эффективность государственной жилищной политики за последнее десятилетие.
Обеспечены тем, что есть
Количественные показатели в целом выглядят неплохо (см. таблицу 1). К примеру, годовой объем ввода жилья в стране за десять лет вырос больше чем вдвое – до 83 млн кв. м в 2014 году.
Много это или мало? На этапе решения острой жилищной проблемы в стране строить по полквадрата на человека в год однозначно недостаточно. В аналогичной ситуации в Японии ежегодно вводилось 0,9-1 кв. м жилья на человека, в США – 0,7-0,8 кв. м, во Франции и Германии – около 0,7 кв. м. Чтобы догнать страны Европы, отечественный стройкомплекс должен ежегодно сдавать в эксплуатацию около 140-150 млн кв. м жилья. В настоящее время такие объемы строительства в России даже не запланированы.
.jpg)
В среднем на каждого россиянина приходится почти 24 квадратных метров жилья. Но качество этих «квадратов» зачастую оставляет желать лучшего
Еще один перевыполненный показатель – среднее количество квадратных метров, приходящееся на одного россиянина: с 2004 года он вырос с 20 до 23,8 кв. м. Но и тут гордиться особо нечем. Во-первых, мы отстаем от большинства стран с развитой экономикой, где данный показатель гораздо выше. В Европе в среднем он составляет 40-70 кв. м на человека. В Австралии обеспеченность жильем вообще приближается к 90 кв. м.
Во-вторых, в 24 среднероссийских «квадрата» входит абсолютно все жилье – и городские новостройки, и аварийные развалюхи. По данным Минстроя России, 51% многоквартирных домов нуждаются в капремонте, а проживает в таком жилищном фонде 45 миллионов человек – более трети населения страны.
В сентябрьском выступлении на форуме по недвижимости PROESTATE заместитель министра строительства и ЖКХ РФ Олег Бетин с удовлетворением констатировал, что за десять лет возможность приобрести жилье увеличилась в три раза и сегодня 27% россиян в состоянии решить свою жилищную проблему – за счет собственных средств или с привлечением ипотеки. «Госпрограмма ставила задачу увеличить этот норматив и к 2030 году сделать так, чтобы 60% желающих приобрести жилье имели такую возможность», – обрисовал перспективы представитель Минстроя.
На деле данная цифра свидетельствует в большей степени о бурном развитии института ипотеки: если в 2004 году населению на решение жилищных вопросов было выдано в совокупности 20 млрд руб. кредитов, то в 2014-м – рекордные 1,76 трлн руб. Но воспользовались помощью банка всего миллион россиян, это примерно две трети процента от общего числа жителей страны. За десятилетие число ипотечных заемщиков составило около 5%.
Переведя с бюрократического на русский, понимаем, что в три раза выросло число россиян, устраивающих банки в качестве потенциальных заемщиков. Но это вовсе не значит, что предлагаемые кредиторами условия приемлемы для жителей страны. То есть 27% российских граждан могли бы, напрягшись, решить свою жилищную проблему, не ожидая патерналистских жестов со стороны государства. Только не делают этого.
Почему? Ответ кроется в следующей цифре – в доступности жилья, которая за десять лет фактически не изменилась. Как следует из анализа реализации программы за 2014 год, среднестатистическая семья с двумя работающими взрослыми в течение четырех лет должна откладывать весь свой ежемесячный доход, чтобы купить квартиру площадью 54 кв. м. Это даже несколько дольше, чем было в 2004 году (3,9 года). Кстати, по данным аналитического агентства RWAY, которое систематически проводит мониторинг доступности жилья в стране с детализацией по субъектам федерации, в Ленинградской области данный показатель еще выше – 5,8 года, а в Санкт-Петербурге – 7,2 года.
Но в целом и четырехлетний срок накоплений – не более чем результат изыскания теоретиков. Прежде всего потому, что применяемая методика расчета ущербна. В ней за основу принят средний, а не медианный показатель доходов российских домохозяйств. Попросту зарплату министра складывают с зарплатой ста уборщиц и выводят среднее значение, на основе которого высчитывают доступность жилья. Игнорируя тот факт, что реально доступно оно окажется только министру.
«Что имеют в виду люди, называя жилье доступным? Доступного жилья в стране нет!» – заявила в выступлении на PROESTATE председатель правления ГК «МИЭЛЬ» Оксана Вражнова. Она напомнила, что для оценки эффективности ФЦП применяется методика, которая предполагает, что семья складывает все 100% своего дохода в кубышку в надежде когда-нибудь купить квартиру или домик. В зарубежных странах для характеристики реальной картины применяется «индекс доступности жилья с кредитом» (HАI – housing affordability index), который показывает возможность среднего домохозяйства оплачивать ипотечный кредит с учетом расходов, необходимых для обеспечения текущего потребления. «В России, если посчитать по методике HАI, с ипотечными платежами показатель доступности жилья становится больше десяти лет», – утверждает Оксана Вражнова.
Льготников все меньше
Интересно, что большинство раскритикованных специалистами целевых показателей исчезли из новой редакции ФЦП «Жилище». Потому сравнить планы правительства на 2016-2020 годы по обеспечению граждан доступным жильем с прожектами 2002 и 2011 годов затруднительно. Сопоставить можно только количество семей, которые смогут рассчитывать на помощь государства (см. таблицу 2). Очевидно, что число льготников, которые могут претендовать на выделение квартиры за счет бюджета (это уволенные в запас военнослужащие, воины-интернационалисты, «чернобыльцы» и т. д.) с каждой новой редакцией ФЦП сокращается.
Кроме федеральных льготников, в рамках ФЦП «Жилище» предусмотрена подпрограмма для молодых семей. Количество счастливчиков, которым выделяются бюджетные средства на субсидии, вроде бы от года к году практически не меняется. Однако в реальности эти планы выполняются примерно наполовину. Молодежь сама отказывается от господдержки.
.jpg)
Государство вроде бы помогает молодежи решить квартирный вопрос. Но на деле даже с субсидией покупка квартиры неподъемна для многих молодых семей
Дело в том, что согласно условиям подпрограммы размер субсидии может составлять не более 35% от расчетной стоимости жилья. При этом норматив стоимости утверждается Минстроем России, и он далек от рыночных реалий. Так, для Петербурга в 2015 году установлен норматив в 56,4 тыс. руб. за «квадрат», тогда как, по данным БН, средняя стоимость квадратного метра колеблется в районе 100 тыс. руб. Молодая семья не потянет покупку даже с учетом субсидии.
В результате очередь за господдержкой не уменьшается. По последним данным, в ней томятся 296 тыс. льготников и 376 тыс. молодых семей. Средний срок ожидания решения жилищного вопроса тоже не улучшился – так же как и в начале 2000-х, он составляет около 20 лет.
Итоги государственной жилищной политики за последние полтора десятилетия
Источник: www.bn.ru