Все чаще и чаще в общении в автолюбительской среде появляются выражения типа «забился катализатор, хочу его выбить», «горит чек по катализатору», «планирую перевести на Е2». О том, что же это за странное устройство — «катализатор», для чего оно нужно и какие неисправности могут быть связаны с ним, и пойдет дальнейшая речь.
Начнем с того, что правильное название устройства – каталитический конвертер. Внешне он представляет собой этакий металлический тяжеленький бочонок типа «глушитель», расположенный сразу за выпускным коллектором.
Близкое расположение к выпускному коллектору обусловлено тем, что для работы конвертера нужна высокая температура, которую обеспечивают горячие выхлопные газы. По этой же причине в современных автомобилях все чаще и чаще применяются каталитические конвертеры, встроенные непосредственно в выпускной коллектор.
Каталитическими конвертерами с завода комплектуются автомобили с заявленными нормами токсичности, соответствующими стандарту Евро-2 (далее — «Е2») и выше. В зависимости от автомобиля может применятся несколько каталитических конвертеров, расположенных друг за другом.
Удаление катализатора: ПЛЮСЫ и МИНУСЫ, РАСХОД, МОЩНОСТЬ, ПРОШИВКА (ЕВРО2)
Для чего же нужен этот странный «бочонок»?
Ни для кого не секрет, что при работе двигателя внутреннего сгорания выделяется масса токсичных «вредных» газов. К наиболее «вредным» относятся CO, CH, NОx.
СО – бесцветный газ без запаха. В большой концентрации вызывает тяжелое отравление организма вплоть до смерти.
NOx – оксиды азота. Вступая в реакцию с водой образуют азотную и азотистую кислоты. Именно с этими газами связанно то, что стоя рядом с автомобилем без каталитического конвертера, мы испытываем резь в глазах и першение в горле. При большом скоплении, взаимодействуя с влагой в облаках, оксиды азота способствуют образованию кислотных дождей. Среди оксидов азота также можно выделить NO2 — бурый газ, вызывающий тяжелые болезни легких .
CH – углеводороды. Очень много токсичных комбинаций.
Теперь представьте огромное скопление автомобилей, например, пробки в мегаполисах в час пик. И что бы творилось вблизи, если бы не каталитический конвертер?!
Как же он помогает справиться с этими ужасами цивилизации?
Самая главная рабочая часть в конвертере – каталитические вещества. Обратившись к школьному курсу химии вспоминаем, что есть такие катализаторы – вещества, которые ускоряют или делают возможной реакцию, но при этом сами в реакцию не вступают.
В каталитических конвертерах используются:
Платина и палладий. Это окислительные катализаторы. Они окисляют углеводороды СН (вода из выхлопной трубы – один из продуктов этой реакции) и СО до СО2.
Родий. Это восстановительный катализатор. Занимается восстановлением NOx до обычного азота, составляющего основную часть нашей атмосферы. Одним из продуктов реакции восстановления является кислород, который также участвует в окислении СО и СН.
Как конвертер устроен внутри?
ВСЯ ПРАВДА ПРО УДАЛЕНИЕ КАТАЛИЗАТОРА! Это должен знать каждый!
Если мы снимем конвертер и заглянем вовнутрь, то увидим, что внутренности состоят из блока в виде огромного количества продольных ячеек. В поперечном сечении будет мелкая сеточка. На поверхности этих продольных ячеек и нанесены катализаторы. Такая конструкция обеспечивает наибольшую площадь соприкосновения выхлопных газов с катализаторами.
Для изготовления блока сот используют либо металл, либо керамику.
Каким образом приходит в негодность каталитический конвертер?
Прежде всего конвертер может «отравиться». Это происходит, когда катализаторы вступают в необратимую реакцию с другими веществами (например, входящими в состав этилированного бензина).
Катализаторы может просто «сорвать» с поверхностей сот выхлопными газами. Это происходит в следствие некачественного изготовления.
Механическое разрушение сот конвертера. В основном такое может произойти в конвертерах с керамическим блоком сот. Удар в конвертер снизу, попадание большого количества несгоревшего топлива, вызывающее перегрев и оплавление сот, разрушение из-за неравномерного теплового расширения корпуса и блока сот (например, после интенсивного разгона попадание в глубокую лужу).
Какие могут быть последствия?
В первых двух вышеописанных случаях (мы назовем их общим термином «потеря эффективности работы») Вы просто почувствуете, что усилился неприятный запах из выхлопной трубы, на щитке приборов загорится сигнализатор «проверь двигатель», автомобиль станет менее приемистым, увеличится расход топлива.
Механическое же разрушение сот наиболее опасно. Куски сот забивают выхлопную систему, автомобиль перестает развивать мощность, перегревается. Если выхлопная система забита сильно, двигатель может даже не запуститься. Керамическая крошка при обратном движении выхлопных газов попадает в цилиндры и повреждает рабочие поверхности, действуя как наждачная бумага.
Вывод о механической неисправности каталитического конвертера должен сделать профессиональный диагност! Не доверяйте «специалистам», говорящим что-то вроде: «Давай катализатор выбьем может поможет». Эта в общем-то нехитрая процедура может и результата не принести и впоследствии больно ударить по вашему кошельку. Помните, что каталитический конвертер – это очень дорогостоящая запчасть!
Используя современное оборудование можно выявить механический дефект конвертера с вероятностью 99% процентов. Завершающим же этапом проверки является визуальный контроль, когда конвертер снимают и осматривают изнутри.
В случае потери эффективности работы у Вас есть три варианта действий :
1. Заменить на оригинальный. Тут вопрос в цене. Оригинальные конвертеры могут стоить от 20 до 100 т.р.
2. Заменить на неоригинальный. В последнее время рынок наводнили дешевые конвертеры, как марочные, так и универсальные. Стоимость их от 5 до 10 т.р. Отличительная особенность таких конвертеров в том, что их, как правило, в лучшем случае хватает на три-четыре месяца эксплуатации. После чего повторяется эпопея описанная в последствиях «потери эффективности».
Каталитические вещества очень дорогие и, следовательно, существует прямая зависимость — чем дешевле конвертер, тем меньше их используется.
3. Отключить катализатор в микропрограмме блока управления двигателем — так называемый «перевод на Е2». Блок управления двигателем при этом перестанет проверять конвертер на исправность, не будет зажигать лампу «проверь двигатель» и работать по аварийной подпрограмме.
Здесь хочется отметить, что данную процедуру следует доверять только опытному специалисту, поскольку неправильное отключение диагностики конвертера может принести неприятные последствия. Вопреки еще одному распространенному заблуждению перевод на Е2 мощности двигателю не прибавит и расход топлива не убавит. Этого можно добиться только после программного тюнинга — комплексной перенастройки параметров микропрограммы по которой работает двигатель. Перевод на Е2 можно совместить с программным тюнингом, что, в общем-то, и делает большинство автовладельцев.
В случае с механическими дефектами действия те же, только к отключению катализатора можно добавить удаление остатков блока сот и установка вместо корпуса конвертера трубы, либо пламегасителя. В случае использования пламегасителя Вы избавитесь от неприятного бурчания выхлопных газов в пустоте.
Что выбрать — думать и решать Вам, уважаемый пользователь. Выбор полностью лежит на вашей совести и гражданской ответственности.
Наша страница на DRIVE2:
Источник: www.drive2.ru
Бесплатное удаление катализатора: в чем подвох
Комментарии: 0 24.05.2022 Зачастую неровная работа мотора, мощностные потери и повышение расхода горючего связаны с вышедшим из строя катализатором. Во многих случаях его удаляют, устанавливая пламегаситель либо специальные обманки, при этом перепрашивая блок управления. Специалисты многих мастерских предлагают бесплатное удаление катализаторов. Эксперты решили разобраться, в чём заключается подвох этого предложения, а также, стоит ли автовладельцам соглашаться прибегать к бесплатному удалению катализатора.
Стоит отметить, что после демонтажа такого элемента, мастерские могут забирать его себе. Фильтры, которые даже отработали свои сроки, стоят немалых денег. Дороговизна автомобильного катализатора связана с тем, что его соты получают напыление, в котором используются редкоземельные металлы, которые помимо всего прочего входят также в платиновую группу.
Данное напыление используется для разложения в выхлопных газах вредных компонентов, повышая экологичность транспортного средства. Таким образом, стоимость катализатора может достигать 100 тыс. руб. и больше.
Данное напыление, с использованием редкоземельных металлов, может сохраняться даже у катализаторов, которые забились и вышли из строя. Поэтому не стоит удивляться, что в некоторых сервисах предлагается возможность бесплатного удаления элемента, забирая в итоге его себе.
В дальнейшем эти элементы сдаются в виде вторичного сырья. Для каждых конкретных случаев ценники старых катализаторов будут разниться. Следует принимать в учёт тип изделия, его состояние и другие факторы. Даже на отечественные авто, корейские Hyundai либо Kia, стоимость катализатора составляет 3 000 – 5 000 руб. При этом на иномарки старые такие фильтры обойдутся от 30 тыс. руб.
В завершении стоит отметить, что для бюджетных машин можно смело соглашаться на предложение бесплатного удаления катализаторов. В лучшем случае его стоимость составит до 6 000 руб. А вот для иномарок от таких предложений лучше оказаться, так как ценник такого изношенного фильтра может быть довольно большим.
Источник: car.ru
Почему бесплатно удаляют катализатор: в чем подвох (стоит ли это делать)
Полезная информация
В последнее время в интернете многие автовладельцы столкнулись с внушительным объемом рекламы от фирм, которые стремятся бесплатно удалить автомобильный каталитический нейтрализатор (катализатор).
В статье разберемся, в чем причина бесплатного удаления и чем это плохо.
Как устроен автомобильный катализатор
Устройство катализатора достаточно простое. Представляет собой утолщенную трубку, внутри которой находятся длинные и полые соты из керамических элементов, покрытых драгоценными металлами (иридий, родий, палладий).
По какой причине удаляют катализатор
Есть две основные причины:
- Он пришел в негодность: засорился, оплавился или повредился после наезда на препятствие на дороге. В этом случае быстрее и гораздо выгоднее отключить и выбить катализатор, так как очистить его просто невозможно:
При поломке вылетает в выхлопную систему. - Кроме того, хочется улучшить динамику и заранее избежать ошибок ЭБУ, которые, особенно на подержанном автомобиле, могут возникнуть в любой момент. Это важно для водителей, которые ездят на большие расстояния или используют автомобиль в рабочих целях.
Самостоятельно проверить состояние каталитического нейтрализатора можно внешним осмотром автомобиля и внутренним осмотром на просвет после разборки. Сразу предупредим, что не все конструкции позволяют осмотреть внутреннюю часть, к тому же степень износа таким образом определить нельзя, только приблизительную «засоренность». Лучшим вариантом будет приехать в сервис и провести диагностику по показаниям кислородных датчиков.
Сервисы, которые предлагают удалить катализатор и прошить машину бесплатно или даже с дополнительной оплатой, как правило, делают некачественно: устанавливают пиратские прошивки или дешевые фокусы с лямбда-зондом. Прочитайте, в чем преимущество бесплатного удаления каталитического нейтрализатора .
Почему на СТО бесплатно удаляют катализатор
Как правило, в большинстве случаев реклама говорит о том, что каталитический нейтрализатор портит двигатель и сильно снижает его производительность.
Однако это совершенно не так, катализатор выполняет функцию очистки вредных выбросов, но не более того.
Средний срок службы каталитического нейтрализатора при нормальных условиях эксплуатации составляет от 95 000 км. Если вы решили удалить катализатор по причине его выхода из строя или «заранее», то не спешите пользоваться таким «уникальным» предложением. Есть ряд причин для этого.
«Халтура»
Как правило, такие компании не специализируются на одном бренде – они «мультибрендовые», поэтому качество выполняемых работ оставляет желать лучшего. Каждая марка автомобиля имеет свои технические особенности, которые необходимо учитывать при проведении тех или иных работ. Такие функции известны только профильным специалистам.
Низкокачественные запчасти
Основная цель таких сервисов – получить максимальную прибыль, получив свой катализатор и сдав его в аренду за деньги, так как в нем используются драгоценные металлы. Средняя цена каталитического нейтрализатора для автомобилей Лада и Рено колеблется от 5000 до 7500 рублей в зависимости от года выпуска и модификации. Поэтому в таких сервисах вам никогда не предоставят качественный пламегаситель (если вообще предоставят), новые прокладки, крепеж и прочие сопутствующие запчасти. Такие действия непременно отразятся на дальнейшей судьбе вашего автомобиля.
Например, если на автомобиле снимается выпускной коллектор (обычно при работе с автомобилем с коллектором взимается дополнительная стоимость), то его возвращают на старую прокладку, а выхлопную трубу на старые гайки, которые в будущее отразится на кошельке владельца такой машины.
Использование «Обманок»
В большинстве случаев эти сервисы устанавливают так называемую «пустышку», представляющую собой вставку между заводским отверстием под ДК2 и, непосредственно, самим кислородным датчиком, внутри которого находится дешевая «заглушка», срок службы которой составляет около месяц.
Однако это далеко не единственное последствие таких возмущений. Некорректная работа двигателя: какое-то время вы не будете видеть ошибку на приборной панели, но машина не будет работать должным образом, потому что второй кислородный датчик не только отключается «хитростью», но и необходимо отключить алгоритмы, которые находятся в прошивке автомобиля, иначе это приведет к неприятным последствиям.
Что на выходе
Если вы все же решили удалить катализатор, лучше обратиться в специализированную службу квалифицированных специалистов. При снятии вы получите катализатор и гарантию. При этом на Ваш автомобиль будет установлен качественный пламегаситель, заменены сопутствующие «одноразовые установочные детали», установлена качественная прошивка, с которой автомобиль будет исправно работать в дальнейшем
5 Причин по которым катализатор ломается
Катализатор необходимо менять довольно часто – каждые 100-150 тысяч километров. Именно за это время он успевает полностью слить ресурс. Дело в том, что в нем происходит химическая реакция, которая связывает определенные соединения из выхлопных газов. Когда активные реагенты заканчиваются, устройство приходит в негодность.
Но помимо этого есть еще несколько причин, по которым катализатор необходимо заменить, не дожидаясь указанного пробега. Ускоренный износ устройства возможен при следующих условиях:
- Регулярная езда по очень плохим дорогам. Постоянный бег по камням, кочкам и неровностям может привести к тому, что керамические элементы просто сломаются и перестанут работать.
- Проблемы с двигателем. Если есть проблемы в самом двигателе или системе зажигания, несгоревшее топливо и масло могут попасть в каталитический нейтрализатор и забить крошечные ячейки.
- Привычка постоянно сильно давить педаль газа в пол. В такой ситуации топливная смесь не успевает полностью сгореть, остатки также постепенно забивают «соты» нейтрализатора.
- Некачественное топливо или различные зимние присадки. Они содержат примеси свинца и других тяжелых металлов, что сокращает срок службы очистителя выхлопных газов.
- Постоянные пробки. Пока машина стоит в пробке, двигатель все еще работает, а значит, выхлопные газы тоже выбрасываются. Ресурс катализатора расходуется быстрее рекомендованного пробега.
Признаки «мертвого» катализатора
Работающий катализатор должен быть полностью прозрачным
Есть несколько косвенных признаков, указывающих на частичный или полный износ катализатора:
- повысился уровень угарного газа в выхлопных газах (но это надо измерять);
- мощность двигателя уменьшилась (на глаз тоже толком не скажешь);
- повышенный расход топлива;
- обороты холостого хода стали «плавать;
- выхлопные газы имеют более резкий и ощутимый запах;
- повысился уровень шума выхлопной системы;
- стал появляться видимый дым;
- горит лампочка Check Engine на приборной панели;
- катализатор «улетел» более чем на 100 тысяч километров.
Стоит отметить, что практически ни один из этих признаков по отдельности не позволяет точно определить факт сильного износа катализатора. Самый очевидный и гарантированный способ убедиться в этом – варварская разборка болгаркой. В некоторых запущенных случаях износ также можно увидеть, если просто удалить каталитический нейтрализатор. Либо не просвечивает (плотно запаялась или оплавилась), либо начинка вытекает (отталкивает).
Время когда нужно удалять катализатор (как дальше ездить без него)
Демонтировать и заменить неисправную деталь важно после того, как нейтрализатор отработавших газов израсходовал свой ресурс. Делается это либо после определенного пробега, либо при наличии уже явных признаков неисправности. Если этого не сделать, автомобиль начнет потреблять больше топлива, будет хуже заводиться и разгоняться, а некоторые модели вообще перестанут заводиться.
Самый простой выход – просто купить новый каталитический нейтрализатор и установить его на место старого. Но стоит такая деталь дорого из-за содержащихся в ней драгоценных металлов. Поэтому многие автовладельцы просто ставят зацепы и используют пламегасители.
Что делать с отработанным катализатором
Есть два варианта решения проблемы:
- Замените новым блоком.
Оригинальная запчасть дорогая, так как сама внутренняя структура содержит примеси дорогих металлов (платина, палладий). На некоторые модели цена запчастей доходит до 90 000 рублей. Можно сэкономить и купить универсальный инвертор, но срок его службы намного меньше. - Вырежьте и замените огнезащитным составом.
Этот способ выбирают большинство автомобилистов. Тут тоже есть несколько вариантов: можно убрать катализатор и поставить галочку или отключить в прошивке ЭБУ.
Отключение датчиков + перепрошивка
Это самый простой способ обойтись без нейтрализатора выхлопных газов. Производители автомобилей устанавливают два кислородных датчика, называемых лямбда-зондами, которые следят за уровнем загрязнения выходящего воздуха. Для запуска без каталитического нейтрализатора эти датчики отключаются, а бортовой компьютер сбрасывается с учетом внесенных в конструкцию изменений.
Установка пламегасителя
Это менее дорогое устройство, чем каталитический нейтрализатор. Пламегаситель действует как глушитель, а также разделяет потоки выхлопных газов. В нем не такая мелкая ячеистая сетка, как в катализаторе, поэтому пламегаситель не так чувствителен к качеству горючей смеси и различным добавкам. Кроме того, он намного свободнее пропускает воздух, за счет чего мощность двигателя увеличивается на 5-10%, а также снижается расход топлива.
Использование «обманки»
Трюки бывают механические и электронные.
Механическая смесь по сути представляет собой мини-катализатор, который прикручивается к кислородному датчику. Его легко установить, но, к сожалению, он подходит не для всех автомобилей.
У такой смеси лямбда-зонда тоже есть свой срок службы – в среднем около 25 тысяч километров.
Электронная коряга представляет собой полноценный эмулятор сигнала датчика с микроконтроллером. Он работает либо на усреднение показаний реального «кислорода», либо на синхронизацию показаний с первым датчиком.
Электронная коряга более универсальна. Правда, у него есть несколько недостатков: невозможно учесть все режимы работы двигателя, поэтому отклонения в работе неизбежны. А так как это электроника, то проблемы с самим эмулятором неизбежны.
Чип-тюнинг и отключение катализатора
Чиптюнинг или перепрошивка ЭБУ — замена заводской программы блока управления модифицированной версией. Для удаления катализатора программно, в заводской прошивке отключено управление устройством с помощью кислородных датчиков, исправлены топливные карты и модели крутящего момента.
Деактивация ЭБУ является обязательным шагом. Это позволяет настроить двигатель на правильную работу и навсегда исключить ошибки. Вместо заводского узла обычно устанавливается пламегаситель или сильнее. Можно дополнительно отрегулировать выхлопную систему, установив крестовину.
Установлен пламегаситель и новая гофра на Hyundai Tucson.
Дополнительным преимуществом чип-тюнинга станет улучшение приемистости, увеличение мощности и крутящего момента. Так вы достигнете сразу нескольких целей: сэкономите на стоимости замены и значительно улучшите динамику автомобиля.
Плюсы и минусы удаления катализатора
Для автовладельцев удаление каталитического нейтрализатора имеет несколько преимуществ:
- нет необходимости покупать и регулярно менять краткосрочную дорогостоящую деталь;
- мощность двигателя увеличивается;
- снижается расход топлива;
- пониженная чувствительность к качеству топлива;
- двигатель не «захлебывается» из-за ухудшения продувки выхлопных газов.
Но несмотря на все преимущества удаления катализатора, эта процедура имеет ряд недостатков. В первую очередь ухудшается состав выхлопа, и как следствие, более разрушительное воздействие автомобиля на окружающую среду. А если по какой-то причине выхлопные газы попадают в салон, там может ощущаться неприятный запах. Если не открывать окна для проветривания, начинает болеть голова — водитель и пассажиры получают слабый выброс СО и оксида азота.
Если каталитический нейтрализатор не удален должным образом или пламегаситель не установлен должным образом, на приборной панели могут постоянно гореть предупреждающие сообщения двигателя. Кроме того, возникают трудности с осмотром, а также может возникать неприятный дребезжащий звук во время движения.
Удаление катализатора и экология окружающей среды
экология мало кого интересует, а катализатор придуман специально для ее сохранения
Главный минус удаления катализатора – это фактически многократное увеличение токсичности выхлопа. Это означает загрязнение воздуха и ухудшение состояния окружающей среды. Конечно, для многих этот недостаток не является существенным. Да что там. Большинству людей все равно.
Особенно на фоне высоких цен на новые катализаторы. Потеря нескольких тысяч долларов во всяком случае более заметна и реальна, чем ухудшение экологии, о котором все говорят, но мало кто видит.
Стоит также добавить мнение, что малолитражный автомобиль без каталитического нейтрализатора, как правило, не так сильно влияет на окружающую среду. В частности, этот мизерный ущерб часто сравнивают с дымящими в небе фабриками, реактивными самолетами, многотонными кораблями и так далее. Мол, что моя беговая дорожка по сравнению со всем этим? Эта позиция представляется правильной. Но это просто работает.
Где лучше удалить катализатор
Снять блок воздухоочистителя можно самостоятельно – для этого нужно снять выпускной коллектор, разобрать нужный блок или вырезать его болгаркой. Однако для этого нужно точно знать, где находится каталитический нейтрализатор. Если пришлось резать болгаркой, понадобится еще и сварка. В случае самостоятельного вмешательства велик риск появления запаха в салоне или неприятного шума во время движения.
Лучше всего доверить эту работу профессионалам из автомастерской. Специалисты обязательно сделают все быстро и правильно, а также помогут подобрать оптимальный вариант катализатора: прошивку, «трюк» или пламегаситель.
Источник: kranigruz.ru