SketchUp – простейшее приложение для моделирования и модификации трехмерных объектов и сцен, приобретённое Google в 2006 году и проданное спустя 6 лет. По сути, это инструмент эскизного (низкополигонального) трехмерного моделирования. С его помощью любой человек, считающий, что работа в трехмерных редакторах – удел избранных, сможет за пару часов освоить основные моменты работы с 3D, создавать довольно-таки сложные объекты и текстурировать их. Скетчап стал своеобразным Paint’ом, где можно рисовать в трех плоскостях.
Сферы применения
SketchUp 8, выпущенную в 2008 году, можно использовать для решения следующих проблем:
- освоения трехмерной графики детьми и пожилыми проектировщиками советской эпохи, для которых пакеты, вроде 3dsmax и Компас, кажутся невероятно сложными;
- создания оригинальных презентаций школьниками и студентами технических вузов;
- моделирования зданий, в том числе в сфере виртуальной архитектуры, интерьеров и ландшафтов;
- дизайна уровней для движка Source Engine;
- получения моделей для последующей их печати на 3D-принтере.
Главные особенности Скетч Ап 8
Благодаря ряду особенностей Google позиционирует SketchUp 8, как простейший инструмент для непрофессиональной работы с 3D.
Уроки по SketchUp 8. Для начинающих. Урок 1
- Нет окон и диалогов предварительной настройки и сюрреалистичного рендеринга.
Основные параметры вводятся сразу после или во время действия инструмента или вызова функции в поле контроля параметров. В результате пользователь сразу видит результат выполнения действия, и может изменять его в реальном времени. Однако, имеется возможность передачи сцен в V-Ray и Artlantis, а также пару иных рендеров. Простейший рендер в SketchUp все-таки присутствует. Параметры основного источника света – солнца – можно изменять, как и настройки отбрасываемых теней. - Отсутствие карт смещения, позволяющих моделировать освещение точки, не изменяя её положения, таким образом, чтобы у юзера создавалась иллюзия увеличения сложности объекта.
- Наличие запатентованного (его аналог присутствует в большинстве более сложных редакторов) инструмента Тяни/Толкай, способного создавать боковые стенки для плоского объекта, придавая ему объема.
- Возможность расширения функционала за счёт установки плагинов (для создания физических эффектов, визуализации, текстурирования, экспорта в другие форматы) и написания (использования готовых) макроcов на Ruby.
- Наличие функции создания компонентов.
Компоненты можно использовать в любой сцене сколь угодно раз после их создания. После редактирования компонента изменения будут внесены и в сцены, где он присутствует. - Шаблоны – масса заготовленных преднастроек проекта с использованием разных единиц измерения для решения различных задач (проектирование для деревообработки, горизонтальные проекции, моделирование для Google Earth, инженерное проектирование).
- Управление посредством комбинаций горячих клавиш. Выполнение любого действия и даже скрипта можно закрепить за комбинацией локальных клавиш, не используемых в Windows (как, например, Ctrl + C).
Бесплатная программа для проектирования SketchUp 8 (русская версия)
Присутствует справка, активация которой вызовет учебник для каждого конкретного случая. Благодаря ей ускоряется обучение работе в SketchUp, юзер быстро понимает, как пользоваться тем или иным инструментом.
К прочим достоинствам причисляются упрощенная работа со слоями, добавление выносок с размерами, создание динамических объектов, построение разрезов и сечений.
Поддерживаемые форматы и плагины
Разработанные в SketchUp Rus проекты хранятся в специальном формате с расширением skp. Помимо собственного типа файлов программа поддерживает импорт и экспорт графики из/в форматы ddf, tga, 3ds, dwg и растровую графику psd, bmp, png, tif, и psd. При импорте осуществляется обрезка или изменение размера объекта, вставка его в качестве отдельного элемента сцены, использование в качестве текстуры или фона. Pro версия тем и отличается от бесплатной, что поддерживает большее разнообразие типов файлов. Система Photo Match поможет создать сцену на базе растрового изображения.
Плагины основном представляют собой базу готовых элементов, соответствующих спецификации (мебель, колоны, балки, различные конструкции из металла и бетона, двери, элементы дизайна и декора, текстуры, материалы и т. д.). Расширяют плагины и список понимаемых SketchUp типов файлов, добавляя в их число mxs, b3d и прочие. Самое распространённое дополнение V-Ray визуализирует 3D-сцены.
Эксплуатация совместно с Google Earth
Упрощенный трехмерный редактор от Гугл является элементом одной семьи программных продуктов, поэтому он совместим с другими ее представителями, к примеру, виртуальным глобусом. Приложение поддерживает перенос данных с/в Google Earth, что упрощает моделирование копий архитектурных объектов. Импортируем фото здания и строим цифровую модель на основе спутникового снимка.
Хотим посмотреть, как архитектурное сооружение будет выглядеть в определённой местности? Легко. При этом можно добавлять тени с учётом географического места положения объекта и времени суток.
Пользовательский интерфейс
Окно SketchUp представлено следующими фреймами и областями.
- Строка заголовка – здесь приводится название открытого файла.
- Главное меню – доступ ко всем функциям и возможностям редактора.
- Область моделирования занимает основную часть экрана, здесь осуществляются все основные действия при разработке модели.
- Панель инструментов (перемещаема) – содержит блоки самых необходимых в работе инструментов.
- Строчка состояния – в ней приведены подсказки по работе с выбранным инструментом, кнопка для вызова справки, касающейся его. Справа выводятся числовые значения задаваемых величин.
Инструменты
Любой объект в SketchUp состоит из двух элементов: граней и краёв. Что это такое? Края – это обычные линии, прямые, ломанные, пересекающиеся, дуги. Грани – двухмерные фигуры, получающиеся при пересечении нескольких краёв. Для рисования краёв и граней в программе присутствует несколько инструментов.
Рисование
Линия – средство для создания краев и траекторий. Последние необходимы для превращения фигур в модели.
Прямоугольник, многоугольник, окружность и дуга строят соответствующие фигуры с заданными параметрами.
Инструменты песочницы созданы для редактирования и построения объемных изображений местности. Посредством выбора контурных линий или рисования гладкого ландшафта можно добиться получения сглаженных земных поверхностей, автотрасс, уступов, возвышений и долин.
Работа с объектами
Во второй группе инструментов размещены функции для обработки моделей.
Ластик – удалит ненужный элемент или секцию, превращая куб в коробку или комнату.
Заливка – заполнит цветом или текстурой выбранную грань/объект или применит к последнему выбранный материал (стекло, дерево). В библиотеке присутствуют десятки материалов, которые можно наносить на грани.
В наличии и инструменты для масштабирования, вращения и перемещения элементов сцены.
Тяни/Толкай – средство для быстрого перехода от 2D к 3D. Превращает поверхности в объемные фигуры. Для преобразования необходимо выбрать объект и задать плоскость (направление) его выдавливания.
Ведение – универсальное средство для выдавливания фигур по кривой или заранее подготовленной дуге (усовершенствованный Тяни/Толкай). Так легко рисуются объекты вращения, например, трубы. Ещё инструмент используется для закругления краёв на предметах мебели и т. д.
Сдвиг – перемещение краёв, которые ограничивают выбранную грань.
Создать компонент – средство для добавления элементов, кои можно неоднократно использовать в разных сценах, в том числе и модифицировать.
Рулетка и угломер – электронные измерительные инструменты для получения точных размеров между точками или углов пересечения линий и плоскостей.
Группировка – создание сложных моделей на основе простых для их одновременной обработки (перемещения). Он группирует выбранные элементы сцены, делая их одним объектом до разъединения.
Инструменты для обработки сплошных объектов позволяют перекрывать их, объединять, обрезать, разделять, вычитать пересекающиеся элементы, оставляя пересекаемую фигуру или же удалить эту область.
Функция постройки сечений в указанной плоскости помогает на время удалить часть содержимого проекта, чтобы заглянуть внутрь. Используется при построении ортогональных моделей и демонстрации внутренней структуры чего-либо.
Указатель размеров – выносит любой размер в удобное место в выбранных единицах измерения.
Создание анимации – экспорт нескольких видов и создание анимации на их основе.
Текст и 3D текст служат для добавления плоских и объемных надписей.
Создание слоев и структурирование объектов в сложной сцене – средства, благодаря которым совсем несложно добиться порядка при наличии десятков компонентов в модели.
Стили и материалы
Группа кнопок отвечает за активацию режима визуализации сцены: скрытие линий, рентгеновские лучи, каркас, монохромное изображение, затенение текстур.
Текстурирование объектов происходит через диалог Материалы. Библиотека хоть и не пестрит материалами, все же самые необходимые в ней присутствуют, вроде камня, различных типов кровли, древесины, кирпича, ковровых покрытий, металла и прочих.
Камера
Просматривать результаты труда помогают десятки инструментов для работы с камерами. Так, при помощи Орбиты картинку можно вращать в любом направлении во всех плоскостях, с центром в точке начала координат, кою можно смещать.
Инструмент Панорама передвигает камеру во всех плоскостях, Масштаб – отдаляет и приближает сцену. При помощи функции указания зоны обзора можно ограничить просматриваемое пространство. Для удобства просмотра камеру можно установить удобным образом в любом месте и наблюдать за моделью от первого лица. Воспользовавшись опцией Проход, юзер сможет пройтись по указанному маршруту, как в трёхмерной игре, и даже вращать головой, рассматривая модель.
Другие функции работы с камерой позволяют устанавливать дополнительные камеры и выбирать их тип из почти сотни представленных. Камеры можно блокировать и устанавливать фиксированные области обзора.
Интерактивные презентации
Сохранённые проекты можно отправлять в программу LayOut. Её интерфейс хоть и не на русском языке, красивая интерактивная презентация с добавлением текста, геометрических фигур, штампов, пиксельных изображений, стрелочек и прочих акцентов получится у каждого. Мультимедийные презентации можно сразу конвертировать в avi или mov или импортировать в pdf, dwg и графические форматы jpg или png с поддержкой прозрачности.
Загружаемый контент
Функции загрузки и скачивания моделей помогают обмениваться творениями с другими пользователями, посредством онлайн библиотеки 3D Warehouse. Здесь размещаются только текстурированные модели, а что касается цифровых копий реалистичных зданий, то они снабжены и географическими метками. Любую их них можно бесплатно скачать в нескольких форматах, в том числе и в skp, как с файлообменника, куда пользователь загрузил файл, так и через торрент.
- Windows XP;
- Windows 7;
- Windows 8;
- Windows 10;
- и поставляется со встроенной иллюстрированной справкой.
Наличие понятных инструментов, отсутствие окон предварительных настроек и рендеринга, и переведённый на русский язык интерфейс делают возможным использование программы широким кругом пользователей.
Источник: google-sketchup.ru
SketchUp для чайников или проектирование на коленке.
… самодельщикам периодически просто жизненно необходимо что то смоделировать или создать проект какой то детали или даже целого здания (сооружения).
Для этого существует множество специализированных программ, типа SOLIDWORKS или AutoCAD, но они стоят денег и для простого юзера кажутся слишком сложными.
Я бы рекомендовал для обычного самодельщика программу SketchUp.
Полный размер
Простейший графический редактор который в большинстве случаев вполне достаточен для любого проектирования.
Есть бесплатная версия 2017 года:
www.softslot.com/software…1-sketchup-make-2017.html
Есть офигенная база готовых моделей:
Полный размер
Для того что бы открыть модели более позднего срока, есть опция открыть новую версию:
Полный размер
Есть возможность сохранить модель в формате STL, что в большинстве случаев позволяет раскроить деталь на фрезере или лазере.
Полный размер
Интерфейс понятен интуитивно.
После ознакомления с программой, я с ужасом вспоминал начертательную геометрию с ее рейсшинами, карандашами, точилками и ластиками
Всем рекомендую!
P.S. … и, да, программа бесплатная, не требующая обновлений.
30 января 2023
Поделиться:
Блин, чего-то у меня не срастается любовь с кетчупом… В про100 нарисую запросто и почти что угодно, а интерфейс скетчапа мне кажется ну совершенно непонятным…
ООО отличная программа хочу сказать, работаю в ней лет 10. Универсальная как швейцарский нож. Когда то баловался в игровых движках для видео игр, создавал модельки. Теперь со времене занимаюсь ремонтами она просто не заменима, и праводка и сантехника не говоря уж о плоскостных расчетов, всё в ней умудряюсь делать. Мебель тоже удобно конструировать.
С установкой расширений закрывает все потребности. Так и для 3д печати и для всего. Много уроков, легка в освоении.
…с ужасом вспоминал начертательную геометрию с ее рейсшинами, карандашами, точилками и ластиками…
Ч/з это доходит лучше!
Сам работаю в Autodesk Inventor Professional
Я езжу на Opel Frontera A Sport
Как бедных неадекватов торкает от ваших постов
Бедный Виталик)))) трясёт и подбрасывает))))
Скачал по ссылке. Пробная версия на 30 суток. Онлайн версия вообще не работает. так что сдулся скетчап для Рассеюшки по ходу.
Онлайн только через впн работает
Скетч — это простая версия Archicad))) Простой незамысловатый . Имеет место быть)
Это не так. Ни разу не так.
Почему же?) Я работаю и в том и в этом . И они весьма схожи
Со скетчапом столкнулся ещё в те времена, когда в нем была возможность делать трехмерные модели домов и других строений для встраивания их в Гугл Планету Земля. Сделал несколько домов в своем городе. Потом, эту прогу кто-то выкупил и возможность выкладывания моделей для Планеты Земля пропала.
Позже я устроился на работу, где мы занимались вентфасадами. Скетчап прям сильно выручал, когда нужно было оперативно посчитать объемы той или иной облицовки. Нарисовал домик, раскрасил его разными цветами и посчитал. Красота!
Все абсолютно верно
О, Скетчап это просто отличная программа! Сам работаю в автокаде, но иногда использую именно Скетчап. Там есть некоторые мега полезные фишки, которых нет в автокаде. Самая крутая фишка в том, что есть бесплатный просмоторщик на Андроиде. Можно поделится моделью с кем-нибудь, и прямо на экране телефона покрутить-повертеть модель, изучить её со всех сторон. Скриншот с телефона:
Ну, судя по всему есть еще один ньюанс, может Дмитриям легче работать с такой программой, чем Валериям например, или Анатолиям
не совсем понял, причём тут имена?
Ну, я то же Дмитрий
О, Скетчап это просто отличная программа! Сам работаю в автокаде, но иногда использую именно Скетчап. Там есть некоторые мега полезные фишки, которых нет в автокаде. Самая крутая фишка в том, что есть бесплатный просмоторщик на Андроиде. Можно поделится моделью с кем-нибудь, и прямо на экране телефона покрутить-повертеть модель, изучить её со всех сторон. Скриншот с телефона:
Ссылку можете скинуть на просмотрщик?
интерфейс интуитивен, если раньше не пользовался другими программами для моелирования. Иначе приходится переучиваться. Парадигма у этой программы немного отлична от общепринятой.
А эта прога может сохранить чертеж в .dxf или .cdr ?
Если кому то интересно, для планировки комнаты/квартиры есть отличная программа RoomSketcher
А что солидворкс такая проблема утянуть с торрента и бесплатно?
Это то при чем?
Солид сложнее, не всем хватит терпения разобраться, а кетчуп прост до безобразия.
У каждой проги, как и у инструмента есть свои определенные цели и задачи. Подобные проги я как-то даже находил на подобии браузерных и лет наверно больше 10 назад жена попросила «раскидать» планировку комнаты. Конечно в Солиде это долго и не нужно «рисовать», а в простых прогах — да, быстро накидал и понял масштаб предстоящих бедствий:)
Я ламинат раскладывал в кетчупе — 84 м2!
Все сошлось до миллиметра.
Это вы каждую ламинатину в группу? Я плитку так считаю. Делаю группу и накладываю на чертеж
Это то при чем?
Солид сложнее, не всем хватит терпения разобраться, а кетчуп прост до безобразия.
Он еще и универсален до безобразия. Куча интересных плагинов и надстроек (особенно для версии 8.0. . — и бесплатных). В т.ч. очень неплохой рендер SuPodium. В давние строительно-отделочные времена вовсю использовал для отделочных расчетов, для моделирования внешней отделки, конструирования крыш и т.д.
В один момент, встретив прораба на стройке, который 2-й день пыхтел, вычерчивая в КАДе лестничный пролет для обсчета объёмов штукатурки, за час слепил ему модель этого пролета в кетчупе и посчитал квадраты. Он прифигел и кинулся изучать эту «примитивщину». Впоследствии не раз благодарил за «наводку» и основы работы.
Теперь, работая с металлом (лазерная резка) — вовсю ваяю модели именно в кетчупе той самой, старой версии. Намного быстрее и понятнее, чем КАД-системы.
Это то при чем?
Солид сложнее, не всем хватит терпения разобраться, а кетчуп прост до безобразия.
Рендер су подиум на среднем качестве
Источник: www.drive2.ru