.В своем реферате я хочу рассмотреть некоторые из стандартных программ, которыми многие пользуются ежедневно, а для некоторых они значительно облегчают работу с компьютером, как, например, программы Мастера специальных возможностей, позволяющие пользователям с физическими недостатками полноценно работать с ПК. Я расскажу об основных функциях и характеристиках таких программ, как Paint, WordPad, Блокнот, Адресная книга, Калькулятор, Диспетчер устройств, Записки-стикеры, программы Мастера специальных возможностей и стандартные программы средств мультимедиа.
Прикрепленные файлы: 1 файл
Инженерный калькулятор, кроме строки меню и индикатора, содержит три безымянные области с опциями: Hex (Шестнадцатеричное), Dес (Десятичное), Oct (Восьмеричное), Bin (Двоичное); Deg (Градусы), Rad (Радианы), Grad (Градиенты) и Inv (Инвертировать), Hyp (Гиперболический), а также расширенную клавиатуру.
Опции в первой области предназначены для выбора системы представления чисел и соответствующей системы счисления. Наряду с традиционным десятичным (Dec) представлением можно выбрать шестнадцатеричное (Hex), восьмеричное (Oct) или Двоичное (Bin). Щелчком мыши на соответствующей опции можно производить переключение между четырьмя возможными системами счисления.
Средство №1 от изжоги, ГЭРБ и кислотного рефлюкса 🔥
Опции второй области предназначены для работы с тригонометрическими функциями и позволяют выбрать единицу измерения углов: в градусах (Deg), радианах (Rad) или градах (Grad), но только в десятичной системе счисления.
Связь калькулятора с другими программами
Посредством буфера промежуточного хранения Windows и стандартный, и инженерный калькулятор могут обмениваться данными с другими прикладными программами. Чтобы передать цифровые данные из калькулятора, нужно воспользоваться командой Копировать меню Правка, а чтобы принять их — командой Вставить.
Если передаваемая из приложений WordPad, Блокнот и т.п. информация представляет собой обычные числа, то они будут приняты калькулятором и впоследствии могут быть обработаны. Пробелы между цифрами могут вводиться совершенно произвольно, поскольку они просто игнорируются.
Диспетчер устройств
Диспетчер устройств — утилита для вывода на экран списка запущенных процессов и потребляемых ими ресурсов (в частности статус, процессорное время и потребляемая оперативная память). Также есть возможность некоторой манипуляции процессами.
Когда необходима немедленная информация о состоянии системы, Диспетчер задач (Task Manager) является самым подходящим инструментом. Доступ к Диспетчеру задач можно получить с помощью нажатия комбинации клавиш и щелчке на кнопке Диспетчер задач (Task Manager).
Кроме этого, можно щелкнуть правой кнопкой мыши на панели задач и выбрать пункт Диспетчер задач (Task Manager). Методы использования Диспетчера задач для решения возникающих проблем рассматриваются в следующей таблице
Использование Диспетчера задач для решения возникающих проблем
Вкладка диспетчера задач
Как установить / переустановить драйвера на тачпад Synaptics? Решение здесь.
Действия по исправлению проблем
Проверить состояние открытого приложения.
Завершить выполнение приложения с помощью щелчка на приложении и щелчка на кнопке Завершить задачу (End Task)
Проверить потребление центрального процессора и оперативной памяти для работающих процессов.
Завершить процессы, щелкнув правой кнопкой на процессе и выбрав Завершить процесс (End Process) из контекстного меню.
Наблюдать за центральным процессором, файлом подкачки и использованием физической памяти.
Следить за использованием сети на каждом сетевом адаптере.
Проверить список зарегистрированных пользователей.
Завершить регистрацию пользователя.
Отключить пользователя (сеансы и приложения остаются запущенными).
Часто пользователи сталкиваются со снижением быстродействия системы из-за зависшего приложения. Диспетчер задач позволяет быстро завершить процесс зависшего приложения и предоставить пользователю возможность продолжать работу без перезагрузки компьютера.
Если необходимо быстро получить информацию о состоянии системы и список работающих и зависших процессов, Диспетчер задач оказывается наиболее подходящим инструментом.
Стандартные средства мультимедиа
К основным стандартным средствам мультимедиа относятся программы: Регулятор громкости, Лазерный проигрыватель, Универсальный проигрыватель и Звукозапись. Эти программные средства находятся в категории Программы — > Стандартные — > Развлечения.
Регулятор громкости
Программа Регулятор громкости является базовым регулятором громкости всей компьютерной системы. Это значит, что она играет центральную роль, и все регулировки громкости программ или аппаратных средств действуют только в пределах, первично заданных Регулятором громкости.
После установки Регулятора громкости на панели индикации создается значок. Щелчок левой кнопки мыши на этом значке открывает мастер-регулятор, оказывающий влияние на все звуковые устройства, установленные в компьютере. Щелчком правой кнопки мыши можно открыть расширенное окно, в котором можно задать громкость, стереобаланс и установки тембра для каждого из устройств отдельно.
Лазерный проигрыватель
Программа Лазерный проигрыватель (рис.3.39) предназначена для воспроизведения музыкальных аудиодисков с помощью дисковода CD-ROM.
Программа позволяет управлять режимом воспроизведения (непрерывное воспроизведение, произвольное воспроизведение, ознакомительное воспроизведение) звуковых, дорожек, имеет экранные элементы управления, соответствующие органам управления CD-проигрывателей, и позволяет создавать и редактировать списки воспроизведения.
Универсальный проигрыватель
Программу Универсальный проигрыватель тоже можно использовать для воспроизведения аудиодисков, хотя она и не имеет столь широкого набора функций, как Лазерный проигрыватель (в частности, в ней нет средств для работы со списками воспроизведения).
С другой стороны, она отличается высокой универсальностью и позволяет воспроизводить не только звукозаписи, но и видеозаписи, представленные в многочисленных форматах. В тех случаях, когда в электронно-текстовых документах встречаются мультимедийные объекты, они воспроизводятся именно этим стандартным средством Windows
Программа Звукозапись
Программа Звукозапись предназначена для самостоятельного создания файлов звукозаписи. В качестве источника звука может использоваться микрофон, дисковод CD-ROM или внешнее устройство.
Программа имеет графические элементы управления, эквивалентные органам управления обычного бытового магнитофона. Создаваемые звуковые файлы могут проходить ограниченное редактирование с наложением некоторых эффектов (изменение скорости звукозаписи, громкости, эффект «Эхо», обращение звукозаписи). Программа позволяет создавать аудиоклипы небольших размеров, которые можно использовать в звуковых схемах оформления системных событий.
Мастер специальных возможностей
Мастер специальных возможностей помогает выполнить процесс настройки компьютера в соответствии с индивидуальными особенностями пользователя. Режимы специальных возможностей (такие, как залипание клавиш, субтитры и и управление указателем с клавиатуры) помогают пользователям с физическими недостатками полноценно работать с компьютером. Некоторые из этих средств, например управление указателем с клавиатуры, могут заинтересовать и более широкий круг пользователей. После того, как специальные возможности были настроены, доступ к ним осуществляется с помощью панели управления и меню Специальные возможности.
Общие сведения об экранной клавиатуре
Экранная клавиатура — это приложение, отображающее виртуальную клавиатуру на экране и позволяющее людям с ограниченной подвижностью печатать на экране с помощью указателя мыши или джойстика. Экранная клавиатура предназначена для облегчения работы людей с ограниченной подвижностью.
Экранная клавиатура поддерживает три режима ввода данных.
Режим использования кнопок мыши, при котором нужно щелкнуть выбранные клавиши кнопкой мыши.
Режим сканирования, при котором на экранной клавиатуре выделяются области в которых можно вводить символы путем нажатия сочетания клавиш или используя кнопочное устройство ввода.
Режим ожидания, при котором в течении времени ожидания символ выделяется указателем мыши или джойстиком и по истечении этого времени печатается автоматически.
Экранная клавиатура также предоставляет следующие возможности.
Отображение расширенной клавиатуры с цифровой частью или отображение стандартной клавиатуры без цифровой части.
Отображение обычной раскладки клавиатуры или блочной раскладки, при которой клавиши сгруппированы в прямоугольные блоки. Блочная раскладка клавиатуры удобна в режиме сканирования.
Отображение стандартной клавиатуры (101 клавиша), универсальной клавиатуры (102 клавиши) или клавиатуры с дополнительными японскими символами (106 клавиш).
Использование режима Звуковое подтверждение для выдачи звукового подтверждения при выборе клавиши.
Использование режима Поверх остальных окон для сохранения экранной клавиатуры на экране при переключении между программами или окнами.
Общие сведения об экранной лупе
Программа «Экранная лупа» облегчает работу с экраном пользователям с нарушениями зрения. Она выводит отдельное окно, в котором отображается увеличенная часть экрана. Кроме того, для облегчения восприятия в окне лупы нетрудно изменить цветовую схему. Можно переместить или изменить размеры окна лупы, либо перетащить его к краю экрана и закрепить в этом месте. Экранная лупа наверняка пригодится людям со слабым зрением.
При работе с экранной лупой можно выполнять следующие действия:
- изменять степень увеличения;
- изменять размеры окна лупы;
- изменять положение окна лупы на рабочем столе;
- обращать экранные цвета.
Кроме того, лупа имеет ряд параметров слежения, обеспечивающих следующие режимы:
- следование за перемещениями указателя мыши по экрану;
- следование за фокусом ввода (положением курсора);
- следование за вводом текста.
Когда окно экранной лупы открыто, его можно щелкнуть правой кнопкой мыши для изменения параметров экранной лупы или выхода из программы.
Общие сведения о диспетчере служебных программ
Диспетчер служебных программ позволяет проверять состояние программ специальных возможностей, а также запускать их и останавливать. Пользователи с доступом на уровне администратора могут устанавливать программы на запуск при запуске диспетчера служебных программ. Пользователи могут также запускать программы служебных возможностей перед регистрацией на компьютере, нажав клавишу Windows + Uна экране приветствия.
С помощью диспетчера служебных программ можно настроить Windows на автоматический запуск программ специальных возможностей при каждом входе в систему, закреплении элементов рабочего стола или запуске диспетчера служебных программ. Например, вы можете указать, что программа «Экранная лупа» должна запускаться автоматически при входе в систему. Это позволит каждый раз при входе в систему пропускать все шаги для открытия программы «Экранной лупы».
Встроенными программами, доступными из диспетчера служебных программ, являются «Экранная лупа», «Экранный диктор» и «Экранная клавиатура». Программа озвучивания текста «Экранный диктор» запускается при запуске диспетчера служебных программ. Это обеспечивает пользователям с полной или частичной потерей зрения немедленный доступ к диспетчеру служебных программ.
Заключение
Жизнь современного человека очень трудно представить без компьютера, для многих утро начинается со стандартной мелодии запуска Windows, которую, без сомнения, узнает каждый. С момента появления первой операционной системы было разработано множество программ, облегчающих жизнь пользователям. Операционная система Windows имеет целый арсенал встроенных программ, которыми не грех воспользоваться при отсутствии более профессиональных аналогов, а для пользователей ПК, только начавших свой путь в мире высоких компьютерных технологий, они станут хорошей платформой для старта и обучения. При помощи стандартных программ можно рисовать, набирать текстовые документы, общаться по электронной почте, смотреть фильмы и слушать музыку.
Литература:
- Волков В.И. «Понятный самоучитель работы в Windows». Издательский дом «Питер», С-Пб. 2001
- А.Левин. Самоучитель полезных программ. – М.: «Нолидж», 2000. – 496 с., ил.
- Балдин К. В., Уткин В. Б. Информатика: Учебник для студ. вузов. — М. : ПРОЕКТ, 2003. — 302 с.
- Могилев А.В., Пак Н.И., Хённер Е.К Информатика. – М.: Академия, 2004. – 848с.
- Леонтьев В.П. Персональный компьютер. Карманный справочник. — М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2004.
Источник: www.referat911.ru
Технология разработки ПО
Прежде чем приступить к рассмотрению средств разработки, которые могут быть применены для создания программ, необходимо определиться с основными понятиями, терминами.
Средства разработки программного обеспечения – совокупность приемов, методов, методик, а также набор инструментальных программ (компиляторы, прикладные/системные библиотеки и т.д.), используемых разработчиком для создания программного кода Программы, отвечающего заданным требованиям.
C учетом данного определения термин «Разработка программ» будет звучать следующим образом:
Разработка программ – сложный процесс, основной целью которого является создание, сопровождение программного кода, обеспечивающего необходимый уровень надежности и качества. Для достижения основной цели разработки программ используются средства разработки программного обеспечения.
Основные средства, используемые на разных этапах разработки программ
В зависимости от предметной области и задач, поставленных перед разработчиками, разработка программ может представлять собой достаточно сложный, поэтапный процесс, в котором задействовано большое количество участников и разнообразных средств. Для того, чтобы определить, когда и в каких случаях какие средства применяются, выделим основные этапы разработки программного обеспечения. Наибольший интерес для проблематики рассматриваемого вопроса представляют следующие этапы процесса разработки:
- Проектирование приложения.
- Реализация программного кода приложения.
- Тестирование приложения.
Здесь сознательно опущены этапы, связанные с написанием технического задания, планирования сроков, бюджета и т.д. Причина этого заключается в том, что на данных этапах, за редким исключением, практически не используются специфические средства разработки.
Средства проектирования приложений
На этапе проектирования приложения в зависимости от сложности разрабатываемого программного продукта, напрямую зависящего от предъявляемых требований, выполняются следующие задачи проектирования:
- Анализ требований.
- Разработка архитектуры будущего программного обеспечения.
- Разработка устройств основных компонент программного обеспечения.
- Разработка макетов Пользовательских интерфейсов.
Результатом проектирования обычно является «Эскизный проект» (Software Design Document) или «Технический проект» (Software Architecture Document). Задача «Анализ требований» обычно выполняется с использованием методов системологии (анализа и синтеза) с учетом экспертного опыта проектировщика. Результатом анализа обычно является содержательная или формализованная модель процесса функционирования программы. В зависимости от сложности процесса для построения данных моделей могут быть применены различные методы и вспомогательные средства. В общем случае для описания моделей обычно применяются следующие нотации (в скобках приведены программные средства, которые могут быть использованы для получения моделей):
- BPMN (Vision 2003 + BPMN, AcuaLogic BPMN, Eclipse, Sybase Power Designer);
- блок-схемы (Vision 2003 и многие другие);
- ER-диаграмы (Visio 2003, ERWin, Sybase Power Designer и многие другие);
- UML-диаграмы (Sybase Power Designer, Rational Rose и многие другие);
- макеты, мат-модели и т.д.
Результаты анализа позволяют сформировать обоснованные требования к той или иной функциональности разрабатываемой программы и просчитать реальную выгоду от внедрения разрабатываемого продукта.
Средства реализации программного кода
Правильный выбор языка программирования поможет создать компактное, простое в отладке, расширении, документировании и исправлении ошибок решение. При выборе языка программирования учитываются следующие факторы:
- целевая платформа;
- гибкость языка;
- время исполнения проекта;
- производительность;
- поддержка и сообщество.
Целевая платформа
Самым важным фактором является платформа, на которой программа будет работать. Рассмотрим для примера Java™ и C. Если программа написана на C и должна работать на машинах с Windows® и Linux®, потребуются компиляторы для платформ и два разных исполняемых файла.
Аналогичный аргумент применим и для Web-сайтов. Они должны выглядеть и работать одинаково во всех браузерах. Использование тегов CSS3 и HTML5 без проверки совместимости с браузерами приведет к разному отображению и поведению сайта в разных браузерах.
Гибкость
Гибкость языка определяется тем, насколько легко можно добавлять к существующей программе новые функциональные возможности. Это может быть добавление нового набора функций или использование существующей библиотеки для добавления новой функциональности.
Рассмотрите следующие вопросы, связанные с гибкостью:
- Можно ли использовать новую функциональность без подключения новой библиотеки?
- Если нет, доступна ли эта функциональность в библиотеке языка?
- Если эта функциональность не встроена в язык и не доступна в библиотеке, какие усилия нужно приложить для ее создания с нуля?
До принятия решения необходимо знать, как спроектирована программа, и какие функциональные возможности оставлены на потом.
Время исполнения проекта
Время исполнения – это время, необходимое для создания рабочей версии программы, т.е. версии, готовой для работы в производственных условиях и выполняющей предусмотренные функции. При расчете этого времени необходимо учитывать не только логику управления, но и логику представления.
Время исполнения проекта очень зависит от размера кода. Теоретически, чем легче изучить язык и чем меньше объем кода, тем меньше это время.
Например, сайт управления контентом на PHP-сценариях можно разработать за несколько дней, в то время как создание кода сервлетов может занять несколько месяцев, при условии, что вы начали изучать оба языка с нуля.
Производительность
Каждая программа и платформа имеет определенный предел производительности, и на эту производительность влияет используемый при разработке язык. Существует множество способов сравнения скорости работы в одинаковой среде программ, написанных на разных языках. Можно использовать различные эталонные тесты, хотя их результаты не являются конкретной оценкой производительности какого бы то ни было языка.
Производительность языка нужно учитывать в случае, когда целевая среда не предлагает широкой масштабируемости, – например, при разработке для мобильных устройств.
Поддержка и сообщество
Язык программирования, как и хорошая программа, должен опираться на твердую поддержку сообщества. Язык с активным форумом скорее всего будет популярнее замечательного языка, помощь по которому трудно найти.
Поддержка сообщества – это вики-сайты, форумы, учебные руководства и, самое важное, дополнительные библиотеки, развивающие язык. Прошли те дни, когда люди работали автономно. Никто не захочет перерывать горы документации, чтобы решить одну маленькую проблему. Если у языка много сторонников, это увеличивает шансы того, что ранее кто-нибудь сталкивался с вашей проблемой и уже написал об этом на вики-сайте или на форуме.
Выбор языка программирования. В большинстве случаев никакой проблемы выбора языка программирования реально не существует. Язык может быть определен:
- организацией, ведущей разработку; например, если фирма владеет лицензионным вариантом C++ Builder, то она будет вести разработки преимущественно в данной среде;
- программистом, который по возможности всегда будет использовать
- хорошо знакомый язык;
- устоявшимся мнением («все разработки подобного рода должны выполняться на C++ или на Java или на . ») и т. п.
Если же все-таки выбор языка реально возможен, то нужно иметь в виду, что все существующие языки программирования можно разделить на следующие группы:
- универсальные языки высокого уровня;
- специализированные языки разработчика программного обеспечения;
- специализированные языки пользователя;
- языки низкого уровня.
В группе универсальных языков высокого уровня безусловным лидером на сегодня является язык С (вместе с C++). Действительно различные версии С и C++ имеют целый ряд очень существенных достоинств:
- многоплатформенность — для всех используемых в настоящее время платформ существуют компиляторы с языка С и C++;
- наличие операторов, реализующих основные структурные алгоритми¬ческие конструкции (условную обработку, все виды циклов);
- возможность программирования на низком (системном) уровне с использованием адресов оперативной памяти;
- огромные библиотеки подпрограмм и классов.
Все это сделало С и C++ основными языками, используемыми для создания операционных систем, и, в свою очередь, служит для них дополнительной рекламой. Однако С и C++ имеют и серьезные недостатки:
- отсутствие полноценных встроенных структурных типов данных (имеющиеся псевдоструктурные типы, использующие адресную арифметику, недостаточно жестко определены, чтобы контролировать многие операции над этими данными, что приводит к большому количеству ошибок, выявляемых только в процессе отладки программы);
- наличие синтаксических неоднозначностей, которые также не позволяют компилятору контролировать правильность программы;
- ограниченный контроль параметров, передаваемых в подпрограмму, что также обнаруживается только в процессе отладки программы, и т. п.
Альтернативой С и C++ среди универсальных языков программирования, используемых для создания прикладного программного обеспечения, на сегодня является Pascal, компиляторы которого в силу четкого синтаксиса обнаруживают помимо синтаксических и большое количество семантических ошибок. Версия Object Pascal, использованная в среде Delphi, сопровождается профессиональными библиотеками классов, упрощающими ведение больших разработок, в том числе и требующих использования баз данных, что делает Delphi достаточно эффективной средой для создания приложений Windows.
Кроме этих языков к группе универсальных принадлежат также Basic, Modula, Ada и некоторые другие. Каждый из указанных языков, так же, как C++ и Pascal, имеет свои особенности и, соответственно, свою область применения.
Специализированные языки разработчика используют для создания конкретных типов программного обеспечения. К ним относят:
- языки баз данных;
- языки создания сетевых приложений;
- языки создания систем искусственного интеллекта и т. д.
Специализированные языки пользователя обычно являются частью профессиональных сред пользователя, характеризуются узкой направленностью и разработчиками программного обеспечения не используются.
Языки низкого уровня позволяют осуществлять программирование практически на уровне машинных команд. При этом получают самые оптимальные, как с точки зрения времени выполнения, так и с точки зрения объема необходимой памяти программы. Но эти языки совершенно не годятся для создания больших программ и, тем более, программных систем. Основная причина — низкий уровень абстракций, которыми должен оперировать разработчик, откуда недопустимо большое время разработки. Существенно и то, что сами языки низкого уровня не поддерживают принципов структурного программирования, что значительно ухудшает технологичность разрабатываемых программ.
В настоящее время языки типа Ассемблера обычно используют:
- при написании сравнительно простых программ, взаимодействующих непосредственно с техническими средствами, например драйверов, поскольку в этом случае приходится кропотливо настраивать соответствующее оборудование, преимущества языков программирования высокого уровня становятся несущественными;
- в виде вставок в программы на языках высокого уровня, например, для ускорения преобразования данных в циклах с большим количеством повторений.
Выбор среды программирования. Средой программирования называют программный комплекс, который включает специализированный текстовый редактор, встроенные компилятор, компоновщик, отладчик, справочную систему и другие программы, использование которых упрощает процесс написания и отладки программ.
Последнее время широкое распространение получили упоминавшиеся выше среды визуального программирования, в которых программист получает возможность визуального подключения к программе некоторых кодов из специальных библиотек компонентов, что стало возможным с развитием объектно-ориентированного программирования.
Наиболее часто используемыми являются визуальные среды Delphi, C++ Builder фирмы Borland (Inprise Corporation), Visual C++, Visual Basic фирмы Microsoft, Visual Ada фирмы IBM и др.
Между основными визуальными средами этих фирм Delphi, C++ Builder и Visual C++ имеется существенное различие: визуальные среды фирмы Microsoft обеспечивают более низкий уровень программирования «под Windows». Это является их достоинством и недостатком. Достоинством -так как уменьшается вероятность возникновения «нестандартной» ситуации, т. е. ситуации, не предусмотренной разработчиками библиотеки компонентов, а недостатком — так как это существенно загружает программиста «рутинной» работой, от которой избавлен программист, работающий с Delphi или C++ Builder. Много нареканий вызывает также интерфейс Visual C++, также ориентированный на «низкоуровневое» программирование.
В общем случае, если речь идет о выборе между этими средами, то он в значительной степени должен определяться характером проекта.
Средства тестирования программ
Основными задачами тестирования является проверка соответствия функциональности разработанной программы первоначальным требованиям, а также выявление ошибок, которые в явном или неявном виде проявляются во время работы программы. Среди основных работ по тестированию можно выделить следующее:
- Тестирование на отказ и восстановление.
- Функциональное тестирование.
- Тестирование безопасности.
- Тестирование взаимодействия.
- Тестирование процесса установки.
- Тестирование удобства пользования.
- Конфигурационное тестирование
- Нагрузочное тестирование.
Среди основных видов средств, которые могут быть применены для выполнения поставленных работ можно привести следующие:
- средства анализа кода, профилирования (Code Wizard – ParaSoft, Purify – Rational Softawre. Test Coverage – Semantic и т.д.);
- средства для тестирования функциональности (TEST – Parasoft, QACenter – Compuware, Borland SilkTest и т.д.);
- средства для тестирования производительности (QACenter Performance – Compuware и т.д).
Заключение
Процесс разработки программ является сложным процессом и то, какие средства необходимо применять во многом зависит от задач, поставленным перед разработчиками. В независимости от задач разработки средства нельзя ограничивать лишь набором каких-то инструментальных средств, также необходимо включать методы, методики, подходы и все-то, что применяется для создания программы, отвечающей заданным требованиям.
Использованные источники
- https://studopedia.ru/5_66896_sredstva-proektirovaniya-prilozheniy.html
- https://findout.su/1×24948.html
Источник: technologiarpo.blogspot.com
Что за программа стандартное указывающее средство
Выделены и охарактеризованы основные этапы разработки программного обеспечения. Для каждого этапа приведены и описаны средства, которые могут быть применены для достижения целей этапа.
1. Терминология
Прежде чем приступить к рассмотрению средств разработки, которые могут быть применены для создания программ, необходимо определиться с основными понятиями, терминами, которые будут использоваться в статье. В соответствии с тематикой статьи базовым термином для нас, конечно же, является «средства разработки программ». Применительно к области разработки программного обеспечения данное определение может звучать следующим образом:
Средства разработки программного обеспечения – совокупность приемов, методов, методик, а также набор инструментальных программ (компиляторы, прикладные/системные библиотеки и т.д.), используемых разработчиком для создания программного кода Программы, отвечающего заданным требованиям.
С учетом данного определения термин «Разработка программ» будет звучать следующим образом:
Разработка программ – сложный процесс, основной целью которого является создание, сопровождение программного кода, обеспечивающего необходимый уровень надежности и качества. Для достижения основной цели разработки программ используются средства разработки программного обеспечения.
2. Основные средства, используемые на разных этапах разработки программ
В зависимости от предметной области и задач, поставленных перед разработчиками, разработка программ может представлять собой достаточно сложный, поэтапный процесс, в котором задействовано большое количество участников и разнообразных средств. Для того, чтобы определить, когда и в каких случаях какие средства применяются, выделим основные этапы разработки программного обеспечения. Наибольший интерес для проблематики рассматриваемого вопроса представляют следующие этапы разработки:
- Проектирование приложения.
- Реализация программного кода приложения.
- Тестирование приложения.
Здесь сознательно опущены этапы, связанные с написанием технического задания, планирования сроков, бюджета и т.д. Причина этого заключается в том, что на данных этапах, за редким исключением, практически не используются специфические средства разработки.
2.1 Средства проектирования приложений
На этапе проектирования приложения в зависимости от сложности разрабатываемого программного продукта, напрямую зависящего от предъявляемых требований, выполняются следующие задачи проектирования:
- Анализ требований.
- Разработка архитектуры будущего программного обеспечения.
- Разработка устройств основных компонент программного обеспечения.
- Разработка макетов Пользовательских интерфейсов.
Результатом проектирования обычно является «Эскизный проект» (Software Design Document) или «Технический проект» (Software Architecture Document). Задача «Анализ требований» обычно выполняется с использованием методов системологии (анализа и синтеза) с учетом экспертного опыта проектировщика. Результатом анализа обычно является содержательная или формализованная модель процесса функционирования программы. В зависимости от сложности процесса для построения данных моделей могут быть применены различные методы и вспомогательные средства. В общем случае для описания моделей обычно применяются следующие нотации (в скобках приведены программные средства, которые могут быть использованы для получения моделей):
- BPMN (Vision 2003 + BPMN, AcuaLogic BPMN, Eclipse, Sybase Power Designer).
- Блок-схемы (Vision 2003 и многие другие).
- ER-диаграмы (Visio 2003, ERWin, Sybase Power Designer и многие другие).
- UML-диаграмы (Sybase Power Designer, Rational Rose и многие другие).
- макеты, мат-модели и т.д.
Иногда, когда разрабатываемый программный продукт предназначен для автоматизации какой-либо сложной деятельности задача Анализа (Моделирования) выполняется до составления технических требований к будущему продукту. Результаты анализа позволяют сформировать обоснованные требования к той или иной функциональности разрабатываемой программы и просчитать реальную выгоду от внедрения разрабатываемого продукта. Более того, иного получается так, что по результатам анализа первоначальные цели и задачи автоматизации кардинально меняются или по результатам оценки эффективности разработки и внедрения принимается решение продукт не разрабатывать.
Целью второй и третьей задачи из приведенного списка задач является разработка модели (описания) будущей системы, понятной для кодировщика – человека, который пишет код программы. Здесь огромное значение имеет то, какую парадигму программирования (парадигму программирования также необходимо рассматривать как средство разработки) необходимо использовать при написании программы. В качестве примера основных парадигм необходимо привести следующее:
- Функциональное программирование;
- Структурное программирование;
- Императивное программирование;
- Логическое программирование;
- Объектно-ориентированное программирование (прототипирование; использование классов; субъективно-ориентированное программирование ).
Выбор её во многом зависит от сложившихся привычек, опыта, традиций, инструментальных средств, которыми располагает коллектив разработчиков. Иногда разрабатываемый программный продукт настолько сложен, что для решения ряда задач в разных компонентах системы используются разные парадигмы. Необходимо отметить, что выбор того или иного подхода накладывает ограничения на средства, которые будут применены на этапе реализации программного кода. Результатом решения данной задачи в зависимости от подхода могут быть (в скобках приведены программные средства, которые могут быть использованы для их получения):
- диаграмма классов и т.д (Ration Rose, Sybase PowerDisigner и многие другие).
- описание модулей структур и их программного интерфейса (например, Sybase PowerDisigner и многие другие).
Разработка макетов пользовательских интерфейсов подразумевает создание наглядного представления того, как будут выглядеть те или иные видеоформы, окна в разрабатываемом приложении. Решение данной задачи основывается на применение средств дизайнера, которые в данной статье рассматриваться не будут.
2.2 Средства реализации программного кода
На этапе реализации программного кода выполняется кодирование отдельных компонент программы в соответствии с разработанным техническим проектом. Средства, которые могут быть применены, в значительной степени зависит от того, какие подходы были использованы во время проектирования и, кроме этого, от степени проработанности технического проекта. Тем не менее, среди средств разработки программного кода необходимо выделить следующие основные виды средств (в скобках приведено примеры средств): • методы и методики алгоритмирования.
- языки программирования (C++,Си, Java, C#, php и многие другие);
- средства создания пользовательского интерфейса (MFC, WPF, QT, GTK+ и т.д.)
- средства управления версиями программного кода (cvs, svn, VSS).
- средства получения исполняемого кода (MS Visual Studio, gcc и многие другие).
- средства управления базами данных (Оracle, MS SQL, FireBird, MySQL и многие другие).
- отладчики (MS Visual Studio, gdb и т.д.).
2.3 Средства тестирования программ
Основными задачами тестирования является проверка соответствия функциональности разработанной программы первоначальным требованиям, а также выявление ошибок, которые в явном или неявном виде проявляются во время работы программы. Среди основных работ по тестированию можно выделить следующее:
- Тестирование на отказ и восстановление.
- Функциональное тестирование.
- Тестирование безопасности.
- Тестирование взаимодействия.
- Тестирование процесса установки.
- Тестирование удобства пользования.
- Конфигурационное тестирование.
- Нагрузочное тестирование.
Среди основных видов средств, которые могут быть применены для выполнения поставленных работ можно привести следующие:
- средства анализа кода, профилирования (Code Wizard – ParaSoft, Purify – Rational Softawre. Test Coverage – Semantic и т.д.);
- средства для тестирования функциональности (TEST – Parasoft, QACenter – Compuware, Borland SilkTest и т.д.);
- средства для тестирования производительности (QACenter Performance – Compuware и т.д).
3. Заключение
Процесс разработки программ является сложным процессом и то, какие средства необходимо применять во многом зависит от задач, поставленным перед разработчиками. В независимости от задач разработки средства нельзя ограничивать лишь набором каких-то инструментальных средств, также необходимо включать методы, методики, подходы и все-то, что применяется для создания программы, отвечающей заданным требованиям.
Также смотрите:
Источник: infosoftcom.ru