Цифровая школа – уже не утопия. Это реальность. Интерактивная, интересная, многогранная и современная реальность.
Цифровая образовательная среда (ЦОС) – это цифровое пространство, состоящее из открытой совокупности информационных систем, которые объединяют всех участников образовательного процесса – администрацию школы, учителей, учеников и их родителей.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Слайд 1. Педагогический совет.
Цифровая образовательная среда как одно из условий создания пространства возможностей современного урока.
ЦЕЛЬ. Повышение ИКТ- компетентности учителя в общем информационном образовательном пространстве гимназии
ОСНОВНАЯ ЗАДАЧА . Как использовать возможности цифровой образовательной среды для повышения познавательного интереса обучающихся
Начать сегодняшний педсовет хотелось бы со слов американского философа Джона Дьюи: «Если мы будем учить сегодня так, как мы учили вчера, мы украдем у детей завтра».
«Научить человека жить в информационном мире — важнейшая задача современного образования».
Основы ЦОС: 10. Теорема Котельникова (ссылка на скачивание скрипта в описании)
Академик А.П. Семенов
Слайд 2. «Образование – величайшее из земных благ, если оно наивысшего качества. В противном случае оно совершенно бесполезно».
Качество образования — комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам, образовательным стандартам, федеральным государственным требованиям и / или потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы («Закон об образовании в РФ», п. 2.29).
«Качество образования определяется такими факторами как высокая компетентность педагогических работников, использование новейших педагогических технологий» так пишет Бабакова Т.А., советский и российский ученый-педагог.
Сегодня мир с большой скоростью идет по пути научно-технического прогресса, и уже никого не удивишь наличием компьютера – самого мощного и эффективного из всех существовавших до сих пор технических средств. Современный учебный процесс немыслим без применения информационных и коммуникационных технологий, без сочетания традиционных средств и методов обучения со средствами ИКТ.
Жизнь не стоит на месте. Цифровое пространство стало неотъемлемой составляющей жизни ребенка, начиная с раннего возраста. Таким образом, источником формирования его представлений об окружающем мире, общечеловеческих ценностях становятся не только родители, социальное окружение и образовательные организации, но и медиаресурсы.
Эпиграфом к моему выступлению станут слова академика Андрея Петровича Семёнова «Научить человека жить в информационном мире — важнейшая задача современного образования».
С 2019 по 2024 год в нашей стране реализуется Федеральный проект «Цифровая образовательная среда». ЦОС поможет оптимизировать систему школьного образования и позволит эффективно использовать современные технологии в процессе обучения. При этом об отмене традиционной классно-урочной системы речь не идет — отказываться от нее не планируется .
В Калужской области внедряется Моя школа. Это подмена права на образование образовательной услугой
О сновной задачей федерального проекта «Цифровая образовательная среда» является создание современной и безопасной цифровой образовательной среды, обеспечивающей высокое качество и доступность образования всех видов и уровней.
Хочу отметить, что реализация всех федеральных проектов во многом зависит от уровня цифровизации в системе образования. Приведу слова ректора Томского государственного университета, профессора, Эдуарда Владимировича Галажинского: «Цифра» дает колоссальные преимущества: можно, никого не догоняя, сразу быть впереди».
Что же такое Цифровая образовательная среда?
ВИДЕО (Николай Николаевич Дроздов о ЦОС)
Цифровая образовательная среда (ЦОС) – это цифровое пространство, состоящее из открытой совокупности информационных систем, которые объединяют всех участников образовательного процесса – администрацию школы, учителей, учеников и их родителей.
Цифровая образовательная среда включает комплекс информационных образовательных ресурсов, в том числе цифровые образовательные ресурсы, совокупность технологических средств ИКТ: компьютеры, иное ИКТ-оборудование, коммуникационные каналы, систему современных педагогических технологий, обеспечивающих обучение. Цифровая образовательная среда образовательной организации удовлетворяет требованиям ФГОС.
ЦОС должна обеспечить:
• использование современных процедур создания, поиска, сбора, анализа, обработки, хранения и представления информации;
• дистанционное взаимодействие всех участников образовательного процесса, в том числе в рамках дистанционного образования;
• дистанционное взаимодействие образовательного учреждения с другими организациями социальной сферы;
• повышение уровня сформированности ИКТ-компетенции педагогов ОО;
• возможность внедрения информационных технологий в практику преподавания всех учебных предметов;
• обеспеченность ОО необходимым оборудованием;
• условия для практического применения компьютерной техники и иных цифровых инструментов;
• возможность открытого доступа к информационным каналам глобальной сети Интернет и к ресурсам медиатек.
Реализация ЦОС обеспечит ученикам:
- получение доступа к электронному образовательному контенту;
- обучение в комфортной цифровой среде;
- повышение интереса к обучению;
- улучшение результатов освоения образовательной программы;
- развитие проектно-исследовательской деятельности, в том числе с применением облачных технологий;
- формирование осознанного выбора профессии на основе полученных цифровых компетенций.
Реализация ЦОС обеспечит учителям:
- повышение удобства мониторинга за образовательным процессом;
- получение дополнительных возможностей для саморазвития;
- формирование новых возможностей организации образовательного процесса;
- формирование новых условий для мотивации учеников;
Реализация ЦОС обеспечит родителям:
- расширение образовательных возможностей для ребенка;
- повышение прозрачности образовательного процесса за счет информирования об успеваемости и посещаемости ребенка в реальном времени;
- облегчение коммуникации со всеми участниками образовательного процесса.
Реализация ЦОС обеспечит школе:
- повышение эффективности использования ресурсов за счет переноса части нагрузки на информационно-коммуникационные технологии;
- расширение возможностей образовательного процесса за счет сетевой организации;
- расширение возможностей коммуникации со всеми участниками образовательного процесса.
Цифровая образовательная среда (ЦОС) образовательного учреждения включает:
- Комплекс информационных образовательных ресурсов, в том числе цифровые образовательные ресурсы;
Цифровые образовательные ресурсы — это совокупность данных в цифровом виде, применимая для использования в учебном процессе. К ЦОР относятся: ресурсы, размещенные в Интернет; ресурсы, размещенные на оптических носителях (электронные учебные издания); комбинированный продукты сеть-диск.
- Систему современных педагогических технологий, обеспечивающих обучение в современной цифровой образовательной среде.
- Цифровые технологии.
Цифровые технологии – информационно-коммуникационные, телекоммуникационные, виртуальные, мультимедийные технологии, позволяющие обеспечить сбор и представление информации о различных объектах с целью обеспечения удаленного взаимодействия между ними и управления ими.
Профессиональная ИКТ-компетентность педагога – одно из требований профстандарта педагога и определена как «квалифицированное использование общераспространенных в данной профессиональной области средств ИКТ при решении профессиональных задач там, где нужно и тогда, когда нужно».
Педагогические работники должны владеть ИКТ и осуществлять свою деятельность по использованию ИКТ на высоком профессиональном уровне.
Таким образом, педагог, своей профессиональной деятельности просто ОБЯЗАН быть ИКТ-компетентным.
ИКТ-компетентность педагога включает в себя три компонента:
1. Общепользовательский компонент;
2. Общепедагогический компонент;
3. Предметно-педагогический компонент.
Остановлюсь кратко на каждом из этих компонентов.
Общепользовательская ИКТ-компетентность включает в себя пользовательские навыки, в том числе использование видео- фотосъемки, умение использования систем мгновенных сообщений, навыки поиска в сети Интернет и базах данных с соблюдением этических и правовых норм использования ИКТ.
Общепедагогическая ИКТ-компетентность связана с глубокой перестройкой методики обучения и содержания образования: применение информационных технологий для разных форм образовательной деятельности: индивидуальной, групповой, коллективной; планирование проектной деятельности с учетом возможностей ИКТ; использование доступных ресурсов Интернета; использование интерактивных моделей, виртуальных лабораторий, интерактивной доски; использование дистанционных ресурсов при подготовке домашних заданий; подготовка заданий и тестов в электронном виде . Немаловажным является задача педагога – привлечение обучающихся к активному участию в образовательном процессе, используя для этого современные средства коммуникаций: электронную почту, форум, Skype и т. п.
Предметно-педагогическая ИКТ-компетентность соответствует области деятельности и определена следующим образом: учителю необходимо владеть расширенными приемами самостоятельной подготовки дидактических материалов и рабочих документов, что позволит запланировать и организовать комплексное использование средств ИКТ в образовательном процессе.
Урок, как основная форма организации обучения – это то место, где сходятся результаты долгих дидактических и методических поисков, где происходит встреча субъектов, в результате которой каждый из них меняется, приобретая что-то новое. В информационно-образовательной среде уроки приобретают свои особенности: изменяется позиция учителя на уроке, учебный процесс индивидуализируется, в связи с чем активизируется познавательная деятельность обучающихся, возможность сочетания различных форм познавательной деятельности вне рамок одной образовательной организации, совместная интерактивная деятельность не только педагогов и специалистов в различных областях знаний с целью повышения научного уровня урока, но и учебный диалог между удаленными группами обучающихся, использование баз данных и лабораторных комплексов с удаленным доступом. Все это требует от педагога высокого уровня владения ИКТ, а движущийся вперед научно – технический прогресс побуждает постоянно совершенствоваться в этом направлении.
Использование современных цифровых технологий дает учителю возможность провести любой урок на более высоком техническом уровне, насыщают урок информацией, помогают быстро осуществить комплексную проверку усвоения знаний. Учащиеся более глубоко и осознанно воспринимают информацию, поданную ярко, необычно, что облегчает им усвоение сложных тем.
Педагогам необходимо знать и при необходимости уметь использовать такие технологии как:
Графический способ подачи информации, данных и знаний, целью которого является быстро и чётко преподносить сложную информацию. Одна из форм информационного дизайна, содержит текст, графику, статистику. Это наглядные инструкции, информационные таблички, дидактические материалы
Облако тегов (облако слов) – это визуальное представление списка категорий (или тегов, также называемых метками, ярлыками,
ключевыми словами и т. п.) Используется для описания ключевых слов (тегов) на веб-сайтах, или для представления неформатированного текста и т.д.
Аналог традиционной стенгазеты, но в сети. На стене можно размещать тексты, документы, графику, анимацию, видео, фото, стикеры, календари, ссылки. Сервис позволяет работать коллективно с применением компьютеров, планшетников, айфонов
Интерактивные плакаты и
Сетевой плакат, на котором можно размещать ссылки на различные ресурсы (сайты, видео и т.д.), которые будут открываться с данного плаката. Сетевая электронная книга, которую можно верстать в облаке
Это одновременно наука и искусство, сочетающая в себе психологические, управленческие и прочие аспекты. В древности это называлось сказительством (придумывали истории, основанные на реальных фактах, придавали им
немного загадочности, мистики). В современном варианте искусство cторителлинга используется для развития коммуникации, в качестве маркетингового приёма и т.д.
Сервисы для создания временно-событийных линеек. На временную шкалу наносятся факты, которые можно сохранить и использовать при изучении различных наук
“Лонгрид” (долгое чтение) – формат подачи информации,
предназначенный для мультимедийного рассказа длинных, “глубоких” историй. Применяется для разработки и презентации проектов, исследований, экспериментов. Может включать тексты, цитаты, большие панорамные и маленькие картинки, видео, ссылки, мультимедийные модули
Видео, графика, звук. Сервисы, позволяющие в сети обрабатывать мультимедиа, вести диалог, создавать мультимедийный контент
Способ подачи сложной информации или рекламы просто, с применением эффектов анимации
Геосервисы – это набор согласованных инструментов для доступа и манипулирования геоинформацией, которая представляется в виде карт
материалы и ресурсы
для реализации геймификации
Сетевые интерактивные сервисы для создания различных дидактических материалов, игровые образовательные сервисы, сетевые сервисы для создания коллажей, логотипов и т.д.
Дополненная реальность. При считывании кодов происходит переход на ресурс, которые закодирован.
Цифровая школа – уже не утопия. Это реальность. Интерактивная, интересная, многогранная и современная реальность.
Уважаемые коллеги, свое выступление хочется завершить короткой притчей.
Стояли рядом два плуга. Один был ржавый и некрасивый, а второй весь блестящий, начищенный. Ржавый плуг с завистью смотрел на то, как солнце отражается на блестящих боках соседа. Однажды он не выдержал и сказал:
— Это несправедливо! Мы с тобой одинаковые. Но ты такой красивый, весь блестишь, а я нет. Должно быть равноправие!
Второй плуг усмехнулся и сказал:
— Должна быть справедливость! Я с раннего утра и до позднего вечера работаю, поэтому и блещу. Мне просто некогда ржаветь!
Я желаю вам достичь высот в создании цифровых образовательных ресурсов, никогда не опускать руки, мыслить нестандартно, быть творческими и проявлять креативность.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
МЕТОДИЧЕСКИЙ ДОКЛАД ПО ТЕМЕ: «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ СОВРЕМЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ КАБИНЕТА МАТЕМАТИКИ В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА К ФГОС НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ»
Краткое освещение темы по следующим вопросам:1.НЕОБХОДИМОСТЬ СОЗДАНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ КАБИНЕТА МАТЕМАТИКИ. 2.ПОНЯТИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ УЧЕБНОГО.
Создание современной и безопасной цифровой образовательной среды, обеспечивающей высокое качество и доступность образования.
Тема моего выступления: «Создание современной и безопасной цифровой образовательной среды, обеспечивающей высокое качество и доступность образования».
Возможности цифровой образовательной среды «ЯКласс» в условиях дистанционного и смешанного обучения.
ЯКласс» -это один из лучших образовательных проектов Сколково. Это эффективный инструмент мобильного онлайн и офлайн обучения, реализации ФГОС и достижения высоких образовательных результат.
Курсы «Применение современных информационно-коммуникационных и цифровых технологий в условиях функционирования цифровой образовательной среды»
Проект урока ЦОС.
Создание современной цифровой образовательной среды на платформе Google Classroom для студентов, изучающих дисциплину «Информатика»
В рамках научного марафона «Дорогой знаний», посвященного 210-летию со дня рождения Н.И. Пирогова, состоялась заочная научно-практическая конференция «Пироговские чтения — 2020».
Перспективы и новые возможности развития качества образования через работу школьных методических объединений в условиях цифровой образовательной среды
Перспективы и новые возможности развития качества образования через работу школьных методических объединений в условиях цифровой образовательной среды.
Использование возможностей современной цифровой образовательной среды для развития функциональной грамотности обучающихся на уроках литературы
Методический продукт проблемно-творческой группыгородского профессионального объединения учителей русского языка и литературы[1]:Комплект методических разработок уроков по литературе с использованием .
Источник: nsportal.ru
К чему приведет эксперимент по внедрению цифровой образовательной среды
Минпросвещения России на федеральном портале проектов нормативных правовых актов опубликовало проект постановления правительства РФ о проведении эксперимента по внедрению целевой модели цифровой образовательной среды. Этот эксперимент по внедрению в российских школах и колледжах цифровой образовательной среды планируется начать с сентября 2020 года. Также постановлением утверждается целевая модель цифровой образовательной среды.
Как сказано в документе:
Провести с 1 сентября 2020 г. по 31 декабря 2022 г. эксперимент по внедрению целевой модели цифровой образовательной среды в сфере общего образования, среднего профессионального образования и соответствующего дополнительного профессионального образования, профессионального обучения, дополнительного образования детей и взрослых.
Что такое цифровая образовательная среда?
Из проекта следует, что цифровая образовательная среда (ЦОС) – это совокупность условий, созданных для реализации образовательных программ с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий. Иными словами, это все те инструменты, которые уже есть у российских школ, и которых еще нет (их сильно не хватало при дистанционном обучении):
- электронные журналы и дневники;
- платформы для получения и обмена информацией;
- сервисы для связи с учителями и учениками в чатах и в режиме видеоконференций;
- инструменты для создания проектов и презентаций;
- платформы для выполнения заданий в режиме онлайн.
«Цифровая образовательная среда» — один из федеральных проектов национального проекта «Образование». В его рамках еще в 2019 году запланировали выделить 3 миллиарда рублей на развитие необходимой для эксперимента инфраструктуры в 1,7 тысячи российских школ. По проекту федерального бюджета, финансирование проекта составит более 44 миллиардов рублей в 2020-2022 годах.
Как будет проходить эксперимент
Эксперимент по апробации федеральной информационно-сервисной платформы цифровой образовательной среды с 1 сентября стартует в следующих регионах РФ:
- Алтайском и Пермском крае;
- Сахалинской, Тюменской, Челябинской, Астраханской, Калининградской, Калужской, Кемеровской, Нижегородской, Новгородской, Новосибирской, Московской областях;
- Ямало-Ненецком автономном округе.
Школы в регионах-участниках получат высокоскоростной доступ в интернет со скоростью не менее 100 Мб/с в городской местности и не менее 50 Мб/с в сельской местности. Все учебные заведения оснастят компьютерами, программным обеспечением и презентационным оборудованием. За два года в них должна быть создана современная и безопасная цифровая образовательная среда, обеспечивающая высокое качество и доступность образования всех видов и уровней.
После завершения эксперимента к 2024 году целевая модель ЦОС будет внедрена по всей России. 100% образовательных организаций будут обеспечены скоростным доступом в интернет.
И ни слова про дистанционное обучение. Однако шум после публикации проекта поднялся нешуточный.
Как родители восприняли проект о внедрении ЦОС
Большинство родителей и даже учителей решили, что эксперимент по внедрению ЦОС – это шаг к полному переходу на дистанционное образование в российских школах. И это вызвало негодование. Отказ от очной системы образования граждане назвали преступлением и выразили готовность защищать право детей на полноценное и качественное среднее образование.
Чиновники опровергли связь ЦОС с дистанционным обучением
В Минпросвещения РФ заявили, что информация о том, что проект о внедрении ЦОС приведет к переводу всех школ на дистанционное обучение на постоянной основе является недостоверной и не имеет под собой оснований. Чиновники пояснили, что внедрение целевой модели цифровой образовательной среды направлено на расширение доступа российских школ и учеников к качественным программам обучения и применения новых современных технологий. Но он не предполагает ухода от традиционных занятий в школах.
Как пояснили в ведомстве, цифровая образовательная среда предполагает высокоскоростной интернет в школах, обеспечение соответствующей техникой и широкий набор сервисов, расширяющих интерактивность процесса обучения, но «не подменяющих собой живое общение с педагогом на уроках». Как рассказал журналистам министр просвещения РФ Сергей Кравцов:
Речь идет не о замене одного вида обучения, – очного – другим, дистанционным, а о возможностях использования в очном образовательном процессе некоторых элементов цифровых программ, например материалов Российской электронной школы, собравшей лучшие методики и уроки лучших учителей страны. Еще раз подчеркну: мы рассчитываем начать учебный год традиционно в сентябре и все школьники сядут вновь за парты.
В министерстве напомнили, что вынужденный переход всех российских школ на дистанционное обучение весной этого года, «высветило зоны, требующие существенного улучшения в техническом и материальном оснащении». Внедрение цифровой образовательной среды должно исправить ситуацию и защитить от неожиданностей при таких вынужденных мерах, если они потребуются в дальнейшем. Кроме того, само дистанционное обучение также может быть востребовано, но не глобально, а тотально: например при объявлении карантина по инфекционному заболеванию в отдельно взятом классе или школе или для учеников, которые из-за травм не могут длительное время посещать занятия.
А как вы относитесь к эксперименту по внедрению ЦОС в школах? Расскажите!
Источник: dzen.ru
Цифровая среда как инструмент повышения качества образования
В последнее время в сфере образования происходят огромные изменения. Эти изменения связаны с внедрением в образовательный процесс новых информационных технологий. Одним из ключевых факторов успешности в освоении этих технологий является интеграция цифровой образовательной среды.
Цифровая образовательная среда в системе среднего и высшего образования
- Нормативное регулирование.
- Информационная инфраструктура.
- Автоматизация процессов.
К концу 2024 года этот процесс должен затронуть 25% школ в 75 регионах.
Организация построения ЦОС
На реализацию проекта ЦОС выделено более 5 млрд руб. в федеральном бюджете, а также более 1 млрд руб. из внебюджетных источников. В рамках проекта планируется создание цифровой среды для школ, в том числе для организации дистанционного обучения и создание необходимой инфраструктуры для школ и вузов.
Что происходит с цифровой средой сейчас?
Уже сейчас школы и вузы обеспечивают высокоскоростным доступом к сети Интернет и внедряют современные технологии в учебный процесс. Платформа содержит учебные материалы в электронном формате. ЦОС интегрирована с системой образования, чтобы у учителей появилась возможность не только контролировать успеваемость учеников, но и выстраивать образовательную траекторию.
Пролонгация федеральной программы «Цифровая образовательная среда»
Министерство просвещения РФ опубликовало документ, подготовленный совместно с Минобрнауки и Минкомсвязью. В него вошли изменения, которые касаются обновления сроков программы финансирования проекта ЦОС. Проект создан в целях поддержки государственных и муниципальных образовательных организаций.
Что это означает?
Пролонгация федеральной программы ЦОС означает, что государство продолжит оказывать финансовую поддержку образовательным организациям, которые хотят внедрять инновационные технологии в учебный процесс.
Планируется, что в рамках проекта для учебных заведений по всей территории РФ будет приобретено компьютерное, мультимедийное, презентационное оборудование и программное обеспечение, а также расходные материалы и средства обучения и воспитания.
Последние разработки в сфере образования: SmartTV «Эмеральд», системы «IT-куб» и оборудование ЦОС
В начале 2000-х годов на рынке была масса ТВ-панелей, собранных за рубежом. Но с развитием технологий и ростом спроса на продукцию отечественных производителей ситуация изменилась. Сейчас в России производятся телевизоры с жидкокристаллическими матрицами и комплектуются драйверами. Многие из них поставляются в рамках нацпроекта ЦОС, как например, SmartTV «Эмеральд» российской сборки.
Широкоформатный матричный LED-телевизор «Эмеральд» отличается высокой четкостью изображения в Ultra HD (4K) и широким углом обзора, благодаря разрешению экрана 16:9. Телевизор имеет встроенный модуль Wi-Fi и поддержку технологии Smart TV.
Также в нашем портфеле есть и более системные решения, подходящие под критерии данного документа:
- Набор оборудования центра цифрового образования «IT-куб» для обучения школьников информатике и программированию. Набор включает в себя смартфоны, компьютеры, устройства смешанной и виртуальной реальности с предустановленной системой администрирования.
- Набор оборудования для внедрения целевой модели цифровой образовательной среды, предназначен для выполнения задач по созданию и внедрению ЦОС в образовательных организациях. В состав набора входят комплекты оборудования, средства администрирования, программное обеспечение, а также методические материалы.
Эффективность интеграции ЦОС
На данный момент платформа ЦОС представляет собой единую точку доступа к ресурсам разных провайдеров. В прошлом году в системе появилась возможность авторизации по профилю на Госуслугах и усовершенствовался функционал личного кабинета.
ЦОС значительно расширяет возможности обучения, поскольку:
- дает возможность учащимся самостоятельно выбирать и изучать учебные курсы;
- позволяет выявлять пробелы в знаниях школьников и их образовательные интересы;
- облегчает работу педагогам – контролировать качество освоения учебной программы и выполнять учебный план становится гораздо проще;
- способствует развитию логического, системного и творческого мышления;
- дает возможность ученикам общаться с учителями в режиме онлайн — это особенно важно для подготовки к участию в олимпиадах и сдаче экзаменов.
Источник: fgoskomplekt.ru