Что за программа соотечественники когда будет она работать

Гребенюк А.А., научный сотрудник Центра социальной демографии и экономической социологии Института социально-политических исследований РАН, кандидат экономических наук.

В России уже на протяжении двух лет реализуется Государственная программа по оказанию содействия переселению в РФ соотечественников, проживающих за рубежом, в соответствии с которой в страну переехало около восьми тысяч человек (табл. 1).

Количество переселившихся соотечественников в соответствии с Госпрограммой, чел.

Субъекты РФ
Прибывшие
На 1 июля 2008 г.
На 21 ноября 2008 г.
Калининградская область
1721
3605

Калужская область
1600
Липецкая область
1296
Тамбовская область
Тверская область

Тюменская область
Красноярский край
Иркутская область
Новосибирская область
Приморский край
Хабаровский край
Амурская область
Всего

3164
7772

Столь незначительное количество переселенцев объясняется рядом проблем, проявившихся в процессе реализации Госпрограммы. Хотелось бы сразу отметить, что, несмотря на то что с нормативной и процедурной точки зрения Программа написана грамотно, в ней существует ряд концептуальных негативных аспектов, таких, как отсутствие предоставления жилья, локализация территорий вселения, незначительные денежные выплаты и т.д. Однако в данной статье хотелось бы остановиться на проблемах, возникших уже в процессе реализации Государственной программы.

Большой переезд. Как работает программа переселения соотечественников в Россию

  1. Одним из основных факторов успешной адаптации и закрепления соотечественников является трудоустройство, в основе которого лежит трехстороннее трудовое соглашение. Однако практика его применения выявила ряд проблем, с которыми сталкиваются соотечественники, работодатели и местные власти.

Трудности применения трудового соглашения для работодателя:

а) работодатель и соотечественник не контактируют до заключения соглашения. По сути, происходит наем «вслепую». Работодатель не может оценить ни квалификацию, ни личностные качества соотечественника (переселенцы зачастую завышают свои профессиональные навыки при заполнении анкет);

б) отдельно нужно отметить проблему квалификации переселенцев. В результате тяжелейшего экономического кризиса после развала СССР во многих государствах нового зарубежья произошли процессы деиндустриализации промышленности, развала сферы науки, образования, медицины. Многие высококвалифицированные специалисты остались без работы и возможности повышать свой профессиональный уровень. Современные реалии диктуют необходимость применения в производствах высокотехнологичного, дорогостоящего оборудования, требующего квалифицированных кадров. Отсюда работодателю необходимо тратить дополнительные денежные и временные ресурсы на переобучение соотечественника. Высокая квалификация коррелирует с заработной платой, а та, в свою очередь, определяет возможности решения жилищного вопроса посредством аренды или ипотеки;

в) зачастую соотечественники после согласования своей кандидатуры по разным причинам затягивают переезд. Рабочее место в таком случае пустует. Отсюда работодателю выгодно подавать заявку на рабочее место, которое вакантно длительное время (ввиду низкой зарплаты или непрестижности) и на которое не соглашается местное население. Оперативные же потребности в рабочей силе работодатели стараются решать за счет местных трудовых ресурсов, что одновременно позволяет избежать проблем с предоставлением жилья переселенцам.

Как стать участником программы переселения соотечественников

Применение трехстороннего соглашения создает ряд проблем и для соотечественника:

а) как уже отмечалось, трудоустройство происходит дистанционно. Соотечественник плохо представляет себе организацию, в которой он будет трудиться, условия труда и т.д. Нередки случаи, когда реальная зарплата ниже обещанной;

б) трудовое соглашение является обязательным для переселения. В этой связи некоторые соотечественники, имея квалификацию, не востребованную на рынке, указывают другие специальности и, переезжая, занимаются поиском работы самостоятельно. К когорте людей, ищущих работу самостоятельно, необходимо отнести и тех, кому не подошла предложенная работа, а также членов семьи соотечественника. Отдельно нужно выделить частных предпринимателей, которые, по сути, не имеют права на переселение. Им приходится указывать другие специальности (например, в соответствии с базовым образованием), чтобы переехать. Практически трудовое соглашение для определенной части переселенцев превращается в еще один административный барьер;

Читайте также:
Приложение Яндекс диск что это за программа и нужна ли она

в) наблюдается временной разрыв между инвестиционными планами и ситуацией реального переезда соотечественников. Зачастую инвестиционные проекты запаздывают с реализацией в сроки, указанные в региональных программах переселения. Получается ситуация, когда в документах вакансия есть, а в реальности предприятие еще не функционирует.

Процесс трудоустройства соотечественников ложится на плечи местных властей, которые, по сути, являются связующим звеном между переселенцами и работодателями. Местным властям приходится сталкиваться со множеством проблем, которые не были проработаны на федеральном уровне. И не только сталкиваться, но и пытаться решить своими силами. Здесь нужно подчеркнуть, что реальных рычагов воздействия на процесс трудоустройства у территориальных органов практически нет. Они сталкиваются с низкой мотивацией бизнеса, располагают вакансиями, большинство из которых низкооплачиваемые, поток соотечественников нуждается зачастую в переобучении, а отчетность и требуемый от них результат — это прежде всего количество переселенцев.

  1. Следующий блок проблем — это кризис управления в стране. Некоторые эксперты отмечают, что основная причина неудач Программы видится в «несоответствии политических целей центра и экономических целей региона» . То есть тем самым подчеркивается, что геополитические и демографические приоритеты страны могут идти вразрез с целями регионов или отдельных чиновников, не желающих в них вникать. Также отмечается, что «центр должен «объяснить» регионам политическое значение Госпрограммы и показать те выгоды и преимущества, которые будут у региона, ориентированного на прием соотечественников». Данный тезис говорит не столько о кризисе целеполагания, сколько об ограниченности возможностей региона, а также, возможно, об определенной некомпетентности чиновников и кризисе кадров на местах.
  1. Однако главным негативным аспектом, мешающим реализации Госпрограммы, является отсутствие четкой миграционной концепции России. Как справедливо отмечает профессор Л.Л. Рыбаковский, «эта Программа не может работать, пока не будет у России государственной миграционной политики, определенной концепции регулирования миграционных потоков». Необходимо на уровне государственной концепции определить, нужны ли нам мигранты? Если да, то какие и в какие регионы Российской Федерации следует направлять миграционные потоки? Что нужно сделать для того, чтобы эти миграционные потоки направлялись в геополитически и экономически значимые регионы, нуждающиеся в притоке людских ресурсов? От получения скорейших ответов на эти вопросы зависит не только дальнейшая реализация Государственной программы, но и вся миграционная и, как следствие, в определенной мере демографическая ситуация в РФ.

Соотечественникам из недружественных стран упростят переселение в РФ

Соотечественникам, проживающим в странах из списка недружественных, упростят процедуру участия в программе переселения в Россию. Об этом сообщил премьер-министр России Михаил Мишустин.

«Правительство упростит участие в государственной программе. Соотечественники смогут подавать заявление не только в государстве, гражданами которого являются, но и за рубежом, где проживают, а также в нашей стране», – сказал глава правительства.

Он добавил, что будут приняты и другие меры по упрощению процедуры, и напомнил, что задачу облегчить переселение соотечественников из недружественных стран поставил президент России Владимир Путин.

Ранее уполномоченный по правам человека в России Татьяна Москалькова предложила выдавать российские паспорта соотечественникам прямо за рубежом – в консульствах.

Источник: ren.tv

Правительство поможет переселенцам из недружественных стран

кабмин, мишустин, ускоренная процедура, соотечественники, добровольное переселение, недружественные страны

Дальний Восток привлекает русских старообрядцев из Латинской Америки. Фото с сайта www.eao.ru

Правительство упростит процедуру добровольного переселения в Россию соотечественников из недружественных государств, сообщил на совещании с вице-премьерами в понедельник премьер-министр Михаил Мишустин. По его словам, теперь заявление об участии в госпрограмме можно подать не только в стране постоянного проживания, но и по месту фактического пребывания.

Кроме того, будущим переселенцам не нужно будет переводить и нотариально заверять документы, где записи продублированы на русском языке. Кроме того, решение по участию в программе соотечественников, прибывших в Россию и получивших на территории РФ статус беженца или временного убежища, будет приниматься по ускоренной процедуре. На это теперь потребуется 25 рабочих дней вместо нынешних 40. Сократится и пакет необходимых документов: необязательно будет предъявлять свидетельство о рождении, сведения об образовании, трудовом стаже и многие другие бумаги.

Читайте также:
Patriot viper m2 ssd rgb что это за программа и нужна ли она

«Таким образом поможем поскорее переехать тысячам наших соотечественников и их семьям, чтобы жить и работать в России», – подчеркнул Михаил Мишустин. При этом, как сообщается на сайте правительства, подписанное постановление необходимо для исполнения указа президента Владимира Путина, которым он еще в августе 2022 года внес изменения в госпрограмму содействия добровольному переселению соотечественников в Россию (сама программа, напомним, действует с начала 2007 года).

Несколькими днями ранее президент внес и другие изменения в программу. Глава государства 30 марта подписал указ, согласно которому прием заявлений на участие в программе от соотечественников за пределами РФ будет проводиться при условии владения ими русским языком. Причем владение должно быть «на уровне, достаточном для общения в устной и письменной форме в условиях языковой среды».

Владение русским языком можно будет подтвердить документально (через предъявление документов об образовании) или через собеседование, которое для соотечественников, находящихся за рубежом, будет проводиться онлайн. Решение по результатам собеседования должна будет принимать комиссия, которую формирует МВД РФ. Впрочем, как отмечается в указе, соотечественникам из числа граждан РФ, Белоруссии, Казахстана, Молдавии и Украины предоставлять документ об образовании или проходить собеседование для подтверждения владения русским языком не нужно.

Решения о выдаче свидетельства участника госпрограммы или об отказе в выдаче также принимаются территориальными органами МВД в субъектах РФ, в которых реализуется такая региональная программа переселения. Владение языком – вопрос далеко не только гуманитарный, но тесно завязанный на экономику. Госпрограмма предполагает значительные выплаты для переселенцев. А как заявил в конце января член совета по правам человека при президенте (СПЧ) Кирилл Кабанов, «продажные дельцы от миграционных служб вместе с этническими организованными преступными группировками и олигархами» сделали из программы «кормушку с миллиардными оборотами».

Кабанов предложил временно ограничить выдачу российского гражданства по программе переселения соотечественников, тем более что после присоединения новых территорий Россия получила около 5 млн новых граждан, которые «больше других нуждаются в огромной, в первую очередь финансовой поддержке, восстановлении хозяйства, социальной адаптации». Член СПЧ отметил в своем Telegram-канале, что жители новых территорий, «собратья, носители общего языка и культуры» проходят многомесячные, а иногда и многолетние бюрократические круги ада, чтобы получить положенное им и родное для них гражданство России, тогда как «житель кишлака на реке Пяндж» при поддержке диаспоры и денег может быстро получить гражданство РФ без знания русского языка, культуры и истории.

Участниками программы могут быть люди, чьи родственники по прямой восходящей линии жили когда-то в России, или граждане бывшего СССР, эмигранты из СССР (в том числе из союзных республик), представители небольших народностей, которые исторически жили на этой территории.

Все 11 регионов Дальнего Востока являются территорией приоритетного заселения по этой госпрограмме. Те, кто выберет для проживания территорию Дальневосточного федерального округа, получают повышенные жилищные субсидии, подъемные выплаты, пособия при отсутствии дохода.

Кроме того, здесь можно бесплатно получить участок земли по программе «Дальневосточный гектар» и взять льготный жилищный кредит под самый низкий процент в стране по «Дальневосточной ипотеке» – до 2% годовых. C начала реализации госпрограммы на Дальний Восток переехали уже более 60 тыс. человек. Только в 2022 году, по данным МВД России, российское гражданство получили почти 700 тыс. иностранцев. В 2021 году – 735,4 тыс.

Читайте также:
Что это за программа letitbit

Территориальные органы МВД РФ компенсируют участникам госпрограммы и членам их семей расходы на переезд. Семье до трех человек оплачивают 5-тонный контейнер или 33% стоимости перевозки стандартным 20-футовым контейнером. Если семья больше – до шести человек, то покроют затраты на перевозку двумя маленькими контейнерами или 66% стоимости перевозки большим. Большим семьям расходы на 20-футовый контейнер покрываются полностью.

Компенсируются также расходы на уплату госпошлины за оформление документов, выплачиваются подъемные и пособие до приобретения гражданства, но не более чем в течение шести месяцев, если у переселенцев нет дохода от трудовой или предпринимательской деятельности. Если речь о ДФО, то пособие на первом этапе (после прибытия на новое место и регистрации) выплачивается участнику в размере 150 тыс. руб. и по 70 тыс. – членам его семьи. На втором этапе (через 1,5 года со дня постановки на учет) выплачиваются 90 и 50 тыс. соответственно. В других регионах выплаты скромнее: 20 тыс. руб. – участнику и 10 тыс. на каждого члена семьи (судя по данным сайта посольства РФ в Казахстане).

«Программа работает уже 15 лет в 77 субъектах РФ. За 2022 год было зафиксировано 64,8 тыс. обращений, в 2021 году – 78,4 тыс. человек, в 2020-м – 61,9 тыс. человек, – рассказала «НГ» доцент кафедры статистики РЭУ им. Г.В. Плеханова Ольга Лебединская. – На протяжении такого длинного периода программа претерпела ряд изменений.

Фиксированные выплаты заменены на «привязку» к прожиточному минимуму субъекта, но зависимость размера подъемных от приоритетности региона переезда осталась. Переезжающий на территорию приоритетного проживания получит единоразово выплату в качестве подъемных, которая разнится в зависимости от региона России. Популярность программы сдерживает сложность оформления и особенности предлагаемых мест проживания. Например, мало семей готовы сменить теплый климат на жесткие погодные условия Дальнего Востока».

Власти, однако, наращивают «сторону предложения». В феврале, например, Минстрой объявил о предложении увеличить размер субсидии на покупку или строительство жилья для переселенцев из-за границы в ДФО. Если раньше переселенцы могли получить жилищный сертификат на приобретение 6 кв. м на человека по среднерыночной стоимости, то теперь помощь для переселенцев с высшим и средним специальным образованием будет рассчитана исходя из покупки 9 кв. м жилья на каждого человека.

Региональные медиа приводят истории успешного переселения в РФ. Например, правительство Камчатского края приводит рассказ переселенца Дмитрия Паршина приехавшего в приморский город Артем из Казахстана с женой, двумя дочерьми и сыном. Им местный климат понравился, а Владивосток поразил красотой. «Мы приехали сюда практически без денег, взяли в долг.

Купили товар, арендовали помещение и открыли небольшой бизнес. Успешно работаем уже второй год. Жить на Дальнем Востоке можно, прекрасное место. И работа здесь есть – кто хочет, тот работает. И жить можно, не отказывая себе ни в чем.

Главное – хотеть чего-то добиваться в жизни», – говорит Паршин.

Другие регионы также стараются не отставать от гонки за «социально близкими» мигрантами. Количество жителей Латвии, переехавших в Псковскую область по программе переселения соотечественников за 2022 год увеличилось в два раза: в регион прибыли более 170 человек. «Мы будем счастливы, если значительное количество наших соотечественников, тем более если они будут в работоспособном возрасте, переедут сюда», – отмечал в ноябре прошлого года губернатор Псковской области Михаил Ведерников, добавив, что в области население сокращается примерно на 1% в год. Население Челябинской области в 2022 году увеличилось почти на 6 тыс. человек благодаря программе добровольного переселения соотечественников, рассказывал губернатор Челябинской области Александр Текслер.

Источник: www.ng.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru