Что видит ЛОР при осмотре уха и какие приборы использует?
При осмотре следует обратить внимание, нет ли покраснения, припухлости, изъязвления, опухоли, аномалий развития, свищей и позадиушных рубцов.
1. Пальпация. Сосцевидные отростки пальпируют обеими руками для исключения припухлости и болезненности при надавливании на тело сосцевидных отростков и их верхушку. Обращают внимание, нет ли болезненности при надавливании на козелок или оттягивании ушной раковины. Ощупывают регионарные лимфатические узлы в пред- и позадиушной области, а также глубокую цепь лимфатических узлов.
2. Отоскопия. Исследуют наружный слуховой проход и барабанную перепонку, а если последняя перфорирована, то и полость среднего уха.
Для неспециалиста исследовать ухо при непрямом освещении лобным рефлектором трудно, так как налаживание источника света и лобного рефлектора требует времени и опыта, особенно при исследовании лежачего больного.
Электрический отоскоп применяют чаще, так как с ним проще обращаться. Он состоит из съемного ушного зеркала с маленькой, но мощной встроенной лампочкой низкого напряжения и оптической системы, обеспечивающей увеличение изображения в 1,5-2 раза.
Заложило ухо, что делать? Простой способ убрать заложенность ушей!
а — Иллюминационный отоскоп, состоящий из съемного зеркала, источника света и увеличительной оптики.
б — Некоторые наиболее часто используемые оториноларингологические инструменты:
1 — баллон Политцера с оливой; 2 — камертон; 3 — наконечник для отсасывания жидкости;
4 — кюретка; 5 — инструмент для тампонирования; 6 — крючок;
7 — микрозажим; 8 — ушное зеркало; 9 — ушная трубка с оливами разного размера.
в — Микроскопия уха, проводимая при 6- и 12-кратном увеличении с использованием сфокусированного луча света.
г — Ригидный телескоп с торцевой и косой (30°) оптикой диаметром 2,7-4,0 мм, применяется для ото-эндоскопии.
Наружный слуховой проход выпрямляют, оттягивая за ушную раковину кверху и кзади, как при других отоскопических процедурах.
Отомикроскоп обеспечивает оптическое увеличение в 6-12 раз и незаменим при исследовании наружного слухового прохода, барабанной перепонки и части среднего уха при перфорации последней.
С помощью отоэндоскопа можно получить увеличенное изображение барабанной перепонки с широким углом обзора, полностью осмотреть фиброзное кольцо и передний тимпаномеатальный угол. Используются ригидные отоэндоскопы с торцевой (0°) и косой (30°) оптикой.
а) Методика отоскопии. Хрящевой отдел наружного слухового прохода выпрямляют путем оттягивания ушной раковины кверху и кзади. Вдоль продольной оси костного отдела наружного слухового прохода вводят зеркало. Отоскоп поддерживают одной рукой, а другая остается свободной и используется для манипуляций с помощью инструментов, например ватной палочки, крючка, аспиратора, пинцета.
Анатомия уха человека.
Зеркало надо вводить осторожно и плавно, так как его края относительно острые. Стенки костного отдела наружного слухового прохода особенно чувствительны и подвержены повреждениям, поэтому контакт с ним нежелателен.
У грудных детей и детей младшего возраста для введения зеркала ушную раковину оттягивают книзу и кзади. Короткий хрящевой отдел наружного слухового прохода у них имеет щелевидную форму, поэтому в него можно ввести лишь узкое зеркало, что затрудняет проведение отоскопии. Чтобы не причинить ребенку боль, голову его следует фиксировать, попросив об этом ассистента или с помощью специального подголовника детского кресла.
Ушную серу и другие препятствия в наружном слуховом проходе следует удалить одним из указанных ниже способов:
• путем вымывания инородных тел, серной пробки и экссудата шприцем с водой;
• плотную ушную серу удаляют с помощью крючка или кюретки;
• экссудат и мягкую ушную серу удаляют с помощью ушного аспиратора;
• для удаления экссудата пользуются ватной палочкой.
Наружный слуховой проход промывают водопроводной водой комнатной температуры. Плотную ушную серу перед удалением размягчают путем закапывания в ухо 3% раствора перекиси водорода, 5% раствора бикарбоната натрия, жидкого мыла, оливкового масла или имеющихся в продаже специальных препаратов.
P.S. Противопоказаниями к спринцеванию уха являются:
• сухая перфорация барабанной перепонки;
• свежие повреждения барабанной перепонки и наружного слухового прохода;
• продольные и поперечные переломы пирамиды височной кости с повреждением наружного слухового прохода.
Следует выяснить, нет ли в анамнезе перфорации барабанной перепонки, так как шприцем можно порвать нежный рубец. В США врач, который не собрал анамнез пациента, несет за возможные последствия этого юридическую ответственность.
Ниже перечислены ошибки при отоскопии:
• введение слишком узкого зеркала и на слишком большую глубину в костный отдел наружного слухового прохода;
• продвижение зеркала в неправильном направлении, например сверху вниз;
• недостаточно глубокое введение зеркала, из-за чего обзор закрывается растущими в наружном слуховом проходе волосами;
• недостаточная очистка наружного слухового прохода, не позволяющая полностью осмотреть барабанную перепонку.
Отомикроскопия. Отомикроскопию выполняют с помощью ушного зеркала под операционным микроскопом, х6—40. Это исследование показано в тех случаях, когда осмотр барабанной перепонки при обычной отоскопии оказывается недостаточно информативным.
Отоэндоскопия. Отоэндоскопию выполняют с помощью телеотоскопа с торцевой (0°) или косой (30°) оптикой. Этот метод позволяет осмотреть всю барабанную перепонку, наружный слуховой проход и фиброзное кольцо, а также уточнить особенности перфорации, выяснить, нет ли карманов в барабанной перепонке и открытых полостей после хирургического вмешательства.
Анатомия барабанной перепонки
б) Нормальная отоскопическая картина. Барабанная перепонка имеет следующие особенности. Она представляет собой мембрану, натянутая часть которой имеет серовато-желтый цвет. Кожа, которая ее выстилает, несколько инъецирована. Поверхность ее гладкая, за исключением небольшого выпячивания, соответствующего рукоятке молоточка.
Барабанная перепонка полупрозрачна и лишь в области рубцов прозрачна.
Перечисленные признаки характеризуют барабанную перепонку в норме. Подвижность барабанной перепонки можно проверить с помощью пневматического отоскопа.
Барабанная перепонка при исследовании под действием положительного и отрицательного давления прогибается вперед и назад; при наличии рубцов на ней подвижность ее становится ограниченной. Если барабанная перепонка перфорирована, то оставшаяся ее часть неподвижна.
в) Барабанная перепонка при болезни:
• При среднем (а в некоторых случаях и наружном) отите и мирингите наблюдаются воспалительные изменения и инъекция сосудов барабанной перепонки.
• При свежем кровоизлиянии барабанная перепонка имеет красный цвет, при застаревшем — коричневатый. При отите, развившемся в результате осложненного течения гриппа, появляются геморрагические везикулы, а барабанная перепонка в результате гематотимпанума имеет темно-синий цвет.
• При скоплении в барабанной полости серозного экссудата виден уровень жидкости, в которой могут быть пузырьки воздуха. Если вся полость среднего уха заполнена экссудатом, то барабанная перепонка имеет лоснящуюся шелковистую поверхность. По прошествии некоторого времени барабанная перепонка приобретает синеватый цвет.
• При снижении давления в полости среднего уха происходит ретракция барабанной перепонки; в этом случае рельефно выступает короткий отросток молоточка, а рукоятка молоточка смещается кзади и кверху и заметно укорачивается. Треугольный световой рефлекс фрагментируется или вовсе исчезает.
• При скоплении экссудата за барабанной перепонкой она выпячивается, иногда имеет неровную поверхность, на которой могут быть сосочковые разрастания, и становится непрозрачной.
• Хронический воспалительный процесс и снижение давления в полости среднего уха приводят к атрофии барабанной перепонки, ее ретракции и образованию карманов. Описанные изменения развиваются преимущественно в задневерхнем квадранте.
• В результате дегенеративных изменений или воспалительного процесса барабанная перепонка утолщается, становится темной и тусклой.
• Рубцы, образующиеся в барабанной перепонке, имеют вид утолщенных участков, в которых могут быть очаги обызвествления, или, наоборот, выглядят как зоны атрофии.
• Перфорация барабанной перепонки бывает центральной (мезотимпанической) и периферической (эпитимпанической). Центральный, или мезотимпанический, дефект барабанной перепонки образуется в результате хронического воспаления слизистой оболочки, в то время как периферическая, или эпитимпаническая, перфорация обычно происходит в результате распространения холестеатомы.
P.S. Такие изменения, как исчезновение прозрачности барабанной перепонки, ее тусклость в результате воспалительной инфильтрации натянутой части, а также гиперемия, отек, образование булл, десквамация эпидермиса и нарушение характерного рельефа, обусловленного выпячиванием рукоятки молоточка, трактуются как патологические.
— Вернуться в оглавление раздела «отоларингология»
Редактор: Искандер Милевски. Дата обновления публикации: 18.3.2021
- Анатомия, гистология и физиология улитки (кортиева органа)
- Проводящий путь слухового анализатора — связь кортиева органа с ЦНС
- Проводящий путь органа равновесия (вестибулярного анализатора) в ЦНС
- Ветви и зоны иннервации лицевого нерва (n. facialis, 7 пары ЧМН)
- Физиология слуха на уровне среднего и внутреннего уха
- Физиология слухового проводящего пути (ретрокохлеарного анализа звука) и тонотопия
- Механизмы и причины нарушения слуха (патофизиология)
- Физиология органа равновесия (вестибулярного анализатора)
- Механизмы и причины нарушения функции органа равновесия (вестибулярного анализатора)
- Что видит ЛОР при осмотре уха и какие приборы использует?
Информация на сайте подлежит консультации лечащим врачом и не заменяет очной консультации с ним.
См. подробнее в пользовательском соглашении.
Источник: meduniver.com
«Умное ухо» вместо киберочков
Я редко берусь за описание новых продуктов. Почтовый ящик пухнет от предложений (и откуда только пиарщики адрес берут, ведь давно удалил отовсюду!), но дело не столько в апатии и скепсисе, накопившихся с годами, сколько в отсутствии по-настоящему прорывных новинок. Порой кажется, что ИТ-индустрия попала в мёртвый штиль: производители крутятся вокруг одних и тех же набивших оскомину решений и идеи, продукты друг от друга отличить можно только по лейблу.
Как ни странно, именно это соображение заставило сделать сегодняшнюю колонку чисто «продуктовой» — рассказать о штуке, которую я впервые увидел ещё несколько лет назад, но отложил в ящик, не веря, что она заработает. Судя по отзывам первых покупателей заработала, так что — встречайте: «умные» наушники Here Active Listening System (HALS).
Внешне это два скучных наушника-капли, напоминающие обычную беспроводную гарнитуру. Они так же вставляются в ухо, так же увязываются со смартфоном через Bluetooth, но фишка в том, что нужны они не для разговоров по телефону и не для прослушивания музыки. Больше того, они ничего этого и не умеют, хоть я и не приложу ума, почему создатели их этому не научили, ведь все необходимые детали в конструкции имеются. HALS — это своего рода «электронные очки» для слуха, помогающие пользователю лучше расслышать то, что он хотел бы слышать, и не слышать того, чего он бы не хотел. «Эквалайзер», с помощью которого можно тонко настроить звучание окружающего мира! Но прежде чем объяснить, как это работает, позвольте сделать экскурс в технику и физику, вспомнив пару понятий, которые вы скорее всего слышали, но, возможно, подзабыли смысл.
Понятие первое: расширенная реальность. Иногда её ещё называют дополненной, что, по-моему, правильней (от англ. Augmented Reality, AR). Упрощая, это наслоение синтетических, то есть созданных компьютером, образов на образы реальные. Так уж сложилось, что мы привыкли понимать AR как чисто визуальный эффект.
Киберочки Google Glass, HoloLens, игры на смартфонах, в которых игровым полем служат объекты реального мира — всё это примеры дополненной реальности. Камера снимает сцену, потом на неё накладываются несуществующие детали, а результат демонстрируется на экране. Нам в данном случае важно, что то же самое можно делать и с аудиопространством: добавлять, убирать, трансформировать звуковые образы «на ходу». Просто до сих пор никто из больших производителей этим не занимался.
Понятие второе: интерференция. Я не собираюсь гонять вас по школьному курсу физики, а прошу только вспомнить, что наложение двух колебаний приводит к изменению формы результирующей волны. Вот, взгляните: если две волны с одинаковой частотой и в одинаковой фазе складываются, амплитуда сигнала усиливается. Если же одну сдвинуть на полпериода, волны взаимно погасят друг друга. Слышимый звук — это как раз колебания воздуха с частотой примерно от десятков герц до двух десятков килогерц.
А теперь вернёмся к HALS. Авторы, американский стартап Doppler Labs, не раскрывают тонкостей работы устройства, но из того, что было сообщено публике и инвесторам (Doppler собрала миллионы долларов от венчурных инвесторов и провела успешную краудфандинговую кампанию на Kickstarter в прошлом году), следует, что HALS эксплуатирует расширенную реальность (её ещё называют Audio Augmented Reality — звуковой расширенной реальностью, AAR) и использует именно эффект интерференции.
Вот схема такого наушника. Внутри он фактически полый. Звук, приходящий снаружи, беспрепятственно проникает в ухо. Однако на входе установлен микрофон, с помощью которого встроенный микропроцессор оцифровывает звук и некоторым образом преобразует его.
Обработанный звук воспроизводится динамиком, установленным на полпути к уху, и, поскольку происходит всё это чрезвычайно быстро (с задержкой в десятки микросекунд максимум), исходный сигнал и обработанный интерферируют. В результате пользователь не отличает одно от другого и воспринимает всё как один исходный сигнал, пришедший извне. Второй микрофон, установленный на выходе, позволяет контролировать результат цифрового вмешательства и автоматически вносить поправки для достижения максимального эффекта.
И таким вот «простым» способом реализуются поистине волшебные вещи! В простейшем случае можно заставить наушник «фильтровать» неугодные частоты. В мобильном приложении, управляющем HALS, есть пятиполосный эквалайзер, выставив бегунки которого нужным образом, можно приглушить (интерференцией), например, бухающую за окном технику или свист дрели.
Но можно заставить наушники гасить не только конкретную частоту, а и сложный шум. «Звуковые картины» офиса, торгового центра или, скажем, самолёта, имеют характерный вид — и HALS «знает» несколько таких картин, так что выбрав нужный фильтр, можно ослабить помеху, не повлияв на другие звуки. А можно не удалять, а напротив, усилить сигнал: например, человеческую речь, чтобы лучше слышать собеседника в зашумлённом помещении. Наконец, возможно наложить на любой звук дополнительные эффекты (эхо и пр.).
Конечно, на практике это работает не так чисто, как в теории. Скажем, вместе с речью нужного человека будет усилена и речь соседей, и гомон людей проходящих мимо. Но вместе с тем первые покупатели отмечают, что большую часть заявленных функций «умные наушники» исполняют хорошо. Инженерам Doppler Labs удалось решить весьма тонкую задачу ауральной трансформации «живого» сигнала.
Прочить революцию конкретно этому устройству не стану: Doppler не единственные работают над носимой AAR-электроникой, просто пока им удалось продвинуться дальше других. Но публике ещё нужно оценить идею, найти полезные применения — хоть, положим, в случае с HALS такие применения и более очевидны, чем в случае с Google Glass, да и неудобств при использовании меньше.
Вместе с тем отрицать, что это прорыв, глупо. Орган слуха обделён вниманием производителей «умной» электроники и здравый смысл подсказывает, что эта недоработка должна быть устранена. Так что следите за HALS и ему подобными! В ближайших планах разработчиков — добавление наушникам интеллекта: способность самообучаться позволит быстро и автоматически выбирать и сменять фильтры, лучше гасить и усиливать сигнал. Массовые продажи стартуют уже летом, цена планируется в районе $250.
P.S. В статье использованы иллюстрации Doppler Labs, Калифорнийского технологического института, MIT Technology Review.
Источник: www.computerra.ru
Прокачал свои AirPods Pro с помощью аудиограммы, теперь балдею от звука. Рекомендую каждому
Несколько лет я каждый день слушал музыку через свои AirPods Pro и был полностью доволен тем, как они играют. Однако, существует простой способ улучшить звучание наушников Apple при помощи индивидуальной аудиограммы. И это, я вам скажу, просто удивительная фича, про которую почему-то знают немногие.
Я сам «прокачал» свои наушники буквально на днях и до сих пор нахожусь под впечатлением от того, насколько круче, комфортнее и чище AirPods Pro стали играть музыку. Просто какое-то волшебство.
Сейчас расскажу, как создать персональную аудиограмму и применить к наушникам. Обязательно сделайте это, чтобы по новому насладиться любимой музыкой.
Но сперва, кратко:
Что такое аудиограмма
Многие не задумываются о том, что с возрастом слух может изменяться. Ухо является достаточно нежным органом, и разные громкие звуки, а также ситуации могут влиять на этот орган негативным образом вплоть до того, что одно ухо начинает слышать хуже другого.
Человек может этого не замечать в обычных условиях, ну слышит он всё вокруг и слышит. Главное, не глухой.
Аудиограмма показывает насколько хорошо каждое ваше ухо различает звуки разной частоты и громкости и у каждого человека звуковая картина мира может разительно отличаться.
Если проще, аудиограмма даёт вам послушать звуки разных частот (500 Гц, 1 кГц, 2 кГц и 4 кГц) и определяет насколько звук должен быть громким для каждого уха, чтобы вы его услышали
В результате вы получаете настройку, которую можно применить к вашим наушникам для максимальной передачи звука в соответствии с особенностями именно вашего слуха.
Как создать свою собственную аудиограмму
В App Store есть много приложений для теста слуха и создания аудиограмм. Я воспользовался бесплатной Mimi Hearing Test.
Перед тем, как запустить это приложение на своём iPhone, найдите тихое место без посторонних шумов, включите режим «Не беспокоить», отключите эквалайзер (Настройки → Музыка → Эквалайзер), если он у вас включен, и убедитесь что баланс громкости находится на среднем уровне по пути Настройки → Универсальный доступ → Аудиовизуализация.
Также убедитесь, что ваши наушники поддерживают применение аудиограммы. Вот список таких наушников:
▪️ AirPods Max
▪️ AirPods Pro
▪️ AirPods (2-го поколения)
▪️ EarPods
▪️ Powerbeats Pro
▪️ Beats Solo Pro
▪️ Sennheiser HDA 200
▪️ Sennheiser HDA 300
Теперь вы готовы к проверке слуха. Запустите Mimi Hearing Test и следуйте подсказкам на экране, там всё просто. Для наглядности собрал галерею скриншотов, как это выглядит:
После завершения теста нажмите «Закончить», а на следующем экране нажмите на шестерёнку в верхнем правом углу.
Затем тапните на «Подключение к Apple Health» и разрешите доступ. На следующем экране активируйте ползунок «Аудиограмма».
Теперь нужно применить аудиограмму к вашим наушникам: пройдите по пути Настройки → Универсальный доступ → Аудиовизуализация → Адаптация наушников → Пользовательская аудионастройка и нажмите «Использовать аудиограмму», далее нажмите «Готово».
Вот и всё, теперь запускайте Apple Music или любой другой ваш источник музыки на айфоне и удивляйтесь тому, как лучше стали звучать любимые треки.
При желании через год можно заново проверить свой слух, создать новую аудиограмму и применить её вместо старой. Думаю, эффект будет таким же, потому что за год слух может ухудшиться.
Берегите уши, слушайте хорошую музыку.
(50 голосов, общий рейтинг: 4.62 из 5)
Хочешь больше? Подпишись на наш Telegram.
Источник: www.iphones.ru