Что за программа убер

Подробный разбор фулфилмент-архитектуры компании Uber.

Как описано в [1], фулфилмент-сервис должен “получить намерение клиента и воплотить его путем подбора правильного набора провайдеров (исполнителей)”. Например, одно из возможных намерений клиента — это поездка из одной точки в другую, а провайдером в этом случае будет являться свободный водитель такси, находящийся как можно ближе к клиенту. Конечная цель фулфилмент-сервиса — это эффективный поиск свободных водителей рядом с клиентом.

В этой серии из двух статей мы подробно рассмотрим архитектуру фулфилмент-сервиса компании Uber, и каким образом происходит ее масштабирование по мере увеличения числа пользователей. В этой статье мы рассмотрим моделирование данных и архитектуру фулфилмент-сервиса предыдущего поколения, а в следующей мы поговорим о том, почему с увеличением числа пользователей компания Uber перенесла фулфилмент-сервис в Google Cloud Spanner и каким образом она осуществила этот переход.

Uber — обучающее видео для водителей

Обзор архитектуры высокого уровня

Архитектура высокого уровня, источник: [1]

На схеме выше изображена архитектура высокого уровня фулфилмент-сервиса предыдущего поколения компании Uber. В его основе лежат две модели данных: сущность доставки (Supply) и сущность поездки (Trip). Сущность поездки представляет единицу работы, а именно поездку из одной точки в другую, в то время как сущность доставки представляет человека, который может выполнить эту работу.

Сущность поездки

Сущность поездки моделируется как список путевых точек, где путевая точка (Waypoint) содержит информацию о местоположении (Location) и ряде задач (Task), которые мы можем выполнить в этой локации. Ниже приведен пример определения сущности поездки.

Дисклеймер: код в этой статье — это то, как я бы реализовал фулфилмент-сервисы Uber на основе информации из [1] и [2]. Я не работаю в Uber и не знаю, каким образом они реализованы на самом деле.

enum Task < PICK_UP DROP_OFF >class Location < long longitude; long latitude; >class WayPoint < Location location; Task task; >class Trip < Listpoints; > // Простая поездка может содержать две путевые точки, одну с задачей PICK_UP // и одну с задачей DROP_OFF.

Сущность доставки

Сущность доставки представляет собой ряд задач, которые необходимо выполнить водителю. Например, если водитель везет клиента в пункт назначения и принял запрос от нового клиента, сущность доставки для водителя будет иметь две путевые точки: одну для ​​текущего клиента — DROP_OFF и одну для нового клиента — PICK_UP.

Сервисы такси и доставки

Сущности поездки и доставки управляются сервисам такси и доставки соответственно. Эти два сервиса представляют собой независимые микросервисы, синхронизация данных которых происходит на уровне хранилища. Дополнительную информацию об этом можно найти в разделе о инфраструктуре ниже.

Геопространственный индекс

Геопространственный индекс хранит информацию о местоположении водителей и клиентов. Он используется для сопоставления местоположения клиента с местоположением водителей, то есть для поиска ближайших доступных водителей для конкретного клиента. Геопространственный индекс лежит в основе процесса сопоставления (matching process), поэтому его производительность крайне важна.
В компании Uber используется геолокационная кодировка под названием H3 [2]. Как показано на рисунке ниже, вся карта разделена на шестиугольники, так называемые ячейки. Каждой шестиугольной ячейке присваивается уникальный идентификатор в виде строки.

H3 делит карту на шестиугольные ячейки, источник: [2]

Библиотека H3 предоставляет функции для эффективного преобразования данных местоположения (долготы и широты) в идентификатор ячейки H3 и преобразования идентификатора ячейки H3 обратно в местоположение. [3]. Ниже приведен пример использования библиотеки H3.

Читайте также:
Google talk что это за программа на Андроид

function example() < const lat = 37.7955; const lng = -122.3937; const res = 10; return h3.geoToH3(lat, lng, res); >// output: «8a283082a677fff»

С геопространственным индексом нам не нужно никакое специальное обслуживание хранения или извлечения данных из базы данных. Следовательно, любая база данных может удовлетворить наши функциональные требования (но не обязательно требования к производительности!). Если бы мы использовали реляционную базу данных, мы могли бы определить следующую схему для хранения информации о водителе. В поле “location” хранится идентификатор ячейки h3.

create table driver ( driver_id INT NOT NULL, given_name VARCHAR(100), surname VARCHAR(100), location VARCHAR(30), available BOOLEAN, . ); create index driver_by_location_and_availability on table driver (location, available);

Если местоположение водителя обновляется, то реализация этого в сервисе сущности доставки может быть не сложнее оператора обновления базы данных, меняющего местоположение.

Сопоставление

Сопоставление (matching) — это процесс поиска доступных водителей для клиента. При использовании геопространственных кодировок процесс сопоставления предполагает выполнение двух шагов.

Шаг 1: найдите интересующие нас ячейки

На рисунке справа показаны пользователь и интересующая нас область (район).

Предположим, клиент находится на Рынковой улице, и мы хотим найти всех свободных водителей в этой области (выделенной красным кругом). Наши первые действия — это вызов функции h3.geoToH3() для получения идентификатора ячейки местоположения клиента. Затем мы вызываем функцию h3.kRing(), чтобы найти идентификаторы 6-ти шестиугольников, примыкающих к ячейке клиента. (Определение функции kRing() показано ниже.) Всего у нас будет 7 строк, покрывающих область внутри красного круга, и мы сохраним их в массиве под названием cells_of_interest.

Шаг 2: поиск в базе данных

Uber – история успеха самого дорогого стартапа

Все больше стартапов и оригинальных идей появляются с каждым месяцем. Не все компании становятся успешными, и не все стартаперы могут зарабатывать миллионы. Но иногда оригинальная и полезная для общества идея становится чрезвычайно популярной. Одним из таких предприятий является Uber – самый дорогой стартап в мире. Как основали стартап и как он стал таким успешным?

История основания Uber – создатели и идея

Перед тем, как изучать историю создания сервиса и его стремительную популярность, нужно разобраться с тем, кто его основал. Два предпринимателя уже были достаточно известными в своей сфере, они уже запустили несколько прибыльных проектов, поэтому развитие Uber не было первой амбициозной работой.

гаррет кэмп

Гаррет Кэмп, один из основателей, недавно создал проект StumbleUpon, который помогает искать необходимую информацию в сети. Компания Ebay купила у него это предприятие за 75 миллионов долларов. Но когда возникла идея Uber, Кэмп выкупил фирму назад, поэтому основные обязанности и управление выполнял его друг Трэвис Каланик – второй учредитель Uber.

Трэвис Каланик начала заниматься бизнесом еще в последних классах школы. Его считали прирожденным продавцом, потому что при желании он мог кому-угодно продать любые вещи. В 1998 году Каланик с друзьями создал бизнес, который разрабатывал сервисы обмена медиафайлами. Его задачей в компании был маркетинг. Через некоторое время предприниматель уже сам разработал проект, который продал за 19 миллионов долларов.

Читайте также:
Для чего нужна и как работает программа антиспам

трэвис калланик

Идея создать Uber появилась у Каланика и Кэмпа из-за того, что они больше часа ждали такси .

В 2008 году в Париже двое друзей обсуждали бизнес-планы и идеи, когда были вынуждены срочно отправиться в путь. Они больше часа искали свободное такси, находясь почти в центре города. Тогда и возникла идея оригинального стартапа, который помогал бы туристам и горожанам подбирать себе такси.

К созданию и разработке присоединился еще один предприниматель Оскар Салазар. Буквально через год в Сан-Франциско официально зарегистрировали компанию UberCab, а в 2010 году название сократили до Uber, и прототип проекта уже был готов. Управление фирмы сначала решили сами испытать программу, поэтому зарегистрировали в качестве первых таксистов самих себя.

Инвестиции и вложения

В отличие от большинства подобных компаний, основатели Uber не стремились развивать проект полностью на своих средствах. Почти с начала создания фирмы, они активно принимали инвестиции и вложения от посторонних компаний и предпринимателей. Туда вкладывали деньги Джефф Безос, Menlo Ventures, Goldman Sachs и множество других бизнес-проектов.

После этого инвестирования прекращаются, потому что руководство берет на себя Трэвис Каланик и Гаррет Кэмп. Они приняли решение получать финансирование в несколько раундов, каждый из которых определяли сами. Но как только Uber снова разрешали делать вложения, то суммы исчисляются миллиардами долларов.

Они активно расширялись благодаря иностранным вложениям, чтобы открывать фирму и в других странах. Так Uber за несколько лет захватили почти весь рынок такси в мире.

Протесты и запреты Uber

Несмотря на то, что Uber становится все более популярным, и казалось бы работает с выгодой для всех, но хватает в компании и протестующих. В первую очередь, это касается тех, кто до Uber занимался перевозками и работал в такси. Водители могли сами ставить стоимость поездки, выбирать пассажиров и по сути устанавливать свои правила. Хотя большинство таксистов таки должны иметь лицензию, но Uber отбирает у них работу.

Из-за этого в ряде стран начались протесты против Uber с требованиями запретить сервис в этой стране или ограничить его работу. Впервые это случилось, когда в США начали расследования по поводу того, что в некоторых водителей Uber нет лицензии таксиста. По мере расширения компании подобные протесты начались и в других странах. В большинстве случаев, это решалось тем, что Трэвис Каланик выплачивал штрафы (от 20 тыс. долларов за каждого водителя) и подписывал договор с компанией, которая подавала на них в суд. Но в целом, суть работы Uber не изменялась, а на репутацию компании никак не повлияли эти разбирательства.

протесты Uber

Через некоторое время фирма сталкивается со своим основным конкурентом Lyft. Это предприятие тоже стремительно развивается, но из-за высокого доверия клиентов и инвесторов, обойти на рынке Uber они не смогли.

В 2015 году доверие к этому сервису резко упало из-за того, что в Индии начали расследование нападения на девушку. Она заказала такси Uber и основным подозреваемым в этом деле был именно водитель. На некоторое время сервис запретили в Индии, но фирма смогла восстановить репутацию.

Не так давно суд в Милане принял решение о том, чтобы запретить Uber по всей Италии. Истцами были несколько таксопарков, которые теряли средства из-за сервиса. Раньше его запретили и в Испании, Нидерландах, Китае, на части территории Австралии и в некоторых городах США. Сейчас продолжаются судебные слушания о запрете Uber в Германии и Франции.

Но при этом, руководители компании продолжают получать прибыль от своего стартапа. Журналисты издания Wall Street Journal оценили прибыльность и стоимость фирмы в 50 миллиардов долларов. А в одном раунде финансирования Uber получает больше миллиарда долларов.

Читайте также:
Ccleaner для Windows что это за программа и нужна ли

Причины успеха Uber

Казалось бы – простая идея, которая помогает решить не самую сложную задачу. Так почему Uber за несколько лет стал одним из самых прибыльных стартапов в мировой истории?

Uber инвестиции

Этому есть несколько объяснений.

Опыт работы основателей

Большинство стартапов и успешных идей начинаются с минимальным капиталом в обычных людей, которые никогда не занимались бизнесом. Соответственно и реализация у проектов не самая лучшая. Стартапер видит проблему и в общем видит, как ее решить, но на деле реализовать ее намного сложнее. Как представлять идею? Где искать инвесторов? Как запустить компанию?

Какие юридические вопросы могут возникнуть?

У Каланика и Кэмпа такой проблемы не было. Они уже несколько раз запускали проекты с нуля, поэтому знали, как все правильно сделать. Они знали основные ошибки, с которыми можно столкнуться. Кроме того, оба предпринимателя уже были достаточно известны в этой сфере, поэтому доверие к ним было намного больше, чем было бы к обычному человеку.

Удачные время

2009 год был выгоден тем, кто хотел запустить проект, связанный с совместной экономикой, что было трендом в это время. Сотни разработчиков создавали программы, сайты и компании, которые могли упростить жизнь другим. Если бы в это время Uber не открыли Каланик и Кэмп, то это же сделал бы кто-то другой.

причина успеха убер

Жесткое управление

Многие казалось бы успешные идеи и компании становились банкротами из-за того, что не было системы управления и создателя, готового принимать правильные решения. В бизнесе необходимо умение искать среднее между “твердо стою на своем” и “готов идти на выгодные компромиссы”. Каждый шаг нужно просчитывать, чтобы остаться в выигрышном положении. И часто предприниматели настолько перестраховываются, что перестают развиваться и вынуждены продать или закрыть компанию.

Это не об Uber. Каланик изначально знал, какие опасности ждут его проект. По всему миру начались протесты, забастовки таксистов, правительство некоторых стран препятствовало деятельности Uber, но основатели компании продолжали работать. Сервис Uber – выгодный для бизнесменов и пользователей, поэтому они готовы были бороться, ведь в итоге все равно становились популярными.

Преимущества для пользователей

Суть Uber в том, чтобы максимально упростить для любого человека поиск автомобиля. Кроме этого, он имеет еще массу полезных свойств:

  • отсутствие языковых барьеров, потому что все можно сделать через приложение;
  • очень простая процедура заказа автомобиля;
  • низкая стоимость такси от Uber, потому что ее устанавливает компания, а не водитель такси;
  • продуманная система безопасности для водителей и пассажиров;
  • возможность заказа такси прямо с мобильного телефона, что существенно упрощает процесс.

Новые разработки

Вместе с тем, что основатели не боятся негативных реакций, они готовы рисковать. В интересные идеи, которые появляются в Каланика или Кэмпа, компания вкладывает средства и на собственном опыте проверяет большинство предложений.

К примеру, так запустилась UberBoat в Стамбуле, а в Индии компания предоставляет ту же услугу, но с рикшами. Фирма продолжает развиваться, несмотря ни на что.

Источник: kompanion.online

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru